Пассивный излучатель (ПИ). Расчет и настройка

Существует еще одна разновидность акустического оформления, способная обеспечивать воспроизведение громкоговорителем низших частот при сравнительно небольших габаритах ящика. Она имеет несколько названий, из которых наиболее правильным являются: фазоинвертор с пассивным радиатором или ФИ с закрытым отверстием. Еще такое оформление называется пассивный излучатель (ПИ) или пассивный радиатор.

Особенность этого фазоинвертора состоит в том, что громкоговоритель размещается в ящике, имеющем вблизи места его установки отверстие, с закрепленной в нем подвижной системой второго громкоговорителя без магнитной системы и центрирующей шайбы. Диаметр диффузора пассивного радиатора приблизительно равен диаметру диффузора громкоговорителя. Отверстие в звуковой катушке заклеено и в этом месте, к диффузору прикреплен дополнительный груз. Масса груза зависит, главным образом, от объема ящика и резонансной частоты фазоинвертора.

Принцип действия с пассивным радиатором аналогичен принципу действия обычного фазоинвертора. На резонансной частоте закрытого ФИ диффузор пассивного радиатора колеблется синфазно с диффузором основного громкоговорителя, обеспечивая эффективное воспроизведение сигнала в области низших частот. Таким образом, в отличие от основного фазоинвертора здесь масса в отверстии заменена массой подвижной системы пассивного радиатора, включая дополнительный груз.

Груз позволяет более просто, чем это делается при измерении размера (объема) прохода в обычном фазоинверторе, регулировать резонансную частоту фазоинвертора. При уменьшении объема ящика обычного фазоинвертора приходится увеличивать объем прохода или уменьшать площадь отверстия, что снижает эффективность фазоинвертора. Фазоинвертор с закрытым отверстием свободен от этого недостатка и в это его основное достоинство.

Пассивные излучатели нашли применение в акустических системах эпохи СССР, таких как: 25АС-128 и 35АС-015. В современных АС такое оформление применяется в акустике PMC IB2i или сабвуфере Sunfire True Sub.

Для сохранения работы ПИ в поршневом режиме и для предотвращения паразитных раскачек излучателя, необходимо использовать конструкцию аналогичной динамической головке с использованием не только подвеса, но и центрирующей шайбы.

Пассивный излучатель может быть практически любой формы, круглой, квадратной или к примеру овальной, как показано на фото ниже:

Другим положительным качеством фазоинвертора с закрытым отверстием является несколько большая синфазность движений обоих диффузоров в области резонанса по сравнению с движением объема воздуха в отверстии и диффузора громкоговорителя в обычном фазоинверторе. Резонансная частота фазоинвертора с закрытым отверстием равна ( также как и обычного):

fф = 1 : (2Π · (√mф · Сф)), где

  • – масса подвижной системы пассивного радиатора плюс соколеблющаяся с ним масса воздуха, присоединенная к диффузору (г);
  • Сф – результирующая гибкость (величина, обратная упругости) объема воздуха в ящике и дополнительной подвижной системы (м/Н).

Расчет фазоинвертора с закрытым отверстием производят следующим образом: выбрав объем ящика и, зная эффективный диаметр диффузора пассивного радиатора Dэф определяют гибкость воздушного объема из выражения:

Здесь объем ящика выражен в см3, а эффективный диаметр диффузора пассивного радиатора Dэф в см. Напомним, что эффективный диаметр диффузора равен:

Dэф = 0,85 – 0,9 Dдиф, где

  • Dдиф – полный диаметр диффузора (правильно измерять диаметр – от центра подвеса (гофра) с одной стороны до центра подвеса другой стороны).

Эквивалентный эффективный диаметр диффузора эллиптической (овальной) формы равен:

Dэкв.эф = (0,85 – 0,9) · (√Dб · Dм), где

  • – большой диаметр эллипса;
  •   – малый диаметр эллипса.

Поскольку гибкость подвеса диффузора пассивного радиатора Спод много больше, чем гибкость воздушного объема ящика Сф, ее влияние на суммарную гибкость крайне мало и им можно пренебречь. Общая гибкость определяется по формуле:

Cобщ = (Спод · Сф) · (Спод + Сф)

И когда:

Спод >> Cф, Собщ ≈ Cф.

Приняв, как обычно, резонансную частоту закрытого фазоинвертора, равной основной резонансной частоте громкоговорителя, находят массу , соответствующей этой частоте и гибкости выбранного объема:

mф = 1 : (4Π2 · fф2 · Сф)

Как указывалось выше, в эту массу входит масса диффузора пассивного радиатора mрад и присоединенная масса соколеблющегося с ним воздуха Δm, т.е.:

mф = mрад + Δm.

Величина Δm зависит от эффективного диаметра диффузора и определяется выражением:

Δm = (8 · 10-4) · Dэф3, г

Таким образом, диффузор радиатора должен обладать массой:

mрад = mф – Δm;

Практически этой величине и будет равняться масса груза, который необходимо установить на диффузоре. Для облегчения необходимых расчетов в таблице приводятся значения гибкости объема Сф для ящиков объемом от 20 до 80 л и диффузоров пассивного радиатора с эффективным диаметром от 15 до 22 см, там же указана величина присоединенной массы воздуха Δm для тех же диаметров диффузоров.

VФ, л Гибкость объема ящика, см/дин 10-6 при Dэф, см
15 16 17 18 19 20 22
Δm, г 1,7 3,3 3,9 4,7 5,5 6,4 8,6
20 0,45 0,35 0,27 0,22 0,17 0,14 0,1
30 0,67 0,52 0,41 0,32 0,26 0,21 0,15
40 0,9 0,69 0,55 0,43 0,35 0,29 0,19
50 1,12 0,87 0,68 0,54 0,44 0,36 0,24
60 1,35 1,04 0,82 0,65 0,52 0,43 0,29
70 1,57 1,21 0,95 0,76 0,61 0,5 0,34
80 1,8 1,4 1,09 0,87 0,7 0,57 0,39

Величина гибкости объема воздуха в ящиках с промежуточными значениями и эффективного диаметра диффузора радиатора определяют методом интерполяции по двум соседним значениям гибкости, между которыми находятся принятые размеры.


Для примера определим массу груза, который должен быть укреплен на диффузоре пассивного радиатора диаметром Dдиф = 22 см, устанавливаемом в ящике ФИ объемом = 50 л при резонансной частоте ФИ 45 Гц. Эффективный диаметр:

Dэф = 0,87 → Dдиф=0,87 · 22 = 19 см.

Находим по таблице гибкость объема воздуха в ящике при таком эффективном диаметре диффузора: эта гибкость равна:

Сф = 0,44 · 10-6 см/дин.

Полная масса диффузора должна быть:

mф = 1 : (4Π2 · fф2 · Сф) = 106 : (4Π2 · 452 · 0,44) ≈ 28,4 г

Присоединенная масса воздуха, согласно таблице, равна Δm = 5,5 г. Следовательно, для получения заданной резонансной частоты необходимо установить дополнительный груз:

mрад = mф – Δm = 28,4 – 5,5 ≈ 23 г

Дополнительный груз представляется собой стальной или медный (латунный) диск толщиной h, которая для стали в зависимости от диаметра диска d, равна:

h = (0,16 · mрад) : d2

Как указывалось выше, магнитная система и центрирующая шайба удаляются из громкоговорителя, предназначенного для работы в качестве пассивного радиатора. Это делается для того, чтобы увеличить гибкость и линейность движения подвижной системы, и устранить опасность касания звуковой катушки. При этом не уменьшается действующий объем ящика. Представление о конструкции пассивного радиатора, установленного рядом с громкоговорителем, показано на рисунке ниже, на котором видно как дополнительный груз в виде диска прикреплен в центре диффузора болтом с гайками. Отверстие в диффузоре заклеивают кусочком жесткой бумаги (ватман или тонкий картон) с зубцами, приклеенными к диффузору целлулоидным или другим клеем, например БФ-2. Само собой разумеется, что основная резонансная частота громкоговорителя, предназначенного для пассивного радиатора, не имеет ни какого значения. Или же можно купить готовые пассивные излучатели, они сейчас в большой доступности.

Проектируя фазоинвертор с закрытым отверстием, не следует делать его объемом менее 30-40 л при резонансной частоте ниже 50 Гц, т.к. увеличение массы подвижной системы пассивного, также как и массы воздуха в проходе обычного ФИ, ухудшает переходные характеристики громкоговорителя.

Проверить правильность настройки сделанного фазоинвертора можно либо по видимой при резонансе ФМ амплитуде колебаний пассивного радиатора, либо по возрастающей при резонансе громкости, в чем можно убедиться, поставив кусок фанеры между диффузорами и поднесся ухо к диффузору пассивного радиатора. Также, как и в обычном фазоинверторе, частотная характеристика полного сопротивления громкоговорителя в фазоинверторе с закрытым отверстием должна иметь два максимум почти одинаковой высоты.

Ящик для фазоинвертора можно изготовить из фанеры или ДСП плит толщиной 8-12 мм, при этом следует учесть, что он не должен иметь щелей. Внутрь ящика полезно поместить звукопоглощающий материал, например, поролон толщиной 15-30 мм, который сделает более гладкой частотную характеристику громкоговорителя в области средних частот.

По материалам из журнала «Радио», 1974, № 1

53 комментария: Пассивный излучатель (ПИ). Расчет и настройка

  1. Куприянов Александр пишет:

    Я изучал колонки с ПИ. Сравнивал с ФИ. Заметил разницу. На близком расстоянии у ФИ слышно шуршание воздуха из трубы. У ПИ нет. Это преимущество. Но на расстоянии больше метра всё становится одинаково. Но трубу ФИ легче сделать. ПИ обойдётся дороже.

  2. александр пишет:

    Зачем ставить поглощающий материал? Волна должна ударить о тыльную сторону пассивника отразившись о заднюю стенку АС. В моём понимании, внутренние полости АС, необходимо покрыть пчелинным воском, чтобы этот процесс проходил без гашения энергии звуковой волны.

    • Куприянов Александр пишет:

      Ответ александру : Эту тему я проходил в институте. На ПИ воздействует не не отражонная от задней стенки волна а звуковое давление в объёме созданное задней стороной диффузора. Чистая звуковая волна без отражений. А все отражения от стенок и углов нужно гасить (демпфировать). И от объёма и расстояния зависит на сколько сдвинется фаза ПИ. Если сделать правильно то они будут колебаться в фазе. И суммироваться. А уж если и резонансы подогнать то отдача удвоится.

      • Александр пишет:

        Вот тут-то и возникает вопрос ФАЗЫ. По логике, НЧ-динамик и ПИ, если оба установлены на передней панели АС, должны колебаться в противофазе. Т.е., должен наблюдаться эффект акустического КЗ. Как ни разноси головку и ПИ в ящике, длина полуволны (чтобы приключилась синфазность движения излучающих поверхностей) НЧ-сигнала будет НАМНОГО больше расстояния между ними. Т.е., смысл использовать ПИ появляется лишь при установки их на противоположных стенках АС? Головка – на фронтальной, ПИ – на тыловой…

        • Распони из Турина пишет:

          Приветствую Александра!
          Без пузыря вроде бы верно, но а если с фуфыриком напитка Буратино подумать :), то задача и ФИ и ПИ такова, чтобы фазу излучения от тыльной стороны диффузора инвертировать (сделать меньше 180 градусов) и, “вытащив её наружу”, получить прибавку звукового давления на НЧ. Заветные +3 дБ получить сложновато.
          ПИ можно и на передней панели и на задней стенке ставить (как и ФИ).

    • zeergood пишет:

      Динамик с лёгкой подвижкой отрабатывает быстрый басс, а пассивник делает ему хвост на низах. С паралоном в 3 см внутри хорошо слушается.

  3. Александр пишет:

    Объясните, плиииз, недопонятое.
    1. Все рекомендующие рекомендуют диаметр ПИ делать не меньше диаметра НЧ головки. Почему именно не меньше?
    2. Можно ли ставить в одну колонку ДВА ПИ, а не один? Китайщины теперь много развелось, и впендюрить нечто маде ин Чина в удвоенном варианте куда дешевле, чем купить, например, 75ГДН-1, убитую в хлам.
    3. И вообще уж полнейшее извращение: а если два ПИ в одной колонке настроить на разные частоты? 🙂

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Меньше диаметр- меньше вклад в общее давление . Диаметр больше диаметра динамика затруднит снижение резонанса пассивнику.
    Два излучателя-не предел, видел и три в одном ящике. Надо ли- другой вопрос.
    Убитый 75ГДН превратить в ПИ- можно, но желательно такой же, но исправный динамик взять за основу, чтобы гибкость подвесов совпала, – одной неопределенностью меньше.
    Настройка на разные частоты размажет резонанс пассивника , ачх получится типа тындыц- тындыц.

    • Александр пишет:

      Спасибо за квалифицированный ответ.
      По диаметру нечто подобное и подозревал.
      Три в одном, это сильно! :)))
      А идея с разными частотами настройки УМОЗРИТЕЛЬНО, без расчётов, предполагала именно растягивание АЧХ за счёт компенсации начала её падения пиком отдачи второго, более низко настроенного ПИ. Понятно, что всё нужно не только считать и рисовать результирующие, но и слушать. Вдруг кто-нибудь уже испробовал такой изврат?
      Про одинаковую гибкость подвеса.
      Урвал я тут незадорого С-90, “классику” 1983 года. С умершим 35ГД-2. То ли кто-то громкость от души покрутил, то ли у усилителя выходные транзисторы в плюсовом плече вылетели. Короче, выперло подвижную систему так, что, похоже, полностью вылетевшая из магнитного зазора катушка упёрлась в край керна. Чёрная, сорванная с центрирующей шайбы. Т.е. “претендент” на ПИ есть. Вот и прикидываю член к носу, что бы извращенческим способом сделать с колонками. Ну, помимо “классики” с проклейкой щелей, ПАС на СЧ-головке, шумодавным войлоком, Цобелем в НЧ фильтре (кстати, спасибо за идею с резистором на 6,8 ом!). Вряд ли, конечно, весь этот изврат с ПИ в данном случае осмелюсь испытать (колонки брал для слушать после их ремонта, а не для детского технического творчества), но теорию интересно почитать. И практиков тоже.

      • Сергей Aleph пишет:

        Перемотайте лучше сгоревший проводом 0,31 (0,35) мм в 3 слоя (65/64/63 витка). Высота намотки выходит 24 мм что чуть выше родной. Омическое 6,5 Ом. Так получается в полтора выше БЛ и добротность снижается до фазоинверторной.
        А родной 30ГД-2 увы только в закрытый ящик литров на 60-70 годится.

        • Александр пишет:

          А если руки из ж… растут? 🙁
          Никогда у меня не получалась аккуратная намотка. Даже в те времена, когда я по молодости трансформаторы пытался мотать. 🙁

      • Станислав пишет:

        Три в одном (на разных резонансных частотах)-это работать будет посредственно. Обычный ПИ сам по себе не узкорезонансный, как его всегда все представляют. И он один прекрасно “перекроет” всё что вы пытаетесь УМОЗРИТЕЛЬНО перекрыть двумя ПИ.
        Если задача заставить гундеть АС на всех частотах-то можно заниматься этим гемором. Если же-тормознуть амплитуду активного излучателя на его резонансной частоте /снизить искажения, горб импеданса/-другое дело. Третий вариант-это настроить “по вкусу” между первыми двумя)

        Два мелких вместо одного более крупного можно поставить, но тут по аналогии с обычными динамиками: один крупный играет “эффектнее” двух мелких)

    • Александр пишет:

      Кстати, Александр. Изучая доработки С-90 нарвался на идею режекторного фильтра для подавления отдачи СЧ-головки на частоте её резонанса. Скажите, это что-то даёт положительного, или очередная фишка из серии “а вот Вася так делал..”?

      • Александр Ростов-на-Дону . пишет:

        1. Режектор для средника проще заменить катушкой фильтра 2го порядка, отрезающую полосу снизу, вторая катушка небольшой индуктивности, последовательно с динамиком, продолжает дело первой, давя резонанс динамика, а ещё можно усугубить резистором , шунтирующим средник.
        Окна среднику заклеить войлоком или фетром, будет не хужее того режектора.
        Пассивник из сгоревшего S90 было бы осмысленно применить кабы динамик этот был бы добротностью поменее. А так- его лишь в ЗЯ ….и всё. Патамушта пассивник это однозначно ФИ и законы те же. И если басовик не годится в ФИ. то и пассивник ему не светит.
        Алдошину прочтите, статью Там, где живут басы. Желание бурить эту почву быстро улетучится. Сам бывший владелец колонок с пассивником и то не возьмусь такое повторить никогда.

        • Михаил пишет:

          добрый день Александр. У меня в наличии 35АС-015 в заводском исполнении, без каких то переделок. Качество звука довольно посредственное в сравнении с фирменными системами на тех е усилительных трактах. Есть ли какие то готовы схемы и описание улучшения качества системы ( замена динамиков на более качественные аналоги, фильтры и пр.) в современных реалиях. Статью в радио видел и читал давно уе. Моет что то с тех пор сильно изменилось 🙂

          • Коля пишет:

            Читать-то Вы читали, а вот пробовали? Попробуйте Вам понравится. Только вопрос, а опыт работы или хороший советник у Вас есть?

      • Станислав пишет:

        Прибавка к качеству -0.01%. Т.е. никакая. Слишком уж убогая эта 20гдс

  5. Сергей Гудков пишет:

    Недавно я уже спрашивал как будут себя вести два и более ПИ в одном корпусе, сейчас прочитав эту тему увидел, что этот вопрос поднимался до меня ранее, может кто привести примеры АС с двумя ПИ?

    • Станислав пишет:

      Вы же не делаете два ФИ на разные частоты? Зачем вы хотите два ПИ сделать?

    • Чалов Денис пишет:

      Edifier S760D, например. Но 2 ПИ рассчитываются как один с площадью, вдвое большей.

  6. Ден123 пишет:

    Доброе утро.
    Статья безусловно полезная. Однако в нынешних условиях рассчитывать ящик с ПИ легче и проще на компе, благо куча программ и утилит в тырнетах болтается.
    Вот чего нет в этих программах, это учета волновых эффектов в ящике с ПИ. Отсюда проблема выбора относительно размера =ПИ/ГД.
    В первом приближении добротность выше – диаметр пи меньше.
    Кроме того, эти же волновые эффекты приводят к отбору акустической мощности от ГД и передаче на ПИ в более широком частотном диапазоне тем больше, чем больше площадь ПИ.
    Это не является акз на частотах на 2-4 октавы выше частоты настройки.
    Поэтому разум в выборе площади ПИ должен превозбладать
    Совет в статье отрезать МС и катушку – вредный. Шунтируя катушку ПИ резисторами добиваются оптимума добротности системв ГД-ящик-ПИ, тем самым увеличивая “скорострельность” ас.

    Пардон, добротность ниже- меньше площадь ПИ

    • Сергей Гудков пишет:

      дополнительные грузы на фотографиях впечатляют, наборные блины от гантели или штанги, масса подвижки динамика меньше

      • fishrob пишет:

        ПИ настраивать удобно, пластилин спереди и болтики в него, после настройки взвесить и перенести на тыловую сторону. Не помню у каких авторов было, оптимальная площадь ПИ находится в диапазоне “площадь НЧ диффузора динамика + 40%”.

        • А.Б. пишет:

          Наращивать массу пассивника , желая снизить резонанс до желаемого, даже не часть дела, а меньше.
          Резонанс вы снизите, одновременно затянув отклик излучателя до неприличных значений.
          Инвертор и так не особо быстрый в плене отклика в сравнении с ящиком, а пассивный излучатель того хуже.
          Другое дело- гибкость подвеса пассивника убавить, не трогая массу. Только как?
          Недавно возился с одним таким проектом. Фирменный пассивник. тарелка с шайбой из металла, с отверстием под болт. Все бы ничего, да из-за этой железяки резонанс пассивника уже оказался ниже нижнего, а сделать с этим ничего уже нельзя. Результат получился средним между ПИ и ЗЯ, ближк к ЗЯ. Неплохо, но могло быть лучше.

  7. Андрей пишет:

    Хорошая статья но возникло несколько вопросов.

    Форма ПИ, диффузор и просто плоский, будет ли разница и в чем? Ведь можно взять подвесы как на излучающем динамике и приклеить плоскую пластину.

    Размещение на передней панели, плюсы и минусы?

    • ldsound пишет:

      Да так и делают. Просто тот же конус из динамика, но без магнитной системы будет жестче чем пластина.
      Где распологать, то здесь как с фазоинвертором.

  8. Игорь пишет:

    ПИ из диффузора вносит много искажений и ” вихляется “, ПИ должен быть плоским и иметь большую гибкость подвеса, распологать лучше сзади динамика меньше переходных процессов.

  9. Оптимус Прайс пишет:

    Мне понравилось исполнение ПИ с плоским диффузором, подвес тот же, что и у активного громкоговорителя. Обошёлся без грузов, так как излучатель был самодел и для достижения целей и задач обладал всем необходимым. При этом не сказал бы, что заводской конус натурально хуже – условия и результат несколько иной.

  10. Валерий пишет:

    Здравствуйте! Сразу скажу, что ничего не понимаю, но пытаюсь. ))) Интересно следующее: если ПИ это замена ФИ или наоборот, то при одинаковых динамиках расчетные объемы короба будут разные или одинаковые? При условии, что ПИ копия активного динамика.
    И до кучи совсем, надеюсь, простые вопросы.
    Колонки стояли лет десять без работы:
    – надо перевернуть динамики на 180 градусов?
    – чем и как обработать резиновые подвесы?
    – что еще имеет смысл сделать?

    • ldsound пишет:

      надо перевернуть динамики на 180 градусов?
      Зачем?

      чем и как обработать резиновые подвесы?
      Восстановители резины, в автомагазинах. Силикон.

    • Сергей Гудков пишет:

      – надо перевернуть динамики на 180 градусов?
      Можно, но случаев провисания подвижки не так много.
      – чем и как обработать резиновые подвесы?
      Пока непонятно о каких динамиках идёт речь?
      – что еще имеет смысл сделать?
      Рассказать более подробно на какие колонки жалуетесь.

      • Валерий пишет:

        S90F, но жалоб на работу пока нет, они стоят без дела более 10 лет. Планирую начать их использовать. Хранятся бережно.

        • Федор пишет:

          Так и пользуйтесь! Какие проблемы? Охота усовершенствовать?

          • Валерий пишет:

            Усовершенствовать уже не охота, Вы уже убедили в этой утопии )))
            Но то что во множестве техники после длительного хранения проводится профилактика, натолкнуло на мысль может и с динамиками что то делается.

            • Федор пишет:

              Видите ли, как я писал в посте 25АС309, доделывать надо ВСЕ советские АС. На тот период, как показали исследования Николая Молокова, который специализировался именно на 35АС, у этих АС есть несколько недостатков:
              1. Несогласованность действия СЧ и ВЧ динамиков. То есть, был резкий спад у СЧ динамика на частотах свыше 4-4,5 кГц, а у ВЧ динамика был резонанс на этих же частотах. Поэтому на большинстве музыкальных фрагментах был слышен “сип” резонанса.
              Стало быть что частоту раздела надо было поднимать выше. Эксперименты показали, что это как минимум 7-8 кГц .
              2. Поэтому сразу возник вопрос о замене штатного СЧ динамика моделей 20ГДС (15ГД11). Наиболее подходящим из того, что могла на тот период предложить промышленность, был динамик 4ГД53. Его сравнительно небольшая мощность (5Вт) компенсировалась высокой чувствительностью (92,5 дБ), частотный диапазон 160-12000 Гц. Недостатком его была неравномерность частотной характеристики в области 2-8 кГц. Которая впрочем успешно выравнивалась покрытием диффузора раствором герлена в бензине. Дополнительное использование ПАС в окнах диффузора снизило неравномерность на частотах 200-600 Гц.
              При разделе на частоте 500 Гц этот динамик мог играть с максимальной электрической мощностью до 45-50 Вт, подаваемой на НЧ динамик. Это позволяло использование переделанной с этим динамиком АС играть практически со всеми популярными усилителями того времени.
              3. Был проведен анализ фильтров. Было принято решение изменить частоты раздела на 500; 8000 Гц. Были выбраны фильтры «всепропускающего» типа 2-го порядка. Во многом благодаря работам, проведенным во ВНИИРПА.
              4. Проверка настройки ФИ в данных агрегатах была признана правильной и поэтому оставалась без изменений. Кроме случаев, когда резонансная частота динамиков 30ГД1(2) отличалась от паспортной (25 Гц) в большую сторону (в меньшую сторону не было ни одного экземпляра). Подстройка производилась путем изменения длины трубы согласно расчету.
              5. Доработка корпуса сводилась к обеспечению его герметичности путем «пролива» разжиженной «эпоксидки» в щели между стенками панели. В некоторых случаях, как например, в 35АС016 Орбита устанавливались дополнительные распорки.
              6. Мешок с ватой удалялся

            • Олег пишет:

              Как-то попались мне 15 ас-109, стояли они лет.. надцать..подключил к Амфитон У-101, НЧ вообще не было..динамик прыгает и все..потом постепенно таким методом расскачки резина смягчилась и нч стали как надо.

  11. Федор пишет:

    Силикон? Он нейтрален к большинству материалов! Уж лучше в керосине размочить, но это не надолго. Если резина состарилась, изменился ее химсостав, то только керосинчиком на время. И то не факт. Подвесы делают из специальной резины.

    • Олег пишет:

      Есть такой бензин Калоша..им как бы смягчают резину.

    • ldsound пишет:

      Жидкий силикон не повердит точно.

      • Федор пишет:

        Жидкий силикон не повердит точно. Так зачем переводить добро? Лучше точно не будет. Хочется помазать? Мажьте. Для “самоуспокоения”, что хоть что-то сделали, и неважно, что пользы нет – главное сам процесс намазывания. Внутрь резины эта жидкость не проникает, зато блестеть резина будет. Можно еще растительным маслом мазать с тем же успехом и результатом.

        • Александр пишет:

          Только не растительным масло!
          https://www.youtube.com/watch?v=ED2-w8bMuvc

          • Федор пишет:

            Почитайте состав этого Чуда! Основа – нефтепродукты и какая-то еще дрянь (толуол какой-нибудь), которую не расшифровывают. Там, кстати, и не дают сроков действия. Так что старый добрый керосин вполне себе потянет. Хотя, на самом деле все зависит от состава резины и степени ее деградации. Если деградировала, то “аут”, ничто не поможет. А если чуть чуть слюней напустила, то керосин вполне себе справится. Попробуйте им размягчить подвес! На несколько часов хватит, а потом просто выбросить. Если бы был какой-нибудь действенный способ восстановления хотя бы частичного свойств резины, все бы об этом знали. Есть способ продления жизни подвеса – это защита его от ультрафиолетового солнечного излучения, но это надо сразу делать надо. А так. “Поздно пить боржом, когда почки отвалились”.

  12. сергей пишет:

    приветствую! сразу скажу что в теории устройства АС мало что смыслю..прикупил тут 35-015 с пассивником..комната так себе для них-какой то гул присутствует..но вопрос в чем-предыдущий владелец ничего в них не паял-но от души(помимо родной ваты) натолкал туда синтепона с поролоном.так вот-что со всем этим внутренним убранством делать? выкинуть все или только этот синтепон?или оставить как есть? обклеить изнутри виброшумкой?войлоком?как это влияет на пассивник?

  13. ZLOIVOVAN пишет:

    Оставить только заводскую вату, все другое выкинуть. Излишний звукопоглотитель снижает эффективность ПИ, уменьшает внутренний объем и как следствие – плохие низа

    • сергей пишет:

      слышал такие мнения-что синтепон увеличивает обьем.а что насчет виброшумки или войлока?

      • Сергей Гудков пишет:

        Виброшумка эффективна в автомобиле где толщина стенок миллиметр, а тут ДСП миллиметров 16. В АС стенки начинают вибрировать на большой громкости и на другой частоте, тут более эффективно применение ребер жёсткости. Синтепон, войлок эффективно поглощают только высокие и средние частоты, которых в ящике нет.
        По теме пассивных излучателей, на картинках представлены импортные ПИ правильной конструкции, содержащие центрирующие шайбы, которые в свою очередь способствуют затуханию колебаний, кроме того ПИ не деформируется. В отечественных АС ПИ выполнены часто упрощенно, только резиновый подвес и диск.

  14. Аександр Валерьевич пишет:

    Для прикола. Лет 15 назад хотел выкинуть АС-6 сгоревшие, давно валялись, и тут почти даром надыбал японские авто-динамики однополосные 160мм, по 60Вт. Ну и воткнул их туда. Вырезал отверстия, сделал фазеры из одноразовых стаканчиков средних, один снаружи вставил, два на клей изнутри. Оклеил внутри полипропиленовой пенкой. Сеточки, все дела. Смешно, но эта фанера неплохо играет! И бас ничего себе, и верхние есть. Дискотеку на даче тянут вполне.

  15. Евгений Попов пишет:

    здравствуйте. а если допустим не грузом регулировать вес ПИ, а “подпереть” пружиной, можно регулировать прижим, будет работать? резонанс можно менять подкруткой(сдвигом опорной точки пружины.. преднатягом так сказать

    • Евгений пишет:

      Любая механическая пружина намного жёстче подвеса ПИ. Можно пробовать настраивать ПИ за счёт воздушной “пружины”, но это чересчур хлопотно и может привести к весьма неоднозначному результату. Способ регулировки массы существенно проще.

  16. игорь пишет:

    Грузом добиваются настройки на нужную частоту, ПИ должен иметь большую гибкость-подвижность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *