Усилитель Single End (12,5 Вт/4 Ом)

ВНИМАНИЕ! ПРИ СБОРКЕ И ОТЛАДКЕ УСИЛИТЕЛЯ ВАМ ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ С ВЫСОКИМИ НАПРЯЖЕНИЯМИ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО КОНДЕНСАТОРЫ МОГУТ СОХРАНЯТЬ ЗАРЯД БОЛЕЕ СУТОК!

 

Начало

 

Итак, приступаем. Возникла необходимость создать достойный SE Усилитель с приемлемой себестоимостью. Необходимо было выполнить следующие условия: использовать в качестве силовых трансформаторы ТС-180, как наиболее доступные, использовать распространенные и недорогие лампы, а так же исключить использование дорогих и зарубежных деталей. Хотя при повторении конструкции, Вы можете проигнорировать последний пункт. Первоначально, схема усилителя выглядела так:

tibeS-006 ldsound_ru (1)

Попутно выяснилось, что лампа 6Э5П не так уж легкодоступна, как предполагалась. Но привязка была уже сделана, и если Вы хотите повторить данную конструкцию, то Вам лучше ее найти. Можно установитть 6Э6П. Манаков Анатолий: “Хотя, я думаю, стоит применить в качестве драйвера при отсутствии 6Э5П и 6Э6П, 6Ж11П или 6Ж23П, 6Ж43П с запараллелеными анодами, или, в крайнем случае – 6П15П”.

 

Описание конструкции

 

I. Блок питания.

tibeS-006 ldsound_ru (2)

Каждый канал усилителя питается от своего БП. Рассмотрим один из них. БП выполнен на трансформаторе ТР1 ТС-180. В качестве ТР2 применён ТВК-110.

Чтобы не мудрить с дополнительным трансформатором на напряжение смещения, ТС-180 был разобран, и на одну из катушек проводом диаметром 0,3 мм было намотано примерно 150-170 витков. Концы заводской обмотки 11′-12′ были откушены от ламелей, а на их место припаяны концы новой обмотки. После этого обе катушки были “проварены” в разогретой до 70- 80 С? смеси парафин-воск. Состав: 50% воска на 50% парафина. Парафин продается в аптеках, воск можно купить на рынке у людей торгующих медом. После “проварки” излишки застывшей смеси снаружи были удалены и особенно тщательно очищены внутренности катушек. Торцы подков трансформатора были зачищены и смазаны эпоксидной смолой. Боковые поверхности подков и внутренние поверхности катушек были смазаны клеем БФ. Можно и той же эпоксидной смолой, если надеетесь, что разбирать трансформатор в будущем Вам не придется. Картон вставок так же обработан клеем. Не дожидаясь застывания клея собираем трансформатор, затягиваем винты и включаем на несколько минут, время от времени, поворачивая его с боку на бок. Этим добиваемся проникновения клея в промежутки между вибрирующими частями трансформатора. После этой процедуры, ТС-180 оставляется до полного высыхания клея на сутки. После подобной обработки, трансформатор не гудит и не создает вибраций. В качестве соединительных проводов использовался провод в жаростойкой изоляции. Без наворотов. Для накалов ламп провода попарно скручены.

Более никаких изменений в конструкции БП не производилось. Конденсаторы использовались СГО – 3

 

II. Фильтр БП, конденсаторы

 

В фильтре БП резистор 3-4 Ом изготовлен из манганинового провода диаметром 0,15 мм. Никакой хитрости тут нет, просто готовый резистор не нашел. Электролитические конденсаторы расположены следующим образом. От резистора 3 Ом, первый электролит 330 мkФ, второй 220 мkФ. После дросселя два конденсатора по 220 мkФ. Все конденсаторы на 350 Вольт. Параллельно каждому конденсатору подключен бумажный конденсатор 10 мкФ х 300 Вольт. Дроссель изготовлен из трансформатора ТВК- 70. Обмотка содержит 1200 витков провода диаметром 0,2 мм. Сопротивление обмотки 31 Ом. Конденсатор 2,0 мкФ в аноде 6П45С заменен на бумажный 10 мкФ х 300 Вольт.

В аноде 6Э5П установлен электролитический конденсатор 220 мкФ х 350 Вольт и параллельно ему бумажный 10 мкФ х 300 Вольт. В цепи катода 6Э5П электролит 4700 мкФ х 16 Вольт, второй конденсатор бумажный 4 мкФ. В сетке 6Э5П электролит 47 мкФ х 160 Вольт ITT. Конденсаторы в цепи смещения сетки 6П45С установлены согласно схеме. Разделительный конденсатор долго подбирался из конденсаторов К71, были попробованы и К73-11А, но в итоге по совету А.И. Манакова решено было остановиться на бумажном конденсаторе 0,47 мкФ. С конденсатора был аккуратно бокорезами скушен корпус. Удалены боковые “пробки”. Конденсатор был обмотан нитками в один слой и “проварен” в парафино – восковой смеси при температуре 70-80 С?. Нитки после проварки удалять не стал.

После того, как статья была написана, было произведено еще одно изменение. Дроссели были домотаны дополнительной компенсационной обмоткой 80 витков. Его включение стало таким:

tibeS-006 ldsound_ru (3) 

 

III. Режимы работы ламп, резисторы, прочее:

 

В качестве регулятора громкости был применен сдвоенный резистор СП-III на 33 кОм, что, как отмечают многие – не есть хорошо. Добудете более хороший или поставите раздельные резисторы на каждый канал – будет лучше. Мне же понравилась большая площадь контактов, высокая надежность прижима и отличная экранировка СП-III. Ось была смазана капелькой часового масла. Сам резистор не разбирал, т.к. в работе он до этого не был, а запрессован чудесно. Провод в цепи прохождения сигнала, использовался посеребренный. Как потом выяснилось, лучше его не ставить. Все остальные резисторы были марки ЧПРП (что под руку попадет), в основном МЛТ, МЛТ-2. Резистор в катод 6П45С на 1 Ом был установлен ширпотребовский, Тайваньский 3-х Ваттный, хотя до этого стоял 2-х Ваттный отечественный МЛТ и разницы в звуке я не заметил.

После включения и установки сеточного напряжения 6П45С таким, чтобы напряжение в контрольной точке катода 6П45С стало 0,165 Вольта, остальные напряжения выставились следующим образом:

6П45С: анод +259 В, сетка1 -49-50 В, сетка 2+257, катод + 0,167 В;

6Э5П: анод + 101 В, сетка +111 В, катод +1,47 +1,49 В;

В цепи анода 6Э5П сопротивление 8 кОм

В цепи сетки 6Э5П – 22 кОм. В катоде 60 Ом.

Манаков Анатолий: “Игорь, Заменить резистор в цепи экранной сетки на 36-39 кОм и заново измерить режимы”.

Igor M. Butin: “После замены резистора в экранной сетки и контрольного прослушивания, показалось (!!!), что звучание приобрело некоторые вяжущие свойства. Что-то вроде рябины черноплодки во рту. Поэтому, от подобной замены отказался, хотя кому-то может и понравиться. Плюс подобной замены – перевод 6Э5П в более легкий режим работы, и, как следствие большаяя долговечность лампы. Режимы не замерял, если честно – забыл, пока прослушивал. Разница была столь мала, что до сих пор не уверен, слышал я ее или просто чувствовал”.

 

IV. Выходные трансформаторы

 

Выходные трансформаторы намотаны следующим образом:

tibeS-006 ldsound_ru (4)

Выходные трансформаторы изготовлены на железе от силовых трансформаторов кассовых аппаратов 200 Ватт железо ШЛ 32х50. Расчеты по трансформаторам произвел А. И Манаков. Я лишь намотал. Все слои первичной и вторичной обмоток были изолированы друг от друга сантехнической лентой “ФУМ” в два слоя. Каждый последний слой каждой секции первичной обмотки пропитывался клеем БФ и высушивался, для того, чтобы намоткой вторички не сместить витки первички. При сборке были установлены прокладки между подковами толщиной 0,2-0,22 миллиметра.

Прокладку можно изготовить из листов бумаги для принтера. Использовать сложенный вдвое лист бумаги А4 KYM 80 гр/м2 и пропитанный олифой. Толщина листа стандартна – 0,1 миллиметра. Толщина двух листов получается 0,2 миллиметра. Лучше найти радиотехнический картон нужной толщины.

После сборки трансформаторы были “проварены” в смеси парафин – воск, как и силовые. Излишки воска тщательно удалены. Проварка в воске исключила призвуки трансформатора, уменьшила магнито- стрикцию, улучшила КПД и звучание.

 

V. Окончание настройки

 

После сборки пришлось подобрать положение провода питания накалов, а так же провода, соединяющего входные гнезда с регулятором громкости. Удалось добиться полного отсутствия фона в громкоговорителях при замкнутом входе и вывернутой на максимум ручке громкости.

Для контроля были прослушаны следующие вещи:

1. Eileen Farrell “Stormy Weather” – тестдиск – XLO Reference recordings

2. G. Bizet “Carmen” – 1994, Point classics

3. M. Ravel “Bolero” – 1994, Deutshe Grammophon GmbH

4. Kate Bush “The kick inside” – 1978, EMI

5. The Alan Parsons Projeckt “Tales …” – 1976, Polygram Records

6. Ozzy Osbourne “Blizzard Ozz” – 1980 Jet Ltd.

Великолепно звучала классика, джаз, блюзы, баллады. Кстати и мистика Парсонса, звучит очень торжественно. А вот Оззи несколько смазал общее впечатление. Все сказочно, фантастично, но не чувствуется та агрессия, которая ему присуща. Точнее, она есть, но создает образ не мужика, а капризного ребенка.

После прослушивания решено было подобрать сопротивление в аноде 6Э5П. В результате, по совету А.Манакова, меня устроило IПЭВ-10 на 6,2 кОм. При 8 кОм звуку, на мой вкус, несколько не хватало агрессии. Посеребренный провод в цепи сетки лампы 6Э5П и в дальнейшей цепи, который первоначально использовался, я заменил на провод от центральной жилы магистрального антенного кабеля диаметром 1,5 миллиметра.

 

VI. Схема последнего варианта

Схема получилась следующая:

tibeS-006 ldsound_ru (5)

 

VII. Последняя примочка

 

В случае крайней нужды (озвучивание массовки на колонках низкой чувствительности), возможен перевод 6П45С в пентодный режим. Для этого К6 через резистор 1 кОм соедините с питанием по аноду и зашунтируйте на корпус электролитическим конденсатором не менее 100мФ. Резистор 220-330 Ом при этом исключается. Мощность на канал составит более 25 Ватт. Но лучше тогда ультралинейный, экранную сетку через резистор 500-560 Ом на один из отводов трансформатора.

Отвод подобрать по мощности или звучанию, на нижнем отводе Р=15W, верхнем Р=18-20W, но качество звучания, имхо, теряется, на верхнем – в большей мере. Основные параметры при работе на нагрузку 4 Ом.

Диапазон воспроизводимых частот при КНИ до 2 – 2.5%: 15 – 30000 Гц

Номинальная мощность при этом КНИ до 2 – 2.5%: 12 – 12,5 Вт

 

Усилитель разработан: Анатолием Иосифовичем Манаковым.

Материал по сборке и отладке подготовлен: И. М. Бутиным.

Корректировку, исправления и дополнения внес: А. И. Манаков.

5 комментариев: Усилитель Single End (12,5 Вт/4 Ом)

  1. Анатолий пишет:

    Кто покритикует телелампу 6П45С и схему Манакова? Лампа ,говорят, была модна в США и возможно из-за цены в один доллар! Нам за один рубль и Китай не продаст!

  2. Александр пишет:

    Помогите с 6П45С, на катоде 0,8В, не могу выставить меньше, регулируется только в большую сторону. Есть ли какая-то схема с автоматическим смещением для этой лампы?

  3. Сергей Гудков пишет:

    Вопрос для клуба знатоков: что общего в этих двух фотографиях?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *