С появлением высококачественных источников звуковых программ существенно возросли требования к параметрам всех звеньев звуковоспроизводящих устройств. И если параметры выпускаемых нашей промышленностью предварительных усилителей ЗЧ, эквалайзеров и усилителей мощности чаще всего удовлетворяют этим требованиям, то параметры акустических систем (АС) отстают от темпов их роста и все еще остаются наиболее слабым звеном звуковоспроизводящего тракта.
Предлагаемая вниманию радиолюбителей АС не имеет многих недостатков, присущих промышленным образцам. Особое внимание уделено внешнему акустическому оформлению громкоговорителей АС, от которого, как известно, в немалой степени зависят такие важные параметры, как диаграмма направленности и неравномерность АЧХ.
Основные технические характеристики:
Номинальная мощность: 35 Вт
Максимальная шумовая мощность: 100 Вт
Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
Номинальный диапазон воспроизводимых частот: 30 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 63 – 18000 Гц: ±4 дБ
Характеристическая чувствительность: 86 дБ/Вт/м
Коэффициент гармоник при звуковом давлении 90 дБ в диапазоне:
500 – 600 Гц: 1,6 %
600 – 1600 Гц: 1,05 %
1600 – 10000 Гц: 0,7 %
Установленные громкоговорители:
НЧ: 75ГДН-1-4
СЧ: 5ГДШ-5-4
ВЧ: 6ГДВ-4-8
Габариты боксов:
НЧ: 592х390х400 мм
СЧ: 187х187х189 мм
ВЧ: 148х148х52 мм
Масса: 45 кг
Описание работы
Конструктивно АС (рис.1) выполнена в виде трех неразъемных, жестко скрепленных друг с другом боксов: низкочастотного (НЧ), среднечастотного (СЧ) и высокочастотного (ВЧ). В первом боксе установлена головка громкоговорителя 75ГДН-1-4, во втором — 5ГДШ-5-4 и в третьем — 6ГДВ-4-8. Расположение боксов относительно друг друга и их габариты выбраны с учетом требований, предъявляемых к диаграмме направленности и неравномерности частотной характеристики АС. Чертежи АС выполнены не в масштабе.
Рис. 1
Принципиальная схема включения динамических головок показана на рис.2. В низкочастотном звене установлен фильтр первого порядка с крутизной спада АЧХ 6 дБ/октаву, в среднечастотном — второго порядка с крутизной спада АЧХ 12 дБ/октаву, в высокочастотном — третьего порядка с крутизной спада АЧХ 18 дБ/октаву.
Рис. 2
Частоты раздела фильтров 500 и 5000 Гц выбраны из условия обеспечения минимальной неравномерности АЧХ АС. Для лучшего согласования с НЧ и ВЧ головками СЧ головка включена с ними в противофазе. Такое построение разделительного фильтра в наилучшей степени отвечает характеристикам примененных в АС головок громкоговорителей и их акустического оформления. Корпус ВЧ блока (рис.1) собирают из заготовок (рис.3), выполненных из ДСП толщиной 16 мм (1, 4 и 5) и фанеры (2) толщиной 10 мм.
Рис. 3
Сначала клеем ПВА склеивают друг с другом верхнюю 1, боковые 4 я нижнюю 5 панели корпуса. Затем со стороны установки ВЧ головки по всему периметру корпуса вклеивают деревянные бруски сечением 20х20 мм. После этого в образовавшейся деревянной рамке круглым и плоским напильниками делают отверстия под установку головки 6ГДВ-4-8. Далее всю переднюю панель обрабатывают по получении ровной плоскости и красят черной нитроэмалью. Саму головку крепят саморезами диаметром 3 и длиной 10 мм. ВЧ головка закрыта декоративной рамкой, на которую натянуто три слоя акустически прозрачной капроновой ткани. В рамке имеются три металлических штырька диаметром 3 мм, с помощью которых она прикрепляется к передней панели ВЧ блока. Для крепления задней панели по внутренним ребрам корпуса ВЧ бокса следует приклеить бруски 20х20 мм так, чтобы на их торцы заподлицо можно было вклеить заднюю панель. ВЧ бокс крепится к СЧ боксу (рис.1) винтами М10 длиной 50 мм.
Корпус СЧ бокса собирают аналогично. Вначале из ДСП толщиной 16 мм изготавливают верхнюю б, заднюю 7, две боковые 10 и нижнюю 12 панели, а из фанеры толщиной 12 мм переднюю панель 8 (рис.4). Затем клеем ПВА склеивают корпус бокса без передней и задней панелей. Торцы панелей корпуса следует тщательно обработать напильником и наждачной бумагой, чтобы они были ровными, а сами панели должны располагаться друг относительно друга точно под углом 90°. Затем изнутри корпуса в местах стыка его стенок и по их краям со стороны установки задней и передней панелей вклеивают деревянные бруски 15х20 мм (они показаны на эскизах панелей). После этого вклеивают в корпус переднюю панель 8. После высыхания клея (не менее 12 ч) всю лицевую панель и торцы соприкасающихся с ней других панелей обрабатывают наждачной бумагой так, чтобы все они находились в одной плоскости. Затем всю лицевую панель красят черной краской. Заднюю панель крепят восьмью шурупами диаметром 4 и длиной 20 мм. Через тонкий поролон с внешней стороны к нижней панели 12 клеем ПВА приклеивают деревянные подставки 13 с двумя отверстиями диаметром 8 мм под шкапты. Шкапты вставляют в отверстия подставки и верхнюю панель НЧ бокса. Между подставками приклеена фанерная перегородка. Изнутри панели СЧ бокса выложены пластинами герлена общей толщиной 8 мм. Весь внутренний объем бокса заполнен ватой. На один бокс требуется приблизительно 120 г ваты. Декоративная рамка 11 изготовлена из брусков 15х20 мм, скрепленных в шип, и обтянута тонким капроном, окрашенным в черный цвет. Она устанавливается в отверстия передней панели с помощью шкаптов.
Рис. 4
СЧ головка доработана по методике В. Шорова. В результате такой доработки в полосе частот 300-6000 Гц в два-три раза снизился коэффициент гармоник и стала более плоской АЧХ без потери характеристической чувствительности. Сама головка закреплена на передней панели обычным способом.
Эскизы панелей корпуса НЧ бокса показаны на рис.5. Все они изготовлены из ДСП толщиной 16 мм. Сборку корпуса начинают со склеивания боковых 18, верхней 14 и нижней 20 панелей. Предварительно на боковые, заднюю и нижнюю панели необходимо установить ребра жесткости, выполненные из деревянных брусков 30х30 мм. Ребра приклеивают клеем ПВА, а затем усиливают шурупами через каждые 10 см, ввернутыми снаружи панели вовнутрь. Свободные от ребер жесткости места панелей покрыты вибропоглотителем. Он представляет собой 12 листов линолеума без основы, склеенных друг с другом клеем 88. Суммарная толщина слоя вибропоглотителя 20 мм. Между боковыми панелями вклеены клеем ПВА и укреплены шурупами две деревянные распорки 22 (рис.1) сечением 30х30 мм. Вся внутренняя поверхность корпуса НЧ бокса, включая бруски ребер жесткости и распорок, оклеены одним слоем синтетического войлока толщиной 8 мм.
Рис. 5
Низкочастотная головка «акустически подвешена», т.е. установлена на передней панели через кольцо из микропористой резины толщиной 5 мм. Головка крепится винтами М6. Сама передняя панель прикреплена к деревянным брускам, установленным на боковых и нижней панелях винтами М6. Места стыковки панелей изнутри тщательно промазаны герметиком. Труба фазоинвертора дюралюминиевая с толщиной стенки 1 мм. Она вклеена в переднюю панель клеем ПВА. Снаружи на трубу надето декоративное кольцо, выточенное из фанеры. Задняя панель НЧ бокса закреплена через поролон толщиной 2,5 мм 24 шурупами диаметром 4 и длиной 45 мм.
Элементы разделительного фильтра размещены на плате из стеклотекстолита, которая установлена на нижней панели через резиновые прокладки. В фильтре применены резисторы ПЭВ-2 и конденсаторы МБГО на напряжение 160 В. Катушка L1 содержит 172 витка провода ПЭВ-1 Ø1,8, L2 — 90 и L4 – 78 витков провода ПЭВ-1 Ø1,2 и L3—186 витков провода ПЭВ-1 Ø1,62. Диаметр намотки катушек L1—L4— соответственно Ø56, Ø28, Ø52 и Ø25 мм, высота намотки — 28 мм, 14 мм, 26 мм и 12,5 мм. На внутренних поверхностях боковых, задней и верхней панелей закреплены ватные маты размерами 70х400х250 мм. На боковых панелях — по два мата, а на верхней и задней — по одному. К нижней панели снаружи крепятся на ПВА и шурупах две боковые рейки размерами 20х20х300 мм, они выполняют функции подставок АС. Боковые поверхности всех трех боксов и передняя панель НЧ бокса оклеены черным кожзаменителем.
Фото реальных АС (прислал Виктор):
Автор проекта: А. Демьянов, г. Москва. (Радио №2 1993 год)
А можно схему фильтра?
Интересный проект. Кто-нибудь собирал подобное?
Венгры собирали. Система называлась Beag HEC 45, кажется. Была еще старшая модель, HEC 90.
Присоединяюсь к вопросу выше: стоит ли воплощать подобную конструкцию в жизнь?
Почему бы и нет? Только я бы сделал СЧ и ВЧ в одном боксе.
Для СЧ динамика открытый ящик либо простейший щит подойдет.ВЧ установить рядом.В этом случае в создании звуковой картинки будут участвовать и излучение задней поверхности СЧ динамика.Лучше станет звук или хуже – вопрос каждого отдельного случая,но громче точно!
Думаю, будет плюсом если головки крутить глубже или ближе при настройки и ещё по азимуту!
Такой вариант отдельного расположения пройдёт ? Корпуса ( немного переделанные) от 3ас-2 открытый ящик плюс НЧ в корпусе 580х340х295 (был готовый полуфабрикат) .
Да зачем городить в 3 ящика, там и так вес получился не детский, хотя может надо пугать детей, чтобы не воровали сахар из серванта (шутка)
Взаимное смещение нч и сч головок не так важно, как смещение сч и вч, тк раздел в первом случае происходит на частотах, с длиной волны, измеряемой дециметрами, а во втором – сантиметрами.
Можно ли будет использовать только один н.ч.модуль для создания бытовой 2.1,акустической системы?И какой усилитель предпочтительно использовать?
Можно конечно. Усилитель для сабвуфера предпочтительней. Т.е. пассивный фильтр не нужно делать.
Обычно, модульные конструкции используют для акустического сведения динамиков по ФЧХ.
В данном случае реализация модульной АС максимальна бездарна.
Почему?
Большой разброс ГГ,по чувствительности,(от 86 до93 ДБ) что усложнило фильтры. Фильтры 1,2,3 порядка не свести по ФЧХ, неудачный выбор маломощного ШП для СЧ диапазона, неправильное размещение ВЧ твитера, относительно СЧ динамика.
Для фазолинейной коррекции АС, МС динамиков по оси, должны быть на одном уровне.
Ну здесь что-то такого типа и заложено. Панель сделана наклонной не просто так. Край звуковых катушек находится примерно на одной линии, за исключением СЧ. Что-то подобное Бать С.Д. добивался в своих АС.
Technics в 70-е, выпустил линейку фазолинейных АС : SB-6000, SB-7000,SB-8000,SB-10000.
Эти АС тоже модульные. Геометрия согласования модулей – ступенька.
Наклон АС, для акустической коррекции ФЧХ используют, при не согласованном расположении ГГ, на стандартной фронтальной панели АС.
По сути этот фильтр вместе с сч/вч можно использовать для доработки С-90?
Да.
Прав Vip Kit, СЧ звено слабовато, на этом месте должен быть дин с паспортной ватт на 15-20, то есть раза в три-четыре мощнее.
Я вместо 5гдш использовал 4гд-8 радикально доработав его,оставив родные только голые корзину и диффузор+ провел трехслойную пропитку диффузора и должен сказать что лучшего динамика в диапазоне СЧ и с таким размером просто не найти,так получилось
У 4ГД8, паспортная мощность – 4 W.
Её тоже повысили ?
В тандем к 75ГДН1-4, нужен СЧ помощнее и по чувствительности равный.
Вы ,что хотите по чуйке найти резиновый подвес \из СССР \ лучше чем 4гд8е ?
У 5гдш5-4 чутье по паспорту -92.5 Дб/Вт/м. Если вы внимательно посмотрите на схему фильтра, заметите резисторный делитель. Эта штука занимается тем, что отнимает чувствительность СЧ динамика в угоду подводимой мощности. На вскидку-в 4 раза. Таким образом приводится под уровень чувтсв. “самого медленного корабля в эскадре” – НЧ дина. И, поднимаем макимально “перевариваемую” СЧ звеном электрическую мощность. Аж до 20 Вт. При этом к 5гдш будет подходить только 5 Вт. Остальное -греть резистивный делитель. Поэсему и можно в общем и Уцелом “вдувать” этой акустике 90 Вт (с соотв. хрипежом и скрежетом).
Здравствуй Станислав .Я прочитал ваш отзыв по поводу динамика 5гдш5-4 .Резисторы я установил от производителя audiocore.И хочу сказать то вы заблуждаетесь о качестве динамика в средне частотном звене .Мощности этого динамика именно по этой схеме при достаточно,при дополнительной доработки его пасом это самое главное как пишется в журнале ,снизить добротность динамика ,звук становится намного лучше ,много детальности и чёткости .Эту акустику я сравнивал с s90 радиотехника и во всём проигрывают как по низким частотам так и по детальности насыщенности и чёткости.Не пользуюсь не какими эквалайзерами чисто тембро блок или direct pure усилителя.Если не секрет какую вы используете акустику.Я тоже любитель хорошего звука. C уважением Виктор.
Это в теории))
На практике, получаем дубовый СЧ, с подрезанным динамическим диапазоном и убогим звучанием.
Проверено Вашей практикой? Но, возможно, и такой “дубовый СЧ, с подрезанным динамическим диапазоном и убогим звучанием” лучше 15ГД-11Б? Это проверено моей практикой 20 лет назад. Никаких микрофонов измерительных не было, всё на слух, но субъективно и мне на Кливерах 028 и друзьям на Ы-90 нравилось.
Дубовый сч имеет чувствительность 92,5 дБ и частотный диапазон 100-12500,и делителями из сопротивлений точно подобрана выводимая мощность а сч 15 гд-11а имеет чувствительность 89 дБ и частотный диапазон 200-5000, немного лучше его 30ГДС-1 ,этим выгадывают мощность но не качество. Нужно иметь эквалайзер что бы гасить эту середину которая убивает всю акустику.Внимательно посмотрите каким сечением провода намотаны катушки индуктивности, отсюда и узнаете как будут проигрывать нч и всё остальное .В заводских s90 катушки индуктивности намотаны тонкими проводами отсюдова и результат.
Делитель ,,забирает” эти 92-93 ДБ, остаётся 86-87Дб, со всеми ,,вытекающими”))
Верно.Кроме того, средник не имеет права торчать отдачей выше полки басовика, иначе баланс рухнет и сместится в средину. Чем грешат многие бездарные самоделки и не только они.
Ну, забирает делитель , кто спорит? Но на слух приятнее и разборчивее, а не глухо и гнусаво, как у 15ГД. У меня сейчас под столом стоят Кливер 35АС-028 с “убитыми” 5 ГДШ в средине, и 5ГДШ есть, но пропитать сейчас нечем и некогда, и 15ГД есть. Обязательно попробую снова сравнить оба в качестве средника.
Пропитывать гофру не нужно упадёт чувствительность , я уже пробовал нужно подбирать заклеивая окна диффузора синтетическим войлоком .Обклеивать корзину тоже не надо убивает динамик.
На слух пропитка 5ГДШ-5, 4ГД-8, и 2ГД-40 эффект давала положительный. Только на 2ГД-40 из Корветов 10АС-248 заметил потерю чувствительности, и то лишнее смыл бензином и стало лучше. Это был первый опыт пропитки, потому многовато намазал. Пропитывал раствором герлена (липкая вонючая фигня на ленте) в обычном автобензине. У меня был десятиполосный эквалайзер Гелиос и самодельный параметрический на три полосы – и ими не удавалось получить звук таким, как при замене головки. В качестве тестовых треков был пласт Pink Floyd, было много свободного времени, но не было ни приборов ни деталей 🙂 сейчас все наоборот 🙁
Понятно, что никакой эквалайзер не добавит динамику разборчивости, если её нет изначально.
Доводилось слушать бумажные ширики, пропитанные настойкой прополиса , результат вежливый и заметный, хороший компромисс без риска убить динамик навсегда.
Хотите сказать что прополис не оставит следа на бумаге?
5гдш в сравнении с родной кирзой звучит намного более правильно и ровнее по ачх . Другое дело, ему объем нужен поболе. Без учета этого явления результат может оказаться неважным, взвоет на резонансе.
Чтобы динамик утрамбовать в родной стакан, его подвес должен быть намного жестче, нежели у 5ГДШ.
Скажите пожалуйста какие у вас акустические системы и с каким усилителем вы используете , чтобы дать такую оценку .Я использовал эту акустику с усилителем амфитон (лорта )35 вт номинальная мощность отыгрывают легко.Сейчас перешёл на импортный усилитель yamaha, потому что на советских усилителях при прослушивании музыки теряются детали.
Чем пропитали?
По поводу этой акустики .Собрал и слушаю эту акустику лет 7 с усилителем yamaha .Имею также s90 но по звуку этот проект намного лучше .
Спасибо Виктор за реальные фото АС, добавил к статье.
Мне нравится НЧ фильтр , именно к такой схеме пришел сам, первый порядок с цобелем, разве что резистор взял из того, что было, 5, 6 ома.
Чисто второй порядок давал заметное отставание по басу и развал звучания, средник торчал , слитности не было. Все изменилось с фильтром первого порядка, динамик задышал, бас появился, а с ним и красивая средина с подкрашиванием на 1800гц, звук от этого только выиграл в итоге. Сильно поменял мнение об этом басовике, считаю его очень удачным для получения глубокого красивого баса в небольшом объёме ящика.
На НЧ разве не второй порядок? Конденсаторы, просто усилен срез дополнительным резистором. Или это считается корректирующей цепью? Как по мне так 2 порядок.
Второй порядок не имеет резистора в емкостной ветке. Даже доля ома меняет характер спада , а фильтр уже не может называться вторым , есть понятие полвторого порядка или “странного фильтра”. А если резистор равен импедансу динамика, то это уже первый порядок с цобелем, классика.
Резистор делает спад на срезе более плавным и протяженным, присаживает резонансный горб на частоте среза, фазовый сдвиг меньше, задержка меньше. Приятель брал переменник и крутил на слух, оказалось, что доля Ома влияет на финальное звучание.
Подобную конструкцию я хотел было повторить после того, как получил некий опыт с Verna 50-01, но “смоделировал” её на основе 25АС-027, от которых, правда, в момент моделирования остались только корпуса, часть фильтров и 10ГИ. Главное почему я не стал даже пытаться дальше заниматься с этим набором динамиков: 75ГДН высоко не может, а 5ГДШ низко не хочет. Относительно тяжёлый 75ГДН как-то не очень чётко играет всё что выше 300…400 Гц. Если совместно с 20ГДС1 раздел на 500 Гц не ощущается особо, то вот с лёгким широкополосником как будто мужики в кастрюлю говорят: сч составляющая голоса чёткая, звонкая, но басовая часть теряется в “бубнеже”. На этом этапе у меня уже появилась возможность двигать настройку частот среза динамиков с помощью активных 12дб/окт фильтров и пусть сами фильтры и усилители были на обычных мелкосхемах, но в целом вполне давали представление как может играть динамик в другой полосе. Так вот если резать от ~300 Гц 75ГДН, а 5ГДШ пускать от ~350 Гц, то вот реально мужики начинают говорить чётче, пропадает гул, но… При увеличении громкости начинают сильнее расти искажения в СЧ диапазоне. С доработкой СЧ у меня как-то не срослось и всё остановилось лишь на обклеивании корзины, чтобы не звенела, поэтому полноценную задумку В. Шорова я так и не смог заценить, а когда решил попробовать посчитать фильтры, то немалый размер индуктивности для 75ГДН как-то быстро меня успокоил. Я остановился на том, что 5ГДШ могут неплохо вплоть до 35ГДН, ну либо чем-то более лёгким, нежели 75ки, например В2512 от АСАЛаб, но это уже совсем другая история. К тому же, у меня были свои отдельные корпуса отличающиеся от этой конструкции, соответственно и звучать всё должно по-другому, может быть даже лучше чем у меня.
Корпуса от 25АС-027 для 75ГДН1-4 по расчётам данной аккустики очень малы ,поэтому звучание низкого баса вы не услышите .На счёт вашего бубнения внимательно нужно было читать про заполнение ватой .Внутренний объём почти полностью заполнен ватой.В планах хочу сделать сабвуфер полностью как низко частотный бокс.Есть сабвуфер клипш 12 дюймовый слушаю вместе с этим проектом и он уродует музыку своим бессталковым гулом.Средне частотный динамик 5гдш5-4 не нужно обклеивать карзину ,аккуратно заклеивать нужно только окна диффузора ,не на верх корзины а в окна заподлицо,и заполнение ватой до магнитов средне частотного бокса.Какие вы используете конденсаторы в фильтрах.
У меня были не совсем стандартные 75ГДН – их мне делали специально под ящик в 45 литров. Да, у 25АС-027 чутка мелковат корпус, но это же не должно сильно влиять на диапазон выше 200 Гц? Заполнение корпуса 25АС у меня особо не было: к стандартным валикам из ваты на задней стенке просто войлок ~6мм в 2 слоя был добавлен по периметру ящика. Я потом из этих 2х динамиков в последствии делал сабвуфер и да, для одного 45л нужен был объём, для другого 42л.
ПО поводу СЧ – я в отзыве к Verna 50-01 писал, что пробовал пропитку герленом диффузора и мне это не понравилось, т.к. ощутимо терялась отдача и звук мутный какой-то – есть подозрение, что просто “перегерленили” мне динамик и я вернулся к недоработанным вариантам, перебирая между 5гдш5-4, 6гдш5, 4гд-8е и остановился именно на 5гдш. Фото из той эпохи и особо лучше нечем было снимать тогда:
На самом деле, настолько все они разные эти 5гдш в плане звучания и потом на замерах микрофоном это подтверждалось. Если на 1…3 Вт ещё как-то более-менее ровно, но при выходе на номинал АЧХ достаточно серьёзно превращалось в пилу. Обклеивание корзины герленом несколько убирало гвозди на СЧ, да и в музыке зззззжжжжж призвуки уходили. Если заклеивать окна в 5гдш чем либо, по типу ткани или войлока, то АЧХ снизу подрезается, как будто, фильтром. Штатный стакан СЧ так же штатно доверху заполнен ватой и это я менять не стал. Если оставлять раздел на 500 Гц – это прям отлично. Но, мне понравился раздел на 300…350 для 10″ 75ГДН и 5″ 5ГДШ5-4.
Фильтры… Конкретно здесь я использовал биампинг. Повторюсь – это было моделирование. Раздел СЧ-ВЧ я оставил пассивный на элементах фильтра 25АС-027, добавив 3,9 Ом последовательно с 5гдш, а вот раздел НЧ-СЧ, уровни я уже крутил активными фильтрами, в которых применял К73-17, вроде, ну а перестраивал частоты с помощью дохленького СП3, распаянного на плате. В пассивных фильтрах у меня, как правило, использовались МБГО-2 либо К73-17, часто включенные параллельно по 3.3 мкФ. Для фильтра в Verna 50-01 на НЧ применял электролиты во встречном включении – ну что удавалось мне, школьнику-студенту достать, то и применял – разницы между МБГО-2 и 2мя электролитами я не слышал.
“… пробовал пропитку герленом диффузора и мне это не понравилось, т.к. ощутимо терялась отдача и звук мутный какой-то – есть подозрение, что просто “перегерленили” мне динамик…”
Если уж “герленить” диффузор, то 2~3% раствором, не более (имеется в виду раствор изначально чистого полиизобутилена), чтобы не убить разрешение и чувствительность.
Но тонким диффузорам это не сильно поможет, т.к. их ломает даже на небольших амплитудах, поэтому им нужно укреплять бумагу, а герлен/полиизобутилен не подходят для этого. В качестве деликатного “укрепителя” хорош раствор прополиса из аптеки, если мазать аккуратно и без фанатизма. А после хорошей его просушки уже можно и слабым раствором ПИБ, если такая необходимость останется.
Отличный грамотный совет, во всём верный.
Прополис из всех промазок – самый оптимальный и доступный.
И пропитанный им динамик сохраняет вид.
Прошу уточнения друзья! Пропитывать весь диффузор? Насколько обильно?
Весь. Подвес прополисом лучше не пропитывать.
Мазать быстро подходящей широкой кистью. Начать с центра, в центре пропитать больше, к краям меньше. Добиться равномерного промокания диффузора и высушить естественной сушкой. Полная полимеризация смол прополиса – несколько недель.
Исходная концентрация аптечного раствора примерно 10% (100 гр. на литр). Для удобства и равномерности нанесения можно развести в два раза этанолом или изопропилом.
Спасибо, очень информативно! А по поводу диффузоров вопрос… Они естественно не такие уж и новые, мои 4ГД-28… Бумага по краям диффузора немного вздута, имеются неравномерности. Это очень критично или для опытных образцов АС не сыграет значительной роли?
Посмотрите со стороны корзины через диффузор на просвет. Если нет больших просвечивающих проплешин, то всё нормально. Подвес может просвечивать, если это заложено конструктивно. Такие вещи можно подравнивать мелкой наждачной шкуркой, но предельно осторожно.
Спасибо за совет Ёшкин Кот! Ждём Вас на форуме, там еще не так много специалистов, заходите пожалуйста!)
У 4ГД-28 открытый и очень тонкий зазор между керном и катушкой. Если надумаете пропитывать, сделайте вставку из тонкой плёнки как бы на всякий случай и зафиксировав катушку правильно по высоте, т.к. она часто вылазит из зазора при усыхании бумаги диффузора от старости.
Когда-то на Веге обсуждалась некая хитиновая пропитка, которую чуть ли не из жуков\тараканов и прочих ракообразных делали. Из пояснений мне запомнилось то, что этой пропиткой как раз и укрепляется бумага, при этом вес диффузора значительно не увеличивается, а хитин этот очень хорошо армирует бумагу и повышает качество звука динамика в целом. Как ведёт себя этот прополис? Из его происхождения можно предположить, что он тоже образует некую плотную плёнку после выветривания спирта? Использование герлена для пропитки динамиков позиционировалось, как средство для “демпфирование” локальных резонансов, возникающих в на тонких диффузорах широкополосников, с чем оно вполне справляется, но в то же время, в этой вязкой субстанции душится и полезный сигнал. Как-то так у меня закончились попытки доработок динамиков в тот момент и всё свелось просто к неким попыткам устранения “звона” корзины, да и то потом ушёл я совсем от советских широкополосников, т.к. должного уровня искажений при работе от 350 Гц они мне так и не смогли дать. И это я уже сейчас, спустя лет 15…20, могу как-то описать свои юношеские заключения – если врубить погромче, то они сильно хрипят, а вот тогда всё делалось почти вслепую, пальчем в небо и просто пробуя полезные советы из различных журналов, а чуть позже форумов. КСТАТИ!!! Вот АЧХ пропитанного 5ГДШ5-4:
А вот АЧХ того же 5ГДШ5-4, но с заклееными окнами
оформление ЗЯ 15л с 2мя слоями войлока внутри с размерами передней панели 170*300. Я этот ящик для измерений ТС использовал, ну и АЧХ вот пшикнул.
Непорядок со второй АЧХ. Заклейка окон не могла убить 5дБ уровня, значит, на 1 кГц после заклейки вырос новый резонансный горб => слишком плотный материал для ПАС.
Скорее всего, это был войлок, который применял повсеместно внутри своих поделок… Честно – не помню, т.к. датируются графики 2005м годом, а в тот момент у меня 3х полоска на АСАЛабах была уже собрана и от пары 5ГДШ остался только один…
“…Как ведёт себя этот прополис?”
Прополис не даёт избыточной жёсткости (если не перебарщивать) и в то же время сглаживает локальные резонансы и уменьшает “крикливость” диффузора, если она присутствует. Состоит из смол, которые собирают пчёлы с разных растений.
Бок о бок с пчёлами уже очень давно и есть наблюдения до поведения прополиса при различной температуре и механических свойствах, в зависимости от срока нахождения на поверхности.
Если прополис нанести на поверхность,то после высыхания спирта и некой полимеризации образуется эдакий “лёд” на поверхности и в структуре диффузора.
Но диффузор динамика это поверхность которая всё время вибрирует и изгибается,особенно когда подаётся заметная мощность.И в итоге этот тонкий слой,даже если и будучи впитавшийся в структуру диффузора:колется как лобовое стекло машины при аварии,становится в микротрещинах.Особенно если это происходит в холодном помещении.
Хрупкость прополиса увеличивается от времени нахождения на открытом воздухе-улетучивается из состава всё что может улетучиться(проще говоря).
Хрупкость так же увеличивается от уменьшения температуры(физ.особенность)
Для справки: тонкий слой воска при отрицательной температуре крошится как хрусталь.Имеется ввиду 100% натуральный воск.А он в составе прополиса до 50%.Дальше думайте сами,стоит или нет пропитывать прополисом сч и шп динамики.
Виталий скажи пожалуйста какую мощность надо подать , чтобы услышать хрип динамика 5гдш5-4 на этой акустике.У меня данная акустика воспроизводит звук , такой же как прослушиваю через наушники sennheizer hd 485 , только акустика проигрывает середину ярче и чётче.Раньше у меня был усилитель амфитон 75у, 35 ват на канал срабатывала защита по перегрузки но хрипа не в одном динамике не было.Сейчас использую усилитель yamaha 6060 звук намного детальней и хрипа также не какого не слышу. Может вы его подключали на прямую по молодости да забыли?
Ёшкин Кот, Вы не правильно представляете суть пропитки герленом. Им пропитывают только гофр, подвес динамика, с целью загасить отражений колебаний от металлического диффузородержателя обратно на диффузор. Мазать сам диффузор нужно, хорошо понимая свойства пропитки и материала диффа, постоянно контролируя ачх.
Герлен есть подручная замена чистого полиизобутилена, который в составе герлена имеется. Пропитка диффузора 2% раствором ПИБ – вполне распространённая практика с давних времён. В НПП Диффузор и Ноэма, например, до сих пор это делают с целью уменьшения гигроскопичности диффузоров. Ну и демпфирующие свойства ПИБ при этом тоже работают в меру.
Ничего не имею против контроля АЧХ, но воздействие пропитки на АЧХ не всегда видно явно. Гораздо интереснее было бы смотреть осциллограмму и спектр импульсного отклика.
Брал на сравнительные замеры пару Визатонов, БГ20, один пропитан хитинкой, второй не тронутый. Разница, как сказал бы учитель по акустическим делам, три миллишиша.
На уровне внушения.
Соглашусь с мнением, что хорошие и плохие динамики –
пропитка делает средними.
Ну, поскольку BG20 изначально средний… 🙂
Да и самодельная хитинка тоже…
А если серьёзно, то зачем BG20 хитинкой, он же и так весь звенящий.
Пример какого-то неосмысленного подхода, ИМХО.
Ну, мало ли, зачем. Людям интересно, что будет. А вдруг из БГ-шки Аудакс получится, за бесплатно.
Виталий я с Вами в первом комментарии согласен на 100%! Читаю отзывы и удивляюсь что ни кто не пишет за огромную временную задержку (очень медленного) 75гдн да ещё и первой модификации у которого только сам колпак весит 9грамм, а вес всей подвижки около 47грамм, , против быстрого 5гдш с его весом подвижки около 2,7грамма, моё мнение эта акустика не может правильно звучать в априори, я строил по такому принципу только нч использовал 10гд 30 в 24л внутреннего объёма 3Я, из за того что среди 8″ нч ссср он имеет самую лёгкую подвижную систему и с которым стыкуется лёгкий сч , а меньше диаметр ставить не серьёзно, кто хочет по больше и по ниже баса то лучше 2шт*10гд30 в одну ас с фи и резонансная будет ниже в два раза чем при одном 10гд30, да и желательно нч напрямую к усилителю с активным фильтром на входе так как по скорости 10гд30 и так не шибко быстрый а добавление катушки индуктивности снизит скорость, во всяком случае я делал именно так, только сч 2гд40 не зря их называют на форумах лучная хай эндовская средина ссср, единственное 3гд-32 только их переиграет но за них дорого просят сейчас, использовал заводскую пару от бобинного магнитофона юпитер 202 1986гв так как там стоит другая модификация этого динамика с другими пылезащитными колпачками которые отличаются от обычного 2гд 40 у этих динамиков которые с юпитер 202 колпачки имеют мягкую пропитку и звучат мягче чем аналоги, по виду они похожи на 2гд-45, дорабатывал обклейкой тонким около 2-3мм войлоком корзины изнутри под диффузором что бы давали меньше отражений так как диффузор очень тонкий и прозрачный для звука всё что отражается от железа слышно, корпус только с открытой задней стенкой заполненный ватой возможно кто то пас рассчитает будет лучше, на вч 10гдв-2 через конденсатор первым порядком от 10кгц, 2гд-40 тоже первым порядком сверху ничем не ограничивая, так такая ас хоть звучит нч не отстают от сч если бокс сч разместить на определённом расстоянии за плоскостью нч динамика (это расстояние нужно на слух подбирать когда фаза совпадает то это сразу слышно становится появляется глубина сцены, вч тоже нужно подобрать по расстоянию к сч, на счёт конденсаторов мне не нравится применение к73-17 в звуке вообще, на вч ставил wima mkp10, на сч тоже wima только на входе усилителя (для сч-вч) таким образом ёмкость очень маленькая нужна так как они не дешёвые если в пассивных фильтрах на сч применять, (или к73-11 но к73-11 даёт больше стекла в звуке)
ой, так интересно пишете, я столько нового узнал сегодня. Оказывается, два динамика в одном корпусе снижают резонанс в два раза. А катушка НЧ фильтра снижает скорость в отличие от активного фильтра. Пишите ещё, такое точно не найти в скучных учебниках. Блеск.
Тоже почитал, поржал 🙂
А чем пропитывать подвес?
Раствором полиизобутилена или перхлорвиниловой смолы. Но поскольку быстро достать всё это маловероятно, годится раствор клея для мышей или насекомых. Его нужно развести обязательно, в 10 раз. В качестве растворителя подойдут нефрас, уайтспирит, сольвент, бензин, керосин, только чистые, без масляных фракций. Применение неразбавленного полибутилена-полиизобутилена впоследствии порождает разговоры о том, что он расползается, т.к. по сути это вязкая жидкость и проявляется капиллярный эффект. 10% раствор в этом отношении ведёт себя нормально, т.к. вязкостью растворённого вещества удерживается в месте нанесения а его остаточное количество мало, чтобы расползаться. Этот раствор нужно нанести два-три раза по кругу на подвес (промокание насквозь), и достаточно. Добавить потом всегда можно, ести понадобится.
Как вариант, питерская фирма Диффузор предлагает свои фирменные пропитки. Полиизобутилен у них есть.
Вот, кстати, у Диффузора есть пропитка CHITIN. Что думаете по поводу её использования вместо прополиса?
Диффузоры 5гдш5-4 я ничем не пропитывал может фото моё не такое чёткое, оставил как есть ,экспериментировал много не одну пару сгубил .Пропитку покупал на сайте spbDinamik.ru и тоже мне звук не понравился.Заклеивал окна синтетическим войлоком со старых поласов.Конденсаторы использовал чисто мбго а не мбго2, разница в звуке между ними большая.Мбго2 в зучании глуше чем просто мбго.Метало бумажные звучат сочней чем к73-17.
В пропитках очень важно соблюдать меру. Луше недопропитать, а потом повторить ещё раз, если надо, но обратного пути нет.
Диффузоровский CHITIN я не пробовал, поэтому ничего сказать не могу. Делал свой раствор хитозана и даже применял его полимеризацию в щелочной среде, но особо не впечатлился результатом. Остановился на спиртовых растворах природных смол, с ними работать быстрее и проще.
Пропитка Воробьёва кстати, с которой всё это пошло, это не просто раствор хитозана, там ещё всякая химия есть типа реактива Швейцера или др. аммиакатов, ИМХО.
Хитином пропитывают, только, центральную часть бумажного диффузора, ШП или твитера, с целью продлить ВЧ диапазон и сгладить изначальную не равномерность АЧХ.
Для задубевших тканевых подвесов – пропитка из смеси полимера эпоксидной смолы и ацетона (1:3).
Для жестких бумажных подвесов – касторовое масло и герлен.
Добрый вечер!
Нужна помощь!
Заменил в колонка Радиотехника 50B СЧ динамик на 5 ГДШ 1-4. Можно ли просто звено СЧ фильтра собрать как на схеме в статье и впаять вместо штатного в Радиотехнике?
Или подскажите, пожалуйста, на какие номиналы заменить имеющиеся компоненты.
Считаю различными программами, все время получаются разные данные.
Схему приложил.
Буду очень признателен за помощь!
Владимир добрый вечер. Конечно можно. Нет ничего не возможного. Смела собирайте по схеме Демьянова, не пожалеете.
Добрый вечер. Хотел послушать вашего мнения ,если убрать резисторные делители на средне частотном и высокочастотном фильтре . В таком варианте можно использовать .
Ох, заверещит ваша колоночка. Сильно пожалеете.
Попробую отпишусь .Собрал ламповый усилитель в двух такте на 6п 14п без темброблока настроил по комплексу шмелёва прослушивал звучат неплохо небольшой нюанс во высоким частотам, думал покаректировать резисторами выходная мощность 10 ват .Я так понял резисторы стоят для подвода большой мощности усилителя.
Доброй ночи всем .Прошу совета дилетанта-новичка – стоит ли повторить данный проект в виде ЗЯ и достаточно ли будет объёма приблизительно в 55-60 литров ? За последние пару месяцев удалось собрать все компоненты для сборки – грех , чтобы такое лежало без дела .
В 21 году 21 века испоьзовать 5гдш?.. Как минимум, странно.
У нас довольно проблематично найти нормальные дины ( даже советские) . Об импорте вообще молчу , хотя на прошлой неделе на нашей радиобарахолке повстречались 6гд-2 rrr и 5ГД-3 внешне в идеальном состоянии но денег за них просили не мерянно.
Автор создавал АС во времена чтения учебников. По учебникам, что к сожалению достаточно далеко от жизни и реальных АЧХ динамиков, нарисованы фильтры. В настоящее время, если стоит цель создать достойную акустику, а не “убить” время, целесообразно использовать корпуса, НЧ динамики, ну и может быть ВЧ. Созданы несколько вариантов фильтров (в зависимости от применяемых головок).
Добавлю, что наши басовики 30ГД-2, 75ГДН-1 75ГДН-3 прекрасная основа для постройки компактной колонки с отменным качеством низа, на уровне звучания дорогущих импортных колонок , а то и лучше. Единственное, чего не нужно делать- применять их в оформлении фазоинвертор, причин этого не делать предостаточно. Закрытый ящик , оптимального объёма, 45-60 литров. Широкая фронтпанель, басовик стянут вверх, оторван от пола на 40-50см. И бас у вас в кармане. Можете возражать, своего мнения все равно не поменяю.
Спасибо . Я и рассчитывал на ЗЯ , без всяких ФИ и ПИ . Корпус достался самодельный , внутренние размеры в/ш/г 56*37*33 см ( советское мебельное ДСП 20мм) сверху ещё МДФ 8мм добавлю . Фронтальная панель (на фото) – тоже 20 мм толщиной ( опять же лист советской полировки , с помощью длительного напилинга получилось очень аккуратно сделать отверстия под дины , без единого скола и царапин – думаю грилями не закрывать , так и оставлю) В общем , на новогодние выходные предстоит интересная работа .
И ещё один вопрос – не по теме . В Веге 25АС-309 и Электронике 25АС-326 передние пластмассовые фасады взаимозаменяемы? ( хочу в своей Веге” дуршлаги” заменить)
нет, не взаимозаменяемые.
Дуршлаки из пластика гадят звучание и уродуют ачх на СЧ и на ВЧ. Их либо долой, либо сеткой крупной замените. Для интереса на звуке снимайте и накидывайте друшлак на средник и слушайте разницу.
Дуршлаг, это жёстко. Без лапши никак. Хотя, это дело вкуса.
А я бы не был так категоричен в отношении дуршлага перед нч
На НЧ он не влияет, точно. А СЧ-ВЧ курочит однозначно.
Я ст 25АС-309 повозился в 20 году весной, все узнал про это чучело . Басовик идеально вписался. Средник под вопросом. Пищала на вынос. Звук в итоге достойный.
А.Б. ой ли не влияет? А ведь какая-никакая ПАС, регулируя количеством отверстий можно изменить звук. На средних да, там всё ясно
Пишу. Не влияет. Значит, есть причина так писать и чем ответить. Измерениями и картинками . Вам остается сомневаться , верить либо не верить. Потому как измерениями не владеете.
Да , разницу здорово слышно . Я свои 309-е доработал под 6гд-13 но решётки душат ВЧ и СЧ всё равно сильно .
Либо решетки красиво отломить,или вообще выбросить..винтажней будет.
Ломать не нужно, обрезать аккуратно по периметру, чтоб рамка осталась, на неё натянуть женские колготки и закрепить на ас. И вид красивый и звук не портится
А потом бороться со скрипами пластмассовой панели…
Там только рамка остаётся, не панель. Ничего не скрепит.
Собрал макет , подключаю – СЧ едва слышно , перепроверил всё – не помогает . Уменьшил С2 до 30мкФ – пошло все нормально ( возможно , причина в этом была , каюсь – в рачётах фильтров не силён и микрофона для измерений пока нету) Для сравнения ко второму каналу подключил 309-ю вегу -даже без корпуса перевес по звуку явно не в пользу веги .
Что Вы до этого слушали? Какие АС?
Советские – практически все АС и усилители , у нас тогда выбор в магазинах был отличный ( родственник в 80-90-е работал в магазине в отделе аппаратуры) . Из нового – практически ничего .
А ! В начале 90-х крутили дискотеки в заводском д/отдыха и п/лагере на полном комплекте “Феникс-005” , акустика концертная была , точно не помню какая но играла знатно ! 🙂
При слове Луганск , 90-е и аппаратура сразу вспоминается огромный универмаг Россия рядом с автовокзалом. И там…..Зашел и завис, столько всего было.
Потом началось, товары по прописке, потом и товаров не стало. Все стало как у нас, ростовских соседей. Здоровый вакуум и эхо.
у тебя какие конденсаторы стоят мбго-2 если найдёшь конденсаторы просто мбго на вч и сч без двойки звук будет живей на кройняк мбго-1 я сравнивал мбго-2 проваливает середину .Эту акустику слушаю на ламповом усилителе на двухтактнике 6п14п соброной по схеме Тимура Куйсокова без всяких темброблоков и эквалайзеров..
Точный повтор в одном корпусе готов . Замеры не делал , внутренний объём приблизительно 55-57 литров . Слушаю в основном современную инструменталку (типа Kenny G , Max Greger) – звучит весьма неплохо (на уровне Кливеров-018-х)
Можете попинать ногами – не обижусь ! 🙂
Они ещё не совсем доделаны – решётки защитные на динамики немного отреставрирую и корпус – или под плёнку или под покраску , ещё не решил .
Корпус полностью самодельный , объём получился чуть меньше , решил последовать совету А.Б. – сделать ЗЯ . Особо на шедевр суперпуперакустики не насчитывал но звук как не странно получил хороший , меня вполне устраивает .
Ну хорошо, если так. Вы ведь наверное не снимали характеристики Т-С этих динамиков?
Правильный набор динамиков. Вопрос, а почему Вы не сделали ФИ? Я понял,что Вы использовали Ящик от 35ас. Только вот фильтр я бы переделал.