Плоский экран (щит). Акустическое оформление

Плоский экран или щит является наиболее простым видом акустического оформления головки громкоговорителя (динамика). Чаще всего это деревянная панель квадратной или прямоугольной формы довольно больших размеров. Например, для воспроизведения без ослабления звука частотой 50 Гц (λ=680 см), необходимо, чтобы сторона экрана была не менее 0,5λ, т.е. примерно 340 см. Однако, хорошие результаты можно получить с панелью меньшего размера, сторона которой приблизительно равна четверти длины волны низшей воспроизводимой частоты, если поднять частотную характеристику по низким частотам. Вместе с тем эта частота не может быть ниже основной резонансной частоты головки, так как при этом резко уменьшается излучение звука головкой в экране (18 дБ/окт.).

Симметричность экрана относительно оси диффузора нежелательна, так как при этом в частотной характеристике громкоговорителя появится глубокий провал в результате акустического короткого замыкания на одной из частот. Значительного улучшения АЧХ можно добиться применением несимметричного экрана или асимметричным расположением динамика в экране правильно формы.

оформление плоский экран (щит) ldsound.info (7)

оформление плоский экран (щит) ldsound.info (6)На рисунке выше, показаны размеры стандартного плоского экрана для измерения параметров головок громкоговорителей и два способа их установки в щите. Такое оформление мало распространено в виду громоздкости и эстетичности.

Установка экрана в углу комнаты позволяет уменьшить его размеры без ухудшения воспроизведения низких частот, так как образующие угол стены, служат продолжением экрана, увеличивая его эффективные размеры. Щит подвешивают у потолка, придав ему форму треугольника или трапеции. Между верхней кромкой щита и потолком необходимо оставить широкую щель, а пространство позади щита заполнить звукопоглощающим материалом.

оформление плоский экран (щит) ldsound.info (4)

АЧХ динамика при расположении его в прямоугольном щите. 1 – по центру, 2 – при смещении вдоль длинной стороны

Экран рекомендуется выполнять из толстой доски, ДСП, фанеры и т.д. толщиной 10-20 мм. Предпочтительно соотношение сторон прямоугольной формы от 2:1 до 3:1. Абсолютные размеры желательно выбирать такими, при которых на нижней границе диапазона частот (резонансная частота динамика) эквивалентный диаметр экрана (диаметр круга, площадь которого равна площади экрана) D определяется по формуле:

D=0,5λ/Q, где
D – эквивалентный диаметр экрана;
λ – длина звуковой волны на нижней границе диапазона частот;
Q – полная добротность.

При таких размерах экрана частотная характеристика получится более равномерной. Если экран сделать меньше, то следует ожидать, что будет спад на нижней частоте диапазона, расчитывается по формуле:

N=20lg(D/D1), где

N – спад на резонансной частоте;
D1 – фактический диаметр экрана.

Пример. Резонансная частота динамика 85 Гц, добротность 2. Определим спад на резонансной частоте, если D1=0,5 м. Определяем эквивалентный диаметр экрана: D = 0,5 · (343 : 85) · 2 ~ 1 м. При D1=0,5 м на нижней граничной частоте N = 20lg (1 : 0,5) = 6 дБ.

Динамик рекомендуется распологать в центре прямоугольного щита. Смещение от центра уменьшает развиваемое звуковое давление и ухудшает частотную характеристику. Для квадратного щита смещение места установки головки улучшает частотную характеристику, хотя и снижает звуковое давление.

Настоятельно рекомендуют устанавливать динамик заподлицо панелью экрана. В случае установки динамика с внутренней стороны панели, перед ним образуется цилиндрической углубление (род короткой трубы), и столб воздуха, находящийся в нем, может резонировать на ряде частот, тем самым ухудшая частотную характеристику и качество звучания. При закрывании передней стороны экрана грилем, нужно обращать внимание на то, чтобы ткань была хорошо натянута. Сзади, со стороны магнита, на динамик рекомендуется надевать «юбочку», например из бязи.

Встречаются акустические системы, в которых головка громкоговорителя вставляется в отверстие стены комнаты, т.е. стена является экраном. Такое конструктивное решение выгодно, но надо учитывать достаточную громкость в соседней комнате. Использование стены в качестве экрана дает заметное улучшение частотной характеристики и качества звучания (особенно на низких частотах). Дополнительный мешочек сзади динамика следует делать большим (например в виде полусферы с диаметром, равным диаметру динамика) и заполнять его ватой от нежелательных резонансов.

