Что поставить на замену СЧ динамика 15 ГД-11А (20 ГДС-1) в линейке акустических систем 35 АС (S-90, Амфитон 35 АС-018) и 25 АС (Амфитон 25 АС-027, Электроника 25 АС-033)?
А если бюджет сильно ограничен, и переделывать электрическую часть вообще не хочется?! Конечно же, 5 ГДШ-5-4 – она как раз «под размер» пресловутой головки 20ГДС и звучание вышеперечисленных АС поднимется с уровня отсталого двоечника до твердого троечника. Чуда не случиться, но пользователей этих АС несомненно порадует заметный прирост разборчивости вокала.
Попробуем изложить процесс коротко и визуально ясно.
Для доработки динамиков потребуется немного свободного времени по вечерам и наличие предметов:
- Бензин «Галоша»
- емкость для разведения сырой резины
- кисточка для нанесения
- пузырек с шеллаком
- автомобильная виброизоляция (так называемая «Шумка»)
- пара 5 ГДШ-5-4
Нет шеллака в спирте?! ПВА вам на его замену!
Нет сырой резины?! Главное, что бы «Шумка» была – её можно использовать вместо сырой резины.
А если нет “Шумки”? Тогда пластилин, обычный детский.
Итак, допустим, что у вас всё же имеется «Шумка». Отрезаем от неё кусочки, клеим их на стойки корзины динамика:
Смысл сего действия – уменьшить собственные резонансы корзины динамика. Именно по этому пластилин тоже подойдёт.
Далее, кусочки сырой резины (или если её нет – «Шумку» без бумажной и алюминиевой основы) накладываем в небольшую емкость и заливаем бензином. Закрываем крышкой. Взбалтываем. Когда вспомним про раствор – еще раз взбалтываем.
Пока резина растворяется и, позволяет свободное время, берем готовый раствор шеллака в спирте (а если такового не продается в ваших магазинах, то любой клей ПВА) и наносим его на диффузор с обеих сторон. Обратите внимание, что гофр (он же «воротник», он же «подвес») остается не затронутым при этом.
После нанесения раствора и его сушки (естественной или обычным феном), можно запросто повторить процедуру.
К тому времени, когда растворится (хотя бы частично) сырая резина или «шумка» диффузоры динамиков уже окончательно просохнут и можно будет кистью нанести на гофр тонкий слой полученного «герлена». Еще лучший результат можно получить путем нанесения мастики описанной здесь
Пластификатор от эпоксидной смолы в ацетоне, назовём её «Magic Water» (как то же эта жидкость должна называться) – альтернативный вариант «герлену». То есть, если у вас нет “шумки” или сырой резины (но вы дочитали до этого места из принципа), а эпоксидный клей у вас вдруг обнаружился – значит есть шанс довести модернизацию до логического завершения.
Для данной же пары динамиков был использован комбинированный вариант пропитки гофра: изнутри «герлен», снаружи «MW». На фото – слева не пропитанный динамик, справа – со свеже-нанесенной мастикой.
Смысл пропитки диффузора шеллаком (или ПВА) – повысить жесткость диффузора для лучшей передачи атаки (импульса).
Смысл пропитки гофра (“воротника”, “подвеса”) – повысить эффективность “волнореза” динамика, который гасит паразитные колебания, отраженные от корзины и собственные резонансы диффузора.
На фото готовый просушенный вариант перед установкой в АС. Конкретная пара подготовлена для “Электроники” 25 АС-027 под замену штатных 20 ГДС-1-8. Дополнительные проволочные резисторы 4 Ом, последовательно с 5 ГДШ-5-4 снизят их чувствительность до уровня 20 ГДС и обеспечат необходимый импеданс 8 Ом для штатного кроссовера. И, как следствие “повысят” перегрузочную способность 5 ГДШ-5-4 в два раза, за счёт пассивного балласта.
Автор: ky3ne4ik
Мне все интересно, а после всего этого кто-нить мерил какую АЧХ кажут? А что там с параметром Bl становиться (он как раз за “атаку” отвечает)? Знаем про Шорова, слышали, но только хочется увидеть современный результат. Циферки товарищи, циферки.
А мне, как автору статьи, тоже хочется узнать циферки в даташитах известных производителей динамиков: THD и IMD в диапазоне работы динамиков и при подводимой 1/10, номинальной и максимальных мощностях. Однако не пишут, представляете?! А именно они (количество нелинейных негармоничных искажений) как бы характеризуют качество динамиков (на порядок_другой) в большей степени, чем ваша пресловутая АЧХ (линейные-гармоничные искажения). Поэтому линейной АЧХ можно напугать только дилетанта.
Помниться, когда я еще в школу ходил, так у нас качество колонок определялось мощностью-чем мощнее-тем более качественнее. И попробуйте оспорить, что S30 лучше S90. Последняя же мощнее, а значит-качественнее. Правда же-всё логично?
Не убедительно, не аргумент, на плохое не ровняются. Да и я не про искажения спрашивал, а про АЧХ и параметры Тиля-Смолла. Сейчас замерить эти параметры динамика не проблема вообще, звуковуха есть, софт для этого есть, куча информации как все это мерить есть. Микрофон wm61 для замера АЧХ найти у китайцев тоже можно.
Циферки, товарищи, циферки. А потом можно по циферкам говорить, вот эта не нравиться, вон та, вот тут стало много лучше, есть предметный разговор, а так толку мало, мы же на в 70-80 года живем, когда измерить в домашних условиях было большой проблемой.
Доношу свою мысль с другого бока. Возможно так понятнее будет.
У меня стоят самодельные ленточники- ВЧ (10кГц и выше) и СЧ полоса (650Гц-и выше). Так вот у них АЧХ гораздо хуже (вся такая изрезанная), чем у моих же топовых Диатонов DS1000. Но в указанном диапазоне переигрывают их “в легкую” (и с различными ламповыми самодельными однотактниками, и с моим “эталонным” транзисторным от Агеева_старшего).
Диффузор (мембрана) двигается практически синфазно, вес подвижки на порядок ниже и еще демфирование гораздо гораздее…но АЧХ хуже, представляете!(Какой кошмар-как с этим жить то теперь).
Так что вы можете дальше по параметру АЧХ пытаться делать качественную выборку излучателей звука, как это делают маркетологи (и результаты все видят-красивая мебель с убогим звуком и красивыми графиками АЧХ на шильдиках). Но если вы и дальше будете настаивать на великой значимости АЧХ (даже для конкретной динамической головки), то далее предметность диалога переходит в разнонаправленные плоскости общения.
Отвечу следующее. Я нигде в своем тексте не говорил, что АЧХ наше всё. Я сказал, что после таких “косметических”, как указано в названии статьи, преобразований надобно все померить, чтобы четко сказать что и как ОТНОСИТЕЛЬНО изменилось и изменилось ли вообще. А Ваша субъективная оценка звука нам мало что говорит, вот если она еще и объективно подкреплена измерениями, тогда да. Дабы было понятно, прочтите наконец статью Шорова из РАДИО о подобных доработках, там он измерения АЧХ проводил и они фигурируют в выводах о применимости и полезности таких “махинаций”.
А Дмитрий то прав!!!!
Об улучшении можно говорить лишь только тогда, когда есть исходная точка и видно, что достигнуто!
Рассуждения же, что звук стал сочнее, краше и прочие эпитеты- обыкновенный субъективизм!
Шел мимо и отметился)
Сказал очевидные фразы.
Поставил много воскл.знаков.
Молодец!!!!!
Отметился из любопытства, появились ли какие цифры за полгода. Ан нет, оказывается, просто болтология на уровне, стало лучше потому, что я так думаю и ничего более конкретного!
Если мутишь тему, будь добр представить какую то информацию помимо собственных впечатлений. Вот и все, какие претензии к оппонентам? Субъективное мнение одно человека не есть критерий оценки. Попробуйте оспорить обратное ТЧК))))
вдогонку пару слов.
То, что штампованные корзины привносят искажения общеизвестный факт. Но можно от этого звона избавиться и менее радикальным способом, чем клеить сырую резину. В хозтоварах продаются ленты для уплотнения окон, имеющие клеевой слой на одной стороне. Обмотав корзину этой лентой, убивается два зайка: исчезают призвуки корзины и создается демпфирование(ПАС).
Что же до диффузора, то технология пропитки должна быть конкретна. Несоблюдение консистенции, состава, места, очередности пропитки может не только не дать результата в улучшении, но и угробить динамик
Даже не имея измерилки, стоит сравнить на слух , положив рядом доработанный и исходный дины, чисто на слух перетыком. И может оказаться, что разница аж в три миллишиша.
Хороший динамик.
Спасибо автору публикации за интересный эксперимент.Он очень увлекательно описывает
свой личный опыт. А личный опыт дорогого стоит !
Что касается измерения АЧХ :
1.нужен качественный микрофон
с диаграммой напр. 1,5-2°гр.
2.измерения в безэховой камере
При несоблюдении этих минимальных условий получаем
АЧХ акустика+помещение.
Кстати, на слух АЧХ пора бы кое кому из снобов научиться определять, хотя бы тональный
баланс.
без микрофона увидеть вклад заглушенной и не заглушенной корзины -это вряд ли. Наклейка шумки на железо – на уровне самовнушения. На микрофоне хотя бы можно увидеть частоту резонанса корзины, если тюкнуть по ней слегка, тогда видно, есть эффект или нет. А так- одни восторги. Насчёт пропитки волшебными водами- дело вкуса, кто герденом мажет кто прополисом из аптеки. Звук как бы успокаивается. но назад дороги нет и все пропитки со временем портятся.
Данная доработка значительно улучшает звучание на СЧ. Получается хороший не окрашенный звук. Так же попутно меняются местами конденсаторы в схеме подключения ВЧ динамика. Сначала 1 мкф, потом катушка и 2 мкф. Тогда поднимается частота раздела с 3,5 кГц до 6 кГц и полностью уходит шипение и резонансы ВЧ динамика. Фильтры можно посчитать тут: http://aie.sp.ru/Calculator_filter.html
а пластификатор – это субстанция из большого флакона, или отвердиьель из маленького?
Пластификатор добавлен в смолу уже .Отвердитель это малегький флакон, пахнет ам иаком и дымит.
как то страшна смолой подвес пропитывать, она же липкая до ужаса. а пыль со временем попадёт, может каменным стать
Касторовым маслом в глубокой юности подвес пропитывали, результат какой-то был.
Близкий к нулю, а, учитывая то, что касторовое масло портит подвес, то и ниже нуля. Лучший результат (для сохранения подвеса) дает тонкий слой силиконовой мази. она абсолютно инертна к материалу диффузора.
Абсолютно согласен за силиконовые масло. В 70е самым лучшим было касторовое, оно не охрупчивалось. Сырую резину ещё разводили в бензине калоша.
5гдш-5 же 8омные бывают ,зачем 4 омную ставить?