Важные и интересные даты в истории радиотехники. Создание различных компонентов и решений. В основе статьи лежит развитие усилительной и звуковоспроизводящей апаратуры.
1877 – первый прибор для записи и воспроизведения звука, фонограф. Изобретён Томасом Эдисоном. Звук записывался на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся цилиндре. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Является родителем для граммофона и патефона.
1887 – первый в мире граммофон на дисках, изготовленный Эмилем Берлинером. Грампластинки изначально выпускали из эбонита, затем – шеллака. Первая в мире грампластинка была цинковой. Резец, прикреплённый через поводок к вибрирующей, воспринимающей звуки мембране, наносит на диске спиральный след, который переносится на пластинку.
1989 – английский физик и изобретатель Оливер Лодж патентует конструкцию первого электродинамического громкоговорителя.
1914 – выпуск первой отечественной радиолампы РОБТиТ Н.Д. Папалекси. Это газовое усилительное катодное реле, известно под именем «лампа Папалекси». Лампа не имела полного вакуума и давление во время работы постепенно утрачивалось. В специальном отростке колбы находился кусочек серебрянной амальгамы (ртуть, серебро, олово, цинк и др.) при нагревании которой выделялось некоторое количество паров ртути.
1924 – запатентована конструкция первого электродинамического излучателя с подвижной катушкой Честером Райсом и Эдвардом Келлогом.
1932 – появление магнитной ленты. Компания AEG начала производство прибора для магнитной записи под названием «Magnetophon К1». Носителем была лента, которую изготавливал немецкий химический концерн BASF.
1935 – выпуск первого в СССР электропроигрывателя граммофонных пластинок ЭППГ-1 Московским электромашиностроительным заводом. Проигрыватель был рассчитан для проигрывания стандартных патефонных грампластинок на скорости 78 об/мин совместно с любым радиовещательным приёмником, имеющим вход для внешнего звукоснимателя.
1947 – первый точечный транзистор. Физик-экспериментатор Уолтер Браттейн, работавший с теоретиком Джоном Бардином, собрал первый работоспособный точечный транзистор.
Спустя полгода, но до обнародования работ Бардина и Браттейна, немецкие физики Герберт Матаре и Генрих Велькер представили разработанный во Франции точечный транзистор («транзистрон»). Так из безуспешных попыток создать сначала твердотельный аналог вакуумного триода, а затем полевой транзистор, родился первый несовершенный точечный биполярный транзистор.
1950 – первый германиевый плоскостной транзистор. Точечный транзистор, выпускавшийся серийно около десяти лет, оказался тупиковой ветвью развития электроники — ему на смену пришли германиевые плоскостные транзисторы. Теорию p-n-перехода и плоскостного транзистора создал в 1948—1950 годах Уильям Шокли. Первый плоскостной транзистор был изготовлен 12 апреля 1950 года методом выращивания из расплава. За ним последовали сплавной транзистор, «электрохимический» транзистор и диффузионный меза-транзистор.
1953 – разработка (выпуск серийно в 1955 году) первого отечесвтенного плоскостного транзистора П1. Разрабатывался в московском НИИ-35. Это германиевые транзисторы p-n-p структуры, изготовлены по сплавной технологии, собраны в металлическом корпусе со стеклянными изоляторами. Размеры Ø10х20 мм.
1954 – выпуск первого кремниевого транзистора от Texas Instruments. Открытие процесса мокрого окисления кремния сделало возможным выпуск в 1958 году первых кремниевых меза-транзисторов, а в марте 1959 года Жан Эрни[en] создал первый кремниевый планарный транзистор. Кремний вытеснил германий, а планарный процесс стал основной технологией производства транзисторов и сделал возможным создание монолитных интегральных схем.
1961 – параметры громкоговорителей (параметры ТС). Невилл Тиль опубликовал работу, в которой было предложено проводить расчёты характеристик громкоговорителей на основе единого набора параметров. В работе было сказано: «Характеристики громкоговорителя в области низких частот могут быть адекватно описаны с помощью трёх параметров: резонансной частоты, объёма воздуха, эквивалентного акустической гибкости громкоговорителя, и отношения электрического сопротивления к сопротивлению движению на резонансной частоте.
1963 – на Берлинской выставке электроники была представлена первая компакт-кассета с магнитной лентой, разработанная Оттенсом. До начала 2000-х годов она оставалась одним из самых распространенных носителей информации на магнитной ленте. За все время по всему миру были проданы более 100 миллиардов аудиокассет.
1969 – компания Philips создала видеосистему LaserDisc, работавшую в режиме отражённого света и имевшую большие преимущества перед способом «на просвет», созданную с 1958 году Дэвидом Полом Греггом. MCA и Philips объединили свои усилия и продемонстрировали первый видеодиск в 1972 году.
1971 – американский физик Джеймс Рассел, работавший в компании Optical Recording продемонстрировал своё изобретение для хранения данных. Делал он это для «личных» целей, желая предотвратить царапание своих грампластинок иглами звукоснимателей. В 1980 году подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony.
Шикарно, и фотки классные.
Буду присылать инфу по интересным динамикам и колонкам, с фотками. Но извиняюсь, что не быстро. Я действую очень медленно, но надеюсь верно )
Познавательно! но а где же “современные” динамики? Английские и американские 50-60х годов с которых наши были скопированы и до сих пор от них все размеры дюймовые остались.
Не знаю где искать? Из JBL, Kef, Telefunken, B&O?
Весь интернет облазил, подобие есть, но полных копий динамиков на нашёл, на западе в начале 1970-х годов похоже не делали литые корзины для пятидюймовых динамиков. Но всё же было бы интересно узнать почему у наших динамиков размер катушек 25.4 мм (точно 1 дюйм) , ведь если рассчитывать и делать с нуля самим, то можно было сделать любой размер или хотя бы округлить до 25 мм. Неужели предполагалась полная взаимозаменяемость или экспорт динамиков? Представляю, двое джентльменов беседуют: “Сер, если в одной из ваших акустических систем KEF вышла из строя динамическая головка не спешите раскошеливаться на оригинальную модель, KEF110 лучше купите советский 6ГД-6 он в 10 раз дешевле и качественнее , а по звучанию, уверяю вас сэр, не заметите разницы”. “What is it 6GD-6 and where is USSR?” – отвечает первый
Если углубиться в историю электроакустики, надо вспомнить, что в СССР было не принято выделять отдельных изобретателей или завод называть фирмой и где есть свой фаундер (основатель), и покупать у него лицензии, поэтому трудно проследить кто у нас что изобрел и когда, всё уже либо давно на помойке либо засекречено, но тоже на помойке. Если применить дедуктивный метод, можно установить где какой динамик разработали, а кто потом уже скопировал. Например компрессионники, 8ГД-1 – детище рижского завода, последующие его модификации 30ГД-1, 30ГД-2, 25ГД-41, 25ГД-42, 50ГДН-3, 75ГДН-1-4, ZT10. Динамик 6ГД-6 появился на бердском заводе, его модификациями стали 15ГД-11 (рижский) (там заменили ЦШ и подвес), 10ГД-34 (также провод), 25ГДН-3-4, 25ГДН-1Л-4 (Красный Луч) . Также 8 дюймовый 10ГД-30 появился на бердском заводе, с последующими модификациями 10гд-30А,10гд-30Б, 25ГД-26Б. Так что от трёх первых разработанных конструкций пошли десятки, вопрос кто разработал их? Сотрудники ВНИИРПА или БРЗ и RRR? Как передавалась документация, были ли лицензии? Заимствовали ли что-то с зарубежных образцов? остаётся не решён
Первые образцы динамиков были точно ранее 50-х годов. При союзе уже делали некоторые образцы кинап/ломо в 50-х. Думаю, что наши все же происходят из Европы. В Англии так же была неметрическая система и взять тот же гудманс https://ldsound.info/goodmans-axiomxiom-301/ это же наш 4А-32.
Найти бы бывшего сотрудника какого-нибудь технолога и пораспрашивать, возможно там всё проще будет. Почему размеры дюймовые? Так станок импортный. Почему провод 0.224? – Так толще не влезает, а тоньше рвётся. Почему шайбы такие жёсткие и параметры ТС гуляют? Так какую ткань прислали с ткацкой фабрики из той и штампуем. Как удалось намотать на 10 витков больше в каждом слое сохранив при этом ту же высоту намотки (8.8мм 6ГД-6) и (8.9мм 15ГД-11А) ? Так мотаем то виток к витку то в навал и т.д.
Мне рассказывал работник из ВНИИРПА, что разрабатывал институт и передавал на завод. А что завод делал и из чего это уже другой вопрос. Некоторые АС имели даже схемы фильтров другие. В комментариях у нас иногда появляется Игорь, он так же может рассказать много интересного.
но не рассказывает
Да) Но иногда пишет.
25гдн-3-4 изготавливался в Бердске ! 25гдн-3-8 не реализованный проект. 10гдв-2 и 35гдн-1 и 20гдс-4 и 5гдв-1 тоже БРЗ. Суровая действительность в том, что на территории СССР остался только один производитель динамиков – это Ноэма, г. Новосибирск.