Изготовитель: Рижское производственное объединение ВЭФ им. Ленина. VEF-101, он же УКУ-210 М.
Назначение: усилитель первого класса предназначен для двухканального усиления и коммутации сигналов низкой частоты от различных источников звуковых программ при работе в помещении. Выпускался в 1977-1987 годах. Схема и описание находится в архиве на Яндекс.Диске нашего сайта. Еще.
Основные технические характеристики ВЭФ-101:
Описание ВЭФ-101:
Устройство содержит 24 транзистора, 12 диодов и 6 интегральных микросхем. Усилитель состоит из блока предварительных усилителей мощности и стабилизированного блока питании, размещенных в общем деревянном корпусе. Усилитель имеет устройство защиты транзисторов оконечных каскадов от перегрузок и коротких замыканий.
Сигналы с входов первых каскадов предварительных усилителей поступают на гнездо линейного выхода и через регулятор громкости на следующие каскады.
В устройстве предусмотрены: прослушивание программ с помощью громкоговорителей или наушников, подключение низкоомного магнитоэлектрического и высокоомного пьезокерамического звукоснимателя и др. Органы управления и коммутации вынесены на переднюю декоративную панель. Усилитель комплектуется двумя акустическими системами 6МАС-4.
10МАС-1м потянет ?
Да.
Возможно ли подключение ММ и МС головок винилового проигрывателя? Что там за фонокорректор кто-нибудь в курсе?
Дмитрий написал в комментариях.
Утром пронесут такую литовку полумертвую, но вроде с виду живую.О восстановлении отчитаюсь! Все вопросы задавайте на емэйл! Отвечу с радостью! Особенно начинающим дружить с паяльником!
Здравствуйте! С паяльником на ты,купил ВЭФ-101,играет не плохо,что посоветуете заменить?он для своих лет не тронутый.С Уважением Александр.
Может его не трогать, если все работает.
Электролиты проверить. Режимы по питанию. Пыль погонять)
Спасибо!
принесли! Не перепаханная! Но нет боковывых крышек. Косяк по питалову незнаительный. Немного сухих фактов пока. Да не перепаханый. Тупо заменил ВСЕ электролиты и неполярники на ПУ. Так же 2 электролита на БП. С ПУ хвук надо сказать довольно сочный. Искажений нет. Оконечники полумертвые, правый хрипит, левый молчит. Учитывая его примитивную схемотехнику, за выходные подниму сей агрегат. У кого есть размеры боковин,- поделитесь! Заранее спасибо!
Нужны еще размеры боковин? Только что появился ВЭФ-101 опломбированный.
Нужны. Присылайте – добавлю.
Мужики! вопрос на засыпку! Учитывая что на плечо там 21v Хотелось бы уточнить. Полярники там 25v 5 тыщь микрофарад имею некислые 35 на 6800мкф вреда не будет? а то очково на 10ти ватник такое внедрять?
Вреда точно не будет.
Точно не будет. На своём добавил таких же, 25/5000, прикрепив их к экрану ТБ.
По напряжению, желательно, +30% к действующему в цепи.
По емкости расчет исходя из 100 мкф на ватт выходной мощности в плечо(минимум), т.е. 5000 уже с запасом, но 6800 не повредит, хотя и ничего особо не добавит. В любом случае больше 250 мкф на ватт ставить смысла нет-цена растет, качество на уровне самовнушения.
тут все просто. У меня этих электролитов много! За сими спросил. Спасибо за развернутый ответ! только вопрос. Почему считаем 250 мкф на ватт?
Достаточно 100, а 250 уже с большим запасом. Это чтобы динамические пики воспроизводились без искажений и потери мощности. От недостатка емкостей в БП особенно страдает низкочастотный участок.
А я то при доработках своих усилков вдвое увеличивал ёмкость и радовался глубоким низам вэфа на 10к, брига(30тыс.), или даже веги 120 с 15 000 в плечо, а тута циферки интересные…Однако замечу, что на качество низов в данном усилителе бОльшую роль оказала замена межкаскадника С30 с 1 мкф на 22 мкф (лучше 85-градусные).
Вот интересно, а как Вы это объясните? 🙂 Я, вот например, могу собрать усил, подключить, нагрузку, генератор, осциллограф и увидеть что увеличение ёмкости сверх нормы абсолютно, совершенно, ну ничего не дает, ни при постоянном, ни при импульсном входном сигнале. А как Вы свои доводы объясните?
Зачем вообще слишком сильно увеличивать ёмкости электролитов, которые сглаживают пульсации тока, ведь чем больше ёмкость такого конденсатора, тем больше ток при включении усилителя будет проходить через трансформатор и диодный мост и как следствие, повышается риск выхода из строя обозначенных деталей.
Многие, очень упорно придерживаются принципа, что “кашу, маслом не испортить”. А зря…
Так-же, путают улучшения, с простым перекосом, в ту или иную область от нормы, при этом бракуют “норму”, как худший вариант.
Да и впечатления от проделанной работы, “туманят” трезвый взгляд.
Глупые советские инженеры, со своими НИИ, дрянь клепали…
Про инженеров, сарказм, конечно-же.
Что же в 120-вегу все советуют 10к ставить, а тут за это же самое критика и негатив? Делаю я только своё и для себя, и на каждый аппарат потрачено немало времени. Есть ещё “фишки”, не приемлемые для таких “правильных и умных”. Например, размер конденсатора тоже имеет значение, и не малое. И если есть место, куда впихнуть (ну и слово…), то советские на 5 или 10 тыс. предпочтительнее тех же жамиконов той же ёмкости. А ещё есть большое различие в конденсаторах 85 и 105 градусных, и я не встречал 105-ти ни среди аудиофильских, ни в фирменных аудио аппаратах, ни даже муз.центрах 90-х.
Если диоды слабые-меняйте. Лучше на Шотки, но с запасом по току.
Не объясню. Все на слух. Так низы гораздо лучше (я с с-90 слушаю). Игрался с разными номиналами, на мои уши 22мкф показалось в оптимале. Генератор одно, а звук другое, и этот ВЭФ “подсидел” оба моих брига в качестве основного.
С 90 две колонки по тянет?
Он слабый для них. Но играть конечно будет.
Всех сочувствующих с наступающим! Заиграл мой агрегат. В общей черте рассказываю. Пред зазвучал неплохо после замены электролитов, из доработок, только моторизованый рг с пультом ду. С концами не совсем рауют кт 807 и 808. Кто подскажет замену адекватную? Можно импорт. Ну и наконец релейную защиту выходов с известной китайской конторы внедрил. Задавайте вопросы и Всех с наступающим!
Мой серийник 019029 на усилке, видать из первых?
Гадость кт807 меняйте на 961 как в поздних моделях. 808 нормальные транзисторы, нет смысла их менять
Всех благ, Не болеть с Наступающим! Не хочу делать музейную аппаратуру есть вот на оконечник rsn308n24 и stk 404 на чём конец организовать? заметьте- я автоэлектрик первым делом а не как их аудиофил. Играю на фендере и люблю всё делать ровно! Паяльную станцию и уф в руках умею держать(хватать и дуть на пальцы) 🙂 если Мужики сменить на комплементарную пару st2000 серии я так понял бп умрёт?
Согласен. Отличные транзисторы КТ808. Если бы сделали к ним в свое время еще и комплементарные в пару (как КТ818 и 819, к примеру) – цены бы им тогда вообще не было.
Дерьмовые кт807 меняются на кт961 как на поздних моделях. КТ808 нет смысла менять, если только на кт908 или кт803.
И ещё на поздних моделях, где кт961, по-другому сделана коррекция:
https://drive.google.com/open?id=1dErbVpgI7IdETnwHl0voXU2YnFjljBNy
Тут С34 не “об землю”, как на ранних моделях с кт807, а коррекция Миллера на б-к Т3.
Подскажите, какой регулятор вы ставили – с отводом с середины для тонкомпенсации или обычный сдвоенный?
Да дрянь этот вэф 101,хотя у меня был из последних выпусков с кт961 в предвыходе. Хотьбызащитой акустики на заводе обеспокоились
Подобное подумал за этот усилитель. Выкинул потроха и зарядил от Электрон-20 с 1Т806 на выходе. Получился “чюдодейственный” германий в деревянном макинтоше. И проблем с защитой нет при однополярном питании
скажем так! красивый падло корпус! Мужики херней просто страдаю я летчик а этой херней просто увлекаюсь так что извините
Андрей! вы выхлоп на германии организовали?
zhikler75!
Нет, перенес целиком электронную часть, самодельный пред и оконечник по схеме от электрон-20 (ещё в начале 70х годов отец собирал, решил отреставрировать поделку). Только выхлоп вместо П214 на 1Т806 заменил. От вэф-101с только корпус, блок питания и входной коммутатор. Работает с 2010года безотказно на 10ас-207
Господа сочувствуещие!Немного отойду от вэфа. Принесли тюнер радиотехника т101 и усь амфитон 35 у 101. Тюнер перестроил 88-108. пО АМФИТОНУ он поёт но! подскажите по ТБ! У меня он на импортных МС судя по всему аналог к 174уд2. По даташиту не нашёл подходящих. Кто пересекался подскажите! С меня оконечник stk403-100 новый
Большую микросхему отправлю почтой или оказией даташит приложу. Есть просто несколько штук.
Не надо ему никакой защиты!!!надёжен как бык!!!
Господа сочувствуещие!Немного отойду от вэфа. Принесли тюнер радиотехника т101 и усь амфитон 35 у 101. Тюнер перестроил 88-108. пО АМФИТОНУ он поёт но! подскажите по ТБ! У меня он на импортных МС судя по всему к 174уд2. По даташиту не нашёл подходящих. Кто пересекался подскажите! С меня оконечник stk403-100 новый
101 И 202 Амфитоны шли с 544уд1 или LM348 что ли, они почти полные аналоги друг друга. Сейчас полно различных оу лучшего качества, ищите с цоколевкой уд1.
174уд2 ??? ничего не напутано? 157уд2. можно заменить одинарными с подходящими параметрами и не заморачиваться. Можно сделать переходную плату под другие корпуса и уйдет головная боль с поиском 157 серии
Ну, чудеса!
В чем же? Что ставился импорт?
Да и что 544 и LM побратали, и в 202 амфитон запихали.
Вон, лежит у меня такой, с лмками. По звуку отличий нет, что 544, что лм – одинаково. 157уд2 там никогда не было.
По даташиту смотрел 348 4 канальная может другая лм. На амфитон 50у подумал. Прошу прощения.
Посмотрел, lm357, 4 штуки
Эквалайзер там на К157УД2
интересно, как он звучит в сравнении с такими усилками как Бриг, Электроника?
Звук достаточно мягкий и “бархатистый” по сравнению с Бригом или Электроникой.
Он звучит лучше Брига, музыкальные. Лучше средние частоты
Реально на него поставить блок защиты от хлопков при включении? Есть может готовые блоки? или нада специалистов нанимать? Какое там питание?
Конечно же, поставить в этот усилитель блок защиты от хлопков при включении вполне реально. “Забейте” в Интернет: “устройство мягкого включения УМЗЧ” и точно найдёте подходящую схему. Но перед установкой этого блока Вам следует заменить все электролитические конденсаторы у Вашего “чуда”.
Софт-старт тут ничего не даст, да и не нужен он для такого маломощного уся. Сюда нужен блок защиты АС с задержкой включения. Можно спаять простой как в Бриге, можно на али купить готовый блок на чём-нить типа UPC1237.
ЗЫ: после замены электролитов хлопок всё равно будет присутствовать – переходной процесс в УМ (при зарядке С31 в ИТ дифа).
Да, этот усилитель слабый, но несмотря на это всегда имеет место быть устройство мягкого включения УМ, ведь благодаря ему, мы не перегружаем БП усилителя, так что с таким девайсом можно быть спокойным за диодный мост и трансформатор питания.
Насчёт замены электролитов – это, конечно же,всего лишь необходимая мера профилактики, так как высохшие конденсаторы могут срезать низкочастотную составляющую сигнала, без которой звук кажется противным и крикливым.
Платы оконечных усилителей под замену, делать новые на тех же 808ых.Или на других транзисторах 818-819 к примеру, звучание улучшается довольно прилично.
Интересно, какие это платы Вы изваяли?
Ради эксперимента делал выходной каскад на комплиментарных КТ829А КТ853А вместо сборки КТ807/808 с небольшой переделкой. В результате коэффициент гармоник оконечного усилителя не превышал 0,12% вплоть до ограничения сигнала на частотах 1 и 10кгц (вдвое меньше чем у штатного на КТ807/808). На мощности 1вт около 0,07%, да и деталей так поубавилось.
А как в этом случае изменилась тембральная окраска звучания усилителя?
Никак, выходной каскад стал симметричным с естественным понижением нелинейных искажений, что для оконечного усилителя с невысоким петлевым усилением только плюс.
Андрей, скажите вот в схеме УМ магнитофона Нота 220с в одном плече работают 973/805, во втором составной 853, как по-вашему стоит для симметрии поставить 829 вместо 973/805 или стоит заменить 853 на 972/837?
829 вместо 973/805 можно поставить, кроме уменьшения деталей ничего не изменится. Там “косяк” в другом, питание выходников +/-24в при питании УН +/-15в КПД никакой и всего 12вт мощности. Имеет смысл перевести усилитель на +/-24в и грузить 6-8ом колонками
Только будьте внимательней у 805 и 829 цоколевка разная
Ясно, буду ставить 829. Мощность от него и не требуется, просто странный ВК какой-то.
Спасибо, заметил!
Доброе время суток! Подскажите пожалуйста (так как сам не особо шарю в мощностях платах и тд) пользуюсь таким усилителем в гараже (очень конечно удивлён что он работает так как пролежал лет пять в сырости в пристройке) и что то мне его стало жалко решил применить! Использую-подключены к нему колонки не менее легендарные S-90, и не могу понять что за «чудеса» происходят, если дать громкость на усилке чуть более половины колонки начинают хрипеть,(хотя усилок на 30 а колонки на 90 должны же выдерживать!) звук отличный и низа бахкают и высокие отличные даже относительно громко!!!но до того как накручу громкость более две-третьих регулятора. Проесните пожалуйста в чем подвох и почему так?! P.S. Интересуюсь тупо чтобы знать что и как про усилок, всё-таки он появился в нашем доме тогда когда я родился(батя купил в далеком 86г) и я его всю юность «гонял» правда на S-30ых,может я чего то не понимаю по мощности, может они и должны хрипеть так как басы стоят но не сильно накручены.а может s-90 хреновые, хз)) вообщем отрешитесь кто пробовал в комплекте с s-90
Что-то мне подсказывает, что Вы усилитель грузите. Тем более он на 15 Вт.
Расширю и углублю уважаемого Дмитрия, с его позволения. У Вас, Олег, скорее всего сигнал искажается не в акустике, а в усилителе, так как он работает в близком к предельному режиме.
Этот усилитель комплектовался 30 Вт АС – 6МАС-4, и он не рассчитан на работу с S-90.
Усилитель нуждается в профилактике. Или может быть велик входной сигнал. А так с с-90 – это хорошая связка.
Хрипеть усилитель может из-за резисторов со стёртым токопроводящим слоем.
Алексей Климов: тогда бы он хрипел только при регулировке выходного сигнала.
Игорь: И в правду может нужна профилактика, усилителю все равно если АС имеют запас по пиковой мощности просто не будет высокой громкости и глубоких НЧ.
Скорее всего просадка конденсаторов питания при сигнале выше 2/3 громкости(высохли или ESR запредельный).
Ну не знаю, у меня были ситуации, когда громкость “скакала” и всё это сопровождалось хрипом, даже когда не притрагиваешься к регулятору.
Если есть постоянный гул в АС даже если полностью убрал громкость то это фон по питанию.
Образуется он в следствии высыхания конденсаторов и неправильной работы диодного моста.
Дело в том, что гула-то нет – просто регулятор громкости пришёл в негодность, и от малейшего покачивания его ручки уровень громкости значительно изменялся. Иногда такое изменение было вообще ничем не обусловлено…
Алексей Климов замените уже СП3. Никакие “лыжные мази” не помогут при повреждении дорожек.
Тот переменник уже давно заменён.) Я привёл этот пример из жизни как доказательство того, что хрипы усилителя могут быть связаны с испорченными резисторами.
А ну раз так, то сойдет для общего развития Олега у которого действительно хрипит усилок.
У меня такой с орбитами 016 дует, и басы более 14 часов громкости и 13 НЧ тоже начинают забиваться, если не уменьшить вход, который у современных источников в 2-3 раза выше, чем у советских (на что усилок и рассчитан).
Красивый усилитель но слабенький. И слабый там блок питания. Я ремонтировал такой. Высохли почти все электролиты. Заменил на новые , современные и всё заработало. А для себя бы заменил трансформатор сетевой на ТС 160 (с перемотанной вторичкой на 2х35В.). Он влезет, примерял. Диодный выпрямитель поставил бы на КД213А. Фильтр на 2 х 10000мф х 50В. от samsung или richey. Они миниатюрнее в 5 раз. И получил бы 2х50W. На выходе КТ808 это позволяют. И ещё пустота останется для блока защиты АС.
По сравнению с Вега 10у120 он стареет благородно. Простые по конструкции УП и УМ доступны для ремонта даже начинающим меломанам с синдромом паяльника в …усе.
Кстати в один из выездов на “старый рынок” увидел его со стрелочными индикаторами на месте надписи VEF 101 Stereo.
Если бы рядом не лежал такой же без стрелочных индикаторов принял бы за другой усилок.
Чем так плох транзистор кт807? Обратил внимание что в веге 003 он тоже есть, и по каким то причинам транзистор поругался с подложкой и они расстались. Почему его все меняют на 961? Может в веге тоже поменять?
Играть лучше точно не будет. Проверено на бриге и уку 020. Однако из 20 штук этих копеечных 807-х (с магазина) после прозвонки 8 были отправлены в сахарницу. Но в звуке – моё мнение – 807 не хуже 961 или 815.
Спасибо за толковое и реально обоснованное объяснение. А то обычно меняют совершенно не обоснованно, типо транзисторы наши плохие, только бриг на ссср рассыпухе 16т стоит а не 1600р.
Подскажите пожалуйста, если ВЭФ и еще один усилок подсоединить на одни колонки, но включать и слушать естественно попеременке, в зависимости от жанра, то не погорит ли усилитель, который неактивен, из-за того, что на него поступает ток с колонок от включенного усилителя?
Если через коммутатор (селектор источников) то можно.(сам такой делал на основе сдвоенного трехпозиционного переключателя)
Просто скрутка провода чревата для обоих усилителей особенно если их земли не соединены. Проще говоря разность при высокой громкости убьет оба.
Первый от входящей переменки на выходе особенно если ум питается +/-/gnd, второй от КЗ на выходе с уходом в защиту и вылетом выходных кт.
Друзья, тут такая странность… перекидываю одну колонку с левого на правый канал усилка , а она играет практически на той же громкости. Что это и как можно исправить? Регулировка баланса практически ниче не меняет, играют обе и лишь чуть-чуть тише или громче, даже когда регулятор навсю влево и вправо.
Я не понял вопрос. АС же идентичны, они должны играть одинаково.
Баланс практически не меняется, что влево что вправо, колонка продолжает играть почти на на той же громкости. И еще хотел спрасить кто-то пытался победить такой мерзкий рипящий фон из колонок? ну нигде такого нету, на импорте тишина,даже китай-платки за 400 руб. тихие, ни фона ни рипения. кабель один и тотже. причем такое только в советской аппаратуре. Раздражает, особенно ночью, тихо музыку уже не комфортно слушать
Вход правильно подается, стерео?
Может электрлиты в питании высохли. И вытяните сигнальный шнур с разъема и послушайте, если пропал фон, то проблема в кабеле.
Фонит, даже без входного кабеля, Причем тот же кабель на импорте – тишина! Кстати такое у всех советских усилках, что у меня были. Смена источника сигнала не помогла (пкд, смартфон, пк). То ли входные сопротивления, то ли земля
Вскрыл усилок, хотел попробывать убрать рипящий фон, случайно коротнул проводком на радиатор. Теперь при прикосновении контактов на левую колонку – искра и динамик аж выпрыгивает. Это что? Транзисторы спалил? Правый вроде работает, но периодически появляется какой то кратковременный шум. Этот тоже подпалил? Или проблема еще серьезнее? Транзисторы стоят КТ805А (слева два),
2Т203А правый крайний, и 2Т803А правый внутренний. Если менять, то лучше на те же, или лучше на какие то другие? Не пойму, почему стоят разные транзисторы. Так надо или как всегда, что было…? Если поставить все одинаковые, ну например КТ805А , так лучше будет? Или всеже менять как стоит сейчас, вразброс? От этого что то зависит в звуке?
Фон, который появляется периодически(зудящий и нужный), похож на сетевые помехи от импульсных блоков питания компьютеров и другой бытовой техники.
Разные транзисторы в каскадах – комплиментарные пары, конструктивно задуманны для правильной работы усилителя.
С диагностикой лучше обратится к квалифицированному специалисту.
Ставьте КТ808А, как в принципиальной схеме.
Какие транзисторы лучше поставить на замену? По параметрам обязательно подбирать? Тип транзистора одинаковый или разные можно?
Игорь:
По опадению напряжения на эмиттерных резисторах.
Только при откл нагрузке, а то даже небольшая постоянка на выходе повлияет на показания.
