Opera Loudspeakers уже много лет известна читателям АМ как компания по выпуску акустических систем “с человеческим лицом”: первую модель назвали в честь Карузо, затем давать АС имена вокалистов стало традицией. Lirica Tebaldi появились как результат проекта со свободным бюджетом — все узлы АС решены в оригинальном и наукоемком стиле, ведь конструкторов интересовал исключительно вопрос расширения границ музыкального восприятия. В каждый громкоговоритель Lirica Tebaldi установили по 9 динамиков и по паре пассивных радиаторов. Акустическая система излучает звук по оригинальному принципу CLD (Cross Link Dipole — диполь с перекрестно включенными излучателями).
Свои АС компания Opera Loudspeakers производит в Италии, неподалеку от Венеции. С самого открытия фирмы в 1989 году используемая ею технология изготовления корпусных деталей требовала особенного подхода — их делали из цельного древесного массива. Такой способ контролировать нежелательные призвуки обеспечил продукции Opera имидж техники для истинных аудиофилов. Ведь фактически производство подобных АС начинается с выбора живых здоровых деревьев, растущих в условиях чистой экологии Африки или Южной Америки.
Естественные габариты брусков вишни, ореха или красного дерева, которые идут в производство, до определенной степени ограничивали величину АС Opera. Поэтому корпус для крупной Lirica Tebaldi решили изготовить из комбинации MDF и многослойной фанеры, сделав его внутри в виде четырех независимых объемов. АС отражают весь опыт компании в области акустики и дизайна. Например, передняя панель создает минимальные отражения благодаря ширине всего 16 см и притом имеет максимальную жесткость, ведь ее толщина — 5 см.
По сообщению компании, расположение НЧ-динамиков на боковой стенке диктуется не только желанием получить стройный силуэт, но и возможностью уменьшить влияние стоячих волн и облегчить инсталляцию. Акустическое оформление пары 8-дюймовых НЧ-головок SЕАS Excel високого разрешения с алюминиевыми диффузорами — пассивный радиатор. Более сложная, чем фазоинвертор, система обещает преимущества в воспроизведении баса: нет шума воздушной струи в трубе, лучше изолированы от слушателя стоячие волны внутри корпуса. Каждому из двух низкочастотников отведен свой 50-литровый объем.
Остальные полости — для среднечастотных головок и для блока фильтров. СЧ-динамики SEAS в документации Opera обозначены как midbass, подчеркивается, что это уменьшенная версия того же НЧ-громкоговорителя, но материал 4-дюймовых диффузоров — магний. ВЧ-излучатель Scan Speak с дюймовым шелковым куполом — третий и последний динамик на передней панели Lirica Tebaldi.
Впрочем, согласно концепции CLD, повышающей объемность звучания, тыловая стенка несет еще четыре аналогичных “пищалки”. Компании Opera не занимать новаторского максимализма — два из высокочастотников на задней панели включены противофазно. Предусмотрен ещеи тумблер понижения интенсивности CLD-излучения: ток, проходящий через тыловые ВЧ-головки, ограничивается последовательным включением в их цепь резистора 15 Ом. Здравый смысл говорит о жизненной необходимости этой регулировки, ведь нельзя предугадать отражающие свойства той поверхности, которая окажется позади колонки. Четверка амбиентных высокочастотников на практике отключаемая, так как она имеет свою отдельную пару клемм. Сама же трехполосная АС предусматривает bi-wiring и bi-amping.
Есть и второй тумблер на задней панели, установленный для подстройки мид-баса: он переключает величину емкости в схеме ФВЧ среднечастотных динамиков, это дает два значения частоты разделения и, что болем важно для формирования звука, меняет все основные параметры фильтра.
В Lirica Tebaldi мы не увидим симметричной конфигурации Д’Апполито, снискавшей популярность у большогочисла производителей. Причина в особой нацеленности изделий Opera на естественность воспроизведения вокальных партий — название обязывает. Пути достижения натурального звучания такого архисложного музикального инструмента, как человеческий голос, у каждой компании свои. Opera руководствуется принципом минимального достаточного порядка кроссовера при выборе соответствующего динамика (все ФНЧ первого порядка, а ФВЧ не выше второго), а ведь последние публикации мэтра Д’Апполито постулируют уже четвертый порядок взамен 3-го.
В высшей степени оригинальны разработанные Opera ФНЧ. Один из них предназначен для боковых низкочастотников, другой — для фронтальных СЧ-динамиков. Свежесть идеи в комбинации параллельного кроссовера с последовательным. В обоих ФНЧ подключение второго динамика-близнеца осуществляется не параллельно, а через дополнительную индуктивность. Схема названа авторами полу-параллельной (semi_parallel). Чего ни сделаешь, только бы полосы стыковались незаметно! — а Opera славится инженерным искусством: она называет себя фирмой, синтезирующей английские прозрения в акустике с итальянским мастерством ручной работы.
Lirica Tebaldi путешествуют, будучи надежно защищены фанерными стенками ящиков, из которых огромные АС удивительно легко выезжают наружу на колесиках, предусмотрительно закрепленных в основании. Они же потом облегчат подбор местоположения систем в комнате прослушивания. Впоследствии я бы рекомендовал от них избавиться, особенно если пол. имеет мягкое покрытие. Передняя панель громкоговорителей обтянута натуральной кожей и чуть-чуть отклонена назад. Сложные изгибы поверхности, отсутствие острых углов, тыловая панель с оформлением лучше, чем у изделий многих фирм передняя,— в общем, корпус итальянской работы сам по себе вещь стоящая.
Воспроизведение музыки на Lirica Tebaldi дает чувство неограниченных возможностей АС на краях слышимого диапазона. И вот интересно: они не затеняют исключительно детальной подачи средних частот. Обертона струнних так эффектны, что можно усомниться в пользе планарных конструкций. К вершинам реализма стремится тембр барабанов — слушатель чувствует туго натянутую кожу. Звук свободен от сухости. Большая роскошь — слышать все басовые ноты партитуры; чувство пространства Opera поддерживают с редким постоянством. Сцена обрисована в ширину за пределы расстановки АС, поэтому их не требуется сильно разносить для обеспечения правдоподобного масштаба. Регулировка CLD явно способствует натуральности воспроизведения хорового пения или подпевок второго плана в современных композициях. На записях электропопа, пропущенного через процессоры и ревербераторы, тумблер пришлось ставить на минимум. Lirica Tebaldi обладают мощным, не бубнящим и детальным басом, но если их ставить в углах помещения, то темп композиций может субъективно замедляться, а паузы — утрачивать значимость. Включение мидбасового тумблера на максимум уводит звучание еще дальше от нейтральности и создает сложный эффект выпуклости вокальных партий, “отрывая” их от аккомпанемента, но преданных ценителей и коллекционеров записей вокала эта регулировка наверняка порадует. АС Opera лучше слушать на высокой мощности, несмотря на то, что их чувствительность выше средней. А сидеть слушателю есть резон на высоком сидении — ВЧ-головка расположена в 109 см от пола, но не забудьте, что передняя панель имеет наклон. На отдельных удачных записях АС радуют драйвом и убедительной эмоциональностью — независимо от жанра. В пространственности, микродинамике и естественности человеческого голоса Lirica Tebaldi претендуют на лидирующие позиции. Артикуляция вокала и интонационная нюансировка — достигают удивительно высокого уровня.
Автор: Юрий Кряжевский (журнал АудиоМагазин)