Существует мнение, что хорошие акустические характеристики можно получить лишь при использовании самых высококачественных электродинамических головок громкоговорителей с малой резонансной частотой. Но оказывается, что хорошее воспроизведение низших частот и высокую звуковую отдачу можно подучить также, пользуясь относительно узкополосными и недорогими головками широкого применения, если сделать соответствующую АС.
Примером такой системы может служить АС «Четверка резвых», сконструированная американским радиолюбителем. «Четверка» означает число однотипных недорогих электродинамических головок, примененных в системе, «резвые» — так американские радиолюбители называют среднечастотные головки громкоговорителей. Радиолюбитель добился хорошего воспроизведения даже относительно низких частот. В одной АС он применил одновременно несколько известных ранее способов повышения звуковой отдачи на низших частотах. Во-первых, корпус системы имеет вид трехгранной призмы, что способствует подъему самых низких частот дополнительно на 6 – 8 дБ. Во-вторых, все четыре однотипные головки размещены в одной плоскости на достаточно близком расстоянии друг от друга. В результате на частотах ниже 2 – 3 кГц наблюдается постепенное повышение звуковой отдачи, так как однотипные и синфазно включенные головки действуют на этих частотах как одна головка большого диаметра.
Корпус АС можно сделать из фанеры толщиной 10 мм. При указанных на рисунке размерах лучше всего использовать головки типа 4ГД-8Е. Достоинство этих головок, предназначенных для воспроизведения полосы частот 125 – 7500 Гц, состоит в обеспечении ими громкости звучания, в среднем в 2,5 раза большей, чем стандартные головки типов 4ГД-7 и 4ГД-28 при той же подводимой электрической мощности. При последовательном соединении четырех головок типа 4ГД-8Е номинальная мощность АС составляет 16 Вт. сопротивление — 16 Ом, а полоса пропускания частот расширяется: 50 – 8000 Гц. Кроме того, наблюдается дополнительный заметный подъем (на 6 дБ) в области средних частот в полосе 300 – 3000 Гц благодаря взаимному влиянию электродинамических головок и треугольной форме корпуса.
Можно ли акустическую систему «Четверка резвых» собрать на динамиках 0.5ГДШ-2-8?
Можно конечно попробовать. Размеры уменьшить пропорционально.
Был эстрадный усилитель “Радуга” с колонкой из 6 динамиков 4ГД28 звук весьма впечатляющий.Колонки к усилителю “Юпитер квадро” тоже по такой концепции собраны.
Можно ли для корпуса использовать дерево более глубокой переработки (например, картон)?
Корпус не должен вибрировать. Для 2-х 0,5 гдш нужно хотя бы 6 мм фанеры.
Подскажите пожалуйста если кто делал эту акустику- динамики снаружи или изнутри крепить лучше ?
крепим динамики изнутри- получаем некий неглубокий стакан вокруг динамика, работающий резонатором и дающий яму на ачх в какой-то важной области. Поэтому лучше динамик крепит снаружи, а края стакана расточить под пологим углом, убрать трубу вокруг корзины.
Если отверстие выбрать в конус, то никаких провалов или всплесков там быть не должно, тут же не ВЧ динамики. Другое дело, что под каким углом делать эту выборку, как это скажется на жесткости конструкции да и на внешнем виде
динамики легкие, особой прочности корпуса не просят. Чем более пологий скос у края отверстия, тем ровнее ачх и более открытый звук без противного рупорного окраса.
Лучше крепить снаружи с небольшой выборкой. С нутри звук хуже.
Кто нибуть прикидывал сколько штук нужно динамиков например 3гд38 или 3гд45 не суть,16 сантиметровых.Что получить уверенных 20гц. а не 50 как в статье?
насчёт добыть 20 герц от динамиков с резонансом в 60 – вас обманули. К тому же, куда вам с ними, этими двадцатью? Их даже в спектре музыкальном нет, не говоря, что в комнате уместиться негде.
Ниже 45 герц затевать домашку- мучить соседей этим “БУХ”лом)))
Насчет куда мне 20гц.я не согласен!также не согласен когда от пищалок которые тянут 25…40кгц.мол толку нет,типа всеравно не слышим)))лично мое мнение ч запас везде хорошо! Это касаеться не только частоты но и мощности.да и мощный двигатель в авто куда приятней чахлика))) и тких примеров море
А без самого низа вы на сможете ощутить всю полноту концентного зала.будет чегото не хватать,то что трудно объяснить словами.нужно прочуствовать,и я не прикалываюсь!хотя на такой низкой частоте практически нет музыкальных инструментов.
вы несомненно правы, есть могучий эффект появления фундамента в музыке с добавлением звука от саба на 25-35гц, это факт.
Но по жизни мне хватает обычного скворечника с полосой 50-60 гц – 15000, при условии ясной средины и ровной ачх без выбросов и провалов , а также широкой направленности . В данный момент сижу слушаю такую прелесть, сам собрал и настроил, звуком доволен. Эти колоночки обсуждаются на сайте Димы Горнова-Ульфа.
И ЕЩЁ ТАМ ЖЕ http://ulfdiysound.ucoz.ru/forum/9-84-1
Гостям запрещено просматривать данную страницу, пожалуйста, войдите на сайт как пользователь.
(((( …
Интересный проэкт!но ябы не рекомендовал поключать последовательно с колонкой резистор на полтора ома.на корекцию ачх практически не окажет никакого влияния,а вот контроль унч над басовиком станет заметно хуже!наверняка начнет немного подгуживать,а это никому не интересно.
Эфект очень тонкого и длинного провода.то с чем мы боремся.
Если почитать тект статьи, там есть оговорка: кононки сделаны специально для лампового унч с выходным полтора Ома, поэтому объём ящика, добротность динамика и поведение его на нижнем срезе оптимизированы под это значение, 1, 5 Ома. И никакого эффекта длинного провода здесь нет.
Внимательно гляньте приведенные ачх басовика в ящике и найдите выброс на резонансе. Как говорил товарищ Сухов – Это вряд ли!:)
Факт о сабах. Многие владельцы их отключают через неделю попыток использования. Резонансы большинства стандартных комнат лежат ниже 50 Гц и желательно, чтобы АС их не воспроизводили вообще.
К соседям проникает 100герцовый гудеж,а не 20гц.
Возможно я что-то путаю, но добыть частоты ниже резонансной от головок можно только при помощи акустического оформления. Если Вы применяете 10 одинаковых головок с резонансной частотой, скажем 60 Гц, то они будут давать существенно бОльшую отдачу (в 20 и более раз), но только в своём рабочем диапазоне частот. Чудеса, увы, не случаются. Плюс при большом количестве головок возникнет вопрос их фазировки, так как в верхнем диапазоне частот будут возможны интерференционные явления между головками в разных концах АС.
Ниже резонанной частоты отдача динамика падает стремительно , никакое оформление не позволит дать то, чего нет изначально. Другое дело, есть динамики с низким резонансом, но в открытом оформлении, которое рушит отдачу внизу за счёт АКЗ, вот тут есть резерв для получения нормальной ачх на басу. Увеличить площадь щита и увеличить число динамиков. Прочее- вряд ли.
В оформлении фазионвертор есть вариант , по Чебышеву, когда срез колонки может быть даже ниже резонанса динамика, но эта разница невелика. Уж точно не 20 гц из 50 получить.
Ещё вариант получения ровной ачх внизу от скудного по басу динамика- рупорное оформление, но там требования к динамику особые, абы какой туда не вставить. Да и сам рупор можно полжизни настраивать потом.
А ещё Вы не упомянули размер: я как-то пытался посчитать рупор на 40-50 Гц и его размеры меня сильно впечатлили…
рупор на 40 герц – размеры там и в самом деле внушают, делим скорость звука на периметр рупора, чтобы получилось 40 герц, 8 метров, по 2 метра на сторону. Оно вам надо? Не рупор в комнате, а комната с жильцами- внутри рупора.
Никто от них не требует выше 100…120гц.
А какже сложение площадей диффузоров?я пробова 10головок в массив.очень низко брали,а если 30 и больше?ктото пробовал?
я в сказки поверю, когда результат сам увижу на микрофоне. Эффект снижения резонанса как бы обязан быть, за счёт присоединения массы воздуха, но какой ценой-огромного щита? И всё ради чего- дикой свалки на средине и верхах? Нет, увольте.
Яж писал что порезать этукучу динамиков на 100…120гц.о какой середине вы говорите?они не будут ей озадачены!а 3гд45 без проблем двигает диффузор хоть на 10гц.главно не перегружать ход диффузора желательно не больше 6..7мм.тогда и катушка выдерживает и механических разрушений нет!
Кстати,я тут прикинул ровно 10шт.3гд45 по площажи диффузора как 1 шт.18ти дюймовая нч головка!это всеравно что это огромный лапух двигают 10ктушек со своими магнитами.разумееться если мелкие головки разместить максимально плотно друг к другу!
Сложение площадей – это, конечно здорово, но по физике получится головка с диффузором в N раз больше, а с параметрами Ваших малышей. Резонансная частота – физическое свойство конструкции и для того, чтобы её изменить, нужно изменить конструкцию…
Вообще-то, такое решение, как замена одного лопуха кучкой быстроходов, применяется давно и уверенно, в той же сценической акустике: кубики из четырёх 10-12″ динамиков с пищалкой в центре, ими и набирается портал . Отклик и точность звучания такого кубика намного лучше огромного утюга.
к сожалению, ни разу не увидел самой плюгавенькой ачх такого щита с кучей недорогих шириков. Напрашивается вывод: или автор не в состоянии измерить своё творение либо результаты тех измерений позорные , чтобы их приводить.
Одно применение такой акустике точно знаю: музыкантам подарить, петь на сцене.
А домой тянуть этот хор цыганский мало смысла во всех отношениях.
Я тоже нигде не видел таких графиков.думаю потому что не популярное исполнение.я тоже ради прикола нарыл у себя 8таких головок,вкрутил в картону пимерно 70 на 40 см.включил по 2 последовательно и эти 8ми омные спарки в паралель.вышел на 2ома.даже в полный сигнал играло не плохо но немного верха не хватало.добавлял пищалки,дошел до 3 шт.стало немного интересней.пищи 2гд36 каждая со своим кондером на 1мкф.когда я поставил это творение))) под журнальный стол бас повалил такой что рядом стоящая калонка амфитон 50ас027 померкла,хотя она не плохо воспроизводит от 40гц.ниже берет но с большим спадом,корпус маловат для 50гдн3-30.а эта картонка тянет с 18гц.я графики не делал но на слух не жалуюсь.проганял по генератору.единсвеный недостаток,как по мне нехватает мощи.хочеться прибавить,начинают некоторые головки клиповать,приходиться снижать уроветь чтоб не угробить динамики.я пока пазобрал это чудо)))вот и думаю стоит ли заморочиться с большим количеством,да и не на щите и например в корпусе.делать общий объём,или каждому? Какой объем общий? Или сколько литров каждому?или не стоит вобще фигней страдать? Хотя бас очень радовал своей легкостью,быстротой,артикулированый,без намека на гудеж.одни плюсы.минус один МОЩА((( если ктото делал чтонибуть подобное напишите пожалуйста
у вас куча динамиков с добротностью под 3, на резонансе- торчит могучий шиш, вы его считаете басом и восторгаетесь , в то время, как рыдать нужно. Микрофон вам в помощь и все увидите.
для динамика , заточенного под открытое оформление . само понятие нужного объёма- абстракция. Любой объём, окромя бесконечного, ему вреден.
В завершение дискуссии про четверку борзых хочу предположить одну малоприятную вешь: Тот американ, который статейку сочинил про эти колонки, он ведь марку динамиков не привёл, нет у них таких динамиков “4ГД-8Е” . зато есть сильно лучше. Оттого и колонка может и должна звучать лучше, чем на нашем мусоре , особенно тех хмурых лет. Те же венгерские ширики из колонок BEAG – в данную конструкцию- аж бегом. Но чтобы 8 штук найти , да ещё и одинаковых…..Эт вряд ли.
Да… В любой системе, где предполагается использование нескольких головок, эти головки должны быть максимально одинаковы…
некий саб из барахла но с воздушным басом))))
Олег, если у вас есть моя почта, то мне будет проще вам скинуть ачехи 6ГД-2, которые вам нужны.
К сожалению нет вашей почты(((
Значит, вы- другой Олег 🙂 Он переписывался со мной по поводу доработки 50АС-022.
Да,другой)))насчет 50ас мы не общались.
Эта «Четверка резвых» взята из книжки Васильева “Зарубежные радиолюбительские конструкции” (рубеж 1970-х – 80-х). Там еще с пяток подобных невнятных описаний “японских” и “американских” конструкций, без всяких ссылок на источники. Скорее всего, это плоды пера автора, который просто заполнял выделенный ему объем издания.
да, помню эту статейку, позже кочующую из одной книжки в другую. Со всеми её ядреными фразочками типа Четверка резвых или Реактивный поток (ныне TL ) Смысла мало, кроме будоражить неокрепшее юношеское сознание .
Впрочем, в те далёкие годы и в самом журнале радио в разделе акустика царила полная ахинея. Наиболее грамотные статьи по акустике появились в средине 80-х голов.
А кто-нибудь реально слушал такое готовое изделие ? Есть ли действительно ощутимый прирост на нч в сравнении с заводским исполннием типа 15ас-407 ?
Замена лопуха четвёркой быстроходов -вещь полезная в плане увеличения скорости отклика. При этом динамики нужны с низким резонансом и ящик вырастает в размере и прилично, иначе выгода пшиковая.
Сама эта идея- соорудить кричалку взамен одного ровного ширика типа 4ГД-7 или 4ГД-28, мне не нравится. Ковбойский хаенд какой-то.
Кто знает как правильно разместить 4 пищалки типа 2гд36? Для повышения отдачи на вч и наилучшей диаграмы направлености.
Правило №2 хороших АС – одна голова в полосе, иначе интерференции не избежать. Повысить отдачу можно рупорком, а ДН расширить линзой, горизонтальным расположением с рассеивателем и т.д. Но все это требует экспериментов и проб, если не повторять уже известную конструкцию.
Братаны, у меня в “комете” навернулись оба низкочастотника! Можно ли заменить их 4ГД 43Е?
Всё можно, лишь бы в габарит вписались.
Если “сгорели” 10ГД34 то 4ГД43 “сгорят” и подавно. Кроме этого диапазон частот будет сильно ограничен снизу.
Причина выхода из строя родных динамиков какая? Может постоянка прет? Прозвони гибкую подводку к диффузору- часто обрывается, хотя визуально кажется целой.
я так понял что никто не сталкивался с подобной проблемой,поэтому буду первопроходцем)))сам с 4 овальными пищиками буду играться.вариантов не мало,буду пробовать все возможные.
овальные пищалы расположите лучами от центра, получите равномерную направленность по осям. Только не надейтесь на штормовой рост отдачи всей этой кучи , нет этого в реальности.
Ну так там длины волн, излучаемых головками, уже соизмеримы с излучателем….
ВОИСТИНУ ТАК, поэтому для снижения интерференции нужно разносить динамики и ещё оси разводить в стороны, а кто будет этим заниматься? Проще сляпать что получится и сказочку сочинить про волшебный прирост отдачи. Или к пищалке рупорок приделать от бутылки Пепси и явить миру новое акустическое чудо .
Зы.. овалы. На двух согласно последовательно включённых телевизионных шириках при малой подводимой мощности /либо выход на наушники 32 Ом, либо выход на наушники в мост, либо 1.5 Вт 8 Ом канала выходного усилителя электрофона блочного ‘Россия-321 стерео’, либо тот же усь, но в мост/, в воздухе, держа конструкцию на весу (обе руки заняты и микрофон поднести нечем) я получал значительный подъём на низких частотах, располагая динамики под прямым углом /магнитами наружу/. Пробовал двух, трёхваттные советские бумажные и современные импортные. Результат одинаковый. Подскажите, что это за эффект.
Вобщем собрал сегодня такое изделие, все по расчетам на картинке. 4 динамика плюс пищалка 3гд-31. Результатом приятно удивлен. Слушал эту же комбинацию в заводском исполнении 15ас-407, бас был хилый и гулкий. В этих корпусах он значительно подрос. В пустых ящиках был немного гулковат, пооложил внутрь углом на задние стенку минвату – гул ушел, бас уплотнился, звучит достойно.
Пришлите фото пожалуйста. Интересно взглянуть.
Алексей, все динамики напрямую, без коррекции? Или подправляли индивидуальную и суммарную ачх ?
Спрашиваю не от праздного любопытства: у всех широкополосов есть торчок на средине, плюс рост отдачи по оси за счет сужения направленности , в итоге баланс обязан сместиться в средину и верхнюю средину, крик начнётся. И если не подправить фильтрами, колонки получатся излишне яркие. (может за это их обозвали резвыми?:))
Александр, да, все напрямую, только пищалки через конденсатор. В общем схема без изменений от 15ас-407
Да, колонки яркие, но и бас появился, поэтому в целом неплохо звучат. Зависит от усилка еще. На лампе или германиевом усилке звук мне нравится, а вот к ресиверу подключал, Nad Т752, не хватает чего-то, вроде как нижней середины
Я вот подумал, может есть смысл не все 4 динамика последовательно, а по 2 последовательно и потом обе пары параллельно включить ? Как думаете, имеет смысл ?
именно так и делается, комбинированным соединением, чтобы суммарный импеданс колонки оставался равен таковому у отдельного динамика.
Собственно говоря, какая разница бутылка пепси или теннисный шарик?!) главное- результат!
Но ни о результатах применения теннисного шарика, ни о рупорке от пепси (честно говоря, даже у самого была такая мысля применить к 15гд11 после прочтения о шарике, а че, дешево и сердито, почему бы и нет?))) никто нигде не сообщал о достигнутых результатах, кроме самих авторов этих идей. Так и с ас “четверка резвых”, разговоров много, но каких то результатов никто конкретно не предъявил. А сам автор той древней статейки красиво так написал, что, дескать, зарубежный радиолюбитель….. время то было еще то! можно и не ссылаться на автора идеи, а можно просто гнать плагиат,а можно просто нести бред со ссылкой на не существующего автора, но уважающие себя радиолюбители всегда делали ссылку на источники. А тут ЗЕРО!
Возможно, что это просто идея автора и не более того! Ну постеснялся человек признаться в этом))
Очень хотелось бы получить результаты измерений для такой АС на широко распространенных динах
на счет расположения овальных диной длинными осями от центра. Что то я сомневаюсь, что это будет правильным. АС должна обеспечивать панораму, а не объем. Может я не прав, поправьте, но такое расположение , скорее всего, приведет к потере акустической мощности.
Так полагаю, что расположение овальных динамиков длинными осями от центра( АС “Ромашка”) оттащит их оси излучения дальше друг от друга, уменьшив свалку от интерференции. Что должно повлиять в улучшении и панорамы и объёма. Хотя, мне такой вариант колонки из кучи динамиков никогда не нравился. Чем- не знаю до сих пор.
Хотя, уверен, что сегодня можно из отобранных наших 3гд-32 и бумажной пищалы в центре сделать просто шикарную акустику.
как бы ни был хорош ГИ , но он обладает существенным недостатком и от этого никуда не уйти, исчезает локализация звука.и тем больше размер ГИ, тем это больше проявляется.
ГИ хороши для озвучки каких то дискотек и тп, но не для прослушивания музыки, скажем так, в индивидуальном порядке.
примером неплохого ГИ может служить Гелиос-100 https://ldsound.info/gelios-100/
совершенно согласен с вами, всё именно так. Но вера в чудесную “четвёрку трезвых” -непобедима!)))
теннисных шариков мне привез друг в лабораторию, мы их наклеили на мидвуфер, измерили ачх, ужаснулись и тему эту дурацкую закрыли. В те годы какой токо ерунды не печатали в Радио, а легковерные читатели носились потом с такими идеями и передавали этот бред из уст в уста.
а по секрету вам скажу,что кусок горлышка бутылки Спрайта , тот, что у пробки, таки очень себе экспоненциальный рупорок.
Я провёл несколько экспериментов с бумажными ВЧ динамиками, и пришёл к выводу, что они портят звучание, придавая ему неприятную окраску. Я считаю, что это вызвано малой площадью диффузора и/или его большой жесткостью. Стенд для испытаний – АС, смонтированная в картонных продуктовых коробках. Низкочастотный динамик 25 ГДН-5 был помещён в отдельную коробку, с вырезанным под диффузор отверстием, свободное пространство было туго забито поролоном. В качестве СЧ звена использовались два динамика 3 ГД-38, смонтированные в отдельной коробке и соединённые последовательно, таким образом, общее сопротивление было около 8 ом. В этой же коробке располагался родной кинаповский пассивник с регулировкой затухания ВЧ от 0 до 6 ДБ. При прослушивании я прямо таки обалдел от такого качественного звучания, к низу и середине не было абсолютно никаких нареканий. В качестве ВЧ звена попеременно использовались:
(динамик – субъективная оценка)
1 ГД-1 – 1
1 ГД-50 – 1
2 ГД-36 – 1
4 ГД-8E – 1
1 ГД-48 – 1
3 ГД-31 – 2
1 ГД-48 – 3
2 ГДШ-4 – 4
3 ГД-38 – 5
Наилучший результат показал динамик 3 ГД-38. Но я не остановился на на этом и использовал в качестве ВЧ звена плёночную головку от электродинамического микрофона(собираюсь купить 10 ГД-35, но пока с деньгами туго) – результат очень хороший.
Так вот, я хочу спросить, у кого какой опыт использования бумажных и плёночных головок? Кто мог бы поделиться опытом в выборе ВЧ звена?
батенька, а суть испытания в чем?
как можно сравнивать 1гд-1 с диапазоном 150- 7000ГЦ и 1гд-50 с диапазоном 180- 12500 и 3гд-38 с диапазоном 80-12500? достаточно посмотреть паспортные данные, чтобы сказать, что первый хуже, а третий лучше по параметрам) про 2гд-36 молчу. смешались в кучу кони-люди
У меня фаза ВЧ уже готовая – я использовал трёхполосный кроссовер. А суть испытаний в выборе динамика, минимально окрашивающего ВЧ фазу. Все динамики, получившие единицу, имели какой-то “картонный тембр”, это было сильно заметно на слух. Особенно меня разочаровали 1 ГД-1… На волне ажиотажа отдал за пару 800 р, но они того не стоили.
3ГД38 применялся в ТВ совместно с 2ГД36 . Для твоего случая включи последовательно 2 штуки 2ГД36 через 1 МКФ.
Мне фазу делить ни к чему: я же пишу, у меня всё подключалось через родной трёхполосный кинаповский кроссовер, он выдаёт отдельно НЧ, отдельно СЧ и ВЧ.
Под какие дины кинаповский кроссовер изготовлен? Большинство ВЧ динамиков от кинапа имели сопротивление 25Ом и очень высокую отдачу. Ставя другие получается совсем другой результат. Может стоит фильтр подкорректировать?
Да, я вкурсе. Но они очень дороги ;( На авито за них просят очень уж неподъёмные суммы.
Чем можно заменить из доступных?
Две с половиной тысячи – совсем не дорого для драйвера с раструбом.
Самісіньке воно. Сравнивать надо при одинаковой громкости и одинаковой АЧХ фильтров, а это – свой фильтр для каждого динамика. Ещё и акустическое оформление должно быть одинаковым. Вы получили прикидочный результат, не окончательный.
2гд-36 очень хорош, если есть из чего выбрать.
1Гд-50 от приёмника Альпинист- редкий по ровности и звуку динамик, в качестве пищалки весьма хорош, но найти его сегодня непросто.
3ГД-31 редкая мерзость.
Есть 4 шт. 1 ГД-50, в идеальном состоянии, но ВЧ отыгрывают плохо. Их почти не слышно.
ну почему же редкость? сегодня видел в продаже несколько лотов , в каждом по несколько штук. в одном аж 8!
Не прошло каких-то куриных четырех лет, как ситуация с пищалками круто поменялась в нашу пользу. Сегодня рязанская фирма Русаудио гонит шикарную линейку широкополосных динамиков, среди которых самый маленький 3ГДШ16-8 , выполненный в габаритах 2ГД-36, с неодимовым плоским магнитом, работает в качестве пищалы с прекрасным результатом. Ровная , высокая, протяженная и плавно спадающая отдача, сильно не похожая на падающую после 10 тыс Гц ачх 2ГД-36. Звук тоже замечательный. В ЧИП ДИПе они по 400руб, но есть , где ими торгуют за половину цены. Очень советую обратить внимание, не пожалеете.
Хм! Александр, какова на ваш взгляд минимальная допустимая частота раздела с НЧ, с учётом того что при понижении частоты раздела на ВЧ (СЧ-ВЧ) будет приходить больше мощности?
По программулине Аудиокиллера, при разделе 1 кГц на СЧ-ВЧ придётся более 30% (реального) аудиосигнала.
Частоту стыка нам задает сам басовик, поведением, звучанием, наличием или отсутствием резонансных выбросов на верхнем крае, характером спада ачх и её протяженности, спектром искажений, да много чем ещё.
Тяжелые утюги лучше валить на 250-350 Гц, а миды 5-7 -8 дюймов тянут спокойно
до 1 кгц и выше, стык можно делать в районе 2100-2200, с ямкой на стыке, в этой самой противно -крикливой части. То есть, мид валится с 700 Гц, пищалка выходит на полку с 3500, на 4 уже вровень с басовиком должно быть.
Нашлись две ачхи на 3ГДШ-16 (динамик вроде таки с ферритовым магнитом). Одна ачх на сайте производителя (получше), другая ачх в описании товара в Промэлектронике (похуже, пичара на 10 кГц). Интересно какая из этих ачх более соответствует реальности ? Или это типичный разброс экземпляров.
rusound.ru/catalog/produktsiya-grazhdanskogo-naznacheniya/golovki-gromkogovoriteley/3gdsh-16/
promelec.ru/product/30263/
3ГДШ16-8 круглый, не в габаритах 2ГД-36. Овальный – это 2ГДШ-16.
А почему 3-ГД-31 плох? У меня 3 штуки неиспользовавшихся есть, хотел их применить в пару к 20ГДН от 4-5кГц примерно. Плохо будет?
Насчёт 2ГД-36 согласен полностью .
У меня стоят в средней полосе в Триампинге именно такие” ЧЕТВЁРКА РЕЗВЫХ” с динами 4гд-35. Панель не прямая,а с изломом на 4 динамика. Долгое время пела и как бы не плохо в открытом ящике и радовала других. Это наверное лет восемь происходило пока Бокарёв Александр не раскритиковал в этом 20-м году конструкцию. Разумеется микрофона измерительного нет и я согласился с ним…..
Имеются и вопросы к системе ТРИАМПИНГ,как её настроить по-человечески,но попробуем это выложить отдельной темой. Если БАС найдёт время и желание…
Для середины, вплоть до 100 Герц, нужен один хороший излучатель, размером небольшим. Смысл четвёрки – увеличение площади излучения и, связанном с этим, улучшением звучания баса. Про крикливость такого решения АБ верно рассказал. Либо коррекция, что я крайне не люблю, ибо боремся с симптомами, либо ставить динамики в ряд и шунтировать кондерами каждый для уменьшения отдачи на сч-вч.
Денис, есть классический вариант , называю его Конверт. Четверка быстроходных динов по углам, с пищалой в центре. Басовики подвалены для корректного стыка с пишалой, импеданс колонки равен импедансу одиночного динамика, площадь большая, отклик стремительный. Вот это я считаю достойным решением. Такими штуками сегодня порталы набирают, сценические. Есть, у кого подсмотреть.
Насколько понимаю, а данном случае используется закрытый ящик. Как это возможно с динамиками с высокой добротностью. Я делал группой излучатель на высокооборотных шириках, но это был щит. Звучит отлично. А вот закрытый ящик???
Жизнь такая штука, что в ней возможно все. Даже если невозможно в принципе. Скажем, все ругают конструкцию, а я все равно сделаю.
Вы верно спрашиваете про ЗЯ и динамики с высокой добротностью. Это взаимоисключающие понятия. Хотя, при желании победить природу. можно поместить динамики в просторный ящик с заполнением и ПАС на задней стенке, результат приличный. Анатолий упомянул одно прекрасное решение: каждый динамик отклонен осью от соседей, чтобы уйти от интерференции . Возился с таким решением, достаточно угла фронтпанелей 120-140 градусов и можно ШП динамики ставить рядом.
Оказывается чертеж в книге не соответствует его размерам. Она показана как квадратная, но на самом деле прямоугольной формы лицевой панели. Длинная сторона верх и низ. Динамики 125 мм – 4ГД-8Е. В случае с 4ГД-28 АС кажется еще шире, динамики стают впритык.
Начертил АС согласно размерам:
+1
Эту уточненную “четверку трезвых” надо обязательно доработать: дна не делать, а поставить на опоры (аудиоконусы из венецианского огрстекла) высотой около 10 см. Изнутри разместить синтефайбер или ватин. И будет Вам звук как из Нового Света!
Заводская АС на четырех 4ГД-28: https://ldsound.info/elektron-10/
И динамики там расположены немного под углом. Если сделать в одной плоскости, то будет узкая направленость.
Приветствую!
Глянул материал по ссылке — спасибо.
Но, судя по мизЕрной площади “вентиляционных” отверстий на задней панели, это и не ПАС и тем более, не открытая АС. “Четверка трезвых” без дна будет более правильной с акустической точки зрения.
https://ldsound.club/index.php?threads/prostoj-gromkogovoritel-vasilev-v.1863/
Как это применить к схеме ?
Хоть на этом сайте и не обязательно указывать авторов и ссылаться на источники, могу назвать откуда этот материал, он из книги “Зарубежные радиолюбительские конструкции” составитель Васильев В.А.
В дань же уважения зарубежного автора могу указать оригинал на английском языке https://pdf-magazines.com/download/popular-electronics-1970-04/ см. стр. 43 и далее.
Автор David B. Weems – (1922-2021) биография https://audioxpress.com/article/david-b-weems-1922-2021-a-tribute написал много книг , сразу вспоминается наш соотечественник Сергей Бать.
Обязательно, не везде написал.
Спасибо Сергей, даже не думал, что это зарубежная конструкция. На фото как раз АС в правильных пропорциях.
Внешние размеры у оригинала другие, фото динамиков можно посмотреть тут https://audiokarma.org/forums/index.php?threads/not-901s-but-what-are-they.610808/