насчет токов покоя? поправьте меня, если что не так. значит громкость в 0, никаких входных кабелей. Так? ставим щупы на контрольные точки в местах соединения резисторов с эмитероми транзистора. Верно? (кстати, а можно прям на эмитеры поставить?). Ставим на вольтметре постоянное напряжение, получаем параметр по напряжению. Так? На схеме на каждом резисторе указано сопротивление. Это суммарное с двух резисторов или каждого из двух? Далее делим полученное напряжение на сопротивление. Получаем ток. Ну например 100 мА, это и есть тот самый ток покоя который нам надо установить??? Теперь вопрос как? Не снимая щупы, переключить тестер в режим амперметра? и подогнать значение на подстроечном резисторе в 100 мА….так? Логично предположить, что из-за разброса параметров самих транзисторов, соответственно разными будут и токи покоя в каждом канале??? Это нормально? Нет необходимости подгонять их чтоб было одинаково на двух каналах ? И что будет если токи покоя вообще не выставлять, а просто заменить транзисторы и все? И еще вопрос. Выставить ноль на выходе усилителя, это уже другая настройка? и как это делается? Прошу не стебаться надо мной, я действительно в этом не разбираюсь, но мне очень нужно починить усилок, потому и обратился к спецам.
Для начала прочтите инструкцию по ремонту данного агрегата. Там и про нуль на выходе и про токи покоя подробно.
За нуль на выходе отвечает R41, а за ток покоя R45. В инструкции, ссылка на которую есть на этой странице указано, какое должно быть напряжение на среднем выводе подстроечника R45. просто настраиваете и всё. Сначала можно нахолодную, а потом проверить параметры после прогрева. Я свой так настраивал…
Начитался хвалебных отзывов и приобрел этот усилитель по объявлению, в несколько неважном состоянии, но уже восстановленный и уже на новых конденсаторах Jamicon.
Успел послушать два дня, и должен сказать, что звучание довольно таки неплохое, и даже бас откуда-то берется в таком небольшом и легком объеме корпуса. Но были и огорчения : при долгом использовании появился не очень приятный запах от пропитки трансформатора, жуткий баланс каналов, который как ни крути , ничего хорошего не дает, и почему-то в правом канале иногда появлялись и пропадали какие-то шумы и возмущения. При осмотре внутренностей были замечены не пропаянные платы , которые и было решено тщательно пропаять. Однако, после очень осторожной и внимательной пропайки (никаких соплей не делалось, никакие резисторы не крутились), теперь уже появился не шум , а жуткое гудение в обеих каналах, с выталкиванием динамика. Резисторы не крутил принципиально, потому что думаю, что человек восстановивший усилитель, делал всю настройку по току и т.д.
Тщательный осмотр плат , мной и понимающим в радио товарищем, ничего не дал, подскажите, чтобы это могло быть такое?
А какие платы пропаивались?Лучше отключите колонки от усилителя,защиты в этом усилителе нет,и есть большая вероятность их сжечь если на выход пойдет постоянка.Ищите косяк.Может сопля,может плохо отмыли плату от канифоли или флюса.
Кроме осмотра нужно было сделать ещё хоть какие-то измерения
В общем, после тщательных измерений внутренностей усилителя, друг наконец заметил обломанный в трудно видимом месте проводок. У этого усилителя, вообще проводка сама легко отваливается , нужно быть очень с ней осторожным. И все прекрасно сейчас работает. После пропая всех плат , пропали возмущения и перестал вонять воском трансформатор.
Звук очень в нем и очень живой и эмоциональный, правда есть мелкие недочеты, в виде собирания помех от лежащего рядом телефона, ну и как я раньше писал , баланс, который в общем -то можно было вообще не делать))).
Где читал, что этот усилок, входит в тройку лучших советских усилителей (до 80-года), не знаю не сравнивал с другими, но чувствую, что в нем очень немалый потенциал, и причем за смешные деньги.
“…есть мелкие недочеты, в виде собирания помех от лежащего рядом телефона…”
Это проблема многих “винтажных” усилителей, особенно недорогих. Помеховая обстановка в эфире и сети тогда была не такая жуткая, как сейчас, и источники сигнала тех времён не выдавали таких ВЧ помех, как современные плееры CD-DVD и компьютеры. Поэтому никаких специальных мер по устранению подобных проблем часто вообще не предпринималось.
я такой нашел без оконечников около контейнера.с нормальным внешний вид что посоветуете? может есть лишний унч от вэфа 101?
Для начала проверьте пред на работоспособность)
Красивый корпус. А оконечники и получше чем родные можно вставить. Например на TDA 7294.
Трансформатор слабенький, он и с родным мощником просадки давал
Так можно и его заменить. И конденсаторы. Мне то корпус нравится.
Один вопрос возникает – зачем? Зачем хороший оконечник на 808-х менять на дешёвую микросхему начального уровня? Усилитель при этом потеряет не только свою раритетную ценность, но и свой неповторимый звук.
Почему это дешёвую микросхему ? TDA 7294 мощная микросхема (70W) на полевиках (полевики приближены к ламповому). Японская разработка. 0.01% искажений. Многими опробовано и только положительные отзывы. А схемы на КТ808 – кладбище деталей с качеством прошлого века.
Процент искажений не показатель хорошего звука (сколько у лампы?). Японская разработка не всегда предел мечтаний. Качество прошлого века далеко не всегда хуже (чаще наоборот). Чё-то не встречал желающих ставить тда в корветы, бриги, вэфы.
Я не про любые TDA пишу. Дряни и у них полно. А про линейку TDA 7293 , 94 , 95. Это новые. И их не могли знать корветы , бриги , вэфы. Я их ставлю в сгоревшие , с отвалившимися дорожками усилители. И они звучат как никогда не звучали. Меломаны специально приносят в реконструкцию. Я даже тариф ввёл.
Ну уж раз сами меломаны… Но по мне STK лучше.
Пробовал STK-41..,42.. Восторга не было. Искажения 0,4% . А у TDA 7294 0,1%. Есть разница ? А стоимость наоборот.
Вот например спектр искажений у музцентра LG FFH-515AX с линейного входа на мощности 10вт /4ом. Тракт TDA7440 предусилитель и TDA7296 усилитель мощности (самая слабая из TDA7293/94/95/96), На максимальной мощности у этого центра 2х45вт/4ом не превышает 0,026%. На 15кгц коэффициент гармоник удваивается.
Усилитель Fisher CA-77 унч на STK4221II (стоит вместо STK4171) на мощности 60вт/4ом (питание +/-36в) спектр искажений на скриншоте. У родного унч от ВЭФ-101с
на 10вт/4ом 0,27% “всего”
Fisher CA-77
TDA это не Япония,-Европа, STM если быть точным.
Мені не нравиться звук 7294 слухав на 4 Омних советских усилителях
ОБСОЛЮТНО согласен. Звук у него очень даже неплохой. Мне он по звучанию нравится больше чем Radiotehnika 101, или 7111 или Амфитон 002. Звук на комплементарках это совсем другой звук, а на микросхемах да ещё и таких уж подавно……..
Не помне номер, но с муз центра LG выпаивал, цена в магазине за тыщу против 200 руб. за 7294. А в каких фирменных аппаратах стоят эти тдашки, а то встречал только в маяке 75у. Послушайте его.
Звучание ТДА – это как сартир без очко , слушать можно но не комфортно
С большим опозданием – к вопросу о мкФ/Вт, минимум 100, больше 250 неэффективно, как написано давно в этой ветке.
Есть понятие “энерговооруженность”, Дж/Вт. Звук начинается с 1 Дж/Вт, более 10 дЖ/Вт нецелесообразно в любительских условиях.
Эта “энерговооруженность” дает принципиально другое воспроизведение низкочастотных импульсных звуков – щипковый контрабас, бас-бочка…
Итак, надо получить 15 Дж на канал при напряжении питания 21 В. Из Е=С*U^2/2 С=2*Е/U^2=2*15/21^2=30/441=0,068Ф, т. е. 68000 мкФ.
Отсутствие фона не есть показатель работы, его просто не должно быть.
Обзавёлся на днях таким, буду его потихоньку приводить в идеальное состояние… Как минимум переменники смажу и лампочку вкручу)
Только не забудьте поменять все электролиты.
Разумеется буду заказывать, ибо внутри сплошная Армянская Советская Социалистическая Республика. Только какие лучше будут – 85 или 105-градусные?
Вопрос интересный–огромное поле для споров– лично я ставлю 85 на усилитель корректор и т.д.–105 только по питанию.
Заменил сухостой за исключением пары кондёров 200 микрофарад в преде – в загажниках не нашел. Не выдержал и включил с его штатными 6АС-416. Весьма недурственно играет. Низов достаточно даже в среднем положении регулятора, верхи даже немного убавил. В паузах слышен в обоих каналах очень слабый фон (может быть из-за того что недоменял ту самую парочку электролитов)
Когда регулятор “Тембр ВЧ” до упора влево, фон становится больше?
Возможно-а может быть наводка от компа или телека. В блоке питания банки меняли? В то время когда он проектировался–помех в сети было гораздо меньше. И сотовых не предвиделось. Надо у А,Б, спросить по этому поводу…
Всё заменил, в том числе бочки питания, поставил даже чуть больше по номиналу, чем бывшие – 6800 микрофарад, плюс восстановил экран на преде, ибо предыдущий владелец его зачем-то убрал. Фона кстати чуть поменьше стало. Думаю, что если его к бобиннику или вертаку подключать, то даже не слышно будет… И да, на тембра оно никак не реагирует.
Проверьте, а лучше замените мбм в блоке питания, да и в предварительном тоже. Хорошие конденсаторы для звука, но у многих со временем ёмкость увеличивается до нескольких раз, и ESR тоже.
На что их лучше заменить?
Имею 3 таких усилителя. Весьма неплохое звучание. Но фон у них это походу заводская недоработка, если отключить пред от оконечников, то фона нету вообще, фон идёт с преда. Менял все электролиты, даже в одном установил плёнку вместо межкаскадных, фон всё равно есть. Я думаю что здесь либо неправильно разведена монтажка (земля), либо фонит первичный каскад преда, он для фонокоректора и тюнера, и ещё мг. зс. Я думаю первые две микрухи обесточить перерезав дорожки, посмотрю что получится. Ещё возможно кондеры МБМ.
Неправильно земля в преде + кой-чё ещё. Тут много инф по фону-rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?f=5&t=92755&sid=571caf1cbad98376613e4ecd898183ba
Говорят типа К73 серия
А тип КСО который в нём стоит нужно менять, или это только с МБМ проблемы?
Эти кирпичики не трогайте. Они лучшие.
соглашусь–КСО лучше не трогать–они практически вечные…
Вообще, если есть возможность МБМ нужно промерить. На сопротивление.
послушайте всех–и сделайте как посчитаете нужным–если аппарат звучит и вас это устраивает–не лезьте со всякими улучшайзерами–в штатном исполнении–этот усилок и так довольно не плох….
Рекомендую. Все 315 транзисторы поменять хотя бы на 3102. Стареют “суки”. Особенно на входе, и подобрать по паре. П307 – поменять хотя бы на КТ601А.
Но можно и не менять, а только 315-е
Прежде чем менять транзисторы, надо убедиться в том, что фон идёт от УМ. Для этого достаточно отпаять сигнал с преда. (если вы Андрею).
Не советую без опыта перепаивать транзисторы. Дорожки отвалятся. Неправда что они стареют. И качество сильно не поднимется.
3102 с буковкой Д – это малошумящие
Во первых, стареет корпус, во-вторых, на дифф. каскаде лучше поставить малошумящие с большим коэф. усиления. Хуже, точно не будет. Замена 315 на 3102 в «Бриге» показала улучшение качества звучания. Почему, не знаю, но факт был налицо. А дорожки, после глобальной замены конденсаторов, судя по всему, сохранились в нормальном состоянии.
Просто по всем параметрам они лучше, чего тут не знать то? коэффициент усиления в два раза выше в среднем. поэтому и звучат лучше.
Я когда-то менял КТ315 в дифкаскаде на подобранную пару BC546 (от 3102 недалеко ушли). По гармошкам и интермодам стало чуть лучше:
Ещё я бы заменил бы термопасту на мощных транзисторах. Старая-то поди камнем или песком стала!
Вы удивитесь, но её там не было с завода
Ну, блин, вааще!
Да там радиатор отшлифован так что не нужна никакая паста.
Глупости не говорите! Шлифовать надо в любом случае.
я пользуюсь вэф-101.по звучанию он один из лучших и даже ррр у101 хуже звучит.вэфе выходные как в бриге.завода эльфа производства.вот непойму баланс по каналом страным.выкручиваю на одну колонку играет громче. баланс на обе колонки звучит потише.нужно громкость увеличивать.
Насколько я знаю в этом усилителе нет защиты колонок. Задержки при включении и от постоянного тока.
Он отсутствует там как явление. Но хотя бы есть кнопка отключения колонок, и сначала включаешь усил а потом этой кнопкой колонки.
Стабилизатора для предвака там ещё нету. Для уменьшения фона неплохо бы увеличить ёмкости С3 и С4 до 470мкф. Андрею: проверьте ещё стабилитроны v13 и v14.
Как нет стабилизатора ? Там он на месте) Самый простой параметрического типа , состоящий из резистора и стабилитрона , что вполне достаточно.
Пишу отдельного, как на большинстве усилителей. Пару стабилитронов и две пары конденсаторов вижу. На своём С26 и С27 ставил 220мкф и С3 С4 470. Если фон 50 Гц, то он всегда от питания.
В радиотехнике у-101 в большинстве моделей нету даже самого простого стабилизатора на предварительном. А тут есть! ))
испуганно спрошу, в питании вроде 100 герц пульсация, или я что-то проспал?
Конечно 100Гц. Там в преде банально земля неправильно разведена. Косяк известный. Земля на пятую ногу последнего опера криво заведена. Я выше ссылку давал с решением.
Незадачливо отвечу – зарапортовался.
После выпрямителя 100 Гц. Так как нижняя пулуволна перемещается вверх.
даже в усилителе вега у120 стоят стабилизаторы.кстати неплохой усилок. насчет фона незамечал в вэфе 101.
Знатоки, подскажите. Есть такой усь, играет с 6АС-2 (“батончики” которые) и надо сказать мне нравится как играет. И бас этих малышей устраивает и ВЧ. Для меня, очень музыкально играет. Вот задался вопросом,….а с Родными 6АС-416 будет лучше звучать, или как? Может стоит их прикупить? Будет улучшение? Вроде как ещё и ВЧ динамик можно заменить в них, чтоб вообще хорошо было. Хочу услышать ваше мнение.
И да…тоже сейчас попробовал выкрутить влево до упора тембр ВЧ….результат—-фон усиливается (как тут писАли)….Я так понял-землю надо правильно делать???
Буду благодарен, если подскажите. С ув.
“выкрутить влево до упора тембр ВЧ….результат—-фон усиливается” – наводка на оба С22. См плату преда, там на них земля так же, как и на 1Э3, не “от тудова” взята. Перекиньте их к земле возле R27, можно с обратной стороны платы, там места до нижней крышки много.
Игорь, Спасибо.
А по поводу родных колонок, будут получше, чем 6ас-2, или практически одно и тоже?
с Родными 6АС-416 будет лучше звучать я слушал субьективно более мощно и согласованы лучше чем 6ас-2 которые я теж люблю
У 6АС-416 в качестве басовика стоят 25ГДН-1-4, а в батонах насколько я знаю 6ГД-6 (он же 10ГДН-1-4). теоретически его родные колонки чутка мощнее батонов, но на них больше 15 Ватт лучше не наваливать – с Вегой на такой мощности центровка басовиков нарушалась, и они чиркать начинали. А со своим родным усилком они гармонично сочетаются. ВЧ менять по обстановке, только если у них металлический призвук. Фильтр там – самый примитив – басовик напрямую, а вч – через кондёр и резистор…. В общем, если горите желанием собрать комплект, то приобретайте. Если вдруг не найдёте этих колонок, то собсна тоже ничего страшного, много вы точно не потеряете.
Может кубики из 6АС-2 сделать?
Посмотрите тему 6АС-2. Там я написал как можно РЕАЛЬНО улучшить звук этих колонок.
Кубики лучше ваять по методике Александра Бокарёва – басовик 25гдн-3-4, вч – визатон tw70. По-моему в обсуждении 10МАС-1м это было подробно расписано, даже схемы фильтров для них прилагались)
Схемка набросана в обсуждении кубиков Салтыкова, там же и замеры АЧХ
Андрей, спасибо, я видел и читал эту тему.
А родные колонки 6АС-416 совсем что ли плохие, даже с заменой ВЧ динамика? Просто хотелось полный комплект сделать., но если они хуже звучат чем батончики, то конечно, тогда уж лучше кубики сваять.
А может какой б/у винтажный импорт подобрать, какие интересно пошли бы к лицу и сыгрались бы с VEFом? 🙂
Звучать они будут уж точно не хуже батонов, особенно если басовики не чиркают и вч исправные. Вообще к нему нормально должны подойти любые советские полочники, там практически везде у них номиналка ватт 10 будет, и не сильно большие трёхполоски типа тех же веговских 25ас-109 или 25ас-126 – по мощности это уже его потолок. Подключать к нему что-то типа Ы90 и подобного уже глупо – вэфка для них слабовата будет…
Чисто визуально пока нравятся родные и 25ас-126. О S90 и мыслей даже нет. Хорошо, буду караулить, что то из них в приличном состоянии. А там смотреть, как и что.
Ну, во-первых, громкость звука определяется не мощностью, а чувствительностью АС. Чувствительность S90 и подобных 85 дБ, а с буквами В и Д 89 дБ (по паспорту). А S30 – 84 дБ.
Во-вторых, для озвучивания комнаты метров в 20 нужна мощность не более 5-6 Вт. Вы же не хотите “выносить” соседей.
В небольшую комнату Ы90 можно конечно поставить, только это будет как в сказке про мужика, который пытался украсть Колизей
Тут дело в целесообразности. Вэфка с родными колонками спокойно уместится на полке и займёт немного места
Ещё немного о целесообразности. Есть две диаметрально противоположные мысли о том какой должна быть мощность усилителя и акустики – одни считают что акустика должна быть в разы мощнее усилителя, а другие наоборот. Что одни, что другие отчасти правы. Но лично я придерживаюсь такого мнения, что усилитель и акустика должны быть сопоставимы по мощности, в идеале номинальная и максимальная мощность акустики и усилителя должны совпадать. Объясню почему – лично я люблю периодически гонять оборудование на мощностях, близких к предельным))) И если будет сильный разнобой по параметрам, то в одном случае усилитель крякнется, а в другом – колонки спалить можно
Вот например
согласен–достойный аппарат…
Что то посмотрел характеристики 126 и о ужас 14кг. одна. Отпадает на данный момент, т.к. ВЕФ у меня с батончиками на полке над компом…а у них около 30кг. колонки +усь =35кг. это очень много. Вывод один…..Искать-караулить родные 416.
Пришли крутилки с Али..что то как то не то. То ли размер чуть меньше надо было (как у родных), то ли вообще вид портят, то ли к родным привык, что все другие будут чужеродно смотреться.
К тому же ещё косяк….крутилки в крайне левом положении и до минимума не докрутить. У родных метка на 9 часов относительно посадочного места, а у китайских на 12.
довольно чужеродно выглядят) Я в своём вместо пары недостающих поставил оставшиеся от мёртвого Одиссея 002. У них есть такая фишка, что они состоят из двух частей – насадка на сам вал из какой-то нежёсткой пластмассы и собственно сама ручка из алюминия, садящаяся на эту насадку так, что можно отрегулировать положение метки точно как надо….
Вот такие заказал, думаю самое оно, как же винтажно и по размеру.
такие выглядят уже аутентичнее)
Вот они.
Хочу поставить на него тор, ибо надоело уже раз в месяц лазить и подтягивать гайки на штатном трансформаторе…
А зачем подтягивать? Гудит?
Гудит еще как..
Дождался я наконец то и выцепил родную акустику к нему, у себя в городе за 600р. На пломбах, человек даже не знал как грили снимаются, вернее вообще не знал, что они снимаются. Повезло. Вопросы, потом задам в теме 6АС-416,
Взял такой почитав комментарии. Оказался после профилактики, но “забыли” поменять проходные эл-ты, вот и работал один канал тише. Шип в одной колонке убрал по здешним рекомендациям (всем спасибо).
Колонки Вега 15 АС-109. Для вечернего прослушивания музыки и телевизора. Связка такая: телевизор с оптического выхода на декодер в аналог, дальше в эквалайзер и уже оттуда на усилитель. Комп то же в эквалайзер.
Возможно ли подключение ММ и МС головок винилового проигрывателя?
Вход МГ ЗС тут рассчитан на MM. MC с отдачей 0.2мв – не получится без серьезной переделки. Можно попробовать те головы, что с высокой отдачей, есть по 1.4mV экземпляры , у некоторых фирм. Есть вариант с согласующими (повышающими) трансформаторами , что требуют хорошего экранирования и стоят каких-то ненормальных денег, фирменные…
Хочу поставить на него тор, какое у него должно быть напряжение?
Тор 2 по 18 вольт переменки, 4 Ампера в него подойдёт?
Усилитель мощности Сергея Давидовича Батя, проверить и заменить электролиты, если надо. Предварительный заново, например