Бандпасс не похож ни на одно оформление. Основным отличием является установка низкочастотного громкоговорителя внутри корпуса, когда он не соединен ни одной из сторон с помещением. Состоит из 2 и более камер, внутри которых расположен сам динамик и трубы фазоинверторов. Акустическое оформление не новое, его применяла еще в 70-х годах японская компания Hitachi, например в модели Hitachi HS-1400W.
Кроме сложностей по изготовлению корпуса, бандпасс еще и очень требовательным к измерению реальных параметров монтируемого динамика. Параметры динамика можно снять по этой методике или по такой. За счет монтажа внутри корпуса, его можно использовать без фильтра, так как такое оформление является естественным фильтром низких частот.
Бандпасс 4 порядка
4 порядок представляет собой корпус состоящий из двух камер, одна из которых – закрытый ящик, а вторая – корпус с фазоинвертором. Между камерами устанавливается динамик. Объем камер и частота настройки трубы фазоинвертора являются 3 основными параметрами для правильной настройки такого оформления. Закрытый объем обозначает нижнюю граничную частоту воспроизведения, тогда как верхний объем совместно с частотой настройки трубы фазоинвертора – верхнюю граничную частоту.
Бандпасс 6 порядка
Корпус с двумя камерами с фазоинверторами. Имеет такое же оформление как и 4 порядок, но закрытый ящик превратился в корпус с фазоинвертором. Здесь уже 4 составляющих для настройки – две камеры и пара труб фазоинверторов. Принцип настройки схож с 4 порядком, но немного сложнее за счет второго фазоинвертора. Нижняя камера с трубой фазоинвертора – нижняя частота, а верхняя камера с фазоинвертором – верхняя частота. Нижняя труба фазоинвертора будет длиннее, так как настраивается на нижнюю частоту, около 20-30 Гц, а верхняя короче (частота 80-120 Гц). Чтобы труба фазоинвертора поместилась в корпус она может быть меньшего диаметра, из-за чего можно часто встретить трубы разного диаметра и длинны в таком оформлении.
Бандпасс 8 порядка
8 порядок самый сложный в настройке после 4 и 6. Имеет сходство с 4, но между камерами добавлен фазоинвертор. Здесь нижний объем это корпус с фазоинвертором, он отвечает за нижнюю граничную частоту. Верхний объем так же корпус с фазоинвертором, но его объем и настройка трубы отвечают за верхнюю граничную частоту воспроизведения. Можно сказать, что это фазоинвертор в фазоинверторе.
Какие еще бывают порядки?
После 8 порядка возможно есть 10 и 12. Я нашел несколько конструкций, которые еще более сложные. Номер порядка не известен, подкинули на форуме. Это решение было у компании Bose и модель называется Bose Acoustimass 5 Series. Чертеж и фото прилагаю ниже. В данном корпусе уже 3 камеры. Динамик находится в самой нижней, ее объем соединен с верхней камерой через трубу фазоинвертора, так же как и средняя камера, выход которой соединяется через фазоинвертор с верхней.
Но это еще не все. Еще более сложным является конструкция ниже, так же от компании Bose, модель 10. Она схожа с предыдущей моделью, но только в среднюю камеру добавлен дополнительный динамик в отдельной корпусе закрытого типа. Итого здесь уже 4 камеры. Как это все настраивается можно только догадыватся, но вполне возможно что КПД у такого варианта оформления очень хорошее.
Что еще?
При использовании пары динамиков их характеристики усредняются и корпус натраивается под них. Но лучше подбирать модели с максимально схожими характеристиками. Ниже представлен короб сабвуфера 8 порядка.
Если пара динамиков сдвоенные, то их характеристики лучше снять в “сдвоенном состоянии”, включив последовательно или параллельно, точно так же, как они будут включены в корпусе сабвуфера. Ниже у нас бандпасс 4 порядка на сдвоенных динамиках.
“Ниже у нас бандпасс 4 порядка на сдвоенных динамиках.” А можно подробнее? Есть редкостное желание сделать нечто подобное на базе 30-ГД-1 (от S-90)…
Журнал Аудиомагазин, серия статей Ирины Алдошиной “Там, где живут басы”, есть все и про бандпасс, расчет, измерения, комментарии. От балды такое не сделать, а если и сделать, то не выстрелит.
Как я понял – к желанию динамика трепыхаться на одной частоте можно присовокупить соответствующее оформление. И еще больше добиться того, что кроме громкого гула из акустики ничего выходить не будет. Зато с высокой эффективностью.
Именно так, но с уточнением. У правильного бандпасса(банд это полоса, лента) ачх не в виде одиночного пум, а в виде полки с плоской вершиной и двумя срезами, то есть уже не нота, а звукоряд. Хотя, чем выше эффективность, тем уже полоса, которая вырождается в одинокий пум.
Ну вы же прекрасно понимаете, что чем выше крутизна любого контура, тем у него больше желания работать на резонансе. И чихать он хотел на желания разработчика.
Чертеж 4 порядка идет первым в статье. Сдвоенные динамики это тоже, что и один. Плюсом такого сдваивания вроде как уменьшается эквивалентный объем.
Я когда-то сдваивал 35гдн, то не получилось, один звучал лучше. Но я ставил их друг за другом.
Меня смущает определение “фазоинвертор”. Рассмотрим вариант 6го порядка. Если не брать в учёт камеру с трубой перед динамиком, то получим обычный ФИ. То есть диффузор толкнет перед собой воздух, возвратится назад, толкая воздух задней частью, из за массы воздуха в трубе произойдет задержка и из трубы под давлением выйдет воздух, опаздывающих ровно на период колебания диффузора. С этим понятно, так работают все ФИ. Но что будет происходить с фазой в объеме перед диффузором? По логике она должна либо совпадать с фазой колебания передней части диффузора, либо опаздывать на 2 периода для эффективной работы. И это только 2 трубы Саба 6го порядка! На сколько периодов же будет опаздывать в конструкциях бОльших порядков, одной Алдошиной известно!