Технические характеристики 4 ГД-5:
Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 5000 Гц
Неравномерность АЧХ: 10 дБ
Уровень характеристической чувствительности: 93,5 дБ
Номинальное сопротивление: 8 Ом (440 Ом)
Номинальная мощность: 5 Вт
Частота основного резонанса: 45 Гц (±10 Гц)
Габаритные размеры: Ø202х76 мм (Ø202х90 мм)
Масса: 0,6 кг
Описание 4 ГД-5:
Низкочастотная динамическая головка с неэкранированой магнитной системой. Диффузор и подвес из бумаги, подвес пропитан. Пылезащитный колпачок из ткани. Корзина динамика изготовлена из стали методом штамповки. Применялся в качестве НЧ динамика в АС 80-2-1, АС 60-2-1.
Имеет две разновидности с номинальным сопротивлением 8 Ом и 440 Ом. Так же есть два варианта магнитной системы – керновой и кольцевой ферритовый. Каркас звуковой катушки из бумаги.
Звуковая катушка намотана проводом марки ПЭЛ диаметром 0,18 мм, в 2 слоя. Первый слой содержит 50 витков, второй – 47. Сопротивление звуковой катушки по постоянному току 6,3 Ом.
Вариант сопротивлением 440 Ом имеет диаметр керна – 25 мм, ширина магнитного зазора – 0,9 мм. Катушка 6-ти слойная, общее число витков намотки 576. Высота намотки 6 мм. Провод диаметром 0,05 мм. Омическое сопротивление 420 Ом.
Фото: Крюк Валерий Геннадьевич
Высокоомных 4ГД-5 не было: таковыми были, кажется, 4ГД-6 (емнип, 240 Ом или еще меньше)
Это опечатка. Там скорее всего 4 ома.
4ГД-5РРЗ и 4ГД-5ВЭФ попадались только 8 ом со звуковой катушкой как у 6гд-2.
О высокоомных 4гд-5 только байки из интернета читал без представленных образцов. На 440 ом 5гд-16 были.
Навел справки: действительно, был высокоомный (420 Ом) 4ГД-5, созданный на базе низкоомного широкополосного 4ГД-1. Вряд ли они имели отношение к более позднему НЧ-динамику 4ГД-5 РРЗ. Были и другие: например, 1ГД-17 на 220 Ом, ВГД-2 на 260 Ом, но был ли серийный выпуск – вопрос.
Понятно. Высокоомный 4гд-5 и низкочастотный 4гд-5 разные, это как 8гд-1РРЗ и 8гд-1-25.
В электрофоне Юбилейный-Стерео 1957 модельного года высокоомные динамики применялись по 4штуки в каждой ас: 2 широкополосника и 2 высокочастотника
При этом 8ГД-1РРЗ (Рига-10) официально так не обозначался, а 8ГД-1-25 тоже выпускался РРЗ. Но рекорд – у 1ГД-1: был старый ШП/СЧ, СЧ/ВЧ 1ГД-1 ВЭФ и ВЧ 1ГД-1 РРЗ.
4ГД-5РРЗ стоял в АС-80-2-1 а 4ГД-5ВЭФ в активной акустике “ВЭФ – электроакустический агрегат” Оба динамика имеют одинаковые характеристики. По качеству звука прекрасные динамики. Бас чуть мощней в сравнении с 10гдш-1. 10гдш-1 переходит на хрип а 4гд-5 ещё играет
То самое чувство, когда глядя на фото думаешь “Какие отличные динамики” и понимаешь, что это твои (2 верхних фото, утащены, видимо, с форума аудиопортала) Этот вид 4гд-5 немного отличается от более поздних с ферритовым магнитом – жесткая нитчатая центрирующая шайба определяет высокую частоту резонанса, 66 Гц у моих. По импедансу стоит отнести скорее, к 6 омным, сопротивление по постоянному току 5,1 Ом. После намагничивания магнитов электрическая добротность вышла 0,73 у обоих, полная 0,63, сейчас работают в больших ЗЯ 55 литров.
Возможно. Могу подписать, что Ваши, в конце статьи я пишу от кого фото или материал.
Пусть уже будет, как есть )) Спасибо за Ваш труд, много полезного на сайте. Попалась информация, что эти динамики устанавливались не только в ас 80-2-1 но и ас 60-2-1 (сейчас продаются на Авито с радиолой Рига-101б, в 2 раза больше по объёму, чем ас-80) Наверное, большая редкость была, нет ли у Вас информации о них?
Как скажете) По 80-2-1 есть страничка, а вот о АС 60-2-1 впервые слышу. Поделитесь ссылкой. Нашел в описании радиолы, просто как ящики, о названии АС ни слова.
https://ldsound.info/estoniya-stereo-akusticheskie-sistemy/ Это рига 101Б-стерео. 67г. колонки АС 60-2-1. Обьем 40литров. 2 резонатора, как у эстонии и симфонии. Динамики 4гд-5 керн. 8ом. и 1гд-3 1мкф. Изготовлены из фанеры. Красивый шпон ,кажется золотое дерево. На ссылке- это мое. 80 и 60 это нижняя частота. Вечером скину фотки где металическая эмблема с названием колонки.
Понял, спасибо. Еще бы шильдик узреть.
Ссылки все не работают, почистил.
Извените, первая ссылка- не то.
в-62, ш-28,5.-Г-24.фОТО ЧТО ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
пришлите мне на почту
Что-то совсем неясно с резонансными частотами у 4ГД-5 с керновыми магнитами. Может кто-нибудь прояснит ситуацию?
Ситуация такая: три раза попадались пары таких (всего, значит, три пары), и у всех и именно внутри пар резонансные частоты очень сильно различались. Динамики не разминал – просто измерял каждый с момента появления пары таких у меня. Измерения проводились при подаче синусоидального сигнала через резистор такого сопротивления и при таком уровне сигнала, чтобы ход был примерно один миллиметр (отклонения от указанной величины глазомерно +-0,5 мм где-то могли быть), и находился максимум при перестройке частоты с контролем его по осциллографу. Никаким компьютерным программам я не доверяю, и измерениям при подаче одного вольта через 1 килоом при измерении уже обычными непрограммными способами – тоже не доверяю; там, насколько я понимаю, обычно получаются завышенные значения; полагаю, что алгоритмы при измерениях могут быть так специально построены, но лично меня действие таких алгоритмов неустраивают.
Я не могу с наиполнейшей уверенностью сказать, что это действительно родные пары с завода, и что никто не подменивал динамики в парных колонках, но все признаки указывают, что все или почти все – родные пары. Конкретное описание эти всех признаков: у первой пары динамики хоть и чуть-чуть с разным цветовым оттенком бумаги, но подвесы выглядят очень похоже (полностью впитавшаяся там пропитка в отличие от других двух пар), припаянные к динамиками остатки проводов тоже все одного и того же цвета; у второй пары динамики с совершенно одинаковым цветовым оттенком бумаги, на подвесах намного больше пропитки, чем у первой пары, и при этом количество пропитки внутри пары на вид совершенно одинаково; у третьей пары тоже совершенно одинаковый цветовой оттенок у бумаги, и он отличается от оттенка второй пары, подвесы с чуть-чуть иным количеством нанесённой пропитки, чем у второй пары, но тоже намного большем, чем у первой, и также содержание её внутри пары на вид совершенно одинаково; при этом ещё у этой третьей пары центрирующая шайба у динамика который с более высокой резонансной частотой немного почти незаметно промазана каким-то лаком или жёсткой пропиткой, при этом цветовой оттенок у обоих центрирующих шайб одинаков, просто видно, что у одной небольшая часть просветов между нитями затянута плёкой высохшего лака, я спросил у бывшего хозяина этих динамиков – он сказал, что динамики были сняты с “убитых” колонок и следов снятия этих динамиков оттуда не было, так что, всё указывает на то, что это скорее всего специально на заводе пропитали.
По тебру: при мгновенном переключении с одного на другой двух рядом стоящих динамиков (без оформления) на розовом шуме у первой пары была разница в звучании, но там один динамик со следами повреждений и ранее ремонтированный, и у него на вид почему-то подвижная система немного вдалена вовнутрь, зато внутри второй и внутри третьей пары тембр на средних частотах очень похож, даже одинаков или почти одинаков, при этом если из разных пар брать динамики – разница в тембре была гораздо сильнее.
При всём этом резонансные частоты в Герцах оказались такими (погрешность может быть +-1 Герц): у первой пары 39 и 52 (причём 39 Герц – это у того, который со следами повреждений и ремонта и с частичтно вдавленной подвижной системой), у второй 48 и 60 , у третьей тоже 48 и 60.
Обращает на себя внимание точное совпадения резонансных частот межлу второй и третьей парами, и на вид эти пары тоже очень похожи.
Кстати, вторую пару я снимал с колонок АС 80-2-1 для проверки их внешнего состояния и замеров резонансных частот, а перед этим послушал на музыке также мгновенно переключая на рядом стоящие монофоничекий сигнал с одной на другую, и меня сильно удивила огромная разница в тембре на нижних частотах, при этом на вид количество звукопюпоглощающей ваты внутри обеих колонк одинаково. В стереоварианте не слушал, так как подумал, что надо сначала разобраться с тем, почему по-разному звучат, а потом уже привести всё к нормальному состоянию и слушать, да только видимо, это так и задумано а я не знал и так и не захотел их слушать тогда.
То есть, уже очень значительное количество признаков указывает на то, что это, по-видимому, на заводе специально делали эти динамики с настолько сильно различающимися резонансными частотами.
Для чего это делали и что это даёт? Это же, я так понял, не те высокодобротные динамики типа как, например, 2ГД-8, которые по две штуки рядом в монофонические радиолы Латвия” ставились с разными резонансными частотами для разглаживания резонансного подъёма и уменьшения при этом бубнения.
Через мои руки проходил лдтгтлаипоавй Telefunken 1955 , и там на фронт.панели стояли 2 одинаковых динамика , но с разными Fрез. Потом я прочитал, что 2 Дина, установленные рядом резко увеличивают отдачу на Fрез. Поэтому и в колонках, чтобы сгладить очень сильный горб, ставят 2 головки с разными частотами- АЧХ становится ровнее.
А как это: два динамика с разными резонансными частотами увеличивают отдачу на резонансной частоте? То есть на какой именно – их же две разных?
И почему не наоборот, должны же как бы уменьшать чрезмерную отдачу, а там ещё и увеличивают? Про колонки в стереосистеме – может оно и так, как Вы написали, но только прежде всего мне для выяснения надо узнать – в каких авторитетных источниках информации сказано о том, что тменно в стереосистемах так делали. Или упомянутый вами телефункен – стереоаппарат с фронтальной панелью длиной метра два или более, и по краям её динамики находятся, чтобы слушать находясь не в сантиметрах от него, а начиная с метра хотя бы? Если он монофонический – тогда неясно, зачем писали, так как об этом же я и написал в последнем абзаце.
Здравствуйте! Наверное, Вам не повезло (или мне повезло) имею одну пару 4гд-5 (именно они на первых двух фото в этой статье) по словам продавца, с одного комплекта колонок, после отмытия гофров от огромного количества мастики и намагничивания магнитов параметры практически одинаковые. Диффузоры на вид одинаковые, подвесы полупрозрачные примерно тоже одинаковые. С удивлением прочитал о таких низких резонансных частотах Ваших динамиков. Мои очень жёсткие, шайбы не из сплошной ткани, а нитчатые. 9 лет уже их использую, резонанс всё там же, 66-67 Гц
Измеряли резонансные частоты также и при тех же условиях, как и я? И каким прибором частоту измеряли? Мастика, которую пришлось смыть, действительно незаводская, а какая-то “левая”?
Заводская, её было столько, что гофр не гнулся, а работала только одна внутренняя полуволна, где гофр переходит в диффузор. Параметры TS измерял при небольшом токе, порядка десятков миллиампер, вообще считаю, что у нормальных динамиков параметры не сильно зависят от подаваемой мощности, а то потом начинается “на малых уровнях баса нет” и.т.п. от того, что рассчитали оформление меряя параметры на большой мощности, а на маленькой они уплыли.
Измерял подавая сигнал от усилителя через большой резистор в несколько КОм, параметры рассчитывались по формулам из книги Виноградовой, есть у меня файлик в Маткаде для этих целей.
А я немного не так делаю. Может поэтому и и значение резонансных частот у Вас и не только у Вас выше получаются, чем у меня.
Я беру резистор сопротивлением 200 Ом и подаю сигнал от усилителя с подключённым на вход генератором и нахожу резонансную частоту по показаниям осциллографа, при этом я в ходе нахождения этой частоты подбираю ещё и напряжение на выходе таким, чтобы видно было, что диффузор двигается, где-то на миллиметр-полтора, контролируя ход по смещению мест прикрепления косичек к диффузору.
Делаю так потому, что примерно на подобную длину диффузоры низкочастотных динамиков и смещаются, когда я музыку слушаю, причём при умеренной для таких динамиков мощности и не слишком больших для меня громкостях, при чуть больших – там и смещение заметно больше будет. При этом я никогда и не задумывался о том, какое напряжение подаётся при измерении, а также и сопротивление резистора может быть и не 200 Ом, а просто подобного порядка. Знаю, что мощность в любом случае небольшая.
Помню, взял 6ГД-2 с альнико-магнитом, померял без оформления через 1 килоом, а потом послушал на другом похожем тоже 6ГД-2 музыку в закрытом корпусе объёмом 150 литров и посмотрел – насколько приблизительно смещается диффузор, контролируя одновременно осциллографом подаваемое на него напряжение, чтобы не превышать допустимую мощность. Затем при измерении ранее измеренного 6ГД-2, но уже через 200 Ом и смещении, аналогичном при прослушивании музыки, показание уменьшилось Герц на пять.
Поэтому я никогда и не доверяю тому, что народ говорит о результатах своих измерений. В любом случае я буду измерять при тех смещениях, при которых я буду слушать музыку в приемлемом мной диапазоне громкостей, а не так, как где-то кем-то, пусть и авторитетными людьми, написано.
Вообще, по-моему, может и ошибаюсь, этот вопрос недостаточно обсудили на форумах. Где-то была зависимость резонансной частоты одного какого-то взятого для примера динамика от приложенного напряжения.
А также – можете ли Вы или кто-либо ещё сказать: при таких вот измерениях на столь малых, как у Вас, сигналах динамиков с похожими механическими добротностями, как и 4ГД-5, 6ГД-2 , но уже в оформлениях, слышно ли, что они издают звук и насколько хорошо это слышно? Резонансные частоты-то при этом получаются уже очень далёкими от инфразвука, чтобы их при небольшой громкости не услышать, особенно у 4ГД-5.
Ещё – итоговую добротность тоже не рассчитываю, а просто микрофон подношу по способу от известного пользователя форумов. Я рассматривал предполагаемые другие способы, сейчас не помню какие я напридумывал, и решил, что его способ самый простой и быстровыполнимый, хоть и в моих условиях он даёт приблизительные оценки, но мне точность большая здесь не нужна, зато при тех смещениях диффузора сразу смотрю, при каких считаю нужным.
Вот сейчас специально один динамик выкрутил из колонки и измерил, на маленьком уровне, как и раньше, 66,5 Гц, на таком, как Вы описываете, ход 1 мм (+-0,5), действительно, резонанс чуть снизился, до 63,5 Гц. Не принципиально. По поводу уровней, одна из причин, по которой слушаю много лет 4гд-5 и всё собираюсь сделать что-то поприличнее, и никак не соберусь, 4гд-5 нормально играют с низких уровней громкости. Но у меня сложное оформление, ПАС внутри ящика и ПАС наружу из нижней (большей) секции, в просто ЗЯ было хуже и подбубнивало.
В молодые годы имел счастье столкнуться с 4ГД-5 с ферритовым магнитом. Новенький красавчик был. Пока искал пару, кто-то из коллег увел из под носа. Больше вживую не сталкивался, хотя приобрести пару хотелось.
Да не о чём переживать. Я их повидал много. Хоть и подобие вами любимым 6ГД-2 но , как говорят , ногтя его не стоит. Центровка уходит. А центровать его трудно. Зазор малюсенький. ЦШ отклеиваешь , приклеиваешь , … . А у 6ГД-2 три винта ослабил и центруй. И по звуку не чуть не лучше 4ГД-35.
Не знаю, те, которые нормальные из описанных в моём длинном вопросе мною, помню, в отличном мостоянии, и всё там нормально с центровкой, хотя на больших амплитудах по генератору не определял, только резонансные частоты при ходе не более примерно 1,5 миллиметров смотрел. Это, напоминаю, с керновыми альнико-магнитами. Возможно хранили их хорошо и пользовались аккуратно, что катушки не скривились от времени.
По звуку – ну не знаю, ферритовые версии не слушал, а если они ещё и разных заводов – то кто его знает: может быть и вообще большая разница в звуе. Надо будет у ребят взять послушать в оформлении, так как тогда я и не вслушивался, но вроде всё там было очень даже хорошо со звучанием. И ни с 4ГД-35, ни с 6ГД-2 я бы сравнивать их не стал, так как совсем разные предназначения у них у всех.
“…с 6ГД-2 я бы сравнивать их не стал…”
Ну хотелось бы, чтобы по характеру звучания был схожим.
Я не знаю, что по характеру звучания схожим будет, ферритовую версию, то есть, какая у вас была, я пока вообще не слушал. Альнико-версию послушал, но совсем чуть-чуть, так как по-разному звучали колонки с ними на нижних частотах, и я потерял интерес к прослушиванию. Альнико-версии 4ГД-5 играют в полную полосу – то есть и низкие и средние частоты в АС 80-2-1 , может ещё где, а 6ГД-2 – только низкие частоты в “Симфониях” и “Эстониях-Стерео”, поэтому я так понимаю, что и предназначение разное у этих динамиков. Про ферритовые версии 4ГД-5 я точно не знаю – куда и с какими динамиками они на заводах ставились, поэтому не могу ничего и предположить. Здесь я видел фотографии ВЭФ-овских 4ГД-5 с ферритовыми магнитами и кто-то написал куда они ставились, можно поискать – что то за агрегат и что в нём внутри.
4ГД-5 с ферритовыми магнитами ставили в активную акустику ВЭФ
Что это за акустика, как называлась?
Называется агрегат электроакустический Вэф, на борту германиевый унч с регулятора и тембра, несколько входов, 2 динамика 4гд5 и 1гд3, предназначалась для подключения к ней приёмников и тд. В общем это активная версия колонок от риги 101/102.
“…это активная версия колонок от риги 101/102”
А мне нравится. Я бы туда хороший УНЧ вставил и удобно использовать.
Хороший усилитель туда явно напрашивается, родной Аккордо-подобный на П213 отвратительный с огромным шумом и искажениями порядка 1% при 1Вт мощности. В своих АС поставил реле для коммутации динамиков. В выключенном состоянии работают как пассивная акустика.
динамики 4гд-5 там с Qts 0,56 и 0,44 fрез 52 и 42гц Vas 53 и 47л. Родной ящик им очень мал
“…В своих АС поставил реле для коммутации динамиков. В выключенном состоянии работают как пассивная акустика…”
Хорошее решение. Я похожий вариант предложил коллеге. Реле коммутирует акустику либо на собственный УНЧ, либо на отдельный вход. Что позволяет включать один УНЧ через другой не переключая акустики. Ему предложенный вариант понравился.
“…подобие вами любимым 6ГД-2…”
Есть такое.
“…не лучше 4ГД-35.”
Ну хотелось бы самому оценить. Ну если так, то тогда даже легче на душе. Многие годы мучался мыслью, что не смог их оценить.
Акустические системы АС 60-2-1 шли в комплекте с радиолой Рига-101Б.
https://ldsound.info/as-60-2-1-rrr/
Используемые динамики:
НЧ: 4 ГД-5 (включен напрямую без фильтра)
ВЧ: 1 ГД-3 (включен через конденсатор емкостью 1 мкФ)
Корпус по объему как у 10МАС-1. ВхШхГ 470x240x205 мм – наружный размер. 450х220х195 предположительно внутренний размер. Получаем 19,3 л. Динамик 4ГД5 по габаритам как 10ГД30 (D – 200 мм).
В интернете раскопал, что Vas 4ГД5 около 50 л, Qts около 0,7. Определим частоту динамика в родном ящике. fрез. (паспортная) 45 Гц. По формуле fs = fрез (1 + Vas/ Vя)1/2 (это степень), получаем 45(1 + 50/20)1/2 = 84 Гц.
А в Мир 154 ставились, судя по инструкции, 4гд-5/6 ВЭФ, внешне похожие на на 3гд-5 от Аккорда. Есть у кого-нибудь такие от позднего Мира 154?
У меня 4 динамика от двух Мир-154. В прекрасном состоянии.
Данные ЗК 4 ГД-5 8-ми омной
Тоже видел в детстве один кольцевой ферритовый 4 ГД-5, то ли в телевизоры их ставили, а может с радио вытащили.
в телевизоры такие не ставили… во первых размер, во вторых магнит
они разрабатывались для радиолы Рига 101
ldsound, а причём заголовок “Технические характеристики 6 ГД-2:”
в 4 ГД-5 ??
Он человек как и мы все.. можем ошибаться..это исправимо..
Я понимаю, сделал страничку на основе 6ГД-2
но заголовок вводит в заблуждение….
я просто не понял, как я на страничке 6 ГД-2 оказался…