Усилитель «Stonecold» 200 Вт/4 Ом

​Основные преимущества:

  1. Потрясающее, собранное и детальное звучание
  2. Проникновенный вокал, создающий впечатление общения с исполнителем
  3. Высочайшая термостабильность даже при работе на полную мощность. Выходные транзисторы работают в классе В, поэтому не подвержены саморазогреву.
  4. Мощность до 200 Вт при простотой и ОЧЕНЬ дешевой реализации.

Начало этой истории положило прочтение публикации и ее обсуждение на протяжении более года на форумах Vlab и Ussr Hi-Fi. С тех пор стало очевидно, что без оригинала статьи, с которого и была скомпилирована, дальнейшее усовершенствование усилителя Гумеля превратится в вытаскивание гланд через … ну вы меня поняли. Статью эту удалось найти. Ниже приведен скан оригинала и сделанный мною перевод.

integralS_006 ldsound.info (1)Базовый принцип усилителя с токовым управлением был впервые описан в «Электоре» (см. Электор №8 и 21). Если кратко подытожить, его схема использует эффект четырех пассивных компонентов (моста) R2, R3, L и C, показанных на рис.1, благодаря которому нелинейная характеристика выходного каскада становится не важна. Таким образом, стало возможным использование выходного каскада класса В (т.е. смещение на базах выходных транзисторов ниже потенциала отсечки, поэтому их ток покоя равен нулю) со всеми его преимуществами и без присущих ему недостатков (переходные искажения) в данной конструкции.

Схема, показанная на рис.2 функционально реализует принцип токового управления, описанный выше. Если верить автору, данный УМЗЧ позволяет получить 100 Вт при работе на 4 Ом нагрузку, при этом Кг на частоте 1кГц заявлен 0,006% при мощности 60 Вт. Если имеется оборудование, позволяющее произвести точные измерения Кг, C3 может быть заменен на переменный конденсатор емкостью 22 пФ, и последний настроен по минимуму искажений.

Схема также содержит нововведение в виде эквивалентной нагрузки (R9).

Выходной каскад управляется (через транзисторы Т2 и Т5) транзисторами Т1 и Т4, включенными последовательно в положительные и отрицательные плечи питания ОУ соответственно. Это также улучшает скорость нарастания ОУ 741 (имеется в виду LM741 и клоны). Если, однако, применяется более скоростной ОУ (например, LF357), то номиналы R4 и R7 должны быть изменены для обеспечения такого тока покоя ОУ, чтобы выходные транзисторы оставались закрытыми.

Грэм Шмидт (Германия)

Не смотря на то, что сама идея в своем развитии, несомненно, позволяет получить высочайшие параметры при мизерных схемотехнических и денежных затратах, элементарная база, примененная Шмидтом, без сомнения, отстала от дня сегодняшнего. Сегодня стали доступны высокоточные ОУ с впечатляющим быстродействием и скоростью нарастания, мощные малошумящие транзисторы, почти не требующие подбора в пары, высокочастотные диоды с низким порогом открытия и недорогие стабилитроны, точность напряжения которых не хуже долей процента и слабо зависит от температуры. Более того, сейчас эти компоненты сравнительно дешевы и доступны.

На основании этих фактов, непрерывных экспериментов и поисков, смены схем и плат, было получено оптимальное сочетание номиналов и параметров устройства, схема которого приведена ниже:

integralS_006 ldsound.info (1)

ОУ. Был выбран распространенный TL071 как музыкальный, скоростной ОУ с малым напряжением смещения, что очень критично в данной схеме, т.к. без C1 данный УМЗЧ может работать, фактически, как усилитель постоянного тока, поскольку не содержит емкости в цепи ООС. Лучшим TL071, из побывавших в моих руках, был ОУ производства Texas Instruments®. Смещение на выходе без калибровки составляло не более 3 мВ. Для нормальной работы УМЗЧ необходимо, чтобы смещение на выходе не превышало 30 мВ. Но, поскольку достать ОУ элитных фирм, таких как TI (Texas Instruments®), NS (National Semiconductors®) и AD (Analogue Devices®), с малым напряжением смещения не всегда удается, на плате предусмотрено место для установки подстроечного резистора (номинал берется из даташита) формата CA-6V или аналогичного.

Возможные замены (от наиболее предпочтительных к наименее):

Элитные ОУ Burr-Brown и т.п., TL071 производства “низких” брэндов типа ST, КР544УД2А, КР544УД1А,  КР140УД608, КР574 и т.п.

Замена ОУ повлечет за собой и изменение параметров ОООС и местных ООС. Емкость C2 установлена для того, чтобы компенсировать падение усиления с увеличением частоты для ОУ 741. Для TL071 эта неравномерность проявляется далеко за пределами звукового диапазона, а поэтому не требует коррекции. Одним из форумчан Vlab этот конденсатор был вообще исключен. Я же предлагаю установку емкости порядка 500 – 1000 пФ для стабильности схемы и джампер JP1, который позволяет отключить эту коррекцию.

Стабилитроны были установлены в делители баз транзисторов Эмиттерного Повторителя (ЭП), образованного VT1 и VT2. Вместе с резисторами R5 и R6 мощностью 0,5 Вт стабилитроны образуют параметрические стабилизаторы, позволяющие менять питание УМЗЧ в широких пределах, не пересчитывая резистивных делителей. Для наилучшего результата стабилитроны желательно подобрать парами по напряжению стабилизации в пределах 12 – 13 В, но обязательно одинаковые. Напряжение 15 В недопустимо, т.к. тогда ОУ в данной схеме может выйти из строя или уйти в крайне нелинейный режим.

В моей конструкции использованы 1N4742A, как вариант BZX55C12 или отечественные, но они требуют подбора, т.к. разброс у них больше. 

Диоды также отвечают современным тенденциям. Вместе с резисторами R15 и R16 диоды D1 и D2 выполняют функции термостабилизации предвыходного (VT3, VT4) каскада, а также предотвращают протекание тока покоя через транзисторы выходного (VT5, VT6) каскада даже при значительном прогреве устройства.

Защитные диоды D3 и D4 предусмотрены 1N4007, однако устанавливаются они только в случае, если в выходных супер-бэтта транзисторах отсутствуют встроенные. В моем случае, в TIP142/147 эти диоды есть. При установке транзисторов типа 2SC5200,2SA1943 диоды D1, D2 должны быть германиевые импульсные типа Д311 или маломощные диоды Шотки, важно, чтобы падение напряжения на прямом переходе диода было 0,25 – 0,3 В.

Диоды D6 и D7, включенные в прямом смещении, в комбинации с конденсаторами С4..С7  препятствуют проникновению наводок в каскад питания ОУ, возникающих в связи с большим потреблением выходного каскада на высокой мощности.

Транзисторы. Выходной каскад был оставлен без изменений, его характеристика не имеет значения. В ЭП были установлены популярные высокочастотные транзисторы BC546/556. В эмиттерные цепи предвыходного каскада были включены ограничивающие резисторы R15, R16, помогающие стабилизировать ток покоя. Кроме того, по напряжению на этих резисторах удобно измерять ток покоя. Его величина – 20 мА. Т.о. напряжение на резисторах должно быть 15 * 0,02 = 0,3 В.

Транзисторы предвыходного каскада подбирались по звучанию. Все рассмотренные варианты звучали по СЧ и ВЧ примерно одинаково, однако TIP31C/32C производства Fairchild Semiconductors® (Опасайтесь подделок!!!) дали не только отличную вокальную картину и детальность, но и наиболее собранный и плотный бас. С целью термостабильности, кроме вышеописанных мер, VT3 и VT4 разнесены на разные концы платы и установлены каждый на отдельный небольшой пластинчатый теплоотвод с площадью поверхности около 30 см2.

Резисторы C1-4 (углеродистые) или МЛТ (металлопленочные). Все, кроме указанных отдельно, на 0,125 – 0,25 Вт.

Конденсаторы С12, С3 – К10-17б; С1, С4, С6, С8, С10 – К73-17; С2К73-9.

Остальные – электролиты, лучше известных японских фирм – Rubycon, Mitsumi, Matsushita (Panasonic), Samsung, Sanyo, Jamicon.

Настройка

Настройка выполняется с отключенными транзисторами выходного каскада. VT5 и VT6 впаиваются в последнюю очередь.

Катушка выполнена на оправке d=7 мм в два слоя и содержит 9+7 витков медного провода диаметром 0,8 мм в лаковой или эпоксидной изоляции. Пропитана клеем “Момент” или парафином для жесткости. От точности и качества катушки во многом зависит конечный результат.

Балансировка. Для проверки сначала установите R7 и R8 по 180 Ом. Подключите питание усилителя через мощные проволочные резисторы (не менее 5 Вт) сопротивлением примерно по 50 – 100 Ом каждый. Это позволит избежать возможных пробоев, перегрева, перегрузки БП и прочих проблем. На предвыходные транзисторы устанавливаются пластинчатые теплоотводы. Вход накоротко замыкаем на землю.

Теперь подаем питание усилителя и измеряем постоянное напряжение на его выходе. Если оно меньше 30 мВ, то вам повезло и ОУ калибровать не надо. В противном случае в плату устанавливается подстроечный резистор и с его помощью на выходе устанавливается нулевое напряжение. Номинал и схема включения подстроечного резистора выбираются исходя из технической документации на микросхему.

Ток покоя предвыходного каскада 20 мА. Устанавливается подбором резисторов R7, R8 до получения на резисторах R15, R16 напряжения 300 мВ. Все эти резисторы должны быть подобраны в пары с максимально возможной точностью. Начните с сопротивления 180 Ом. Для разных ОУ и транзисторов номиналы могут меняться от 180 до 330 Ом. Чем больше сопротивление резисторов R7, R8, тем выше ток покоя предвыходного каскада.

Теперь установите выходные транзисторы. Они крепятся на теплоотвод площадью около 300 см2 через слюду с термопастой на винтах с изолирующими втулками. Еще раз проверьте ток покоя.

Баланс моста. Этот пункт выполняется только при наличии осциллографа и генератора (можно с компьютера). Необходимо подать на вход 15-20 кГц синусоиду. Сначала выставить небольшой уровень и посмотреть на участок вблизи оси. Если на нем заметны “прогибы” синусоиды, то настройка нужна. Для этого вместо С3 устанавливается подстроечный конденсатор примерно на 30 пФ. Его изменением добиваются исчезновения участка “недокомпенсации”.

Еще раз проверьте ноль на выходе. Настройка завершена!

Печатная плата выполнена из одностороннего фольгированного текстолита толщиной 1,5 мм. Размер платы 90х60 мм. Ниже даны раскладка элементов и рисунок печатной платы для лазерно-утюжной технологии (ЛУТ). C5 и C7 устанавливаются под платой со стороны фольги. D6 и D7 – вертикально.

integralS_006 ldsound.info (2) integralS_006 ldsound.info (3)

Параметры правильно настроенного усилителя:

Коэффициент усиления по напряжению Кu: 20,5
Напряжение питания Uпит: ±15 – ±45 В
Номинальная мощность P при (Uпит ±30 В/4 Ом): 100 Вт
Максимальная мощность Pmax (Uпит ±45 В/4 Ом): 200 Вт
Чувствительность по входу Uвх: 1В
Суммарный коэф-т всех видов искажений при P = 60 Вт 4 Ом, Kd: 0,006 %
Ток покоя усилителя Ixx: 20 – 30 мА
Ток покоя выходного каскада: 0 мА
Полоса воспроизводимых частот по уровню –3 дБ: 5 – 100000 Гц

Звучание на данный момент превосходит все слышанное мною. А именно: Quad 405 (Hungary), SAR Whisper, TDA7294 доводка схемы, TDA2050, TDA2050 ИТУН, LM1875, LM1875 ИТУН, LM3886, LM3886 доводка схемы, LM3886 Инвертирующее включение, RRR У-7101 Hi-Fi тюнинг, Кумир 35У-102С тюнинг.

Более того, по мнению многих, слышавших Stonecold, его звучание уверенно опережает все промышленные импортные аппараты до $800 и многие после. Отличительные особенности – очень развернутая, проникновенная подача вокального материала, однако без навязчивости и “визга”, характерного для многих усилителей (впечатление, будто исполнитель поет именно для Вас, а не в пространство). Детальная проработка быстрых групповых пассажей, собранный, упругий бас. Не слишком глубокий, но более точный, чем у многих. Если Вы любите бас, накатывающий волнами, мощный и обволакивающий, но менее динамичный – поставьте на выход усилителя комплиментарную пару 2SA1943/2SC5200. Высокие частоты – серебристые, без свиста и срывов. Детальные, благодаря достаточно малому уровню интермодуляций. Например, в композиции “Away from Me” Evanescence звук капель дождя, ударяющихся о металл, легко отличим от тех, что падают на землю. В абсолютном большинстве вышеуказанных усилителей, звук дождя просто сливается в общую кашу.

И еще, его просто приятно слушать часами, он не утомляет. Он просто дарит вам музыку.… До встречи, в новом сознании.

Печатная плата

​Литература:

  1. Гумеля Е.     Качество и схемотехника УМЗЧРадио №9 1985г.
  2. Schmidt G.    Current Dumping Amplifier

Благодарю всех, кто принимал участие в судьбе проекта. Отдельное спасибо Шабалину Леониду, поддержавшему меня и внесшему свой вклад в создание данного материала.

Автор: Лишманов Николай aka Lincor, (Москва)
2005
Lincor_nobox@inbox.ru

45 комментариев: Усилитель «Stonecold» 200 Вт/4 Ом

  1. Александр пишет:

    Огромное спасибо за статью

  2. Александр Р. пишет:

    А комплиментарная пара будет шептать комплименты басом, мощным и обволакивающим, без свиста и срывов.

  3. Чалов Денис пишет:

    Кто собирал? Как звук, надежность?

  4. Павел пишет:

    надежность стремится к нулю. любой чих , передернул входной разьем , помеха по сети, или просто включил ! или вспышка на Юпитере и …..усилитель выгорает . даже Лишманов его забросил , а на многих сайтах он упоминается как НЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЙ К ПОВТОРЕНИЮ, НО ! звучит зараза порясающе …пока не сгорит .собирал и на дарлингтонах ТИПах и на обычных 5200 1943…горит …
    уже потом понял , на выход нужны низкочастотные (до 0,8 -2 мгц)транзисторы , чтобы элементами исключить возбуд который приводит к сквозному току ,но интерес уже пропал

    • Alik пишет:

      Собирали именно этот вариант?Линкор этот вариант дорабатывал.У меня был вариант Гумели,вот он да,горит когда ему вздумается,может работать годами,а может через 5 минут щелкнуть выходниками..Но соглашусь,играет изумительно,50 ватт на канал,питание +/- 35 вольт,звук потрясающий)Я бы повторил,но печатки рисовать не умею.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Выходники без эмиттерных резисторов – штука опасная, даже если усилитель изначально работает в классе B. Понятно, что сделано это сознательно для более мягкого переключения выходников, и с эмиттерниками переключательных искажений было бы больше, что дополнительно нагружало бы узел компенсации, а в конечном счёте ОУ и последующие каскады. Но…
      В усилителе не приняты меры по предотвращению захода транзисторов усилителя напряжения и выходного каскада в область насыщения на максимальных пиках амплитуд сигнала. Транзистор в состоянии насыщения (когда напряжение база-коллектор близко к нулю) существенно теряет свои скоростные свойства, а следовательно управляемость, “застревая” в этом состоянии чуть дольше, чем следовало бы. А в это же время сигнал на входе УМЗЧ уже “тащит” схему в другую сторону, к противоположному плечу питания, и ООС, отслеживая это запаздывание, только усугубляет положение, ускоряя открывание транзисторов противоположного плеча. В результате имеем мгновенный рост сквозного тока через УН и ВК, для ВК ничем не ограниченный – выходных эмиттерников-то нет!
      На Вегалабе предложили скорректированную в этом отношении схему:
      http://forum.vegalab.ru/attachment.php?attachmentid=9882&d=1143290271
      Добавлены VD3,4,5,6 в качестве “диодов антинасыщения”.
      На мой взгляд, ограничение по напряжению здесь недостаточно. Для нормальной защиты нужно учесть падения напряжений на самих VD3-VD6, чтобы на коллекторных переходах VT3, VT4 оставалось хотя бы по 0,5 вольта, т.е. каждый VD3 и VD4 заменить на два последовательно включенных диода или светодиод с прямым падением напряжения вольта полтора.
      Обратите также внимание на перенос VD9, VD10 относительно авторской схемы. В схеме Линкора помехи и просадки по питанию сильнее влияют на правильную работу VT3, VT4 относительно VT1 и VT2. Толком не получается ни нормального токового зеркала, ни фильтрации помех, а хорошо бы иметь и то, и другое.
      Конденсатор C2 совершенно правильно исключён из авторской схемы, т.к. при разработке ОУ с питанием +-18 вольт вряд ли кто-то учитывал его подсоединение к каскаду, где постоянно “болтается” +-30 вольт, даже через конденсатор.
      Всё написанное, так же как и наличие волшебной feed forward error correction, не отменяет необходимости нормальной коррекции усилителя на устойчивость. То, как её осуществить, зависит от конкретно применённых деталей и, в первую очередь, ОУ.
      Ну и самое интересное в том, что ОУ “не подозревает”, что выходной сигнал снимается с шин питания а не традиционно с обычного выхода и честно закачивает ток в резистор 39 Ом, на корректныю работу с которым он явно не рассчитан. По даташиту предельный ток TL071 до 60 мА и далее, вероятно, срабатывание внутренней защиты, что ещё больше увеличит инерционность схемы (вспомним также про насыщение транзисторов). Поэтому питание ОУ +-11 вольт сильно под вопросом: 11V:39R=282mA.
      Строго говоря, ОУ, как и транзисторы УН, при работе не должен выходить из класса А, иначе при попытке компенсации искажений ВК будем иметь замену их на переключательные искажения ОУ и УН. В общем, нужен более сильноточный, быстродействующий, низковольтный ОУ.
      Схема интересная, но требует вдумчивой доработки. При этом сохранит ли она свою привлекательность в плане простоты и низкой стоимости – тоже вопрос.
      Извиняюсь за многословие. Всё ИМХО.

