2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

На создание данного проекта решился перелопатив сайт ldsound.info и форум ldsound.club по динамикам 10ГД-30 и 10ГД-36 + впечатлил “Серж” из Одессы своими столбиками :-))

Цель и задачи проекта:

  1. создание напольной акустики для работы с малыми уровнями громкости;
  2. применение распространенных НЧ и ШП динамиков СССР;
  3. простота конструкции  и настройки АС;
  4. бюджет до 100 зеленых американских рублей.

Середина июля, жара, своих отправил на моря и приступил к работе. Привез распил листа ДСП толщиной 16 мм:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Чертеж корпуса:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

По литражу, корпус разделен на 2 закрытых бокса – 60 литров для пары 10ГД-30, остальной объем под ШП 10ГД-36к и фильтры. Передняя панель частично усилена плитой ДСП толщиной 16 мм. В стоимость распила входила выборка посадочных отверстий  6 штук Ø180 мм, но что то на “фирме” пошло не так и допиливать пришлось дома, в режиме “рашпиля”.

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

ДСП брал самый низкий сорт – в обработке просто великолепен, но легко крошится и сильно впитывает влагу. Зато меньше канцерогенной пропитки, что тоже есть хорошо и компенсирует все недостатки 🙂 Собираем. Клеил и герметизировал стыки Моментом (на 50 кг разрыв).

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Для крепления динамиков использовал мебельные гайки, врезные, М5х8х17 и винты с потайной головкой, цинк белый, М5х35. После забивания гаек фиксировал их по местам тем же клеем “Момент”. Отверстия для терминалов легко сделал “балеруном”.

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Внутреннюю поверхность вскрыл акриловым лаком в один слой и пристрелял войлок толщиной 3 мм степлером:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Прошпаклевал корпуса финишной шпаклевкой по дереву:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

И в начале августа поехали на шлифовку, покраску и лакировку. Дно и задняя стенка – покрыты черной матовой краской, а основной цвет доводил лазурью “темный орех”, в 3 слоя, с покрытием полуматовым лаком в 4 слоя. В роли подставок корпуса от Амфитонов 35АС-018:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Прикинул  компоновку фильтра:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Схема:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

АЧХ широкополосника корректируется  на слух цепочкой R1\L2 – спасибо Бокареву А.С. Корректируемая ступень отчетливо воспринимается на слух и проблем в ее определении не возникает!

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Фильтра готовы, отстроены и установлены в бокс ШП:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Пришел представитель ОТК :-))

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Последний штрих-грили. Нарезал брусков 20х20 мм. Склеил тем же “Моментом” и пристрелял углы степлером.

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Обтянул канвой, пристрелял степлером, а углы с завернутой тканью потом промазал клеем типа БФ. Ткань для вышивки нитками, акустически прозрачна, но почти не тянется, по этому перед закреплением надо сбрызнуть ее водой и натягивать “по мокрому”. Ширина ткани 1500 мм – одного погонного метра хватило, еще запас остался. Крепятся грили на липучку в 4-х местах. Ножки вырезал из резиновых прокладок под Ж\Д шпалы толщиной 5 мм (8 треугольных подставок под углы колонок из 2-х прокладок, приклеил тем же Моментом и вдогонку прибил гвоздиками 20 мм).

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Думаю, что для первого раза вполне получилось:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Еще несколько фото для сравнения размеров. Амфитон 35АС-018 стоит на подставке высотой 300 мм:

2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36) 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

Впечатления: отслушивал CD компакт с разножанровой музыкой (типа пробника сделал себе), УНЧ Grundig V2000.

Плюсы. Получилась вполне звучащая акустика с чувствительностью под 90 дБ, за счет применения на СЧ/ВЧ диапазоне ШП динамика, звуковая сцена очень четкая. Ощущаешь себя как в огромных наушниках. При первом включении залип минут на 40). Ну, а НЧ басили гораздо приятнее чем Амфитоны с ФИ. И главное – двухполоска такого типа вполне имеет право на жизнь!

Минусы. Острая направленность ШП динамика, непривычный для меня формфактор корпуса (привык я к “широкомордым” ящикам), ну и вес получился по 27 кг штука – не шутка

Вывод. Очень простая, “звучная” АС сделана практически из ничего и “на коленке” доступна для повторения за очень бюджетные средства!

P.S. Сразу отвечу на вопросы про АЧХ и микрофонные измерения – НЧ срез 500 Гц – (см. АЧХ 10ГД-30) и СЧ\ВЧ. Частота рабочая до 20000 Гц с цепью коррекции (см.  АЧХ 10ГД-36К) обеспечивают вполне себе линейную АЧХ АС, без замеров. Позвал товарища, он хотел отслушать свежекупленный “молодой винтаж ” ресивер Yamaha RX-530. Через час после прослушивания, проект был им оплачен и отбыл в дом нового хозяина. :-))

Сейчас думаю повторить похожий проект, но 3-х полоску (пара 10ГД-30А,Б + 4ГД-8Е + 6ГД-13) в корпусах от 35АС-018 + корпуса 10АС-232 «Кливер». Будет такой себе гибрид 50АС-022 и 20АС-7 Корвет, благо корпуса еще есть.

Автор: Юрий (5Г98 “Аккорд”)

49 комментариев: 2-х полосная АС (пара 10ГД-30 + 10ГД-36)

  1. Олег пишет:

    “создание напольной акустики для работы с малыми уровнями громкости” – прежде, чем заморачиваться с фильтрами, послушайте звучание 10-ГД – 30 “напрямую” при малой громкости… Будете изумлены! Все эти мягкие ненавязчивые басы будут потом жестоко удалены фильтрами…

    • Иван пишет:

      “…прежде, чем заморачиваться с фильтрами, послушайте звучание 10-ГД – 30…”
      Так я уже неоднократно задаю вопрос: “почему 6ГД-2 звучит иначе, чем 10ГД-30?” Не нужно никаких фильтров. Пара или 4-ре 6ГД-2 подключаются к ламповому УНЧ и звук бас гитары волшебный. Ни какие 10ГД.., или 8ГД… и т. д. так не звучат сколько не ровняй АЧХ.

      • Юрий пишет:

        Ивану-согласен с Вами,но по деньгам 4 ре 6гд2 = сумме всех затрат на этот проект.
        В остальном, как тут принято говорить – на слух все фломастеры разные!
        😉

        • Иван пишет:

          “…но по деньгам…”
          Это да. В плане стоимости 6ГД-2 огорчает. Я свои покупал достаточно давно. А когда уже они есть, то рассуждать проще. При том – пара в эксплуатации давно, а еще пара лежит в качестве резерва. Еще одну пару давно подарил хорошему человеку вместе с колонками и УНЧ собственной разработки.

      • Евгений пишет:

        Интересный проект ,тоже думал сделать похожее только несколько иначе по два 10гдш,и по два 10гд30 ,корпуса есть полуготовые ,только вот после апгрейда 10мас ,и после установки в 10мас динамиков 10гдш чё та к 10гд30 е охладил может объем им маловат ? Кстати бюджет нибюджет а пришлось корпус виброизолировать и зашумлять акустический паролон иначе никак .

    • Юрий пишет:

      Олегу- спасибо за Ваше мнение,но басы к счастью здесь не удалены ( см. АЧХ 10гд 30)
      И на уровне громкости до 11:00 на 25 м2 звучат именно так,как Вы описываете!
      ;-))

  2. Семён пишет:

    Вместо 10Гд-36 лучше применить малогабаритный ШП от китайцев. Все, кто думает до сих пор что китайщина это просто – фу!, вам пора отойти от этих стереотипов))
    3″ ШП от китайцев отжарит всеми вами любимый 10ГД-36 и в хвост и в гриву))

    • Куприянов Александр пишет:

      Ну в этом я сомневаюсь. Назовите китайский 3″ широкополосник , который отжарит 10ГД-36. Я таких не знаю. Хотя занимаюсь и ремонтом , и продажей радиотехники.

  3. Юрий пишет:

    Семену – все в Ваших руках!!
    Сделайте,и,все за Вас порадуются!
    :-))
    А по 10гд36 -смотрите пункт 2 в целях проекта.

  4. Олег пишет:

    “Пара или 4-ре 6ГД-2 подключаются к ламповому УНЧ и звук бас гитары волшебный. Ни какие 10ГД …” Всё-таки некорректно ставить рядом 6 – ГД -2 и 10 – ГД – 30… Во первых, это разные весовые категории. 6 – ГД – 2 “честный” динамик “прямого боя”, этакий КИНАП для домашнего применения, а 10 -ГД-30 таки предназначен (конструкционно) на закрытые корпуса, зачастую весьма малого объёма. И если первый нормально зазвучит и в открытой АС, со вторым это не прокатит. Вразнос пойдёт. Ему, как медики говорят, “показано” только минимальное улучшение: либо ПАС, либо (простите за тавтологию) пассивный излучатель с грузиком. Кстати сказать, лично слушал любительские колонки достаточно большого литража. В паре были 10-ГД (а то и его более мощный брат) + ПИ. Впечатление благостное.
    Позже, наперекор здравому смыслу, автор поставил фазоинвертор. Звук резко обеднел, стал невыразительным.

    • Иван пишет:

      “Всё-таки некорректно ставить рядом 6 – ГД -2 и 10 – ГД – 30”
      А в чем несправедливость? Мы же стремимся к хорошему звуку. Если хотелось чего-то помощнее, то самое доступное было 2А-9. И комбинируй, как фантазия позволяет.

      • Олег пишет:

        Стремясь к хорошему звуку, в своё время замутил “четвёрку резвых” из 6-ГД-6, приблизив друг к другу максимально близко. Типа 4 маленьких и лёгких диффузора заменяют один большой и тяжелый… Корпус был чуть поболее 10 МАС. Для тех времён – вполне себе. Её тут кстати, описывали: https://ldsound.info/akusticheskaya-sistema-chetverka-rezvyx/

        • Иван пишет:

          “Стремясь к хорошему звуку, в своё время замутил “четвёрку резвых” из 6-ГД-6…”
          Да, я помню это решение. Поверьте – 4-ре 6ГД-2 создадут куда более красочное звучание. Лично оценивал такую версию АС. 6ГД-6 там и рядом не стояли.

  5. Юрий пишет:

    Зачем “мутить” четверку,если уже есть шестерка ( https://ldsound.info/15-as-307/)-осталось “замутить” корпус под”резвых” и все! :-)))

  6. Юрий пишет:

    ..а пара “резвых” на восьми 6гд-2 это уже выше крыши по звучанию!!
    Интересно было бы послушать…

    • Иван пишет:

      “..а пара “резвых” на восьми 6гд-2…”
      Если сделаете сможете оценить. Затем передадите свои ощущения. Я не музыкант, разместить подобные конструкции негде. Нужды в них не испытываю.

    • Олег пишет:

      Тут есть статья про 50 АС “Импульс” https://ldsound.info/50-as-001-impuls/ -имею такой корпус без динамиков… Если найду ещё 6 (пара у меня есть) 10-ГД-30, набью это чучело и обязательно расскажу, что из этого вышло…

  7. Юрий пишет:

    Соседей не жалко будет? :-)))

    • Иван пишет:

      Вам только соседей жаль? А вдруг и в этой квартире еще кто-то живет? Например – кот. У меня в молодости кот влез в колонку с 2А-9 через фазоинвертор и залег в ней спать. Я тихонечко подошел и “слегка” включил звук. Хотя дыра фазоинвертора довольно приличной была, но кот начал метаться пока нашел выход. Потом у него не возникало даже мысли близко к колонке подходить.

      • Юрий пишет:

        Кот-это святое! ))
        Наш “помощник” мелким был -динамики коцал,а сейчас остепенился (3 года от роду) на диване слушает вполглаза, со мной рядом ))

        • Вадим пишет:

          Какие страшные колонки получились :))) Если звуком радуют – то и ладно. “Глазури” как-то в отделке не увидел – какая-то мазня темным лаком. Плюс непонятно что за такое шпатлевание и шлифовка, если на фото не присматриваясь видны глубокие вмятины.

          • Юрий пишет:

            Вадим,спасибо Вам за “-то и ладно”,но если Вы “рукастый и глазастый столяр-краснодеревщик” – представьте на общее обозрение продукт Вашего творчества и общество воздаст Вам похвалу ( и я в том числе).
            ;-))

            • Вадим пишет:

              Если хотели поделиться информацией по звуку – то можно было корпуса показать до “отделки”, а не покрашенные на скорую руку кисточкой. Если делать, так уж делать . А у вас – поделки просто какие-то.

              • Назар пишет:

                Так ведь смысл таких колонок как раз и есть в бюджетности. Потому как у многих валяются динамики с “маяков” и “романтик” да с “10мас”, а тут человек рационально использовал их, сделал напольники, которые еще наверное и орут дай боже, и бас должен быть что надо. Автор колонок – молодец. А выглядят колонки нормально, особенно с грилями. Я вот в свое время делал колонки 30гд1 + 10гдш (сч/вч), так тоже остался доволен использованием 10гдш от 500 грц. Единственное, интересно мнение автора – как его напольники держат мощность? В таком обьеме пара 10гд30 должна играть низко, но есть мнение, что будет немного раздемфирована и на мощности выше номинальной будет уже работать “травмоопасно” для себя) если сравнивать с вашими амфитонами, то кто раньше начинает захлебываться на басах?

                • Юрий пишет:

                  Назару,Вы абсолютно правильно поняли смысл данного проекта!
                  Сравнивал с амфитоном при помощи Одиссея-002 (после настройки и профилактики)-особой разницы не заметил,но низ от ЗЯ показался более комфортным чем от ФИ .

              • Юрий пишет:

                Вадим,не имею желания сыпать бисер перед Вами-покажите свою “рукастость” за сотню америкорублей и я Вас начну немного уважать.
                А набрасывать на вентилятор каждый может…
                😉

              • Сергей пишет:

                Согласен с вами, надо делать аккуратно, под фирму (завод, фабрику). Сейчас есть такие возможности для деревообработки. Также есть частные столяры “на дому” со своими мастерскими, где станки и инструмент.

      • Олег пишет:

        Экие вы нетерпеливые… Я только первый задел озвучил… Во первых, положу колонку на бок. (С подставками!) Во вторых, это – низкочастотное звено, мне нет нужды в запредельной громкости. Третье – есть идея разделить корпус на две половины. Будет этакий N.2 (по образцу 5.1), где N – количество других каналов.
        P.S. “зашедших на пару пузырей дружбанов” привлекать к тестированию, увы, не собираюсь… Не поймут-с…

  8. Макс пишет:

    Здравствуйте! Готовлю проект по АС и хотел спросить. Какая электроника используется в вашей АС? Заранее спасибо за ответ.

  9. Юрий пишет:

    Добрый день!
    Макс,что Вы имеете ввиду?

    • Макс пишет:

      Юрий, можете конкретно написать что это? Просто “филтра” не очень информативно. Хотелось услышать немного подробнее из чего они состоят если не сложно конечно.

      • Юрий пишет:

        Макс,ниже указанного Вами фото следует схема электрическая примененного в АС фильтра,еще ниже фото спаянного фильтра.
        Еще ниже-смотрите принцип настройки
        Что касаемо деталей,то для одного фильтра имеют место быть :
        -конденсатор МБГО 10,0 мкф – 2 штуки(они тоньше )+ МБГО 30,0 мкф -2 штуки(они потолще) на рабочее напряжение 160 Вольт включенных параллельно.
        -переменный проволочный резистор сопротивлением 15 Ом мощностью 10 Вт
        -две катушки индуктивности с “воздушным сердечником” 0,8 мгн и 1,2 мгн.
        -паялось простым СССРовским паяльником с прямым жалом из меди диаметром 8мм мощностью 60 Вт припоем ПОС61+использовался раствор канифоли на спирту для флюса.
        Надеюсь,Вам стало все понятнее.

  10. Назар пишет:

    Кстати, была идея еще несколько лет назад собрать акустику с двумя басовиками 10гд30 или 35 гдн, на двоих советских доступных 8′ нч, одним словом. Но в качестве нч один 30гд1 задавит 2 штуки 35 гдн (субьективное мнение), если сравнивать размеры колонок, чтоб динамики раскрылись, то пара 35 гдн потребует даже больше обьема, чем один 30гд1, и как то выгоды не увидел. Другое дело, есть адепты звучания кобальтовых 10гд30 и на них делают двухполоски, ну просто потому, что им вообще звучание даного дина нравится. Но именно в роли нч секции я считаю, что лучше поставить все таки 30гд1 или что-то из 75 гдн, если стоит цель создать напольники.

  11. А.Б. пишет:

    и 30 ГД1-2 и 75ГДН чисто для трехполоски. И объём ящика 45-65 литров минимум.
    А на 10 ГД-30 можно сделать двухполоску в 30 литрах, с красивым низким басом и выразительной срединой. Или три полосы , применив средник небольшой, скажем, 50-мм купольник. Да, много чего можно, если есть желание и возможности.

    • Вадим пишет:

      На 10ГД-30Б можно сделать неплохой сабик бандпас 4-го порядка. Себе такой сделал – радует.

      • Чалов Денис пишет:

        Бэндпасс на динамике с добротностью под 1? Радует? Значит уши Ваши примут любую ас, много денег не надо.

        • Вадим пишет:

          Ха, ха. Добротность около 1 это у ваших динамиков. Я же делал по данным динамиков на кобальте. И в соответствующей программе все это считал. Лет так … наццать назад.

  12. and-kuril пишет:

    А.Б. полностью с вами согласен 10 ГД-30 в 37 литрах плюс beag hx-125-4
    дают достойный звук. Использовал биампинг ибо 8 и 4 ома.

    • А.Б. пишет:

      Интересный вариант, ширики из беаговской колонки НОХ – красиво звучат. Помню их.
      Но с басом там явная нехватка , а вы это дело исправили. Здорово.

  13. Вадим пишет:

    10ГД-30Б стояли в спарке в Электронике Б1-01. Неплохие басовички. Я из одного 10ГД-30Е сделал сабик бандпасс 4-го порядка – очень недурно играет.

  14. Юрий. пишет:

    Проект, заслуживающий внимания, скромный бюджет, хорошая отдача. У меня тоже такой есть только вместо двух установлен один 75гдн ширина корпуса соответствующая. Динамики нагружены на ПАС. Басовый ПАС в нижнем торце колонки, легко подстраивается под любое помещение, увеличением или уменьшением зазора между полом и корпусом.

    • Вадим пишет:

      У вас точно ПАС для 75ГДН? Может типа порта что-то?

      • мтралександр пишет:

        В этом варианте применения подвес 10ГДШ правильнее тканевый ну и конденсатор фильтра С1 как бы не для ВЧ а так дешево но сердито.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *