Небольшая статья-памятка об основных правилах приклеивания пылезащитного колпачка к динамику.
В СССР в 50-70-е годы выпускали множество широкополосных динамиков, тембр звучания которых был специфическим, но в то же время приятным, мягким и «бархатистым». Очень распространённой проблемой динамических головок тех лет было попадание пыли в зазор между звуковой катушкой и керном по причине отсутствия пылезащитного колпачка. Это могло привести к появлению хрипов, к затруднённому ходу диффузора и даже к повреждению звуковой катушки. Вспомним подобные динамики: 1ГД-18, 2ГД-28, 4ГД-7, 5ГД-14. Этот перечень можно продолжать достаточно долго, но мы остановимся на одной модели, на 1ГД-18.
Этот широкополосный громкоговоритель попал ко мне в весьма приличном состоянии:
Поскольку я не привык просто коллекционировать динамики, мне в голову пришло решение сделать активную акустическую систему на 1ГД-18, 2ГД-36 , а в качестве усилителя использовать «старую добрую» схему на 6Ф1П, но об этом чуть позже.
Ввиду того, что этот динамик будет работать, а не лежать на полке, я решил приклеить к нему пылезащитный колпачок, который «вырвал» из какого-то неисправного китайского динамика:
Колпачок был именно вырван (а не отклеен), поэтому мне пришлось его «подготовить» для установления в динамик.
Сначала при помощи кисточки и ацетона промазал края колпачка:
Затем ножиком удалил остатки бумаги и клея. Покрыл клеем ПВА диффузор динамика в соответствующем месте:
Приложил пылезащитный колпачок и чуть-чуть придавил его пальцем. Главное, не переусердствовать и не деформировать каркас звуковой катушки (ЗК):
После подключения динамика к усилителю я понял, что звук до и после доработки не изменился. Самое важное, что масса пылезащитного колпачка и клея должна быть минимальна, тогда не увеличится инерционность диффузора и, следовательно, звучание останется на прежнем уровне.
Автор работы: Алексей Климов
Чего слабо-то так? Вы даже не удосужились отмыть ошмётки китайского диффузора, не говоря уже о том, что серебристый колпачок на динамике 50-60гг выглядит весьма странно.
В статье же сказано, что при помощи ножика и ацетона были удалены остатки клея и бумаги.
Я не собираюсь делать из этого динамика музейный экспонат – для меня важнее всего его практическое применение. Самодельный бумажный колпачок будет смотреться ещё ужаснее, чем этот.
Скажите пожалуйста,а как можно снять колпачок с диффузора (не повредив его) для дальнейшего ремонта?
Динамик 35ГДН (не блестящий)
Накапать ацетона по окружности, чтобы он впитался в бумагу. Когда клей размякнет, осторожно поддеть лезвием и снять.
Растворитель подойдёт?Чтобы одной жидкостью снимать и колпачок и диффузор и шайбу?
Вообще-то должен. Но ацетон всяко лучше.
А я бы сначала очистил (плёнкой) и отпылесосил зазор звуковой катушки.
Что-то вы как-то уж слишком радиолюбительски колхозно.
Даже во времена юности вашего динамика в 60х годах рекомендовали приклеивать колпачки, сформованные из мокрой бумаги, и клеить ненпременно столярным костным клеем – он высыхая, становится твердым и жестким. Сами колпачки делались конусными из фотопленки со смытым светочувствительным слоем. Или вовсе из части белого целлулоидного шарика для настольного тенниса, аккуратно срезанного в нужный размер. Считалось, что это еще и улучшает отдачу на высоких.
Сам шарик обязан был быть неновым, а уже игранным, от чего как бы его стенки уплотнялись и становились тверже.
А чем плох колпачок, который использовал я?
Как-то вульгарно смотрится. Но вид видом, а то, что звук не испортился, это хорошо.
Материал шарика, который швыряют туда-сюда и часто держат в руках теряет больше пластификатора (он испаряется). Оттого и жесткость.
Для красивости в открытых головках – срежьте донышко пивной банки (или косметической тубы)в нужный размер, и приклейте цианакриловым клеем.
донышкр пивной банки слишком тяжёлое для этих целей к тому же появляется алюминиевый призвук. Клей ПВА в динамиках не используют
Работа аккуратная, другое дело, что пыльник, поднимает АЧХ на 4-5 кГц.
На мой взгляд, марля, будет более нейтрально влиять на АЧХ динамика.
Все правильно, но на практике в те годы часто закрывал отверстие после чистки мусора вырезанным из ватмана кругляшем, диаметром 1.2.3 коп. (обводил карандашом монетку и вырезал). Клеил БФом. Дополнительных призвуков не наблюдал. Жалоб со стороны пользователей не поступало.
Можно ли приклееть пылезащитный колпачок больше, чем был до этого приклеен?
Можно.
Не рекомендую так делать, а именно клеить на ПВА. Это называется – заколхозить. Правильно нужно клеить на БФ2/4, дабы потом, при желании, колпачок можно было легко снять, на не с куском диффузора. Умиляет, когда в и-нете статейки по ремонту чего-либо кропают дилетанты.
Согласен. Надают советов диффузоры клеить и колпачки клеями БФ, которые потом когда схватятся без повреждения диффузора никаким ацетоном не отдерешь 🙂
Клеями БФ2/4, вьюноша, клеили динамики на советских заводах, да и сам я более тысячи динамиков отремонтировал. Так что я знаю что советую, в отличии от вас. Вы видать попутали БФ с эпоксидкой.
Это после вас и вашего бф просто никто не разбирал вьюноша. Я сделал этих динамиков десятки тысяч поэтому знаю что говорю 🙂
То что БФ клеили на заводах это и без вас известно.
Клеить динамики только на 88 клей. Он легко растворимый. Эластичный. Не коробит бумагу. Держит крепко. ПВА или костный сгубить динамик. Статья негодная. Советую удалить её.
Клей 88 больше подходит для склеивания ткани и кожи. Зачем дурить людей?
Бф-2 ЛИБО 4. ЭТО КЛАССИКА.
Пылезащитные колпачки на 88 можно клеить без проблем.
88-ой хорош при приклеивании подвеса и ЦШ к корзине, при склейке подвижной системы его применять не желательно.
До сих пор невдомек, как для некоторых людей не очевидна разница в клеях, дающих мягкий шов (моменты всякие, 88, радикал) и клеях, дающих жесткий шов (все бф, цианоакрил и прочее).
Про использование пва в динамике (точнее, про нежелательность его использования в динамике!) можно прочитать отдельную лекцию.
То каким клеем нужно клеить пыльник и центрирующую шайбу так и не понял .Динамик 2а20 снял осторожно как не пытался смачивая ацетоном но все же немного повредив бумагу.Таким термоядерным клеем был приклеян что ацетон не помогал.Кто подскажет размер точный центрирующей шайбы в нем и клей.
у меня проблема в среднечастотный динамик AIYIMA пришёл из Китая с отклеенным пыльником, вот теперь думаю чем его приклеить. хотел поставить его на s90 как средний динамик. бф-2/4 никогда не пользовался, момент кристалл не слишком ли густой… китайцы по виду вообще каким то жидким клеем делали. и теперь думаю если пыльник частично нормально не приклеен его нужно заново отделять и приклеивать либо в щель как-то домазать?….