  5. Андрей С пишет:

    Автору эстрадная Форманта ум0522 должна понравиться, схемотехника та-же только с двухуровневым питанием. Надежность усилителя высокая. Вот вариант от Гумели это действительно опасная лотерея, сколько тогда дорогих КТ818/819 пожег.

  6. Иван Смурыгин. пишет:

    Всем привет. У меня такой усилитель проработал, с 1985года, по 2016г. И до сих пор работает. На акустику S-90, просто я продал. Всё. А человек который приобрёл, по качеству звучания, говорит что не слышал ничего подобного. По качеству и прозрачности.
    Схема усилителя. Здесь же на сайте. Я, просто применил СВЧ транзисторы,
    Кт904а-кт914а. С малой проходной ёмкостью, в отличие от кт814г, и кт815г, что предлагают. И самовозбуждение у меня пропапало, так же я убрал резисторы в эмиттерах, по 15 ом. Чтоб не создавали местную ООС.

    • Сергей пишет:

      Кт904а-кт914а. вместо tip31-32

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      да, 904 и 914 шикарные транзисторы, добрая пара. Изолированные кристаллы, можно вкручивать в радиатор без возни со слюдой.
      В 1981-82 годах применял их в раскачке мощных 818 и 819 .
      Кстати, они ещё работают в генераторе Г3-112. Он до 10МГЦ.

      • Сергей пишет:

        Я тоже из Ростова-на-Дону, часто бываю на нашем Ленгородском радиорынке. А история моя такая: был какой-то ресирвер Ямаха RX V367, и колонки Вега 25АС109-2. Звук не нравился – накрутить можно громко, но низов нет, акцентов никаких нет. Приобрёл Радиотехнику у101, сменил кондёры, выставил токи покоя – в восторге, небо и земля. Музыка играет чётко, появились басы. Интереса ради приобрёл Одиссей 001. состояние убитое, один канал греется и хрипит, ручки в плохом состоянии, частотный баланс странный. короче надо повозиться. Но вот что меня поразило. НЕРЕАЛЬНАЯ детальность, я такого не слышал… У-101 отдыхает.
        Музыку я слушаю разную, меломан, – и электронную и инструментальную, типа Криденс. То есть я люблю и громко послушать иногда и фоном тоже, эти усилители на 8 ом колонки слабоваты. И на мой Одиссей 001 уже отец глаз положил, тоже хочет избавиться от своей ямахи ресирвера.
        Так вот я и думаю – чё скупать эти усилки, может в красивом корпусе радиотехники спаять себе что-нибудь нормальное. Пишут что Stonecold лучший по звуку, но на широкополосники, так как индуктивности фильтров колонок могут менять его параметры, и то что этот усилок горит. Но вот прочитал что при СВЧ транзисторах не горит. И ещё нужно оборудование и хорошее понимание чтоб отладить его простую схему. Мой интерес устремлён ещё на Шушурина, там кажется всё попроще. Что бы вы посоветовали, Шушурин хорошо звучит? – это как если амфитон 002 купить?

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          сегодня собрана предельно несложная схемочка от Vadik70 , с легким макияжем, после неё нет желания включать и слушать любые усилители того времени, Вадик их всех посадит на задницу, даже с его куцыми 30 ваттами на 8 Ом.
          На моей страничке эта схемка зовется АБ2.
          Она же трудится в измерительном усилителе для настройки колонок . До этого привык к наждачному звуку ТДА 7294 и был сильно удивлен приростом в звуке.
          Решиться на сборку Стоунколда можно с опытом возни и кучей приборов. Иначе не успеете выносить ведрами паленые транзисторы.
          жалею, что в своё время разгромил потрясный корпус от Одиссея 001, сейчас собрал бы в нем именно Vadik70. Идеально звучащий транзюк для моего слуха.

          • Сергей пишет:

            Спасибо! А предусилитель к тому же АБ2 или Шушурину нужен? Хорош ли родной предусилитель радиотехники у 101, на трёх миросхемах который или лучше спаять какой-нибудь на ne5532?

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Усиление у АБ2 ровно 10, маловато, но с сидиплеера в самый раз до упора. Пред пробовал к нему, ламповый, особого улучшения звука не заметил, по мне и так лучше некуда, красивый и комфортный.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                А вот за неимением полевиков прекрасной заменой для моих поделок была бы схема Агеева за 1987 год. Там и платы есть и варианты мощного каскада. И вся теория в тонкостях.

                • Сергей пишет:

                  Что значит фраза “за неимением полевиков”? )) У меня нет ни полевиков, ни биполярных. Я выбираю схему чтоб была не сложной в наладке и звучала как хай энд, на колонки 8 ом 35 вт, – выберу схему и куплю детальки ))

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    ОЙ, у вас впереди столько интересного…..Особенно, учитывая запросы.
                    Жаль, именно для вас- очень мало схем по принципу: спаял, включил, работает, звучит супер.
                    Чаще: спаял, включил, все сгорело, включая колонки . Чо дальше делать?

          • Artur Stiller пишет:

            Здравствуйте. Ищу такой усилитель работающий кто сможет это сделать?

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Схема Шушурина из Радио 6 за 1978год и Амфитон- как бы сильно разные схемы с разным звуком. Шушуринская схема из Радио звучит, Амфитон- усиливает. Кому что больше подходит.
          Мне Амфитон не понравился никакой. Хотя, корпуса там крепкие и достойно сделаны.Особенно крут 002й

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Ещё одна гениальная , сверхнадежная и отменно звучащая схема- Агеевские варианты, начиная с 1982 года , потом 1985 и 1987 год, каждая интересна по-своему и можно собрать как из конструктора отличный усилитель. Тем более, сегодня , когда такой выбор импортных деталей.

  8. kolobrkin пишет:

    О Агеева вспомнили! Что-то мне это ожидание новой конструкции напоминает :)) :)). (камень в свой огород) :))

  9. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Как тут Агеева не вспомнить, когда латералы на глазах исчезают, заменяясь китайской перемаркированной тухлятиной.
    А на биполярных транзисторах единственная стабильная и надежная схема это Агеевский параллельник.

  10. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    а недавно натолкнулся на забавную схемку от Ребекки. Полностью симметричная и простая как топор.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Входные транзисторы лучше всего такие : 2SC2240 2SA 970 .Драйверные BD139- BD140 . Выходные – латералы 2SK 2SJ .Схема обязана жить и радовать звуком. Продумана в мелочах, придраться не могу.
      Как писала Петрушевская в своих “Диких домашних сказках” , Женщины – пристальнее мужчин))))

      • Александр пишет:

        Как вы считаете, нет ли необходимости включить в цепь ОС параллельно R7 ещё и ёмкость микрофарад так на 220?

    • Ёшкин Кот пишет:

      Дифкаскады с ГСТ в виде резистора нужно стабилизировать по питанию, иначе их токи будут модулированы всякими помехами и просадками.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        а разве энти помехи не вычитаются на выходе, сами из себя? Схема как бы симметрическая? А стоит наворотить всяких ГСТ- глядь- и ты уже на Веге, обсуждаешь какой-нибудь YES-19 на странице 5550.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          В схемах того же самого австралийца Рода Эллиотта предусилитель отвязан от мощника парой резюков и парой кондеров, и пофигу ГСТ. И все живы и пляшут.

          • Ёшкин Кот пишет:

            При изменении приложенного напряжения к R4 или R6 получаем изменение тока через соотв. транзисторы дифкаскада и изменение напряжения на R3 или R5 соответственно, т.е. помеха становится частью усиливаемого сигнала. Будь эта помеха симметрично-противофазной по обоим плечам питания, тогда бы и ничего, но так просто в реальности не бывает. ООС идеально это не скомпенсирует т.к. точность её регулирования напрямую зависит от параметров ДК (и не только), а он здесь простенький. Поэтому дядька Эллиотт, при всём его стремлении к простоте, в своих схемах “Project 3A”, “Project 101” генератор тока на транзисторе для ДК оставил, а кое-где даже и не один транзистор применил.
            Интересным вариантом компромисса между качеством и простотой в этом вопросе может быть схема, которую предложил ‘Павел (тот который, дядя)’:
            https://ldsound.info/wp-content/uploads/2019/12/Symm75W.png
            Страница проекта:
            http://www.redcircuits.com/Page175.htm

  11. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Ув. Ёшкин Кот. Я в курсе всех схем, которые крутятся вокруг меня. И дядипашины в их числе. В макете сравню непременно все варианты, от тёти Сары – до дяди Рода или Худа. И выводы сделаю, какая круче. Чесслова.

  12. Игорь пишет:

    Я, этот усь сделал лет семь назад. В подарок другу. Трудится он (Усь) в Финляндии – без нареканий. очень красив по звуку, надежен и стабилен.

  13. Atz пишет:

    Мои пять копеек.

    Разобрался с этим великолепным усилителем ещё 10 лет назад. Собирайте — не пожалеете! Звук того однозначно стоит. Амфитон У-002 (старый, с пятернёй на морде вместо тонкого разъёма под наушники), а также известный AKAI AM-2200 “с тысяче-долларовым звуком” переигрывает вчистую. Особенно рекомендуется к любой переделанной советской трёхполоске с фильтром Nivaga, для Stonecold’а это фильтр — токовый и родной.

    Резисторы в эмиттерной цепи — в лишмановском оригинале на 15 Ом, а в более стабильной схеме из комментария выше по 5 Ом, поднимают ступеньку искажения на осциллографе от горизонтальной оси куда-то выше по графику тестовой синусоиды. В идеале их не должно быть совсем, но именно 5 Ом это достаточно хороший выбор.

    Когда разбирался, что там и как работает, где-то на вегалабе вычитал, что для того, чтобы пресловутый FFEC работал и ступенька действительно компенсировалась, ОУ в stonecold’е должен быть иметь КУ не меньше 100 ДБ при полосе до 100 МГц. Это омг какие параметры — потому он и самовозбуждается. Отсюда выбор Лишмановым “более музыкальных” ОУ — в оригинале попросту опущена информация, что такие ОУ компенсируют ступеньку только частично. Я пробовал что-то из советских УД-разные-там, ещё рекомендованные Лишмановым “музыкальные” 741 и увидел полную компенсацию ступеньки только на дорогом импортном OP37EP.

    Такой вариант работал, но действительно самовозбуждался, поэтому оставляйте 741. Кстати, для защиты надо в каждое плечо БП воткнуть по лампочке накаливания, а не резисторы 5 Вт. У меня вообще норовил сгореть не усилитель, а силовой трансформатор))) Поэтому в конце-концов я тоже пошёл по музыкальному пути и плюнул на полную компенсацию ступеньки — тем более, что никак не услышал на слух разницы, что с ней, что без неё (обнаружить можно только на графике осциллографа). Выше дали хороший совет заменить среднюю пару транзисторов на СВЧ 904/914 — а я пошёл ещё немного дальше и заменил первую (питающую ОУ) пару на… МП37/МП42. Да, вот так вот: комплиментарные германиевые НЧ транзисторы, отобранные по коэффициенту усиления в пару. В таком варианте Stonecold оказался стабилен при некотором дополнительном условии.

    Это условие состоит в обязательной активной вентиляции радиаторов. Хоть чуть-чуть, но они должны обдуваться. Идеальный вариант, это компьютерные кулеры с тепловой трубкой, которая сама по себе стабилизирует на точке кипения воды в вакууме (примерно 45..50 градусов). Без вентиляторов получалось так, что Stonecold может целый час не греться и вести себя прилично, а потом вдруг рраз — и уже открыты оба выходных транзистора и через три секунды готов расплавиться силовой транс.

    Такие дела. Но канэшна, «вадык ых всэх ненавыдит — если хатите крютой звюк, сабирайте иго!» Или можно ещё Агыева с его Шурином. При всём моём уважении к этим заслуживающим персонам ;););)

  14. Александр пишет:

    В этом Усилителе НЕТ!!! ООС по току! Просто с проводов питания ОУ снимается ток его потребления на сопротивление 39 Ом и всё !!! ООС по току должна сниматься НЕПОСРЕДСТВЕННО или косвенно с динамика !!!
    Но о хорошем – Я его собрал в 88 году и была интересная особенность- два УНЧ от одного источника у меня возбуждались. И мы с ребятами , тогда студентами назвали его МОНОНЧИК ! Я тогда сделал два мостовых УСИЛИТЕЛЯ для ДИСКОТЕКИ , проще говоря 4 в противофазе и он действительно в зале играм громко и хорошо. но после того , как я сделал ООС по току или ИТУН (коррекция по току (Quad 405) ) То МОНОНЧИК С ИТУНом ИГРАЕТ ЕЩЁ ЧИЩЕ И АККУРАТНЕЕ.
    Добавлю , что ИТУН можно сделать, через R5 , а ООС по току через R12, удалив R5.

  15. Александр пишет:

    Более продвинутая схема усилителя с токовым управлением описана в 2002 году в журнале “Радиохобби”. Автором которого есть Кшиштоф Ясински

    • АБ пишет:

      Красиво,предельно грамотно,вызывает уважение к автору.Но душа склоняется к первому варианту,простому как топор.

      • Александр пишет:

        Да, первый вариант подкупает простотой, но зато усилитель Кшиштофа не имеет вышеописанных проблем со стабильностью и надежностью, у повторяющих его людей не сгорали килограммы транзисторов. Поэтому, вцелом, может получиться так, что на повторение усилителя Кшитштофа уйдёт намного меньше временных и материальных затрат

        • А.Б. пишет:

          Интересно выполнена защита на T16 T17 , ток драйвера её включает, а не ток выходного каскада .

        • А.Б. пишет:

          Одно вызывает возражение. Термодатчик допускает полное закрывание термотранзистора при неумелой настройке, если база соединится с эмиттером. 4, 7 килоома слишком много для смещения баз выходного каскада.

          • Александр пишет:

            Из позитивного, на R5 реализована ОС по току, чего нет в стоунколде

            • АБ пишет:

              Да, это так.Такими схемами можно любоваться,как картинами.Красивая схема.(ну,сейчас налетят)))))

        • АБ пишет:

          На всякий случай,может пригодится.Один коллега форумчанин советует оценивать звук усилителя на микроуровнях и на розовом шуме.Намек на ступеньку в сигнале лишает шум цельности и ровности, звук рвется на куски,словно прорываясь через преграду.Непременно проверю этот эффект.

          • Александр пишет:

            Александр Сергеевич, десятком или более постами выше вы опубликовали “забавную схемку от Ребекки” (на латералах), есть аналогичная симметричная от Эллиота. У Ребекки (в районе R7) в ОС нет параллельной ёмкости на общий провод, у Эллиота есть, как объяснить отсутствие ёмкости у Ребекки – или это просто ошибка?

            • АБ пишет:

              Не ошибка.Емкость,точнее,RC цепочка вместо просто резистора R7 в Ребекиной схеме,ограничивает полосу пропускания снизу и уменьшает разбаланс на выходе усилителя.убрать емкость можно при идеально подобранных транзисторах дифкаскада и то,проще врезать емкостишку.Но требования к ней суровые,поэтому всеми способами избавляются .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.