Изготовитель: Харьковский приборостроительный завод им. Т.Г. Шевченко, выпуск с 1986 года. Входили в комплект магниторадиолы “Романтика РЭМ-120-1С. Акустические системы 25АС-121 и 50АС-105 почти идентичны, за исключением передней панели.
Технические характеристики 25АС-121 «Романтика»:
3-х полосная АС закрытого типа
Эффективный рабочий диапазон частот: 40 – 20000 Гц
Номинальная мощность: 25 Вт
Долговременная мощность: 50 Вт
Кратковременная мощность: 115 Вт
Номинальное сопротивление: 4 Ом
Используемые громкоговорители (ссылки ведут на модели, без буквы “М”):
Габариты: 530х330х263 мм
Масса: 16 кг
Описание 25АС-121 «Романтика»
Корпус выполнен прямоугольной формы из ДСП толщиной 16 мм со съемной задней стенкой. Передняя панель выполнена из фанеры толщиной 18 мм, а сам корпус имеет толщину 16 мм и изготовлен из ДСП. Динамики располагаются по центру, вдоль центральной оси. Спереди АС защищена пластмассовой накладкой. Динамики защищены металлическими сетками под самой накладкой.
Под накладкой видно, что передняя панель утоплена вглубь корпуса:
Обратите внимание, ниже фото НЧ динамика под пломбой из красной краски, самый обычный 35ГДН-1-4, нет никакой буквы “М” в его названии:
Существовала так же версия 25АС-121 с тканевым грилем и разносторонним расположением динамиков на лицевой панели. Кроме того, все динамики были без буквы “М”, но с логотипом торговой марки “Романтика”. Фото были присланы от владельца АС, где все было на пломбах. Шильдик на задней стенке указывает заводской #58. Можно предположить, что акустические системы такой сборки были в первых рядах выпуска.
Внутри корпус заполнен ватой. На дне на металлическом шасси смонтирована плата электрических фильтров. Схема фильтра из паспорта:
Фильтр от 25АС-121 с разносторонним расположением динамиков и тканевым грилем:
В паспорте к АС указаны динамики с моделями “М”. Они выпускались заводом под конкретную модель. В нашей коллекции есть динамик с обозначением “М” – 35ГДН-1М-4, но он другого размера, хотя последнее фото все-таки доказывает, что такие модификации были.
Задняя сторона:
Шильдик на задней панели:
Схема фильтра АС 1988 года. АС под пломбами (прислал Евгений):
Несколько страниц сканов из паспорта 25 АС-121:
Нужно АЧХ 20 ГДС-1М-8 которая стоит на этой колонке. если есть у кого нибудь скиньте на почту [email protected]
А в чем различие между 6гдв-6-16 и 6гдв-6м-16? они взаимозаменяемы?
Подозреваю, что в производителе. 6гдв-6-16 делал Рижский радиозавод, а 6гдв-6м-16 – Харьковский. Установочные размеры у них, похоже, одинаковые. Скорее всего, заменить можно, так как Харьковских на несколько порядков меньше было сделано и найти их, соответственно, сложно.
Возможно, имела место локализация производства и на Харьковский завод передали с Рижского и Бердского документацию на соответствующие головки, а буква “м” появилась в их названии как знак производителя. По крайней мере существенных изменений в конструкцию головок не вносили. Также есть набор головок из акустики 50ас-107, только маркированный буквой “с” – предположу, что это головки, произведённые на заводе Спираль в Зеленчуке.
заметил любопытную вещь, что не может быть в принципе, но оно есть:Характеристики шелка и лавсана, судя по паспортным данным, идентичны, а тут аж целых две букафки дописали!!!!
неужто, премию дали?!
А откуда взялся шёлк? И 6гдв-6-16, и 6гдв-6с-16, и 6гдв-6м-16 – все лавсановые. Или что-то не догоняю?
10гд35
Тогда уж 10гд-35Б, которые 10гдв-2. Хотя, в 35ас-1 стоят вроде тканевые (или шёлковые) 10гд-35.
шелка нет, то ткань с пропиткой!
как зделать с етой акустики саб нч
Сделать или купить усилитель для сабвуфера и блок питания к нему. И все. Динамик на месте остается, остальное нужно отключить и желательно снять.
А еще лучше,купить готовый саб,и не мучить колонку.Правильно реализовать 25гд-26б под саб,не так просто.Нужны более менее правильные расчеты ящика и фазоинвертора.Иначе получите не то что ожидаете.
Верно.
Д. День, начнём с плюсов, добротный корпус, хороший нч, не самая плохая вч, сч я бы поменял на доработанный с другим диф узором и подвес ткань, теперь минусы, это фильтр, у меня фильтр как на2ом фото, интересно кто додумался в цепь залепить 2 последовательно резистора по 11ом каждый? Итого сч и ВЧ передушено 22 умя омами, и как оно будет играть после этого? Да ровно, но безжизненно, я в эти фильтра внёс изменение, один резистор убрал,остался 11ом, но нужно ещё меньше поставить на 7,5 или 6ом, на вч катушку та что в параллель заменил на 0,47мгн, и убрал сопротивление на 30ом, кондеры на вч поставил плёнку ссср 4мкф,, на сч добавил срез 4мкф и катушка 0,75мгн или 1,2 непомню уже, только после этого все запело, нч стоит одна катушка, именно она даёт тот самый открытый бас пробовал добавлять кондер весь бас и его изюминка пропадает, оставил как есть, кстати на этом фильтре очень хорошо показала себя вч с с30 тканевая мембрана, сейчас один такой фильтр стоит в макете, 30гд2б, 10гдш 36к,и ВЧ с с30, скажу что играет все очень прекрасно, объем 74 л, всем удачки успехов, паяйте, ваяйте, делайте, эксперементируйте, только акустика собранная своими руками и ушами будет играть как вам нужно, и меньше заморачивайтесь, ачх, фчх, и прочими делами, главное что б негудело, небубнело, а хорошо играло пело, для этого нужно, немного, немного знаний и прямые руки. И уши естественно, если туг на ухо лучше купить.
В цепи среднечастотной головки, последовательно с L3, должен стоять конденсатор 10 – 30 мкф. для среза НЧ состовляюших сигнала.
У меня в паспорте не эту акустику такого нет. Схема в паспорте отличается от представленной: С1 – 2,2 мкФ и перед L3 стоит ещё один резистор – на 8 Ом.
Подскажите частоты среза для динамиков данной АС по фильтру
Должно быть стандартные 500 и 5000 Гц. На ВЧ получается 2-й порядок, на СЧ – 2-й снизу и 1-й сверху.
получается что нч до 500Гц
СЧ 500-5000Гц
ВЧ 5000 Гц +
ощущение что вч не так как то играет, то ли 6гдв так и играют. то ли менять их на что более приемлемое уху…
Возможно, Вам не нравится… А может, ВЧ-головки неисправны. Я бы сначала попытался поменять на аналогичные, а до этого – посмотрел бы фильтр на предмет вмешательств. Схема тут указана почти верная, отличия от паспорта указаны мной. Возможно, эта схема – следствие “оптимизации” паспортной.
Я так понимаю у вас СЧ срезан по верхам ниже чем у меня? И ВЧ тоже…
2 мкФ при 16 Ом нагрузки дают около 5 кГц, получается + спад 12дБ/окт… – это ВЧ
С СЧ – сложнее… Возможно, нижняя частота среза ВЧ выше – герц 700.
спасибо…
Схема как тут, все дины исправны, номиналы соответствуют, замерял.
Можно подробнее сюда [email protected]
Если бы не знал что это концепт НИИ Гидроприбор(Ленинград) подозрительно внешне напоминающий Эстонию 25АС311 без встроенного усилителя сказал бы что в описании ошибка, верхний предел ВЧ динамика 22~25кГц.
Но верхний предел АС взят из характеристик аппаратуры воспроизведения шедшей с ней в паре.
Никого не смущает, что 20гдс, тут без фильтра НЧ? Хоть конденсатор должен быть. Ошибка в напечатании схемы?
Глянул на стоковый фильтр, нет там разделительного конденсатора на СЧ, всё как на здесь на схеме. Среднечастотник всю полосу снизу гонит, ограничен по чувствительности только резистором 8,2ом. При подводимой паспортной мощности к низкочастотнику 35вт, среднечастотнику ещё примерно 4,4вт достается
Странно, всё-же. Советская 2,5 – полосная система тогда получается)
У вас есть такие?
Какое сопротивление у них, ведь, получается, что низкочастотный сигнал параллельно отрабатывается двумя динамиками, ну и как звучат, интересно)
Этак получается на большой громкости СЧ идет в разнос а НЧ еще не раскачался и АЧХ наверно депрессивная получается.
Интересно наверно когда СЧ динамик одновременно 3кгц и 150гц пытается выдать из фонограммы.
У среднечастотника перегруза не наблюдалось. Играли довольно ровно, но чего то не хватало. В результате из этих корпусов сделал 3 полосную АС с фазоинвертором на 35гдн-1-8, 6гдш-3-4, 6гд-11, с новыми фильтрами настроенными с микрофоном.
СЧ-динамик в противофазе с НЧ, т е низа из СЧ дина
акустически вычитаются ниже частоты среза у НЧ. Но то, что СЧ грузят по низам, странно довольно, сэкономили на кондере!? У меня по паспорту почти такая же схема. Отличия – на ВЧ конденсатор 2,2 мкф при той же индуктивности, а перед L3 еще один резистор на 8,2 ома, т е задавили чуйку еще у СЧ. Развлекались как хотели) Нужно разобрать и сверить. Звучат довольно сбалансировано и СЧ не колбасит)
У меня в паспорте от акустики 1990 года то же самое нарисовано. По факту – вскрыл одну АС 1988 года, а там – праздник безумия на плате фильтра. На НЧ стоит только катушка на 1,57 мГн, далее – пара резисторов на 8 Ом последовательно, оттуда на СЧ идёт через конденсатор на 30 мкФ, катушку на 0,2 мГн, а на ВЧ – конденсатор на 1 мкФ, потом – колебательный контур из конденсатора на 2 мкФ, катушки на 0,73 мГн и резистора на 33 Ом (посчитал – на частоту примерно 4,2 кГц), а параллельно ВЧ-головке – катушка на 0.71 мГн. Даже не знаю, что с этим радиоконструктором делать. Послушаю вторую, наверное, а там видно будет. Кстати, АС была под пломбами, так что этот праздник безумия – заводской.
Индивидуальная “заводская” доработка)
Резисторы, 2 по 8 Ом идут на НЧ до катушки 1,57мГн или уже после?
Уже после катушки, они стоят в цепи СЧ и ВЧ головок. Меня больше всего смущает фильтр ВЧ-головки: зачем там колебательный контур – это режекторный фильтр, получается. Не припомню акустики, в которой он бы стоял с завода. Да и фильтр СЧ-звена тоже какой-то дюже странный: последовательно конденсатор и катушка. Резисторы, я допускаю, призваны выровнять чувствительность НЧ с СЧ и ВЧ головками. Но только сильно сомневаюсь, что чувствительность у 20ГДС-4 и 6ГДВ-6 одинаковая.
Насчёт “пробки”, после увиденного фильтра 25ас-128, ещё сложного, наличию контуров можно не удивляться…
У советских динамиков, типоразмера 125 мм, есть острый пик и часто “высокий”, в области 4-6 кГц, так и резонанс пищалки недалеко.
Видать, таким образом хотели скомпенсировать взаимодействие.
Фильтр СЧ, типичный первый порядок, в ту и другую сторону.
На ВЧ, 1 мкФ и катушка 0,71 мГн – в результате даст плавный спад, который начнёт действовать гораздо выше 10 кГц.
Так что не факт, что ваш экземпляр – “плохой винегрет”)
Хорошо послушайте, не спешите, залезть всегда успеете, а вот “фишечку” можно и не разглядеть.
Интересно-то, что в печатном виде нету вашей схемы.
Загадка!
Приложил элементы фильтра на формулу подсчётов элементов акустики получился следующий результат: нч катушка 1.57 мГн – 405 гц, первый порядок, сч : полосовой фильтр 1го порядка частота среза 600 – 6500 гц, вч фильтр второго порядка срез на 7100 гц, режекторный фильтр настроен на 4000 гц, диапазон пропускная 2200 гц, понижение на 9.8 дб, то есть диапазон от 2900 до 5100 гц понижение идёт на 9.8 дб.
Никому не доводилось сравнивать данную АС с Радиотехникой S50B? На странице последней достаточно негативных отзывов о качестве звука. Как обстоят дела с данной моделью?
Пожалуй эта одна из лучших версий трехполоски на 35ГДН. Я сравнивал с С50Б, но у меня она постсоветская – уже калечная во всех отношениях. ваще не звучит. еще есть 25АС-109-2, тоже немного проигрывает романтике. может потому что она закрытого типа и достаточно большого объема.
А Романтика у вас какого года выпуска? Выпускали их и в постсоветское время, в поздних версиях вроде бы материал корпуса другой.
Года три назад я купил себе такую акустику. Сейчас смог к ней вернуться и, собственно, про фильтр написать. То, что стоит в моём экземпляре, с приведённой схемой ничего общего не имеет. Колонки были некопанные. Так вот в фильтре есть даже режекторный контур на ВЧ, полосовой СЧ реализован на последовательном контуре, частоты среза естественно не совпадают (учитывали АЧХ головок и спад фильтров),….. Короче очень грамотно подошли. А по звучанию, серединка портит картину несогласованным по уровню криком. Это – основное.
Очередные результаты исследований. В заводском фильтре есть режекторный контур для ВЧ. Подключил эквалайзер и получил следующее: задираешь 4кГц до потолка и появляется верх. Видимо в попытке убрать горб АЧХ 6гдв, задавили весь кусок до 5 с гаком. Попробую убрать контур вообще. А ПФ для СЧ сделанный 1-м порядком образует последовательный контур, пик полосы пропускания которого точь в точь совпадет с горбом на АЧХ 15гд-11 (по паспорту. Вот такие “забавные” фильтры. К сожалению, мой анализатор спектра дал дуба, так что всё на слух. Но колонки с таким-же набором головок от другого завода работают абсолютно по другому. Но там и фильтры лругие.
У меня аналогичные фильтры. АС 1988 года выпуска, были под пломбами. Ваши какого года рождения? Видимо, было несколько версий данных АС с разными фильтрами. Насчёт крикливости СЧ – я бы не сказал: по-моему они сильно передавлены, так как вместе с ВЧ стоят после 2х8 Ом резисторов, а чувствительность 6ГДВ-6 значительно выше чувствительности 20ГДС-4. Но в принципе играет более-менее неплохо и нетипично для подобных АС, поэтому я в задумчивости: или оставить фильтр в оригинале (для аутентичности) или перенести хотя бы один из резисторов в цепь ВЧ-головки, чтобы выровнять чувствительность с СЧ.
Какой бас у этих колоночек при врезании фазоинвертора! А динамики как им рады! Еле колышатся!
Я этими агрегатами заинтересовался только по одной причине – они самые большие из себе подобных + приятный бонус в отсутствии на ВЧ 3ГД-31.
Бас у них неплохой и в стоке…
Мои подопытные 88 г.в. Фильтр один в один. только индуктивность фнч = 1.4 мГн. бас был весьма неплох и типичный для ЗЯ. Для ФИ объём маловат. Да и получить на выходе 25АС-109-1? Проще Вегу готовую купить.
А вот всё, что выше – тупик. Удаление режекторного контура C3-L3-R3 на звук не повлияло НИКАК. Вообще. 2х8 Ом – тоже странное решение. И звучание у них такое же странное.
Вега 102-2 играет гораздо “прозрачнее”, а ФИ конструкция контролируется хорошим усилителем.
Так что в этих пока идёт процесс замены НЧ голов и размышления о фильтрах. Почему начал с НЧ? – их есть у меня, они гораздо мощнее и тоже хороши в ЗЯ примерно такого объёма.
Мой опыт установки фазоинвертора на 25ас-121 только подтвердил его полезность. 2 трубы с внутренним диаметром 45мм и длиной 200мм установлены с двух сторон от ВЧ динамика, частота настройки 38гц. Динамики 35гдн1м-4 попались с Qts 0,39 и 0,46. Акустика не бубнит и держит бОльшую подводимую мощность на НЧ. При желании легко затыкаются заглушками.
Угу. Только 200 мм – не многовато? У меня 50 мм диаметр и по 180 длиной. Частота ровно 40 Герц. Звук просто обалденный.
Фазоинвертор никак не влияет на общую перегрузочную способность динамика, а на частоте настройки сильно её СНИЖАЕТ. Такова физика процесса. Поэтому я и оставляю эту пару ЗЯ. Для НЧ-СЧ только подниму частоту раздела до 900 Гц, чтобы облегчить жизнь СЧ головке (буду её менять илинет, пока не решил).
Несмотря на безумие в фильтре, мне их звук в стоке заходит нормально. Пожалуй, свои оставлю как есть, так как есть другая акустика, а тут всё же очень самобытный фильтр.
Вы шутите, или действительно не понимаете работу фазоинвертора? Фазоинвертор сильно тормозит динамик на частоте настройки, но для более низких частотах ящик с фазоинвертором становится открытым ящиком, тогда амплитуда диффузора сильно увеличивается и перегрузочная способность сильно падает. Для этого и существуют фильтр инфранизких частоты- сабсоники – срезать нч ниже частоты настройки фазоинвертора.
Чалов Денис! Сейчас перепроверил фазоинверторы, диаметр 45мм длина 198мм. Выходят из корпуса заподлицо передней панели. График импеданса АС показывает 37гц при расчетных 38гц. Бас очень хорош. Правда у меня теперь совсем другие динамики 35гдн1-8 6гдш3-4 6гд-11. и другие фильтры. Но и со старыми работали отлично.
Хм… А наполнение в ящике какое? Вата, синтепон?
Родная Романтиковская подушка
И внутренние стенки автомобильным карпетом простеганы за исключением места у порта фазоинвертора
Аа, ясно. У меня пустые ящики. Не всегда вата нужна в АС.
ФИ как раз и ставят, когда объем маловат, чтобы расширить полосу вниз. У Романтики объем рассчитан для ЗЯ и он совсем не мал. Про НЧ динамик пишут, что предназначен для работы в ЗЯ. Я свои переделывать не хочу и не буду. Низ плотный читаемый, не бубнящий, от 40-ка играет, инструменты звучат со своим характером, т е контрабас – это контрабас, бас гитара – это бас гитара, электронный бас – он же. ФИ убивает такую читаемость, и далеко не со всеми стилями музыки дружит. Получить очередную ФИ-бубнелку совсем не хочется. У меня комповоми полочниками S30B стоят, эта разница сразу бросается в уши.
Начитались? А теперь выкиньте весь этот мусор из головы. По физике фазоинвертору ящик нужен гораздо больше, чем для закрытого оформления. Для 35гдн тот ящик даже многоват. А для полноценного, не бубнящего фазоинвертора нужно литров 40-50. Нормально спроектированная система с фазоинвертором ничего не убивает. С данной системой у меня с конкретными динамиками получился достаточно хороший результат.
Вы бред пишите, там можно еще увеличить обьем и будет только лучше и ниже звучать!
Не нужно так самоуверенно. S30B и S30A, с ФИ и без, соответственно по низам 50 Hz и 80 Hz, при таком же объеме! Так что лучше читайте.
Чалов Денис, будете смеяться, но есть варианты фазоинвертора с объёмом, меньшим, нежели для ЗЯ. Дело исключительно в значении полной добротности, водораздел находится на 0,383, когда объём ящика равен 0,71 от экви, а ниже 0,383 или выше- объём меняется вниз или вверх, от инвертора по Бесселю до инвертора по Чебышеву. Я не слишком сложно бурчу?
Но ведь требуемый объём корпуса будет рассчитываться исходя из параметров НЧ головки. И голов, подходящих для этого, не так много. Скорее, очень мало.
И как будет звечать фазик со спадом по Чебышеву?
Фазик по Чебышеву позволяет применить головки с заведомо большой добротностью, при этом частота среза колонки оказывается прилично ниже резонансной динамика, правда, ценой конского объёма и волнообразной ачх у нижнего среза.
Как это звучит- не довелось, но при случае- применим.
Полагаю, в давние времена большинство инверторов были именно по Чебышеву, в них применялись высокодобротные динамики для приёмников, в огромных шкафах.Все книжки разрисованы именно этими шкафами, а порт инвертора был просто форточкой в этом шкафу
Для одного и того же динамика, с заданной добротностью ящик для фазоинверторного оформления будет больше закрытого. Я это имел ввиду. И что такое водораздел?
ФИ оформление делают тогда, когда параметры головки это позволяют. И только так. Денис Чалов абсолютно прав в том, что объём корпуса с ФИ при прочих равных – БОЛЬШЕ.
Я уже писал выше, у 121-х изначально вполне чёткий низ, с хорошей основой.
Проблема в СЧ-ВЧ. А они и впечатление от НЧ портят. Пропадают послезвучия и т.п.
Моё мнение остаётся прежним: ну очень странная акустика.
Сделав фильтр первого порядка с частотой раздела 1000 герц все четко по НЧ и СЧ. На ВЧ 3 порядок и с АС полный порядок.
Судя по разнообразию схем и бардаку в них: экспериментальные колонки, пробовали, что сами хотели. Возможно, основная идея – сделать что-то типа 2,5-полосника, но СЧ дин на эту роль не годится. Могла бы быть ровнее АЧХ в зоне совместной эффективной работы НЧ и СЧ динов, но они же В ПРОТИВОФАЗЕ! Поэтому в зоне совместной работы должны образовываться дикие провалы на АЧХ и бардак в направленности. Принцесса в шоке.
Закройте у любой АС с ФИ порт и услышите, нужен больший объем с ФИ или без него при том же динамике.
И как звучит необходимость объёма?
P.S. Неужели “фирмачи”, прилагающие к АС заглушки для ФИ, такие глухие и не имеющие измерительных комплексов?
Давайте по порядку.
“Денис Чалов абсолютно прав в том, что объём корпуса с ФИ при прочих равных – БОЛЬШЕ.”
Имеем НЧ головку и именно, исходя из ее параметров, проектируется акустическое оформление. Полагаем, что головка подходит под ФИ и ЗЯ. Считаем и получаем Vзя. Измеряем резонансную частоту системы НЧ-головка – ящик. Теперь в этом же оформлении рассчитываем и делаем ФИ, снова измеряем резонансную частоту системы. Cкажите, что с ней произойдет однозначно? Правильно, она уйдет вниз. Теперь перевернем задачу – что нужно сделать с объемом ЗЯ, чтобы уменьшить спад на НЧ для этой же головки – увеличить этот же объем, в идеале до бесконечности, чтобы упругость воздуха ЗЯ была бесконечно малой по отношению к упругости подвеса и никак уже не влияла. И в чем Денис прав? В том, что зная, что для ФИ нужен еще больший объем, взял и рискнул его сделать в имеющемся? Не здраво как-то. Он знал, что, расширит АЧХ вниз, поскольку эквивалентный объем 35 ГДН-1-4 = 50л, а объем Романтики 32л и наполнитель тут полностью не вытянет ситуацию, для ЗЯ с этой головкой, объем должен быть еще больше. А ФИ-то справляется. Я это делаю эквалайзером, меня все устраивает и не хочу вносить необратимые изменения.
И фирмачи делают заглушки для возможности выбора, хочу ли я массаж живота 25-30-ю герцами в придачу к размазанному басу, или мне достаточно 40-50-т и четкий, упругий бас, со всеми достоинствами и недостатками ЗЯ.
“И как звучит необходимость объёма?”
Как и у S-30B, c ФИ и S-30A, без ФИ в том же объеме, соответственно 50Hz и 80Hz.
Слишком много противоречащих друг другу выводов, связанных с не полным пониманием физики процесса. Увеличение объёма приведёт не только к снижению граничной частоты (где НИЧЕГО не играет), но и к снижению добротности головы в ЗЯ. Результатом станет горб (на 99 из 100) на частотах в районе 100Гц и перегрузка головы с её вылетом.
Объём АС – её неотъемлемая характеристика, и его изменение изменит форму АЧХ, а не только нижнюю граничную частоту. Влучшую ли сторону? – Вопрос открытый.
Что-то понимающие несут околесицу, сразу влезая на ступеньку выше оппонента, со всем своим пониманием. Увеличение объема приведет к тому, что головка будет играть заявленный диапазон, не более! Увеличивать до эквивалентного объема и не больше, если параметры головки не говорят нам, что так делать нельзя, а если можно и на пользу – значит можно и нужно. Пример – 10ГД-36 в салоне автомобиля, объем ого-го, никаких горбов в результате, низ на месте 63 Hz и не сгорает. А еще ниже головка будет пытаться воспроизводить, только если на нее подавать сигнал более низкой частоты и никак иначе, оформление никак не связано с приходящим сигналом, что за вздор? Если подавать частоту ниже диапазона головки и с большой амплитудой, она действительно вылетит и ЗЯ нормального объема тут не при чем, с таким же успехом она вылетит в любом акустическом оформлении. Просто изначальное заявление, что для ФИ нужен объем больше, при прочих равных, на поверку оказывается ошибочным. Почему бы это не признать, в компании с Денисом?
Почему не признать? ПАТАМУШТА ГЛАДИОЛУС.
И про салон автомобиля и некие подаваемые частоты, это к огнеборцам, а не к физикам.
Хотите о чём либо дискутировать – изъясняйтесь техническим языком.
“Объём АС – её неотъемлемая характеристика” – вполне отъемлемая – щит на улице и объем бесконечен. Некие подаваемые частоты? Однако! Вполне осязаемые ушами, и глазами, при наличии соответствующих инструментов, которые присутствуют в любом аудио материале. Вам технически и в цифрах? Пожалуйста, частоты находящиеся за нижним пределом диапазона динамика, для Романтики – <40 Hz. Про салон автомобиля Вы прекрасно поняли, динамики играют в салон, а акустическое оформление – ЗЯ очень больших размеров, которым выступает кузов автомобиля. Недавно бывшему однокласснику настраивал измерительным микрофоном Philips. Никаких горбов на 100 Hz нет. "Результатом станет горб (на 99 из 100) на частотах в районе 100Гц и перегрузка головы с её вылетом." – про причины возникновения перегрузки можно техническим языком от Вас услышать?
50 мм длиной 15 см-самое то.
На 10гд36 в автомобилях я в своё время много денег заработал, меняя порванные (не сгнившие) подвесы и перематывая катушки.
Ладно, о главном. При врезании фазоинвертора, Fрез повышается. Я про один и тот же объём. Соответсятвенно и добротность растёт. Горб растет при уменьшении, а не увеличении объема. Заглушки к фазикам фирмы прилагают для таких как Вы – с пеной у рта доказывающих превосходство ЗЯ перед любыми другими оформлениями. Головка, грубо говоря, не может подходить и для ЗЯ и для ФИ одновременно.
Вы рискнули предположить, чем я руководствовался при врезании ФИ в Романтику? Смело 🙂 Добротность моих 35гдн – по 0,4, резонанс – 33 и 34 герца, экв. объём 40-45 литров. Удачный материал подвеса и жесткая шайба. Удачные характеристики для фазика. Наполнитель оказался ненужным.
1. Я не с пеной у рта что-то доказываю, для моих ушей это ушеслышно, т е очевидно). Я с удовольствием слушаю с ФИ, но не все жанры, ЗЯ для прогрессив-арт и иже с ними, хард в том числе, с ФИ не катит, надеюсь вкусы вернутся к классике, тогда будет что-то на динах с высокой чуйкой + ламповый усь, если на макете оправдает – реализую.
2. “Горб растет при уменьшении, а не увеличении объема”. Физик – Аудиостроитель, на основании полного понимания физики процессов, пишет ровно обратное, извините за тавтологию.
3. “Головка, грубо говоря, не может подходить и для ЗЯ и для ФИ одновременно.” – может на пограничных характеристиках.
4.”Вы рискнули предположить, чем я руководствовался при врезании ФИ в Романтику? Смело 🙂 ” Вы переплюнули предположения, Вы даже смело встроили туда совсем другие дины. Смело? Надеюсь с замерами и перерасчетом ФИ?
5. “При врезании фазоинвертора, Fрез повышается.” Опять – 25! Частота всей системы всегда понижается, просто всегда, физика процесса и цель такая – понизить, иначе с ФИ вы бы зарезали диапазон по низу, а получается ровно наоборот. Есть резонансная частота у дина, как только вы его помещаете в ЗЯ, частота повышается из-за влияния упругость воздуха в ЗЯ. Далее вы делаете ФИ настроенный на определенную частоту, конкретнее ~0,615 от резонансной частоты в ЗЯ. Все! Резонансная частота дина в этой системе будет именно этой! Сколь можно одно и тоже толочь? Попробуйте обосновать вашу уверенность на примере колонок S30B c ФИ и S30A c тем же объемом и ЗЯ, но с ФИ 50Hz по низу, а без – 80Hz!
О! Ещё один Олег! Постоянные читатели и участники меня поймут 🙂 Ладно, пройдусь по Вашим пунктам для приличия. От дальнейших дискуссий воздержусь. Итак:
1. Какой бы АС не была, она обязана играть одинаково плохо или хорошо любые жанры. В противном случае это ящик с динамиками, просто издающий звуки.
2. Физик-аудиостроитель – это Вы о себе? На основании полного понимания физики процессов, смею утверждать, что таки с уменьшением объема горб растет. При уменьшении объема, из-за уменьшения гибкости колебательной системы, растет Fрез этой системы, соответственно горб на импедансной кривой растет.
3. Повторюсь, выразился грубо. Если говорить точнее, то при определееных параметрах головок и ящиках, конструкций, есть вероятность найти головки подходящие и для ЗЯ и для ФИ.
4. НЧ там родные. Украинские. ФИ я там не пересчитал, а расчитал. На 40 Гц. Пересчитал я всю конструкцию в целом.
5. Вы совершенно не понимаете смысла фазоинвертора. Он поднимает резонанс динамика, но понижает диапазон воспроизводимых частот. По этой причине фазоинверторные системы должны быть крупнее ЗЯ с одной и той же головой. Фазоинвертор не расчитывается на конкретную частоту. Он расчитывается так, чтобы добиться максимально ровной АЧХ. В S-30A резонанс в районе 70 Герц, у В-шки – в районе 75-80.
Александр, не вступайте в полемику, не разбираясь хотя бы хорошо в вопросе.
Я вообще не рад, что ввязался, но чувствую ответственность, перед теми, кто будет это читать и рискнет сделать по отзывам, не особо разбираясь. По-этому, до выяснения ответа в этом вопросе, я буду здесь, потерпите уж. Вам он, ответ, тоже не помешает.
“1. Какой бы АС не была, она обязана играть одинаково плохо или хорошо любые жанры.” – большое заблуждение, одинаково не будет никогда! Есть акустика с чуйкой 86 db а есть, к примеру, с 96 db. Как по вашему, какая передаст микродинамику и сцену? В каких стилях это важно? Что будет с другими стилями? Тут для Вас явно простор для роста. И поймите, я только за правду, а не спорить ради спора, я легко признаю свою неправоту, в отличии от некоторых.
2. Аудиостроитель – ник другого человека, читайте внимательнее ответы, он, по его словам, физик, думаю по образованию, что не мешает ему выдавать перлы.
4. Сорри! Почему-то ответ Андрей С 28.03.2019, 13:20 запомнился как Ваш.
5. “Вы совершенно не понимаете смысла фазоинвертора. Он поднимает резонанс динамика, но понижает диапазон воспроизводимых частот. ”
Зачем! бросаться такими заявлениями? Я скажу, что это Вы не понимаете, причем, абсолютно! Пишите совершенный бред и очень уверенно. Это все-равно что сказать – “Я сыплю в чай соли, но он становится слаще!”. Отсылаю Вас к тому, что советовали мне выбросить из головы – читайте, читайте и еще раз читайте! А чтобы была мотивация, замерьте резонансную частоту НЧ динамика у Романтики с закрытым плотно ФИ и с открытым. Методом измерения напряжения на источнике тока и с генератором, будет достаточно и не сложно. Вы сильно должны будете удивиться, она с ФИ понизится! Я проделаю на выходных то же самое с S30B. Результаты со ссылками на фото, сюда. Если будет по вашему, тогда я сильно удивлюсь и пойду читать.
Что вы, право, как дети малые! Денису повезло с динамиками, такую добротность у 25ГД-26 днём с огнём не сыскать, потому и ФИ, и ЗАС будут звучать. А вот у кого динамик с Q=1,5 , а это в допуске, дык ничё и не поможет. Попробую разрулить:
1.Если дин в ЗЯ уже имеет большую добротность и, соответственно, горб, то врезка ФИ усугубит и то, и другое. 2.Действительно, резонансная частота динамика при врезке ФИ ПОВЫШАЕТСЯ. Это видно по ЧХ сопротивления: правый максимум сопротивления АС с ФИ чуть выше по частоте, ниже по уровню и гораздо круче, чем максимум у той же АС без ФИ. Кто раз измерил, не забудет.) Расширение диапазона вниз происходит в результате взаимодействия двух связанных колебательных систем, причём добротность ФИ порядка 5…20 единиц, несравненно больше добротности дина.
3. Это значит, что АЧХ изменяется во времени! То есть, при появлении сигнала, попадающего в рабочую полосу ФИ, сначала слушаем ЗЯ, потом через пару периодов – уже ФИ. Ну а при пропадании сигнала – слушаем один ФИ на его резонансной частоте, пока не выдохнется, падла.) Спасает одно – в музыке нарастание и спадание уровня НЧ в основном плавное, и мы этого просто НЕ СЛЫШИМ.
4. Ткните пальцем в того, кто делал ФИ и знает, какая добротность ФИ у него вышла. А кто рассчитывал ФИ по формуле, в которой есть добротность ФИ? А ведь такая формула есть. АС с существенным заполнением объёма поглотителем и с добротностью ФИ Q=2 и та же АС без заполнения и с добротностью ФИ Q=20 – совершенно разные по АЧХ и по звучанию, первая может звучать вообще неотличимо от ЗЯ. Кто в это всё вникает?.. И большинство слушателей выберет второй вариант, так как бумкает-то сильнее. А правда – посередине.
Николай, когда-то заморочился с измерениями и опытами, что дошел до того, что нашёл какой-то очень мелкодисперсионный порошок, пыль мелкую проще говоря, распылил его возле колонки и фазике. Снял на видео и просмотрел результат воспроизведения 25 Герц (частота настройки ФИ) замедленно. И вот что меня удивило: начало движения воздуха в трубе и диффузора головки совпадают. Проще говоря, двигались синхронно. Ну, или почти синхронно – камера не для скоростной съемки была. То есть я узнал, что если и есть сдвиг фазы между ФИ и диффузором, то никак не 360, 180 и даже 90 градусов. Насчет добротности 1,5 у 35гдн – странно. Ни разу таких в руках не держал. Даже 92-93 гг выпуска. 0,8 максимум.
Да, пожалуй, Николай несколько преувеличивает… Я тоже не встречал ни разу даже 25ГДН-1 с такой добротностью, даже 90-х годов выпуска…
Я это к тому, что добротность 1,5 – по паспорту норма:) Такого реально не встречал. По пыли в фазоинверторе: на частоте резонанса так и должно быть. Тем более, что отличить 0 градусов от 360 при синусоиде нет способа.) Интереснее было бы посмотреть на частотах чуть ниже и чуть выше резонанса ФИ.
Нашёл давние характеристики 35АС-028 ЗЯ и ФИ. Простите за качество, была бумага в клеточку, пришлось чистить фон, чтобы в 500кб влезло.
Горб взамен ровной ачх на нижнем срезе от увеличения объёма против оптимального – это что-то новое для меня, ткните носом в физику такого явления. Моих знаний явно не хватает
У ЗЯ такого не бывает. У ФИ может быть, надо одновременно огромный объём и низкую добротность динамика. Во всех остальных случаях увеличение объёма – хорошо.
У всех бывает, Николай Марков. Пример проще некуда: размер обуви, ваш личный. Докажите мне, что в обуви, взятой на три размера больше, удобнее ходить.
Тогда соглашусь с вами насчет “большой объём -лучше” .лучше, чем что? -Чем малый ?
Был у меня напарник, остолоп, каких мало, зато упрямый . Он тоже проповедовал эту теорию, что больше- значит лучше и самый лучший объём для ящика- бесконечный. Спорить было бесполезно, мозги забиты соломой.
Александру на его возмущенные комменты. Вы будете жутко смеяться, но принцип работы динамика в инверторе вам совершенно точно рассказали, отчего вы впали в когнитивный диссонанс. Но как бы там ни было, все происходит именно так: динамик своей энергией подкачивает резонансный контур инвертора, настроенного на более низкую частоту, за счет подкачки и реакции объёма инвертора резонансная динамика становится выше, нежели просто в ящике того же объёма. А инвертор , получивший пинка от динамика, излучает в отверстие порта на более низкой и близкой по фазе частоте, излучение суммируется с динамиком , полоса вниз протягивается, отдача растёт, крутизна среза ниже частоты порта растёт. Всё просто и скучно.
Добротность ФИ вещь реальная, проявляется в виде горба с разной крутизной скатов , специально занялся этим как-то, пришел к выводу , что щелевой порт самый лучший в плане эффективности, а длинная труба -худший из всех вариантов.Но в плане удобства трубы все применяют именно трубу и подлиннее. При этом горб отдачи порта размазан , наезжает на срез динамика, на стыке яма, слитность нулевая, отклик никакой, одна гудёжка.
Иногда достаточно небольшого отверстия в стенке ящика для уверенной работы инвертора, чем возня с трубой, с нулевым результатом.
Александр, ФИ не есть костыль для исправления паршивого закрытого ящика, а отдельное оформление, намного более сложное в расчете, измерении и настройке нежели ЗЯ. и просто взять и расширить полосу вниз, врезав трубу в ящик, скудный по басу – чистой воды неграмотность
Александр АБ: эффективность фазоинвертора складывается не только из формы этого фазика, а также от формы ящика, головы, гибкости подвеса, наполнения и тд. Если в каком-то конкретном случае щель оказалась лучше, это не значит, что с другой, например, головкой, будет так же.
Тут поспорю. труба это всегда компромисс не в нашу пользу. Классический резонатор это шар с дыркой.
Измерьте ачх трубы и ачх дырки(щели), сделайте выводы. Я свои сделал.
По-другому скажу: возьмите 3-5 разных басовичков. Засуньте их в свои объемы и врежьте сначала трубы, потом щелевые порты. Во всех случаях результат будет разный. Где-то эффективней труба, где-то порт. А! И с наполнением поиграйтесь.
Посмотрел в старую схему (с моими измерениями), а у меня все индуктивности чуть меньше. Возможно, что LCR-метр привирает. Хотя на С и R погрешности особо нет.
А пробовали слушать эти АС со снятыми передними пластиковыми панелями, да и со снятыми сетками с НЧ, СЧ? (Предварительно хорошенько уплотнив все соединения ящика, посадочные места головок и бокса СЧ).
Кстати, металлическое основание для фильтров – не лучшее решение.
Почему Вас смущает стальная основа? Я недавно проводил эксперимент, по приборам ничего не показало по индуктивности, металл или дерево – одинаково.
Со снятой панелью ачх кривее, звук хуже, решётки на слух не влияют, а железная пластина на индуктивности влияет очень слабо.
Добрый день! Смотрю, правильные вещи пишете.
Скажите, вы с Украины? У Вас можно было бы заказать переделанный фильтр для данной АС? Хочу установить вместо СЧ 5 ГДШ-5-4 (4 ГД-53), и частоты раздела немного “подвинуть”.
Здравствуйте. Могу спаять. Но двигать частоты и менять динамик без измерений это пустая трата времени.
Я понимаю. В курсе про замер параметров.
АС стоят в гараже, чего-то “грандиозного” от них не требуется, хочется просто поменять середину, и что-бы было лучше, чем сток.
Напишите пожалуйста контакты для связи с Вами. Живу в Харькове.
Снятие сетки помогает только выше 5000Гц (в данной АС только на ВЧ динамике) В эстонии
35 АС-021 немного помогает снятие сетки и со средника.
Купил такие колонки , 90 год , фильтр соответствует первой схеме с двумя кондерами по 30мкф ,одним на 1 и одним на 3,9.
Бас понравился, мощный ,глубокий точный , зя рулит.
Но вот сч словно одеялом завешаны , вроде есть но как будто в соседней комнате.
Что сделать чтобы сч стали ярче и прозрачней? Может их синфазно подключить или что нибудь в схеме поменять?
Вч вроде обычные ,ничего особенного ,но и на уши не давит как в 50ас-106
Со второй схемой – ничуть не лучше. НЧ вроде и есть, но вот убогая середина портит и низ. Не слышно ни удара по струне бас гитары при игре дабом, ни улара струны контрабаса по грифу, …… Один основной тон, а он не есть музыка. Сами СЧ действительно никакие, а они – основной диапазон. ВЧ – тусклые, как ноябрьское небо.
А если чисто теоретически от с90 фильтр поставить,что будет?
Попробовать можно. Фильтр СЧ у S-90 реализован лучше (на мой взгляд), да и НЧ там вторым порядком режется (если память не подводит). Должно ситуацию подправить.
Фильтр АС не является самостоятельной деталью. Это часть схемы АС. Простая замена одного фильтра на другой ничего не улучшит.
Анализ “романтических” фильтров уже в процессе. Вторая версия тоскливее первой. Сравнение с ноябрьским небом прямо в точку, ВЧ там в полном пролёте.
На днях разберу 50АС-106 и вылижу их модифицированный фильтр,а так можно взять от орбиты
от универсального фильтра- месяца 3 назад другу переделывал по его подобию
https://ldsound.info/kvaziuniversalnyj-filtr-dlya-3-x-polosnyx-as-tipa-s-90-50as-106-35as-016-35as-021/
Статья обновлена, добавил фото и описания.
на днях перебрал колонки Романтика 25ас-121 на всех динамиках имеется буква “М” а вот с платой фильтров что то странное!!! ни к первой ни ко второй схеме не подходят. Стоят 2 конденсатора по 30мкф но не парралельно как на первой схеме. стоят два резистора последовательно, но по 6,8Ом каждый, между ними идет отвод на конденсатор в цепи СЧ динамика, но конденсатор не 1 а 2мкф
Пришлите схему, пожалуйста!
Добрый день, имеется вопрос по фильтрам данных колонок, в моих колонках фильтра соответствуют первой схеме, там где 2 конденсатора в параллель по 30мкф, так вот решил я проверить индуктивности катушек прибором и ничего не понял, ни одна катушка не соответствует номиналам на схеме, на пример та что идет на низкочастотник имеет индуктивность 0,27мН, а по схеме 1,3 должно быть, остальные так же вне номиналов даже близко, нету ни 0,5 ни 0,7, везде меньше показывает индуктивность. Внешне фильтр полностью заводской без вмешательств, т.е. пайка еще родная заводская. Вопрос не может ли быть ошибка в схеме, или могут ли сгореть катушки (на пример при длительном прослушивании на максимальной мощности от перегрева получилось короткое замыкание межвитковое), возможно ли такое? Кто то из владельцев может измерить индуктивности своих катушек и выложить здесь?
Прибор которым проводил измерения исправный, проверял до этого на других катушках которые имеют маркировку, все соответствовало, плюс сам расчитывал и мотал катушку, тоже все показывало верно.
Еще, интересно как расчитывались данные фильтра, по какой методике, вот на пример попробовал расчитать сам для нч динамика, частота 500гц, сопротивление 4ом, получилось катушка 1,27мгн (ну прммерно 1,3 по схеме соответствует), а вот конденсатор у меня получается 79,6мкф (примерно можно 80мкф), откуда в схеме 60мкф, как у них это получилось, из каких соображений, ни по одной формуле такого не получается. Считал по описанию в статье с вот этого сайта, автор вроде как уважаемый Васильев https://rcl-radio.ru/?p=6229 . Или может я не прав, кто то знает?
Пришлите фото внешне. Катушки не сгорят, скорее динамики сгорят.
Теория по расчету ничего общего с практикой не имеет.
А прежде, чем мерить индуктивности, Вы, я надеюсь, отпаивали катушки от схемы?
Вчера еще раз измерил индуктивность катушки, получилось 1.66мГн, моя ошибка как раз заключалась в том, что я не отпаял катушку от схемы, отпаял только динамики. Это уже конечно намного лучше но все же не 1.3мГн. Стоит подгонять ее под 1.3 мГн и увеличивать конденсатор до 80мкф или нет, чтобы соответствовало расчетным?
У вас фильтр какой схеме больше соответствует? Не по номиналу деталей а по количеству. Фото прикрепите, не помешает. В первом варианте без конденсаторов 1,57 мГн, что сходится с вашей в некой степени.
Схема моих фильтров соответствует первой схеме, писал про это выше, там где стоит только один резистор и два конденсатора параллельно нч динамику по 30мкф. Фото не могу прикрепить так как размер получается по 1,5мб, сделаю другие фото с худшим качеством.
Можно готовое фото в Paint сохранить с расширением .png
Не трогайте катушки. Если они одинаковые, 1,66 мГн, это даже хорошо. А ёмкости в 60 мкФ даже много, а Вы до 80 хотите поднять. Зачем?
Во второй колонке пока не проверял индуктивность катушки, пока разобрал полностью только одну, вторую не трогал чтобы не валялось все огромной кучей.
Если фильтр нч считать типа Баттерворт, частота среза 540гц тогда по идее можно не менять катушку как раз расчетная получается 1,67мГн, а вот емкость расчетная получается 52мкф (в колонках сейчас 64мкф – измеренная), т.е. можно и уменьшить чуть чуть.
Вы не учитываете индуктивность звуковой катушки, а в схеме нет компенсирующих цепей…https://ldsound.info/boucher-zobel-compensating-chain-for-speaker/. Приблизительные АЧХ фильтров – постом ниже.
Вы будете крепко озадачены результатом, если снимите ачх фильтра с нагрузкой резистором (сколько там у вас- 4 Ома или 8?)
а потом вместо резистора впаяете динамик и увидите его ачх по давлению. После этого можете долго доказывать всем тутошним – про 21 й век и про умные программы и про умного себя. А мы посмотрим.
Первая часть статьи по анализу фильтров готова: https://ldsound.info/25-as-121-romantic-filters-analysis-of-factory-filters-part-1/
21 первый век на дворе, полно всяких программ и калькуляторов, в которых все можно посчитать и проверить то, что указано на схеме и, то что получается по расчетам, заодно и проверить правильность указанных номиналов. Когда разрабатывались эти колонки в далеких 70 или 80х годах, у людей к сожалению не было столько информации, интернета и уже готовых программ в которых можно было все посчитать, в отличие от нынешнего времени. Поэтому есть какая то доля сомнения в правильности указанных номиналов. Расчеты проводил по калькулятору на сайте http://www.aie.sp.ru/Calculator_filter.html
Программы и ручной расчет ничего Вам не даст. У динамиков разные кривые АЧХ и импеданса, о чем может быть речь?) Так что если что-то не сходится, это еще не означает, что сделано не верно. На заводе их сводили микрофоном, а не теорией.
Фото фильтров и нч динамика с маркировкой 1М
Было бы интересно замерить индуктивность любой из катушек на это железной плате и открутив от неё.
Замерял. Одинаковые.
Далась всем эта индуктивность. Лучше бы о взаимовлиянии параллельно установленных катух подумали, да ещё и на общей железяке. А то в усилках борьба за 0,0000… КНИ, а в фильтрах АС колхоз. ИМХО.
По индуктивности на железе:https://ldsound.info/as-40-8/#comment-40973. На железе наведённая ЭДС будет раза в 3 больше на НЧ-СЧ, чем на доске. Но если катушки из одного звена – никто ничего не услышит.
В НЧ звене фильтра одна катушка, значит любая, стоящая рядом, – из другого звена. И даже в одном звене фазовый сдвиг на катушках будет разный.
Почему так делали, понятно: крепить проще. ))
Это из разряда шипов, посеребрённых проводов и бамбуковых конденсаторов.
Нет, это из разряда лужёных осциллографов. На НЧ часть фильтра АС подаёте мощный сигнал, а на соседней катушке, установленной впритык и параллельно к НЧ на общей железяке и отключенной от сигнала, смотрите осциллографом.
И дело не только во взаимопроникновении диапазонов и фазовых сдвигах исходного сигнала. Противо-ЭДС мощного НЧ динамика также добавит своих проблем, которых в исходном сигнале не было, и всё это будет излучаться катушкой НЧ фильтра.
И чем больше в фильтрах подобного колхоза, тем больше в звуке грязи и размазни. Хотя на фоне других, ещё больших косяков и убогих динамиков, этого может быть и не слышно.
Вот пример кроссовера любимой Вами Dynaudio, где на вид всё сделано как бы по уму:
у меня точно-такие схемы фильтров-только вместо 3,9 мкф–стоит 3,3 мкф–думаю это не критично.
на ходу подкиньте 0,5мк к вашему 3, 3 мк, услышите и поймете сами.
3.3 и 3.9 это внушительная разница. Но слух такая штука. все устаканивает и привыкает .
А что если катушки индуктивности экранировать, на пример накрыть подходящей по размеру крышкой (что то типа жестяной банки)?
Я не добавлял бы железяк, а наоборот, убрал бы все и развернул катушки перпендикулярно друг другу.
Но ничего не навязываю.
Фильтр S-90D:
https://ldsound.info/wp-content/uploads/2018/05/s90d-ldsound.ru-7.jpg
Эффект от помехи, наведенной рядом стоящей катушкой , просто обнаружить, если скажем, басовый динамик заменить эквивалентным резистором, и дать на нч фильтр мощный шум. Вход вч фильтра закорачиваем.И если наводка от басового фильтра лезет в вч контур, мы её услышим в вч динамике, заодно подвигаем катушками , убрать эту помеху , не впадая в крайности. А то поситаешь, как разносят катухи на полметра…Такие впечатлительные.прям….
В крайности не надо. Просто все катушки перпендикулярно друг другу и подальше от НЧ, в пределах разумного.
Если на среднечастотник перед катушкой L3 (первая схема) поставить конденсатор на 30мкф для среза низкой частоты, это спасет в какой то мере ситуацию или нет?
Вы задали очень умный вопрос и правильный и вовремя. такое включение средника провалит общий импеданс колонки внизу, а средник будет перегружен однозначно. Схема явно косячная, так делать нельзя категорически. Обязательно нужен разделительный конденсатор, в районе вами указанном, 33- 47- 68мкф
Я пробовал так включать средник, резистором и катушкой валить ему низ , звук был божественный, как никогда, но провал импеданса огромный. Отказался от такого способа. но ещё вернусь .
Вторая часть статьи по 25АС-121, варианты игры с первой схемой, на доработке у LDS.
Вторая часть статьи готова! https://ldsound.info/25-as-121-romanticheskie-filtry-chto-delat-chast-2/
Вчера проверил индуктивность всех катушек в своем фильтре (первая схема), вот что получилось:
L1 = 1,66mH
L2 = 0,64mH
L3 = 0,76mH
L4 = 0,42mH
А также заодно проверил сопротивление и индуктивность катушек динамиков:
1. 35ГДН-1м- 4ом
R = 3,4ом
L = 0,26mH
2. 20ГДС-4м- 8ом
R = 6,4ом
L = 0,3mH
3. 6ГДВ-6м- 16ом
R = 12,2ом
L = 0,07mH
Кто знает, надо ли добавлять цепь Цобеля для ВЧ динамика или достаточно для НЧ и СЧ добавить?
Просто так добавлять цепи Цобеля вообще не надо. Для ВЧ Цобеля не видел ни разу, бывают последовательные контура в параллель ВЧ для компенсации прыжка сопротивления на резонансе. Индуктивность 35ГДН что-то маленькая. Какая частота измерения?
Индуктивность проверял просто LC метром.
Когда подключаете динамик, он должен чего-то ныть-свистеть, оценить частоту можно. Судя по измеренным индуктивностям СЧ и НЧ, несколько кГц, где токи Фуко половину или больше индуктивности съедают.
Измерял следующим образом, клал динамик мордой вниз, сзади подключал клемы прибора, после нажатия кнопки на приборе динамик начинал пикать (на слух конечно сложно оценить частоту, но по-моему она менялась).
Тестер Mega328
Есть еще предположение что НЧ динамик перематывался, так как полярность которая написана на его корпусе, не совпадает если проверить от батарейки или блока питания примерно 1,2в. Возможно поэтому, но визуально с ним все нормально, нигде ничего не отклеено, не порванный, играет нормально без хрипов.
Третья часть статьи о 25АС-121 готова: https://ldsound.info/25-as-121-romantic-filters-what-to-do-number-2-part-3/.
Никто не пробовал менять средне-частотный динамик 20гдс на 5гдш-5-4, с доработкой фильтра, интересно что получится, наткнулся на статью про доработку с90 (описание нашел тут http://www.diagram.com.ua/list/audio/audio22.shtml) и там как раз описывается возможность установки этого динамика вместо 15гд-11а ( 20гдс). После окончания работы с корпусами своих ас обязательно попробую.
Если верить https://ldsound.info/3-x-polosnaya-as-na-75-gdn-1-4-5-gdsh-5-4-i-6-gdv-4-8/#comment-42154, получится хорошо, ПАС в окна обязательна. Не слышал связку 35ГДН-5ГДШ5, не скажу.
Я всегда менял 20гдс на 5(6)гдш-5-4.Звук меняется кардинально.Небо и земля.Звуком доволен.На словах не обьяснить.Нужно только услышать)
Завтра выложу схему от веги 50АС-106 (переделаную) У нее тот же набор головок.
И не нужно менять средник– родная схема совсем неудачная.из за этого он и хрипит.
Восстановил корпус пока только одной колонки, вторая готовится. Старую пленку снял, корпус зачистил, выровнял с наружи и проклеил изнутри все стыки, сверху покрыл шпоном ясеня.
Там же шпон под лаком! Какая плёнка?
В моей версии была именно пленка темно коричневая под дерево, возможно раньше делали нормальные корпуса со шпоном под лаком, а потом стали делать с пленкой. Мои ас 90г выпуска, по крайней мере на динамиках так указано.
Да, была и пленка, подтверждаю. Шпон строганный? Чем клеили и как?
Какой именно шпон не знаю, знаю только что это ясень и толщина 0.9мм, покупал не сам, а клеил на пва Д3 влагостойкий. Технология следующая, клей наносится на шпон и на корпус колонки, сохнет минут 20-30 почти до прозрачного состояния, потом ложил шпон на корпус и приклеивал утюгом, утюг должен быть не сильно горячий, примерно на 2. Заготовку шпона лучше промазывать клеем всю полностью от одного края до другого, тогда края не так растрескиваются. Да есть небольшие трудности, шпон пытается свернуться и края начинают трескаться но в результате получается хорошо.
Можно добавлю свои 5 копеек? ))) Ни один современный утюг не даёт равномерный нагрев – они все интенсивно греют, а потом остывают. Для равномерного прогрева. Покупаете старый, годов 50х. Там нет “крутилки” и нагреватель до 500вт. А для понижения температуры включаете его через ЛАТР.
Как получить 0.327мГн и 0,143мГн— размотать катушку 0,7мГн до 0.327мГн ,а из оставшегося провода намотать 0,143мГн.
Конденсаторы неполярные — докупить.
Прошу не ставить 0,25 Вт резисторы последовательно с 20 Вт динамиком того же сопротивления. Плохо будет спать вся страна. Нарисуйте в следующий раз хотя бы 1 Вт, что ли. Касается всех резюков в СЧ и ВЧ звеньях.
При сборке колонки обнаружил что на обоих НЧ динамиках не правильно указана полюсовка, т.е. там где написан + на корпусе динамика, там в реальности оказывается минус. Посмотрел фотографии которые я делал перед разборкой и отпайкой проводов от динамиков, и получается что провода были припаяны в соответствии с маркировкой на динамике, но при проверке батарейкой полярность получается неверной, на оборот. Возможно заводская ошибка о которой не знали и не проверяли при сборке. Кто владеет такими же колонками или если у кого-то есть такие же динамики пожалуйста проверьте полярность, для подтверждения гипотезы. Ну и на всякий случай всегда проверяйте правильность маркировки полюсов на динамике, так как может быть все что угодно.
Разобрал одну колонку. Подтверждаю, обозначение плюса на корзине НЧ динамика неправильное (1991г.в.) Плюсовой провод отсоединил, проверял пальчиковой батарейкой. Все было по схеме, как у колонок Александра.
Имеется пара 35ГДН 1М-4 от этих ас. Подтверждаю, полярность не соответствует маркировке на корзине динамика, на обеих головках. Видимо в этом и состоит секрет буковки “М” в обозначении динамика:)
По сч,вч звучат лучше ,чем с50б . Хотя в пиковые моменты вч чуть больше песочит.
И с50б по сч не могут дисторшн и металл играть , сьедают звук , эти могут.
По басам с50б наверное интересней, глубже, качёвей , всё таки фи и нормально настроенный.
Шумовая граната у них получилась а не АС)))
На СЧ выбросы просто нереальные…
https://youtu.be/7YSt-F25lac
Сравнение звучания с Эстонией.
https://youtu.be/jSVj1-9qZkk
Выпускались с января 1987г.
1986г.в. если и были, то предсерийные образцы.
по этому фото включение второй емкости не так как в паспорте , нч звучат с нотками вч и как-то спокойней , без бубнежа . говорят всего три заводских схемы , хотелось бы увидеть … может есть у кого нибудь ?
Для Александр–Доброго времени! Это схема с моих колонок=конденсатор С4 (вместо штатного 3,9 микрофарад–стоит на 3,3 микрофарада)–немного дали “дышать” СЧ-динамику–20 ГДС. Делал не я–но меня по звуку все устраивает. Прежний хозяин экспериментировал. Все остальное–без изменений…
Доброго . Спасибо ! Чем дольше я смотрю на эту схему , тем больше вижу не соответствий заводской . Даже подача сигнала другая . Попытаюсь зарисовать ее и послушать . Вдруг у Вас появится возможность , пофотайте ее более детально . Очень может быть , что она намного лучше заводской !
Вот такие фильтры были у меня. 1988 г.в.
вероятно с схеме из паспорта колонок допущена ошибка т.к. СЧ дикамик нельзя включать без разделительного конденсатора. Кто-нибудь встречал фильтр собранный по паспортной схеме она вообще собиралась? Если проследить схему по собранному фильтру то получается собирали по схеме приведённой пользователями выше, схема от Евгения
Зачем нужна квадратная решётка на ВЧ динамике? Варианты ответов : 1. Чтобы рассеивать ВЧ волны 2. Чтобы динамик не проткнули (отпадает т.к. ячейки крупнее центра диафрагмы динамика) 3. Чтобы испортить внешний вид 4. Круглые сетки закончились 5. Планировалось установить другой динамик
Скорее всего, никто и не задумывался. Сделали не такую как у всех, на первый взгляд – прилично, да и отправили в серию. Если уж фильтры лупили какие в голову взбредёт, то решётка была просто мелочью жизни.
если бы не эта решётка была бы копия Эстонии
Чтобы распознать в Романтике копию Эстонии нужно иметь буйную фантазию.
25 АС-311 «Эстония» https://ldsound.info/25-as-311-estoniya-aktivnaya/
Приобрел колонки 25АС-121 1991г.в. , их цвет при дневном освещении бордовый, а при лампе накаливания коричневый. Фоторедактор называет его “блошиный (красновато-коричневый)” 🙂
Металлик – хамелеон!
Сегодня добрался до разборки второй АС и ещё раз отмечу, что сделаны ОЧЕНЬ качественно. Резиновые прокладки, втулки, шайбы, ….. провода в жгутах под скобами с кембриком, всё по высшему разряду.
Если бы не совершенно дурацкие фильтры, та акустика была бы не сильно хуже Веги 109-1(2).
Сделаны колонки действительно качественно. Но мои 25ас-121 1991 года играли по разному особенно на басах. Вскрытие показали что в одной колонке стоял 35гдн-1м-4 с добротностью 0.7, в другой с 0.39. Середина глухая с призвуками, скорее всего раздемпфированная резистором 8.2 ома без разделительного конденсатора. Ящики действительно хороши
Андрей_С , прогнал свип-тон на слух. До 500 Гц одна из колонок несколько раз играла тише (ухо закладывало), и у нее же (у тихой) на 200-250 Гц чуть звенело.
На задних крышках по 2 пломбы, клеймо напоминает схемное обозначение транзистора, это заводское клеймо?
Для FLANER–пломба(клеймо) похоже на самопал–сам такие делал лет 20-25 назад–берешь карандаш–вырезаешь любой рисунок–надфилем полируешь–и вуаля!– на пластилине классно получается… Как заводское–тем более сейчас мало кто знает и помнит какие были клейма на заводах в Союзе…
Стоял штамп ОТК.черный сургуч.
Сургуч твёрдый и коричневый. Чёрный и мягкий- это битум. Пломбы битумом заливали.
Купил такие колонки в гараж. Немного сомневался в оригинальности, на шильдике Романтика, 25 АС-121, но расположение динамиков не строго в вертикальной оси, вместо пластмассовой морды гриль с тканью, фильтры другие чуть и крепятся на дне вместо задней крышки. В общем все не как здесь на фото. Пломбы в виде краски на болтах шильдиков, фильтров и динамиков были, задние крышки только с неродными винтами, саморезы длинной в пол корпуса (которыми индуктивности посрывали с плат). Но нашел в сети и такой вариант исполнения этой АС, успокоился.
Немного подтянул состояние (проклеил стыки внутри, заменил уплотнители, установил терминалы на задние крышки), подключил к автомагнитоле, радио играет хорошо. Звук приятней чем в 10 МАС-1М что играли ранее, особенно по части баса. В общем апгрейд гаража удался.
Планирую еще некоторые действия с этими АС провернуть. Собственно, нужен совет, стоит ли это делать, будут ли какие-то хоть теоретические улучшения в звуке:
– заменить основу фильтра с железной пластины на дерево или смонтировать все элементы на сам корпус и под шумок провода на потолще;
– 2 из 4х индуктивностей установить боком, они все по углам пластины, любые 2 диагональных;
– замена обеих 20 ГДС-1М-8 (один из них с покоцанным диффузором, у обеих замяты колпаки) на 20ГДС-4-8 (вот тут самый главный вопрос, стоит ли, как я понимаю ругают эти ГГ тут многие, и если да – надо ли что-то делать с колпаками и фильтрами);
– оба 35 ГДН-1М-4 (замяты колпаки, выцвели диффузоры) на 25ГД-26Б, динамики вроде идентичны по всем параметрам, тут вроде вопросов возникать не должно, но на всякий случай тоже прописал.
Ну и бредовая идея. Так как из магнитолы 4*50Вт выходят (знаю что их там нет, уже на половине громкости на этой АС начинают лезть искажения, но так написано), хочу каждую колонку раздельно НЧ и СЧ+ВЧ подсоединить. Есть в этом смысл, звук как-то поменяется? И надо ли что-то с фильтром в таком случае делать? НЧ так и будет 4 Ома а в каналах СЧ+ВЧ что получится, 8Ом? Ну если разные сопротивления, чем это грозит магнитоле?
Спасибо заранее за ответы и советы!
Не нужно ничего делать. Тем более для гаража. Оставьте как есть. НЧ и СЧ/ВЧ раздельно – даже не думайте о таком.
Почему так категорически? Я так понимаю если 4 выхода, то сигнал в тыл/фронт там одинаков что в левом что в правом каналах, без задержек. Может мощнее играть не станет, но нагрузка на усилитель магнитолы распределится равномерно, на транзисторы, греться будут меньше на большой громкости. Плюс доп регулировка появиться, баланс на тыл/фронт, соотв. НЧ и СЧ+ВЧ. Вопрос лишь в разном сопротивлении, как оно повлияет. Ну это так, размышления вслух. Потому и спрашиваю)
Не категорически, просто не вижу смысла) Пробуйте конечно.
Эти колонки неплохо звучат и в стоковом (заводском) исполнении, если дины живые… Промазать, проклеить, все протянуть и будет все норм… Судя по фото–фильтр уже в урезанном другом варианте….
“Эти колонки и так неплохо звучат и в заводском исполнении–если дины живые…
Интересный ньюанс с этой АС в варианте корпуса с грилями в ткани. Стенка передняя на которой смонтированы динамики – сьемная. Зачем усложнили конструкцию, в чем назначение такой возможности? Ну и маркировка динамиков без “М”
Расположение динамиков не по центру. Но логотипы завода Романтика. Я помню, у нас была 1 шт, такое же расположение динамиков. И корпус насколько понял из фанеры полностью.
Денис у Вас не будет возможности сделать несколько фото самого СЧ динамика?
Вот есть фото с аукциона. Конструктивно клон 20гдс 4,но вот более поздних 25ас 121 ставили 20гдс 4м. В отличии от 20гдс 4, у 20гдс 4м резинотканевый подвес,а не полностью резиновый.
Доп фото.
Я не так давно продал свои 20гдс. Они были с резинотканевым подвесом, маркировкой Харьковского завода, но без буквы М.
Могу сделать в любых нужных ракурсах, если те что ниже не подходят (из-за водных знаков например), динамики сейчас сняты, корпуса обновляю чуть. На почту?
Да, будет отлично. И если сняты НЧ и ВЧ, то и их сфотографируйте.
Фото динамика 20ГДС-4М 8 Ом
Спасибо!
Если не затруднит–сделайте фотосессию Ваших колонок–очень любопытно, что это: разовая(опытная) серия или чей-то передел?…
Были такие, но совсем небольшая партия. Периодически проскакивают на барахолках Украины.
Это самоделка.
Возможно “заводская”, т.е. собранная на заводе кем-то из сотрудников.
В советские времена умельцы на производстве и не такое собирали.
Фото АС Маяк с алюминиевыми грилями я уже выкладывал.
У меня есть раадиатор для усилителя под 4 транзистора ТО-3, вырезанный из цельного куска алюминия !!!
На авито подобные продают. https://www.avito.ru/nizhniy_tagil/audio_i_video/kolonki_1917412979
Это больше похоже на какую-то опытную/установочную партию. 85-й год – это вроде как начало производства 121-х.
Сомневаюсь про 85-й год.
У меня пара январь 1987г.в. с серийными номерами 1 и 2.
Что-то я сомневаюсь, что серийные номера “обнуляли” каждый год.
Пришлите пожалуйста фото шильдика.
В кладовке стоят, буду уборку там делать сфотографирую.
вот фото шильдиков с моей пары колонок, тоже тканевые морды и несимметричное расположение динамиков
всем привет имею такие ас, ещё к сожалению не слушал по объективным причинам.
у меня вопрос, имеет смысл поменять ВЧ динамик на 10 ГД-35 от ПО «Радиотехника», г. Рига:??? и нужно ли при этом переделывать фильтр?
на моих колонках дифузор от пищалок был вдавлен во внутрь, мне его конечно выпрямили но чем это чревато не знаю.
10 гд-35 можно поставить, без изменений фильтра.16 ом там и там.
Можно на 10гд-35 (Бердск или Рига)– фильтр не трогать–но по ВЧ будет чуть-чуть глуше, чем на родных…И по пайке будет неудобняк… Когда-то делал на своих.. Удачи..
я тут вдруг решил для себя что хочу романтику не в плёнке, а под мебельный лак. я нашёл такие корпуса, но к сожалению на одной колонке в углу шпон виесте с лакои отошёл от основания.
всем привет. я имею колонки романтика 25ас-121, к ним у меня есть усилитель и магнитофон романтика. я тут посмотрел сравнение как звучат романтика и с50б https://youtu.be/FBI8tDnmJhw?si=oEzaPIHp5qaLhz7X
если честно с50б понравились больше как звучат. у меня к знающим людям возникли 2 вопроса.
1. по какой схеме надо переделать фильтр чтобы звук у романтики был хотя бы приблежён к с50б???
2. что будет если я для романтики куплю и установлю фильтра от с90б?
сразу говорю я этом не спец!!! переделками ас будет заниматься мой друг. я их не могу переделывать, у меня правая рука парализована.
на счет колонок как они будут дорабатываться,
как на этом видео
https://youtu.be/TzxRXnhELzQ?si=b6Z7ky9QVjR0HG80
смотрите с 8ой минуты.
Привет. Неужели некому ответить на мою просьбу? Из тех кто занимался модернизацией этих колонок?
Если есть возможность, замените совковые ВЧ на фирменные (можно и б/у). Средники могут дубеть со временем, но им и не нужно будет верещать наверху, при замене ВЧ. Со схемой сложнее, т.к. она зависит от набора голов.
Вариант схемы с ВЧ на 8 Ом. Идеально не будет, НО это уже будет звучать. А НЧ и СЧ динамики останутся родные. Ещё у АБ есть доработка 25АС-309 (109). На сайте можно найти.
https://ldsound.info/dorabotka-filtra-50-as-022-amfiton-ot-a-b/
P.S. Про эту Романтику можете прочитать мой отзыв. Корпус хорош, с фильтрами намудрили (хотели как лучше) ….. S 50 – такое же унылое говно.
Посмотрите мою работу: https://ldsound.club/threads/apgrejd-25as-109-2-zamena-vch-rabota-s-filtrom-i-korpusom.2504/. Николай Марков помогал настраивать фильтр. Конечно ВЧ у меня заменен, но СЧ и НЧ родные. У меня большим минусом было то, что гибкость (Cms) подвижной системы НЧ динамика стала жесткой. Так же видимо манит недомагничен или размагнитился. Снизил резонанс Fs и наклеил доп. магнит на НЧ, это дало меньшую добротность, корпус переделал на ЗЯ и колонка ожила.
По переделке вам сюда: https://ldsound.info/markov-nikolay/
А от S-90b фильтр не подойдет.