Щит может быть небольших размеров (размеры сторон 40-50 см), если динамик будет воспроизводить частоты выше 150-200 Гц, как например в случае с системой 2.1, где в роли озвучивания НЧ звуков выступает сабвуфер.

Рассмотрим еще один расчет по размерам плоского экрана (щита). Нужен такой экран, который позволил бы на нижней граничной частоте воспроизводимого диапазона получить такой же уровень звукового давления, как и на верхней границе поршневого диапазона fгр.в. зоны его действия, т.е. выровнять звуковое давление на НЧ и СЧ частотах. Значение fгр.в. может быть найдено из формулы: fгр. = 1,4 • с / (∏ • d).

оформление плоский экран (щит) ldsound.info (3)

Типичная АЧХ в области низких частот при Q>1,93

Выбор нижней граничной частоты зависит от добротности применяемой головки. Форма АЧХ при Q<1,93 монотонно возрастает, а при Q≥1,93 на АЧХ появляется провал на частоте ω2 и пик на частоте ω1. Добротность головки при помещении ее в плоский щит практически не меняется. Неравномерность АЧХ при Q<1,93 и при правильном выборе размеров экрана определяется только спадом в область более низких частот. Поэтому за нижнюю граничную частоту при Q<1,93 выбирают резонансную частоту динамика ω0. При Q≥1,93 за нижнюю граничную частоту обычно выбирают частоту пика ω1 АЧХ динамика и неравномерность АЧХ в этом случае определяется провалом на частоте ω2. Однако при этом несколько сужается расчетный диапазон воспроизводимых частот по сравнению с его значением при Q<1,93.

оформление плоский экран (щит) ldsound.info (2)

Зависимость φ(Q) от Q

Для устранения этого недостатка предлагается другой способ выбора нижней граничной частоты, позволяющий снизить ее значение. Суть его заключается в том, что граничная частота выбирается на частоте ω<ω2, на которой уровень АЧХ равен ее уровню на частоте провала ω2. В зависимости от значении Q эта частота может быть несколько выше или ниже ω0. Исследования показали, что наиболее рациональная добротность головки для открытых АС равна 2,4. При этом нижняя граничная частота открытой АС fгр.н. совпадает с резонансной частотой динамика ω0.

оформление плоский экран (щит) ldsound.info (1)

Зависимость fгр.н. от Q

Площадь экрана, исходя из обеспечения наиболее равномерной характеристики, может быть определена как:

S=0,15 • (c / (fгр.н.2 • φ2  (Q)), где

φ(Q) – некоторая функция от Q, при 1,93<Q<2,5 приближенно равна Q;
fгр.н. – определяется по рисунку «зависимость fгр. от Q»;

При Q<1,93 выражение имеет вид: S=0,15 • (c2 / (f02Q2))

Обычно экраны выполняют меньших размеров, чем рекомендовано по вышеприведенным формулам. Тогда на нижней граничной частоте следует ожидать спада АЧХ:

Nдб=10lg • (S’/S), где

S – вычесленная по формулам выше площадь экрана;
S– фактическая площадь экрана.

Пример расчета:

Пусть требуется рассчитать размеры экрана для головки 0,5ГД-37 со следующими параметрами: f0=315 Гц; d=0,08 м, если допустимый спад АЧХ на fгр.н. равен 6 дБ.

  1. Из формулы находим fгр.в. = (1,4  343) / (3,14  0,08)=1920 Гц.
  2. По рисунку «зависимость fгр.н. от Q», определяем fгр.н.=315 Гц.
  3. φ(Q)≈Q=2,3.
  4. Площадь экрана по формуле: S = 0,15 • 343/ 315• 2,3= 0,034 м2.
  5. При допустимом спаде АЧХ на нижней граничной частоте, равном 6 дБ, из формулы Nдб = 10lg • (S’ / S), находим S’ = 0,017 м2.
  6. Выбираем размеры экрана равными 0,17 х 0,1 м2.

Еще одна статья по данному акустическому оформлению.

