Разъёмов для подключения аудиоаппаратуры великое множество. Разберем в статье основные соеденители, которые применяются для комутации аудио. Впрочем использовать можно любой конектор, вплоть до голой жилы, главное чтобы он обеспечивал надежный контакт.
1. Разъём типа банан
Разъемы типа банан представляет собой коннектор для подключения акустики, щупов измерительной аппаратуры или лабораторных блоков питания. Контактная клемма штекера выполнена из подпружиненных пластин для обеспечения плотного контакта с гнездом. Диаметр контакта штекера может составлять 2 мм или 4 мм. В качестве изоляции используется защитный корпус. Корпус штекеров имеет разборную конструкцию и предназначен для монтажа на кабель.
2. Разъём XLR
Разъем XLR бывают в виде разъёмов, вилок и розеток. Используют балансное подключение. Применяются в основном в профессиональной аудио, видео и световой аппаратуре. Разъем разговорно называют Канон. Разъёмы XLR используются для симметричной передачи сигнала. Их использование в основном оправдано, если передача сигнала имеет большое расстояние. Просто так их не удастся подключить к усилителю, так как сам усилитель должен иметь такие разъемы, а следовательно и соответствующую схему.
3. Разъём TRS (jack)
Данный разъем был разработан в 19 веке для использования в телефонных коммутаторах и имел отличающуюся от современных штекеров форму. Обычно имеет три контакта (TRS, стерео), но есть вариант с двумя (TS, моно), четырьмя (TRRS), и редко — пятью контактами (TRRRS).
Существуют три стандартных диаметра разъёма:
- jack (6,35 мм, 1/4 дюйма);
- mini-jack (3,5 мм);
- micro-jack (2,5 мм).
Часто 1/4″ TS называют «джек» или «четвертьдюймовый джек»; разъём TRS 3,5 мм называют «мини-джеком»; разъём TRRS 2,5 мм — «микро-джеком».
4. Разъём типа Speakon
Данный тип кабельных разъёмов, разработанный компанией Neutrik и является зарегистрированным товарным знаком Neutrik AG используемых преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения акустических систем к усилителям мощности.
Соединительные акустические кабели, как правило, комплектуются с обеих сторон разъёмами Speakon типа «папа». На усилителях и акустических системах установлены разъёмы типа «мама». Кроме того, существуют соединители двух кабелей, выполненные в виде двух разъёмов типа «мама» в небольшой пластиковой трубке. На акустических системах часто устанавливают два разъёма типа «мама» — основной и вторичный, который предназначается для подключения дополнительных акустических систем или сабвуферов к тому же каналу. Разъёмы Speakon рассчитаны на большие значения токов (до 40 А). В них предусмотрена защита от прикосновения человека к токоведущим частям, что актуально для мощных усилителей.
Разъёмы типа Speakon могут содержать два, четыре или восемь контактов. Двух- и четырёхконтактные разъёмы частично совместимы между собой, восьмиконтактные разъёмы имеют большие размеры. Наиболее распространены четырёхконтактные разъёмы, они позволяют использовать отдельные усилители для низкочастотного и высокочастотного тракта без использования дополнительного кабеля и разъёмов.
5. Разъём RCA (тольпан)
RCA jack или в просторечии «тюльпан», «колокольчик», AV-разъём. Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America, предложившей этот тип разъёма в начале 40-х годов для подключения фонографов к усилителям.
Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами.
Стандартный штекер RCA (на сленге — «папа») выглядит как центральный металлический выдающийся вперёд контактный штырь, окружённый металлическим круглым ободком. Внешний диаметр ободка зависит только от его толщины и не нормируется. Гнездо RCA — обычно панельный разъём (на сленге — «мама»), на который надевается ободок, поэтому обжимающие губки ободка должны иметь немного больший внутренний диаметр.
В недорогом исполнении пространство между коннектором/цангой и ободком/корпусом (внутренний изолятор) заполняется простой пластмассой или полиэтиленом, в среднеценовых — текстолитовыми шайбами или аналогичными из прессованного стекловолокна, в дорогих — термостойким тефлоном или керамикой.
6. Разъём типа “лопатка”
Разъем типа “лопатка” используется для подключения акустического кабеля различного сечения. Кабель может подводится под различными углами. Зажимается кабель винтами. Данный тип соединителя позволяет получить хороший контакт и максимальную площадь коммутации в разъеме, который в свою очередь винтовым зажимом надежно фиксирует лопатку на месте.
7. DIN 41529 для громкоговорителей (разъём точка-тире)
Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты. Известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей. Он существует в виде розетки для монтажа на панель и розетки/вилки на провод. У вилки имеется плоский центральный контакт и круглый контакт, смещённый от центра. Круглый контакт нужно подключать к положительному полюсу (красный), а плоский — к отрицательному (чёрный).
Советские аналоги: ОНЦ-ВН-1-2/16-В — вилка и ОНЦ-ВН-1-2/16-Р — розетка. В Советском Союзе и сейчас, его неофициально называют «разъём точка-тире».
Этот разъём в настоящее время можно встретить главным образом на старой технике. Такой же разъём используется для подключения некоторых галогенных ламп к источнику питания, а также в советских Hi-Fi усилителях и немецкой винтажной акустике и усилителях/ресиверах. Существуют также трёх- и четырёхконтактные варианты данного разъёма, использующиеся, например, фирмой Bang & Olufsen.
8. Toslink (разъём для передачи цифрового сигнала)
Toslink это стандарт соединения с помощью оптоволокна, разработанный корпорацией Toshiba. Часто применяется в бытовой аудиоаппаратуре, компьютерных звуковых картах, где передаётся цифровой аудиопоток. Изначально Toslink был разработан корпорацией Toshiba для передачи аудиопотоков формата ИКМ между фирменными CD-плеерами и AV-ресиверами, но вскоре был адаптирован для большинства CD-плееров, независимо от производителя.
9. Разъём DIN
Разъём, изначально стандартизованный Немецким институтом стандартизации. Существуют стандарты DIN на многие типы разъёмов, поэтому термин «разъём DIN» не означает какой-либо конкретный тип разъёма до тех пор, пока не указан номер стандарта (например, «разъём DIN 41524»).
В контексте бытовой техники термин «разъём DIN» обычно означает семейство круглых разъёмов, изначально стандартизованных DIN для аналоговых звуковых сигналов. Некоторые из этих разъёмов позднее использовались для аналогового видео и для цифровых интерфейсов, таких как MIDI или разъём PS/2 для клавиатуры и мыши персонального компьютера. Оригинальных стандартов DIN на эти разъёмы уже нет в печати. Они были заменены равнозначным международным стандартом IEC 60130-9.
Несмотря на то, что разъёмы DIN кажутся внешне похожими на новые профессиональные разъёмы XLR, они несовместимы. Существуют семь распространённых раскладок с количеством штырей от трёх до восьми.
Автор: LDS, специально для сайта ldsound.info
2017
кто в курсе – из какого материала делались контакты в советских разъемах DIN 5 и точка – тире? сейчас на новых похоже на обычную сталь, которая нежелательна в аудио(((
Старые пятишки советские DIN – СШ-5 c резиновым хвостом и карболитовой основой были латунные, насчёт покрытия -скорее всего серебро. Потому что резина делала контакты жутко черными. Позже стали делать контакты из дрянных трубочек, разваливались в руках.
В позднем СССР лепили из того что было. Контакты в СГ-5 ржавели от сырости.Пластик основания попадался белый – сильно боялся перегрева при пайке.
Те разъёмы страшно вспоминать. И когда на барахолках спрашивал “настоящие пятишки” на меня таращили зенки, не понимая, о чем это я? Вот тебе разъёмы, лежат, чего тебе ещё?
Сегодня найти приличные ДИН разъёмы разве что в музыкантских магазинах, но лучше всего на барахолке купить убитый хлам с этими гнёздами и провода с ними же.
недавно пытался припаяться к 5-штырьковому китайскому красавцу позолоченному, но не смог, не паяется этот металл.
Паяется,Александр! Но только обыкновенной протравленой цинком паяльной кислотой! А больше ну абсолютно ничем! Сам замучился. Перепробывал и канифоль и паяльный жир и ……
Александр Юрьевич! У меня есть флюс с радиорынка, звать его ФН, паяет всё что не алюминий. С лету.
раньше пользовался глицерином, в который насыпался хлористый аммоний, флюс гостированный, для пайки ног у кт315. Тоже практически как ваш хлористый цинк водный.
было это не дома, у заказчика, поэтому не смог доделать как надо, а дома- всё под рукой, нет проблем.
Разъёмы точка-тире там однозначно латунь лужёная.
Бриг 001 – в разъеме для наушников отвалился контакт правого канала.
Что проще – поставить новый разъем DIN -5, или разъем Jack 6мм,или как-то припаять отвалившийся родной контакт?
Как добраться до места?
тут варианты. Есть наушниковый разъём типа конверт, на 2 положения, а есть обычный 5 штырьковый. Там тоже два варианта: с гнездом- трубочкой и с разрезным контактом.
Контакт можно добыть из свободных нераспаянных контактов, развернув вывод и выпрямив его из штопора, в который он скручен, чтоб не выпал. В собачей трубочке есть зубчик, упирающийся в корпус, его нужно шилом впереть обратно внутрь и вытащить трубочку.
Ежели есть новый ДИН-5, то просится решение не мудохаться, а поменять на новый.
Александр, если можете оставить свой контакт ( почту или моб) я бы связался с вами. я не ремонтник, но эту задачу выполнить смогу. только хотелось бы обсудить с опытным человеком)
alexboka собака мэйл ру
Александр, глянь ящик
У меня в машине AUX-вход находится в бардачке. Хочу с помощью кабеля AUX-вход вывести куда-нибудь на переднюю панель. Ищу аудиокабель: 3.5, папа 90 градусов, мама нужна с креплением на панели панель. Нигде такой не могу найти. Такой в природе вообще существует?
Нужно поискать, посмотрите на Али. В крайнем случае можно самому сделать.
Вопрос: советские пятиштырьковые разъёмы типа “мама” – это лужёная латунь, или нет?
Я думаю это посеребренная латунь.
Разъёмы XLR, гораздо популярнее, чем описано в статье. Аналоговые и цифровые XLR выходы и входы, на CD проигрывателях, DAK и усилителях, в топовом аудио, встречается часто.
А я не могу для своего музцентра LG CM1530 найти разъемы для колонок (см. приложенные картинки).
В нем на задней стенке расположена клеммная колодка.
Вот как это выглядит
Это редкость и индивидуальность завода изготовителя. В основном аппаратура имеет стандартные разъемы.
На фото обычный разъём, для низковольтных электрических цепей, адаптированный для бюджетной сборки дешевого ширпотреба.
И
А существуют ли переходники с этих разъемов на тот же TRS?
Очень сомневаюсь, скорее всего нет.
Приветствую. Подскажи пожалуйста решил проблему с подключением!? Тоже не могу найти такие разъёмы
А можно ещё добавить старые русские названия аналогов? Ведь у нас они по-другому назывались, типа ОНЦ-ВГ-4-5-16В. Вошли в моду в европе в начале 70х годов, в германии и “точка-тире” для акустики применялась. Интересно есть ли какая-нибудь русская радиодеталь или стандарт который стал известен по всему Миру?
Добрый день подскажите как называется этот разъём на старом японском винтажном усилителе мне переходники надо как то городить я не представляю даже как называется этот разъём звуковой,
Что-то наподобие точки-тире.
T plug
всё отлично но переходник на защёлку под провода акустики нужен…
А DIN-овский точка-тире туда не встанет?
однозначно нет
Даже не знал что есть такие. Видимо стандарт Японии какой-то. Спасибо Сергей!
подскажите как называется разъём для наушников на винтажных японских усилителях 70ых -80ых годов
можно ведь воткнуть обычные наушники через переходник ? как переходник называется ?
стандартный компьютерный разъём
Стандартный комъютерный разъём-“миниджек 3,5” переходники на “джек 6,5” имеются на Али.
Спасибо, подскажите, как называется японский шнур питания для усилителя? Вот такой нужен.
Замените “сетевой терминал” на более распространённый с того-же Али.
На Али отыскал такой-вот разъём – должен подойти.
Ещё вопрос, если ставить этот переходник. Какой шнур, как называется, который надо будет потом втыкать в этот переходник?
Экранированный кабель с витой парой внутри. Микрофонный балансный. Или- музыкантский под XLR . Или витая пара в экране
Я спросил по поводу шнура питания для усилителя , вы на этот вопрос так ответили.?
Провод питания(сеть) Вы и сами сотворить сможете.Вилка “ЕВРО”+провод ПВС-1,5мм(в квадрате) нужной длины и подходящий терминал.
Смотрю на ваши беды, просто диву даешься пустячностью проблемы и совершенно ее ненужными решениями. Зачем вам отстегиваемый сетевой шнур? Я в подобных случаях решаю проще. Вырезаю текстолитовую или стеклотекстолитовую пластину с отверстиями под винтовой крепеж. В центре пластины сверлю отверстие. Просовываю сетевой провод в это отверстие, фиксирую внутри провод узлом, и края подпаиваю к питающим проводам. При желании на эту же пластину устанавливаю маленькую колодку под предохранитель. Такой подход проще и надежнее любого заводского варианта. Такое ощущение, что большинство проблем обсуждают капризные барышни, а не грамотные технари.
Я в планку из стеклолита ещё ставлю резиновый люверс, ну, чтобы уж совсем надежно. Изнутри провод ужимаю стяжкой для кабеля. И уже никуда не денется.
Если Вы спрашиваете про переходник для наушников?Там есть выбор переходник со шнуром,название его узнать трудно всвязи с трудностями перевода.Требуется терпение в путешествиях по Али.
Для Павел: можно еще на OZONе покопаться–там тоже много чего есть, по ценам разумным… Есть, например магазин *Гулливер* или *ЭК ЗИП* или *ИП КУПРИЯНОВ* и еще много каких других…
Всем привет, ещё такой вопрос на винтажных усилителях. Разъёмы под тюльпаны мама, стоят ближе, чем обычно. И соответственно, стандартные тюльпаны туда Вместе не втыкаются. Мешают друг другу. Как называются винтажные тюльпаны, более тонкие? У которых внешняя часть Меньшего диаметра ?
Называются “шнурки”
нет такого названия, в поиске не нашёл….
В комплекте к видео и аудиоаппаратуре идут. Функцию выполняют, а кому понты- идут в салон за понтами.
какие понты ?? тюльпаны в винтажный усил не втыкаются, мешают друг другу!! в усил после 80ых годов втыкаются, там расстояние между разъёмами больше
Уважаемый Павел-Вы б фоточку приложили к своему вопросу.”Тюльпанами” называли разъём типа “RCA” на Али меньшего диаметра не было.
Проблема решается аналогично той, что предложена для сетевого шнура. Накладывается изнутри дюралюминиевая пластина с отверстиями под нужные расстояния. Не думаю, что сдвиг потребуется значительным. Скорее всего надписи останутся близкими к желаемым. Родные отверстия аккуратно круглым напильником растачиваются в стороны, чтобы вновь установленные разъемы визуально воспринимались по центру относительно произведенного сдвига. И такое решение будет смотреться вполне приятно. Крепежные винты можно взять черные, чтобы визуально доработка не бросалась в глаза.
А как называются вот такие, разъемы на акустику в домашнем кинотеатре Philips, встречаются и у других производителей. Вот:
Это специфический разъем от philips. Здесь наверное проще всего использовать трубчатый наконечник.