Снова приветствую вас на очередной части неожиданно полюбившегося всем сериала “Дешево и сердито” 🙂 После публикации прошлого проекта – Лабиринтные корпуса для Radiotehnika S-90 поступило множество просьб разработать аналогичное решение для Radiotehnika S-30. Пришлось сделать!
Достаточно быстро одни добрые люди прислали параметры своих динамиков. А другие – даже любезно пригласили в гости и разрешили препарировать в научных целях целых три пары таких акустических систем различных годов выпуска и модификаций.
По результатам полученных измерений и расчетов приятной неожиданностью для меня стал достаточно грамотно спроектированный оригинальный корпус. Честно говоря ожидал увидеть нечто слепленное вслепую/наугад, аналогично Radiotehnika S-90. Но нет. Не считая вопроса с заниженной площадью порта, который в первой модификации пытались решить дурацким поролоновым фазоинвертором и который благополучно у всех уже давно сгнил и развалился, что попытались исправить в версии Radiotehnika S-30B увеличив его длинну и площадь, заменив трубу на пластиковую и сохранив при этом ту-же частоту и добротность настройки. В остальном-же акустическое оформление посчитано и работает верно.
Однако проблемы большого разброса параметров советских динамиков это конечно не решает, так-же как и не отменяет целесообразности перехода на четвертьволновой резонатор вместо стандартного ФИ. Для решения этой задачи я поступил уже традиционным образом – посчитал среднее арифметическое значение каждого участвующего в расчете параметра динамика, взятого из контрольной группы, которую составили порядка 10 головок 25 ГДН-1-4 (10 ГД-34) – как измеренные мной в живую, так и предоставленные подписчиками измерения их экземпляров.
Полученная таким образом усредненная модель и была подвергнута симуляции. Так-же новый лабиринт на всякий случай был проверен на совместимость с несколькими экземплярами 25 ГДН-3-4 (15 ГД-14) т.к. судя по всему иногда их тоже устанавливали. Таким образом был получен расчет корпуса, пригодного для использования со всеми модификациями этих динамиков. И что самое приятное почти совпал с аналогичными графиками родных ФИ, что дополнительно подтвердило корректность такого метода расчета. Звучание различных версий естественно будет отличаться так-же как оно отличалось и в родных корпусах, однако все они будут чувствовать себя достаточно комфортно в новом лабиринте – “Rogozhin S32”, не смотря на возможные различия параметров в разумных пределах, при условии их исправности и отсутствия некачественного ремонта, повлекшего за собой нештатное изменение их конструкций.
Оригинальные корпуса Radiotehnika S-30 выполнены из 10 мм фанеры. Логично было-бы использовать такую-же толщину и в новых корпусах, тем более что механическая жесткость лабиринта гораздо выше чем таковая у пустого ящика. Однако было принято решение все-же использовать в “Rogozhin S32” привычные 16 мм т.к. во-первых с ними гораздо проще работать в любительских условиях, во-вторых эта толщина материалов наиболее широко распространена и легко доставаема в удаленных от центра регионах.
Рекомендации по сборке и вариантам подключения фильтров в новых корпусах – аналогичны таковым для “Rogozhin S92” и могут быть взяты из этой статьи. Я все так-же ратую за сохранение оригинального комплекта динамиков и схемы фильтра, ибо это – “душа” АС. Есть смысл только заменить детали и разводку на более качественные т.к. там как всегда – стоят “волоски”, дающие значительные потери и искажения. Особо вдумчивого “отслушивания” советских конденсаторов и сопротивлений я честно говоря не проводил, но уверен что современные пленочные резисторы и полипропиленовые емкости хорошего качества будут во многом лучше старых советских с давно истекшим сроком службы и устаревшими технологиями изготовления.
Однако вы можете оставить всю начинку и без изменений – таким образом вы сможете наиболее характерно оценить различие между звучанием именно двух различных типов акустического оформления, а не всей переделки в целом. Тем более что частота и добротность настройки оригинального ФИ корпуса и нового лабиринта – практически идентичны.
Ширина передней панели и расположение динамиков, в отличие от “Rogozhin S92”, сохранены оригинальными. Во-первых – сведены эти АС гораздо лучше, чем предыдущие, и следуя принципу максимального невмешательства это наиболее корректно сохранит работу оригинального кроссовера в фазо-частотном плане. Во-вторых – мы получаем возможность использовать родную декоративную панель с грилями версии Radiotehnika S-30, что удобно. В третьих – честно говоря внешний вид именно этой версии акустики мне почему-то нравится, по-этому хотелось оставить внешний дизайн АС, не смотря на новый корпус, максимально неизменным. Выбор отделки оставляю за вами. Кому-то проще и удобнее будет использовать простой карпет, кто-то захочет покрасить, кто-то оклеит шпоном под оригинал, кто-то придумает что-то свое. Благодаря родному грилю разрушительного воздействия на концепцию оригинального дизайна АС это в любом случае уже не окажет.
Владельцам Radiotehnika S-30B будет чуть сложнее. Для них есть несколько вариантов развития событий:
- Отказаться от родной декоративной панели, которая кстати на мой вкус, в отличие от версии “Radiotehnika S-30” абсолютно не красивая, и изготовить нечто свое.
- Увеличить немного размер верхней части корпуса на необходимую для корректной установки родного гриля “Radiotehnika S-30B” высоту, добавив к корпусу небольшой фальш-объем.
- Аккуратно отрезать лишнюю часть декоративной панели как раз по имеющейся разделительной полосе и установить ее на новый корпус не изменяя чертежа.
- Купить на барахолке декоративные панели от “Radiotehnika S-30 или Radiotehnika S-20 и использовать их.
- Использовать вместо родного – СЧ и ВЧ грили от Radiotehnika S-90.
Лишнюю часть остатка крепежа фазоинвертора необходимо аккуратно срезать вровень с торцом фальш-панели. Вариант использования вакантного отверстия показан на рисунке с внешним видом “Rogozhin S32” в начале статьи 🙂
И последнее. Куда ставить кроссоверы. Владельцев “Radiotehnika S-20” по понятным причинам это не касается 🙂 Их фильтры ввиду своей простоты могут жить на самом ВЧ динамике. А вот всем остальным нужно либо установить их в отдельные небольшие корпуса, по-аналогии, опять-же с тем как можно сделать в “Rogozhin S92”:
Либо – изготовить небольшую монтажную панель, аналогичную родной монтажной панели, но меньшего размера и уже с новыми деталями и проводами и установить ее в самую верхнюю деталь “E” внутри нового корпуса, предварительно вырезав в этой детали соответствующий проем во время сборки. Панель кроссовера должна иметь такой размер чтобы она проходила в отверстие НЧ динамика. После установки, детали кроссовера должны оказаться в самом начале лабиринта – в тупике возле твитера. Там они окажут наименьшее негативное воздействие на работу резонатора, т.к. не будут перекрывать его рабочий проход.
Подключать кроссовер и АС я естественно рекомендую по схеме BI-WIRE. Это максимально облегчит жизнь вашему усилителю и раскроет возможности вашей АС т.к. линия подключения ВЧ динамика не будет модулироваться токами НЧ динамика.
Для внутренней разводки и подключения АС лучше всего для звука – использовать витую пару из медного моножильного кабеля. 4 мм2 – для НЧ, 0,7-1,2 мм2 – для ВЧ.
На данный момент – все! Возможно что-то будет дополняться или исправляться. Спасибо всем кто поддерживал и принимал непосредственное участие в создании этого проекта. Заранее благодарен вам за ваши письма, фотографии и отзывы!
Не забывайте добавляться ко мне в Facebook! Все самые свежие новости и непосредственное общение.
А так-же присылайте свои динамики для замеров параметров Тиля-Смолла и заказывайте расчет лабиринтов непосредственно для ваших динамиков с учетом геометрии вашего помещения прослушивания: https://www.facebook.com/TSPKYIV/
Автор проекта: Александр Рогожин, 10.09.2017
Расчет сечения и длины лабиринта связан с характеристиками динамика или все же повлияло желание оставить лицевую панель.
Мне все же кажеться, что сечение и длина должны быть меньше и стремиться к резонансной частоте около 80-100 Гц. У вас – 60 Гц, не низковато будет?
Ваше мнение?
“Я все так-же ратую за сохранение оригинального комплекта динамиков и схемы фильтра, ибо это – “душа” АС.”
“Подключать кроссовер и АС я естественно рекомендую по схеме BI-WIRE.”
Что-то не стыкуется ???
Фильтры и СЧ ВЧ динамики- первое, за что нужно вытряхнуть эту” душу” из колонок. Тогда труды вернутся звуком.
Поправлю . Главная проблема S30 – бездарные фильтры и неудачная пищалка. Ящик там оптимального объема. Заменой родного 10ГД-34 на достойный 25ГДН3-4 даст огромный прирост качества звучания. Пищала тоже требует замены на нормальную.
Резонаторное оформление даст конечно же прирост внизу, но и без этих хлопот родное оформление достаточно неплохое. а звук хорошо вписывается в небольшую комнату.
Согласен китайцы делают нормальные пискуны, проверенно не одной переделкой что S90, что s30,….
СЧ динамики в S-30? Сорри, не заметил…
Оригинальный фильтр – Вы хоть поняли как он работает? На что лучшее его можно заменить?
СЧ – ошибка, само собой. Позже исправил, рядом.
Фильтр менять имеет смысл с заменой пищалы, а если нет такой задачи, то лучше слушать то, что есть. Как работает оригинальный фильтр я примерно понимаю. Оригинального там, к сожалению не шибко.
Фильтр хороший но слишком много деталей, не там стоят и не тех номиналов)))) Попробуйте заменить на фильтр “кубиков Салтыкова”
Нет слов…..Слишком много деталей, не там стоят и не тех номиналов. Вы сказали мои мысли)))))
А то-нибудь слышал звучание этих систем, или так, заочная критика?
Лабиринт Рогожина сам сводил, три полосы, впечатлён. Но там колонка-гроб ещё тот. Для 10Гд-34 не стал бы такое сочинять. Тем более, оставлять нетронутыми священные фильтры.
Фильтра только от Nivaga
Вот тема лабиринта на Вегеhttp://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695
Я мало с ним работал, но помню его генетическую болезнь. Это два подъема на 3 и + 5-6 дБ в области 500 и 800 Гц. Поэтому пытаться “сводить его с писчалкой” – напрасное дело. Можно, но не нужно!
Если измерения этих подъемов не показывают, меняйте “измеритель”.
Для S30 можно, но не нужно, подобрать ФИ. Добротность 0,5-0,65 куда девать? Неужели не слышно “гудящего” баса? Поэтому они и напихали в корпус всяческой поглощающей дряни. Да, это улучшило звучание, но ГВЗ осталось почти прежним. Мой приятель попробовал ПАС. Результат был хороший. Я слышал оригинал и переделку. Разница на первый слух небольшая, пока нет барабанов. Вот тут-то затянутость баса слышна, особенно, когда знаешь как должно быть.
Возможно поэтому г-н Рогожин и сделал лабиринт. Но опять-таки сделал его по любительски. Отсюда и габариты. Можно ту же идею реализовать в меньшем объеме, почти как в S30. Правда не в этом же ящике.
Прочитал. А что там хорошего, чтобы могло бы пригодиться? Очередной треп “к вопросу о…”. Я это “обсуждение” понял так.
Спасибо разработчику за то, что он щедро делится. Уважение его труду и достижениям. К сожалению, нет про заполнение каналов звукопоглотителем этого проекта. Хотелось бы увидеть усреднённые параметры динамиков, использованные для расчёта. Это позволит соотнести возможность использования других
Пробуйте, только боюсь результат не будет стоить вложенного труда.
” для использования со всеми модификациями этих динамиков” Подскажите пожалуйста, а кроме 25 гдн-1 и 25 гдн-3 какие ещё динамики входят в ряд модификиция этих нинамиков?
ps Корпуса уже изготовил на заказ. Буду пробовать.
Однако от “родных” фильтров отказался. В них почти четверть электрической мощности тратится на шунтирование динамиков. Высокочастотного по низам (L1+R1,R2), низкочастотного по верхам (R6..R8, C4+C5, C2). Вообщем то тогда стали понятны мощности указываемые на колонке превосходящие мощность 25 гдн-1. Паспортная мощность колонки: 30 Вт против Паспортная мощность НЧ: 25 Вт.