88 комментариев: Плоский экран (щит). Акустическое оформление

  1. Вадим пишет:

    Помогите с расчетами щита, я полный профан в расчетах. Хочу приобрести Ноэма 150ГДШ 35-8

    • LDS пишет:

      Если брать по паспорту, то данные:
      Резонанс 42 Гц
      Диаметр 0,3 м
      1. (1,4 х 343) / (3,14 х 0,3) = 480,2 / 0,942 = 510 Гц
      2. 42 Гц
      3. 0,34
      4. 0,15 х 3432 / 422 х 0,342 = 17647 / 16036 = 1,1 м2
      5. При допустимом спаде АЧХ на нижней граничной частоте, равном 6 дБ, из формулы Nдб = 10lg • (S’ / S), находим S’ = 0,55 м2
      6. Соотношение сторон 1 к 3. Т.е. 1,23 х 0,45 м. Или высота/ширина: 123/45 см

      • Артем пишет:

        А сам динамик устанавливается в центре щита или как?

        • ldsound пишет:

          В статье есть ответ на Ваш вопрос.
          2 абзац:
          Симметричность экрана относительно оси диффузора нежелательна, так как при этом в частотной характеристике громкоговорителя появится глубокий провал в результате акустического короткого замыкания на одной из частот. Значительного улучшения АЧХ можно добиться применением несимметричного экрана или асимметричным расположением динамика в экране правильно формы.

          • Артем пишет:

            Подскажите, если добавить еще один 150 гдш… это повлияет только на громкость?

            • А.Б. пишет:

              Возникнет проблема совместного включения динамиков, скажем , вместо 8 ом имеем 4 или 16, -вилы. И если у вас два ширика в щите, они дадут перехлест на средине. интерференцию и свалку в звуке. Давление на низу, если соединить два 8-омника в параллель, подав напряжение как для одного, вырастет вчетверо, на +6дБ. Но обвал по низу от щита недостаточного размера останется, никуда не денется. На метре-полутора от вашего баса останутся огрызки, бас начнется от 200 герц. Проверено.

        • Илюха7 пишет:

          Есть такая программа Edge, тут на сайте в списке программ имеется, скачайте, выбрать открытое оформление и подвигать динамик что бы увидеть как меняется ачх при перемещении динамика.

          • А.Б. пишет:

            Подвигая динамик, вы что-то там увидите на средине, а бас от этого не изменится ни на шиш. Акустическое короткое с одной стороны увеличивается, с другой падает, сумма та же, только ачх -дрянь или не совсем.

          • SV пишет:

            “Есть такая программа Edge”
            Прежде чем советовать это, испытайте его.
            Будете сильно удивлены.

            • А.Б. пишет:

              У меня микрофон главный судья, он чхать хотел на эджи. Нет в реале того, что пишут. Комната вмешивается ого-го как.

      • Артем пишет:

        Подскажите.. .а если щит будет из стекла… это как-то может повлиять на звучание в ту или иную сторону?

      • Артем пишет:

        И последний вопрос… на что влияет наклон щита?

        • А.Б. пишет:

          На поведение всей колонки в плане попадания ваших обеих ухов в излучаемый колонкой конус, по типу луча из фонарика. На высоких частотах может получиться так. что главная акустическая ось уйдет выше или ниже уровня вашего слуха, звук пострадает. И мы наклонив колонку можем исправить этот недостаток.
          Может страдать и средина. если размер широкополосника велик по сравнению с излучаемой полосой частот, тогда уход в сторону проваливает и средину. звук протухает. Тогда нужно разворачивать колонки ещё и на себя вокруг вертикальной оси. Короче. самый унылый вариант- стерео для одного сидящего в кресле.

  2. Сергей пишет:

    Добрый день!А как рассчитать щит для головок 4а-32?
    Хочу сделать два щита и в каждом по два 4а-32 поставить.
    А вообще читал что лучше корпус “Онкен”.
    plastinka-rip.ru/lampovaya-zvukotehnika/296-chuvstvitelnaya-akustika-dlya-lampovyh-usiliteley-onken-petite-onken-altec4a-322f-12-.html

  3. Afonya пишет:

    делай Онкен не ошибешься , вч надо добавить 2гд36 от телеков старых подойдет.

    • LDS (администратор) пишет:

      Вы делали? У меня лежит пара 4А-32, но еще не решил какой корпус для них сделать.

    • А.Б. пишет:

      Есть измерения из Новошахтинска, знакомый повторил Онкен на 4А32 из журнала.
      Редкой пакости картина и звук. Задачу пристыковать к этой конструкции какую-нибудь пищалу мы выполнили, двухполоска получилась. Но то, что труд насмарку это факт. Этот самый Онкен, но году в 2005 я мерил в Ростове у другого знакомого, он хотел пристыковать излучатель Хейла, но не хватило Хейлу чутья.
      И ачх Онкена тоже оставляла желать лучшего.

  4. Роман пишет:

    Добрый день, помогите рассчитать плоский экран для динамика
    Динамик
    мин част 34 Гц
    добротность 0,691
    XMAX 1 мм
    vas 228,816 л
    размер диффузора 281 мм, а самого динамика 330 мм

  5. Роман пишет:

    Отлично!..Жду с нетерпением!..

    • LDS пишет:

      Пока не расписал, примерно получается щит 32 кв. метра. Чем ниже частота и ниже добротность, тем больше будет щит.

      • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

        не учитываете т.н. румгейн, добавки давления на нижнем крае ачх от самой комнаты. Поэтому в комнате щиты скромного размера -гораздо меньше физических расчётов- создают протяженную вниз полку на нч, звук также совершенно достаточен . Единственным условием нормального звучания является Qts = 0,7 и выше.

  6. Роман пишет:

    Хороший динамик получается, придется делать ЗЯ!..

  7. Михаил пишет:

    “Динамик рекомендуется располагать в центре прямоугольного щита” На первом рисунке динамик смещен от центра ЧЕГО??? Внимание подсказка: у этой фигуры две стороны 1650 мм и две 1350. Разве это не прямоугольник??? Как по этой статье делать акустику, ась?

    • LDS пишет:

      Во 2 абзаце идет описание: “Значительного улучшения АЧХ можно добиться применением несимметричного экрана или асимметричным расположением динамика в экране правильно формы”. Т.е. на рисунке показано как несимметричный экран так и несимметричное расположение динамика.

      • Димитрий пишет:

        Подскажите пожалуйста что за значение маркируется под буквой “c”

      • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

        это красивая ложь. Асимметрией расположения динамика в щите вы можете как-то чуть-чуть улучшить АЧХ на средине, но главной задаче – устранению АКЗ – данное решение никак не поможет

  8. Димитрий пишет:

    Подскажите пожалуйста что за значение маркируется под буквой “c”

  9. Владимир пишет:

    Добрый день , можно размеры на 4а32. ? Заказал , должны придти , а то уже весь свой механический мозг сломал с выбором что делать . Пожалуйста выберите время .

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      4а32 не заточены под открытое оформление (щит или ОЯ), их назначение – фазоинвертор , в объёме литров 120-150.
      Содраны с Гудманс Аксиом 301 , ачх, звук и оформление очень похожи. Одни из лучших динамиков , способных играть Музыку.

      • Владимир пишет:

        Понял ,спасибо .

      • Сергей пишет:

        Александр, помогите советом, пожалуйста… У меня
        Beag HT 101-16 и Tesla ARM 9408 … как мне лучше их поставить в паре к ламповому усилителю, в щите? Если в щите, то какой форме и размерах?

  10. Василий. пишет:

    Добрый день! Помогите рассчитать плоский экран для динамика Visaton FR 13-4
    Работать будут с сабиком.
    С уважением, Василий.

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      Знаете, можно считать по разным программам, и получить разный результат, там всё влияет на всё, и размер щитка и соотношение диаметра динамика к размеру щита, и даже то, вплотную к ящику приделан щиток или висит в воздухе. Гораздо проще увидеть микрофоном реальое поведение вашего динамика и на ходу внести изменения в конструкцию . Навскидку скажу, что динамик в щитке 50 на 50 см , приделанный к басовому ящику, обеспечил горизонтальную басовую полку со спадом ниже 200гц.
      Есть по памяти и простейшая формула, видел в одной книжке, там частота среза динамика в щитке (Гц) что-то типа 5000 делить на расстояние в см от центра динамика до края щитка

  11. Василий. пишет:

    Саб в отдельном корпусе, типа 2.1. мне бы оптимальные размеры шита для них, для пробы.

  12. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    Нет каких-то оптимальных размеров и советов без предварительных измерений, даже сделанных на слух.
    Вы знаете полосу вашего саба, от и до? И на какой частоте собираетесь стыковать два излучателя? Рассчитываем щиток под неизвестную частоту? очень конкретная задача.

  13. Василий. пишет:

    JBL SCS 75 сабик пасивный
    Техническая информация
    Мощность – около 80 вата
    Импеданс – 4+4 ом
    Чувствителност: 87 db
    Диапазон : 35 Hz – 200 Hz
    Размер – 8″

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      с 150- 200 гц можете подхватить ваши джибиэльки щитком 60 на 60 см и визатоном FR . Формула 4250 делить на L см (от центра динамика до края щита) .

      • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

        но учтите, что ваши ширики нужно подрезать конденсатором от самых нижних частот, иначе захлебнутся они на нижних нотах. А как рассчитать этот самый ” конденсатор”- как говорит ведущий криминальной программы – это уже совсем другая история)))

  14. Василий. пишет:

    Спасибо. Попробую без сабика, его можно всегда пристегнуть, дело в том, что в нем выход на две АС с готовым фильтром, думаю там уже подрезаны нижние частоты.

  15. Дмитрий пишет:

    Помогите пожалуйста рассчитать щит для 4гд-4 я в этом вообще ни чего не понимаю, будут играть с однотактной лампочкой.
    Технические характеристики:
    Диапазон воспроизводимых частот: 60 – 12000 Гц
    Неравномерность АЧХ: 15 дБ
    Чувствительность: 93 дБ
    Среднее стандартное звуковое давление: 0,27 Па
    Сопротивление: 8 Ом
    Мощность: 4 Вт
    Частота основного резонанса: 55 Гц
    Габариты: Ø202х100 мм
    Вес: 1,5 кг

  16. Константин пишет:

    Не сложная и при этом самая габаритная конструкция.
    Рекомендуемые размеры идеальной конструкции бесконечная во всех направлениях стена.
    ЗЯ более реалистичен в плане размеров даже для ШП динамиков.

  17. Дмитрий пишет:

    4гд-4 не для закрытых ящиков.
    И всё же, прошу помочь мне в расчете открытого оформления (щита) с более менее адекватными размерами.

  18. Lisenok пишет:

    У меня вопрос: Рассчитайте, с какой частоты будет устранять дифракцию волн у излучателя акустический экран, если его размеры 2х1м2?

    • LDS пишет:

      Не понял, 2х1 м?
      Или 1х1 м, что по площади будет 1 кв. м.?

      • Lisenok пишет:

        Я так понимаю, это площадь, поэтому так указано. В учебнике есть момент, но не сильно ясно как считать :”удобные для использования экраны могут представлять собой деревянные щиты размерами 2*1м(кв). Такие экраны устраняют дифракцию волн у излучателя в том случае, если наименьшее расстояние по воздуху от одной стороны излучателя до другой стороны l больше половины длины излучаемой волны. Зная это, можно рассчитать примерное значение частоты, начиная с которой устраняется дифракция звука у излучателя : l=λ/2= с/2fн, откуда fн=с/2l=170/l, где l – примерно равно размеру экрана.”

        Может кому-то это знакомо..

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Формулы это здорово. Но нет в них вклада комнаты, а он как бы есть и все ваши расчеты летят по адресу.
          Поэтому самый простой путь- пилим, измеряем, слушаем, пилим, измеряем/, слушаем и так до результата.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Одно дело- щит для ГОСТированных измерений динамиков в лабораториях, а другое- скромного размера щит в жилой комнате. И тут у вас ситуация трагическая, или обвалить остаток давления до уровня рухнувшей НЧ части из-за АКЗ, либо городить огромные щиты с малыми потерями на низу.

          • Lisenok пишет:

            Спасибо. Я, кажется, разобралась. На самом деле это мне не для практических расчетов и комнаты у меня нет, это по учебе, а тут все по формулам и воображению. В любом случае спасибо за участие.

  19. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Щит в небольшой комнате, размером , 1250 на 2000 мм обеспечил полку от 50Гц по минус 3 дБ. Динамик Эминенс Альфа15, катушка 8, 2 мГн.
    Это ачх Альфы в щите без фильтра, напрямую

  20. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    А это с пробным фильтром 1го порядка с цобелем. Позже заменили на просто катуху поболее.

  21. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    А это стык Альфы с Гудмансом , шириком.

  22. Куприянов Александр пишет:

    Я читая ваши комментарии проверяю , если есть возможность. И поскольку теперь имею динамики 6ГД-2 , изгаляюсь над ними. Вырезал из ДСП щит по указанным размерам. Один динамик в щит , другой в ящике от 35АС-018. Без всяких фильтров. Низа в ящике мощнее и диапазон шире. Это мой вывод.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      вот реально звучащие колонки на 6Гд-2 и их ачх.
      Выложите ваши- сниму шляпу.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Фото щитов

        • шел мимо пишет:

          Александр!ну это же не щит(плоский экран), а открытый корпус, на сколько смог рассмотреть?

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Это все же щит, с отогнутыми боковыми крылышками(в них есть ощутимая польза) . Так и красивее и компактнее. Хотя, изначально привезли макет в виде именно щита 60 на 95 .
            И главные настройки сделаны на нём

            • шел мимо пишет:

              А сверху и низу что имеем?

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                верх открытый, с крышкой ачх в виде змеи на нч, отказ.
                Внизу дно , его видно , оно выступает за края щита.
                в ОБЩЕМ, трибуна , для речей ярого меломана.

  23. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    АЧХ обоих вариантов в студию. Тогда приму критику.
    Без фильтра включать в щите басовик и искать там бас на фоне торчащей средины- неграмотность с вашей стороны.
    Равно, как высокодобротный динамик с огромным экв объёмом внедрить в ящик и могучий выброс на резонансе радостно считать басом.

    • Куприянов Александр пишет:

      Меломаны слушают музыку. Имеют большую фонотеку. И не сильно заморачиваются Хай Эндом. Хватает и Хай Фая. Аудиофилы имеют приборы и пару дисков. Всю жизнь перебирают динамики , усилители , проигрыватели. Всегда что то не устраивает. Возник другой вопрос у кого интересы лучше ? Зачем такие тонкие замеры , если люди эти неравномерности не слышат ?. Зачем навязывать проблемы ?. Которых люди не видят и не слышат ? Вот это тема.

      • Дмитрий Большаков пишет:

        Аудиофилы ненавидят приборы! Установленный факт!))

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        оно вроде бы так. Да только за эти годы не встретил ни одной , повторю, НИ ОДНОЙ акустической системы, сделанной на слух , звучащей как надо и не имеющей грубейших нестыковок при измерениях. И можно что угодно заявлять и махать флагом, только колонки – это не муз инструмент, а электроакустический прибор. А приборы , вы будете смеяться, настраиваются по приборам.
        Настроенные колонки- добро пожаловать , слушать подано.
        Хотелось узнать, кто я с вашей , Александр Куприянов, точки зрения, если у меня приличная коллекция записей , я с юности слушаю и обожаю всякую музыку, при этом сочиняю схемки и колонки, настраивая их по приборам , добиваясь совершенного звучания. И настроенная система меня совершенно устраивает и всегда готова к прослушке, в отличие от множества знакомых, которые в вечном поиске и там всегда нечего включить, одни идеи .

      • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

        Александр, прочтите, что вы сами пишете, вам будет интересно.
        Смешали в кучу разные понятия, людей и явления. На самом деле все иначе. Есть музыканты, есть меломаны. есть коллекционеры, есть аудиофилы, есть инженеры есть самодельщики и каждый носит в себе частички и признаки другой группы , нет рафинированных представителей , в каждом намешано понемногу от всех Но . Даже у отьявленных форумных балбесов есть пара здравых понятий, к которым можно прислушаться.
        Мы все разные и это хорошо.

      • Анатолий Анатольевич пишет:

        Ну ,так Александр можно дойти до примитива! Некоторые слушают и ныне на патефонах и получают удовольствие .а некоторым многое навивает сталинский репродуктор” Рекорд”. Мой приятель режиссёр слушает на ОЯ дины 4гд-35 и ему достаточно .а брату слушать на Аккорде оперы вполне комфортно. Остальное он дорисовывает фантазией!

    • Vip Kit пишет:

      Щит, нужно рассчитывать исходя из АЧХ конкретного динамика, с Qts >0,5.
      Щит, также, имеет резонансную частоту, с которой идёт спад (-6 ДБ/окт).
      У меня щит 1×1м, Fs – 170Гц.
      P.S. фото, не загружается.
      Максимальный размер файла, должен быть, не больше 0 Мв ))
      Вот так !

      • Куприянов Александр пишет:

        ldsound. Я тоже пытался загрузить снятые АЧХ динамиков 6ГД-2. Не принимает. А в однокласниках и вконтакте запросто. Что то не так на сайте.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Чаще всего размер фото велик. Я избыточное фото в Пэйнте убавляю до размера пару сотен кБ , получается выложить.

        • Станислав пишет:

          Вес одной не более 500 Кб. Приходится урезать. Вот на форуме-можно большие вставлять.

        • LDS пишет:

          Все принимает, по небольшим правилам.
          Ладно, уговорили, поставлю размер для картинки в 1 МБ (1000 КБ)

      • LDS пишет:

        Для одной картинки 500 кб это более чем достаточно. Мы же не схемами собрались обмениваться здесь в формате А2. Так просто прикрепить небольшой рисунок. То, что пишет 0 мб объясняется тем, что в настройке по умолчанию были 2 мб (т.е. МБ). Но есть возможность поставить 0,5 мб (500 кб). Но в програме нет такой цифры, по этому и пишет. Картинка у вас более 500 кб, уменьшайте.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Ещё момент один, это соотношение диаметра динамика и ширины щита. Узкий по отношению к динамику щит обваливает ачх внизу гораздо сильнее и раньше. Мнение, что динамик большой площади скомпенсирует АКЗ, считаю ошибочным, а наращивание числа динамиков без увеличения размера щита тоже мало что дает, кроме удорожания конструкции

  24. шел мимо пишет:

    Читаем статью:”Симметричность экрана относительно оси диффузора нежелательна, так как при этом в частотной характеристике громкоговорителя появится глубокий провал в результате акустического короткого замыкания на одной из частот. Значительного улучшения АЧХ можно добиться применением несимметричного экрана или асимметричным расположением динамика в экране правильно формы.”

    Не знал, что смещением динамика от центра можно устранить акустическое КЗ. Более того, предполагал, что чем дальше сдвинуть дин от центра к краю, тем на более высоких частотах проявится это самое КЗ (ведь в том и смысл этого самого экрана, чтобы разделить прямую и обратную волну).
    А вот породить различные интерференционные всплески и провалы, при чем на различных частотах, такое смещение от центра может запросто!
    Это в свободном пространстве. А в помещении картина звукового может оказаться сродни квадрата Малевича.
    Кстати, в “первоисточнике” говорится прямо противоположное (стр.521), чем утверждается в данной статье.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      АКЗ смещением динамика вбок не уберём. На средине что-то поменяем, факт.
      Были картинки с расзными видами щитков и динамиком на них, ачх менялась сильно. Но для себя два момента уяснил: басовик уводим от пола выше, размер щита не может быть близким к диаметру динамика, а сильно больше.
      Иначе никакой диаметр и колочество динамиков не спасет от обвала на низу.

      • шел мимо пишет:

        Если задаваться некой минимальной частотой, не вдаваясь в характеристики ГД, то размер от центра динамика до края щита должен быть равен половине длины волны на этой частоте.Тогда КЗ будут на более низких частотах.
        Если задаться частотой, скажем 100гц. то диаметр щита должен быть не менее L=330/100*2=1,65 метра!
        Ничего себе такой монстрик)))
        Поэтому , из-за значительных габаритов, применять щит на низких частотах нерационально.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Знаете, есть много запретов, вопреки которым жизнь идет дальше.
          Само собой, обвал по низу в щите скромного размера вынуждает нас обваливать оставшуюся часть звука до уровня этой остаточной басовой полки, добиваясь баланса. При этом восстанавливаем нижнюю границу, даже ценой потери уровня и болтанки динамика на нижнем крае. Зато, если не злобствовать с подводимой мощностью, желая подвигать стены звуком, можно услышать непередаваемый звук открытой акустики. Кто слышал, тот знает, о чем я .
          Иначе получится, как в том анекдоте, про пишущую машинку. Мандарин знаешь? -канешна знаю! Так вот, совсем не похоже.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          забыл напомнить про румгейн, комната поддает нам своими резонансами и возвращает утраченное давление внизу.
          Поэтому, снимая ачх пары колонок в жилой комнате и выкладывая ей на форумах, слышу всегда одно и тоже: такой ачх не бывает, потому что размеры щита меньше, чем по формуле в книге.
          И тем не менее….

          • Andy_P пишет:

            Зто да, румгейн поддаёт, только поддаёт она (комната) по-разному в разных точках, что радовать не может …

  25. Анатолий. пишет:

    Ой,спасибо Александру он всегда поможет нам!! Уже слушаем его щит на 6гд-2 без западных \пока\ Вч динов…!!!!

  26. Валерий пишет:

    Добрый день.
    невероятно интересно но и очень для меня пока сложно:( имеются звуковые головки Goodmans AXIOM 12 старые очень но работаю и хотелось бы их послушать, щит это не очень дорого по сравнению с лабиринтами и другими оформлениями, обращаюсь с просьбой , помогите с расчетом размера щита.
    заранее благодарен

  27. Алексей Вадимович Соловьев пишет:

    6 гд 2 – разве не под закрытый ящик заточен?
    Хочу собрать щит на двух 4 гд 35( последовательно) – они как раз на открытое исполнение..
    НЧ будет закрытый ящик(6 гд 2)
    ВЧ ленточные на основе 10 ги, исполнение рупора.
    На каждую полосу свой усь.
    Помогите рассчитать размер щита под два 4 гд 35, что-то не получается…

    • Сергей пишет:

      «6ГД-2 – разве не под закрытый ящик заточен?»

      Как известно, математик Невил Тиль в 1961 году опубликовал свою знаковую работу, которая легла в основу математических расчётов АЧХ громкоговорителя… Чуть позже к этой работе присоединился Рихард Смолл. И только в начале 70-х годов они вдвоём “довели до ума” предложенный математический алгоритм.
      Насколько понимаю, в благодарность за это известные параметры грмокоговорителя стали называть “Параметрами Тиля и Смолла”, или сокращённо “ТС-параметрами”.

      Полагаю, что никто “не затачивал” динамик 6ГД-2 под закрытый ящик; просто сделали как получилось…
      Потому что начало выпуска этого динамика на Рижском радиозаводе началось с 1967 года; т.е. ещё до того, как научились грамотно рассчитывать акустическое оформление.

      • Сергей Гудков пишет:

        Сергей 21.08.2024 на 23:42 “Полагаю, что никто “не затачивал” динамик 6ГД-2 под закрытый ящик; просто сделали как получилось”, “ещё до того, как научились грамотно рассчитывать акустическое оформление”.
        Расчёты громкоговорителей конечно же производились, смотрите массу литературы начиная с 1930х, 50х, 60х годов, просто измерение параметров TS их значительно упростили.

  28. Алексей Вадимович Соловьев пишет:

    6 гд 2 – разве не под закрытый ящик заточен?
    Хочу собрать щит на двух 4 гд 35( последовательно) – они как раз на открытое исполнение..
    НЧ будет закрытый ящик(6 гд 2)
    ВЧ ленточные на основе 10 ги, исполнение рупора.
    На каждую полосу свой усь.
    Помогите рассчитать размер щита под два 4 гд 35, что-то не получается…
    Заранее благодарен.

  29. Окадемик пишет:

    Моё мнение: изодинамический (именно изодинамический, не ленточный) 10ГИ лучше применить со штатным рупором (от серийных АС), но правильнее будет применить изодинамический китайский ВЧ динамик Al-100 HiFi DIY LiVE (их называют ещё ribbon tweeter).
    Этих два 4ГД как хотите поставить? – друг над другом, а посередине ВЧ динамик, так что-ли?
    Делить СЧ и ВЧ неплохо с 3,5 кГц.
    Расчет размеров щита (то есть его размеры) базируется на значении нижней граничной частоты. Чем ниже эта частота, тем больше размеры щита будут. В Вашем случае НЧ диапазон отдан 6ГД.
    Надо бы Вам уточнить исходные данные по “сшивке” НЧ и СЧ звеньев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *