Данная статья является оригинальной авторской работой талантливого инженера Владимира Шушурина, опубликованная в журнале «Радио» в 1978 г. Для удобства здесь скомпонованы поправки и дополнения на первую статью, а также вопросы и ответы читателей.
Описываемый усилитель мощности предназначен для работы в аппаратуре высококачественно воспроизведения звука в комплекте с предварительным усилителем.
Технические характеристики:
Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 Ом: 50 Вт
Неравномерность АЧХ в диапазоне 15 – 25000 Гц: 1 дБ
Коэффициент гармоник на частоте:
20 Гц: 0,04%
1000 Гц: 0,03%
20000 Гц: 0,1%
Номинальное выходное напряжение: 20 В
Номинальное входное напряжение: 0,775 В
Относительный уровень помех: -78 дБ
Входное сопротивление: 16 кОм
Выходное сопротивление (на частоте 1000 Гц): 0,07 Ом
Коэффициент демпфирования при нагрузке 8 Ом: 58 дБ
Мощность, потребляемая от источника питания: 72 Вт
На рис. 1 в графической форме представлены основные энергетические характеристики усилителя (при напряжении питания ±35 В); зависимости от сопротивления нагрузки мощности (кривая 1) и тока (кривая 2), потребляемых усилителем при максимальном выходном напряжении и максимальной мощности, отдаваемой в нагрузку (кривая 3).
На рис. 2 приведена зависимость коэффициента гармоник усилителя от частоты входного сигнала и выходной мощности. Кривые построены по усредненным значениям результатов проверки четырех образцов усилителя.
Принципиальная схема усилителя показана на рис. 3. Поскольку нагрузка гальванически связана с усилителем, потребовалось обеспечить максимальный дрейф «нуля» на его выходе. С этой целью транзисторы V1 и V2 включены по схеме дифференциального усилителя. На базу транзистора V1, соединенную с общим проводом через резистор R2, подается входной сигнал, а на базу транзистора V2 через делитель напряжения R13 и R16 – часть выходного сигнала. Таким образом, дифференциальный каскад сравнивает потенциал на выходе усилителя с нулевым потенциалом общего провода, и если по каким-либо причинам постоянное напряжение на выходе усилителя становится отличным от нуля, сигнал рассогласования, пропорциональный разности потенциалов без транзисторов V1 и V2, поступает на выход усилителя и приводит постоянное напряжение к нулевому уровню.
Чтобы дифференциальный усилитель реагировал только на разность входных напряжений, необходимо обеспечить постоянство суммы коллекторных токов транзисторов V1 и V2. С этой целью в эмиттерную цепь транзисторов включен источник тока – каскад на транзисторе V3.
Через резисторы R3, R3, R6, R10 на базы транзисторов V1,V2 подано небольшое отрицательное смещение, компенсирующее разброс параметров транзисторов. Нулевой потенциал на нагрузке усилителя устанавливают подстроечным резистором R5.
Указанные выше меры, а также достаточно тщательный расчет и экспериментальная проверка выбора оптимального режима работы дифференциального каскада позволили получить дрейф «нуля» на выходе усилителя около 90 мВ в интервале температур от +5º до +45º С и изменении сигнала на нагрузке от нуля до максимального значения.
С выхода дифференциального каскада сигнал поступает на транзистор V4, усиливается им и через резистор R15 подается на базу транзистора V11. С его эмиттера сигнал поступает на транзисторы V14, V16, V17 и через диоды V7 – V10, предназначенные для созданий начального смещения на базах транзисторов V14 и V13 – на транзисторы V13, V15, V18.
Самовозбуждение усилителя на высоких частотах устраняется частотно зависимой отрицательной обратной связью через конденсатор С5 и цепь R4С4.
Необходимо отметить, что применение усилителя тока на транзисторе V11 позволило свести к минимуму коэффициент гармоник усилителя.
Этот каскад, будучи включенным, после транзистора V4, позволяет последнему работать с небольшим коллекторным током, а следовательно, и с меньшими нелинейными искажениями.
Чтобы обеспечить постоянство режима выходных транзисторов, падение напряжения на диадах V7 – V10 также должно быть постоянным. Протекающий через диоды ток стабилизируется еще одним источником тока на транзисторе V12. Этот ток устанавливают подбором резистора R14. Напряжение смещения на базах транзисторов V13, V14 регулируют подстроечным резистором R18 при окончательной настройке усилителя. Выходные транзисторы, а также транзисторы V11, V12, V16 – на радиаторах.
Транзисторы П307В можно заменить на П307, П307А, П307Б, КТ601А. В предоконечном каскаде вместо транзисторов КТ801Б можно использовать КТ801А, КТ807А, КТ807Б, П701А, а в оконечном – транзисторы КТ802А, КТ808А. Вместо КТ209М можно применить транзисторы КТ209Л, КТ203А, КТ502Д, КТ502Е, а вместо КТ805А – КТ808А. Также вместо транзистора КТ602Б (V11 и V12) можно использовать транзисторы серий КТ604, КТ 630 или КТ940.
На рис. 4 показан чертеж печатной платы и расположение деталей усилителя на ней:
В усилителе применены:
резисторы: СП4-1а (R5, R18), С5-16Т (R27, R28), МЛТ-2 (R29) и МЛТ-0,25 (остальные);
конденсаторы: К50-6 (С1, С3, С6), КМ (С2, С4, С5) и МБМ (С7);
транзисторы: V11, V12, V15, V16 снабжены теплоотводами (хомутики, согнутые из латунных полосок), которые закреплены на корпусах транзисторов с помощью гаек М2.5. Выступающие концы винтов вставлены в отверстия в плате и закреплены на ней такими же гайками, навинченными со стороны печатных проводников.
Транзисторы V11, 12, V15 и V16 установлены на радиаторах типа «флажок», размеры приведены на рис. 5. А выходные транзисторы V17 и V18 установлены на ребристых радиаторах, размеры которых даны на рис. 6.
Схема блока питания приведена на рис. 7. В качестве Т1 можно применить промышленный трансформатор ТПП322-127/20-50 или ТПП321/127/220-50. Конденсаторы С3 и С4 марки К50-18 или К50-26. Предохранители F1 – F5 рассчитаны на ток 2 А.
Режимы транзисторов приведены в таблице:
Обозначение по схеме |
Uк, В |
Uб, В |
Uэ, В |
V1 |
33,7 |
-1 |
-1,63 |
V2 |
33,5 |
-1 |
-1,63 |
V3 |
-1,63 |
-33,6 |
-34,1 |
V4 |
2,25 |
33,7 |
34,13 |
V11 |
35 |
2,18 |
1,58 |
V12 |
-1,5 |
-33,4 |
-34,1 |
V12 |
-33 |
-0,8 |
-0,12 |
V14 |
35 |
1,54 |
1,02 |
V15 |
0 |
-33 |
-34,5 |
V16 |
35 |
1,02 |
0,51 |
V17 |
35 |
0,51 |
0,02 |
V18 |
0 |
-34,5 |
-34,98 |
Режимы измеренные вольтметром ВК7-10
относительно общего («земляного») провода
Налаживание усилителя несложно и при использовании проверенных деталей сводится к установке на выходе «нулевого» напряжения с помощью подстроечного резистора R5 и, в случае необходимости, к устранению «ступеньки» в выходном сигнале с помощью подстроечного резистора R18. Ток покоя выходных транзисторов не должен превышать 50 – 100 мА. Регулировку производят с подключенным к выходу усилителя эквивалентом нагрузки.
С данным усилителем можно использовать практически любой предварительный усилитель, имеющий амплитудно-частотную характеристику не хуже, чем у усилителя мощности и с напряжением выходного сигнала не менее 0,775 В.
Чтобы при работе усилителя на нагрузку 4 Ом, коэффициент гармоник был не выше, чем при сопротивлении нагрузки 8 Ом, достаточно транзисторы КТ805А (V17 и V18) оконечного каскада заменить транзисторами КТ808А.
Печатная плата под транзисторы КТ808А в формате .lay
Автор: Шушурин В., г. Львов
Статья специально подкорректирована для сайта ldsound.info
R1 должен быть 3кОм, а C2 – 420 пФ. Иначе мы закоротим пред. ус. по ВЧ.
Наверно надо увеличить С2, а Вы уменьшили
Есть у этой схемы авторское продолжение с улучшенными характеристиками радио №11 1980г.
В конце 80-х годов не раз собирал его.И всегда результат радовал.Правда померить гармоники тогда было нечем.Но осциллограф и генератор были под рукой.Звук гораздо лучше любого Кумира.Пред брал с болгарского радиожурнала на наших аналогах 3102 и 3107.До сих пор вспоминаю с теплотой этот усилитель.Прост в настройке.Ни разу не подкачал.Рекомендую для всех тех,кто хочет иметь недорогой,но высококачественный УМ.
Согласен полностью. звучал этот усилитель мощно , напористо и красиво. И схема работала сразу. Была правда странность одна, причины не знаю: на 4 Ома он иногда заводился, горел резистор в цепочке 0,1мк-10 Ом. Самое интересное. что промышленный Амфитон звучал заметно хуже этого.
В начале 80-х собрал это усилитель. Слегка модернизировал, увеличил напряжение питания до 48 Вольт стабилизированного напряжения с защитой от короткого замыкания, заменил транзисторы на более современные. Естественно, пришлось пересчитать номиналы некоторых резисторов, в итоге получил очень качественный усилитель, мощностью 100 Ватт на канал. В качестве предварительного усилителя использовал собственную разработку. В виду того, что в то время работал на радиозаводе и имел под рукой все необходимые приборы, смог измерить все параметры. Схема усилителя просто прекрасная с огромным потенциалом. Современные дорогущие усилители ему просто в подмётки не годятся.
Схему вашего варианта этого усилителя на современных элементах и предварительного усилителя тоже можно увидеть?
На то и гений конструктора, чтобы схема из десяти деталей звучала шикарно, выдавала мощность и работала с пол-пинка.
Помню, как гонял эту схему на нагрузке 4 Ома, питание- два болгарских блока ТЕС , по 33в 5ампер, на выходе ровно 100ватт, забыл про усилитель, прихожу с перерыва а комната в дыму, дымит нагрузка, 100 ватт ей не по силам оказались.
Статья и схема один -в- один из брошюры “массовая радиобиблиотека выпуск 1038 с. 21-22” . А где же поправки и дополнения?
Добавлю.
в 80 года Я тоже собирал на военных транзисторах.
Вешал на канал по 2 колонки 2 ом больше 100Вт.
Ни разу не сгорел (На радиаторах яйца можно жарить) Как он выдерживал дискотеки на выходные 2 дня я только удивлялся.
Внимание: слова
…максимальный дрейф «нуля»…
читать как
… минимальный дрейф «нуля»…
Хочу собрать этот усилитель именно по самой первой схеме, без доработок. Стоит ли оно того? Или лучше солнцевский?
Солнцевский точно не годится супротив Шушурина. Не способен Квод работать на 4 Ома, генерит. А Шушурин тянет любую нагрузку. Брат собирал комбики на Шушуринском, играли в ансамбле. Сказочная схема.
Помню, сколько труда было вложено в повторение солнцевского Квода, но усилитель как упрямый осел не смог работать на 4-омную нагрузку, на высоких частотах синус превращался в пилу, схема срывалась в генерацию. Пожег все имеющиеся у меня дефицитные в те годы КТ825 , плюнул и отдал платы мощника и преда- знакомому. Тот начитался статей про эту схему и убеждал меня, что я не понимаю своего счастья. Угу.
Собирайте Шушурина,не пожалеете,схема в разы проще,а звук шикарный.
дело за малым- найти П307)))))
Старые Ч/Б телики,или радиорынок)В своих загашниках я не нашел КТ209 и П307,применял КТ3102 и КТ3107,концы 2Т803АОС.Жаль поздно нашел авторские печатки,с печатками из сети были проблемы.
у 307-х высокий запас по рабочему напряжению, КТ208 тоже применен неспроста. Просто заменить их на 3102 и 3107 значит резко понизить надежность усилителя.
803-е слабее по току. Примерно так.
803 мощнее 805 по току. И по рассеиваемой мощности немного.
Если сравнить с кт805а то кт803а вдвое мощнее 10а 60вт против 5а 30вт у кт805. Вот по напряжению КЭ они низковольтные всего до 60в нормируются.
Я в Шушурина кт808а ставил, прекрасно на 4 ом нагрузку работали.
Я ставил на выход 2Т808 , заведомо лучшие, чем 805-е или 803-е. Позже применил чешские KD503 , им не было равных в те годы по надежности.
Насчет тесловских KD503 абсолютно согласен, гораздо надежнее чем КТ819ГМ, только они без комплиментарной пары были. До сих пор остались 60 вольтовые KD502 идут как идеальная замена фирменных менее мощных 2n3055.
мы спалили ведро 2N3055, до применения KD502 -503 . И ведро наших КТ818 ,в пару к 502 -503, спустя много лет я понял, почему наши 2т818 и 819 в металле горели , как свечки. У них подошва не из красной меди, как у 503, а из чистой аудиофильской стали))))
Тогда они должны гореть и на других усилителях?
да дрянь эти 818 и 819 в металле. Забросил идею ставить их куда бы то ни было. Вы запаритесь их в пары подбирать. Сегодня валом прекрасных пар Тошиба 1943 и 5200, и других транзисторов, настоящих, к чему возвращаться на этот мусор?
Имея несколько штук П307 можно подобрать пару и отказаться от цепи балансировки входного каскада.Критерий подбора – минимальное постоянное напряжение на выходе в режиме молчания.
Именно так и делал, не применял балансировку.
В конце 90-х собирал и я разные усилители.Но Агеевский “параллельник”всё таки по моему убеждению оказался лучшим.Шушурину я бы отдал второе место.он действительно на низкоомную нагрузку неплохо работал.
Агеевский параллельник из журнала за 1985 год-звучная
и сверхнадежная схема, хотя и не такая мощная, как Шушуринская.Оба усилителя работали долго и оставили прекрасные воспоминания.
Ну что же, делаю вывод, что шущуринский в оригинале достоен повторения в наши дни. С транзисторами пока не знаю найду или нет. П307 пока нет, КТ209м есть 209к, КТ602б есть 602а,выходные есть любые в том числе 808.
КТ3102 А или Б вполне подойдут для работы в этой схеме. Просто когда её проектировали никаких 3102 и в помине не было) Если судить по режимам которые в табличке есть, то всё будет работать отлично.
Не повлияет ли замена транзисторов на устойчивость усилителя?
в общем не должна. кт3102 более высокочастотные конечно. Однако там коррекция и кт209 в усилителе напряжения. Они основные перегибы ачх без оос определяют.
Попытаюсь найти те, что на схеме.
В дифкаскад подобранные КТ3102А/Б ставил, в выходной каскад вместо П307 КТ602 и КТ940 ставил, прекрасно работали. Ничего не звенело.
Хорошо, спасибо. Если оригиналы не куплю, значит подберу замену.
Если мне не изменяет склероз, то 3102 и 3107 уже были в 1978 году, равно как и опытные образцы КТ818 Г, в особом исполнении: ТО-3 но без ромба, – пятак с двумя выводами из него .
Ну а 808 мые на выходе обычные круглые как ?
808-е с приемкой(2т808) очень удачные и крепкие. Ещё 2т908 славятся по звуку. Но их сейчас размели на семынинский повторитель, хрен найти.
Александр,только не скупайте все)) Если их нет,а такое может быть, то вам позвонит девочка и спросит чем можно заменить или купить что-то другое. Если что берите на меня. я в Таганроге, могу приехать на радиорынок. Доставка СДЭК, стоимость доставки примерно 300 руб.
я не скупаю 908-е, они есть в одной нашей фирме, Ростэк. Могу телефон и адрес дать. Да и повторители -не моё. Я – джинн, раб лампы)))))
Будут вопросы, ящик для связи [email protected]. Александр, у меня к вам есть интересное предложение. Телефон сообщу в почте.
Неужели приглашение посидеть за бутылочкой доброго сухого Каберне? )))) Другие “предложения” меня как-то мало вдохновляют нынче. Особенно пугают т.н. совместные проекты. В переводе- ты сделай, за свои, а я может быть- когда-нибудь – это у тебя куплю.
Верно,Александр)))Как и некоторые за подопытных кроликов держат.А потом сваливают.
Можно и Каберне)) Проект давно закончен (АС – лабиринт с 15″ на НЧ), хорошо играет, а вот померить АС вашим чудо прибором очень хотелось бы. Акустика у друга, человек гостеприимный. Если надумаете пишите, хоть здесь, хоть на мыло.
Идею понял. Это то, чем я реально могу помочь. остальное обсудим.
лабиринт на пятнашке – лихо.Аж интересно))) Буквально дней 10 тому, будучи в Сочи , настроили знакомому его 3-полоску с 15″ Беймой в ящике, реальные 45 Герц добыли, несмотря на совершенно безнадежные изначально Т-С параметры басовика.
А что скажете о Сухове высокой верности в первой версии? Если их сравнить по простоте изготовления и по конечному результату (звуку)?
Суховский гораздо сложнее и мощнее. В 92году собирал его, один канал запустился без проблем, другой канал весь мозг вынес (звенел на одной полуволне)причиной оказалась бракованная К574уд1, рекомендации из Радио не помогали. Лет 6 потом надежно работал на 35ас-018.
В принципе особая моща и не требуется. А по звуку то наверное особо и не отличишь?
Разница между усилителями 10 лет и два поколения компонентов. По звуку отличить можно к примеру ваттах на 70 без проблем отличаются. Вообще схема довольно древняя и смысл её делать (из за сложности) от меня ускользает.
Суховский УНЧ точно не для среднего ума. – ” Мост из хрувсталя, анжанерной работы” (мультик)
В нём есть полезные всякие идеи, но собирать один в один лично я не решусь.))
Ну что же, Сухова в сторонку.
Шушурин в приоритете.
А какая схема ещё может потягаться с Шушуриным по простоте, устойчивости и качеству? Ват под 100 на 4 ома?
Микросхема ТДА 7294
Ну по простоте – да согласен, а по качеству?
тдашка посадит на задницу многие распонтованные ресиверы своими честными 100 ваттами.И звучит неплохо.
Ресиверы могут хорошо звучать, но!
Там обман по мощности. К примеру мощность потребляемая от сети написано 200 ватт, а мощность каждого канала 100. А там или 5, или 7 каналов. НЧ во всех каналах обрезаны, типа подключи сабик. То есть получить полноценный звук в диапазоне 20-20к от подключенных колонок не получится.
Ресивер для меломанов звучать не может.У меня есть хорошо знакомые,у которых за спиной около 300 всякой звуковой техники.Именно они слушают усилители,сравнивают и продают.
Шушурин хороший инженер-конструктор. Но эта схема его ранняя, когда была скудная материальная база, и изобрели эти транзисторы КТ805. Выходной каскад несимметричный, квазикомплементарный (что значит псевдо). Верхний общий коллектор , нижний общий эмиттер. Усиление плеч разное. Вот и искажение формы сигнала. Потом появились комплементарные транзисторы КТ818,819. И он эту же схему переделал на них. Качество и мощность выросли.
Верно в теории, но почему-то именно схема из Радио за 1978 год всегда радовала своим мощным и породистым звуком. В отличие от безликого и обычного звука Амфитонов.
805-е никогда не ставил, сразу применял отобранные 2Т808 ОС . И схема ни разу не подвела.
В Амфитоне схему усложнили, насовав дифкаскадов. Такую схему сразу хочется упростить, помня незамороченный исходный вариант. Да и заводской вариант на дешманских КТ502 и КТ503 сразу не понравился. У них то ноги отваливались, то обрывались внутри. Бе.
Когда в Амфитоне в очередной раз сгорел левый канал,была мысль заменить родные оконечники на Шушурина 78,но так и осталась мыслью.
Но сама мысль была правильной. Корпус у Амфитона красивый и удобный, но начинка-швах.
Есть целиком Радиотехника 101, может туда его поселить……
Убогий корпус с сиротскими радиаторами. Не знаю, не нравится мне такой вариант. Усилитель ваш может обидеться на такое предложение по жилплощади)))
Друг подарил радиаторы. Хватит ли 1300 см кв. на один канал?
Ну насчет удобства У-101-1 я бы поспорил,а вот красивый это да.Радиотехника 101 тоже красивая,особенно деревянный макинтош.А вот радиаторы жиденькие.Как вариант ограничить выходную мощность.
Ну почему-же? Несколько раз уже попадался в корпусе У-101 Радиотехники Агеева усилитель и того-же Шушурина.Это разные люди,сразу говорю..Тут как раз всего в достатке.Красота Радиотехники и чистый достаточно мощный звук.Предлагал даже продать мне его.Он получал отказ.так что люди вполне удачно селят в корпус Радиотехники такие достойные УНЧ как Шушурина и Агеева.
У меня в памяти много неприятных впечатлений от общения с нашей техникой, включая эту Радиотехнику 101. Сделано неудобно, разбирается плохо, провода короткие, все паять, разъёмы редкость, гетинакс мерзкий, дорожки летят на раз. Электролиты совершенная пакость, а в продаже такая же и не лучше. В общем, спаси и пронеси.
Полностью солидарен)))
Хватит ли 1300 см кв. на один канал?
Навскидку. Два канала по 70 ватт, при кпд 75 процентов- ватт 40-50 в виде тепла. на каждый ватт тепла нужно 12 см квадратных радиатора. Итого 600см квадратных суммарно на два канала. У автора радиатор взят с запасом, что совершенно верно на случай высокой окружающей температуры.
Так речь же не о ремонте Радиотехники,а о том что бы в этом корпусе разместить совершенно другой усилитель.Вы Александр видимо неправильно поняли суть мной написанного.Я не хвалю Радиотехнику какая она изначально.В корпусе от нее если не кривые руки размещается очень даже хорошо усилитель Шушурина либо Агеева.
Сергей, я соединил оба своих поста в один, как видите, пытаясь внедрить схему Шушурина в корпус У101 .
Помогите пересчитать номиналы резисторов под большее напряжение питания. Спасибо
А какие тогда будут транзисторы?
Не ухудшатся ли параметры?
Какова выходная мощность?
Можно ли оставить напряжение +- 35 вольт как на схеме для нагрузки 4 ома?
Сам себе думаю; наверное ни кто не знает…….
На 4 Омах и питанием от двух стабилизаторов по 33 вольта УНЧ Шушурина выдавал честные 100 ватт . На выход ставил 2Т808А, отобранные по усилению, оно в среднем было 60-80.
Собрал. На выходе 2т808. Нагрузка 4 ома. На выходе ноль постоянки, ток покоя 60 ма. Возбуждения задолбали. Греется верхний по схеме выходной тр-р. Возбуд в верхней части синусоиды. Возбуждается от 20 до 20000 гц, а на 50 кгц работает отлично. На маленькой мощности работает хорошо.
Было такое дело, генерация на 4-омной нагрузке. попробуйте понизить сопротивление цепи Цобеля на выходе усилителя с 20 Ом до 10 Ом и 0,1мкф. В базы выходных транзисторов не мешает врезать по 10 Ом антизвонов.
Склонность к возбуду проверяется и устраняется меандром на входе, его можно взять от калибратора осциллографа. Можно провоцировать звон и возбуд емкостной нагрузкой, подкидывая к нагрузке по 0,1- 0,2-0,5 мкф.
Подкинул антизвоны, заменил все корректирующие конденсаторы, транзисторы на выходе – результат нулевой. Замена Цобеля немного улучшает ситуацию, но не то. Напруга на всех транзисторах соответствует таблице. Чем выше подаю частоту, тем позже по мощности наступает возбуд. Например на 50 гц начинает возбуждаться на 10 ватах, а на 1000гц при 20 ватах и т.д. На 50 кгц красота. Какой то прям УВЧ получился. Что меандр, что синус возбуждается верхушка. Меандр ровный квадрат. Добавление конденсатора 0,27 мкф непосредственно на выход убирает возбуд практически напрочь.
На плате нет кондеров по питанию, скажем, по 0,5-1 мкф, неплохо бы их туда припаять. Ещё был случай, транзисторы на общем радиаторе свистели, помогает керамика вместо слюды- емкость падает , транзистор-радиатор. Или растащить выходные транзисторы по радиаторам.
Меандр тоже будет давать звон на полке , если уровень поднять. В свое время применил методику Акулиничева для вылавливания склонности унч к возбуду, там дифференцирующая RC цепочка в нагрузке, с неё берем сигнал на осциллограф. И прекрасно видны все вспышки свч генерации даже на малых уровнях.
Тогда сразу забраковал УНЧ Солнцева Квод за это, генерил на 4 Омах как упрямый осел, ничего не помогло.
Без кондёров на плате вообще беда. Поставил. Выходники на разных радиаторах. Попробовал на 8 ом. Таже песня. До 25 ват хорошо, а дальше возбуд.
Не пойму, что за усилитель такой. Все пишут, что работают сразу, а у меня просто беда.
Я когда-то тоже сделал пару плат транзисторного (Брагина). И так же вроде все правильно, но не работает, копаться не стал, платы так и лежат на память))
После этого только на микросхемах делаю и все отлично.
Да в том то и дело, что делал я много разных усилков и работали, а этот упёрся и всё……
Я для забавы разрывал цепь ООС и смотрел частоту первого полюса . Его задает цепочка RC в коллекторе дифкаскада. Иногда можно вместо RC взять просто С. Также на меандре убирал звон емкостишкой параллельно резистору ООС.
транзистор драйвера V12 обычно имеет емкостишку колектор -база, что задает второй изом на ачх без ООС. попробуйте подкинуть 100-150 пик ему .
Ничего не помогает.
Пробежался осцилом по транзисторам. В верхнем по схеме плече ровный синус на всех транзисторах. А в нижнем на базе v13 ровный синус, на коллекторе обрезанная без верхушек синусоида. С эмиттера v15 выходит чёрте-что.
Все транзисторы исправны, для пущей важности заменил их и диод v19.
Так и должно быть. Звон попробуй устранить включив резистор 30 – 100 ом непосредственно в цепь эмиттера V11 до точки соединения с другими деталями.
Без нагрузки всё ровненько…..
от безнадеги можно развязать нагрузку кроме цобеля ещё и LR цепью, провод 0,5мм мотаем на двухваттник МЛТ 10 ом.Они обычно вместе ставятся.Цобель параллельно нагрузке, LR послед-но.
У КТ208 -собачая цоколевка, вообще идиотская, вы знаете про это? Он особенный транзистор, заменить его сложно .И он низкочастотный, может быть в этом тоже дело
Про 208ой не понял. А разве он там применяется? В схеме то 209ый.
208-е были в отделе, с приемкой, металл,вот по памяти и ответил. Но 209 по идее такой же, только в пластике.
208 и 209 практически одинаковые, просто 209 в пластике и для бытовухи, а 208 в металле. По сравнению с типовой цоколевкой у него база и эмиттер поменяны местами.
Сегодня применил бы вместо него 2SA970 , шикарный транзистор. В плюсовое плечо включил бы 2SC2240, комплементарный к 970.
Попробовал LR на выход, не помогает. Уже голова дымит.
Проверил всё 100 раз.
Я пробовал убирать возбуд. подкидывая по 100 пик база-коллектор к разным транзисторам , особенно предвыходным
Попробуйте цепочку 200 Ом+2200пФ параллельно цепочке R13C6. R1 увеличьте до 1кОм. И скажите частоту генерации, может идея придёт.
Не подойдут в эту схему. Граничная частота выше. Аналог прямо скажем не прямой.)
Уменьшается, но не то – это “злому вовану”
Попробуй V11 КТ602 заменить на более низкочастотный КТ815Г
да, такое впечатление, что транзистор какой-то косой попался. Обычно схема работала сразу и без проблем.
КТ602 заменить попробую.
А ничего, что П307 в пластике?
Про П307 в пластике сие велика тайна есть. Однако в описании схемы написано же чем осуществляется коррекция в схеме. Вот: “Самовозбуждение усилителя на высоких частотах устраняется частотно зависимой отрицательной обратной связью через конденсатор С5 и цепь R4С4” Может тут с номиналами поиграться? С5 к примеру увеличить.
307 в пластике- это как? Металл, перламутр, красота, вот что такое 307 и 308 ОС.
С5,С4 пробовал.
П307вм в пластике как кт815, металла в магазине не было.
V13 – 100пф на б-э задавливает возбуд. Пока до конца не проверил.
И 209 и 208 по сути низкочастотные, генерить им трудно, но вдруг вместо них в новые корпуса сунули ВЧ транзисторы, фигзна. Раз убирается возбуд емкостью Б-Э,- значит, там по идее должен стоять тупой нч триод. так и оставьте эти 100-150пик. Спровоцируйте возбуд емкостью на выход УНЧ,, пол-микрофарады, стук наружу выйдет.
А вообще, чем дольше смотрю внимательно на эту схему, тем больше уважаю автора за такой продуманный во всех мелочах подход. Умница Шушурин!
Пару часов поковырялся с усилком. Со слепу сжёг несколько транзисторов.
Заменил. Попробовал 100 пф не на б-э, а на б-к v13, в результате меандр на 1000гц идеальный на любой мощности. Но на синусе 20 гц генерация в 0,5-1 гц, с некоторым изломом синуса. Потом выше по частоте всё отлично, но на 20 кгц синусоида не совсем ровная, как будто из проволоки кривой согнута.
Ещё интересный момент. При установке конденсатора 0,22 мкф по питанию в плюсе возбуд уменьшается, а по минусу наоборот увеличивается.
По транзисторам 209. Мне их привезли на заказ из столицы. Они все разных маркировок. И циферками, и ромбиками, и серыми точками. Как будто остатки по сусекам поскребли. И пробовал я их разные впаивал. Думаю не должны быть подделкой, да и кому нужно подделывать по сути ненужные детали. У меня такая мысль, может текстолит хреновый, пропитался хлорным железом….. Хотя травил раньше в старом растворе по полдня и ничего….
Синус из гнутой проволоки на 20 кгц- точно недовозбуд, даже можно по числу пупырышек на синусе посчитать частоту будущей генерации.
209 -й нормальный тот, что с ромбом, черный.
Насчет затекания хлорного в материал платы- вполне возможно, косит одно плечо всегда , что бы вы ни делали с ним.
Попробуйте откинуть выходные триоды , оставив только драйверные кт801 , замкнув цепь оос и подкинув нагрузку Ом примерно 100, можно безопасно искать возбуд и биться с ним без опасения выжечь схему.
Без выходного каскада возбуда может не быть, он фазу тоже заворачивает, хоть и не сильно. Какая частота возбуждения??? Простой и проверенный способ не сжечь выходники: в разрыв цепи коллекторов выходных транзисторов ставим лампочки 24 Вольта 10 Ватт, с грузовика. На холостом они холодные, при аварии – светятся и выдерживают до 30 Вольт спокойно. Конечно, большую мощность не скачаешь. Если возбуд через общую ОС, увеличьте её глубину в 3-4 раза и добейтесь стабильности, а потом верните глубину назад, и будет вам счастье. Попробуйте цепочку по посту от 23.07 в 14:30.
Узнать частоту возбуждения не знаю как. Вижу на ослике нормальный ровный синус без нагрузки, а с нагрузкой распузачивается верх синусоиды. Как можно замерить частоту возбуда?
Подключитесь к выходу через дифференцирующую RC цепочку, срезающую звуковые и пропускающую сотни килогерц и выше (типа 1нФ+1кОм), и попробуйте поймать на большей чувствительности и меньших пределах по времени. Ещё попробуйте 20 Ом последовательно с V19 или отключить V19. Хлорное железо способно чудить, но по постоянке, возбуждение вряд ли от него.
в далеком 1981 после выхода статьи Митрофанова про усилитель Маршалла Лича , попытка повторить ту схему обернулась большими потерями. Транзисторы горели вмиг.Спасала только регулируемая защита в болгарских блоках питания. Схему довел до устойчивой работы, при этом обнаружил нестыковку: частота первого полюса была слишком высокой, когда снизил её килогерц до 25, схема успокоилась. Второй капкан – низкоомные резисторы в базе выходных каскадов взяты были проволочные, их индуктивность тоже сыграла недобрую роль в возникновении генерации
Диф цепочка результатов не дала, какие то пузыри на экране.
Убрал диод v19, результат положительный, почти как добавление 100 пф на б-к v13.
Вот что получается без диода. На 20 гц синус хороший до 30 ват, далее увеличивая мощу горбушки изламываются спиралькой. Спиральки пробегают с интервалом примерно 1 сек. Увеличивая частоту, ограничение синуса наступает выше по мощности. Так на 1 кгц излом горба наступает примерно на 50 ватах на 4 ома, на 20 кгц – 100 ват.
Выше 200 гц синусоида практически ровная, за исключением еле заметного распушения верхушки на приличной мощности.
Поступаем радикально: V4 меняем на более мощный КТ 814Г (или что то аналогичное) , а каскад на V11 убираем полностью , закоротив R15 , R17.
Электролит С6 замените исправным
Да уже третий поменял.
Номиналы C4- R4 не перепутаны? Цепочка определяет коррекцию по запаздыванию.
Номиналы не перепутаны. Пробовал вместо этой цепочки просто кондёр 0,033 улучшает ситуацию, но не очень.
Коррекцию по запаздыванию не понимаю. Давно было дело начал изучать теорию построения умзч и быстренько это дело бросил. Муторно.
Нашёл 208-ые в металле заменил 209-ые, результат нулевой.
Усилитель у меня просто ЧУДО. Он реагирует на разные типы нагрузочных (проволочных) резисторов. При одном и том же сопротивлении онных.
Правильно реагирует. У них разные индуктивности, что на частоте возбуждения и чувствуется. Частота, видать, высокая. Вы попробовали, что я советовал? (Попробуйте цепочку 200 Ом+2200пФ параллельно цепочке R13C6. R1 увеличьте до 1кОм.)
Всё сделал – безрезультатно. Частоту возбуда увидеть не могу, на экране верёвка с раздутыми пузырями.
корр по запаздыванию- когда первый каскад валится по частоте, чтобы выходной обгонял его по фазе и с общей оос схема была быустойчивой. Но частота эта ниже 20 кгц приводит к неприятным вещам.
Ещё вот. База-кол v12 (100 пф) существенно гасит заразу. Так же просто пальцем по плате (по пайке) в районе базы v12 помогает.
V12 сигнал не усиливает, это источник тока. По схеме нету шунтирующего конденсатора параллельно диодам V5,V6, бросьте керамику 47нФ или больше параллельно им или после 1кОм с базы на минус питания.Возможно там и 10мкФ нужен. V12 высокочастотный в источнике тока вообще не нужен, можно КТ815г .
Ещё полезно развязать по питанию предварительные каскады от выходных: V13-V18 питаются как нарисовано, остальные – через 22 Ома, впаянные в разрывы шин питания, и после них конденсаторы 10мкФ+100нФ на землю.Может у Вас длинные или спиралью провода питания к плате…
Всё перепробовал, ничего не помогает. Утолщил и укоротил провода до предела, разорвал питание, зашунтировал, 815-ый поставил……
Самое интересное – добавляю 0,22 по питанию минус на плате возбуд увеличивается. Добавляю на электролитах – без изменений.
Значит надо Акулиничева собирать уже. а это распаять и выкинуть.
Попробуй С5 отключить от коллектора Т4, подключить к R16 параллельно, поиграться емкостью, включить последовательно с резистором 30 – 2000 Ом.Зашунтировать диоды смещения выходных каскадов 0.1 Мкф не электролитическим. Усилить земляные и питающие дорожки напаянными поверх медными проводниками . Кстати, проблема с самовозбуждением похоже возникала и у автора (R 15,20,21 явно антизвонные)
С5 в родном месте вообще не реагирует ни на что.
Разберу я его наверное, а плату выкину подальше, что бы больше не возникало ни каких мыслей. Задолбал он меня.
Помню в юности собирали мы несколько усилителей Акулиничева (Радио.3.1980г.) работали действительно с первого раза, не смотря на его высокочастотность. Крутнул подстроечник, ступеньку убрал и всё, а тут просто ужас какой то!!!
Спасибо всем за помощь. Буду думать о другой схеме.
Подумал, что для очистки совести можно было перетащить детали с платы- на шоколадку и убедиться, что схема неуправляемая, а уже потом под пресс.
Так он мне осточертел, что перебирать по новому уже не хочется.
Хотя………, может и остыну………
Подожду.
Можно попробовать вместо V12 впаять резистор. И посмотреть что будет. Может быть это из за общих схем смещения V12 и V3 такая петрушка. Попробовать диоды V5 V6 кондёром зашунтировать?
Добрая идея ваша, согласен.
недавно сгорела микросхема ТДА 7294 в моем усилителе для измерения динамиков и колонок, нужно было что-то взамен, особо ровное и с неплохим звуком. Поискал в сети и на форумах,вышел на одну предельно простую схемку, повторил . К удивлению, мгновенно заработала, с высокими параметрами, недостижимыми с прежним подходом. Но главный сюрприз впереди, когда музыку включил. Такой прекрасный звук , нет слов. Всех деталей- пара латералов-полевиков и операционник наш, 544уд2. Чуть позже схемку выложу, ссылку дам либо Дмитрию на почту отправлю. автор схемы- очень грамотный электронщик, а схему эту на одном англоязычном форуме высоко оценили.да и наши любители повторили – и все в восторге. Знакомый послушал- сказал: Так звучит Стоунколд, правда Стоунколд не живе долго, горит в силу непонятных причин. А эта штука- нет слов, как удачно получилась.

Можно подробнее. На основе чего схема, что за усилитель, чей?
Похоже на схему Брагина с упрощенным ВК на полевиках.
https://forum.cxem.net/index.php?/topic/110261-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA/page/5/
Автор схемы Vadik70 , на Вегалабе есть похожий вариант такой схемы от Vjumajlo .Разница в паре транзисторов. Самое главное- из за особенности латералов звук превосходен, полоса невиданно широкая, нет проблем с термостабильностью. В данный момент слушаю гибридный унч на паре латералов в классе А с ламповым драйвером. звук радует , очень походит на ламповый однотактник, но неискаженнаямощность заметно выше.
Из латералов доступны Эксиконы 10N20-10P20, они более звучные нежели 162-1058 , а ещё более крутые пары- BUZ900-BUZ950 . Они в металлокорпусе ТО-3, непревзойденные по звуку
Понял. Знаю такой, спасибо!
Проблема теперь найти оригинальные полевики для усилителя, которые лет 15 уже не выпускают. С 2SJ200/2SK1529 такая-же проблема.
На алиекспресе находит без проблем, выбор большой. Качество/оригинальность – ?
Нарывались знакомые на перемаркированные под видом латералов обычные вертикалы. Кроме иной цоколевки у вертикалов , меряем емкость затвор-исток и затвор-сток, и все ясно: несколько тысяч пф вместо 300-400 пф у латерала
Вот думаю-думаю и не могу понять, почему не хочет работать. Может родная печатка разведена не по феншую? Может сделать печатку, которая дана здесь на сайте? Но ведь народ говорит, что собирали…. Вряд ли кто на тот момент кинулся переделывать печатку, если она дана в журнале.
Цобель исправен?
Да исправен, реагирует.
Не пробовали уменьшить глубину оос, гллянуть реакцию схемы? По идее, с уменьшениемглубины оос склонность к генерации падает. Ещё можно закоротив резистор оос , шунтирующий базу дифкаскпда на землю, измерить частоты среза и усиление всех каскадов усиления. Но вот пишу и понимаю, что такие тонкие упрямые в настройке вещи советовать на расстоянии – глупость. Слишком много нужно перепробовать , чтобы успокоить схему.
Вы правы. На тонкие настройки у меня нет знаний. Я понимаю в принципе как работает усилок и кое что проверить и подстроить могу, но тонкие тонкости…………. (
Видно кроме ТДА 7294 ни чего мне не светит, а хотелось бы что то старенькое собрать и уйти на пенсию спокойно.
Знаете, смотрю на шушуринскую схему до выходного каскада и не могу придраться.Такое впечатление, что можно избавиться от трехкаскадного наворота на квазикомплементарных парах, применив детали нашего времени. Скажем, пары BD139-BD140 в предвыходе и прекрасные недорогие BD911 BD912.Схема упрощается намного.
Заработал Шушу.
Поделитесь скорее , в чем была засада! Любой нарвется как вы , опыт борьбы с неустойчивостью очень важен.
Да в том то и проблема, что сказать конкретно вот от чего он генерил не возможно. Ну по порядку. Взял у друга старинный фольгированный текстолит (до этого делал на современном). Сменил рисунок печатки (нашёл в нете, понравилась). Выходники не подбирал. Предвыходные КТ805 АМ, т.к. 801вые все пожёг. Остальное всё по схеме. С6 на печатке предлагалось составить из двух встречных электролитов – так и сделал. БП старый. Нагрузка старая. Резистор цобеля уменьшил под 4 ома. Ну и всё. Меандр на 1 кгц идеальный. Специально даже шунтирующие по питанию ни где не поставил. Работает. Правда мощи только 75 ват максимум. Может из за неподобранных выходных?
в данной схеме выходные можно не подбирать
да и 75 Ватт для КТ805 -это уже многовато
805 – тые у меня предвыход, а выход , как и раньше 808 – мые.
А что, 805 в пластике- хорошее решение в плане замены 801-м, спасибо за совет.
кста, если есть под рукой кт803а, попробуйте поставить вместо 808, мне так показалось помузыкальнее звучит.
А выдержат 803 – ие?
Приятель взломал корпус кт808, внутри такой же конского размера кристалл, как у известнгго 2N3055, отсюда мощность и нпдежность. А откуль ноги растут у того самого музыкального 803-го, так икс его знает.
Из того, что помню с времен постройки данного усилителя, была генерация на нагрузке 4 ома, убрал её уменьшив резистор цобеля с 20 до 10 ом и как бы всё. Ну и выходные сразу поставил 2т808 ос, их валом было на складе.
А 808 -мые подбирали?
75 ватт задаются исключительно питанием и нагрузкой, более ничем. Моя схема была запитана от пары стабилизироаанных блоков питания болгарских, они выдаали по 33 вольта , ток по плечу был 2,5 ампера, на 4 омах усилитель выдавал 20 в эфф синуса, то есть 100ватт. Снизите питание или увеличите омическое нагрузки-мощность упадет.
И я чуток похвастаюсь, спаял две платы усилителя на латералах по схеме Вадика70, отслушал неспешно и скажу без преувеличения, что схема эта маленький бриллиант в плане звука. И это при всей моей давней тяжелой глухой ненависти к транзюкам с их наждачным звуком.
Что за схемка?
Собрал второй канал. Работает. 100 ватт на 4 ома. Заработал сразу. Есть вопросы. На 20 кгц небольшой спад на АЧХ. К примеру на 10 кгц и ниже – 16 вольт, а на 20 кгц – 15,5 вольт. КНИ великоват, 0,1 на малой громкости.
К стати, мощи не хватало из-за тонкого манганина в эмиттерах выходных.
Все транзисторные усилители с общей оос звучат прилично примерно на 10 процентов мощности, выше начинают подкрикивать и подсвистывать, это моё мнение, так слышу. Шушуринский показался лучше прочих тем,что навал мощности не приводил к деградации звука. Плотный такой звук и уверенный.
В эмиттеры хорошо ставить мощные резисторы с5-5 и с5-16, они нихромовые, неубиваемые.
У нас такие резисторы не купить, есть только китайские белые брусочки. Продавец говорит, что они имеют индуктивность. Не начнёт ли возбуждаться усилок………
У китаезы беда не в индуктивности а в дрянном исполнении, внутри дичь залитая гипсом, фуфел откровенный в сравнении с нашими танками с5-5.уж лучше самому нихром нарубить и в медные стойки зажать. Можно и в стальные, под винтовые зажимы.
Нихром паяется влёт с помощью ортофосфорной кислоты или на таблетке аспирина.
У меня есть манганин 0,5 мм. Я намотал им в 4 провода на текстолите, два в одну сторону, два в другую. При полной мощности греются градусов до 60. На малой моще холодные.
Манганин паяется канифолью.
Да , с манганином нет проблем, он медно никелевый сплав, паяется обычно, как и константан. А ежели под пайкой площадку оставить, то теплоотвод получим . Навивка специальная для убивания индуктивности- не думаю, что это нужно, при мизерной её величине и шунтировании самим резистором. Но хуже не будет.
Кстати, возьмите на заметку шикарный метод проверки транзистора на мощность, измеряется емкость коллектор-база. Она напрямую связана с размерами кристалла и у могучих транзисторов измеряется несколькими нанофарадами. Китаецы выпускают перемаркировпнные триоды на базе слабых кристаллов и емкость их скажем, 1200пф вместо 2200 у настоящих. Цифры дал по памяти, она у меня не очень, нужно все проверить самому.
Отлично, всё понял, спасибо.
Буду потихоньку, не спеша корпус строить.
Василий, это ссылочка на схемку от Вадика, которая поет нынче в моей домашке.
Спасибо Александр. Бегло посмотрел, ОС там чудная. Нужно будет ознакомиться на досуге. Где интересно в случае построения такового, брать транзисторы?
Александр, а какая схема является оригинальной? Та, что в 1 посте или что Вы привели?
Дмитрий, оригинальная схема от Вадика по ссылке на форум схемнет , а приведенная в начале ветки уже с моими доработками, ток покоя увеличен до 150ма и уменьшен резистор с выхода усилителя в цепь вольтдобавки по питанию операционника.
На досуге прогнал схему по особой методике, выявляющей тонкие пороки . Методика и простая и непростая, начало её положено Иваном Акулиничевым в статьях Радио в 70е годы, просто по незнанию не придавал значения этому чудному методу.
Принцип проверки в подаче тока через резистор нагрузки на выход усилителя с контролем формы сигнала на выходе. Сигнал берется с выхода соседнего канала через резистор нагрузочный от 4 до 10 ом, некритично. Разумеется, малое выходное сопротивление схемы оставляет от входного напряжегия в десятки вольт жалкие милливольты, но их информативность велика. К примеру, на меандре увидел острые иголки большой амплитуды, говорящие о неточностях подборки емкостей коррекции ачх , их нет на схеме, но они есть в статье Агеева за 1987год, где подробно рассказаны тонкости схемы. Далее, синусоида на частотах выше сотни кгц корежится, хотя на выходе соседнего канала сигнал идеален. Видимо, ток покоя недостаточен.
В общем, при всем великолепии звучания этой схемы есть места, которым нужно уделитьвнимание. А еще вчера на рынке купил пару настоящих латералов от Ренесас, они упакованы в тару-рельсу, с фирменной надписью. Измерил емкость затвор-сток, 353пф. Оно самое. Спаял один канал выходной в классе А , схема невеликп по мощности, но превосходная по звучанию , сочинил её пару лет назад и пока побить по звуку её не удалось. Для небольшой тихой комнаты этот вариант считаю наилучшим.
Спасибо!
Смотрели по указангому адресу в Томске, там остались только N. Заказали на Али, ждем. Если аукнуть в гугл купить латералы, отзовутсч московские и питерские тузы.
На заметку, есть более удачные транзисторы, Эксикон 10N20 10P20 . А всех круче шотландские СЕМЕЛАБы BUZ900 BUZ950 в ромбисеском металокорпусе ТО3.
Ага, понятно. Спасибо.
Всем добрый день! Хочу собрать этот усилитель. Почему именно этот? Есть в наличии КТ908 со знаком качества, с десяток КТ808, штук 50 КТ803. Кстати при проверки КТ803 китайским тестером, на нескольких транзисторах на экране показывается диод между Э и К. Никому такие не попадались? Нашел в загашнике ещё П308. Можно ли ими заменить П307? Правда есть ещё КТ601 в пластике.
908-е добрые коняки, звучат лучше прочих. Но можно нарваться и на генерацию из-за отменных частотных свойств. В базу им врежьте по 2 Ома 0,5 ватта на всякий. 308й сам ставил в схему, за неимением 307-х. КТ601 пластик это мусор из телека , не нужно его туда.
808-е уж точно лучщше 803х, 803 слабые .
Тестером стрелочным гляньте сопротивление коллектор-эмиттер, у первых КТ802 оно было позорно малым, отбирали транзисторы , чтобы больше 2 ком было. Может китаец и видит эту утечку
или предположу, что транзисторы ваши могут быть пробитыми.
Диод между К и Э бывает только в составных транзисторах, в КТ803 (он не составной) его быть не должно, ни в одну, ни в другую сторону. Либо вы меряете работающий транзистор (транзистор открыт), либо измерительный прибор “врёт”. При пробое, К-Э будет “звониться” в обе стороны.
Раз Вы уже собирали эту схему, то я ещё хочу Вас спросить. Что лучше ставить вместо КТ602 (хотя есть несколько штук в металле) -в пластике или из серий КТ940-КТ961.Вместо КТ801 (тоже есть в наличии) -КТ817-КТ805.
против 940 нет возражений, крепкая штучка. Но и 602й в металле смотрится внушительно, не зря его кристалл сидит на мощной медяхе , я поставил бы именно его. 801 по частотным свойствам лучше 817 и по усилению тоже.
В общем, получается, делать по авторской задумке , а заменить всегда успеется.
Хотя, сегодня я приманил бы в дифкаскаде вместо П307 импортные недорогие и классные 2SC2240 , вместо КТ602 – BD 139-160 , их же взамен КТ801 в раскачку мощных транзисторов на небольшие флажки.
Да и вообще поменял бы выход на комплементарные пары BD911-BD912 , они крепкие и одинаковые совершенно в парах.
Так и сделаю. Соберу оригинал, а потом посмотрим. Если качество звучания меня устроит, то так и оставлю. Тем более я ещё у себя нашёл П307В в пластике.
[quote]Сменил рисунок печатки (нашёл в нете, понравилась).[/quote]
_____________________________________________
Василий, если не секрет, то что за новая печатка?
Как я понимаю, первый вариант был на родной авторской печатке…
Василий, возможно участок печатный платы потерял изоляционная свойства. Однажды во время ремонта усилителя я почистил участок платы спиртом удалил канифоль. После этого стал выходить транзисторы защиты из строя. Причину обнаружил, когда выгорел участок платы текстолита от попадание напряжение 130 вольт.
Собрал такой в 1982, стерео, на КТ808, с ПУ от Галченкова. Добавил схему защиты от КЗ на Р10 и расширитель стереобазы на микросхеме. Отстроил на осциллографе. Промышленный Амфитон на его базе, с более сложной схемой, почему-то уступает ему в качестве звука. Работает у друга до сих пор, с S90. Говорит ни разу не подводил.
Простой усилитель в близком к авторскому исполнении и наша с Д.Плясовым вариация
Контрастно смотрится.
Звучит отменно и ток покоя держит мертво.90ма с транзистором включенным диодом. На фото они видны
90ватт на 4 ома оба канала
Родная привычная комплектуха, П307 в золоте, СП4-1, КМ, только так делается крепкий звук.И стеклотекстолит, конечно же.
аудиофилы говорят, что звучит тлько гетинакс.ГЫ
У меня п307 в 202 корпусе. Кто-то может объяснить смысл в установке его во входноом каскаде?
Кондёры КМ и звук не совместимы!!!
Что тогда могли достать ,то и ставили. неизбалованные были.
“аудиофилы говорят, что звучит тлько гетинакс.ГЫ”
“Кондёры КМ и звук не совместимы!!!”
Вот оказывается под какой маской они прячутся , высмеивая себя со стороны ))
Именно так. Есть на складе 2Т608БОС и 2Т313БОС к ним в пару-ставим . Факт, что вместо них паяют всякую дрянь типа кт502 и кт503, не смущает полёта мысли.
Чуть не в тему. Александр, я знаю, что Вы любитель “винилового” источника. Приходилось ли Вам встречаться с проигрывателем “Эпос 001”? Если “да”, то что ВЫ можете о нем сказать. Я его слушал в салоне в 1985 году.
Коля, память моя системы решето или дуршлаг, но одно помню, что у знакомого в Воронеже видел живой проигрыватель с тангеныиальным приводом. Если речь о нём, кивните. Могу ошибаться на порядок. Сам давно слушаю Техникс 1210мк2, лучшего танка не желаю до конца дней.
Нет, не с тангенциальном приводом.
Обзор Валерий Еремин об электропроигрывателе Эпос 001 Стерео СССР 1982 год. Вот по этой ссылке пройдите.
Посмотрите, интересно.