10 АС-231 «Сонет»

Изготовитель: Казанский электротехнический завод “Свияга”.

2-х полосная полочная АС с фазоинвертором. Входила в состав электрофона “Сонет-208-стерео”. Акустическая система схожа с 25АС-202 “Сонет”.

10 АС-231 «Сонет»

Технические характеристики 10АС-231 «Сонет»:

Диапазон воспроизводимых частот: 63 (-7 дБ) – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ звукового давления в диапазоне частот 100-8000 Гц: ±5 дБ
Уровень характеристической чувствительности: 82 дБ
Характеристическая чувствительность: 0,26 Па/√Вт
Характеристика направленности АС, дБ, измеренная по отклонению АЧХ звукового давления под углами 25±5° в горизонтальной плоскости и 7±2,5°, в вертикальной плоскости от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0°) в плоскости:
горизонтальной: ±5
вертикальной: ±5
Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник, при уровне среднего звукового давления 90 дБ, на частотах:
250 – 1000 Гц: 2%
1000 — 2000 Гц: 2%
2000 – 6300Гц: 2%
Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
Минимальное значение полного электрического сопротивления: 3,2 Ом
Предельная шумовая (паспортная) мощность: 25 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 15 – 25 Вт
Используемые динамики:
НЧ/СЧ: 25 ГДН-1Л-4
Масса: 4,3 кг
Габариты (ВхШхГ): 260х155х170 мм
10 АС-231 «Сонет»
10 АС-231 «Сонет»

Особенности конструкции 10АС-231 «Сонет»

Корпус АС прямоугольной формы изготовлен методом литья под давлением. Толщина стенок 4 мм. Лицевая панель корпуса закрыта декоративной накладкой толщиной 10 мм из полистиpола. Накладка является одновременно обрамлением для НЧ и ВЧ головок громкоговорителей. Головка НЧ расположена в нижней части АС, a головка ВЧ – в левом верхнем углу лицевом панели. При этом головка ВЧ эллиптической формы установлена большой осью симметрии в вертикальной плоскости, что улучшает характеристику направленности АС в горизонтальной плоскости. Головки громкоговорителя спереди защищены перфорированными металлическими сетками. Кроме того, на лицевой панели расположены: в правом верхнем углу – индикатор перегрузки и шильдик c названием АС и изображением АЧХ звукового давления АС; под шильдиком имеется прямоугольное отверстие фазоинвертора, размерами 10х40 мм.

10 АС-231 «Сонет»

Внутри корпуса установлена плата блока индикации перегрузки и электрических фильтров, обеспечивающих электрическое разделение НЧ и ВЧ полос АС. Индикация перегрузки осуществляется при подаче на вход АС импульсных сигналов мощностью свыше 25 Вт.

10 АС-231 «Сонет»

10 АС-231 «Сонет»

10 АС-231 «Сонет»

10 АС-231 «Сонет»

На задней стенке корпуса расположен шильдик cосновными техническим характеристиками и разъем для подключения соединительного шнура.

10 АС-231 «Сонет»

B конструкции фильтров применены резисторы типа ВС-0,125а, МЛТ-2, конденсаторы типа К73-11, диод КД-582Б и стабилитрон Д814Д. Катушки индуктивности изготовлены на базе Ш-образного сердечника.

10 АС-231 «Сонет»

10 АС-231 «Сонет»

10 АС-231 «Сонет»

10 АС-231 «Сонет»

Паспорт с электрическими схемами.

69 комментариев: 10 АС-231 «Сонет»

  1. Иван пишет:

    Да, звук у этих АС был просто чума, от таких маленьких корпусов инженеры добились таких мощных басов. Я был от них просто в восторге!

  2. Александр пишет:

    Весьма уважительно отношусь к этой модели. Звук был в своё время отличный, мощь, басы. Никакого сравнения со схожими по размеру, но такими худшими по параметрам современными китайскими поделками. Храню их для передачи младшему брату, идущего по моим стопам электронщика и готовящегося собрать для них достойный усилитель.

    • Всеволод пишет:

      Басы у этих колонок очень так себе. На низкой громкости просто бубнят, а на высокой начинает свистеть абсолютно непродуманный фазоинвертор. С серединой тоже всё не очень хорошо. У меня есть и эти колонки и Yamaha NX-E700. Они максимально схожи по размеру, но ямаха играет на несколько порядков лучше даже при том, что это бюджетная модель

  3. null_device пишет:

    Два момента:
    1. О каком сплаве АЛ-2 идеть речь? Корпус выполнен из какого-то композитного материала, но явно неметаллического (хорошо видно по кромкам технологических отверсий и сколам корпуса).
    2. Где вы там увидели внутри корпуса заполнение “звукопоглащающим материалом”? Его там нет!

    НЧ-головка в моих экземплярах, использована 25гдн-1л.

    • LDS пишет:

      Здравствуйте.
      1. Где-то брал данные, но где – не вспомню. В принципе да, алюминиевый корпус бы весил больше.
      2. Поправил.
      С таким диаметром магнита как на фото это может быть только 25ГДН-3-4.

      • null_device пишет:

        Корпус явно неметаллический, недавно клеил его дихлорэтаном. Ставил на место гильзы в которые вкручиваются болты крепления задней стенки. Они запрессованы в пластик.
        ЕМНИП, буква Л указывает на завод-изготовитель “красный луч”, только и всего.

      • Олег пишет:

        Добрый день! Там стоят динамики 25ГДН-1л

        Корпус пластмасса. Болты крышки перетягивать не рекомендуется. Легкое давление и лопается.

        Звучат еще лучше если конденсаторы и резисторы поменять на новые или импортные.

      • шел мимо пишет:

        25гдн-1л стоит в 202 модели, в 213 уже 25гдн-3. Судя по фото динов, аналог именно 203, но фильтра похожи на 202 модель.

      • Денис Орлов пишет:

        Имеются данные АС – 1989 г.в. динамики стоят 25гдн 1Л-4 , колонки достались под пломбами

  4. Sergei пишет:

    Звук этих малышей очень удивил.Недавно приобрел за копейки.От усилителя на tda2030 играют приятней sven sps-700.Кто их дорабатывал-какие меры предпринимали?

    • Олег пишет:

      Я для начала поставил новые входные клеммы, поменял всю проводку, далее планирую заменить конденсаторы и резисторы. Думаю проклеить антивиброматериалом ШУМОФФ. Будет думаю вообще песня.)

      • Арыслан пишет:

        Олег, а смысл менять отечественные резисторы?

        Антивиброзащита от “Шумофф” лучше работает в колонках чем звукозащита от этого же производителя? У Вас был опыт?

        Знаю, что у них есть какой-то звукопоглащающий материал с выпуклостями в виде пирамид для студий звукозаписи.

  5. null_device пишет:

    Кстати схема, несколько несоответствует той плате, что у меня. Правильная схема: http://rw6ase.narod.ru/00/as/15as213i.djvu

  6. Sinus пишет:

    В том виде как есть лучше подобрать динамик на размер меньше,можно автомобильный, получается отличная АЧХ и нижняя граница, чуть прибавляется чувствительность и звучат очень естественно. Для компьютерного столя то что нужно под усилитель 10-20 ватт. Но и 5 ватт вполне достаточно. Если добыть ещё пару корпусов и добавить их сзади для объёма с этими динамиками то получается звук другого класса, жирный бархатистый плотный внизу. Клеммы подключения можно поменять на RCA как линейный выход раньше, надёжно и удобно без винтов. Баловство с заменой проводков и резисторов забудьте, 15см ничего не решают. Наполнитель любой и чем меньше тем лучше до подавления подгуживания на большой громкости. Для небольшой комнаты то что нужно.

    • Сергей пишет:

      Конечно, если подобрать “любой” динамик, да ещё и на размер меньше, получится “отличная АЧХ” т.д.
      Инженеры в СССР, ведь дурачками были, поставили не тот динамик)))
      Они в “заводе” играют лучше и натуральнее, подавляющего количества дорогой “мультимедии”, не говоря об авто-динамиках.
      На фото, кстати, Веговский 25гдн-3-4 (15гд-14).

  7. Сергей пишет:

    Высота не правильно указана.

    • LDS пишет:

      Какая реальная?

      • шел мимо пишет:

        202 модель
        в*ш*г= 155*150*157 (глубина с учетом лицевой панели)
        213 а таком же корпусе

        • шел мимо пишет:

          пардон, В 255

          • LDS пишет:

            Спасибо. А размеры от куда такие, в книге другие указаны?

            • Шел мимо пишет:

              Прямо на столе стоит пара 202. И недалеко 213-я, но пока подальше от глаз жены)))
              Размеры сняты с живого образца.точность+/-1..2мм (ученическая линейка)

              • LDS пишет:

                Хорошо, да будет так)

                • шел мимо пишет:

                  читаю паспорт сонет 208С
                  АС размеры:
                  160(+/-2)*175(+/-2)*265(+/-2)
                  Кстати, аппарат шел с двумя версиями колонок 231 и 213.
                  завтра буду перемерять в натуре))))

                  • LDS пишет:

                    Учитывайте все выпуклости, сетки и т.д.

                    • шел мимо пишет:

                      и так,
                      высота с учетом ножек 260 сзади и 258 спереди;
                      глубина с учетом даже шляпок шурупов для настенного крепления и ободком НЧ -170-172(точнее измерить затруднительно);
                      ширина, спереди 150, сзади-157
                      Измерено металлическим строительным угольником (маде СССР)
                      Кстати, если положить угольник на переднюю панель, то клин виден очень хорошо

                      LDS: Спасибо!

  8. Игорь пишет:

    Не нравится у них середина. Погонял свип-тоном – на мой ух есть пик(и) в районе 4-5 кГц (изм микрофона нет).
    Как считаете, а если ВЧ заменить на 2ГД-36 и применить фильтр как в кубиках Салтыкова?

  9. Сергей пишет:

    Воспользуйтесь эквалайзером и уберите 2-3 Дб.
    Или попробуйте поиграться с наравлением, расстоянием от стен и между колонками.

  10. Евгений пишет:

    Кстати, корпус у них не прямоугольный: боковые, верхняя и нижняя стенки имеют небольшой наклон, так что корпус скорее по форме усечённая пирамида.

    • Шел мимо пишет:

      Это технологическая особенность изготовления корпуса. Никоим образом не следует рассматривать как специально сделанное для улучшения звука.

  11. Евгений пишет:

    А я-то думал… Как раз на ум и пришло, что специально делались непараллельные стенки…

  12. Евгений пишет:

    Кстати, качество сборки этих АС приятно удивило… Всё внутри очень аккуратно, все провода убраны в жгуты, пайка аккуратная, все провода промаркированы…

  13. Шел мимо пишет:

    Ну если очень чешется, попробуйте вариант с заменой нч на 15гд14. Частоту раздела можно немного опустить- 4гд56 позволяет это сделать.
    Изголяться с какими то другими динамиками, думаю, нет смысла.

    • Александр пишет:

      Здрпвствуйте. Скажите ,кто в курсе дела, Ода 15 АС 213 и Сонет 10 АС 231 это один и тот же динамик? Вспомнил что были у меня динамики, которые звучали суперски. А вот какие точно не помню. Либо Ода либо Сонет. Сейчас могу хочу купить и есть и те и другие. Но До поярче выглядит. Подскажите )

  14. L.I.N. пишет:

    стоят не по одному-а по 2 дина:на оде:нч/сч-25 гдн-3-4+вч-6гдв-2-8 на сонете:нч/сч-25гдн-1л-4+вч-6 гдв-2-8.

  15. L.I.N. пишет:

    ода сонет есть еще кантата-все эти изделия по своему хороши-а выбирать только вам-читайте отзывы-и на этом сайте тоже. я бы взял кантату или сонет.

  16. Кирилл Шибаев пишет:

    а как можете сравнить с
    15 АС-220 ( https://ldsound.info/15-as-220/ )
    10 АС-225 ( https://ldsound.info/10-as-225/ )
    динамики в них указаны одинаковые.
    +
    внешняя копия
    6 АС-224 https://ldsound.info/6-as-224/
    ( есть у меня подозрение, что и ещё подскажут )
    динамики в них , видимо , или более ранние или поздние.

    Мне кажется , что видимо , в те годы
    разные заводы выпускали одно и то же
    т.к. ну какие динамики были, из тех и собирали.
    А разнообразия динамиков было не большое.
    ДА и типо-Размеры были ЕДИНЫЕ по ГОСТ.

    Вот , видимо , по-этому и такие похожие.

  17. Александр пишет:

    И снова здравствуйте)
    Скажите, вот из за такой разницы в конденсаторах и резисторах пара акустики может играть по разному?

  18. Александр пишет:

    Обратите внимание на разницу между моим фильтром и тм что в описании выше.
    Я в этом не спец, смутило то что резисторы млт разных моделей, и конденсаторы разного вольтажа. Один динамик играет немного тише другого как то. Едва заметно.
    Моя плата соответствует схеме, а вот та что из статьи не совсем.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Все читаемые на платах номиналы деталей соответствуют схеме из статьи.

    • LDS пишет:

      На схеме как у Вас. Вольтаж не важен, минимум 63 В. Модель МЛТ-2 так тем более не важна.

  19. Ёшкин Кот пишет:

    АЧХ пищалок разные, скорее всего. Менее вероятно, что влияют реальные номиналы деталей фильтра. Не измерив не узнать.
    Если одна пищалка реально играет тише, можно немного уменьшить номинал резистора, который стоит последовательно с ней. Ближайшие номиналы – 2,4, 2,2, 2,0 Ома.

  20. Александр пишет:

    Спасибо за помощь. Думаю фильтра перемеряю на соответствие комплектующих нужным номиналам. НЧ поставил чуть ли не новые, в очень хорошем состоянии. По сопротивлению одинаковы. Может ВЧ портит картину, может конденсаторы с большим разбегом. Может ВЧ динамику резистор другой нужен.. буду эксперементировать, это интересно ))

  21. Eleonacoustic пишет:

    купил такую Думаю вибропластом проклеить и ваты добавить.

  22. Коля пишет:

    Думайте, думайте. Вы нашли не самое лучшее решение.

    Не знаю, насколько позволяет Ваш бюджет, но наиболее удачной будет доработка АС путем замены обоих динамиков. Для НЧ предпочтителен B1354.8 “Асалаб”http://www.asalab.net/node/313, а для СЧ-ВЧ 3ГДШ-32Р
    Ну, а если охота выжать максимум из этой балалайки, то одним “вибропластом” и ватой не обойдетесь. Кстати, не мучайтесь с “вибропластом”. Это как мертвому припарки.

    • Eleonacoustic пишет:

      А что разве вибрацию стенок не уменьшит? Уж очень тонкие они. Бас гулковатый. Мне кажется в совокупности тонкие стенки и отсутствие звукопоглощения играет отрицательную роль. Заменять динамики нет смысла. Весь смысл в оригинальности составных частей. Просто их и хочется улучшить. Данные колонки уйдут моему товарищу в предбанник. Как раз корпус пластиковый, не жалко. А вообще планирую снять АЧХ до и после. Если конечно не забуду. И пусть в меня не кидают камнями идеалисты. АЧХ снимаю не в правильных условиях. Главное изменения засечь

      • Коля пишет:

        “Бас гулковатый”
        Даже слушать не надо, достаточно на АЧХ посмотреть. “Клюшница” колонки делала!
        “Весь смысл в оригинальности составных частей”. Какой смысл? Вы что их на выставку ретро-винтажной техники ставите? Или только в таком виде товарищ их в баню принимает?

        • Eleonacoustic пишет:

          Да как минимум зачем мне эти заморочки. Если есть то что есть. Они просто не стоят заморочек с другими динамиками. Такого стоят только колонки как у друга сталкера в известном видеоблоге. А не это

          • Коля пишет:

            Тогда зачем спрашиваете, ежели все равно. Ну купили и купили, сдали в баню. Делов-то!
            За две копейки хотели улучшить звук? Как Старик Хоттабыч Ахалай- махалай?

            • Eleonacoustic пишет:

              Ну да. А что? Я не одни колонки уже восстановил, доработал и собрал. Всегда этот метод работал. И пусть он не радикальный с вашей точки зрения. Ну тем не менее. А что, ваты у меня завались. Вибропласт есть, его туда мало надо. Маленькие ж колонки

              • Коля пишет:

                Ну, если труда не жалко… Но распорки все же поставьте. Сделаете, напишите о результате? Только сначала одну сделайте и по сравнению проверьте. Иначе не понятно будет. Интересно, все-таки.
                Нет значительно не уменьшит, во всяком случае эффект будет меньше, чем затраченная сумма на вибропласт.
                Я сам долго мудрил с колоночками 6АС-2 (знаете такие?) и придумал простое решение. По середине каждой панели прикручиваю и сажаю на клей алюминиевые П образные планки. У Вас получится только на боковые.
                А потом тонкими 6-8 мм металлическими шпильками стягиваю. Можно ставить распорки с небольшим натягом. А в передней панели между динамиками можно проложить одну планку. И тоже поставить или шпильку, или распорку. Подумайте как лучше. Главное, увести резонанс панелей вверх, чтобы повысить общую жесткость корпуса. Распорки или стяжки как бы увеличивают толщину стенок и, соответственно, уменьшают амплитуду колебательной скорости стенок.
                Но. если охота повозиться и довольно прилично повысить качество звука, то в низкочастотной области нужно сделать ПАС на задней панели. ВЧ динамик отдать друзьям. Заменить на тот, который я Вам указал. Сделать для него маленький бокс, можно из подходящей консервной банки, заклеить окна динамика тканью и напихать в бокс вату.
                Сделать фильтр 1-го порядка с разделом на 700-800 Гц с аттенюаторами и “цобелями”, “электротехнику” выкинуть, заделать дыру ФИ.
                Попробуйте, не пожалеете. Будут очень приличные компьютерные колоночки лучше, чем Мегалаб. Дело нетрудное и “по зубам” любителям.
                Ежели что пишите.
                Можно просто поставить распорки

                Вон на соседней ветке про S30 разбирают: “Какой лучше фильтр на раздел 5 кГц ставить? Как там светодиодики будут светиться?” Ну и прочую лабудень.
                А что 10ГД34 стоит в сторонке и с усмешкой смотрит на все эти выколбасивания, ему наплевать. Ведь он Главный или Босс, как угодно.
                В этом “ляпе” (S30) советских прожектеров всерьез ищут “прозрачное” звучание! А 10ГД34 уже от хохота заливается. Не играет он выше 700 Гц, не может, не приспособлен. Но надо, говорят, надо “Федя”.

  23. Eleonacoustic пишет:

    Посоны, получилось. К сожалению забыл микрофон дома. Колонки делал в родительском гараже. АЧХ не снял. Но результаты были заметны на слух. Если в стоке колонки играли грязно. То после обклейки виброизолоном и добавлении ваты стали играть чисто, заметно приятнее. Сначала одну заделал. Для сравнения на слух. Очень большая разница. Уже передал товарищу. Он очень рад. Есть несколько фото, выложу позже так как они на зеркалке

    • Коля пишет:

      Я Вас поздравляю с результатом. ЧХ теперь можно и не измерять. Зачем? если и так Вам нравится.

  24. Семён пишет:

    Если АЧХ, что приведена в статье, соответствует действительности, то это просто ужос!)) Диапазон 200- 1000 Гц очень информативный и ооочень важен! Здесь же дыра.. Жуть!))

  25. Алексей пишет:

    Приобрёл недавно такие в довесок к уже имеющимся 2 к-там Вега 15АС-109 для опытов. Они реально маленькие, но тяжёлые)) Также для опытов задёшево взял S30B, чтобы понять на слух что у каждой акустики лучше/хуже.
    Первые впечатления от Сонетов – да, бас вроде ощущается, но это бас панчевый, нет нижнего баса как в Веге. От сонетов слух быстро устаёт, т.к. мидбас на уровне 125Гц утомляет, может только меня. Высокие едва ли живые, причём лево/право отличаются на слух по характеристикам частот, в одной звонче, в другой сипит. По сути любая современная акустика типа BBK или SVENa переплюнет по потребительскому звуку, разве что бас в таком маленьком объёме кажется более живым. Есть желание проэкспериментировать с изодинамиками, как раз верхнее гнездо прямоугольное. Может чуток обклеить изнутри, чтобы понизить противные 125Гц.
    В целом для фонового звучания по схеме квадро привык к Веге, звук шёлковых твиттеров самый натуральный, уши долго не устают. Если надо мясной бас, добавляю саб с отдельным усилителем.

    • RMX116 пишет:

      На 6, 7 и 8 фото (со снятой задней крышкой) скорее всего либо 15АС-213 либо 25АС-203.
      т.к.:
      1. НЧ динамик 25гдн-3, а не 25гдн-1л.
      2. Плата фильтра не соответствует схеме 10АС-231:
      один конденсатор на 1,8 мкФ вместо двух и видно место под нераспаянный (или уже выдранный) электролит С1.
      Т.е. плата соответствует схеме 15АС-213 или 25АС-203.

  26. Алексей пишет:

    В схеме подключения вилка-розетка не указана полярность. Только номера – 1 и 2. Номеру 1 соответствует “-“?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *