В 2008 году в журнале «Радиолюбитель» (Беларусь) была опубликована моя статья «Опыт реализации ЭМОС по смещению». Я продолжал работать в этом направлении и предлагаю на рассмотрение новые результаты. Если в статье много внимания уделялось основам звуковоспроизведения в низкочастотном диапазоне, когда идея еще до конца не оформилась, то в настоящей работе главным стала ее четкая реализация в конкретных технических решениях.
Структурная схема ЭМОС (электромеханической обратной связи) по смещению приведена на Рисунке 1, где:
- предварительный усилитель и тембробработка
- УМЗЧ (усилитель мощности звуковой частоты)
- акустическое оформление типа «закрытый ящик»
- громкоговоритель
- диффузор (подвижная часть громкоговорителя)
- рефлектор на подвижной части громкоговорителя
- датчик съема смещения подвижной части громкоговорителя от своего равновесного положения
- сумматор-вычитатель
- блоки питания для датчика съема смещения 7
- усилитель на Р (Р = 1…3)
- 11 и 12 – дифференцирующие звенья
- К1…К4 – ключи для подачи (отключения) того или иного сигнала на сумматор-вычитатель 8.
Если сигнал с выхода 1 сразу подать на вход 2 УМЗЧ (К1 – вкл., К2…К4 – выкл.), то получаем стандартную схемотехнику звукоакустического агрегата (Рисунок 2).
Попыток внедрения ЭМОС – по скорости, ускорению, звуковому давлению и т.д. – в электроакустику для улучшения звучания было немало, но широкого распространения эти ЭМОС не получили. И главной причиной является то, что не снималось и не анализировалось смещение подвижной части от равновесного положения, которое и определяет качество звука, а точнее, отклонение формы смещения подвижной части громкоговорителя от формы электрического сигнала, поступающего на вход громкоговорителя, так как не было соответствующей элементной базы для создания малогабаритного и бесконтактного датчика съема смещения подвижной части (диффузора) громкоговорителя.
Но элементная база совершенствуется, и датчик съема смещения подвижной части громкоговорителя был реализован, – в журнале был описан датчик съема смещения, в котором использовались фотодиоды ФД256-01 и светодиод BIR-O07J4G. Это изменило и схемотехнический подход к использованию сигнала ЭМОС. Если раньше сигнал ЭМОС (по скорости, ускорению) усиливался, затем тривиально обрабатывался и суммировался с выходным сигналом блока предварительного усиления и темброобработки, а затем поступал на вход УМЗЧ, то теперь сигнал S с выхода блока предварительного усиления и темброобработки 1 поступает на сумматор-вычитатель 8, где смешивается (суммируется-вычитается) с электрическими сигналами, пропорциональными смещению d, скорости v и ускорению a подвижной части громкоговорителя в таких пропорциях, чтобы получить максимальное совпадение формы сигнала смещения, поступающего на вход ключа К2 и формы сигнала S, поступающего на вход ключа К1. Электрические сигналы v и a, поступающие на ключи К3 и К4, соответственно, получаются однократным и двойным дифференцированием сигнала смещения подвижной части громкоговорителя d, снимаемого с датчика 7.
С учетом вышесказанного и было принято такое схемотехническое построение ЭМОС по смещению (Рисунок 1), когда блок предварительного усиления и темброобработки 1, УМЗЧ (блок 2), акустическая система 3 и громкоговоритель 4 остаются прежними, и вводится отражатель 6, датчик 7 съема смещения подвижной части громкоговорителя и блок ЭМОС, состоящий, в свою очередь, из сумматора-вычитателя 8, блоков питания 9, усилителя сигнала смещения 10, дифференцирующих звеньев 11 и 12, ключей К1- К4.
Собран блок ЭМОС из отдельных плат, реализующих структурную схему на Рисунке 1 в виде макета (Рисунок 3).
На отдельной плате (Рисунок 4) собран блок питания ±27 В (блок 9) для преобразователя ток-напряжение на датчике смещения (схема на Рисунке 5).
Питание для светодиода +1.5 В, 100 мА (блок 9) представлено схемой на Рисунке 6, внешний вид – Рисунок 7. Для уменьшения пульсаций в стандартную схему был введен дроссель L1, что обеспечило низкий уровень шумов по питанию, а для уменьшения наводок был введен диод Д220 на датчике съема смещения 7.
Усилитель на Р и дифференцирующие звенья (Рисунок 8) совмещены на плате вместе со стабилизатором на ±15 В (Рисунок 9). Работа дифференцирующего звена описана в [3], внешний вид платы показан на Рисунке 10.
Сумматор-вычитатель, работа которого описана в [4], собран по схеме на Рисунке 11, внешний вид платы показан на Рисунке 12.
Коммутация сигнала от блока предусилителя и темброобработки на блок ЭМОС, и от него на УМЗЧ происходит с помощью разъемов типа «тюльпан». Коммутация на датчик съема смещения питающих напряжений, и с него на блок ЭМОС сигнала смещения осуществляется с помощью разъема РП15-9Ш.
Основным узлом является датчик съема смещения подвижной части громкоговорителя от равновесного положения. Была подобрана новая пара «светодиод-фотодиод»: светодиод SFH 4550 и фотодиод BPW34. Схема датчика приведена на Рисунке 13, внешний вид – на Рисунках 14, 15. Если для датчика съема смещения из [1] фотодиоды ФД-256-01 подбирались по параметрам в пределах ±20% из-за большого разброса, то для фотодиодов BPW34 этого не требуется.
Материал для рефлектора был найден в результате экспериментов с различными отражающими пленками. Лучшими стали пленки из под… кошачьего корма «KiteКat» (Рисунок 16) и кофе «Аrоmа» или «Eagle Premium».
Крепится пленка с помощью двухстороннего скотча, перед этим ее необходимо тщательно разгладить. Работа кропотливая, требует определенного навыка, поэтому совет – потренируйтесь на чем-то подобном, отсутствие опыта может привести к порче дорогого динамика!
Блок ЭМОС собран, датчик съема смещения подвижной части громкоговорителя и рефлектор изготовлены – приступаем к сборке и регулировке ЭМОС.
1. Тщательно наклеиваем рефлектор на одну поверхность двухстороннего скотча, без морщин и стяжек.
2. Обрезаем по периметру лишний скотч, форма должна быть симметрична.
3. Снимаем пленку с обратного слоя скотча и аккуратно наклеиваем рефлектор на внутреннею поверхность подвижной части громкоговорителя, осторожно прижимаем к поверхности диффузора и разглаживаем (Рисунок 17).
4. Устанавливаем датчик определения смещения над рефлектором – направление луча светодиода перпендикулярно поверхности рефлектора, рефлектор должен быть освещен примерно по середине. Для контроля можно использовать цифровой фотоаппарат – на видеоэкране это будет ярко-белое пятно.
5. Конструкция крепежа датчика – на Ваше усмотрение, но она должна быть жесткой, не допускающей колебаний и болтания.
6. Выбираем расстояние до рефлектора. Здесь нужно терпение и понимание. Дело в том, что на выходе преобразователя ток-напряжение (NE5534) датчика съема смещения (Рисунок 13) мы имеем постоянное напряжение, зависящее от расстояния между светодиодом и рефлектором, модулированное сигналом смещения, например, синусоидой. Если расстояние будет большим, например, 11 см, то на выходе будет постоянное напряжение порядка +(8.5-10) В с амплитудой сигнала смещения, например, синусоиды ±(0.8-1.0) В. Если сблизим до 5 см, получим постоянное смещение +(22-22.5) В и несимметричную синусоиду с +5 В и –7.5 В. Таким образом, ищем нужное расстояние, когда у сигнала будет и приемлемая амплитуда, и симметрия. В нашем случае оно составило (73-75) мм, что дало на выходе симметричную неискаженную синусоиду с амплитудой ±(2.4-2.5) В.
7. На вход блока предусилителя и темброобработки подаем низкочастотный музыкальный сигнал S, например, ремикс «HANDS UP» группы «ОTTOWAN», и с входа ключа К1 (К1 замкнут, К2, К3 и К4 – разомкнуты) подаем его на первый вход осциллографа (Рисунок 18), а сигнал смещения d с входа ключа К2 подаем на второй вход осциллографа (Рисунок 19). Замыкаем ключи К2, К3 и К4, подавая на сумматор-вычитатель электрические сигналы смещения d, скорости v и ускорения a подвижной части громкоговорителя. Регулировочными сопротивлениями R2-R4 максимально подгоняем форму огибающей сигнала смещения на входе К2 к форме огибающей сигнала на входе К1 (Рисунок 20).
8. Корпус акустической системы – от АС 35 АС-018 Корвет (Рисунок 21). УМЗЧ на микросхеме ТDA7294 взят из [1], предусилитель и темброблок собраны на ОУ NE5532.
Анализируя Рисунки 18, 19, 20 и сравнивая звучание низкочастотного музыкального сигнала без использования ЭМОС и при ее включении, можно сделать следующие выводы:
- Звучание акустики при включении ЭМОС стало гораздо более четким и точным, звук низкочастотных инструментов стал более проработанным и детальным, исчезла гулкость и затянутость звучания из-за резонансных свойств динамика и корпуса АС. Это связано с гораздо более точным повторением диффузором динамика формы огибающей колебаний музыкального сигнала, особенно переднего фронта звукового сигнала – атаки и заднего фронта – затухания, что подтверждает наблюдение, имеющееся в [5], согласно которому именно фронты музыкального сигнала информационно определяют звучание соответствующего инструмента, значительно точнее передается вибрато – модуляция звукового сигнала.
- Амплитуда смещения уменьшилась почти в два раза, но при этом уровень звука, идущего от акустической системы, практически не уменьшился.
- Расширение частотного диапазона НЧ громкоговорителя дает возможность полностью воспроизводить спектр низкочастотных инструментов из одного акустического агрегата, локализуя источник звука.
Датчик полностью механически и гальванически развязан с громкоговорителем, то есть, с использованием данной ЭМОС возможна доработка широкого класса НЧ громкоговорителей, переводящая их звучание в более высокий класс. При этом стоимость блока ЭМОС и датчика весьма скромна по сравнению с ценами акустических агрегатов, усилителей и прочего дорабатываемого оборудования.
Автор работы: Александр Ракитский, г. Ижевск, по материалам: rlocman.ru
Литература:
- А. Ракитский. «Опыт реализации ЭМОС по смещению»
- Справочник. Бытовая электроакустическая аппаратура. «КУбК-а», Москва, 1996 г., стр. 26 – 31.
- А.Г. Алексеенко, Е.А. Коломбет, Г.И. Стародуб. «Применение прецизионных аналого- вых ИС». Москва, «Радио и связь», 1981 г., стр. 82 – 84.
- Лихачев В. «Практические схемы на операционных усилителях». – Москва, «Радио и связь», 1982 г., стр. 32 – 34.
- А.А. Алдошина, Э.И. Вологдин и др. Под общей редакцией Ю.А. Ковалгина. «Электроакустика и звуковое вещание». Учебное пособие для вузов. – М., «Горячая линия – Телеком», «Радио и связь», 2007 г., стр. 60.
Очень интересно и затягивающе.
Осталось узнать цену на ПП для данной реализации проекта.
Зачем закорочены R12 и R26? Почему настройка производится по музыкальному сигналу, а не по синусоиде или меандру? Интересно было бы посмотреть, как настраивается форма огибающей сигнала подстройкой каждого резистора R1-R4 на осциллограммах, какой подстроечник что даёт
Всё это – гуано, как Вы не понимаете. Идеальными станут АС, которые позволят подгибать свои параметры под используемые дины, т.е. реализующие режим совместимости. Стоимость их будет астрономической…
Просто откиньтесь на спинку и послушайте блюз.