Известно, что для получения хорошего стереоэффекта необходимо обеспечить оптимальное расположение громкоговорителей относительно слушателя. В жилых помещениях небольшого размера решение этой задачи существенно облегчается при использовании малогабаритных громкоговорителей.
Разработанный авторами статьи малогабаритный громкоговоритель содержит две головки: низкочастотную 10ГД-34 и высокочастотную 2ГД-36. Принципиальная схема громкоговорителя показана на рис. 1.
Основные технические характеристики громкоговорителя:
Номинальный диапазон воспроизводимых частот: 55 – 20000 Гц
Номинальная мощность: 10 Вт
Максимальная мощность: 25 Вт
Неравномерность АЧХ по звуковому давлению в диапазоне 55-20000 Гц: 8 дБ
Полезный объем: 8 л
Габариты (ВхШхГ) 340x340x130 мм
Описание:
Частотная характеристика громкоговорителя по звуковому давлению (снята на расстоянии 1 м при подводимой электрической мощности 1 Вт; за нулевой принят уровень 82 дБ) показана на рис.2.
Корпус громкоговорителя (рис.3), включая переднюю стенку (рис.4), изготовлен из фанеры толщиной 10 мм. Его верхняя, нижняя и боковые стенки соединены «в шип». Для крепления задней и передней стенок служат рамки, изготовленные из берёзовых брусков сечением 20х20 мм. Задняя стенка приклеена к верхней (по разрезу А—А см. рис.3) рамке клеем ПВА, передняя прикреплена шурупами к нижней через приклеенную к ней уплотнительную прокладку из фетра толщиной 2-3 мм.
На задней стенке закреплена дюралюминиевая чашка (рис.5,а) с гнёздами разъёма X1, на передней — динамические головки B1 и В2, дюралюминиевая труба фазоинвертора (рис.5,б) и панель с деталями разделительного фильтра (катушки L1, L2 и конденсатор С1).
Перед окончательной сборкой все щели в местах соединений стенок корпуса (рис.3), а также в местах крепления чашки с гнёздами разъёма, динамических головок, трубы фазоинвертора и панели с деталями фильтра тщательно заделывают замазкой или пластилином.
Для увеличения жёсткости конструкции применена дюралюминиевая стяжка (рис.5,в), соединяющая переднюю и заднюю стенки. С этой целью в чашке (рис.5,а) кроме отверстий под гнезда предусмотрено резьбовое отверстие, в которое при сборке ввинчивают стяжку. Переднюю панель к ней крепят винтом М4х20. Под головку винта подкладывают фетровую и металлическую шайбы.
Декоративная рамка (рис.6) изготовлена из буковых брусков сечением 20х20 мм и обтянута тканью «Эдельвейс». Для равномерного натяжения ткани боковые поверхности рамки покрывают несколькими слоями клея ПВА. Когда клей высохнет, ткань натягивают на рамку и с внутренней стороны закрепляют канцелярскими кнопками. Затем боковые поверхности рамки проглаживают горячим утюгом. Клей размягчается, и ткань прочно приклеивается. После этого кнопки удаляют, а излишки ткани отрезают.
Декоративную рамку надевают на четыре штифта, закреплённых в отверстиях диаметром 3,5 мм в передней стенке корпуса громкоговорителя. Штифтами могут служить разрезные штепсели стандартных двухполюсных вилок.
Катушки фильтра L1 (163 витка провода ПЭВ-1 диаметром 1,2 мм) и L2 (230 витков ПЭВ-1 диаметром 1 мм) — бескаркасные. Они намотаны на деревянной оправке со съёмными щёчками. Сечение оправки 23х40 мм, расстояние между щёчками — 40 мм. Перед намоткой между щёчками укладывают толстые нитки, которыми впоследствии связывают витки катушек. Для повышения стабильности индуктивности готовые катушки желательно пропитать эпоксидным клеем с пластификатором.
Автор: Бать С. и Срединский В.
Зеленоград, 1978
Работа от Алексея:
много раз повторял ,эту конструкцию!ощущение от колонки ,когда не видишь, как от громадной колонки! там надо чётко настраивать фазоинвертер..по басам отдача мягкая и приятная.а в верхах лучше мощнее пищалку. очень правильный расчёт ящика!
Отзывы от данной АС только положительные. Это все те же “Кубики Салтыкова”: https://ldsound.info/2-x-polosnaya-malogabaritnaya-as-na-6-gd-6-i-2-gd-36/
Сделал такие, сейчас мои любимые колоночки. Хотя есть еще несколько пар винтажа – Heco, Sony APM, JVC, но эти малыши играют лучше всех, я просто в шоке 🙂
Алексей можете указать модели Heco ,Sony APM , JVC просто как то в голове не укладывается как калоша в виде 10гд34 может лучше зарубежной фирмы играть..
автор колонок-Сергей Давыдович Бать- известный акустический гений . Приведенная ачх убедительно говорит о продуманной в мелочах и точно настроенной конструкции. К сожалению, в те годы наши призводственники не обращали внимания на такие удачные разработки. А зря.
Братци это ж студийный монитор ближнего поля высочайшего качества (стуящий не хилых денег )судя по картинке АЧХ А так ли это ?Профанация?
Чтобы попасть в приведенную на картинке ачх, нужно из ведра пищалок выбрать пару одинаковых и ровных, у них дикий разброс. И басовички взять не абы какие, а древние, с низким резонансом и тонким подвесом, а не из автопокрышки. И свести на микрофоне с учетом тонкостей каждого динамика. Тогда и результат.
Хотя, по опыто общения с 2ГД-36, на верхнем крае у них не такая радужная АЧХ, как на картинке, валят они выше 10 кгц и круто.
Насчет 2гд-36 действительно не все так радужно. Пару десятков измерил. Попадаются с ровной полкой в районе 10-20кгц, бывают и с завалом в 10дб на 20кгц относительно 10кгц. Речь идет только за исправные динамики. Основная масса имеет спад 4-5дб в диапазоне 12-20кгц. С конденсатором 2мкф бывает удается уложиться в +/-2дб на 3-18кгц
Приятно читать строки от коллеги, занимающегося измерениями. Соглашусь с каждым вашим словом. Кроме самого разброса динамиков есть изменения от разных их доработок , включая одиозные уродцы на ферритовом магните с дикой ачх, дети перестройки))))
Ох и чешутся же шаловливые ручки сделать серьёзный анализ гениальному творению на пяти деталях! ВЧ динамик без гасящего резистора при отдаче НЧ 82дБ и катушка от фильтра СЧ…
Вч динамик тоже не высок отдачей, да и емкость сажает её прилично. Так штаааа…..
Вся так наз чувствительность у 2ГД36 это задранный зад в районе килогерца, дальше до 10 кил спад, а выше десяти обвал в пропасть. И ежели выпрямить полку у этого динамика, в остатке имеем ровный участок до 10 кил с отдачей даст бог 87дб на ватт метре, а выше 10кгц как повезёт. Может и ничего нет . Не тешьте себя надеждой на чудо, оно бывает, но не по цене рубль ведро.
Посмотрел в Инете измеренные АЧХ, и желание брать 2ГД-36 в руки пропало. Например, вот. Ни два, ни три ведра не помогут… И никакие фильтры не спасут.
Дык, я ж и мерил эти пищалы, там полезного участка всего ничего, от 2 до 7 кгц, дальше спад. Для телека отлично, но если слух молодой, то недостаток верха будет заметен. Выручает эти динамики хорошая верхняя средина, плотно звучат .
Не выдержал, написал статью https://ldsound.info/kubiki-batya-saltykova-i-rubika/
Олег Соглашусь с А. Б 2гд 36 нужно из двух вёдер выбирать а нч тоже выбирать из кучи динамиков, и после 10кгц завал будет приличный, и монитором эта поделка никогда не будет 10гд 34 это дубовый бестолковый динамик не способный передавать тонкости звучания , и ровная ачх это совсем не показатель ещё мониторного звука, мониторы должны микродинамику передавать, а микродинамика и 10гд 34 это не совместимые вещи, другое дело есть у него немецкий брат rft l2432 который ещё как то мог бы вписаться в название мониторного звука в таком оформлении
Спасибо за ответы.Ведро пищалок это штука кошерная.Без измерительного микрофона в этих делах и впрямь никуда.Буквально сегодня стал обладателем 8 шт 2гд-36.прослушка ухом выявила лишь 1 экземпляр коим то образом не походящий на мид твитер,повторяемость характера звучания мягко выражаясь оставляет желать лучшего.Скажите пожалуйста доводилось ли кому то брать процесс в свои руки и менять просевший магнит альнико на неодим? заполнять пространство между корзиной и дифузором различными зуко и вибро поглощающими материалами ? делать отверстия в корзине с дальнейшим дополнением короба в качесве акустического оформления?цеплять на керн фазовыравнивающее тело(пуля)? добавлять кольца фарадэя(кз виток)? и т. д.
Ох, Олег, боюсь, все эти натирки динамиков змеиным маслом не дадут эффекта.
Могу посоветовать интересные динамички, новоделы. Вихатон TW6 и TW70 , бумажные с маленькой пулькой , я их послушал, измерил, там у всех ровная полка от 2 до 15-16 кгц, с пичком на 12(подчеркивает тарелочки-щеточки) , звук совершенно нормальный , чтобы спокойно купить пару их вместо дешманских 2гд-36 от бомжей.
Ставил их на замену сгоревших Джамо пищалок. результат отменный.
Кстати, в качестве ВЧ динамика превосходно служит динамик от приёмника Альпинист, 1ГД-50, там ровнейшая ачх от 1 до 18 кгц. По моему совету знакомый форумчанин сделал 2-полоску на 10 Гд-30, очень удачно получилось.
1ГД-50 – любимая головка В.Шорова. Чаще всего использовалась в качестве СЧ-ВЧ. По посадочным размерам совпадает с 3ГД-31 и вместо нее же и используется (доработки 10МАС-1, 15АС-408 и др.)
Уважаемый автор, на последнем фото явно представлены кубики Салтыкова, а в статье речь идет об акустике С.Д.Батя.
С чего Вы взяли?
Пара колонок сверху усилителя- салтыковские кубики, ни разу не батевские колонки, чьи чертежи выше. Это точно.
Динамики не достаточно смещены вправо что-ли? Присылали как это АС,
Я сам в непонятках, сравниваю все варианты колонок и они все разные.
Ну как же. По Батю они глубиной 130 мм, а кубики Салтыкова 200 или 240 мм глубиной.
LDS, посмотрите внимательно. У Салтыкова вертикальное межосевое расстояние между динамиками 102 мм, и пищалка стоит впритык к низкочастотнику. А у Батя это расстояние 140 мм, и нижний край пищалки отнесен от НЧ почти на 40 мм. Да и по пропорциям на фото видно, что это салтыковские АС. Порт, опять же, у Батя отстоит от боковой и верхней стенок на 90 мм, а на фото явно по 40 мм.
Хочу поддержать обсуждение пищалки 2ГД-36. Я телемастер. И на складе есть ящик с ними. Провёл целую лабораторную работу с ними. И понял что изначально они были все нормальные. А всё зависит от условий их хранения. Если они побывали в гараже , или сыром сарае вместе с старым телевизором – они и плохи. И на них виден окисел или ржавчина. Катушка от сырости коробится. А если его достали с шкафа в квартире то он как новый и звучит отлично. Старики часто отдают на запчасти , лиж бы вынесли из квартиры. Поэтому даже визуально можно выбрать нормальный.
Брал с радиорынка 4 динамикм 2гд36, снимал ачх, разброс есть, но несмертельный, видимо, уже отбирали до меня. Смущает резкий спад отдачи выше 10килогерц. Ниже десятки неплохо , ровно.
Собрал их в год публикации в “Радио”. Долго работали на 6-гд-6. Потом заменил головки на 25-гдн-3-4 м 4-гдв-1. Тоже работали, но середину с горем пополам пришлось вытягивать “пищалке”, разумеется так, как она это могла. Потом…
А вот недавно отыскал их в гараже. Думаю, что бы с ними… а то ведт нет середины, да низ великолепный. А тут еще две шестидюймовочки широкополосные итальянские подвернулись. Вот и думаю, чего бы такого… и надумал. Вырезал два щита 40х60. Это для шестидюймовок. А в “кубиках” выюросил фильтры и твиттер. Вот. Теперь настроил свой Линукс под 2+1. Супер. Беру два усилителя. Первый на щиты нагружаю, а второй – на “кубики” с 25-гдн-3-4. Частота раздела – 150 Гц. Во-первых, чистейшая панорама. Во-вторых – ну, это “бас в кубике”! То, чего не хватает “кубикам” по самой их сути – прозрачности за счет убитой середины, тут отсутствует. Так что, как бы это… Привет из восьмидесятых! 🙂
на фото колонки Салтыкова, а не Бать. У Салтыковских размер передней панели 240Х240мм, а у Бать 320х320мм не надо их путать.
делал в своё время такие колонки, из динамиков 6ас 221, в сравнении звучали намного лучше, но подхрюкивал воздух в фазоинверторах, фазики клеял из слоёв бумаги
В схеме ошибка, перепутаны L1 и L2. В конструкции многое позаимствовано из ранее опубликованной одноимённой статьи Олега Салтыкова, например, расположение и размер фазоинвертора с динамиками. Так же остаётся загадкой почему оба автора упорно предпочли квадратные передние панели? Статейка написано очень скупо, без пояснений, однако за неё Сергей Бать получил приз Октябрь-60
Ни одной фотографии колонок сделанных по статье Сергея Батя в интернете не нашёл, кто – нибудь их делал?
В конце статьи есть фото.
В том то и дело, что на фото Кубики Салтыкова, Вы проверьте соотношение размеров колонки и динамиков, колонки Батя должны быть больше
АС Батя они только “мордой” ширше, а по объёму такие же как и кубики Салтыкова.
Тоже не смог найти в инете фото готовых АС по Батю- нет их!
На мой взгляд, широкая морда предпочтительнее.
Для обоих АС характЕрно ассиметричное расположение динамиков.
Это неспроста!))
Расположение ФИ другое. По динамикам я бы сказал что одинаково. Отверстия показаны посадочные. Фото АС прислали конкретно по этому проекту. Да по глубине не ясно какая она.
Готовых АС по данному чертежу так же не встречал, всем знакомы только кубики.
Вот вроде эти колонки. Фото не мое, с объявления. Как получу сделаю фото сам.
Да, эти колонки, это первое фото, очень редкие. На чертежу динамики нужно прикручивать изнутри и выпилить круг и эллипс в фаской,типа минирупор
Спасибо за наблюдение, Я внимания не обратил.
Как получу, переднюю панель переделаю.
Интересно, внутренний объем демпфировать нужно?
В статье о звукопоглотителе ничего не сказано.
Вот ещё пара фоток.