Усилитель на базе Stonecold. Применение СВЧ транзисторов в УНЧ

По сути это усилитель STONECOLD. В 1984 году из Болгарии мне привезли эту схему, она была напечатана в журнале “Млад-конструктор”. Но её я немного переделал. В то время таких радиодеталей было не достать, и я исходил из того что было под рукой и подгонял усилитель под это. Чтобы была и мощность, и качество. Сейчас можно собрать и оригинальный вариант.

Из-за чего при замене транзисторов происходит подъем низких частот? Транзисторы с граничной частотой 3 МГц имеют большую проходную ёмкость. Конденсатор С2 (5600 пФ) работает только при достижении частоты свыше 25-30 кГц. Поэтому я заменил его резистором. Иначе на частотах 40-100 Гц в усилителе возникает “горб”, от туда и низкие частоты. Резисторы на 15 Ом убраны так как создают местную ООС, что влияет на скорость нарастания, и при этом получил динамический диапазон до 200 кГц.

Ниже схема балансировочного переменного резистора на 150 кОм, класса А. Это можно посмотреть в любом справочнике, по ОУ.

Напряжение питания выше поднимать нельзя, так как транзисторы КТ904-КТ914 рассчитаны на 65 В. Стабилитроны ставить на 15 В не желательно (типа КС515А), так как 544ОУ рассчитан на максимальное напряжение ±16,5 В, в отличии от 140УД7, которая расчитана до ±18 В. По этому я поставил Д814Д на 13,5 В. При таком напряжении питания усилитель выдавал на 4 Ома: 18,5 В.

Балансировочный переменный резистор

Автор: compost2016

86 комментариев: Усилитель на базе Stonecold. Применение СВЧ транзисторов в УНЧ

  1. Анатолий пишет:

    К великому сожалению нет от товарищей радиолюбителей рецензий,даже от Робертовича,а хотелось!

    • Чалов Денис пишет:

      Поищите в интернете “сквозной ток в умзч”. Вкратце: предвыходной каскад должен быть построен на транзисторах с меньшей Fгр, чем выходной. У стоунколд сделано наоборот, отчего большинство и жалуются на низкую его надежность. Лучше в качестве vt3 и vt4 использовать кт816 и 817, а на выход кт864 и 865. Будет понадёжнее.

      • Ёшкин Кот пишет:

        НЧ транзисторы в насыщении будут “залипать” дольше, т.к. их внутренние ёмкости больше, и для их перезарядки нужен дополнительный ток, соответственно продолжительность “сквозняков” увеличится. Немного спасло бы положение введение эмиттерных резисторов для VT3, VT4, без них даже мизерное запаздывание в петле ООС (или ВЧ помеха на входе, или переходный процесс при включении) разгоняет УН до полной амплитуды без ограничения по току, а дальше – насыщение, “залипание” и “сквозняк”.
        Другой фактор – это то, что каскад с высоким выходным сопротивлением (УН) непосредственно нагружен на большие ёмкости выходников, что также провоцирует его разгон по току.
        КТ904 КТ914 здесь выживают даже не столько из-за скорости, сколько за счёт более массивных и качественных корпусов-болтов, скорее всего. Мгновенные локальные перегревы кристалла током не доходят до величины необратимого теплового пробоя. ИМХО

        • Ёшкин Кот пишет:

          Забыл добавить. Ток покоя пары VT3, VT4 в этой схеме ничем не стабилизирован (нет ни диодов в цепях их смещения, ни резисторов в эмиттерах) и держится “на честном слове”. Происшествие типа возбуда или перегрев по какой-либо иной причине даже одного из этих транзисторов выпалит либо эту пару, либо ещё раньше вылетят выходники.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            знакомый применил подобную схему для медицинского прибора, первые опыты были успешные, потом от непонятных (точнее, уже понятных) причин вылетели выходные транзисторы. Сквозной ток , переходные процессы. Нет уж. Поищем что-нибудь понадежнее.

            • Ёшкин Кот пишет:

              Её, в общем-то, можно сделать понадёжнее, но тогда от первоначальной простоты мало что останется. Тот случай, когда перемудрили с простотой. Или недомудрили… )

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    904 и 914 очень знакомы . В далеком 1981 именно их ставил в раскачку пары 2т818- KD503 . Получилась удачная звучная и надежная схемка. Опер в раскачке был 544уд2а, в золоте, военприемка.Не хухры.

    • Чалов Денис пишет:

      Хмм… А разве в 81 уже были такие детали?

      • Ёшкин Кот пишет:

        Ноябрь 81 года.

        • Чалов Денис пишет:

          Значит, были. Но достать их в 81… для какого-то усилителя… Где Вы работали, Александр? 🙂

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            В 81м работал я на космоящике, детали и приборы там были такие, что 10 лет спустя в журнале Радио их печатали, как самые новые, а они у меня штабелем на рабочем столе стояли.
            Пары на предвыход ставили 2т313Б-ОС и 2Т608Б-ОС.
            Транзисторы 2т904 тогда шли как опытные и маркировались Ж8.

            • Чалов Денис пишет:

              Тогда всё понятно 🙂

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                шеф мой был страстным поклонником хорошего звука, я под его руководством и с помощью сочинил море удачных схем, на транзисторах, операционниках, на сборках из транзисторов, на редких тогда микросхемах 548ун1(их только-только в Радио напечатели, а у шефа они были вживую)
                Макетили и потом делали капитально разные схемы для виниловых вертушек, магнитофонов, мощники все из Радио повторяли, слушали. В Азове у шефа был знакомый писарь, с винила писал на ленту , магнитофон Акай 650й двухтонвальный. И шеф ему возил на пробу разные корректоры, а я макетил схемы этих корреткоров, прогонял по ачх. Но главный опыт в виниловой теме получен недавно, когда обзавелся измерительной компьютерной техникой и измерительным винилом. До этого – как все, на слух и по генератору. Сквозная ачх- было абстрактное понятие.

                • Чалов Денис пишет:

                  Это Вам повезло. У меня всё гораздо сложнее. Ни деталей, ни помощи, ни заинтересованых. Информацию собирал по крупицам. Интернета то не было. Да какой интернет, компьютер то воспринимался как нечто сказочное, невероятное чудо техники, на которое никогда денег не накопишь. Помню, как на рынке нашёл книжечку В.К.Иоффе и М.В.Лизункова “Бытовые акустические системы”.Счастья было! Изучил до дыр. Опытов проводил море. Магнитофоны я не просто умел чинить или делать сам, а разобрался в теме настолько, что понял, что это тупик. Только полное изменение принципов записи на ленту могли что-то изменить, но это был закат магнитной записи. А пластинки никогда не понимал – этот скрип и шипение не переношу.

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    Насчет винила возражу. Скрип и треск издают убитые советскими бульдозерами или хранением на пыльном чердаке диски . Нормальный винил слушается десятилетиями без малейшего треска. Есть в моей коллекции такие пластинки, куплены в годы студенческой юности , на их музыке дети выросли, а сегодня нет-нет, да и поставлю их, для настроения.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      К тому же, от корректора для виниловой головы очень многое зависит, как и от самой головы. С неважной схемой или убогой башкой звучание винила в самом деле стократ хуже паршивого сидюка.
                      зато ламповая схема в паре с достойной головкой , скажем, АТ-440MLa или Ортофоном VMS20 звучит завораживающе.

                    • Чалов Денис пишет:

                      Полностью согласен по поводу убитых пластинок. Как-то давно, на первом курсе ещё, праздновали Новый год у однокурсника. Техника у него была обалденная. По тем временам ещё, 90е годы… Колонки электроника 015-ые. И был у него проигрыватель техникс, судя по тонарму, далеко не бюджет. Откуда он у него, а тем более откуда были современные на тот момент пластинки я не знал. Да и не важно. Играл изумительно. Но потом достал кто-то КД и заиграл сидюк техникс… И вот я тогда подумал, а на кой до сих пор пластинки да кассеты выпускают? После праздников распродал все свои магнитофоны и вертушки, купил сидюк Fisher, разобрал, сделал отдельное питание цапу и балдел лет 10 от него. Никакая пластинка и, тем более, кассета рядом не валялись. А слушать ностальжи – это пшш, это кхх, лампу с её гармониками, дерганый басовик от рокота эпу, а вой моторов катушечника – это же мазахизм. Нее, я пас.

                  • Atz пишет:

                    Про магнитофоны.

                    “Только полное изменение принципов записи на ленту могли что-то изменить, но это был закат магнитной записи”

                    Такой усилитель записи есть. Вместо тока подмагничивания прямо на головку подаётся ШИМ-модулированный звуковым сигналом меандр. Вот – я нагуглил ссылку с формулами:

                    http://www.vegalab.ru/content/view/127/55/

                    А сам впервые узнал о таком способе (он называется “параметрическим”) из бумажного Радиоежегодника в диапазоне 1989-1992 гг. Там писали, что качество записи на обычную ленту становится неотличимо от компакт-дисков экспертами при слепом прослушивании.

                    Ну и магнитофоны сейчас однозначно есть смысл конструировать дальше: они переживают ренессанс, потому что хочется сборники, винил не даёт, а катушечники неудобные. Да и хорошие пластинки уже попросту стали слишком дорогими, что вынуждает переписывать их друг у друга… Кассетный ренессанс по ссылке:

                    https://wylsa.com/kassetnyj-renessans-skolko-budet-stoit-sovremennaya-deka/

                    В итоге цены на старые японские Накамиши поднимаются не по дням, а по часам (я еле-еле отхватил один самый простой пару лет назад с ужасной царапиной через всю морду, но живой электроникой “всего” за 750 долларов – но это была огромная скидка и я боюсь даже смотреть, сколько он может стоить сегодня).
                    ИМХО есть огромный смысл находить живую японскую механику и ставить в неё современную схемотехнику с новыми решениями, которых не было в 70-тых и 80-тых.

                    Например, усилитель записи можно попробовать как раз ШИМ-параметрический, а вот для воспроизведения в 90-тые придумали новые, так называемые Z-головки, с гигантским магниторезистивным эффектом, они используются в компьютерных жёстких дисках (сведения об этом закопаны где-то в глубине статьи на Вики по ссылке):

                    Z-головки начисто решают проблему шумности первого каскада усилителя воспроизведения, на который японцы вешали элемент Пельте. Как-то так.
                    С уважением, молодёжь 😉

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      ШИМ – магнитозапись я опробовал в конце 80-х после статьи в болгарском Радио Телевизия Електроника. Схема запустилась сразу , результаты ошеломительные.
                      Правда, тогда же тема магнитозаписи стремително сошла на нет с появлением видео. И на многие годы магнитофоны превратились в странный хлам. Сейчас тема вернулась из небытия, но самому возвращаться туда нет никакого желания. Хотя, опыт не пропьёшь, все что делал и сочинял-помню , а настройка магнитофона с помощью компютера сегодня – это огромное удовольствие, вместо нудного мудоханья с генератором и вольтметром.

                    • Чалов Денис пишет:

                      Шумность первого каскада усилителя воспроизведения – давно не проблема. Проблема – шумность самой ленты. Шим – тема. Была когда-то… Но опять же, это самое крутое достижение. Сложная схема. Оправдывает себя в высококлассных аппаратах, где и ЛПМ не дешёвый. А высококлассный ЛПМ стоит дороже целой деки классом ниже. В итоге цена на такой маг – космос. То же и проигрыватели – сколько стоит хорошая бошка? А тонарм? А диск? Мотор, стабилизация? Перевод записи звука с 16/44,1 на 24/96 равнозначно переходу с обычного тонарма на тангенциальный или с пермаллоя на стеклоферрит. Разница в звуке если и есть, то заметно далеко не всем, а вот цену заметят все: тангенциальный ViRa RT-4 стоит более $10000. За что? За то, что спорят что-лучше – цифра или аналог. Лампа – транзистор. Удифилы подогревают людской ум выкриками в пользу того или другого устройства, вызывая искусственный интерес, способствуя производству этого хлама продающегося по баснословным ценам. Который мы покупаем, не понимая, что сколько бы техника не стоила, как бы качественно и дорого мы не подготовили помещение, никакая аппаратура не сможет точно воспроизвести перед нами музыкальный образ исполнителей. Тот же Стоунколд – да засуньте в него хоть алмазные транзисторы и питайте трансом с золотым проводом. Это всё равно нелинейные компоненты со своими искажениями. Лучше звук, хуже другого усилителя. Какая разница? Разве у нас такая длинная жизнь, чтоб отслушивать самоделки-усилители? Уфф, простите за много букв.

  3. Atz пишет:

    По ссылке на оригинальный усилитель есть критика от товарища Ёшкин Кот на отсутствие резисторов в эмиттерных цепях. Там же приведена схема с Вегалаба, имеющая несколько другую разводку защитных диодов, которую комментатор рекомендует, объясняя причины такого решения.

    В настоящее время обновляю свою печатку под Stonecold, поэтому советы актуальны в режиме реального времени. Дальше вопросы, с которыми столкнулся.

    Уважаемые товарищи деды! В 1984-том мне было всего 8 лет – и поэтому подскажите молодому, пожалуйста: я правильно понимаю, что светодиоды (которые советует воткнуть Ёшкин Кот) лучше ставить советские, арсенид-галлиевые из-за более высокого быстродействия? А как у них с током-то, АЛ307 вроде был рассчитан на 20 миллиампер всего?

    Вот моя разводка, которая уже успешно работает в усилителе, куда я воткнул Stonecold на замену штатных оконечников Technics:

    https://i.imgur.com/svUQK5q.png

    Я меняю ОУ на К157УД2. Зачем? Почему-то хочется проверить Stonecold с этим ОУ и заодно собрать на ней же темброблок по указанной схеме:

    https://rcl-radio.ru/?p=6329

    А т.к. ОУ в корпусе ИМС две, то я и принялся переделывать разводку платы.

    Но заткнулся именно на желании наконец решить проблему потенциальной нестабильности Stonecold, которую в предыдущей версии решил очень просто: поставил МП37/МП42 в качестве транзисторов параметрического стабилизатора.

    С учётом всех советов из комментариев получается что-то совсем странное: комплиментарные германиевые МП37/42 (с которыми субъективно действительно лучше звук, я проверял!), СВЧ КТ904/914, да ещё пара арсенид-галлиевых АЛ307 впридачу…

    И ещё вопрос: раз уж такое дело, то может, поставить до кучи ещё LM317 и комплиментарную к ней 337 для стабилизации всего предварительного УН (не убирая параметрических стабилизаторов самого ОУ на первой паре транзисторов)? Плату-то всё равно какую делать… Спасибо за ответы!

    • Чалов Денис пишет:

      Стабилизаторы там ни к чему. Совсем. А вот германий да, я думаю будут к месту. Как-то экспериментировал, комбинации гтшек с ктшками гораздо менее склонны к возбудам. На слух, звучание усилка без возбуда, воспринимается как лёгкое, непринужденное.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      Сдвоенные ОУ в одном корпусе в данной схеме использовать нельзя! Раскачка транзисторов предвыходного каскада идет по изменению тока потребляемого ОУ при фактически коротком замыкании выхода ОУ на землю. Решение спорное, но работает. Жопа может наступить когда включите сдвоенный. Токи потребления будут суммироваться и получится непонятно что.

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Добавлю, раз вам интересны именно германиевые триоды. Вместо МП 37, ширпортеба, ищите и ставьте военку П10Б, то же самое, но отобранное и с ромбиком военприемки. Вместо МП42 ставьте МП21 или Мп 26. Прочие по напряжению весьма слабые.

    • Atz пишет:

      Спасибо. Уже ищу!

      Погугли. Мде… Как в мультике, восемь человек на сундук мертвеца. Это я не один год собирать буду 🙁

      • Чалов Денис пишет:

        Нууу…Такие вещи не в интернете искать надо. На мусорках, простите.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        в нашей фирме ростовской, эти П10б брал рублей по 15 за штуку.
        ростэк . Ростовская электронная компания.

  5. Atz пишет:

    “На слух, звучание усилка без возбуда, воспринимается как лёгкое, непринужденное” – полностью подтверждаю.

    Самый интересный комментарий про такой тип звука я нашёл в комментариях к фильтру Nivaga:

    https://ldsound.info/dorabotka-filtra-35-as-018-s-rodnymi-dinamikami-nivaga/

    “Колонки звучат, как наушники” – у меня сейчас именно так и есть. Правда, это с последовательным фильтром тока в кроссовере (потому что стандартные полосовые фильтры напряжения стоунколду подходят плохо). Нужен такой фильтр в колонках, который полностью пропускает постоянный ток. Оказалось, что такой фильтр для стоунколда есть: фильтр “Nivaga” усиливает данный эффект присутствия, а обычные полосовые фильтры (кроссоверы в колонках) наоборот, ослабляют. Как и некоторые предусилители/темброблоки.

    В итоге к “обычным” усилителям после Стоунколда субъективно вернуться становится почти невозможно: начинает казаться, как будто они просто долбят в динамики, как в барабан – а дальше те колеблются как хотят — в отличие от Стоунколда, который тщательно следит за всей их фазой. Из-за этого, кстати, скорее всего и чуть-чуть ниже низов: это так кажется из-за отсутствия лишних свободных колебаний НЧ-динамика (имхо).

    Но стоунколд у меня сейчас собран “на коленке” в тестовом варианте с неудобными оригинальными лишмановскими печатками (потому что собранный техникс со своими печатками прошлой версии я недавно подарил другу, чтобы самому развиваться в данном вопросе дальше). Вот и хочу переделать. Всем спасибо за ценные комментарии.

    • Чалов Денис пишет:

      О Боже… Всё снова: Нивага, усилитель, повелевающий динамиками, обычный усилитель, не обычный усилитель… Найдите музыканта. Хорошего музыканта. Посадите его между Ваших колонок. Попросите его что-нибудь сыграть, запишите его игру с помощью хорошего измерительного микрофона. Слушайте как он играет. Как закончит – тут же включите запись через свои колонки с эффектами присутствия, натуральности, объемности и тд. Не стошнило? Поздравляю! Вам достаточно музцентра за 100 баксов. Подташнивает? Ищите дальше свой звук, не обращая внимания на дорогие вещи. Не выносимо, уши в трубочку, хочется выключить? Вы аудиофил. Подарок производителей направленных проводов. Начинайте воровать деньги, потому что столько заработать честно вряд ли удастся.

      • Atz пишет:

        Что-то вы не то советуете. Я прошу у опытных радиолюбителей доделать по стабильности схему Stonecold’а, а вы советуете бросить всё это нафик и ещё что-то непонятное.

        Звук с моих доработанных колонок с обсуждаемым усилителем именно что совершенно другой, он не как в музцентре за 100 баксов. Причём ИМХО именно такой, какой получился бы у живого музыканта: например, речь с радио ночью можно перепутать с живым человеком в комнате. А с муз.центра за 100 баксов я бы так не сказал. И я не аудиофил, хотя “свой звук” у меня был всегда.

        У литераторов есть такое понятие, как “начитанность”. У художников оно называется “насмотренностью”. У музыкантов это “наслушанность”.

        Я не виноват, но так получилось, что хотя я не музыкант, однако всю жизнь слушал музыку. С двух лет у меня был дешёвый советский чемоданчик с грампластинками, в котором стоял не только настоящий ламповый усилитель, но и признанно отличные по нынешним временам динамики. И это в том возрасте, когда человек натурально слышит 22 килогерца, причём вовсе не на уровне “мне показалось”. Далее, пока я был школьником младших классов, родители подарили приёмник ВЭФ. Тоже интересный аппарат, там стоял трансформаторный германиевый УМЗЧ и такой же хороший динамик, как в электрофоне. В старших классах, когда уже появилась возможность самостоятельно купить хоть какие-то мелкие радиодетали, я собрал Stereo FM приёмник из импортных микросхем, достал где-то четвёртый динамик и сделал из них свои первые колонки.

        Как радиолюбитель, вы конечно знаете, что акустика вместе со всеми фильтрами, динамиками и выходными проводами априори входит в схему любого усилителя. С выхода которого всегда (даже в пресловутом стоунколде) берётся отрицательная обратная связь с большим коэффициентом усиления, чтобы исправлять незначительные искажения. При определённых сочетаниях комплексного сопротивления на выходе (читай – тех самых “магических” проводов) в некоторых усилителях (в специальной литературе про такие пишут “недостаточно хорошо разработанных”) и на некоторых участках их АЧХ отрицательная связь превращается в положительную и начинает искажать звук.
        Вот вам и эффект влияния проводов.
        Чтобы его не было и если он вас беспокоит, подключайте колонки компьютерной витой парой: у неё конструктивно минимизированы все паразитные параметры.

      • Atz пишет:

        И если вы такой результат не слышите, то наверно, это вам и надо приглашать живого музыканта. А мне нужна только доработка схемы stonecold’а, потому что у меня недостаточно опыта в разработке схем со всеми нюансами поведения транзисторов. Спасибо)

        • Чалов Денис пишет:

          Если хотите исключить влияние проводов, подключите резистор ОС не к выходу усилителя, а через экранированный провод ко входу АС. Не хотел Вас как-то обидеть, простите. Это были просто мысли. Сделать полностью стабильным стоунколд можно только с генератором и осциллографом с полосой не менее 100 МГц.

      • Александр пишет:

        Денис, полностью с Вами согласен. Но есть один момент, удифилы – это спонсоры прогресса в этой области, если бы не они – с разнообразием было бы всё намного хуже. Пусть финансируют отрасль.

  6. Atz пишет:

    В-общем, узнал наверно всё, что хотел.
    Что узнал?
    Первое.

    Stonecold (SC) назван так потому, что у него холодные оконечники. Однако преды (средняя пара транзисторов) наоборот, всегда горячая, потому что SC работает в классе AБ. Т.е. у него преды (в оригинале) TiP31/32 усиливают всё в линейном режиме А, пока их хватает, а если мощности мало (например, удары басами по НЧ-динамикам, куда уходит 50% звуковой мощности колонок), то дополнительно открываются выходные оконечные транзисторы, которые ожидают в режиме Б и греются не сильно. Из этого следуют крайне два интересных следствия.
    а) схемотехническое:
    SC действительно может работать усилителем тока, т.к. у него нет проходных конденсаторов в цепи обратной связи. Т.е. он корректно передаёт так называемую нулевую гармонику (постоянный ток), работая по всем средне-высоким частотам в режиме А. Именно отсюда такой отличающийся от других УМЗЧ звук.
    б) конструкционное:
    Простые УМ типа SC часто собирают на замену штатных УМЗЧ в разные усилители, часто советского производства. В этом случае стоит задуматься о замене транзисторов предоконечного каскада как раз на КТ818/819ГМ (поставив их на место штатных в корпусе усилителя), а оконечный каскад оставить по схеме оригинального SC составными (TiP142/147) и прикрутить куда удобно (хоть на корпус через термопрокладку). Первую пару транзисторов (маломощные параметрические стабилизаторы питания ОУ) для стабильности усилителя лучше и правда ставить германиевые, типа МПxx -их хватает. Это я сам проверял. Заодно добавите чётных гармоник, что действительно улучшает большинство аудиоматериалов (хотя не всегда).

    Второе.
    Считается (подчеркну, что это не я так придумал, а нашёл на оригинальном форуме, где разрабатывали – а точнее, перерабатывали Stonecold с усилителя Шмитта), что оконечные транзисторы SC должны быть обязательно составными. Этот УМЗЧ так задуман. Составные как раз те самые TiP142/147 и менять их на что-то другое настоятельно не нужно! Кроме того, в них уже встроен защитный диод в обратном включении между коллектором и эмиттером, поэтому Д3 и Д4 по схеме автора (при замене КТ818/819ГМ на 142/147) в этом случае нужно выкинуть.

    Третье.
    Собственно схема автора обсуждаемой статьи представляет собой нестандартный SC с не-составными транзисторами в качестве оконечных. Из-за замены составных транзисторов на простые в оконечниках пришлось ставить Д311 с более низким падением. Или втыкайте составные советские КТ826 (или какие они были там). Ещё пишут, что с не-составными транзисторами вы выходе хуже развязка УН с ВК от нагрузки. То есть в принципе так делать можно, но это скорее альтернатива – и на оригинальном форуме, где перерабатывали SC, так просто крайне не рекомендуют. Хотя я верю, что у автора схемы выше всё получилось и нормально наладилось.
    Четвёртое.
    Режим А у SC задаётся исключительно и только током покоя ОУ, поэтому детали надо подбирать в пару, выставлять напряжения питания стабилизаторов, а ОУ использовать с установкой средней точки. 20 плюс-минус 10 мА должен быть ток.
    Наконец последнее – специально для тех, кто “в первый раз”. Обязательно мойте плату жёсткой зубной щёткой с изопропиловым спиртом и не ставьте замороченных ОУ. TL071 достаточно хороший выбор, не надо искать других. В этом случае SC становится стабильным усилителем при условии нормального охлаждения и отмывки спиртом, будучи собран вообще по классике от Лишманова. Неоригинальное включение диодов (вплоть до светодиодов), предложенное одним из комментаторов, я для себя использовать не буду.
    На этом пожалуй всё, всем спасибо)
    P.s. Ну то есть дело в том, что Лишманов не зря разнёс предварительные транзисторы TiP 31/32 по разным радиаторам и даже по разным краям платы. Он так пытался их термостабилизировать, причём независимо друг от друга. Отсюда вывод: дело не в какой-то особенной «свч-шности» КТ904 и КТ914 в предложенной схеме, а просто в… магическом золотом винтике. У меня Stonecold получался термостабильным, когда я просто ставил TiP 31/32 на основной радиатор с выходными транзисторами — просто потому, что этот радиатор был большой и с вентилятором.
    Отсюда два конструктивных исполнения стоунколда: либо использовать штатные КТ818/819ГМ в готовом корпусе какого-либо советского усилителя (как я написал выше), причём желательно подобрать такой, в корпусе которого все четыре радиатора на эти транзисторы раздельные.
    Либо (если допустим, делать новый корпус), то я довёл до логического завершения свою интуитивную идею про тепловую трубку: все выходные транзисторы (обязательно составные вроде TiP 142/147) ставим на обычный радиатор, а все предоконечники — вместе на одну посадочную площадку одного компьютерного кулера, но с тепловой трубкой и вентилятором. Температура кипения воды в вакууме (около 46..47 грудасов: зависит от степени вакуума и качества тепловых трубок) замечательно термостабилизирует транзисторы, пока хватает мощности радиатора. Отсюда необходимость в вентиляторе на самых минимальных оборотах. И всё — stonecold у вас стабилен.
    Дополнительно, я не проверял по справочникам, но думаю, что старые 818/819 ГМ с огромными кристаллами в металле скорее всего заведомо медленнее современных TiP 142/147 и сквозного тока не получится никогда. А значит, не нужна и переделка защитных диодов, о которых писал другой комментатор выше.
    Если остаются ещё хоть какие-то сомнения, то ОУ типа TL071, низкочастотные германиевые транзисторы в его цепях питания и обязательная отмывка платы спиртом дают гарантию на стабильность в довесок к предложенным конструктивным решениям. Конденсатор в 1000 пик на выходе ОУ ставят, когда на осциллографе видны подвозбуды, а это бывает при использовании советских 544УД2, например. В оригинальной схеме он опционален и обеспечивает коррекцию АЧХ TL071 на высоких частотах.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Простите, коллега, слишком много неточностей у Вас. Далее по порядку.
      От предоконечников по изначальной схеме Стонеколда в нагрузку уходит несколько десятков мА всего. Открывающее оконечники напряжение образуется на диодах смещения в УН плюс резистор 22 Ома, соединяющий УН с нагрузкой. Суть этого решения – компенсация “ступеньки” выходников, работающих в классе B.
      Не пишите про “проходные” конденсаторы в УМЗЧ, их там никогда не было. Эти конденсаторы называются переходными или разделительными.
      Усилитель, способный усиливать постоянный ток, называется УПТ.
      Применение КТ818/819ГМ в УН никаких преимуществ не даст. Их собственные ёмкости слишком большие, усиление тока базы низкое, нелинейно зависимое от частоты и тока коллектора. Результат применения подобных транзисторов в УН – рост искажений.
      Транзисторы питания ОУ для усилителя являются каскадами с общей базой, управляются током по эмиттеру и никаких дополнительных чётных гармоник не принесут.
      Рассуждения про составные выходники верные, замена их на КТ818/819 – это неправильная и плохая идея.
      Схема, требующая подбора деталей для работоспособности, – это классический пример плохого проектирования из учебника. На месте этих “чудесно подбираемых” транзисторов должно быть простое токовое зеркало (Вильсоны и т.п. сложности здесь не нужны). Результат – уменьшение искажений, предсказуемость токов и термостабильность каскада без всяких подборов.
      Разнос всех транзисторов по разным радиаторам – в данном случае ерунда это всё. Просто не нужно сажать нетермостабилизированные транзисторы УН на радиатор ВК, этого достаточно.
      Скозной ток от возбуда или насыщения транзисторов – это не одно и то же, но результат один. ) Гореть будут и быстрые, и медленные транзисторы. Поэтому возбуды устраняем коррекцией, а насыщение – установкой тех самых диодов.

      • Atz пишет:

        Возможно. Я скромно считаю своим главным достижением именно _конструкционную_ идею об установке Stonecold в «классические» корпуса, когда КТ 818/819 ГМ остаются на месте, но в _предоконечном_ каскаде. А оконечники TiP 142/147 можно прикрутить в любое удобное место.
        .
        > «От предоконечников по изначальной схеме Стонеколда в нагрузку уходит несколько десятков мА всего»
        .
        А чего они греются-то как собаки? В лишмановской оригинальной и настроенной как положено конструкции с его пластинками на предоконечниках температура TiP 31/32 у меня была такая, что палец сразу обжигался, градусов 60, не меньше.
        .
        > «Транзисторы питания ОУ для усилителя являются каскадами с общей базой, управляются током по эмиттеру и никаких дополнительных чётных гармоник не принесут»
        .
        А почему тогда с ними звук другой?

        • Ёшкин Кот пишет:

          Ну откуда мне знать? Я Ваш усилитель не видел, не мерял, не слушал.
          Осциллографом проверяли на выходе, внутри схемы по резисторам?
          При указанном напряжении питания +/- 35В и токе покоя около 20мА на транзисторах УН в покое должно рассеиваться около 0,7Вт. Что там при работе происходит – возможна какая-то динамическая неустойчивость, например, либо склонность к образованию сквозняков – это вообще хроническая болезнь данной топологии. Это нужно исследовать инструментально, а не гадать.

          • Atz пишет:

            Они статически греются, без всякого сигнала, при токе на выходе ОУ в 20 мА. Похоже, мне надо детальнее проверять режимы работы транзисторов УН…

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              где-то давно видел фразу, проясняющую неидеальность данного решения. Дело в том. что у операционника ток потребления по питанию и ток на выходе не связаны прямо-таки идеальной зависимостью, там есть внутренние потери, идущие мимо звука. Поэтому данная схема грешит странностями.

              • Ёшкин Кот пишет:

                Угу. А ещё это неидеальное решение привлекли к компенсации искажений выходного каскада в классе B. Осциллограммы с внутренних точек схемы при переходе сигнала через “ноль” могли бы дать пищу для размышлений или даже ответить на некоторые вопросы. ) Выходная пара спотыкается о “ступеньку”, а схема внутри имеет неслабую скорость токовой топологии, и в результате получаем то, что получаем. )

                • Atz пишет:

                  Попробую снять но не в ближайшие дни, а когда появится время. У меня осциллограф полупрограммный (белорусская коробочка без экранов, которая подключается к компьютерной программе), а драйвера там только под Windows XP, что заставляет сначала реанимировать старый ноутбук с ней, на котором я всё это делал 10 лет назад.

                  • Ёшкин Кот пишет:

                    Для отладки УМЗЧ хорошо бы иметь осциллограф до 100 МГц. Можно и меньше, но тогда аналоговый, с плавным завалом по верхнему краю диапазона.
                    Когда будете проверять схему внутри, напаяйте на щуп резистор несколько сот Ом, чтобы не “свистануло” на ёмкости кабеля и входа.

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Яркий пример ситуации, когда есть схема , а есть целое руководство к ней , по укрощению схемы, отдельным томом. Причем, руководство появляется тогда, когда все имеющиеся транзисторы спалены, а тема закрыта. . После выхода схемы в Радио делал этот усилитель параллельно с дружбаном, который работал на прежнем месте, а я на новом. Схема горела у обоих, хотя в промежутке между пожарами выдавала фантастический звук и параметры.
    Специально ставили рекомендованные опера 140 УД7, заведомо медленные и дрянные, ставили и скоростные 544уд2, драйверные транзисторы брали и 816-817 и импортные BD139-bd140. Финал один , при включении вдруг пых- и от схемы угольки. Через пару журналов появляется стыдливая статейка в Радиве, где рассказываются подробности, как нужно было на самом деле выполнить конструктивно данную схему.
    К сожалению, большая часть напечатанных в журнале тех лет схем были абсолютно неповторяемые, заставить их как-то работать- нужно было потратить огромные усилия и время.

  8. Atz пишет:

    У меня было два прототипа. Первая версия, собранная на OP37EP полностью по лишмановской схематике, действительно иногда зажигала лампочки перед трансформатором. А вот второй прототип, в который я воткнул германий, работает уже 10 лет как часы:
    https://youtu.be/E44ezeRlrqM
    Третью версию на своей печатке, но тоже с германием, я подарил. Она тоже была стабильна.
    Главное, спиртом промыть и не давать нагреваться радиаторам.
    Но я хотел именно разобраться, почему была нестабильна первая.
    Кажется, это наконец удалось. Собирайте, теперь всё работает)

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Вот знаете что. А не буду собирать вашу схему, потому что.
      Собрал недавно один вариант на опере+пара латералов с летающим питанием. Приятель ушастый взял послушать и сказал: по звуку- тот самый собачий стоунколд, но в отличие от того- не горит и работает.
      Схема- три с половиной детали, она есть тут на моей страничке, звать её АБ2. Сейчас она работает как измерительный усилитель в моей микрофоной станции, а знакомый слушает её в стереоварианте, под названием Кирпич.
      И звук устроил обоих.

      • Atz пишет:

        Интересно. Это вполне возможно, если в схеме тоже нет конденсаторов в цепи ООС, как у стоунколда. А как тут вашу страничку посмотреть не подскажете, ник вроде не кликабельный? Можно прямую ссылку на схему, например?

    • Atz пишет:

      Вопрос: а почему Т1 и Т2 разные, хотя графическое обозначение на схеме у них одинаковое? Мне кажется, у вас стрелочка на нижнем должна быть в другую сторону.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Так изобразили при перегонке моего хамского варианта схемы в нормальный. Знающий поймет, как надо. Пишу ниже- затворы пятками внутрь))))))

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Сразу предупрежу вас насчет хитрой распиновки латералов, затво-исток-сток. Исток сидит на подошве, вывод в центре. Поэтому можно сажать полевики на общий радиатор, выходами вместе

  9. Atz пишет:

    Всё правильно я предположил, нету конденсаторов, как и у Стоунколда. Надо попробовать. На самом деле, как я нашёл Stonecold. Собрал давным-давно сам на 140УД6 схему с раскачкой пары транзисторов с питания ОУ. Она искажала. Обратился на какой-то сайт. Мне посоветовали SC. Я собрал и звук внезапно понравился своей масштабностью) Я ещё потом много с чем сравнивал, но больше нигде такого не услышал. Вы первый, кто предложил альтернативу. Спасибо)
    добавлено: понятно, что FFEC в АБ2 нет, но это не всегда и нужно. А откуда схема? Сами изобрели или где-то есть материал с описанием?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      С латералами сегодня неважно, подделок море. Ухватил последние, сочиняю что-то себе. Хотя, есть лампач на 2а3, он конечно вне конкуренции.
      Но сочинить нечто новое и звучное тоже интересно.

  10. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    В начале статьи есть синим источник, схема взята оттуда, с форума схемнет. Автор Вадик 70. Пишет, что на спор за 15 минут сочинил её. А я верю, что это так. Схема проще некуда, там был ещё вариант с парой разгрузочных повторителей на выходе операционника, от Владимира Джумайло, в принципе. оба варианта рабочие сто пудов. А мне было забавно своё сочинить, вот сочинил и тоже работает. Пытался пробиться на тот форум, поклониться умным ребятам за отличную схему, не получилось, робот не пустил.

    • Atz пишет:

      А я только что по вашей наводке там успешно зарегистрировался) «Умный» вопрос робота был про закон ома, вот только фишка: букву А в ответе про амперы надо указывать по-русски. Ник у меня там другой, этот оказался для них слишком коротким.
      Чего-то не вижу своего комментария, повторю, что у вас в схеме АБ2 стрелочка на нижнем транзисторе не в ту сторону.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        мЕНЯ робот не пустил за слишком короткий с его точки зрения пароль.
        рАЗ вы там зарегились, передайте авторам схем мой сердечный поклон. Схема и в самом деле певучая , ни намёка на транзюковый звук. И для тихого домашнего уютного простушивания просто находка. Не говоря уже о великолепной повторяемости.

  11. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Сразу предупрежу вас насчет хитрой распиновки латералов, затво-исток-сток. Исток сидит на подошве, вывод в центре. Поэтому можно сажать полевики на общий радиатор, выходами вместе

    • Atz пишет:

      Спасибо) Но я ушёл гуглить, что такое литералы))) Радиофакультет МАИ был слишком давно, а электроника у меня всё-таки не профессия…

  12. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    латерально по- латыни в стороне, в отличие от вертикальной структуры переключательных полевиков, И у латералов очень линейная характеристика передачи, открываются от нуля практически, в силу чего работают без ступеньки или с ничтожной ступенькой, а ещё у них естьэффект термостабилизации, ток покоя устанавливается на нужному ровне и не растет с нагревом. И емкость затвора невелика.
    Когда стал макетить схемы на них- первое время думал, что у меня с приборами не то, – полоса убегала за мегагерцы.

    • Atz пишет:

      ЗдОрово! А я вот сегодня интересный темброблок нашёл, может пригодится…

      https://radioskot.ru/publ/nachinajushhim/reguljator_tembra_s_psevdoobkhodom/5-1-0-1523

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        схема темброблока необычная. Но. сколько раз задавал вопрос разным инженерам, почему во всех регуляторах тембра схема прибита к частоте 1 кгц? Тогда как живость звучания и презенс именно на этой частоте живут, провалить этот участок нельзя никак, звук протухнет , останется бумцыц. На 3 кгц сделать нуль регулировок – другое дело. Но все как зомби клепают на килогерце.

        • Atz пишет:

          А вы автору напишите. Статья там новая, 2020-й год. Пусть переделает. Если ответит, то потом пришлите на почту, пожалуйста, схему 😉 Интересно что получится: atz ui dev (собака) gmail точка com (без пробелов)
          Почему 1 килогерц, я не знаю. Знаю, что у речи от 700 герц до 3400 килогерц диапазон информационный и ниже 700 герц — эмоциональный. И ещё из одной довоенной книжки, что 20 герц умножить на 20 килогерц равно четыреста тысяч не просто так. Там было написано, что это соотношение (400.000) должно быть в темброблоках константой, иначе либо низы, либо верха будут субъективно выпирать.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Есть некая средняя частота, как корень из произведения крайних частот, в ней кучкуются главные музыкальные события. И к ней привязано слуховое восприятие. И ежели мы ограничиваем низы , нужно также обвалить и верхушки, чтобы сохранить главный участок звука посредине. Без этого баланс уедет , звук испортится. Проверено на себе многажды.
            Убогая с точки параметров схема может звучать совершенно замечательно, если попала в эту золотую частоту.

      • М.Васильев пишет:

        тихий ужас , а не предусилитель. мост работает паршиво .Можно же разнести частоты перегиба подобрав нужные полосы регулирования.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          опыты 80-х с эквалайзером обнаружили одну гадкую частоту, провалив которую, получаем достойное звучание колонок. Это 250 Гц. А ежели выше ещё и подтянуть участок в районе 4 кгц до уровня вч полки, звук вообще шикарен. Реализовать такую фишку без применения активных схем тогда не хватило знания. А сейчас -желания. ))

    • Atz пишет:

      Латерал и IGBT не одно и то же?

  13. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    IGBT гибрид на одном кристалле, полевик по входу и биполяр по выходу, работают в инверторах, сварочных аппаратах, там где частота особо не нужна. а нужна моща. В звуке не слышал, чтобы применял кто.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Дмитрий Андронников пробовал их. В рейтинге его субъективных предпочтений они заняли почётное предпоследнее место. Ниже только ключевые IRF. )

  14. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Представьте себе, сколько народу собирает на ключевых ИРФах звуковые схемы, с упорством. достойным лучшего применения))))
    Даже у гения электроники Рода Эллиотта есть такие схемы))))
    Одно утешает: денег много не надо для такого “проекта” , сгорит- не жалко Остальное минусы.

  15. Atz пишет:

    Ну где-то же народ латералы оригинальные берёт? Я правда, в чипе и дипе уже впечатлился ценой… Дороже только у нас в Москве у барыг с Кавказа на Митинском рынке: там теперь целый этаж золотом завален, ездил на прошлых выходных. Что самое забавное, СВЧ-транзисторы у них насыпаны вперемешку с украшениями, перстнями и другими бриллиантами, а после просьбы найти КТ904 они все как один судорожно хватаются за телефон и начинают бегать по таким же знакомым, кто знает, что это такое)))

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      И латералы и СИТы и полевики -латералы на карбиде кремния есть за рубежом, их там закупают , кто в теме. Крутые латералы BUZ 900 BUZ950 в Англии стоят 17 фунтов один. Как говорится, за ваши фантики-любые мультики
      ПС. Автору темброблока отправил письмо, он человек интересный. Жду ответа.

      • Atz пишет:

        > Автору темброблока отправил письмо, он человек интересный. Жду ответа.
        Несомненно интересный. Грац. Я тоже это заметил.
        Зы: В поисках 1058+162 пересмотрел весь инет, кроме Али. Получается, что есть Стоунколд, но он нестабильный. А есть простой усилитель со звуком, как у Стоунколда, вот только деталей к нему просто так не достанешь. Игра в рулетку: от 400 до 700 рублей без гарантии того, что это настоящие Фуджитсу, даже в Чипе и Дипе 🙁

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Альтернатива латералам- преинтересный выходной каскад по Агееву, параллельный повторитель. Если взять копеечные и шикарные параметрами BD 911 BD912, получаем стабильный как танк выходной каскад с низким выходным, полосой за мГц, не боящийся КЗ, с входным сопротивлением 4 ком, которое прокачает любой средний операционник, звук такого усилителя интересный, хотя, латералы мне кажутся более удачными.
          Чип-Дип , там кажется , оставались какие-то одной проводимости, пары не было. Как сейчас там- не в курсе. Но там хоть какая-то гарантия.
          Кстати. Недавно смакетил всеми обжеванный за десятки лет Линси Худ, но на полевичках-латералах. Результат и звук порадовали, 8-10 ватт на выходе в А классе, схема -три плевка.
          и ЧТО важно- выходные триоды одной проводимости, можно купить что есть в наличии и собрать классную схему.
          И латералы и СИТы и полевики -латералы на карбиде кремния есть за рубежом, их там закупают , кто в теме. Крутые латералы BUZ 900 BUZ950 в Англии стоят 17 фунтов один. Как говорится, за ваши фантики-любые мультики
          ПС. Автору темброблока отправил письмо, он человек интересный. Жду ответа.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Ваш привет автору Майпуссика – Вадику с Вегалаба – видел, спасибо, но вообще-то идея была попасть на форум схемнет, где и обсуждались все её варианты . Не попал. Живу дальше.

  16. Atz пишет:

    У меня вопросы возникли)
    Как по маркировке понять, что MOSFET — латерал?
    И почему Вы пишете «ухватил последние» (1058+161): по цене, по производителю (который больше не выпускает) или по возможности легко купить оригинальные?
    Спасибо!

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      латералов звуковых – ассортимент в смысле- короткий как гулькин фиг. Раз ….и всё. Самые ходовые 2SK 2SJ , потом Эксиконы 10N20 10 P20 , потом Семелабы BUZ900-950 , кое-что добавил Род Эллиотт в совей статье про мощный унч на латералах.Но там древность.
      Пишу последние ухватил- потому как купил фуфла на али, потом ребята с радиорынка купили немного , на страх и риск-оказались нормальные.
      У главного продавана с радиорынка латералы проданы. оставшиеся взлетели в цене , пары к ним нет.

  17. Atz пишет:

    Про оригиналы и про «последние».
    Знакомые продавцы с местного рынка на этих выходных сообщили новость: скоро (не через месяцы, 21-22 гг) их заставят отчитываться в накладных за каждую купленную и проданную радиодеталь. То есть раньше, по его словам, он просто оформлял «конденсаторы, 1 ящик, 50 килограмм, 20 килограмм продано», то теперь заставят оформлять каждый поштучно.
    Нюанс в том, что они должны будут указать производителя — и этот производитель должен быть «легальным». Что значит, легальным — из официально одобренного списка или ещё как-то — он не уточнил (или я не понял), но человек также добавил, что больше не сможет продавать НИКАКИЕ неоригинальные радиодетали из Китая, даже случайно. Только фирменные.
    Сейчас у торговцев (надо сказать, довольно длительный) переходной период, они готовятся. По его словам, одна только перемаркировка всего товара в его фирме обойдётся ему около миллиона рублей. Понятно, что старый товар надо успеть распродать до момента вступления новых правил.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Выводы грустные, нахлобучка всем . Бизнес умрет, останется жалкое хобби. На том хламе. что отнес на чердак.

  18. Михей пишет:

    Казалось, что уже страсти по Stonecold у давно утихли, ан нет, продолжаются.)) Простота+качество продолжают быть актуальными.

  19. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    так скажем, для тех, кто не наигрался в замену внезапно выпаленных транзисторов- тема новая. Схема ведь не расскажет о закопанных в неё капканах. Только собственный затылок убеждает,- по Жванецкому.

  20. М.Васильев пишет:

    Забыть про этот булыжник надо и про прямую связь.

  21. Atz пишет:

    А не мог бы уважаемый Александр Б., раз у вас ещё нужные аудио-мосфеты остались, сделать версию своего усилителя под названием АБ-три? С доработками в качестве регулируемой обратной связи, которая описана в источниках по ссылкам ниже? Пишут, что позволяет регулировать степень «стоун-колданутости» звука из абсолютно любого УМЗЧ, начиная с пресловутой 7294. Спасибо )))

    https://electroclub.info/articles/teoriya/combinos/
    https://electroclub.info/articles/stati-punkt-1/combinos1/

  22. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Схемка с регулиуемым выходным сопротивлением от плюса до минуса , “легким движением руки”, конечно привлекает. Но не прямщаз.
    Собрать такое можно и без драгоценных латералов, на какой-нибудь ТДА 2030 2050 или LT1210. Ещё бы понять, зачем это надо . Мне-точно нет.
    А вот что точно надо, это генератор переменного тока , источник , мощник с высоченным выходным, снимать z-кривульку не думая о пляске импеданса динамика и гулянии тока через измерительный резистор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *