Данные заметки не претендуют на новизну, полноту и, тем более, истину в последней инстанции. Они появились в результате переписки с разными людьми при обсуждении темы, вынесенной в заголовок.
Началось с того, что приятель решил доработать его полочные АС B&W. Хотели только заменить разводку и припаять провода на ГГ вместо штатных клемм. Когда открыли АС, обнаружили столько косяков, что цензурных слов для описания этой картины нет: контакты обжаты слабо, резина под корзинами динамиков скомкана, провода в одной паре разной площади сечения, заполнение ящиков сентипоном в разном количестве, а в одной АС кусок сентипона торчит в трубу ФИ, что дает призвук на НЧ. Короче, решили взяться основательно. А когда проклеивали по углам швы, то герметик в одном месте протек на наружную сторону!!! Щель не свистела только из-за того, что делила давление с ФИ. Короче, когда закончили, – положительный результат был заметен. И я окончательно утвердился в двух аспектах:
1 – никогда особо не молился на импортные АС (особенно “полочники”), а теперь понял, что косяков и там не мало, и дорабатывать можно ВСЕ импортные системы;
2 – доработать можно и отечественные АС, а в плане улучшения корпуса и демпфирования, тем более. А это, как выяснилось, играет не меньшую роль, чем ГГ.
Свои “Корветы”35 АС-028 (“Океанприбор”) я купил давно и по двум причинам: 1- отдаю предпочтение ЗЯ (хотя не считаю, что ЗЯ – это уже гарантия хорошего звука); 2 – ВЧ динамики 6ГДВ больше нравились, чем эти “сипелки” 10ГДВ в S-90.
Спецификация на акустические системы «КОРВЕТ»
Через месяц после покупки я вскрыл свои АС: стенки укрыл ватином в один слой, добавил ваты, поставил новые сальники под корзины ГД, и понял, что больше я сделать ничего не смогу (в радиотехнике не бум-бум), да и источники сигнала, усилители, шнуры проч. в то время были другие, и где самое слабое звено в тракте определить было трудно. Полагал (ошибочно), что главная проблема в отечественных “резиновых” динамиках, и звучать “Корветы” уже лучше не будут. Пессимизма добавляли воспоминания о том времени, когда у меня был магитофон Тембр-2. А к нему шли 2 штатные выносные АС (маленькие треугольные пирамидки, с одним 4ГД-28 в каждой). Вместо них я купил АС от “Симфонии” с ГГ 6ГД-2 (уже не помню номер), так звук был – фантастика! Это, конечно, заслуга “бумажных” громкоговорителей, не смотря на то, что слушал моно записи.
Потом появился новый носитель – CD, я купил другие компоненты, шнуры (межблочный и акустический), почитал литературу, потом вышел в RUnet, копал конфы в сети, и понял, что “холодный” апгрейд своим колонкам я сделать в состоянии. Готовил материалы, которые предполагал использовать (войлок подошвенный и юртовой, ватин шерстяной стёганый, сентипон 4 см толщиной, вату (только натуральную), бруски березовые (сухие уже лет 5 из старой раскатанной избы), медный провод OFC разного сечения) и снова вскрыл АС. Сначала решил заняться только корпусом и проводкой. Уже потом, решил заменить ГГ, списался с Сергеем Жильцовым (Serzhi) и другими колонкостроителями, которые мне очень помогли практическими советами, за что им черезвычайно благодарен.
Доработка ящика АС.
Укрепление ящика АС. У Корветов он и так довольно прочный (передняя и нижняя стенки двойные – 4 см.), ребра жесткости на передней (горизонтальное) и задней (вертикальное) стенках, + распорка между передней и задней стенками, посередь ящика, между НЧ и СЧ ГГ. Она посажена только на клей, а я ввинтил в нее шурупы диаметром 6 мм х 8 см со стороны передней и задней стенок, и стянул их. Потом стянул таким же способом боковые стенки: сухой березовый брусок 3,5х3,5 см забил в тугую, на клей и стянул шурупами 6 мм х 8 см. прямо сквозь боковые стенки, немного впотай. На лицевых плоскостях боковых стенок, утопленные в-потай шляпки шурупов, залил “бокситкой” и заклеил декоративными пластмассовыми мебельными шляпками под цвет родного шпона.
Герметизация корпуса.
Для этой цели многие пользуются или “бокситкой” или герметиком. Мне не нравится ни то, ни другое. С детства, с деревом работаю казеином. Если соблюдать технологию, то результат не хуже, чем у упомянутых клеев, а работать удобнее. ИМХО. Казеин разводится на воде, – древесные волокна склеиваемых поверхностей разбухают, клей проникает в структуру дерева, и склеиваемые поверхности становятся как единое целое. Проклеил все стыки, таким образом, чтобы излишки клея оставались на стыке двух, склеиваемых плоскостей, для чего ящики наклонял под 45° и укреплял в таком положении на время сушки. Потом все стыки промазал тонким слоем пластилина поверх казеина и прокрасил масляной краской.
Ребра жесткости.
Из той же березы напилил брусков 2,5х2,5 см по 2 штуки, на боковые и заднюю стенки. Обычно ставят продольные, или по диагонали, но мне показалось так лучше (в этом деле жесткости много не бывает), а боковые стенки между собой я уже стянул. (См. выше). Бруски для ребер напилил на 1 мм длиннее, забивал в тугую, клеил на казеин, и крепил шурупами. Все места соединения ребер и стенок опять пролил клеем с излишком, с обеих сторон приклеенных брусков, и опять сушил наклоняя, под 45° и укрепляя ящик в таком положении на время сушки. Так у меня получились по 3 “корыта” на каждой из стенок глубиной 2,5 см. Дно у ящика “Корвет” усиленно добавочной доской из MDF толщиной 2 см, но не сделано как надо: между этой пластиной и боковыми стенками есть щели и посажена она только на шурупы. Я вынул эту платину, пролил дно козеином, приклеил пластину, усилил контакт шурупами, залил щели между ней и боковыми стеками “бокситкой”. Теперь дно как монолит 4 см. в толщину.
Внутренний бокс для СЧ и ВЧ. Он в “Корветах” сделан из 10-слойной фанеры (не то, что у S-90-х гнусный пластмассовый колпак, на который Сергей Жильцов (Serzhi) придумал ноу-хау из голенища валенка). Я густо проклеил внутренний ящик казеином по швам, и также промазал козеином стыки снаружи.
Система крепления динамиков.
Прежде, чем демпфировать ящик, решил заменить систему крепления НЧ и СЧ динамиков. Родные фторопластовые втулки меня давно уже не устраивали, тем более, что на некоторых уже съелась резьба, и надлежащий прижим не обеспечивался. Я высверлил фторопластовые втулки и заменил их на 6-гранные металлические, длинной 4 см. (Все продается в любом отделе крепёжных изделий). Для того чтобы втулки сидели в передней стенке надежно и не вышли наружу при многократном завинчивании/вывинчивании болтов для крепления ГГ (а завинчиваю я как можно сильнее электроотверткой с “трещоткой”, помогая рычагом), я сделал следующее: просверлил в каждой втулке отверстия диаметром 2 мм, отступив 3 мм от края втулки (перпендикулярно ходу, завинчиваемого во втулку болта). Затем промазал отверстие для втулки в ящике бокситкой, забил в это отверстие туго втулку, так, чтобы она выступала с внутренней стороны ящика на 4-5 мм, и вставил в просверленное отверстие во втулке гвоздь нужного диаметра и длинны. И постучал молотком по торчащему внутри колонки краю втулки, чтобы она сдала назад, и гвоздь врезался в дерево. Теперь болты, удерживающие ГГ, можно затягивать от души. Тоже самое проделал и с креплением СЧ, только втулками меньшего диаметра.
Внутренняя проводка.
Перед тем как приступить к демпфированию ящика, необходимо закрепить внутреннюю разводку для СЧ и ВЧ ГГ, чтобы провода оказались под звукопоглощающим материалом. Провода закрепил в углах полосками лейкопластыря. Оставляйте концы длиннее – лишнее потом можно отрезать.
На ВЧ я выбрал шведский OFC (многожильный сечением 2 мм), и параллельно с ним пробросил компьютерную одножильную пару 5-й категории (по совету Serzhi). С тем условием, чтоб был выбор, а твердой уверенности какие из проводов будут звучать лучше на тот момент у меня не было. Забегая вперед, могу сказать, что сейчас у меня работает “Supra” (так больше понравилось), а одножильный так и остался под войлоком.
На СЧ применил тот же шведский OFC “Supra” (многожильный, только сечением 2,5 мм).
На НЧ будет использован OFC “Monitor” сечением 4 мм, но его сейчас некуда крепить т.к. весь он будет располагается под куском “юртового” войлока, которым накрою кроссовер. Перед тем, как крепить внутреннюю проводку, пометил условную фазировку (-;+), чтоб потом не “звонить”. Но это делается по желанию, – на проводах есть надписи с указанием направленности и фирмы изготовителя, так, что разобраться, где чей конец не сложно.
Установка на шипы.
Зная толщину нижней стенки, не трудно подобрать втулку нужной длинны. Шипы у меня уже были отс резьбой на 10. Купил восемь втулок с нужной внутренней резьбой, а контргайки использовал родные – от “Dynaudio”. Можно устанавливать колонку на 3 шипа, и по физике так, вроде бы лучше, но мне нужна большая устойчивость, т.к. АС стоят на ящиках, но об этом см. ниже.
Как найти места для крепления шипов на днище АС системы? Начните с того, что самое “тихое” место расположения конусов – это 22% с двух сторон любой гомогенной (однородной) прямоугольной платформы. Просто измерьте ширину платформы и умножите это число на 56% – результат даст вам интервал между двумя конусами, но с сохранением равного расстояния с двух краев платформы.
Теперь нужно засверлить шахты в дне колонки, максимально вертикальные. Это сделать не сложно при определенном навыке работы с электродрелью, плюс некоторая оснастка в виде простого куска из 6-см доски (20х20 см), в котором я на станке уже давно насверлил тучу отверстий разного диаметра, с шагом 1 – 2 мм, а теперь лишь выбираю нужное отверстие + 1 мм. Дальше еще проще: в высверленную шахту добавляю бокситки (по стенкам), и забиваю втулку молотком. Берешь у жены крем для лица, обильно смазываешь шипы, (это чтобы излишняя бокситка если и растеклась, то не приклеила ввинченные шипы к втулке). На следующий день шипы можно вывинтить, протереть от крема и теперь поставить с контргайкой. Но лучше отложить их до окончания очередного этапа переделки, иначе – пол в дырках, коленки исцарапаны, на паласе затяжки.
Депмпфирование ящика.
“Подошвенный” войлок. Очень плотный и толстый (до 2-х см.) материал. Конечно, просушил его. Сначала были опасения, что такой плотный материал уменьшит объем ЗЯ, – напрасные были опасения. Теперь я считаю войлок лучшим для этой цели материалом, и, главное, намного дешевле всех импортных мастик и т.д.
Нарезал его квадратами, по размеру “корыт”, что получились на боковых и задней стенках после установки ребер жесткости. Резал под конус, и забивал в тугую, без всякого клея. Если войлок ляжет горбами – это есть очень хорошо в борьбе со стоячими волнами. Теперь ребра жесткости выступают лишь на 3-4мм. над войлоком. На “дно” и “потолок” крепится без проблем. На внутреннюю сторону передней стенки подошвенный войлок садил на “Момент”.
Внутренний бокс для ВЧ и СЧ тоже оклеил снаружи. Внутри – только заднюю стенку, а для СЧ ГГ на боковых стенках пришлось сделать специальные вырезы – и войлок использовал “юртовой” (См. ниже.), т.к. бокс по ширине, чуть шире СЧ громкоговорителя, и будет мешать устаноке СЧ ГГ. После этого, оклеил этим же войлоком распорки межу передней и задней, и боковыми стенками. Все грани. Внутри ящика всё должно быть закрыто звукопоглощающими материалами.
“Юртовой” войлок. Следующий слой работал “юртовым” войлоком. Этот материал не толще 1 см, и мягкий, что можно скатать в трубу. Вырезал полосу по внутренней ширине боковой стенки, а длинна = 2 боковых стенки + верхняя стенка + дно. Потом промазал “Моментом” верхнюю (выступающую) часть ребер жесткости, и в круговую закрыл сразу все перечисленные стенки. Все углы получаются сглаженные, что тоже есть good. Ребра жесткости еще немного выступали над подошвенным войлоком, а между ними “юртовой” войлок немного утопился, и стенки получились не плоскими, а волнообразными, что меня тоже устраивает. Потом вырезал кусок площадью чуть больше задней стенки, чтоб внахлест на боковые был на 1 см и тоже приклеил. На дно за хлест не делать, т.к. там крепится кроссовер, а места и так мало. Не забудьте сделать на задней стенке, в войлоке прорези для акустического шнура, поскольку я уже сразу решил отказаться от всяких разъемов, а паять прямо на кроссовер. С передней стенкой сложнее: больше радиального вырезания и меньше куски, поэтому все клеил – без клея не держатся.
Ватин и сентипон. Третий слой работал этими материалами. Сначала подготовил “сэндвичи”. По опыту убедился, что клеить “в круговую” по всем стенкам, сразу цельным куском – достаточно сложно. Весь клей на себя соберешь, и расправлять внутри ящика, по мере заполнения, становится все сложнее, следовательно, вырезал из ватина площадь для укрытия одной боковой и верхней стенок и такой же для укрытия другой боковой стенки АС. Затем вырезал такие же куски из сентипона. Сентипон при покупке, выбрал максимально распушенный и самый толстый – почти 4 см (в свободном состоянии). Затем мелкими стяжками сшил ватин и сентипон, стараясь стянуть достаточно плотно, но не сжимая “сэндвич” в толщине. После этого обильно промазал “Моментом” войлок внутри ящика в углах, полоской 2 см. и кое-где по стенкам. Опыт показывает, что клеить удобнее таким образом: скатываешь приготовленный “сэндвич” в рулон (можно его сильно сжать для уменьшения объема, он все равно позже расправиться), заводишь рулон в ящик к месту склеивания, фиксируешь край в месте приклеивания и раскатываешь по стенкам. Несколько сложнее с правой с правой боковой стенкой (если смотреть со стороны ГГ). Дело в том, что внутренний ящик для ВЧ и СЧ ГГ в “Корветах” расположен не по центру, а смещен к правой стенке. После демпфирования 2-мя слоями войлока, и оклеивания внутреннего ящика, расстояние между ним и боковой стенкой составляет чуть больше 2 см, и втиснуть туда “сэндвич” достаточно сложно. Но и клея практически не требуется – только верх, т. к в центре “сэндвич” зафиксирован межу правой боковой стенкой и внутренним ящиком. Необходимо только тщательно и равномерно расправить сентипон после фиксации. На дне ящика сентипон не клеить, т.к. нужно еще установить кроссовер. Сначала хотел укрыть его “юртовым” войлоком, но оказалось, что уже упираюсь в корзину НЧ ГГ. Это меня толкает на то, чтобы вынести кроссоверы за пределы АС. Удерживают два момента: 1 – нет уверенности, что это заметно скажется на улучшении звука; 2 – “сопли” по квартире (всевозможные не законченные контакты и не закрытые кожухами компоненты) терпеть не могу.
Внутренний бокс для ВЧ и СЧ снаружи оклеить “сэндвичем” не составляет труда: вырезаешь длинную (померить) полосу, а ширина полосы – это глубина бокса. Затем заводишь эту полосу между правой боковой стенкой и внутренним боксом (там уже тесно и клея не требуется), обертываешь бокс, и фиксируешь концы. Осталось закрыть внешнюю заднюю стенку этого маленького бокса, – но это просто, т.к. расстояние до задней стенки АС достаточное. Не забудьте укрыть “сэндвичем” и внутреннюю поверхность этого ящичка для ВЧ и СЧ.
На передней стенке свободного места для “сэндвича” из ватина и сентипона осталось совсем мало, но и его необходимо закрыть. В завершение, нужно обернуть такими же “сэндвичами ” распорки межу передней и задней и боковыми стенками, поверх уже приклеенного войлока.
Вата. Только натуральная, можно не стерильная :-)). Алдошина советует 7 г/литр, Serzhi настаивает для S-90 до 24 г/литр. Забегая вперед, скажу, что у меня получилось около 15-20 г/литр. Подозреваю, что здесь различия в методиках расчетов. Как считать объем ящика: по голым стенкам, или по демпфированным (чем и как)? И второе, все советы в RUnet по заполнению ящика даются для типовых S-90 с ФИ (или их клонов), и ни разу не встречал для ЗЯ, типа и объема “Корвет”. Готов также предположить, что заполнение зависит от акустических условиях моей комнаты (типовой, панельный, 5-этажный), и от собственного восприятия музыкального материала, и от тракта через который он воспроизводится и тд. и тп. Вату я не помещал ни в какие марлевые мешки, а распушал максимально, и равномерно размещал по всему ящику.
В заключение скажу, что работал по принципу уплотнения демпфируюшего материала, по мере приближения к стенкам ящика. На стадии переделки пробовал звучание АС только с 1 слоем “подошвенного” войлока + заполнял бокс ватой. Тоже приемлимый вариант. Бас получается насыщенный и хорош для записей 70-80-х гг. и классической музыки. Но некоторые современные записи (особенно “клипованые”) воспроизводятся с некоторым послезвучием НЧ, а я люблю плотный, хорошо артикулированный и “поджатый” бас. И как выяснилось, акустические особенности комнаты влияют на звук больше, чем ожидалось. В моем случае, – не в лучшую сторону.
Громкоговорители.
ВЧ – 6ГДВ-4. Другого (принципиально лучшего) динамика на ВЧ я пока не нашел, поэтому для улучшения фазового согласования, его следует утопить, а значит закрепить на передней панели, только с внутренней стороны. Это не трудно сделать, а результат существенный: скажу сразу, что после такого перемещения атака в звуке стала намного точнее, а сустейн красивее. Но сначала необходимо развязать ГГ и корпус, а значит снизить влияние вибраций передающихся от корпуса на ГГ. Для этого используем резиновый уплотнитель для окон P-образный.
Вырезаем необходимой длинны, потом насекаем нижнюю, плоскую часть через каждые 5 мм, только до трубчатой части, но не нарушая ее. Чтоб получилась внизу бахрома. Теперь удобно трубку сложить кольцом, бахромой наружу, и плоской (клейкой) стороной к лицевой стороне динамика. При помощи “Момента” приклеиваем вокруг рупора, который имеется на 6 ГДВ-4-8. Кольцо должно получиться цельным, без каких-либо разрывов. Я сделал 2 таких кольца через 10 мм. А на внутреннюю поверхность передней стенки я наклеил шайбу из коврика для “мыши” шириной 3см. Гладкой поверхностью к дереву на “Момент”, а пористой к ВЧ ГГ. Теперь при установки динамика резиновые кольца на ГГ соприкасаются с шайбой из коврика. В местах где ввинчивались саморезы для крепления ГГ, просверливаем отверстия необходимого диаметра. Болты 6мм Х 5 см, шайбы металлические и резиновые, и контргайки уже куплены. Установить ВЧ ГГ не составляет труда через отверстие для СЧ ГГ. Затягиваем болты только через резиновые шайбы. Провода уже припаяны, согласно фазировке.
Сначала у меня не было альтернативы для СЧ ГГ, и я решил доработать штатный. Это – с приклеиванием половинки теннисного шарика, – о ней не пишут, разве что только на заборах. Результат не понравился – этот 20ГДС, видимо, уже ничем не исправить.
СЧ – 6 ГДШ-5-4 или 6 ГДШ-5-8. Заказал в “Чип и Дип” 6ГДШ-5-4 и 6ГДШ-5-8, чтоб был выбор. Легкий бумажный диффузор уже дает преимущества. После диагностики, выбрал из них пару самых близких по параметрам, и занялся пропиткой.
Герлен – пропитка диффузоров. Обязательно рекомендую пропитать 6ГДШ-5 герленом. Об это много написано. Здесь одна из статей “Механическое демпфирование диффузоров“.
Ставим ГГ на ребро и кисточкой (5-7 мм), обильно смоченной в разведенном герлене, наносим раствор через окно в корзине диффузородержателя на внутреннюю поверхность диффузора в месте его крепления с этой самой корзиной, поворачиваем ГГ на себя и раствор течет по периметру на 3-4 см. Повторяем процедуру уже в следующем окне диффузородержателя, и так по всей окружности. Таким образом, мы покрываем герленом самые труднодоступные места.
Затем кладем ГГ на стол диффузором вниз, и через те же окна кисточкой наносим раствор на внутреннюю поверхность гофра (но не далее к центру). Через 2-3 часа герлен впитается и на лицевой стороне гофра станет видно насколько равномерно нанесен раствор. У 6ГДШ-5 гофр спиралевидный, и герлен в больше степени заполнил углубления в гофре. Через сутки я повторил пропитку только гофра, чтобы сквозь герлен не была видна бумага, а еще через сутки (вторично) пролил тонкой струйкой место соединения диффузородержателя и корзины, наклоняя ГГ таким образом, чтобы раствор герлена натекал больше на метал корзины, нежели на диффузор. Как мне показалось, именно здесь возникают самые неприятные призвуки. Оставим ГГ пропитываться на сутки.
Примечание. Пробовал пропитать герленом всю внутреннюю поверхность диффузора 6ГДШ-5 (вплоть до центрирующей шайбы). Результат отрицательный! Снизилась резонансная частота и чувствительность, упала динамика, все солисты стали гнусавить. Возможно такая пропитка будет оправдана специальными задачами, но в не в моей цепи.
Много положительных отзывов читал о пропитке герленом ГГ, но результат превзошел все ожидания! Когда я послушал звучание после пропитки, мне показалось, что музыку в средних частотах просто отмыли от грязи. Другого сравнения не нахожу.
Здесь, я не могу не сказать огромное спасибо Сергееву Сергею за то, что:
снабдил меня, уже разведенным герленом;
проинструктировал о технологии пропитки диффузоров;
подправил мои кроссоверы и динамики;
помогает мне дельными советами и практичекими делами.
ПАС. После пропитки диффузоров я сделал ПАС на СЧ ГГ. Плотность ПАС подбирал на слух – остановился на плотности из 1-го слоя ватина. Но это дело вкуса каждого. Затем пробовал ставить сопротивление от 0,5 до 2 Ом на 6-10 Вт (по совету Serzhi). Заметно изменяется глубина и панорама сцены, хотя и атака тоже снижается с увеличением номинала резистора. Каждому своё. Пока оставил 0,6 Ом.
Теперь нужно развязать динамик и корпус. Повторяем процедуру, что и с ВЧ ГГ, с небольшим изменением, т.к. громкоговоритель крепится не на внутреннюю плоскость, а снаружи АС. Использовал резиновый уплотнитель для окон P-образный. Вырезаешь необходимой длинны, потом насекаешь нижнюю, плоскую часть через каждые 5мм, только до трубчатой части, но не нарушая ее. Теперь удобно трубку сложить кольцом, плоской (клейкой) стороной к корзине динамика. При помощи “Момента” наклеиваем на выступающую часть корзины, которая соприкасается с плоскостью передней стенки, и крепится к ней. Кольцо должно получиться цельным, без каких-либо разрывов. Такое же кольцо я приклеил и на лицевую часть передней стенки, где устанавливается СЧ ГГ. Теперь при установки динамика, резиновое кольцо на ГГ соприкасается с таким же кольцом приклеенным на передней стенке. Затягиваем болтами только через резиновые шайбы. Конечно, прежде припаиваем провода к контактам на ГГ, согласно полярности. В “Корвете” СЧ ГГ включены в противофазе с НЧ.
Можно и в этом случае использовать коврик для “мыши”. Он более износостойкий, а поскольку я многократно ставил/снимал ГГ, то заменил уплотнитель для окон на коврик, и работает он превосходно. Коврик я взял и разряда толстых – 5-6 мм. Клеешь его густо на “Момент” в углубление для ГГ на передней панели (глубина составляет порядка 8-10 мм.) Отверстие для ГГ в коврике вырезаешь диаметром на 5 мм меньше, чем отверстие в передней панели ящика. А отверстия для крепежных болтов рекомендую заранее прожечь нагретым гвоздем – кромка не будет осыпаться.
НЧ. Для установки 75ГДН повторяем процедуру, как и для СЧ. Но поскольку полка корзины диффузородержателя с отверстиями для крепления у 75ГДН шире, чем у СЧ можно использовать такой же резиновый уплотнитель, но с трубкой большего диаметра. Дополнительно приклеил двойную (он так и продается) по ширине ~ 15-17 мм. полоску уплотнителя на торцевую часть отверстия для ГГ в передней стенке ящика АС. Теперь при установке ГГ, он мягко садится и легко центруется. Но думаю, что для такого массивного ГГ, да еще и главного “возмутителя спокойствия”, нужен демпфер с более высокими показателями упругости, нежели у резинового уплотнителя для окон. Поэтому, вырезал из мягкого линолеума цельное кольцо, повторяющее по форме и диаметру углубление и отверстие на передней панели для НЧ ГГ. Прожег в требуемых местах отверстия для крепежных болтов. Приклеил на “Момент” в углубление для ГГ на передней панели ( жесткой поверхностью к доске, мягкой вверх), с проливкой клеем по стыкам для обеспечения максимальной герметичности. А на линолеум, по лицевой кромке отверстия для ГГ, приклеил резиновый уплотнитель для окон. Уже позже, после установки НЧ ГГ, проверял герметичность крепления: положил АС на “спину”, промазал место крепления вокруг НЧ ГГ мыльной пеной и подал синус. сигнал 20-40 Гц – утечки не обнаружено.
Металлические декоративные накладки (что крепятся на передней панели) следует оклеить с внутренней стороны, по периметру и вокруг отверстий для ГГ, тем же резиновым уплотнителем для окон. Диаметр уплотнителя выбрать бОльший, чем бортик на накладке. Теперь, при креплении накладок, резина первая коснется дерева, и будет демпфировать при сжатии. Я эти накладки не использую, т.к. передняя панель АС у меня всегда закрыта тканевыми декоративными
сетками.
Кроссовер.
Здесь внесены некоторые изменения: в фильтре надо отключить L2, L4, C7, и подключить C3 к точке соединения R4 и к плюсу СЧ динамика BA2 (по совету Сергеева Сергея), при этом мы не ограничиваем СЧ динамик по высоким частотам. Это меня полностью устраивает: резонансная частота и частота раздела для ВЧ ГГ 6ГДВ-8 достаточно высока, и записи 60-70-80-х годов (особенно “тарелки” и перкуссия) звучали излишне воздушно, не хватало солидности в металле. Теперь звучание этих фонограмм стало более уверенным, немного проще, но более достоверным (ИМХО) А я – за правду в звуке! На звучании современных фонограмм изменения в схеме практически не отразились.
В зависимости от акустики комнаты, и раположения в ней АС, возможно, усилится привязка звуковой картины к ящикам АС (по понятным причинам). Но панораму сцены и ее глубину, отчасти, можно регулировать на свой вкус дополнительным сопротивлением, поставленным перед СЧ ГГ. Мне это удалось.
В “Корвете” никакой травленой платы для схемы кроссовера не используется, а все детали закреплены на площадке ДВП и спаяны “звездочкой”. Его я закрепил на дне ящика (где он и был) шурупами, через резиновые шайбы. Сверху накрыл “юртовым” войлоком. Поскольку на дно уже положен слой войлока, кроссовер поднялся, и чтоб он не упирался в НЧ ГГ – сделал прорезь в накрывающем войлоке, чтоб избежать контакта.
В качестве акустического кабеля использую с площадью сечения 4 мм. и длинной 2 м. Концы запаял прямо на кроссовер, отверстие в задней стенке пока залепил пластилином, чтоб в случае замены сделать “undo”. После окончательного решения, просто заклею смесью казеина и древесных опилок + бокситка.
Подставки под АС.
В инструкции по применению АС “Корвет” рекомендовано их установить на уровне 0,7-1 м от пола. (смотрите спецификацию.) Интересно, разработчики пробовали это сами сделать в типовой квартире? Зрелище не для слабонервных! Во-первых, с учетом переделки каждая из АС теперь весит за 40 кг. – и потребует сварной металлической конструкции для подставки. Во-вторых, на таком постаменте + шипы, твитеры оказываются на высоте 1,5 – 1,6 м., – а кому они там нужны?
Опытным путем выяснил, что наилучшее звучание (в моей комнате) “Корветы” дают, если их поднять на 0,4-0,5 м над полом, и сделал подставки в виде параллелепипедов (ширина и глубина – по размерам АС, а высота – 40 см., но до конца оформил уже позже. Выглядит это так.
Стенки и дно ящика из стандартного ДСП. Клеится на козеин + шурупы. По всем стыкам проклеены бруски 2,5х2,5 см.+ шурупы. Внутри по одной распорке между передней и задней и боковыми стенками из брусков 3х3 см. Стянуты 6-см шурупами, прямо сквозь стенки. В дне засверлены шахты и вклеены и утоплены гайки с резьбой 10. В гайки завинчены болты для горизонтального выравнивания ящиков на полу (путем закручивания/вывинчивания). Толщина шляпки болта 5 мм, следовательно, их практически не видно. Планирую заточить болты под конусы и будут работать, как еще одни шипы. Сверху ящик обтянут винил-кожей.
Внутрь ящика засыпан сухой калиброванный песок (продается в магазинах “Стройматериалы”). У меня вошло ведра по три (если не четыре) в каждый ящик. После чего, ударами киянки по стенкам, песок утрамбовывается. Не досыпать ящик песком на толщину верхней крышки! А сверху на песок я положил плиту из MDF – 4 см. толщиной (постформинг). Ударами киянки по крышке выровнял её заподлицо с боковыми стенками. При необходимости добавить (убавить) песка. Строительный уровень тоже пригодится. И вот на этот пьедестал водружается акустическая система.
В качестве крышки можно использовать мраморную плиту. Знаю любовь многих к этому материалу. Но есть мнения, что MDF в данном случае ведет себя не хуже (а может и лучше) мрамора, а стоит на два порядка дешевле. Эта возможная замена у меня пока ждет своей очереди.
Результат.
Однозначно – звучание стало лучше! С S-90 (всех модификаций, включая с пассивным излучателем) даже смешно сравнивать! Самые заметные улучшения произошли в области НЧ и СЧ. В области ВЧ нужно ставить другой ГД, но и так слушать уже можно.
Итак:
звук вышел из колонок;
все акустические инструменты обрели свою индивидуальность;
записи 50-60-70 годов теперь звучат не хуже, а часто и лучше современных (ИМХО);
в записях классической музыки появился “зал” со своими особенностями;
в записях популярной музыки “видно” студию, и чувствуется – это игра ансамбля или по-трековая запись;
значительное улучшение в области НЧ. Нет “бубнения”, зазвучал контрабас, обозначилась фактура инструментов;
СЧ стали легче, динамичнее, увеличилась глубина сцены;
при перемещении слушателя по комнате и даже выходя из нее, сохраняется тональный баланс, и отдельные частоты не превалируют;
ВЧ стали точнее ориентированы в пространстве, но не привязаны к АС;
стала заметна работа звукорежиссера (вплоть до изменения положения фэйдеров, включения “gate” и т.д.) на некоторых фонограммах.
Неблагодарное это занятие – описывать субъективное восприятие – у каждого свои оценки и критерии. Мне и сейчас не все нравится (особенно в области НЧ) да и динамика слабовата. Но игра стоит свеч. В категории до $400 я не слышал АС, которые бы звучали (без оговорок) лучше в моем тракте, и в моей комнате (ИМХО). А другие сравнения не считаю корректными. Правда, это были все “полочники”, а к ним у меня отношение прохладное. И хотя, среди них есть экземпляры с лучшей динамикой, разрешающей способностью и воздушностью. Но звук все равно тонкий, излишне красивый и музыкальные образы мелкие, а я люблю толстый, сырой звук без бантиков.
Весь процесс “холодной” доработки у меня занял почти год. Потому как, и работа, и семья, и другие дела есть. Но, если бы, делал доработку АС сейчас (с учетом накопленного опыта), и наличием материалов, то можно и за месяц сваять.
Во-первых, очень долго занял процесс проклеивания ящика и ребер жесткости: много углов и стыков, в каждом я оставлял излишки клея, и просушивал ящик и на спине, и на боку и вверх ногами. Ну и давал просохнуть с запасом времени втрое больше. Чтоб никакими вибрациями (дрель, молоток) уже не нарушить то, что уже склеил.
Во-вторых, после очередного этапа апгрейда, я все собирал и слушал: какие есть изменения, и в какую сторону. Вот где проявили себя преимущества правильного (при помощи металлических втулок) крепления ГГ: с электрической отверткой я вскрывал клиента за 10 мин. И собирал за эти же 10-15 мин. без какого-либо ущерба для ящика и надежности прижима ГГ. На саморезах, я бы весь ящик разбомбил.
НЕ СОВЕТУЮ оценивать результат после прослушивания одной или двух фонограмм, каким бы хорошим этот результат вам не казался. Поскольку я занимался переделкой в выходные дни, то всю следующую неделю (или месяц), после очередной переделки, слушал различные фонограммы. В разном настроении, на разной громкости. Отмечал преимущества, недостатки и сомнения (даже записывал в блокнот). Короче, нарабатывал статистику. Чтоб потом поставить эти же фонограммы после очередного апгрейда, и если недостатки исчезали, а преимущества оставались (увеличивались), – продолжал работу. Ни от чего, что сделал не пришлось отказываться – все работало на улучшение. Варьировал только с демпферами под ГГ (резиновый уплотнитель для оконковрик) и наполнением ватой.
Затраты.
Точно не могу ответить на этот вопрос, т.к. многие, из использованных материалов, у меня были в хозяйстве (войлок, ватин, клей козеиновый, шипы для АС, бруски, линолеум, обрезки OFC проводов разного сечения). Клей “Момент”, бокситовая смола, саморезы, крепеж, резиновый уплотнитель для окон, вата приобретались для общехозяйственных целей, и все это сильно растянуто во времени – поэтому затрат просто не ощущал.
Специально покупал только:
6ГДШ-5-8 – 2 шт. = $6
провод OFC “Supra” (2 мм) – 2метра = $6
провод OFC “Supra” (2,5 мм) – 1метр = $6
сентипон = $4
крепеж = $3
песок = $2
ИТОГО: $29
P.S. Лирико-техническое отступление.
(владельцам стеклопакетов на окнах просьба не беспокоиться)
Хочу еще сказать об одном нюансе, влияющем на звук косвенно, но как выяснилось, достаточно сильно. После переделки АС (особенно после установки на шипы, укрепления корпуса и поднятия на ящики с песком) перестали звенеть стекла в комнате. И я про их дребезжание на время забыл. Но тут рядом начали стройку: работают механизмы, подходят тяжелые грузовики, да и общий ремонт квартиры “внезапно” подкрался. И решил я заменить все стекла. Но сделать это решил, как следует по технологии:
заменил стоявшие в рамах стекла 2,5 мм на новые 4мм;
прочистил и прокрасил “четверти” в рамах на два раза (лучше будет, если краска перед установкой стекол не высохла, и еще чуть-чуть липнет);
нарезал нужной длины и под 45° по торцам штапик, покрасил дважды его и просушил;
заполняешь “четверть” замазкой, только не той желтой и похожей на пластилин, а на масляной основе. Такую замазку готовят через краскотерку, но я купил готовую в магазине. Бонус в том, что пока она не высохла ее можно смыть водой, но после высыхания – как краска. Вместо такой замазки можно использовать прозрачный герметик, у кого есть опыт работы с ним.
вставляешь стекло в “четверть”, вдавливаешь (только по периметру, а то стекло раздавишь), лишняя замазка выходит наверх и в сторону;
“наживляешь” гвоздиками (чтоб стеклина на голову не рухнула);
вновь добавляешь в “четверть” (со стороны крепления штапиком) замазки, чтоб заполнить весь зазор между стеклом и рамой (стекло, ведь, вырезается чуть меньшего размера)
закрепляешь заранее приготовленным (нарезанным и окрашенным) штапиком. Когда его прибиваешь, лишняя замазка опять выдавливается. Излишки нужно удалить влажной тряпкой и протереть.
через день красишь установленный штапик на стыке с рамой, (не со стеклом) еще раз и закрашиваешь шляпки от забитых гвоздей. Лучше заклеить стекло по периметру бумажной малярной липкой лентой, чтоб не испортить самое красивое: чистоту стекол.
После такой процедуры, балконная дверь у меня закрывается со звуком вакуумного шлюза. А, если по стеклу стучать кулаком, – звук, как будто, из толстой доски – глухо. Для сравнения, я пробовал стучать по “фирменным” стеклопакетам – мне там звук меньше понравился – есть призвуки.
Шум от стройки, и уличный снизился вдвое, стекла практически не “потеют”, ну и пыли меньше между рамами. Это для жены.
А самое главное звук стал лучше. Проверял sweep’ ом – значительно ровнее. Теперь можно слушать на 15-20% громче, чем раньше, но дискомфорта нет. Музыка не мешает разговору. Она как бы живет сама по себе. Хотя, ни в тональном балансе, ни чем другом изменения не заметил. Вот такие дела.
Желаю удачи в переделке и конструировании акустики!
С уважением ко всем, Александр Ферсович.
e-mail: [email protected]
Очень хорошая и подробная статья! Автору респект.
Проделанная работа стоит уважения. Но возникает вопрос – где измерения? Без них настройка не имеет смысла.
Человек дружит с любым инструментом, кроме измерительного микрофона. А жаль… Ему самому и пригодилось бы. Опять же АС по комнате подвигать, про фильтр и не говорю.
А кому нужны липовые измерения? Как можно измерить в квартире АЧХ АС? А если можно, то с какой точностью? Вы знаете ответ? Вы будете совать микрофончик под нос динамику и что Вы намеряете знаете?
“Измерения в ближнем поле” – бред. Как отделить реактивную и активную составляющие спектра микрофоном. Пока никто не знает. Точнее знают, но такого оборудования у любителей нет. Называется это устройство “интенсиметр”. Результаты очень интересные попадались.
Вы пугаете, а мне не страшно. И с микрофоном у меня полный консенсус, более того, он не соврет и если что-то плохо в ачх, то сказок не сочинит про не те кабели. И для прочистки сознания неплохо иногда включить измерилочку и глянуть ачх колонок, как там , в порядке или желательно пересмотреть концепцию.
А насчет бредовости измерений в комнате, так тогда и слушать в ней категорически запрещено, с такими-то последствиями переотражений и резонансов. Только слушаем ведь, и слезами обливаемся над дивными звуками.
Я говорил про бред об измерениях в ближнем поле. Существует ГОСТ по измерению шума машин в рабочем помещении. Дает, кстати, неплохие результаты. Например, есть хорошая корреляция замеров шума в разных помещениях одного и того же оборудования. Например, шума работы станка на заводе изготовителе и на рабочем месте. Правда по ГОСТ проводятся измерения шума октавным фильтром. А если позволяют условия, то вокруг изделия. Я в одном из постов писал, что неплохо бы эту методику применить для оценки АС. Пусть не с калиброванными микрофонами. Так сказать, для качественной оценки.
Помните измерения колонки в оформлении Онкен? Каждое измерение – своя правда.
Ближнее поле позволяет увидеть ачх динамика в районе нижнего среза без влияния искажений оформления и комнатных отражений. Такую же ачх сам увидел в безэховой камере НИИРПА, картина впечатлила на всю жизнь. Когда выложили эту ачх на АП, тамошние на смех подняли, типа, нарисовал карандашом. Настолько ровно, красиво и без единого коленвала.
нашёл эти замеры, от 2007 года, вот как выглядит ачх настроенной 3-полоски питерских мастеров
исходная ачх басовиков
стык НЧ и СЧ. Без пищалы пока.
Музыка, это прежде всего, проводник эмоций, которые измерить по ,,ГОСТУ измерения шума машин в рабочем помещении” вряд ли уместно ))
Вы из немногих, кто понимает. Поэтому ГОСТу-ГОСТово. А слуху- слухово. А душе- душевое. Пардон, душевное.
Я свои недавно приобрел в Питере за 7.5тыров в идеальном сост. скорее в новом 79г вып.Собрался было запустить проект доработки,и как говориться -черти дернули послушать перед.Есть КРЕСТ ЖИВОТВОРЯЩИЙ! Diatone DS-1000ZA -просто детский бред.Видимо мне попался крутяк.
Про демпфирование корпуса. Про щели на дне между стенками и листом дсп. Почему все думают что корпус это просто ящик с определённым объемом воздуха? Ящик это рояль,а динамики это струны в нём. И что по вашему будет если стенки рояля облепить ватином и распорками? Да ничего. Сравните звучание акустической гитары и неподключенной электро-вы поймёте о чём я. Каждый корпус хоть в зя хоть в фи играет свои нотки. Другое дело что мы демпфируем его на выпяченных горбах ,а если таковых нет? Какого тогда там демпфировать? Я ставил распорки в свои с-90 и что звук стал лучше? Да конечно же нет. Снизилась отдача на низах ,осталось только бухание в самом нижнем регистре. А как же бас гитары,контрабас,ударные? Так вот вернёмся к тем зазорам между плитой. Они специально были сделаны,для того что бы чтеночки играли в своём диапазоне,а вы что сделали? Закрепили их и укоротили тем самым по длинне. Не верю что звук стал лучше. Пролить клеем -да,можно,если ящик подвергался ударам или рассохся от времени,потерял герметичность.. Если он не потерял своей жесткости,герметичности,ничего с ним делать не нужно. На заводе тогда расчитывали всё на совесть,тем более Красный Лучь. Это очень хорошие АС и изобретать кроме подставок под них,там нечего. Удачи!
Ответственно заявляю, что стенки корпуса рояля тяжёлые и глухие. А ещё к ним рама крепится, чугунная. А внизу, под рамой и декой, эти стенки скреплены очень (!) мощными перегородками.
Если развивать Ваши аналогии, то источником колебаний, подобно звуковой катушке динамика, являются струны. А основным излучателем, подобно диффузору динамика, является горизонтальная дека. Наклонная крышка, тоже тяжёлая, является отражателем. “Если стенки рояля облепить ватином”, как Вы пишете, то уменьшится их отражательная способность, но внутренние стенки АС подобной функции не несут, поэтому данная аналогия не верна. Или вы хотите что-то слышать изнутри обычной “ящичной” АС?
Нет прямоугольных ящиков без резонансов. Их там, как минимум, три основных, в соответствии с внутренней геометрией, плюс их гармоники на кратных частотах.
Проблема “поющих” стенок не в том, что они красиво или не красиво поют, а в том, что они практически всегда излучают не в фазе с основными излучателями, тем самым уродуя АЧХ и обогащая их своими призвуками, как правило, неблагозвучными. Распорка между стенками уменьшает амплитуду этих вредных колебаний, плюс сдвигает их выше по частоте, где при желании их проще додавить.
Наверное, можно создать АС на резонансных принципах, подобно музыкальному инструменту, но это уже будет уровень искусства, который не нужно искать в изделиях массового производства. В Союзе даже музыкальные инструменты делали на мебельных фабриках, что как бы косвенно говорит об уровне их “совершенства”.
“Поющие” стенки при подаче на АС сигнала будут усиленно излучать свои личные резонансные частоты. Ударит армейский барабан – услышим гитару? Стенки должны во всём диапазоне излучать по возможности тише, а затухать вибрации в них обязаны быстрее, чем в помещении на той же частоте. По памяти, требование к мониторным АС – излучение корпуса на всех частотах более чем на 20дБ ниже прямого. Излучать должен динамик. Желательно без призвуков и гармоник. Solo. Точка. Акустический инструмент должен резонировать. АС НЕ ДОЛЖНА резонировать в принципе. Хватит нам паразитных резонансов диффузоров/куполов/подвесов.
кто знает, что такое бокситовая смола, она же бокситка. Автор знает нечто, мне неведомое. А думал-всё знаю)))))
И ещё понял, что главное в нашем деле- штапики и замазка.
А вы тут всё мусолите про какие-то динамики, катушки….)))))
Уважаемый, цель ящика – отделить переднюю поверхность ГГ (излучающую) от задней (тыльной). Это аксиома для того, чтобы превратить диполь в монополь. Если ящик дает призвук , значит что-то не так, надо разбираться. И не надо сравнивать ящик с гитарным или виолончельным корпусом.
Акустическое оформление ящика, в основном, касается нижних частот. Музыканты любят закрытый корпус. В таком корпусе ГГ лучше отзывается на изменение фронта сигнала. Любителям нравится ФИ или ПИ (там”басов” больше). Их не волнует нарастание фронта при пиках. а если корпус будет вносить свою аранжировку, то караул…
На собственной шкуре убедился, что любое улучшательство такого типа- бездарно потраченное время. Впрочем, начинаешь понимать, как делать точно нельзя! Одним словом, приобретаешь опыт))
Очень повеселило улучшательство про шипы. Ну какой умник придумал сие чЮдо?! Вне зависимости от того, какая площадь опоры, вибрации передаются через опору на опорную поверхность. Ну почему не поставить ножки из мягкой резины, толстого войлока?
Войлок не так красив, как красиво выточеные сверкающие ножки-шипы. Так что шипы, конечно, лучше “звучат”.
Особенно, если их применять в комплексе с проводом в прозрачной оплётке площадью сечения не менее 20 мм2, уложенным в специальные “держатели” во избежание потерь в звуке, и фрактальными диффузорами с прочей непонятной ересью за килобаксы. От тогда-то…. Любое г…. за 100 рублей ух как зазвучит с таким… и сцена углубится и воздушность завоздушится и прозрачность прозреет… 🙂
Про направленность переменного тока в проводах забыли. Самое главное. А то ж катастрофа. Мир катится в пропасть невежества, тупости и суеверия.
Это он раньше туда катился. С распространением Интернета и особенно Ютуба мир перешёл на вторую скорость и уже не катится туда, а довольно быстро едет…
Про смысл применения шипов для колонок поведал на АПе один житель Германии. Сказал примерно так: у нас тут в новом доме поверх бетонного пола кладется толстый ковер, по нему и ходим. А чтобы колонками его не помять и не испортить, ввинчиваются шипы , которыми колонки стоят на бетоне, не портив ковра. А вы насочиняли умных теорий со стрелочками, как отражается звук в тех шипах и срубили денег с лохов.
ооочень сомневаюсь, что у автора данной статьи шипы ковров ради!))
На какой форум ни зайди, о шипах такие восторженные отзывы, что диву даешься. Китайцы, судя по предложениям на али, неплохой гешефт имеют))
Лично мне, как слесарю, очень понравилось как крепятся динамики! Электроотвёрткой с трещёткой, помогая рычагом, как можно сильнее… Очень похоже на утягивание головки цилиндров на ДВС. Хотя нет… Там всё же не настолько плотно. Меру надо знать! Можно ведь сорвать резьбу и на 10 и на 12мм. А вот динамики,самое то так тянуть! Я бы посоветовал аллюминевую лицевую панель. И проверить места сопряжения динамиков с ней в аргоновой среде. Вот это герметичность! Для ремонта вот только не сказать, чтобы удобен вариант. А вообще очень даже “ноу- хау”!
ПровАрить места сопряжения конечно а не “провЕрить.
Для герметичности достаточно каучукового герметика. И болты можно отверткой от руки затянуть, не сильно напрягаясь.
Фирмачи комплектуют динамики самоклейкой из пробки , красиво, удобно, без фанатизма. там же в комплекте -бонки резьбовые, с ключами, винты для крепления динамиков. Всех трудов- сверлом просверлить отверстия, бонки вкрутить изнутри и готово.
Я уважаю старания по доведению ящика до идеала. Только задача улучшения колонок не ограничивается ящиком. Хочется чего-то другого, примитивного и скучного. Исходной и финальной ачх, к примеру.
А рассказа про мамой клянусь, звук ваще – маловато будет. Даже если пригласить сотню друзей в поддержку , говорящих то же самое.
Я поставил лицевую панель самоделок своих на пластилин. Шурупы вкрутил… А когда понадобилось залезть внутрь, открутил шурупы. Так вот просто снять панель я уже не смог, сколько не тряс с силой корпус держась за отверстия на панели. А корпус не самый лёгкий (бывшие С90). Только поддевая по очереди двумя отвёртками, я смог разъединить корпус и панель. А тут про такие методы пишется… Он бы ещё анкерные болты поставил, ужас…
Пластилин жирный. Дерево впитывает жир и немного разбухает.
И потом ничем не отчистить…
Когда коту делать нечего, он сами знаете, что делает. “Конструктор” начитался бредовых идей таких же “конструкторов” и сделал непонятно что из хорошей акустики.
Испортили акустику.
Ребята , давайте жить дружно . Любящий музыку человек проявил недюжинные упорство и терпение . И – что важно – поделился с нами результатами своего труда . Скажем спасибо Александру Ферсовичу за это . Кто-то обязательно использует в своих изысканиях его опыт и рекомендации .
С уважением , Анатолий Анд , еще один неравнодушный к музыке .
Поддерживаю!
Правильно, я приветствую Вас, Александр Ферсович. Вы взяли из прессы все “лучшее” что нашли. Что-то правильно, что-то лишнее, но уж точно не испортили.
Мне нравится такой тип людей. Их еще называют энтузиасты.
Таким людям хочется помочь своими знаниями и опытом.
Большое спасибо Вам, Александр Ферсович, за Ваш посильный вклад в дело звукостроения. Готов всегда Вам помогать дружеским советом и участием.
Я всей душой за энтузиазм. особенно поддержанный измерениями. Иначе- силы потрачены , а результат неопределенный. Конечно же, хочется убедить себя, что звучит на порядок лучше. Только как сравнить до и после , чисто на слух? Сомневаюсь я. Маловато будет.
По моему эти Корветы,Кливеры в зя гудят даже хлеще с90 ,и спрашивается какой тогда смысл в закрытом ящике?
Мне кажется там можно со спокойной душой делать фи ,всё равно хуже чем есть уже не сделать
Может и гудеть, динамик с буквой Л, дубовее подвес да подсел магнит и здрасьте. Но у меня в родном ЗЯ добротность как раз 0,7. А комната гудит неееесравненно сильнее.
Как вариант – “гудит” помещение. Попробуйте на небольшой мощности, чтобы комната не “заводилась”. В моем случае, пока не перешел на менее низкорезонансные)))) колонки, от гудения избавиться не удавалось.
По поводу комнаты, стоячек и лежачек.
Гостиную я проектировал и строил почти квадратную, прекрасно понимая, что звук только для кино. Т.е. УГ. Только вот больше не позволял участок, хоть тресни.
Но “завелись” в комнате только Таннои (о чём я писал) с практически полным отсутствием глубоких низов.
Перестройка фильтров привела к драматическому изменению ситуации. Низов стало субъективно больше, а мерзкий призвук исчез. Баланс правильным стал.
Понятно, что таскать микрофон с компом по дому я не стал, но на АЧХ всё бы было видно.
Не обязательно всё в самом внизу. “Заводиться” комната может на совершенно разных частотах.
Хотел задать вопрос, в разделе ПАС вы ставили резистор и остановились на 0,6ом для СЧ ГГ а куда Вы его впаяли?
Я всё доработал по вашим рекомендациям но в данном вопросе застопорился. Прошу Вас подсказать или указать на схеме.
Заранее очень благодарен.
В схеме есть СЧ фильтр. Или на входе ставил в разрыв плюса или на выходе (перед динамиком).
Про стёкла и штапики понравилось.))
Дорабатывал такие тыщу лет назад.
Купил, включил, поставил “Авиатор” (он только вышел); минут тридцать смотрел, мучался.
Включил паяльник и поменял сч динамики на 30гдс-1 (сильно модифицированные).
Стало можно слушать.
Потом НЧ дорабатывал.
Тоже сильно.
Такие переделки в интернете не встречал, хотя всё, что надо сделать, было написано 30…35 лет назад.
В основном, пишут про неподшитые валенки.
Кстати, при замене потрохов: самый хороший для звука войлок – такой белый, для молоточков рояля, что ли? (забыл, самый дорогой в прайсе!), а все ставят технический (как в том анекдоте – “за эти деньги собаку из будки не вытаскивают”; шерсть вместе с веточками).
Про замену 15гд-11 на 6гдш – дело вкуса, но мне не нравилось. 6гдш – динамик изначально дешёвый и все эти пропитки, по моему мнению, к хорошему звуку не выводят.
К сожалению.
И ещё: выкидывание из полосового фильтра СЧ динамика элементов L2, L4, C7 приводит к тому, что полоса СЧ динамика по верху уже не ограничивается, что при совместной работе СЧ и ВЧ динамика вызывает к схлопыванию диафрагмы направленности в зоне их совместной работы.
По хорошему, необходимо СЧ по верху ограничить 8 кГц; и фильтр ВЧ – перестроить со сдвигом частоты среза вверх (с соответствующей заменой всех элементов, увы).
Но здесь на сайте фильтры люди моделируют; кто-нибудь, если захочет, на блюдце выложит, готовые номиналы.
Видите ли, это мнимое впечатление. Если после переделок Вы вернетесь к оригинальной версии АС, то она покажется Вам гораздо приятнее на слух. Динамики, указанные в статье не уживутся друг с другом.
Хотя, пробуйте, экспериментируйте, если Вам хочется. Потом отпишетесь, прав ли был Андропов, когда втюхивал народу Солнцедар и прочее плодо-ягодичное дзярмо.
Щоб дитина не робила, головне щоб не плакала.