Здравствуйте дорогие читатели. Совсем недавно мне прислали интересные сканы альбомов из института ВНИИРПА. Даниил, так звать человека приславшего материал, общался с бывшими сотрудниками института, лично сделал сканы и любезно поделился ими. Это фото по “сотовой теме” – динамики с сотовыми диффузорами. Это не один альбом, возможно мы увидим еще несколько.
В альбомах закреплены фотографии по моделям, с боку от которых написаны шифры. Так сделаю и здесь – фото и шифр. Номер фото и последовательность читать слева – направо.
3.87.01.134 и 3.87.01.136 – макеты конусов для передачи звука от катушки к диффузору:
3.87.01.139:
3.87.01.140 – 25ГДШ-2Н-4:
3.87.01.141 – 75ГДН-1-8 (35ГД-2), но с другим подвесом:
3.87.01.142 – 10ГДВ-5-8:
03.87.01.143, 03.87.01.144, 03.87.01.145 и 03.87.01.146 – 50 АС-087 “Глория”:
03.87.01.147, 03.87.01.148, 03.87.01.149 и 03.87.01.150 – 75АС-087 “Нева”:
03.87.01.151, 03.87.01.152 и 03.87.01.153 – рупорный громкоговоритель 25ГР-34:
03.87.154 – скорее всего капсюль к 25ГР-34:
03.88.01.155, 03.88.01.156 и 03.88.01.157 – 15АС-287 “Онега”:
03.88.01.158 – очень похож на цифровой 4-х разрядный динамик:
03.88.01.192 цв – рупорные громкоговорители:
03.88.01.193 цв – звуковые колонки 25КЗ-18, 25КЗ-20, 6КЗ-8:
03.88.01.194 цв – 50АС-087 “Глория”:
3.88.01.195 цв – АС на сотовых динамиках:
03.88.01.196 цв – 35АС-021 “Эстония”:
03.88.01.197 цв – комната для прослушивания ВНИИРПА. Слева-направо: BEAG Hec-45 Studio Monitor, ESS AMT-1 и 100АС-001 “Орбита”:
03.88.01.198 цв – электромегафон ЭМ-12:
03.88.01.199 цв:
03.88.01.200 цв:
03.88.01.201 цв – динамики с бумажными диффузорами, 6ГДВ-2-8:
03.88.01.202 цв – 75ГДН-2-8, 50ГДН-1-8, далее идет схож по размеру с 50ГДН-1-8, но имеет другую форму рамы и магнит, 25ГДС-1-8 или 25ГДШ-2Н-4, 10ГДВ-5-8 и последний динамик пока не известной модели:
03.88.01.203 цв – в центре 50АС-087 “Глория”, по бокам 15АС-287 “Онега”:
03.88.01.204 цв – похожа на блочную 10АС-230 “Электроника”:
03.89.01.353 цв – 90АС-089 «Балтика»:
03.89.01.354 цв – 75АС-089 «Карелия»:
03.89.01.355 цв:
03.89.01.356 цв:
03.89.01.357 цв:
03.89.01.358 цв:
03.89.01.359 цв и 03.89.01.360 цв – 25АС авто «Север»:
03.89.01.361 цв и 03.89.01.362 цв – 25АС авто «Север»:
03.89.01.363 цв и 03.89.01.364 цв – 25АС авто «Север»:
03.89.01.365 цв – 25АС авто «Охта»:
03.89.01.366 цв – 25АС авто «Охта»:
03.89.01.367 цв – 25АС авто «Охта»:
03.89.01.368 цв – 25АС авто «Охта»:
03.89.01.369 цв – 25АС авто «Охта»:
03.91.01.513 – 25ГДШ-2Н-4:
03.91.01.514 – акустическая система “Русь”:
03.91.01.525 – 200АС-003 “Нева”:
03.91.01.526 – 25АС авто Север:
03.92.01.527 цв “Русь” – акустическая система “Русь”:
Без названия – 75ГДН-2-8, 25ГДС-1-8 или 25ГДШ-2Н-4 и 10ГДВ-5-8 и самый нижний динамик пока не известной модели. Справа 50ГДН-1-8, под ним динамик схож по размеру с 50ГДН-1-8, но имеет другую форму рамы и магнит:
Концертная акустика разработанная в ВНИИРПА:
Секретные разработки.
Жаль, что эти разработки не стали массовыми серийными изделиями, виноваты не только правители развалившие страну и получившие нобелевскую премию за это, но и некоторые сотрудники института участвующие в экспертизе постановившие, “Не звучит!”, “Тупиковое направление!” – вот и закрыли эти тупиковые НИИ
Я неплохо знал разработчиков во ВНИИРПА. Встречался на экспертных совещаниях во ВНИИГПЭ (ВНИИ Государственной патентной экспертизы). Я не знаю сотрудников ВНИИРПА с базовым акустическим образованием (“Вышли мы все из народа”). Хотя в Ленинграде были сильные ВУЗы, кроме кафедры Акустики в ЛГУ была Академия им. Ушакова. В основном, они занимались защитой диссертаций и изображением бурной деятельности. Что они сделали в звуковещательной акустике? Несколько проектов по озвучиванию залов и стадионов? Но это вполне могла сделать кафедра проф. Сапожкова в МЭИС. Только в середине 80-х всколыхнулись и выдали несколько неплохих АС (по тем временам). НО к тому времени в Москве было создано объединение “Орбита” (что характерно в том же Министерстве), видимо на ВНИИРПА уже не надеялись.
Вот Вы аудиофилы и колонкостроители со стажем, сколько бытового дерьма лежало на полках, которые при несложной доработке можно было значительно улучшить. Но Вниирпа это было “ни в жилу”, хотя они могли бы организовать экспертизу бытовухи. Они благополучно проедали Госбюджетные деньги. А суета началась после 85 года, когда Госбюджет урезали и предложили работать по хозрасчету (хоздоговорам). Так что не надо лить слезы по ВНИИРПА. Экспортная составляющая была равна нулю. Можно еще про них рассказать…
Ситуация была разная. Те НИИ, которые реально работали в 85-91 годах, жили очень и очень неплохо. Процент от хоздоговоров превышал Госбюджетные поступления в несколько раз. Что интересно после 92 года загубили те предприятия, которые давали прибыль. Например, мало кто знает, что за последние 10 лет перед 92 годом доля экспортных отчислений от продажи текстильного оборудования составляла около 20% от общих отчислений. Ее же в первую очередь и загубили. ТО же и с полиграфическим оборудованием. И таких примеров много.
Извините, наболело.
ВНИИРПА полностью игнорировало такое оформление как ПАС.
Посмотрите на их серию Корветов, Электроник, Кливеров с малюсенькими дырочками труб ФИ. Что они могли излучать? А уж серия типа S30 со всякими Вегами и прочими… на 10ГД34 и клонами. Зачем нужно было втискивать с плохо работающим в области средних частот 10ГД34 динамик ВЧ 3ГД2? С полосой раздела 5 кГц при резонансе от 4,5 кГц. Это проектный промах. А 10МАС и клоны?
И где было “ведущее предприятие”!!! Все было брошено на самотек.
Так в СССР аналогичная ситуация была во всём. После 85-ых стало ещё хуже. Никого не интересовало улучшение работы предприятия.
Итог. Последний раз я работал “на дядю” в 1988. А потом и Совок развалился. Нежизнеспособен.
А почему никто не вспомнил ЛОМО с заводом КИНАП для сравнения? Тоже в Питере, а ведь там по-масштабнее чем в ВНИИРПА были разработки, легендарные, так сказать. Видел в интернете ЛОМОвские цеха ещё не все разгромили. Чего они только не выпускали: динамики, колонки, микрофоны, усилители и пр. комплектацию, кинопроекторы, фотоаппараты, увеличители, даже шариковые ручки и зажигалки. А теперь посмотришь на авито всё китайским хламом одноразовым забито, а ещё у нас бордюрные блоки и тротуарную плитку с асфальтом каждые 2 года меняют на новые даже если не требуется, после кап.ремонта домов требуется кап.ремонт (особенно после дождя) Таджики, узбеки, азеры, таксисты, мы как индейцы только резервации для русских не предусмотрены
Откуда там в КИНАПЕ разработки легендарные??? как правило упрощенные копии буржуйских изделий. Сейчас НОЭМа выпускает современные версии тех разных кинаповских/концертных динамиков, с учетом и поправкой недостатков что были, бери-не хочу…. но некоторые почему-то выбирают задрипанный картонный 4а-32 времен позднего Леонида Ильича, добытый за флакон у кума и т.д.
Для КИНАП выпуск АС не был определяющим. В основном, кинопроекционное оборудование, а акустика так, между прочим.
Можно вспомнить НИКФИ с Фурдуевыми отцом и сыном, Виноградовой Элеонорой Леонидовной. Акустический институт с Эфрусси Мих.Михом и А. В. Римским-Корсаковым, братьями Лексиными, тот же МЭИС или МТУСИ.
Эти организации пережили трудные времена, но разгонять их не собираются, а совсем наоборот. НИКФИ снова набирает силу, также как и АКИН, в недрах которого затаились Гайдаров с Виноградовым.
Так что ВНИИРПА закрыли за ненадобностью, хотя камеру, конечно, жалко. “Плачет” тот, кто не знает историю.
Поискал в поиске нет аналогичной статьи о ЛОМО, вот фотографии микрофонов которые они выпускали http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?482214.0
Порадовало фото, на которой АС лежит у обочины, а рядом проезжает автомобиль…
Наверно, колонка была такая плохая, что ее выбросили из машины…
Уточнение по фото 03.88.01.197 в комнате прослушивания с лева на право стоят колонки BEAG HEC-45 STUDIO MONITOR , ESS AMT-1, ОРБИТА 100 АС-001, фото 03.88.01.158 это цифровой 4 разрядный динамик подключался непосредственно к ЦАП сохранился до настоящего времени, фото 3.87.01.134 и 3.87.01.136 это не диффузоры а макеты конусов для передачи звука от катушки к диффузору.
Орбита не 001, а 003.
обзорная статья из Радио с фотографиями некоторых колонок, которых не было на сайте
Очень познавательно. Спасибо Сергей.
есть ещё документальные статейки из жизни института в те времена, для музея
публикация к юбилею института
Бревдо, о новых разработках 95-года – 150ас-004, 150ас-005
Владимир Ильич Павликов и сейчас делает подобную акустику.
институтские разработки