Приветствую. Хочу поделится измерением АЧХ 6-ти штук динамиков 5ГДШ. При разработке акустической системы на двух 5ГДШ и одной 3 ГДВ-1, в запасе было шесть штук данных широкополосников, 4 из которых нужно было отобрать по максимально близкому звуковому давлению, сопротивлению и кривой АЧХ.
Один интересный момент. Перед измерением я не смотрел на наименование каждого ГГ, так как думал, что они одной марки. Оказалось это не так. Только 4 из них были 5 ГДШ-4-4 (3ГД-45), остальные два – 5 ГДШ-1-4 (3ГД-38Е). И тот фактор, что я не знал, дало свои плюсы. На фото ниже, пара 5ГДШ-1 находится в середине.
Вот в таком «слепом» измерении было установлено следующее. Пара 5ГДШ-1 имела чуть меньшее звуковое давление и АЧХ в сравнении с остальными динамиками. По сопротивлению 5ГДШ-1 имела разброс ±0,5 Ом от номинала, тогда как остальные 5ГДШ-4 всего ±0,3 Ом. И только тогда я решил взглянуть на маркировку. Все подтвердилось, одна пара была не 4, а 1 серией. Ну и на добавок, 5ГДШ-1 немного старше и в целом, судя по кривой АЧХ, хуже.
Все динамики измерялись в щите, по своей оси, на расстоянии 50 см от края звуковой катушки. Сглаживание 1/12 октавы, задержка импульса 5 мс.
Динамик №1. 5 ГДШ-4-4 (3 ГД-45). 3,7 Ом. 1985 год:
Динамик №2. 5 ГДШ-4-4 (3 ГД-45). 3,8 Ом. 1986 год:
Динамик №3. 5 ГДШ-4-4 (3 ГД-45). 4 Ом. 1986 год:
Динамик №4. 5 ГДШ-1-4 (3 ГД-38Е). 3,6 Ом. 1978 год:
Динамик №5. 5 ГДШ-1-4 (3 ГД-38Е). 4,5 Ом. 1973 год:
Динамик №6. 5 ГДШ-4-4 (3 ГД-45). 4 Ом. 1985 год:
Фраза “5ГДШ-1 немного старше и в целом, судя по кривой АЧХ, хуже” вызывает недоумение при внимательном рассмотрении всех графиков. Было бы правильнее написать “5ГДШ-1 немного старше и в целом, судя по АЧХ, НЕСКОЛЬКО хуже”. Графики АЧХ 5ГДШ-4 имеют такой же жуткий разброс.
Вы написали тоже самое, добавив лишь пару слов, не понятно в чем тогда отличие Ваших слов от моих.
Словом “кривой АЧХ” я не подчеркиваю что она кривая (хотя любая АЧХ считается кривой линией).
Для меня 1 серия хуже от 4 именно по АЧХ, потому что по ВЧ начинает заваливаться, а это у нас (не ВЧ конечно, но и не СЧ динамик) широкополосник.
Здесь приведены неверные АЧХ, очевидно, что метод измерения был ошибочен, так как жестоко расходится с заводским замером!
Лично мною проведённые измерения по стандартной схеме дали результат соответствующий с небольшими отклонениями с заводским, а это напомню не более 16дб, нет такого глубокого провала в районе 1,5кгц, он есть, но даже меньше чем на заводской АЧХ, я измерял 8 головок стоящих в 4х магнитолах: Медео-102С 2 штуки и Арго-004с + Арго-006с. В последних двух случаях за счёт установленных ВЧ динамиков АЧХ выше 2кгц имеет почти ровный вид (в случае с Арго-004с отклонения +-2дб в промежутке 2- 12кгц). Готов подкрепить свои слова реальными графиками, но не могу прикрепить тут картинки!
Никак не прикрепить здесь картинки (файлообменник как вариант), могу статью сделать по Вашим измерениям, туда могу залить картинки и описание, но это через почту решаем.
Может и ошибка. Хотя у меня есть графики АЧХ с ровным уровнем, с провалом или пиком. По этому однозначно грешить на микрофон не могу. Условия измерений одинаковы. Скорее всего погрешность такую может вызвать щит, в котором мерядись динамики, так как там дипольное расположениее ГГ, но крепился динамик только один, т.е. не в центре а со смещением.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста на счет задержки импульса в 5мс? Этf задержка является какой-то стандартной или же она была приближена к вашим условиям замеров? Каких размеров рекомендуете использовать щит и место расположения динамика в нем? Мне впервые предстоит это сделать, поэтому собираю информацию. Использую микрофон USB minidsp umik-1. Спасибо
Большинство комнат (и моя не исключение) имеют похожие размеры. Идеальные условия – поле, очень большое помещение или специальная измерительная комната.
Тип оформления корпуса не важен. Скорость звука 340 м за 1 секунду. Это означает что за 5 мс звук пройдет расстояние в 1,7 м и не успеет отразится от других стен и попасть в микрофон, создав тем самым влияния помещения (у нас комната и это не идеал.) Если поставить задержку в 10 мс звук пролетит 3,4 м, при 25 мс будет уже 8,5 м. Кривая АЧХ станет как пила – это дает влияние нашей комнаты. Т.е. задержка – это время, за которое микрофон откроется и поймает звук.
Но, если АС установлены на своих местах, то есть смысл подогнать их под слушателя, поставив задержку в 25 мс и выше, чтобы как можно сильнее убрать влияние комнаты. Для этого используют 10-ти и более полосные эквалайзеры.
Мне видится проблема в лаке в центре головки, при такой технологии о повторяемости можно забыть.
в своё время я выкладывал на Аудиопортале замеры по динамику 5ГДШ -4-4 в небольшом щитке, заодно привел схемку фильтров простецкой 2-полоски на нём, хотя в большинстве случаев пищалка не нужна, мешает лишь выброс в районе 4-5кгц. Динамики эти, особенно старые 3гд-38е , очень приятно звучат, они работали в ламповых цветных ТВ в паре с пищалой 2гд-36(кстати, очень неплохой).
Я сделал нечто похожее, но пока так и стоят упакованные: https://ldsound.info/2-x-polosnaya-as-na-pare-5-gdsh-4-4-3-gdv-1-8/
Замер на белом шуме двух 5ГДШ в открытых корпусах от колонок Сириус. Колпаки от импортных вч динамиков, пропитка подвеса, корзины оклеены шумкой.
На встроенный микрофон ноутбука Сони, расстояние пол метра, в поле. На вч подьем дает сам микрофон, но думаю общая картина понятна
Третий замер 10гд36к в колонке Романтика, подвес ппу одноволновой