Среди технологических шедевров недавнего прошлого попадаются настоящие сокровища. Речь об устройствах, которые становятся символом качества, воплощением коллективного инженерного гения, свидетельством передовых для своего времени подходов к разработке. К несчастью, иногда такие устройства основательно забываются, равно как и компании, которые их произвели.
Между тем, порой именно память о легендарных девайсах прошлого способна вдохновить инженеров и дизайнеров на создание чего-то сравнимого по качеству, эффективности или, как в случае с аудиоэлектроникой, по верности воспроизведения. Компании, создающие технику как произведение искусства, не всегда вырастают в транснациональные гиганты, но всегда оставляют значимый след в технической эволюции.
Речь в этом посте об уникальных для своего времени устройствах, которые стали потолком развития бытовых кассетных магнитофонов, и компании Nаkamichi, которая их создала. Во многом, этот материал — ответ людям, которые в комментариях к циклу о советских магнитофонах пытались доказать, что эта техника 70-х — 80-х не уступала зарубежной или уступала совсем немного. Под катом подробнее о лучших (без преувеличений) в мире кассетных магнитофонах, истории их создания и судьбе компании, которая их создавала.
Nakamichi — рождение и смерть легенды
Компания Nakamichi практически всё время своего существования, подобно многим другим японским фирмам, была семейным предприятием. Основателем компании стал Etsuro Nakamichi, который в 1948 году в Токио основал Nakamichi Research Corporation Ltd. В то время компания занималась больше исследовательской деятельностью в области электроники, акустики подобно «Labor W» Фрица Зенхайзера. Компания разрабатывала и производила портативные радиостанции, темброблоки, громкоговорители и акустические системы, а также разнообразное оборудование для связи.
В 1950 — х годах именно в Nakamichi был разработан один из первых японских катушечных магнитофонов. Приблизительно в это же время Эцуро Накамичи на посту руководителя сменил его младший брат Ниро Накамичи, и компания практически полностью переходит на выпуск звукового оборудования.
Ниро Накамичи:
В 1957-м фирма выпускает собственные магнитные головки, оригинальную магнитную ленту и легендарные для своего времени катушечные магнитофоны Fidela 3. В 60-х под руководством Ниро Накамичи компания повторяет успех с полноценной разработкой собственных устройств, а также производит лентопротяжные механизмы для мировых лидеров электроакустической индустрии, таких как Harman Kardon, KLH, Advent, Fisher, ELAC, Sylvania, Concord, Ampex.
В 1973 году началось золотое время для Nakamichi, компания стала производить высококачественные кассетные деки. Ставка на компакт-кассеты, как наиболее перспективный носитель ближайших 20 лет, оправдалась. Так, компания стала тем производителем, который довёл качество воспроизведения кассет до уровня, который считался досягаемым только для катушечных монстров.
На протяжении 80-х компания пожинает плоды свалившегося на неё успеха. При этом совершить ещё одну революцию не получалось. Магнитная запись имела свои пределы, а Nakamichi, как производитель, этих пределов достиг ещё в 1970-х. Известны эксперименты компании с CD, например, создание компактного CD-ченджера с щелевой загрузкой диска, что для 1980-х было серьезной инновацией. Вопреки ожиданиям Ниро, эти разработки не вернули компании славы новатора. Продавались преимущественно кассетные деки Nakamichi.
К началу 90-х репутационный резерв Nakamichi стал постепенно иссякать, равно как и интерес к формату, который принес бренду мировую известность. Повсеместное распространение CD убивало всё, что связано с компакт-кассетами. Агония кассет длилась долго, Nakamichi сдались одними из последних, уступив почетное право выпустить последний массовый продукт для кассет, возможно, лишь SONY.
Сам бренд, как это часто бывает, выжил. Но никакого отношения к Niro Nakamichi уже не имел. Бренд стал собственностью китайской корпорации Grande Holdings и сегодня под ним выпускают акустические системы для автомобилей. Инженер, исследователь и бизнесмен Ниро Накамичи основал ещё одну компанию, по-японски просто назвав её своим именем и фамилией. Эта компания в начале нулевых была известна в среде меломанов, как производитель дорогих и качественных усилителей.
Далее мне хочется вернуться в 70-е — 80-е и рассказать о подходах, благодаря которым именно компания Nakamichi стала мировым лидером в верности воспроизведения с компакт кассет.
Безупречные решения или почему подушка не нужна
Пожалуй, первой заявкой Nakamichi на переворот в мировом “Nakamichi” стали кассетные деки Nakamichi 1000 и Nakamichi 700. Эти устройства стали первыми в мире, которые оснащались тремя головками, системой подавления детонации, шума и схемотехникой, снижающей КНИ до рекордного 1% и менее.
Особенности механики двухступенчатого привода лентопротяжного механизма гарантировали безупречный контакт голова-лента. Не классические и часто достаточно сложные решения в механике лентопротягов Nakamichi были вынужденной мерой, которые нивелировали значимые недостатки компакт-кассет — как носителя.
Большой проблемой стали прижимные подушки. Они не позволяли обеспечить качественный контакт ленты с головкой и существенно портили звук. Те, кто сталкивался с бытовыми кассетными последних лет и дешевыми музыкальными центрами, возможно знают некоторые приёмы улучшения звука, связанные с этой особенностью.
Слегка потягивая крышку с кассетоприемником или наоборот надавливая на нее, путём проб и ошибок, можно было добиться улучшения звучания. Переборщивших ждало неизбежное зажевывание.
Nakamichi возвели прижимание ленты к головке и точное её позиционирование в культ, благодаря чему преуспели. В моделях конца 70-х они оснастили магнитофоны специальными подъемниками для подушек, что сделало качество звука с кассет ещё ближе к бобинным “старшим братьям”, снизило износ головки и стабилизировало движение ленты.
У большинства кассетников Nakamichi после 78-го года насадка, отодвигающая головку таки присутствовала. По сведениям, изложенным на официальном сайте, такое решение применялось во всех этих моделях 480/481/482/581/582/660ZX/670ZX/680/680ZX. Естественно, подушкоопускатель был лишь вершиной айсберга. Конструкция лентопротяга предполагала создание и регулировку натяжения ленты сразу двумя ведущими валами, что исключало саму необходимость в дополнительном ненадёжном и проблемном прижимающем приспособлении в виде подушки. Таким образом подушка превратилась в помеху для равномерного движения ленты, а соответственно, в источник искажений.
Исключением из правил стала модель Nakamichi 580, где отсутствовала насадка, там лентопротяг был сконструирован таким образом, что лента проходила, касаясь лишь головки воспроизведения из кристаллоя(Cristalloy). Следующая модель старшей линейки 582Z получает поддержку технологии Dolby C — это исключает необходимость во внешних блоках шумоподавления, которые были частыми спутниками кассетных меломанов 70-х годов.
Большинство инноваций, проверенных на флагманах, наследовались моделями попроще. Какие-то решения упрощались, например, использовалась двухголовочная, а не трехголовочная конструкция, но подавляющее большинство передовых решений использовались в младших моделях.
Лучшие из лучших
К концу 70-х электротехнические и механические решения, которые использовали инженеры Nakamichi, довели верность воспроизведения до предельно возможного для того времени уровня. Осязаемым воплощением ”идеальной кассетной деки вне вакуума” стали две модели 1979-го и 1980-го года, Nakamichi 1000ZXL и Nakamichi 700ZXL соответственно. Суперфлагман Nakamichi 1000ZXL (который и сегодня стоит около 2-3 млн. рублей на аукционах) стал первым в мире кассетным магнитофоном, который довёл характеристики значимые для верности воспроизведения до показателей ранее доступных лишь студийным ленточным монстрам.
Так, диапазон воспроизводимых частот устройства находился в пределах от 18 до 25000 Гц (с собственными кассетами). Дека была предназначена для безупречно точной записи и воспроизведения музыки.
Магнитофон умел автоматически устанавливать параметры воспроизведения и записи в зависимости от типа плёнки. Микропроцессорные системы с технологиями A.B.L.E (Azimuth, Bias, Level, Equalizer) и RAMM (Random Access Music Memory), позволяли осуществлять калибровку по четырем частотам и с автоматической установкой азимута записывающей головки.
Аналогичные цифровые системы были использованы в конструкции Nakamichi 700ZXL. Это фактическое продолжение суперфлагмана 1000ZXL с усовершенствованным дизайном. Единственной значимой разницей является упрощенная калибровка по трем частотам.
Привожу паспортную спецификацию 1000ZXL (у 700ZXL она практически не отличалась, за исключением масса-габаритных характеристик):
Type: 3-head, single compact cassette deck
Track System: 4-track, 2-channel stereo
Tape Speed: 4.8 cm/s
Heads: 1 x record, 1 x playback, 1 x erase
Tape Type: type I, CrO2, Metal
Noise Reduction: B
Frequency Response: 20 – 20 Hz (Metal tape)
Signal to Noise Ratio: 66 dB (dolby B)
Wow and Flutter: 0.04%
Total Harmonic Distortion: 1.0%
Input: 50 mV (line), 0.2 mV (mic)
Output: 1 V (line)
Большинство любителей винтажной аналоговой аудиотехники сходятся во мнении, что 1000ZXL и 700ZXL были вершиной эволюционного развития кассетных дек. Всё, что было сделано годного после этих шедевров японского магнитофоностроения, повторяло решения, использованные в них, или упрощалось, неизбежно снижая верность воспроизведения. Ни в 80-х, ни в 90-х не было создано кассетных дек, которые были бы способны превзойти 1000ZXL и 700ZXL по объективным показателям верности воспроизведения. По сути — эти устройства доказали, что компакт-кассеты можно заставить звучать не хуже студийного катушечника.
В качестве заключения
Узнавая больше о подходах, которые применялись при создании устройств в 70-80-х, я, порой, готов согласиться с теми, кто утверждает, что тогда солнце светило ярче, особенно в стране, где оно восходит. Любителям шедевров советской инженерной мысли, не признающих вторичность того, что производили в СССР, предлагают сравнить характеристики любого из упомянутых в статье устройств с советскими сверстниками.
Опыт Nakamichi демонстрирует, что для смелых, талантливых инженеров нет ничего невозможного. Можно спорить о рациональности бескомпромиссных подходов к созданию аппаратуры для звука, но невозможно не признать техническую безупречность и максимально возможное для того времени качество создаваемых ими устройств.
Автор: Sound_cULT, по материалам: habr.com
Хорошая статья,а главное верно все отражает,что было.Хочется добавить,что я работая в 80-х годах в 1 из закрытых НИИ работавших на космос, у нас тоже были выпущены несколько стационарных кассетных дек,по спецзаказу для правительственных работников ЦК. Сразу скажу что по параметрам эти деки были довольно близки к Накамичи,так как за основу и была взята модель 700ZXL,привезенная японскими друзьями одному из работников МИДа СССР в Москве.Эта дека была изучена довольно досконально(скажу больше) даже на время выпуска был создан отдел и производство.К сожалению в этот цех пускали со спец-пропуском,которого у меня не было.Знаю еще что выпущено было их около 30 единиц.У нас их называли “изделие 30” как я понимаю по кол-ву выпущенных дек.Позднее,когда заказ был выполнен,и цех закрыли,работники работавшие рассказывали что деки были не хуже японцев Накамичи 700.К сожалению,нет ни фото(цех был закрытим) ни описания этих дек,только рассказы работников,работавших там.Но не так давно на просторах Интернета упоминалась эта дека,выпускавшаяся в нашем НИИ, и находящаяся во владении одного из коллекционеров..
Спасибо, интересная история. Если фото найдутся, обязательно добавлю.
Прочитав вашу историю, долго вспоминал где я это уже читал. Только сейчас вспомнил, некоторые подробности. Был такой журнал Ремонт и Сервис. Вот там один сервисный инженер по ремонту бытовой радио электроники почти так же на страницах этого журнала и написал. Про ваш НИИ и по моему тоже наукоградный город Дубна. И про выпуск ограниченной партии дек по спец заказу. Качество не уступало японцам. Я ещё тогда подумал. Вот надо-же!!! Ведь можем если захотим выпускать отличную технику не хуже, а может и лучше японцев. Ведь на оборону и космос у нас все отдалась лучшее. Как инженера так и радио элементы. P. S. По моему статья была в каком то номере за 2012 или 2013 год. Точнее не помню.
Что забавно: зарплата чиновника высокого ранга как бы позволяла в то время купить себе импортную технику, не напрягая родной радиопром на подвиги ради трех десятков похожих во всем кассетников.
Хотя, соображения престижа могли сыграть роль.
Косыгин – министр иностранных дел- коллекционировал хорошую аппаратуру, диски, посещал выставки, следил на нашими и импортными разработками, может быть, с его подачи дали команду сделать такое же и не хуже.
Рассказывали, что разработку катушечника Ростов-104 одобрил именно он. предложил сделать аппарат к какому-то юбилею Революции, кажется, 60 летию. Но этот 104й оказался неудачным, позже Ростов-105 выпускался во многих вариантах, на разных заводах и был приличного качества.
Другая история с катушечным переносным магнитофоном электроника 100 стерео. делали его на Учкекенском радиозаводе, как подарок делегатам 24 съезда партии, но что-то пошло не так и всю партию продали в магазине Юный техник по цене 600р и в виде запчастей, к примеру, протяжка в сборе стоила 60руб.
Аппарат был уникальный, 3 головы, сквозной канал, три скорости-2.4 и 9см, пульт дистанциооного управления проводной, выносной, пара колоночек выносных, не считая встроенного динамика. Удобный, компактный, механика дико сложная и многоуровневая, схема тоже .
Приятель купил себе такой , а к нему две протяжки в запас, там головки протирались очень быстро нашим типом 10, а замены не было в принципе.
Немного обидно. Вот что в нашем народе такого ненормального, что мы не способны делать подобные устройства стабильного качества? Вроде бы и мозги есть, и руки прямые у большинства населения, а всё идёт через жопу.
А чего обижаться, если телегу ставили впереди лошади?! Имел счастье работать на некоем популярном радиозаводе… Так вот, на линии “выпечки” резиновых подвесов для не менее популярных НЧ головок была добрая традиция у ночной смены – переводить реле времени пресс-формы с нормативных дцати минут до пяти… Плотили-то за количество, а не за качество резины! Интересно, как бы отнеслось руководство “Nakamichi” к подобным стахановцам? Ведь знания простейшей арифметики достаточно, дабы посчитать, сколько за смену будет резины по ТУ…
К слову сказать, на сборочной линии хотели таки внедрить УЦИГ (установка цеховая испытания громкоговрителей, как-то так), но всё тянули да всё настраивали… Видимо, чувствовали, что машина – не контролёр ОТК. половиу головок в овал пустит…
Ну так начальство/проверяющие не с другой планеты, а такие же люди. Я не знаю, может контролёры должны не подчиняться директору завода чтоб не могли на них давить, может есть другой способ.
Плюс эта “зоновская” логика недоносительства на халтурщика/вора. Но вроде в 2010-е годы в России сознание народа начало меняться судя по сайтам для общения. Уже пришло понимание что для бОльшей уверенности в себе надо заработать репутацию, а не жить одним днём. А репутация это добросовестный труд, постоянное обновление знаний.
Глядишь лет через 10 всё окончательно нормализуется.