4 ГД-5

Технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 5000 Гц

Неравномерность АЧХ: 10 дБ

Уровень характеристической чувствительности: 93,5 дБ

Номинальное сопротивление: 8 Ом (440 Ом)

Номинальная мощность: 5 Вт

Частота основного резонанса: 45 Гц (±10 Гц)

Габаритные размеры: Ø202х76 мм (Ø202х90 мм)

Масса: 0,6 кг

Описание:

Низкочастотная динамическая головка с неэкранированой магнитной системой. Диффузор и подвес из бумаги, подвес пропитан. Пылезащитный колпачок из ткани. Корзина динамика изготовлена из стали методом штамповки. Применялся в качестве НЧ динамика в АС 80-2-1.

Имеет две разновидности с номинальным сопротивлением 8 Ом и 440 Ом. Так же есть два варианта магнитной системы – керновой и кольцевой ферритовый. Каркас звуковой катушки из бумаги.

Вариант сопротивлением 440 Ом имеет диаметр керна – 25 мм, ширина магнитного зазора – 0,9 мм. Катушка 6-ти слойная, общее число витков намотки 576. Высота намотки 6 мм. Провод диаметром 0,05 мм. Омическое сопротивление 420 Ом.

Фото: Крюк Валерий Геннадьевич

39 комментариев: 4 ГД-5

  1. Александр Р. пишет:

    Высокоомных 4ГД-5 не было: таковыми были, кажется, 4ГД-6 (емнип, 240 Ом или еще меньше)

  2. Андрей пишет:

    4ГД-5РРЗ и 4ГД-5ВЭФ попадались только 8 ом со звуковой катушкой как у 6гд-2.
    О высокоомных 4гд-5 только байки из интернета читал без представленных образцов. На 440 ом 5гд-16 были.

  3. Александр Р. пишет:

    Навел справки: действительно, был высокоомный (420 Ом) 4ГД-5, созданный на базе низкоомного широкополосного 4ГД-1. Вряд ли они имели отношение к более позднему НЧ-динамику 4ГД-5 РРЗ. Были и другие: например, 1ГД-17 на 220 Ом, ВГД-2 на 260 Ом, но был ли серийный выпуск – вопрос.

    • Андрей С пишет:

      Понятно. Высокоомный 4гд-5 и низкочастотный 4гд-5 разные, это как 8гд-1РРЗ и 8гд-1-25.
      В электрофоне Юбилейный-Стерео 1957 модельного года высокоомные динамики применялись по 4штуки в каждой ас: 2 широкополосника и 2 высокочастотника

      • Александр Р. пишет:

        При этом 8ГД-1РРЗ (Рига-10) официально так не обозначался, а 8ГД-1-25 тоже выпускался РРЗ. Но рекорд – у 1ГД-1: был старый ШП/СЧ, СЧ/ВЧ 1ГД-1 ВЭФ и ВЧ 1ГД-1 РРЗ.

  4. Андрей пишет:

    4ГД-5РРЗ стоял в АС-80-2-1 а 4ГД-5ВЭФ в активной акустике “ВЭФ – электроакустический агрегат” Оба динамика имеют одинаковые характеристики. По качеству звука прекрасные динамики. Бас чуть мощней в сравнении с 10гдш-1. 10гдш-1 переходит на хрип а 4гд-5 ещё играет

  5. Антон пишет:

    То самое чувство, когда глядя на фото думаешь “Какие отличные динамики” и понимаешь, что это твои (2 верхних фото, утащены, видимо, с форума аудиопортала) Этот вид 4гд-5 немного отличается от более поздних с ферритовым магнитом – жесткая нитчатая центрирующая шайба определяет высокую частоту резонанса, 66 Гц у моих. По импедансу стоит отнести скорее, к 6 омным, сопротивление по постоянному току 5,1 Ом. После намагничивания магнитов электрическая добротность вышла 0,73 у обоих, полная 0,63, сейчас работают в больших ЗЯ 55 литров.

    • LDS пишет:

      Возможно. Могу подписать, что Ваши, в конце статьи я пишу от кого фото или материал.

      • Антон пишет:

        Пусть уже будет, как есть )) Спасибо за Ваш труд, много полезного на сайте. Попалась информация, что эти динамики устанавливались не только в ас 80-2-1 но и ас 60-2-1 (сейчас продаются на Авито с радиолой Рига-101б, в 2 раза больше по объёму, чем ас-80) Наверное, большая редкость была, нет ли у Вас информации о них?

        • LDS пишет:

          Как скажете) По 80-2-1 есть страничка, а вот о АС 60-2-1 впервые слышу. Поделитесь ссылкой. Нашел в описании радиолы, просто как ящики, о названии АС ни слова.

  6. АЛЕКСАНДР пишет:

    https://ldsound.info/estoniya-stereo-akusticheskie-sistemy/ Это рига 101Б-стерео. 67г. колонки АС 60-2-1. Обьем 40литров. 2 резонатора, как у эстонии и симфонии. Динамики 4гд-5 керн. 8ом. и 1гд-3 1мкф. Изготовлены из фанеры. Красивый шпон ,кажется золотое дерево. На ссылке- это мое. 80 и 60 это нижняя частота. Вечером скину фотки где металическая эмблема с названием колонки.

  7. Александр пишет:

    Извените, первая ссылка- не то.
    в-62, ш-28,5.-Г-24.фОТО ЧТО ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

    • LDS пишет:

      пришлите мне на почту

    • Я пишет:

      Что-то совсем неясно с резонансными частотами у 4ГД-5 с керновыми магнитами. Может кто-нибудь прояснит ситуацию?

      Ситуация такая: три раза попадались пары таких (всего, значит, три пары), и у всех и именно внутри пар резонансные частоты очень сильно различались. Динамики не разминал – просто измерял каждый с момента появления пары таких у меня. Измерения проводились при подаче синусоидального сигнала через резистор такого сопротивления и при таком уровне сигнала, чтобы ход был примерно один миллиметр (отклонения от указанной величины глазомерно +-0,5 мм где-то могли быть), и находился максимум при перестройке частоты с контролем его по осциллографу. Никаким компьютерным программам я не доверяю, и измерениям при подаче одного вольта через 1 килоом при измерении уже обычными непрограммными способами – тоже не доверяю; там, насколько я понимаю, обычно получаются завышенные значения; полагаю, что алгоритмы при измерениях могут быть так специально построены, но лично меня действие таких алгоритмов неустраивают.

      Я не могу с наиполнейшей уверенностью сказать, что это действительно родные пары с завода, и что никто не подменивал динамики в парных колонках, но все признаки указывают, что все или почти все – родные пары. Конкретное описание эти всех признаков: у первой пары динамики хоть и чуть-чуть с разным цветовым оттенком бумаги, но подвесы выглядят очень похоже (полностью впитавшаяся там пропитка в отличие от других двух пар), припаянные к динамиками остатки проводов тоже все одного и того же цвета; у второй пары динамики с совершенно одинаковым цветовым оттенком бумаги, на подвесах намного больше пропитки, чем у первой пары, и при этом количество пропитки внутри пары на вид совершенно одинаково; у третьей пары тоже совершенно одинаковый цветовой оттенок у бумаги, и он отличается от оттенка второй пары, подвесы с чуть-чуть иным количеством нанесённой пропитки, чем у второй пары, но тоже намного большем, чем у первой, и также содержание её внутри пары на вид совершенно одинаково; при этом ещё у этой третьей пары центрирующая шайба у динамика который с более высокой резонансной частотой немного почти незаметно промазана каким-то лаком или жёсткой пропиткой, при этом цветовой оттенок у обоих центрирующих шайб одинаков, просто видно, что у одной небольшая часть просветов между нитями затянута плёкой высохшего лака, я спросил у бывшего хозяина этих динамиков – он сказал, что динамики были сняты с “убитых” колонок и следов снятия этих динамиков оттуда не было, так что, всё указывает на то, что это скорее всего специально на заводе пропитали.

      По тебру: при мгновенном переключении с одного на другой двух рядом стоящих динамиков (без оформления) на розовом шуме у первой пары была разница в звучании, но там один динамик со следами повреждений и ранее ремонтированный, и у него на вид почему-то подвижная система немного вдалена вовнутрь, зато внутри второй и внутри третьей пары тембр на средних частотах очень похож, даже одинаков или почти одинаков, при этом если из разных пар брать динамики – разница в тембре была гораздо сильнее.

      При всём этом резонансные частоты в Герцах оказались такими (погрешность может быть +-1 Герц): у первой пары 39 и 52 (причём 39 Герц – это у того, который со следами повреждений и ремонта и с частичтно вдавленной подвижной системой), у второй 48 и 60 , у третьей тоже 48 и 60.

      Обращает на себя внимание точное совпадения резонансных частот межлу второй и третьей парами, и на вид эти пары тоже очень похожи.

      Кстати, вторую пару я снимал с колонок АС 80-2-1 для проверки их внешнего состояния и замеров резонансных частот, а перед этим послушал на музыке также мгновенно переключая на рядом стоящие монофоничекий сигнал с одной на другую, и меня сильно удивила огромная разница в тембре на нижних частотах, при этом на вид количество звукопюпоглощающей ваты внутри обеих колонк одинаково. В стереоварианте не слушал, так как подумал, что надо сначала разобраться с тем, почему по-разному звучат, а потом уже привести всё к нормальному состоянию и слушать, да только видимо, это так и задумано а я не знал и так и не захотел их слушать тогда.

      То есть, уже очень значительное количество признаков указывает на то, что это, по-видимому, на заводе специально делали эти динамики с настолько сильно различающимися резонансными частотами.

      Для чего это делали и что это даёт? Это же, я так понял, не те высокодобротные динамики типа как, например, 2ГД-8, которые по две штуки рядом в монофонические радиолы Латвия” ставились с разными резонансными частотами для разглаживания резонансного подъёма и уменьшения при этом бубнения.

      • Николай пишет:

        Через мои руки проходил лдтгтлаипоавй Telefunken 1955 , и там на фронт.панели стояли 2 одинаковых динамика , но с разными Fрез. Потом я прочитал, что 2 Дина, установленные рядом резко увеличивают отдачу на Fрез. Поэтому и в колонках, чтобы сгладить очень сильный горб, ставят 2 головки с разными частотами- АЧХ становится ровнее.

        • Я пишет:

          А как это: два динамика с разными резонансными частотами увеличивают отдачу на резонансной частоте? То есть на какой именно – их же две разных?
          И почему не наоборот, должны же как бы уменьшать чрезмерную отдачу, а там ещё и увеличивают? Про колонки в стереосистеме – может оно и так, как Вы написали, но только прежде всего мне для выяснения надо узнать – в каких авторитетных источниках информации сказано о том, что тменно в стереосистемах так делали. Или упомянутый вами телефункен – стереоаппарат с фронтальной панелью длиной метра два или более, и по краям её динамики находятся, чтобы слушать находясь не в сантиметрах от него, а начиная с метра хотя бы? Если он монофонический – тогда неясно, зачем писали, так как об этом же я и написал в последнем абзаце.

      • Антон пишет:

        Здравствуйте! Наверное, Вам не повезло (или мне повезло) имею одну пару 4гд-5 (именно они на первых двух фото в этой статье) по словам продавца, с одного комплекта колонок, после отмытия гофров от огромного количества мастики и намагничивания магнитов параметры практически одинаковые. Диффузоры на вид одинаковые, подвесы полупрозрачные примерно тоже одинаковые. С удивлением прочитал о таких низких резонансных частотах Ваших динамиков. Мои очень жёсткие, шайбы не из сплошной ткани, а нитчатые. 9 лет уже их использую, резонанс всё там же, 66-67 Гц

        • Я пишет:

          Измеряли резонансные частоты также и при тех же условиях, как и я? И каким прибором частоту измеряли? Мастика, которую пришлось смыть, действительно незаводская, а какая-то “левая”?

          • Антон пишет:

            Заводская, её было столько, что гофр не гнулся, а работала только одна внутренняя полуволна, где гофр переходит в диффузор. Параметры TS измерял при небольшом токе, порядка десятков миллиампер, вообще считаю, что у нормальных динамиков параметры не сильно зависят от подаваемой мощности, а то потом начинается “на малых уровнях баса нет” и.т.п. от того, что рассчитали оформление меряя параметры на большой мощности, а на маленькой они уплыли.

          • Антон пишет:

            Измерял подавая сигнал от усилителя через большой резистор в несколько КОм, параметры рассчитывались по формулам из книги Виноградовой, есть у меня файлик в Маткаде для этих целей.

            • Я пишет:

              А я немного не так делаю. Может поэтому и и значение резонансных частот у Вас и не только у Вас выше получаются, чем у меня.

              Я беру резистор сопротивлением 200 Ом и подаю сигнал от усилителя с подключённым на вход генератором и нахожу резонансную частоту по показаниям осциллографа, при этом я в ходе нахождения этой частоты подбираю ещё и напряжение на выходе таким, чтобы видно было, что диффузор двигается, где-то на миллиметр-полтора, контролируя ход по смещению мест прикрепления косичек к диффузору.

              Делаю так потому, что примерно на подобную длину диффузоры низкочастотных динамиков и смещаются, когда я музыку слушаю, причём при умеренной для таких динамиков мощности и не слишком больших для меня громкостях, при чуть больших – там и смещение заметно больше будет. При этом я никогда и не задумывался о том, какое напряжение подаётся при измерении, а также и сопротивление резистора может быть и не 200 Ом, а просто подобного порядка. Знаю, что мощность в любом случае небольшая.

              Помню, взял 6ГД-2 с альнико-магнитом, померял без оформления через 1 килоом, а потом послушал на другом похожем тоже 6ГД-2 музыку в закрытом корпусе объёмом 150 литров и посмотрел – насколько приблизительно смещается диффузор, контролируя одновременно осциллографом подаваемое на него напряжение, чтобы не превышать допустимую мощность. Затем при измерении ранее измеренного 6ГД-2, но уже через 200 Ом и смещении, аналогичном при прослушивании музыки, показание уменьшилось Герц на пять.

              Поэтому я никогда и не доверяю тому, что народ говорит о результатах своих измерений. В любом случае я буду измерять при тех смещениях, при которых я буду слушать музыку в приемлемом мной диапазоне громкостей, а не так, как где-то кем-то, пусть и авторитетными людьми, написано.

              Вообще, по-моему, может и ошибаюсь, этот вопрос недостаточно обсудили на форумах. Где-то была зависимость резонансной частоты одного какого-то взятого для примера динамика от приложенного напряжения.

              А также – можете ли Вы или кто-либо ещё сказать: при таких вот измерениях на столь малых, как у Вас, сигналах динамиков с похожими механическими добротностями, как и 4ГД-5, 6ГД-2 , но уже в оформлениях, слышно ли, что они издают звук и насколько хорошо это слышно? Резонансные частоты-то при этом получаются уже очень далёкими от инфразвука, чтобы их при небольшой громкости не услышать, особенно у 4ГД-5.

              • Я пишет:

                Ещё – итоговую добротность тоже не рассчитываю, а просто микрофон подношу по способу от известного пользователя форумов. Я рассматривал предполагаемые другие способы, сейчас не помню какие я напридумывал, и решил, что его способ самый простой и быстровыполнимый, хоть и в моих условиях он даёт приблизительные оценки, но мне точность большая здесь не нужна, зато при тех смещениях диффузора сразу смотрю, при каких считаю нужным.

                • Антон пишет:

                  Вот сейчас специально один динамик выкрутил из колонки и измерил, на маленьком уровне, как и раньше, 66,5 Гц, на таком, как Вы описываете, ход 1 мм (+-0,5), действительно, резонанс чуть снизился, до 63,5 Гц. Не принципиально. По поводу уровней, одна из причин, по которой слушаю много лет 4гд-5 и всё собираюсь сделать что-то поприличнее, и никак не соберусь, 4гд-5 нормально играют с низких уровней громкости. Но у меня сложное оформление, ПАС внутри ящика и ПАС наружу из нижней (большей) секции, в просто ЗЯ было хуже и подбубнивало.

  8. Иван пишет:

    В молодые годы имел счастье столкнуться с 4ГД-5 с ферритовым магнитом. Новенький красавчик был. Пока искал пару, кто-то из коллег увел из под носа. Больше вживую не сталкивался, хотя приобрести пару хотелось.

    • Куприянов Александр пишет:

      Да не о чём переживать. Я их повидал много. Хоть и подобие вами любимым 6ГД-2 но , как говорят , ногтя его не стоит. Центровка уходит. А центровать его трудно. Зазор малюсенький. ЦШ отклеиваешь , приклеиваешь , … . А у 6ГД-2 три винта ослабил и центруй. И по звуку не чуть не лучше 4ГД-35.

      • Я пишет:

        Не знаю, те, которые нормальные из описанных в моём длинном вопросе мною, помню, в отличном мостоянии, и всё там нормально с центровкой, хотя на больших амплитудах по генератору не определял, только резонансные частоты при ходе не более примерно 1,5 миллиметров смотрел. Это, напоминаю, с керновыми альнико-магнитами. Возможно хранили их хорошо и пользовались аккуратно, что катушки не скривились от времени.

        По звуку – ну не знаю, ферритовые версии не слушал, а если они ещё и разных заводов – то кто его знает: может быть и вообще большая разница в звуе. Надо будет у ребят взять послушать в оформлении, так как тогда я и не вслушивался, но вроде всё там было очень даже хорошо со звучанием. И ни с 4ГД-35, ни с 6ГД-2 я бы сравнивать их не стал, так как совсем разные предназначения у них у всех.

        • Иван пишет:

          “…с 6ГД-2 я бы сравнивать их не стал…”
          Ну хотелось бы, чтобы по характеру звучания был схожим.

          • Я пишет:

            Я не знаю, что по характеру звучания схожим будет, ферритовую версию, то есть, какая у вас была, я пока вообще не слушал. Альнико-версию послушал, но совсем чуть-чуть, так как по-разному звучали колонки с ними на нижних частотах, и я потерял интерес к прослушиванию. Альнико-версии 4ГД-5 играют в полную полосу – то есть и низкие и средние частоты в АС 80-2-1 , может ещё где, а 6ГД-2 – только низкие частоты в “Симфониях” и “Эстониях-Стерео”, поэтому я так понимаю, что и предназначение разное у этих динамиков. Про ферритовые версии 4ГД-5 я точно не знаю – куда и с какими динамиками они на заводах ставились, поэтому не могу ничего и предположить. Здесь я видел фотографии ВЭФ-овских 4ГД-5 с ферритовыми магнитами и кто-то написал куда они ставились, можно поискать – что то за агрегат и что в нём внутри.

            • Андрей_с пишет:

              4ГД-5 с ферритовыми магнитами ставили в активную акустику ВЭФ

              • ldsound пишет:

                Что это за акустика, как называлась?

                • Илюха7 пишет:

                  Называется агрегат электроакустический Вэф, на борту германиевый унч с регулятора и тембра, несколько входов, 2 динамика 4гд5 и 1гд3, предназначалась для подключения к ней приёмников и тд. В общем это активная версия колонок от риги 101/102.

                  • Иван пишет:

                    “…это активная версия колонок от риги 101/102”
                    А мне нравится. Я бы туда хороший УНЧ вставил и удобно использовать.

                    • Андрей_с пишет:

                      Хороший усилитель туда явно напрашивается, родной Аккордо-подобный на П213 отвратительный с огромным шумом и искажениями порядка 1% при 1Вт мощности. В своих АС поставил реле для коммутации динамиков. В выключенном состоянии работают как пассивная акустика.
                      динамики 4гд-5 там с Qts 0,56 и 0,44 fрез 52 и 42гц Vas 53 и 47л. Родной ящик им очень мал

              • Иван пишет:

                “…В своих АС поставил реле для коммутации динамиков. В выключенном состоянии работают как пассивная акустика…”
                Хорошее решение. Я похожий вариант предложил коллеге. Реле коммутирует акустику либо на собственный УНЧ, либо на отдельный вход. Что позволяет включать один УНЧ через другой не переключая акустики. Ему предложенный вариант понравился.

      • Иван пишет:

        “…подобие вами любимым 6ГД-2…”
        Есть такое.
        “…не лучше 4ГД-35.”
        Ну хотелось бы самому оценить. Ну если так, то тогда даже легче на душе. Многие годы мучался мыслью, что не смог их оценить.

  9. Федор пишет:

    Акустические системы АС 60-2-1 шли в комплекте с радиолой Рига-101Б.
    https://ldsound.info/as-60-2-1-rrr/
    Используемые динамики:
    НЧ: 4 ГД-5 (включен напрямую без фильтра)
    ВЧ: 1 ГД-3 (включен через конденсатор емкостью 1 мкФ)
    Корпус по объему как у 10МАС-1. ВхШхГ 470x240x205 мм – наружный размер. 450х220х195 предположительно внутренний размер. Получаем 19,3 л. Динамик 4ГД5 по габаритам как 10ГД30 (D – 200 мм).
    В интернете раскопал, что Vas 4ГД5 около 50 л, Qts около 0,7. Определим частоту динамика в родном ящике. fрез. (паспортная) 45 Гц. По формуле fs = fрез (1 + Vas/ Vя)1/2 (это степень), получаем 45(1 + 50/20)1/2 = 84 Гц.

  10. Max Nekrasov пишет:

    А в Мир 154 ставились, судя по инструкции, 4гд-5/6 ВЭФ, внешне похожие на на 3гд-5 от Аккорда. Есть у кого-нибудь такие от позднего Мира 154?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *