Изготовитель: Харьковский завод им. Шевченко.
Назначение: акустическая система второго класса предназначена для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях.
Технические характеристики 25 АС-208 «Романтика»:
2-х полосная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 80 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 80-20000 Гц: 14 дБ
Чувствительность: 84 дБ
Сопротивление АС: 8 Ом
Предельная шумовая (паспортная) мощность: 20 Вт
Предельная долговременная мощность: 25 Вт
Предельная кратковременная мощность: 35 Вт
Используемые динамики:
НЧ: 20 ГДН-3-8
ВЧ: 6 ГДВ-11-16
Габаритные размеры (ВхШхГ): 355х240х205 мм
Габаритные размеры без накладки (ВхШхГ): 355х240х180 мм
Масса: 8 кг
Описание 25 АС-208 «Романтика»
Экземпляры имеют заводские номера 249, 587 и 590, что говорит о как минимум мелкосерийном их производстве. Хотя нулевая распространённость даже в Украине – об обратном. Возможно, это большая опытная или установочная партия, но тем не менее в этих АС все детали оригинальные, что говорит о серьёзном подходе при организации их производства.
Декоративная накладка – пластмассовая, толщина около 4 мм, установлена без крепежа (“притёрта”) в 6 отверстий диаметром около 8 мм:
Корпус из древесно-стружечной плиты низкой плотности, покрыт виниловой плёнкой под дерево. Торцы корпуса покрыты бумажной плёнкой под дерево с тонким виниловым слоем.
Динамические головки расположены вдоль вертикальной оси. Крепятся с наружной стороны корпуса с помощью шурупов. Передняя панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой. Перед динамиками стоят металлические сетки. На декоративной накладке между динамиками написано название АС. В нижней части АС находится выход плоского фазоинвертора (щелевого).
Динамик НЧ/СЧ выпускался с ППУ подвесом:
Внутри АС расположен звукопоглощающий материал и электрические фильтры. На задней стенке прикручен шильдик с названием акустической системы и основными техническими характеристиками. Так же здесь находится выход АС, выполненный через шнур. С завода имели несъёмные соединительные провода длиной около 3 м с разъёмом “точка-тире”.
Труба фазоинвертора (без части в декоративной накладки) имеет размеры (ШхВхГ) – 115х16х100 мм, толщину стенки 2 мм и отлита из пластмассы:
Фильтр смонтирован на пластмассовом шасси, в целом соответствует схеме, но фактически у меня получились следующие номиналы элементов (АС1/АС2): L1 = 0,92/0,96 мГн, C1 = 1,5/1,47 мкФ, L2 = 0,52/0,48 мГн, С2 = 9,3/9,3 мкФ. Конденсаторы – К73-17, Резистор – С5, катушки с сердечниками, роль которых выполняют их крепёжные болты. Также на резисторе и на одной из катушек были установлены проволочки, на которые насаживался мешочек со звукопоглотителем.
Мешочек со звукопоглотителем небольшой, внутри какие-то обрезки ветоши, похоже “я тебя слепила из того, что было”:
Субъективные впечатления – крайне низкое качество изготовления, низкокачественные материалы. Корпус изготовлен из крупнодисперсного ДСП, стенки тонкие – все около 10 мм. Пластмасса на плате фильтра плавится при пайке деталей. Внутренняя проводка крайне тонкая, хотя соединительный провод похож на мой любимый ШВВП 2х0,75. Полярность на обеих головках 20 ГДН-3 была указана неверно. Одна головка 6 ГДВ-11 была не скреплена (не запаяна верхняя часть фланца к нижней), а во второй всё было правильно. Пластмасса, из которой изготовлен кожух 6ГДВ-11 также крайне низкого качества и моментально плавится при работе паяльником (причём на 25 Вт паяльник-то). Пластмасса декоративной накладки также невысокого качества – пару раз ломались стойки, пришлось подклеивать. Кстати, отверстия для крепления декоративной накладки сквозные и ничем не закрыты, хотя исходя из соотношения размеров стоек и толщины передней стенки можно было сделать и глухие. В одной была неправильно подключена НЧ-головка. В общем, тот ещё конструктор. После доработки АС заиграли весьма неплохо. Но, честно говоря, поначалу повергли в ужас. До этого я думал, что 130 АС-002 от Брянского завода 1994 года выпуска были плохо сделаны, но по сравнению с этими – там всё как в аптеке.
Руководство по эксплуатации на диске
Материал прислал Евгений Щепкин и Руслан Денисенко
Куплю такие на пенополиуретане. Возможно с заменой подвесов.
Продам такие новые в коробках со склада. Телефон или емейл жду созвонимся.
Мейл: evgenyKIT собака мейл.ру
Сколько просиш за такое добро
Никогда их не видел, даже на рынке.
Вид передней панели дикий и вырвиглазный.
Дизайнеры акустики RRR, Веги и Красного Луча не зря ели свой хлеб, их творения и сейчас выглядят уместно в стойках аппаратуры.
а 25АС208 так и хочется накрыть “простыней” только бы не видеть.
Однако редкий ВЧ интригует и потому в ближайшую поездку прикуплю его для сравнения с 6гдв1
Администратор, поправьте! Вы указали в технических характеристиках АС, что её сопротивление 4 Ома, хотя на шильдике (на последнем фото) написано значение в 8 Ом. Помимо этого, у Вас отмечен диапазон воспроизводимых частот АС 80-20000 Гц, а АЧХ указано в диапазоне 40-20000 Гц.
Вы путаете понятия: там должен быть указан Эффективный рабочий диапазон частот (80 – 20000 Гц), как на шильдике, а дальше указана неравномерность!!! АЧХ (таких сведений, к слову, в паспорте и на шильдике нет, поэтому не знаю, откуда они) – такие маленькие АС вполне могут иметь завал от 80 Гц к 40-ка в 14 дБ.
Спасибо, поправил.
Сегодня попали в руки такие. Большое спасибо Игорю!
Кратко добавлю. В описании нужно указать (сведения по паспорту):
– Уровень характеристической чувствительности – 84 дБ;
– сопротивление – таки 8 Ом;
– предельная шумовая (паспортная) мощность – 20 Вт;
– Предельная кратковременная мощность – 35 Вт;
– Масса – не более 8 кг;
А также исправить габаритные размеры на 215х215х320 мм и набор головок: 20ГДН-3 и 6ГДВ-11 (по схеме, потом пришлю Дмитрию) – похоже, все Харьковского завода.
От себя предположу, что на верхнем фото либо конструктор “сделай сам” либо заводское изделие типа “я тебя слепила из того, что было”, так как 15ГД-17 (впоследствии 25ГДН-4) никогда не выпускался сопротивлением 8 Ом. Со временем сделаю сканы либо фотографии паспорта этой акустики и побольше фоток самих АС.
Евгений, если имеете такую возможность, то сделайте пожалуйста, буду только рад. Все приложу к статье.
Получается немного запутано все, паспорт очень поможет.
НЧ так же не понятно на 15ГД-17 не похож, подвес как-будто пенополиуретановый, но и для 15ГД-14 на вид маловат.
https://ldsound.info/20-gdn-3-8/
НЧ и есть не 15ГД-17 (25ГДН-4), а 20ГДН-3. Похоже, это Харьковская головка собственного производства (причём вполне возможно, что изготовлена именно для этих АС, так как больше нигде не встречается). Подвес – действительно ППУ, диаметр похож на 25ГДН-4, т.е. калибр примерно 6 дюймов. В моих подвес ещё жёлтый, т.е. не сгнивший.
Форма подвеса, кстати, тоже интересная: не полутор, как у больших ГДНов, а “гармошка”, как у 10 ГДШ.
Они 16 см в диаметре крепятся наружным фланцем , на самом динамике нет отверстий для крепления.
Вот ранние фото без фланца и спролоновыми подвесами:
Спасибо.
Меня мучают сомнения насчёт того, что эти АС выпускались с НЧ-головкой 25ГДН-4. Возможно, кто-то ставил её на замену сгоревшей штатной. Или на заводе ставили, когда закончились 20ГДН-3, а корпуса ещё оставались. Серийник бы той пары, в которой стоят 25ГДН-4, посмотреть.
Думаю его поставили за неимением нужного динамика. В 3-х полосные ставили НЧ вместо СЧ)
Нужен ли вообще этот “мешочек из ветоши”? Там ведь фазоинвертор, это открытая ас.
Я имею подозрения, что им был обёрнут зад НЧ-динамика.
Звукопоглотитель в ящиках должен быть распределён по стенкам, но тогда его нужно значительно больше. Прочитайте статью внимательно: Дмитрий же написал “на элементах фильтра закреплены проволочки, на которых этот мешочек держался”.
Во всех фазоинверторных системах СССР присутствуют такие мешочки.
Интересно, как такие АС играют по сравнению с S-30?
Субъективно – после доработки напильником, как указано в статье, – вполне неплохо, есть бас, даже довольно низкий, так как резонансные частоты НЧ-головок довольно низкие. Середина тоже довольно неплоха за счёт лёгкой подвижки 20ГДН-3. Прикидывал частоту раздела – получилось что-то около 4 – 4,5 кГц. Но эти АС и покрупнее будут, нежели S-30. И Рижские покачественнее как материалы, так и сборка. Эти АС скорее для коллекционеров и энтузиастов, чтобы приложить их чешущиеся руки, так как в стоке просто не играют. Я свою пару достал из заводской коробки, но даже в них в одной АС НЧ-головка была включена в синфазно с ВЧ, как по схеме, а во второй – нет.
Похоже, это постсоветская полукустарщина – в советских АС должны быть 15ГД-17 и 3ГД-47.
Причём тут советские АС? У моих, например, дата выпуска – 1996 год. Откуда информация, что в них должно быть?
Какая знакомая ветошь в мешочке! Почти такую же обнаружил в колпаке СЧ динамика в колонках Романтика 50АС-105 1993 года выпуска.
Видимо на Харьковском заводе применили “инновации” и перешли на это вместо ваты…
Есть мнение что в соседнем бараке(цехе) шили телогрейки откуда отходы производства поступали в барак для сборки АС.
Качество материалов не очень, напоминает результаты труда не сильно квалифицированного и не очень заинтересованного в конечном результате персонала(контингента).
Недавно ездил за войлоком к одним производителям матрасов и подобных изделий – у них там стоит машина, которая из чего-то подобного делает ватин.
Как их доработать чтобы хоть как то звучали,из коробки звучат как пустая бочка ,слушать не возможно,а выкинуть жалко.
Хотя справедливости ради надо сказать средние частоты у них более-менее.
Я ставил небольшую распорку между передней и задней стенками + проклейка всех швов ПВА. Мешок непонятно с чем я выкинул. Заменил штатную проводку на ШВВП 0,75 мм2, проверил герметизацию головок к корпусу. Ещё вклеил в отверстия, куда крепится декоративная панель, чопики с внутренней стороны, чтоб они были не сквозные – это не нужно. Ну и на сладкое ватин в качестве звукопоглотителя против стоячих волн на стенки. Вроде заиграло и даже неплохо на мой вкус…. Ещё внимательно просмотрите полярности головок, причём не маркировки, а фактически проверьте – в моих у одной НЧ-головки она была указана неверно + проконтролируйте соответствие схемы в Ваших АС схеме из паспорта (она здесь есть).
Спасибо Евгений за ответ,попробую их доработать как вы советовали,кстати я вспомнил что слушал перед покупкой такие колонки и звук у них был лучше ,но нч динамик в тех что слушал был 25гдн- 4(так было в паспорте на схеме) с ним бас был просто убойный
“Экземпляры имеют заводские номера 249, 587 и 590, что говорит о как минимум мелкосерийном их производстве.”
Экземпляр 1996 гв имеет серийный номер 590, а 1998 – 249.
Склоняюсь к тому, что это нумерация только за данный конкретный год выпуска.
Но АС действительно редкие, по понятным всем причинам.
Задумка очень не плохая. Возможно она бы даже потягалась в рейтинге полочной акустики СССР за 1 место. На нашем форуме человек делает из 10ГДШ некий мидбас с той же подвижкой, но другой катушкой и МС. А здесь уже готовый НЧ на базе 10ГДШ.
Приобрёл такую акустику. Исправьте пожалуйста габаритные размеры на 355х240х205 (180 без пластиковой панельки) ВхШхГ. Евгений странно их померил.
Качество сборки ну такое себе, провода как волоски… Звук порадовал серединкой и высокими, баса как бы нет, так-как корпус не герметичен да и подвесы надо менять. Может кто подскажет, где можно купить подвесы в Украине?
Фильтры у меня кстати собраны на К73-16, акустика 1996 года.
Поимел такую акустику, для комплекта к Романтика-223С. Динамики нч. пришлось ремонтировать, с заменой подвеса ничего не вышло, нет таких, очень широкая волна, точнее три волны. Попал диффузор тонсил с паролоновым подвесом, только не желтый а серый, катушка сделана у него также как и на 10 ГДШ, только с параметрами по сопротивления и высоте намотки как на 20 ГДС, шайба тоже как на 20 ГДС, а магнитная система как у 10 ГДШ, только без медного колпачка. Рама интересная , сразу видно сходство с 10 ГДШ. Корпус колонки похож по отделке на трехполоски Романтика, ну и ветошь в мешке это правда.
Изначально были хлипкие поролоновые подвесы , которые после нескольких включений рассыпались
хотя больше 5 вт на них я недавал , купил новые резиновые , знакомый мне их преклеял вполучилось нормально , но ингают ои конечео КАСТРУБАТЕНЬКО , сульно слышно бубнение толи гудение выпераеют СЧ ятакое не люблю , вч тож както не чень чтото там цыкает не суразно .
В итоге ппробовал обклеять внутри звукопоглотительным покрытием и на пихал туда ватина стало несколько лучше но нето , гус шёл с фазика , когда его заглушил стало несколько лучше но всё равно слышнобыло периодически . Какончилось всё полной переделкой под ламповый усь . Сделал открытый ящик фильтры поставил от Радиотехники С30-Б Вч , динамики заменил на 1гд-1 от радиолы Латвия Такого результата от этих динов яконечно не ожидал , такой детальности на ВЧ я ещё никогда не слышал , не хватку НЧ компенсирует САБ под компьютерным стольком.
https://ldsound.club/index.php?threads/25as-208.1610/#post-138191