ВНИИРПА им. А.С. Попова

Если вы прогуливались по Каменному острову, что в Санкт-Петербурге, то наверняка обращали внимание на здание, во дворе которого стоит бюст А.С. Попова. В окружении правительственных резиденций и элитных коттеджей, «вдали от шума городского», рядом с дубом Петра I расположился Институт радиовещательного приема и акустики.

Дуб Петра I:

ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА расшифровывается как – Всесоюзный научно-исследовательский институт радиовещательного приема и акустики. Еще он назывался НИИРПА и ОАО ИРПА. В начале 20 века в здании находилась гостиница. В советское время Институт радиовещательного приема и акустики.

ВНИИРПА им. А.С. Попова

Важные даты:

  • 1923 – постановлением Правления Электромеханического треста заводов слабого тока от 11.11.1923 создана центральная радиолаборатория ЦРЛ. Через 13 лет приказом Народного комиссариата тяжелой промышленности от 03.09.1936, ЦРЛ переименована в Научно-исследовательский институт радиовещательного приема и акустики.
  • 1953 – на НИИ РПА возложена ответственность за развитие техники в области радиовещательной приемной аппаратуры.
  • 1959 – НИИ РПА присвоено имя А.С. Попова.
  • 1962 – институт получил новое название: Всесоюзный научно-исследовательский институт радиовещательного приема и акустики (ВНИИРПА) с подтверждением статуса института как головного в отрасли, каковым он и оставался до начала перестроечных времен.
  • 1973 – институт награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова

Адрес института: набережная реки Крестовки, 3, Санкт-Петербург, Россия. На данный момент на месте института построены коттеджи, а самого здания ВНИИРПА уже нет. На карте слева видно несколько зданий поl номерами 3Ас1, 3Ас2 и 5Л, на месте их стоял акустический корпус:

ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова

На этом месте когда-то был Институт радиовещательного приема и акустики:

ВНИИРПА им. А.С. Попова

Схематическое и примерное расположение корпусов института:

  1. главный корпус;
  2. акустический корпус;
  3. первый этаж – столярка и цех, второй – конструктора;
  4. гараж;
  5. испытательный центр;
  6. гараж;

П – проходная. Красная точка – там стоял бюст А.С.Попова.

ВНИИРПА им. А.С. Попова состояло из нескольких корпусов, а в 1980 году там работало около 2500 человек. Главный корпус. Акустический корпус – есть на нескольких фото, фасад здания желтоватого цвета, он имел 4 этажа. Корпус, в который входили экспериментальный цех, хим. лаборатория, диффузорка и столярка. Был отдельный корпус для проведения испытаний (климатические камеры, надежность и пр.)


Значительные работы, выполненные в институте:

  1. 1930-е годы аппаратура для озвучивания Красной площади.
  2. 1951 – первая коллективная антенна на здании МГУ.
  3. 1955 – озвучивание стадиона «Лужники».
  4. 1957 – система для синхронного перевода речей на Международной конференции МЭК удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
  5. 1960 – первая стереофоническая передача в Ленинграде.
  6. 1967 – комплекс звукового оборудования для телецентра «Останкино».
  7. 1980 – оборудование для озвучивания объектов Олимпийских игр в Москве.
  8. 1990 – оборудование для озвучивания Мемориального комплекса на поклонной горе.
  9. 1994 – оборудование для озвучивания объектов Игр доброй воли.

Акустический корпус, фото сделано перед разрушением:

ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова

На фотографиях виден угол без окон. Там находилась звукомерная заглушенная (безэховая) камера ЗЗК-4. С другой стороны была ЗЗК-3. Две камеры входили в акустический корпус.

ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова

Выше, на левой фотографии, на первом этаже два окна – там располагались электрики. Над ними (второй этаж) – комната с аппаратной ЗЗК-4 (в трудные годы сдавали под репетиционную точку группе “Tequilajazzz”). Третий этаж – лаборатория Алдошиной И.А., (у окна слева сидел Баринов А., до него там был Мазголин, работал с отраслью). Четвертый этаж, два первых окна – лаборатория микрофонов (одна из комнат), далее комнаты акустического отдела.

Акустический отдел состоял из нескольких лабораторий:

  1. микрофонов (Горбунова Е.К. Вахитов Ш.Я. и еще около 30 человек);
  2. перспективных исследований (Алдошина И.А., Бревдо В.Б., Войшвилло А.Г., Баринов А. и др., всего около 40 человек);
  3. профессиональной акустики – (Домбровсий Р.В., около 20 человек);
  4. бытовые мелочи (Мазголин, Веселов, Гак М.З., всего около 30 человек);
  5. лаборатория Адаменко;
  6. лаборатория сотовых динамиков, МП “Звук” был потом (Романова Т.П.);
  7. спец. акустика и динамики, начальником отдела был Ахматов Андрей Андреевич;
  8. лабораторию субъективной оценки качества звучания (Мельберг Я.А., около 15 человек).

Парк около института:

ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА им. А.С. Попова


В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех достижениях института, о людях, создававших отечественную бытовую радиоэлектронную и акустическую аппаратура (БРЭА) и уникальные измерительные комплексы. Ведь институту исполнилось 79 лет на момент 2002 года. Полное  описание истории ИРПА им. А.С. Попова заняло бы более 200 печатных листов, а это уже целая книга (к сожалению, до сих пор не изданная). Поэтому далее остановимся только на описании звукомерных заглушенных камер (ЗЗК) сердца электроакустического измерительного комплекса ИРПА.

ВНИИРПА им. А.С. Попова

Первая ЗЗК была оборудована в институте в 1974 году. Развитие отрасли БРЭА потребовало новых подходов к измерениям электроакустических характеристик. Была проведена огромная работа по поиску новых звукопоглощающих материалов, и в 1952 году построена ЗЗК в ИРПА и на Муромском радиозаводе, где впервые применялись звукопоглощающие клинья из теплоизоляционного материала миноры. В дальнейшем, с целью снижения затрат при строительстве ЗЗК на заводах и предприятиях отрасли, были разработаны звукопоглощающие клинья из штапельного стекловолокна и налажен их выпуск на Ивотском стекольном заводе ПО «Брянскстекло».

В 1964 и 1965 годах вводятся в действие две большие ЗЗК (ЗЗК-3 и ЗЗК-4) ИРПА.

ЗЗК-4 имеет вид параллелепипеда (10х10х13 м) с толщиной стен в два кирпича, помещенного внутри основного здания на отдельном фундаменте, который представляет собой бетонную плиту толщиной 2 м, лежащую на сваях длинной около 15 м. Промежуток между стенами камеры и основным зданием шириной 0,7 м используется для выравнивания температуры. Внутренняя поверхность камеры покрыта звукопоглощающими клиньями из штапельного стекловолокна длиной 1 м. Промежуток за клиньями (0,15 м) покрыт матами, также изготовленными из стекловолокна. В геометрическом центре ЗЗК (на высоте 5 м) натянута металлическая сетка для перемещения по камере и установки испытуемой аппаратуры. Специально рассчитанное для размещения образцов место, позволяет проводить измерения на расстоянии до 6 метров, обеспечивая измерения профессиональных концертно-театральных акустических систем. Для проведения измерений звукового тракта приемников и телевизоров камера экранирована. В ЗЗК-4 замолкают мобильные телефоны.

Уровень собственных шумов не более 14 дБ. Неравномерность звукового поля 1 дБ. Измерительный комплекс позволяет исследовать излучатели и приемники звука по всем параметрам в диапазоне 20–40000 Гц, проверять электроакустические характеристики звуковоспроизводящих устройств на соответствие требованиям ГОСТ, МЭК, ИСО.

Вторая ЗЗК (ЗЗК-3) отличается от ЗЗК-4 размерами (10х9х10 м) и отсутствием экранирования, но обладает повышенной звукоизоляцией. ЗЗК-3 и ЗЗК-4 внесены в реестр уникальной стендовой и испытательной базы России.

Измерительный комплекс ИРПА  им. А.С. Попова аттестован Госстандартом России и является единственным в нашей стране сооружением, располагающим столь исключительными возможностями.

Акустическая система к выставки для цифрового звука:

Диффузор от НЧ динамика, который выше на фото:

ВНИИРПА

Хотелось бы отметить, что с появлением цифровых методов измерений характеристик акустических систем и громкоговорителей у определенной части специалистов и любителей создалось впечатление, что теперь можно вполне обойтись без звукомерных звукозаглушенных камер и при этом получить достоверные результаты. Это неверно. Несмотря на то, что цифровые методы измерений обладают рядом преимуществ, область их применения ограничена, причем небольшие ограничения относятся к области низких и высоких частот. Оптимальным  подходом является использование и компьютерных измерительных станций, и ЗЗК, что и должно было произойти в ИРПА им. А.С. Попова в ближайшем будущем.

ВНИИРПА им. А.С. Попова


В институте, в отделе электроакустики, который возглавлял Соколов С.Я. работали в области теории и техники микрофонов. Он фактически является основателем отечественной школы электроакустики, технической гидроакустики и ультразвука. В начале тридцатых годов там были разработаны первые отечественные конденсаторные (КМ-2 и КМ-3) и ленточные (МЛ-1, МЛ-2, МЛ-6) микрофоны, в середине тридцатых – несколько моделей ненаправленных динамических катушечных микрофонов. В этот же период создаются основы теории и расчета различных типов электроакустической аппаратуры. В этой работе принимают деятельное участие такие выдающиеся ученые-акустики (в то время – сотрудники ЦРЛ), как А.А. Харкевич, Л.Я. Гутин, Л.Л. Мясников, а также ещё молодые  разработчики:  В.К. Иофе, Р.П. Волков, М.А. Сапожков и др. На базе лаборатории микрофонов и головных телефонов ВНИИРПА им. А.С. Попова возникло предприятие ООО «Микрофон СПб», поэтому его история неразрывно связана с этим известным в своей области научно-исследовательским институтом.


За измерениями Бокарёв А.Б. в ЗЗК:

ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова


Известные АС, разработанные ВНИИРПА:

  1. 75 АСП-101
  2. 100 АС-001 «Пассат»
  3. 100 АС-101 «Орбита»
  4. 100 АСК-103 «Протей»
  5. 150 АС-001 “Электроника”

Слева – 50 АС-021, изготовленная в ВНИИРПА и переданная сначала на “ПО Вега”, а затем на “Красный Луч”, и с этой акустики вышел Корвет 75 АС-001. Справа – коаксиальная акустика “Протей”, изготовленная в ВНИИРПА и передана на Красный Луч, из неё сделали Кливер 75 АС-101.


У всего есть свое начало и конец. И институт не исключение. Фото того, как его закрывали:

ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова ВНИИРПА им. А.С. Попова


Фото того, как разрушали и строили новые постройки:

ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА им. А.С. Попова


Но как ни странно, кое-что уцелело, конечно, не считая самих изделий, которые родились в институте – это бюст Александра Степановича Попова, он стоял перед главным корпусом ВНИИРПА, теперь находится в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ»:

ВНИИРПА им. А.С. Попова

ВНИИРПА


В подготовке статьи хочу поблагодарить:

  1. Баринова Александра (работал в институте, 1980-2005 по последней должности главного метролога, +2 года после арендовал комнату на территории института). Он поделился многими фотографиями и информацией по ВНИИРПА. Отдельная часть статьи написана по статье из журнала “Аудиомагазин” за 2002 год о ЗЗК, материал для которой подготовил Александр.
  2. Игоря Иванова за отдельные фото.
  3. Александра Бокарёва за некоторые фото и воспоминания.

Статью подготовил: LDS, специально для ldsound.info
14.01.2018

76 комментариев: ВНИИРПА им. А.С. Попова

  1. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    От себя добавлю. Все измерения в безэховой комнате производятся на стальной сетке, натянутой на 6-метровой высоте над подвалом, дно которого выложено клиньями из звукопоглотителя. Если присмотреться, стены камеры выложены такими же клиньями. Ощущение, что ходишь по батуту, сетка пружинит, а под ногами сквозь капроновую ткань видна пропасть.
    Ещё хочу развеять странные мнения, гуляющие в сети, о том, что колонки в этом помещении звучат якобы мертво, холодно и безжизненно. А ничего подобного.
    Именно здесь колонки лишены привычного комнатного гудения, превращающего музыку в винегрет. И когда после настройки фильтров мы включили музыку, душа переполнилась радостью от такого звука.
    Строения эти по затратам стоят миллионы долларов и видеть, как эти уникальные безэховые камеры снесли для постройки на их месте каких-то там коттеджей- тяжко.

    • Владимир. пишет:

      А вабще.на момент написания статьи что-нибудь осталось от предприятия.

    • Владимир. пишет:

      И можно ли по бывшим работникам поискать редкую аппаратуру этого предприятия?

      • Евгений пишет:

        А какая аппаратура нужна? Насколько мне известно, опытный завод ВНИИРПА приказал долго жить значительно раньше. В самом же ВНИИРПА, по моим сведения 2007 примерно года, производства почти не было: делали комплект кинотеатра АС “Попов” и вроде всё.

        • Владимир. пишет:

          Электроника-150АСАТ нужны очень.

          • Евгений пишет:

            Я думаю. что искать нужно на интернет-барахолках, а не у сотрудников ВНИИРПА. 150ас-001 продаются на Авито даже сейчас, а вот первые экземпляры с высокими ВЧ-излучателями – даже не знаю, где взять. Скорее всего, нужно просто мониторить барахолки.

            • Евгений пишет:

              К тому же 150АСАТ серийно выпускались “Ферроприбором” в Красном Селе. А опытные экземпляры именно из ВНИИРПА, как мне кажется, найти практически нереально. Даже сложно установить, сколько штук их сделали.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Колонки 150АСАТ есть у знакомого, я ездил к нему с измерилкой, снял ачх и послушал звучание. Также у владельца колонок есть коллекция излучателей Хейла разной высоты, полуторной и двойной-по его словам. Одиночные Хейлы я измерял и слушал в другом городе, впечатление одно : это шедевр звука. Безупречные по ровности и красоте , идентичная пара . Включили их вместо родных титановых куполов к акустике B-W DM601 – получили роскошное звучание и ровнейшую ачх. Горжусь нашими мастерами из НИИРПА. АБ.

              • игорь пишет:

                Ни полуторных ни двойных хейлов институт не делал был один мембрана 13 см высотой, когда колонку отдали на завод мембрану сразу переделали на 10 см потом 8см и 6см. Чьего производства у Вашего знакомого хейлы?

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Я уточню, когда снова увижусь с владельцем Хейлов. Но когда это будет….
                  Сейчас по прошествии лет трудно вспомнить точный размер, но то, что младшие Хейлы (6 или 8см) выдавали ровнейшую ачх и красивый ясный звук.
                  В конце недели попробую связаться с хозяином Хейлов, уточнить реальные размеры динамиков из его коллекции и может быть, адрес производства.

        • Борис пишет:

          В 2007 уже не было НИЧЕГО и НИКОГО!!!

      • Борис пишет:

        Можно и поискать

    • Владимир. пишет:

      За статью однозначно одобрение.

  2. Г. Владович пишет:

    Здравствуйте. С интересом прочитал статъю. Тоже вопросы естъ уваж. Бокареву Александру. Можно написатъ в личъку?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      От посещения безэховой камеры НИИРПА осталось много фотографий, но они погибли вместе с компьютером. Попробую узнать , не сохранились ли они у питерских ребят, которые организовали эту работу.
      Одна фотография есть , вот она^

      • Куприянов Александр пишет:

        Жёсткие диски ремонтируются. Магнитные диски не ломаются. Данные на них сохранены. Ломается механика. Даже можно сам диск вынуть и пересадить в исправный винчестер , подобного типа. А то так можно много ценного потерять. Уж в Ростове то такие мастерские есть. Правда стоит это как новый HDD + работа. Но ценные данные дороже.

  3. Игорь пишет:

    Колонки “Русь” не имеют отношения к институту их разработала и делала фирма “Звук”

    • LDS пишет:

      Поправил Игорь. Вам верю. Где-то вычитал, что изготовляли ее в ВНИИРПА.

      • Евгений пишет:

        Я слышал, что фирма “Звук” состояла из бывших сотрудников ВНИИРПА. Насколько это правда – не знаю.

        • игорь пишет:

          Т.П.Романова (она разработала 35ас021 Эстония) и ещё несколько сотрудников института основали фирму “Звук”

          • Сергей Гудков пишет:

            несколько лет назад как не стало директора Т.П. Романовой, фирма “Звук” прекратила существование, как я уже писал остатки продукции скупил Степан Шах (авито)

        • Борис пишет:

          Правда,правда

    • Олег пишет:

      Как это не имеют если в паспорте написано!

  4. игорь пишет:

    Касаемо “150 асат”их было сделано в институте 9 шт, макет не в дизайне 1 шт хейл из оргстекла передан на завод (фото на сайте есть) 4 шт “150 асат-002 две у меня две у разработчика, 4 шт “150 асат-001″(фото дизайнерских рисунков на сайте есть, живьем фото не делали) были вывезены ночью из института попросту украдены,кто то их в 90х видел в комиссионке.Вот такая история.

  5. Анна пишет:

    Спасибо за статью! Благодаря ей память о ВНИИРПА не исчезнет! Жаль про завод нет информации и фото. Он тоже канул в лета…

    • LDS пишет:

      Спасибо.
      Вчера добавил новое описание, а сегодня еще новых фотографий.

      • А.Р. пишет:

        А еще добавьте автора и дату статьи.

        • LDS пишет:

          Статья была опубликована 14.01.2018 года. За последнее время я ее хорошо обновил. Если будут еще обновления, то об этом напишу.

        • Викто пишет:

          Да. Техническая мысль,для цивилизации,это очень чувствительно.А точки где идёт развитие технической мысли очень лакомы для вражеских спец служб.Если в глобальном противостоянии удается уничтожить такую цель как НИИРПА,это большой успех.Успех врагов России.И это надо понимать.Говорить о том,что это “как всегда”?!!!.Поэтому всем надо информацию о ходе всех этих процессов копить.Хранить.Обментваться.Мы сейчас знаем кто такой генерал Олег Калугин.Придет время и ещё больше будем знать.Это пригодиться для восстановления.Сотрудников надо береч и их информацию.Ведь не известно что понадобится.Был в артелериском музее.Кто знал,что так пойдут безпилотники.А мысль она всегда в цене.Тем более радио и акустика.

  6. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Со слезами на глазах смотрю уникальные фотографии былого величия, гордости страны, уникальных сооружений. Читаю воспоминания ученых, разработчиков , акустиков, метрологов, приобщенных к разработке лучших отечественных акустических приборов, оценить параметры и звучание которых удалось недавно. И понять масштабы утраты.
    Рад и счастлив, что довелось побывать в этом уникальном сооружении, получить незабываемый опыт работы , запомнить на всю жизнь прекрасных сотрудников безэховой камеры НИИРПА. Короткий но яркий момент моей жизни. С уважением, Бокарёв Александр.
    ПС. Самому факту посещения безэховой камеры НИИРПА я обязан своим Петербургским друзьям, Георгию Архипову и Чуманову Дмитрию. Именно их колонка на фото.

    • LDS пишет:

      АС, которые были в ЗЗК сразу могут претендовать на завышенную цену при продаже))

    • Виктор пишет:

      ,,,,Надо информацию береч.Я вот искал журнал НИИРПА .Полистать.Но к радости нашёл этот материал.

  7. Евгений пишет:

    Такое впечатление, что у государства нет стратегии – делает что-то, авось получится. В СССР вроде как стратегия была и ьыло хоть в какой-то мере понимание, как достичь поставленных целей

    • ZLOIVOVAN пишет:

      Поставленные перед собой стратегические цели – личное обогащение,выполняют ударными темпами.Правда при этом ничего не создается, а лишь разворовывается созданное при СССР.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Не только разворовывается, но и добивается та же система проф.образования, начиная от пту , техникумов, училищ при заводе(ВТУЗ) и выше. За свои деньги отучиться в институте, чтобы выйти оттуда ненужным никому и снова искать, куда приткнуться, на любых условиях, хоть кем. Зато – высшее, не хухры. Позорище.

      • Vip Kit пишет:

        Во времена СССР стратегия и приоритеты: космос, тяжмаш, ВПК,оборонка,минатом. Легпром и прочая разнобытовая техника в приоритеты не входила. Так, что все те удачные новаторские разработки
        НИИРПА, так и остались в экспериментальных образцах. В лучшем случае в мелкосерийном производстве. Стратегические решения принимались только с согласия партийных органов, а там аргументы далёкие от понимания качества звучания. Зачем, и так хватает орбит, радиотехник и пр.
        А, вот экономия и соц. соревнование,на ура были. Гнобилось в СССР, ВСЁ, для создания качественного конкурентоспособного звука !

        • ZLOIVOVAN пишет:

          СССР нет уже почти 30 лет. Качественного звука так и не появилось, а тот что был исчез почти полностью.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Печально, но это так. Сейчас на хорошей остроенной домашке можно оценить качество советского винила, оно достойное, что бы там ни говорили. А в те годы – что можно было понять из звука разных бульдозеров.
            Вертушка хорошая-усилитель никакой, усилитель приличный-колонки хлам. И в кучу это никогда не складывалось, даже у владельцев фирменной техники. Там тоже свои мифы и легенды. А на деле- тот же ширпотреб, более красивый и дико дорогой.
            Единственный усилитель, оставивший теплые воспоминания- Одиссей , самый первый, сделан в Киеве , объединение им.Королёва. Что снаружи, что внутри- сказка. Монтаж-жгуты, винт-шайба-гровер-гайка-краска. Не разбираемый, в космос можно лететь на таком аппарате. Чудо а не усилитель. И звучал красиво.

            • ZLOIVOVAN пишет:

              Были в СССР приличные аппараты, на уровне мировых того времени. Приоритет в развитии отраслей группы А был правильный, имея свои технологии всегда можно организовать производство ширпотреба.К сожалению в позднем СССР (при Мишке меченном )этот процесс превратился в катастрофический развал высокотехнологичных отраслей.

            • Vip Kit пишет:

              Достойный, пока его с английским первопрессом LP не сравнишь. На этом все достоинства, кроме цены
              заканчиваются.
              Все эти ,,тайные технологии” внезапно исчезнувшие,как золото партии(КПСС), просто иллюзия.
              Tehnics SB-10,SB-1000,SB-8000,Sony AMR-6, Diatone 5000, да простой Pioneer CS-77, вот технология !
              Сейчас море хорошего звука, от отечественных производителей, как крупных(Arslab), так и мелких(авторских – hend made).
              Росхайэнд – есть на что посмотреть !

              -77, вот это технология

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                На Росхаенд последние 5 лет регулярно езжу, но чтобы там что-то зацепило из звучащего- скорее исключение из правила.
                Но бить себя в грудь, доказывая великий звук из 70-х – тоже нет. И там хитрованы владели рынком, цепляя лохов на крючок рекламной брехни.
                Реальных шедевров тех лет- по пальцам руки.

  8. L.I.N. пишет:

    очень интересно….

  9. Максим пишет:

    Хочется пожелать плохого тем, кто снёс эти комнаты глухие. Ярчайшее впечатление жизни!

  10. Александр пишет:

    Хочу!!
    Истории хочу. АСАТ 001 и 002
    Хоть понимаю, что цени истории – космос))

  11. Сикорский Игорь пишет:

    В конце 70-ых начале 80-ых во ВНИИРПА им. А.С. Попова в лаборатории лазерной звукозаписи работали над созданием лазерного аудиопроигрывателя, и было создано несколько экземпляров – Луч-001 и Луч-002. Луч-002 был, так или иначе “серийный” (собрано несколько аппаратов как минимум). Стандарт был свой, несовместимый с CD-DA. Надписи, которые могут иметься на аппарате – Луч-002, Луч, “Супер Hi-Fi”. Состоял из двух блоков – в одном был цифро-аналоговый преобразователь, во втором оптомеханический блок.
    Мы писали на нашем сайте статью по поводу отечественных ПКД и интересуемся темой: http://red-innovations.su/sheets/pcd.html

    Так вот, сохранилась акустика, произведенная во ВНИИРПА, которая тут и обсуждается, а видел ли кто-нибудь в живую Луч? Может быть, у кого-то он есть? Может быть, какой-то музей располагает таким аппаратом? Может быть, есть какая-то информация, относительно данного проигрывателя?

  12. Дмитрий пишет:

    Добрый день,
    Часто пользуюсь Вашим ресурсом, для поиска информации по старым динамикам и АС.
    Сегодня мною , в Санкт-Петербурге, были приобретены самодельные АС. По словам продавца, они были сделаны его отцом, инженером ВНИИРПА им. А.С. Попова, примерно в первой половине 70-х годов.
    АС типа открытый ящик, очень похожи на АС промышленного производства.
    Динамики установлены изнутри на отдельный щит и прикручены к ящику через демпфер из ткани или войлока.

    Динамики(как я предполагаю): 3ГД-15М, 5ГД-14, 10 ГД-18

    Размеры АС: 620х400х220мм

    Внутри есть схема фильтра.
    Что меня удивило, так это динамик 5ГД-14.
    Я никогда не видел у них корзину в таком исполнении (похоже на силумин), тем более с экранированным магнитом.

    Если здесь есть кто-то из бывших сотрудников ВНИИРПА им. А.С. Попова, был бы рад отправить им фотографии. Вдруг кто-то узнает данные АС и расскажет о них и динамиках в них что-то большее.

    • LDS пишет:

      Пришлите мне фото пожалуйста, я сделаю статью по ним. Да и фото АС так же присылайте, взглянем, интересно. Работники бывшие сюда вряд ли заходят, но люди, которые там были есть.

  13. Victor Markin пишет:

    Я потрясен тем как обошлись с ВНИИРПА. Для меня этот институт – это моя жизнь в радио.
    Маркин Виктор Владимирович
    Бостон
    США

  14. Виктор Михайлович пишет:

    Уважаемые ведущие сайта! Как я понимаю Вы последние сотрудники ушедшего ВНИИРПА, та ниточка, которая нас связывает с прошлым отечественной радиотехники. В связи этим, я хотел у Вас попросить внести ясность в разработку радиоприемника “Спидола”. Кто этот приемник разработал рижский ВЗФ или ВНИИРПА? Я стою на позиции, что ВНИИРПА на базе транзисторного приемника “Ленинград” сделала для широки масс “Спидолу”. От этого приемника взят и барабан с катушками, но сделан укороченным. Дело в том, что Интернете и некоторых изданиях пишут, что “Спидолу” разработали инженеры рижского ВЗФ. Так ли это?

    • LDS пишет:

      Нет я не сотрудник. Но материалы присылают люди, которые были непосредственно связаны с институтом, а я лишь публикую их на данном сайте.

    • Коля пишет:

      … два энтузиаста из отдела технических исследований завода ВЭФ У. Бриедис и Я. Церпс в свободное от работы время занимались разработкой транзисторного радиоприемника. Первый образец они собрали в корпусе от носимого лампового радиоприемника «Турист». Об этом писала заводская газета Vefietis в октябре 1958 года. Этот внеплановый приемник стал спасательным кругом завода. Совет Народного Хозяйства Латвии оценил макет и выделил средства на разработку серийного образца.
      Первая пробная партия в количестве 20 000 шт. была мгновенно раскуплена. После этого Техсоветом было принято решение о выпуске промышленной партии «Спидолы» в количестве 1 млн шт., которая должна была спасти завод от затоваривания ламповыми радиолами. Директор завода Всеволод Янович Биркенфельд, прихватив с собой чемодан с подарочными экземплярами Спидол, направился прямиком к министру радиопромышленности СССР Калмыкову. Министру не потребовалось много времени, чтобы по достоинству оценить «незаконнорожденную» Спидолу. Было дано добро на выпуск. Перенастроить производство на миллионный выпуск Спидолы, не тормозя при этом производство другой продукции, было сложной задачей. Сгоряча завод взял на себя обязательства освоить выпуск за три месяца. Но, увы, первые радиоприемники сошли с конвейера ВЭФа только 6 -7 месяцев спустя. Производство требовало подготовки регулировщиков, изготовления оснастки, наладки поставок сотен позиций для бесперебойной работы конвейера. Таким образом, от начала разработки до начала массового производства прошло почти пять лет – большой срок, но Спидола, вне всякого сомнения, этого стоила.

      • Викто пишет:

        Да. Техническая мысль,для цивилизации,это очень чувствительно.А точки где идёт развитие технической мысли очень лакомы для вражеских спец служб.Если в глобальном противостоянии удается уничтожить такую цель как НИИРПА,это большой успех.Успех врагов России.И это надо понимать.Говорить о том,что это “как всегда”?!!!.Поэтому всем надо информацию о ходе всех этих процессов копить.Хранить.Обментваться.Мы сейчас знаем кто такой генерал Олег Калугин.Придет время и ещё больше будем знать.Это пригодиться для восстановления.Сотрудников надо береч и их информацию.Ведь не известно что понадобится.Был в артелериском музее.Кто знал,что так пойдут безпилотники.А мысль она всегда в цене.Тем более радио и акустика.

  15. Виктор Михайлович пишет:

    Уважаемый Коля! Все что Вами написано – известно. Эта информация размещена на разных сайтах в Интернете и пропагандируется бывшими сотрудниками ВЭФ. Роль ВНИИРПА в разработке “Спидолы” стараются не указывать. В то время все схемы полупроводниковых приемников разрабатывались в ВНИИРПА, а после размещались на заводах. На заводах могла идти технологическая доработка, а не разработка приемника. В связи с этим я хотел бы узнать какая роль ВНИИРПА в разработке “Спидолы”.

  16. Коля пишет:

    А откуда Вам известно, что НИИРПА принимал в этом участие, я имею в виду схемотехнику?

  17. Виктор Михайлович пишет:

    ВНИИРПА был головным институтом разработчиком, в то время без него ничего не решалось. В 1958 году был разработан приемник “Ленинград” у которого барабан переключения по конструкции точно такой как у “Спидолы”, которая начала выпускаться в начале 1960 года. В дальнейшем произошла унификация схем приемников и схема “Спидолы” (1 транзистор смеситель, 1 тр. гетеродин, 3 тр. УПЧ и 4 тр. УЗЧ) стала использоваться в переносных приемниках 2 класса (Соната и др.). Откуда информация из анализа схем и конструкций, а также из бесед с сотрудниками ВНИИРПА.
    Поэтому я написал, чтобы откликнулись сотрудники ВНИИРПА и внесли ясность в разработку “Спидолы”, так как то, что пишут красиво работники ВЭФ, что они её создали – это легенда, которая растиражирована.

    • Виктор пишет:

      Да интересно

    • Виктория пишет:

      В приведенных материалах нет достижений института по разработке радиоприемной техники: от самых массовых приемников “Альпинист” до всеволнового приемника высшего класса “Ленинград”, “Салют” и других. Кроме того были разработаны приемники “Заря ” и “Вымпел” для орбитальных станций и космических кораблей. Материалы об этом находятся в Центральном Музее Связи в Санкт-Петербурге.

  18. Александр пишет:

    Всё развивалось когда директором был Зимнев. Золотая пора.

  19. Сергей Гудков пишет:

    Построенные коттеджи тоже не из дешёвых, стройка закончена, кое-где ведутся отделочные работы. Ещё никому не проданы, цены тут
    m16-elite.ru/resale/naberezhnaja-reki-krestovki-5/

    • Евгений пишет:

      Они там стоят уже лет 10. И до сих пор никому не проданы… Там недалеко, на Крестовском острове, тоже уже лет 7-10 продают “последние квартиры” в очередной “элитке”.

  20. Евгений пишет:

    Не надо слепо верить в рынок. Любой производитель заинтересован подешевле сделать и подороже продать. Вот вам яркий пример маркетинга:
    https://www.youtube.com/watch?v=A2FmpTwSvpc

  21. Валерий пишет:

    Мой отец работал в институте с 1945 до 1990 в отделе Куприянова, потом Неманова. Сохранились некоторые документы 40-50х годов.

  22. Paul пишет:

    Я проходил практику в ВНИИРПА в конце 80-х. Занимались исследованиями по приёму цифрового радио: с башни транслировался цифровой код , а мы катались по городу на Москвиче с SMV-8 и меряли уровни сигналов и BER. В то время эти разработки были на одном уровне с ФРГ.
    В акустической лаборатории нам демонстрировали звучание собственных систем в сравнении с Sony ( как раз они обзавелись новой японский стойкой и акустикой ).
    Были под впечатлением.
    Жаль, что это осталось только в истории.

  23. Сергей пишет:

    О том, что “Спидола” это разработка именно ИРПА рассказывал в 75-м году мой руководитель дипломного проекта из ленинградского НИИ “Морфизприбор”.

    Людям, жившим в прибалтийских республиках, прекрасно известно о том, что здесь никогда не было ни радиотехнической, ни радиоэлектронной школы, а практически все специалисты были приезжими (Ленинград, Минск, Киев).

    Поэтому все разговоры о том, что в конце 50-х кто-то там что-то смог создать тайком и на коленке – это разговоры в пользу бедных.

    • Илья Лобода пишет:

      А между тем Вэф существовал ещё задолго приезда туда этих самых специалистов и выпускал очень даже серьёзные аппараты, разумеется я про ламповые приёмники.

      • Дмитрий пишет:

        Ага, ВЭФ прям из воздуха возник. Сам собой. И сразу же заполнился гениальными инженерами исключительно латышской национальности.

        • Сибиряк пишет:

          Нет конечно.
          сначала был электромеханический завод «Унион»
          потом VEF
          потом филиал немецкой AEG
          потом VEF/ВЭФ

  24. Сергей пишет:

    :о))

    Вот и я том же пишу.

    Как пример.
    Когда в Эстонии целеустремлённо разваливали заводы, бригада русских женщин-монтажниц РЭА с завода Punane RET организовала небольшую бригаду по производству плат для шведской Хускварны. Потом их заприметили финны, из бригады вырос завод Elcoteq, начавший производство электроники для мобильной связи.
    Как водится, на производство с лакомыми зарплатами (напоминаю речь идёт о 90-х годах) наложили лапу эсты и первые объявления о приёме сотрудников на новое производство включали обязательное требование о родном эстонском языке у соискателя.
    Однако, через некоторое время обнаружилось, что “родного эстонского” для работы маловато, а “титульный” персонал – в отличие от “оккупантов” – совершенно неспособен к работе в этой области.
    В результате появилось негласное указание хозяев заменить эту публику на русских.
    и Elcoteq пошёл в гору семимильными шагами, открылись филиалы в Венгрии, Мексике (Монтеррей), Китае (Гуаньчжоу).
    Набитый русскими колонистами и оккупантами Элкотек приносил Эстонии до 26% экспортной прибыли.
    Так что все эти разговоры о титульной прибалтийской электронике попросту смешны.
    И напоминают дурацкое поведение московских театральных идиотов, упорно приглашающих “гениальных прибалтийских режиссёров” из бывших советских республик, в которых никогда не бывало ни театральных школ, ни великих актёров.
    Жаль, что идиоты эти не слышат тех эпитетов, которые отпускают в их адрес все эти лаймы вайкуле, херманисы и прочие калныньши, когда возвращаются домой с карманами, набитыми русскими деньгами …

    • Федор пишет:

      Насчет артистов я бы поспорил, особенно литовцев. Банионис, Адомайтис, Будрайтис и театр в Паневежесе – это бесценный фонд советского кино и театра. А Артмане – выдающаяся латвийская актриса. Но “титульная нация” выгнала старую актрису – гордость латышского театра – из ее квартиры.
      И это не политика – это жизнь.

  25. Елена Петровна Серова пишет:

    в 1974 году я по направлению ЛЭТИ писала дипломный проект об этой уникальной звукозаглушаемой камере. Она поразила меня своим величием, размером, уникальностью. Руководителем моим был Домбровский Ромуальд Вячеславович. Я горжусь,что была знакома с этим талантливым человеком и часто вспоминаю эту работу,институт,людей.Проклинаю разрушителей советской науки и уникальных разработок.

  26. Сергей пишет:

    Тоже из того времени, окончил Политех в 1975 г. (Электромех). Диплом писал с руководителем из “Морфиз прибора” (это, кстати, недалеко от ЛЭТИ). Он мне и рассказал эту историю о том, кто и что спроектировал. Испытываю чувства, аналогичные вашим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *