Понижение частоты основного резонанса 10 ГД-35, ее аналогов и клонов

Развернувшиеся споры вокруг данного предложения по снижению частоты резонанса 10 ГД-35 вынудили меня взяться за перо. Сразу же оговорюсь,  что я не ставлю цель быть судьей в последней инстанции, а просто  решил свести в одно место различные варианты улучшения (и не совсем улучшения) ВЧ динамиков. При этом будут рассматриваться только варианты, связанные с понижением частоты основного резонанса.  Выравнивание АЧХ и прочие улучшения в рассмотрение не принимаем.


Определим для себя некоторые критерии для оценки перспектив улучшения:

  1. Улучшение не должно изменять внешний вид динамика.
  2. В случае неудачного результата должна быть возможность отката на начальные позиции.
  3. Вносимые изменения не нарушают аутентичность АС.
  4. Хорошая повторяемость улучшения без значительных материальных затрат и необходимости  проведения дополнительных измерений. Изменения должны быть продуманы с инженерной точки зрения – сделал и забыл.
  5. Модернизация не должна завершиться потерей динамика.

На сегодняшний момент мне известно 5 вариантов решения проблемы резонанса:

  1. Способ утонения диска подвеса.
  2. Способ перфорации по этой статье.
  3. Способ перфорации с применением иглы.
  4. Увеличение внутреннего диаметра колец.
  5. Использование фильтра, настроенного на частоту резонанса.

О каждом из сказано ниже в большей или меньшей степени.

В качестве более полного восприятия, на изображенном рисунке  обозначены (начиная со средины):

  1. Синее поле- купол динамика.
  2. Сплошная синяя линия- внешняя граница гофра
  3. Зеленые окружности- опорные кольца
  4. Способ утонения диска подвеса

1. Способ утонения диска подвеса

Суть способа заключается в том, что осторожно соскабливается некоторый объем вещества с подвеса. В результате повышается гибкость подвеса и, как следствие, снижается частота резонанса. Рекомендуется для «шелковых» мембран.  Для изделий из пластика утонение делать сложнее.  Ширину утонения можно брать от внутреннего зеленого кольца (внутренний диаметр опорных колец) и до внешней границы гофра(синяя сплошная линия)- это идеальный вариант. На практике, сделать такую процедуру подручными средствами невозможно. Поэтому, будет технологичнее сделать утонение от края подвеса и до некой условной линии (на схеме синяя штрих-пунктирная)

За. Эффект достигается, головка не теряет в своем внешнем виде.

Против. Если сделать неравномерный съем материала, может нарушиться динамическая балансировка катушки в магнитном зазоре, могут появиться перекосы. Повторяемость ниже среднего. Лично я, не имея в запасе мембраны, не рисковал бы.


2. Перфорация по предложеной статье

Способ понижения  частоты с помощью перфорации по своей сути не нов. Есть заводские импортные динамики, в которых используется этот способ. Применим к мембранам любого типа. Главная проблема этого способа – что делать с образовавшимися  отверстиями и как минимизировать возможное их влияние на звуковую картинку. И второй момент, нарушается герметичность МС. Делать перфорацию я порекомендовал не выходя за пределы внутреннего диаметра кольца более, чем на 1,5 мм. А лучше в пределах ширины колец, чем обеспечится полная герметичность динамика при достигнутом снижении жесткости подвеса.  Если же делать перфорацию на большую ширину, то думаю, что можно образовавшиеся отверстия заклеить кольцом из скотча, наклеив его по внешней поверхности.

За. Эффект достигается, головка не теряет в своем внешнем виде, если не считать перфорации.

Против: Процесс необратим. Перфорацию нужно проводить аккуратно, в пределах очерченных габаритов и с соблюдением симметрии. (если не прав, автор идеи поправит) Повторяемость ниже среднего. Лично я, не имея в запасе мембраны, не рисковал бы.


3. Перфорация иголкой

Этот метод не нов, вычитал его еще в далекие 80-е в каком то журнале. Там рассматривался способ изготовления самодельного динамика для радиоприемника.

Суть метода заключается в том, что по окружности, начиная  впритык к крепежным кольцам, в подвесе делаются отверстия иглой для шитья через определенное расстояние( на рисунке эти проколы условно изображены желтыми-оранжевыми точками). Затем отступив, примерно 1 мм, делается второй круг отверстий, но уже со сдвигом . Таких окружностей можно сделать 3-5.

Данный способ хорош для «шелковых» мембран – микроворсистость нитей перекрывает отверстия и , по сути динамик сохраняет свою герметичность.

За. Многочисленность проколов компенсирует ошибки при нарушении симметрии нанесения проколов, не нарушается герметичность динамика. Повторяемость выше среднего. Не требуется  высокой квалификации, достаточно острого зрения и прямых рук.

Против. Процесс необратим. Для пластиковых мембран потребуется делать прожигание.


4. Увеличение внутреннего диаметра крепежных колец

В обсуждении указанной выше статьи я предлагал, как вариант, сделать кольца уже, что должно было бы снизить резонанс за счет увеличения гибкости подвеса.  Правда, гложили меня смутные сомнения в этом вопросе. Однако порывшись в интернете, я обнаружил на одном из форумов, что идея с кольцами уже применялась! Люди обсуждали это в далеком уже 2010 году. И что самое поразительное, как указывает экспериментатор, проводивший сей эксперимент, достаточно, примерно, на 1 мм увеличить внутренний диаметр колец, чтобы частота резонанса ушла на 1,5 кГц! Таким образом, если изначальную ширину кольца (две зеленые окружности) уменьшить путем увеличения внутреннего диаметра (штриховая линия), то вопрос резонансной частоты решается в приемлемом диапазоне.

Дешево и сердито!

Думаю, что тут можно было бы поэкспериментировать и с материалом для колец: кожа, резина, ткани и другие эластичные материалы.

За и против комментировать не буду, все и так понятно.

Отмечу лишь, что длины катушек  могут несколько отличаться от номинала и, если, например, применить в 6 ГДВ-6 мембрану от 10 ГДВ-2, то  нижнее кольцо нужно обязательно утолщать. В этом случае будет полезным нижнее кольцо сделать из тонкой кожи, что дополнительно улучшит характеристики динамика.


5. Применение фильтра

Как указывают рекомендующие этот способ специалисты, фильтр позволяется обрезать горб на частоте основного резонанса. Но, на мой взгляд, есть одно но. Фильтр будет обрезать и полезный сигнал. А учитывая, что фильтр  захватывает некую полосу сигнала, как это отразится на звуковой картинке?

За. Не знаю, не пробовал, может быть,  кто-то подробнее обрисует картину

Против: Если быть буквоедом, то в некотором смысле теряется аутентичность АС))


С уважением: Шел Мимо

P.S. Просьба, булыжники складывать в кучу, место укажу. Скоро начну строиться, пригодятся  камешки)

15 комментариев: Понижение частоты основного резонанса 10 ГД-35, ее аналогов и клонов

  1. шел мимо пишет:

    Помимо оговоренных вариантов снижения частоты резонанса нашел описания и такого вида (правда, каких либо измерений авторы не предоставили, все на уровне “мамой клянусь”)
    1. сверление сквозного отверстия Ф10-14мм в керне динамика с последующим заполнением его звукопоглощающим материалом.
    По утверждению автора эффект “просто супер”- резонанс снижается, АЧХ выравнивается. Правда, повторители сего действа столкнулись с проблемой того, что разваливалась МС головки))). Кроме того, переделанный динамик требует помещения его в изолирующий бокс.
    2. Заполнение магнитного зазора магнитной жидкостью.Автор божественно клялся, что головки заиграли просто божественно)

  2. ZLOIVOVAN пишет:

    Из всех предложенных способов понравился только четвертый – увеличение внутреннего диаметра крепежных колец. Если кольца изготовить новые , а не резать родные, то головку всегда можно восстановить в первоначальное состояние. А альтернативой дополнительному резонансному фильтру является шунтирование ВЧ головки резистором сопротивлением в 2-3 раза большим чем сопротивление головки постоянному току.

    • шел мимо пишет:

      можно ли подробнее, в чем прикол от дополнительного резистора? ведь, по сути, теряется чувствительность ВЧ тракта.

      • Азамат Альфатович пишет:

        Это если последовательно. Тут же, шунт,то бишь параллельно. Тут работа связки УМЧ – АС немного приближается тому, что УМЧ будет работать с идеальной нагрузкой.

      • ZLOIVOVAN пишет:

        Входное сопротивление динамика имеет ярко выраженный максимум на частоте резонанса, шунтирование резистором позволяет уменьшить разброс входного сопротивления динамика в диапазоне частот и вносит дополнительное затухание на резонансной частоте. Аналогичную процедуру можно провести и со среднечастотником 15ГД 11, заменив шунтирующую RC цепочку на резистор 16 – 25 Ом мощностью не менее 10 Вт.Субъективно звук изменился в лучшую сторону.

        • Марков Николай пишет:

          Всё правильно. В большинстве случаев и звучание, и характеристики при выравнивании пика сопротивления на резонансе улучшаются, а если чуйка позволяет, то можно шунтировать сопротивлением даже равным сопротивлению головки. На СЧ ПАС убивает пик без побочных эффектов, предпочтительнее резистора.

    • Николай пишет:

      В S90 стоит такой резистор номиналом 100 Ом (в некоторых схемах 75 Ом) параллельно ВЧ-головке. Толку от него как по воде вилами. Я на своих С90 когда-то убирал его, никакой разницы по звуку нет абсолютно.

  3. Александр Бокарёв пишет:

    Резонанс с рпзисторным шунтом на пищале приседает, верно. Но и звук теряет искру, тухлый делаетсч. Избавился от параллельного резистора в делителе пищалы навсегда.

    • Марков Николай пишет:

      Должно быть физическое объяснение потере Искры! (Оптимус Прайм)

    • Марков Николай пишет:

      Кажется, понял, в чём дело. У ВЧ головки есть индуктивность катушки, обычно нею пренебрегают. Для 6ГДВ-4 порядка 70 мкГн, по памяти. Если снизить чуйку последовательным резистором без делителя, то самый верх диапазона задерётся из-за влияния индуктивности. По прикидкам в Мультисиме, подъём на 20 кГц около +2дБ относительно варианта безиндукционной головки. Шунт этот подъём убирает. Если это и есть причина, то лечение простое: ставить шунт R+L последовательно, номиналы R и L шунта пропорциональны R и L головки. Например: головка 7,5 Ом и 70 мкГн, шунт 10 Ом => индуктивность шунта 70*100/7,5=93 мкГн. Проверил в симуляторе: АЧХ на ВЧ идентична варианту без шунта, резонанс убивается как с шунтом. Можно проверить на слух, тумблером замыкая L шунта на музыке. Если оно, то вопрос о Искре снимется. Или ставить последовательно резистор, а входное сопротивление корректировать цепью RC на входе АС, выигрыша особого по деталям нет.

      • Vip Kit пишет:

        Видимо последовательный резистор без делителя, на ВЧ динамике, ухудшает динамический диапазон ВЧ головки.
        Какая тут ,,Искра Божья”, если ВЧ ,,дубовые”?!

  4. Александр Бокарёв пишет:

    Зато среднику резисторныц шунт как масло, крик уходит, звук шикарный, заодно чутьё присаживантся, лишнее как правило.

    • Марков Николай пишет:

      Со средником понятнее: механический резонанс сильнее, чем у ВЧ головки, а индуктивность катушки относительно активного сопротивления на порядок больше, чем у ВЧ (провод у ВЧ тоньше, витков – меньше). Потому шунт чувствуется сильнее, а его выравнивающее действие на верхнем краю диапазона СЧ подобно действию цепи Цобеля, и только приветствуется.

  5. Мелодия пишет:

    Общая мысль опять таки сводится к тому, что куполу нужен ПОДВЕС. Автор предлагает нестандартное решение, предлагая отказаться от жестких проставочных колец и укрепить подвижку на кожаных кольцах, позволив куполу хоть немного колебаться. Правда, заодно с воротником, что совсем не айс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *