Около двух лет назад к нам на стол попал пресс-релиз Seas, в котором норвежцы анонсировали совершенно новую линейку продуктов, которая должна была носить громкое имя – «Exotic». И это действительно была экзотика, действительно, то, что нам обещали: уникальное сочетание старого и нового, старых и новых технологий, проверенных временем материалов и ультрасовременных производственных процессов должны были составить новые громкоговорители.
Первым продуктом в этой серии стал восьмидюймовый широкополосник под названием «Exotic F8». Однако, когда мы узнали цены на эти, несомненно, интересные динамики, наш энтузиазм начал угасать. Цена более 700 евро/шт. Казалось, что Seas смотрит немного в сторону Японии и черпали вдохновение у производителей супер-роскоши, таких как Goto и Feastrex. Некоторые принципы дизайна можно найти и в Seas Exotic.
Если немного подумать, то вполне логично, что производитель выбрал ШП динамик для такого престижного проекта. Это высший класс дизайна громкоговорителей. Фактически невыполнимая задача, потому что для низких частот требуется площадь поверхности и вес и прямо противоположное для высоких, именно по этому и изобрели многополосные АС. Тем не менее, принцип полнодиапазонных динамиков жив и пользуется популярностью.
Громкоговоритель
Seas может оглянуться на почти 60 лет традиций в создании широкополосных динамиков, и в принципе рецепты для такого шасси все те же, что и тогда, только средства стали более современными. Exotic F8 получила ультрасовременную филигранную литую корзину с тонкими стойками. В конце этой корзины располагается пожалуй, самая яркая часть динамика: ярко-красная магнитная система. Компактный и необычайно глубокий магнит опирается на чудодейственный материал Alnico – сплав алюминия, никеля и кобальта. Это позволяет создавать высокоэффективные системы с особыми магнитными свойствами. Достижимые напряженности поля не так высока, как у как у современных неодимовых конструкций, но по уважительным причинам алнико все еще имеет и сегодня своих друзей, и иногда используется в специальных конструкциях.
С другой стороны, достаточно современной мерой является медный колпачок на задней полюсной пластине который помогает уменьшить искажения. Звуковая катушка диаметром 26 мм и 7,8 мм высотой намотки с линейным ходом в 4,2 мм. Диффузор изготовлен из бумаги, усиленной волокнами папируса, что обеспечивает необходимую жесткость и демпфирование. Подвес – пена (ППУ). Центрирующая шайба имеет очень широкоячеистую структура.
Награда за все эти усилия: громкоговоритель, который можно использовать в широком диапазоне и удобный набор параметров, от которого можно ожидать получения настоящих низких частот а также обеспечивает достойную чувствительность.
Корпус
Набор параметров Exotic F8 допускает разумную установку только в закрытом корпусе и, возможно в рупор. О фазоинверторе не может быть и речи, поскольку общая добротность слишком высока. В теории 200 л и более низкая частота среза в 24 Гц звучат захватывающе, но в конечном итоге важно то, как это звучит. И для Exotic, безусловно, есть лучшие варианты корпусов. Например закрытый корпус объемом 60 л, в котором благородный норвежец должен чувствовать себя как дома и даже выдавать приличный бас. Поэтому мы сконструировали простой прямоугольный ящик, у которого есть только одна особенность – соотношение размеров соответствует золотому сечению, другими словами: ширина в 1,618 раз больше глубины, а высота в те же 1,618 раз больше ширины. Корпус изготовлен из МДФ толщиной 19 мм, внешне покрыт лаком.
Пассивный фильтр
В прилагаемом буклете норвежцы рекомендуют комбинацию катушки и параллельного резистора, которая снижает частотную характеристику от средних частот вверх широкополосным образом. Значения используемых компонентов в большей или меньшей степени полностью зависят от пользователя. Пользователь рекомендует использовать только “катушки от 0,5 мГн” и “резисторы в несколько Ом”. С одной стороны расплывчатое заявление, с другой – вполне логичное, поскольку патентованного средства для всех корпусов, комнат и вкусов не существует. В нашем случае сочетание 0,82 мГн и 12 Ом оказалось идеальным.
Активный фильтр
Причина, по которой я взял коробку во Францию для участия в ETF была возможность использовать его в очень интересном проекте самостоятельного строительства: Георг Штраке, управляющий директор компании по разработке, ремонту и оптимизации «Klangmeister» в Лемго, анонсировал интересное устройство: простую схема, с помощью которой широкополосный громкоговорители всех типов могут быть освобождены от своих естественных частотных характеристик. Короче говоря – эквалайзер особого рода. Сециальный эквалайзер Георга проделал такую убедительную работу, что мы представляем его здесь. Всего один двойной триод на канал, здесь реализован довольно обширный блок фильтров: три потенциометра на канал позволяют усиливать и срезать низкие, средние и высокие частоты, два поворотных переключателя позволяют изменять частоты среза низких и высоких частот. Весьма удобно для такого простого устройства и определенно прекрасный инструмент для придания громкоговорителю немного больше тональности чем есть на самом деле. Устройство подключается либо между источником и усилителем, либо между предусилителем и усилителем мощности.
Настройка на слух работает довольно хорошо, мы смогли реализовать частотную характеристику, которая практически идентична частотной характеристике пассивного фильтра. Конечно, с помощью устройства можно сделать гораздо больше и адаптировать звуковой образ к личным предпочтениям. Возможности практически безграничны.
Звук
Даже пассивная версия демонстрирует дисциплину, совершенно нетипичную для больших широкополосных АС: динамик тембрально практически незаметен. Здесь нет ничего лишнего, совсем наоборот. Басовый диапазон прокатывается плотно и сухо, не с заметной резкостью, а с дисциплинированным, теплым тоном. Вы можете услышать, что здесь работает закрытый корпус, мягкий откат вниз обеспечивает достаточную глубину. В диапазоне высоких частот Seas удивительно цепкий и нюансированный. Конечно, настоящие твитеры обеспечивают немного больше воздуха и гламура, но это на удивление мало и вряд ли перевешивает преимущество настоящей полнодиапазонной концепции. Благодаря практически точечной дисперсии звука, эта акустическая система обеспечивает невероятно реалистичную пространственную визуализацию. ШП драйверы часто обвиняют в некоторой излишней податливости при воспроизведении сложных сигналов, но это не так. Exotic следует за музыкальным сигналом необычайно точно, и предлагает точность во всех частотных диапазонах, которую вы обычно не получаете от широкополосного динамика.
Активная версия при умелой настройке дает немного больше свежести в верхней части диапазона. Эксперименты по расширению баса еще дальше вниз не увенчались успехом.
Заключение
Почти 1500 евро за две АС – это большие деньги. В том виде, в котором они используются здесь они оправдывают эти инвестиции в поразительно высокой степени. Exoti это полнодиапазонные акустические системы, которые не имеют бонусов типа: “Звучит отлично, но…” – здесь нет никаких “но”.
Автор проекта: Хольгер Барске, журнал Klang+Ton
советские 10гд-36к в 60 литрах и с эквалайзером звучат не хуже