Сегодня у нас не совсем обычная статья. Посвящена она не каким-то заоблачным технологиям, а делам вполне земным, привычным и понятным простому человеку 🙂 Сегодня мы поговорим о еще одном необычном способе сделать уже даже не только “Дешево, громко и сердито”, но еще и вполне себе “Басисто”!
Думаю нет такого человека который хоть раз в жизни не слушал бы Radiotehnika S-90 или не имел дома/на даче одной из их инкарнаций. Можно относиться к ним как угодно, но это самые распространенные народные АС на территории всего бывшего СНГ. И если стоит выбор на чем слушать музыку, да еще и громко, да еще и с басом, да еще и за самый что ни на есть абсолютно минимальный бюджет, то не смотря на все их несовершенства, конкурентов у Radiotehnika S-90 не остается совсем. Ибо получить три полосы такой мощности, с 10″ низкочастотником в такой цене иного способа просто не существует.
Много тысяч таких “Радиотехник” трудятся в квартирах молодых и не очень ребят, которые по какой-то причине не могут позволить себе делать сложные проекты на дорогих динамиках, либо просто пойти в магазин и купить хорошие фирменные АС. Однако все мы любим слушать музыку. У всех нас иногда бывает хорошее настроение когда мы хотим сделать по-громче. Все мы любим качественные низкие частоты. Ибо без них музыка лишается фундамента и половины эмоций. А многие современные стили и вовсе – значительной части важной информации. Однако бас – штука тонкая. Просит больших мощностей, больших корпусов и динамиков, но даже имея все это, часто он все-же остается невнятным, гудящим и не приносит нам того удовольствия которое должен. В результате мы не можем слушать музыку долго. Устаем, начинаем крутить эквалайзеры и думать о несовершенстве этого мира. Думаю с подобной ситуацией сталкивались практически все владельцы этой акустики.
Именно для них и написана эта статья.
Причины вышеописанных проблем кроются в нескольких вещах. Первая и самая основная причина – как известно и многократно подтверждено исследованиями авторитетных специалистов – эти акустические системы имеют в своей конструкции инженерную ошибку, допущенную при проектировании низкочастного оформления. Бесчисленное количество людей на протяжении какого-то абсолютно неадекватного количества времени чуть ли не с самого момента выхода этих АС и вплоть до сегодняшнего дня бьются с фильтрами, пилят трубы фазоинверторов, укрепляют родные корпуса, пихают в них не пойми что и т.д. Друзья, перестаньте заниматься ерундой. Это все абсолютно бесполезно. Родной корпус имеет не правильный объем, не соответствующий требованиям оптимального режима работы примененных в нем динамиков. Можно хоть покрыть его золотом, корректно работать он все равно не будет.
Дальше. Много жалоб на неравномерность частотной характеристики и призвуки на средних частотах. Все грандиозные проекты попыток всех обмануть и сделать из S-90 студийные мониторы заканчиваются либо провалом, либо полной заменой всех динамиков. Зачем для этого портить готовые колонки – не понятно. Если ты такой умный – бери и проектируй новые АС с нуля на современных динамиках, а не порти то что уже сделано таким какое оно есть. По-этому. Мы не будем заниматься глупостями и оставим нетронутой всю родную комплектацию S-90. Ценность ее – в минимальном бюджете и как ни умничай, а доказанной десятилетиями, работоспособности. Сделаем мы другое. Ибо есть в этих АС то что можно принципиально улучшить интенсивным методом, причем 100% обратимо в случае продажи. А именно – сделаем им другой, правильный, корпус. В который можно просто переставить весь родной комплект динамиков и фильтров, выйдя при этом на принципиально новый уровень качества звучания всей АС в целом и ничего при этом не испортить.
Задачу немного усложнил тот момент что динамики 75 ГДН-1-4 имеют большой разброс параметров по годам и партиям. Однако я решил эту проблему, расчитав такую настройку, которая позволит корректно чувствовать себя в этом корпусе как динамикам из самых ранних партий, так и самых последних.
В процессе выяснилась еще одна интересная вещь – не правильную конфигурацию имеет не только НЧ оформление, но и СЧ корпус т.н. “стакан”. Причем неправильное у него все – начиная с формы и объема, заканчивая внутренним оформлением. По-этому предлагаю от него избавиться совсем и сделать все как положено. Безусловно это не сделает 20 ГДС-1 другим динамиком, но зато хотя-бы даст ему делать то что он может и не мешать ему в этом. По-этому звучать наши S-90 теперь будут по-другому не только на НЧ, но и на СЧ.
Привожу список основных проблем родных корпусов 35АС-012:
- не правильный объем НЧ оформления не дает достаточного уровня низких частот
- не правильная частота настройки фазоинвертора не дает достаточного качества баса
- не правильный объем СЧ оформления приводит к призвукам на середине
- не правильная обработка СЧ оформления дает зажатость динамики средних частот
- слабые стенки корпуса дают призвуки и потерю КПД на НЧ
- плохая герметичность не дает работать даже тому НЧ резонатору который есть
- плохая работа фазоинверторного типа оформления как такового приводит к однообразному гудению, высокой неравномерности баса в комнате, требованию больших мощностей от усилителя
- не удобный размер и форма корпуса требует установки его на подставки или мебель, в противном случае получаем недостаток высоких частот и не правильную сцену.
Теперь – список того что мы получим в новом корпусе:
- Низкочастотное оформление – четвертьволновой лабиринт со всеми его преимуществами, подробно описанными здесь.
- Правильная частота и добротность настройки резонатора – дадут оптимальный уровень и полосу баса.
Высочайшая жесткость корпуса даст максимально чистый звук и максимальный КПД. - Правильный, жесткий корпус для среднечастотного динамика даст более открытую и живую середину.
- Колонки превратятся в классические стройные напольники современной формы, с оптимальной высотой динамиков, не требующих никаких подставок, которые можно легко расположить в любом удобном месте комнаты прямо на полу.
Немного подробностей. Изначально у меня была идея – сохранить форму передней панели и расположение динамиков полностью как у родного корпуса для того чтобы максимально сохранить оригинальную настройку кроссовера. Однако в процессе работы над чертежом от этой идеи было принято решение отойти т.к. взамен мы получим целый ряд преимуществ. По многочисленным отзывам стало ясно что родной кроссовер все-равно не обладает той точностью и качеством настройки, за сохраниние которой есть смысл фанатично бороться. Основное-же планируемое достоинство нового корпуса – это бас. Качественный, правильный бас. Максимум того что можно выжать из этих динамиков. По-этому на первое место в приоритетах был поставлен правильный низкочастоный лабиринт. Правильной формы и настройки, без каких-бы то ни было урезаний и излишеств, но с сохранением минимально возможных внешних габаритов АС. Частота настройки корпуса – 35 Гц. Второе что мы получили – корпус СЧ золотого сечения. Кто не в курсе – это форма корпуса, при которой его внутренние резонансы располагаются наиболее равномерно и не складываются ни на каких основных частотах. Что в свою очередь позволяет не использовать агрессивного звукопоглощения внутри корпуса, чем мы максимально сохраняем динамику и открытость звука. Динамик таким образом оказывается как-бы не просто в корпусе, а в такой-себе небольшой студии звукозаписи. Один из размеров у нас не совсем оптимальный, а именно – ширина. Сделана она такой потому что я не захотел излишне увеличивать высоту АС и уводить динамики с оптимальной позиции. Однако СЧ и ВЧ у нас сами по-себе смещены от центра по золотому сечению, чем в принципе так-же закрывает и вопрос с шириной. Смещение СЧ и ВЧ от центра вертикальной оси корпуса дает наиболее равномерный “baffle step” – распределение краевых резонансов передней панели. Пусть даже если сам СЧ динамик у нас и не совсем ровный, то теперь он хотя бы будет находиться в правильном корпусе и влияние передней панели на него будет так-же – максимально правильным. В родном корпусе динамики тоже смещены, однако на какое-то не понятное мне значение, плюс родной корпус широкий и с бортиком, плюс, это вообще весело – левая и правая колонки часто смещены у владельцев в одну и ту-же сторону 🙂 Ну что я вам могу сказать. Многие из вас с новым корпусом кроме лабиринтного баса возможно и так-же впервые откроют для себя понятие “звуковая сцена”. Естественно для это новые корпуса должны быть выполнены зеркально.
Дальше. По сборке. Я выбрал толщину материала – 16 мм. Причин несколько. Первая – новый корпус не должен весить как автомобиль. Вторая – конструкция лабиринта позволяет использовать такой материал ввиду высокой изначальной жесткости. С ФИ или ЗЯ аналогичного размера такие номера у вас бы не прошли. Третья – это самая доступная и широкораспространенная толщина любых материалов. А так как акустика у нас должна оставаться бюджетной и народной, то 16 мм для нас – это оптимальное решение. В идеале это конечно должна быть фанера. Но вполне может пойти и ДСП, и МДФ, и старый шкаф. У кого на что хватит фантазии. Дерзайте. Обязательный момент – 100% внутренних поверхностей лабиринта должно быть покрыто швейным ватином толщиной 5 мм. Его толщина учтена при проектировании. Он убирает лишние призвуки лабиринта и нормализует его добротность. Лабиринт без оклейки это как подвеска машины без амортизаторов. Работать и звучать он будет примерно так-же. Резонанс лабиринта – это пружина. Оклейка – амортизатор. Разобрались. Внутренняя камера СЧ – оклеивайте таким-же ватином. Я думаю больше ничего и не понадобится. Не пихайте бездумно никакого синтепона, ваты, родных поглотителей и прочего мусора ни в лабиринт, ни в СЧ камеру! Это можно делать только тогда когда вы понимаете зачем и почему вы это делаете и что вам действительно в вашей ситуации нужно делать именно это! Во всех остальных случаях – оставляем все это в родных корпусах и прячем или выбрасываем. Замкнутые объемы в “треугольниках” и камере твитера – вот их туго заполните синтепоном или обрезками того-же ватина. В противном случае после сборки они станут резонаторами и будут “подвывать” через стенки корпуса на своих частотах. Две перегородки на задней стенке камеры СЧ нужны не для красоты, а для того чтобы придать оптимальную форму этой камере и не создать в ней лишних резонансов. Они нужны. Ставьте обе. Вообще в новых корпусах не меняйте никаких размеров и деталей. Каждая деталь и ее позиция высчитана до миллиметра и находится именно в том месте и именно в той форме в которой она должна быть. Диаметры установочных отверстий под динамики я не указывал во-первых по причине отсутствия в паспортах динамиков точных данных об этих размерах, во-вторых для чтобы не загромождать чертеж и избежать потенциальных ошибок в случае наличия у кого-то других версий корзин. Думаю это не будет для вас проблемой. Просто при сборке измерьте отверстия в своих S-90 и вырежьте точно такие-же в новом корпусе в указанных на чертеже позициях. Кроссовер. Особых требований по месту установки нет. Удобнее всего разместить на перегородке за динамиком. Если-же у кого-то чешутся руки сделать все по-максимуму – выносите его в отдельный корпус и ставьте прямо возле усилителя, как завещал некто Филип Ньюэлл – известный проектировщик студий. При такой установке усилитель будет взаимодействовать с компонентами кроссовера наиболее правильно. А проводов к колонкам у вас будет идти аж по три пары на каждую. Возможно позже будет статья по какой-нибудь простой базовой коррекции номиналов кроссовера. Пока оставляем все как есть. Положительных изменений в звуке у вас и так будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно 😉 Единственное что сделал бы лично я – это выполнил все соединения внутри колонок – медной элетропроводочной моножилой 4 мм2. Только между твитером и кроссовером поставить – 1 мм2. Все остальное – 4 мм2. Абсолютный минимум кабелей – 2,5 мм2. Но реально – этого мало. Хотите бас – тяните 4 мм2 моножилу прямо от усилителя и соединяйте ей все внутри АС. Клеммы ставьте лучше по-ближе к кроссоверу – короче будут провода и меньше их вклад.
Ну вот собственно и все! Удачной постройки! Да пребудет с вами новый звук! 🙂
Всегда ваш, А. Рогожин.
24. 04. 2017.
Здравствуйте. Грили для динамиков на самом нижнем фото от чего?
Скорее всего от 35АС-218 (018) “АМФИТОН”
Все верно, от 35 АС-018:https://ldsound.info/35-as-018-amfiton/
Довелось поучаствовать в настройке 3-полоски на автодинамиках, выполненной по расчетам и чертежам от Рогожина Александра.И скажу, что был удивлен необычно ровным и низким звучанием басовой секции, непривычно ровной ачх , практически независимой от расстояния до колонки. Конечно, размеры этого ящика немалые, но в просторной комнате пара этих колонок обеспечила на диво красивый звук. Не сомневаюсь, что данная конструкция на 30ГД-2 (75гдн) выдаст максимум, на что способен басовик .
Очередное развлечение для любителей попилить и добыть «глубокий бас». Да еще «четвертьволновый резонатор» – одно название звучит лучше любой колонки, и заткнуть заткнуть за пояс бестолковых инженеров, разработавших популярные АС. А это Керно Р.П. и Ласис Д.А., авторы патента № 00588661 на первую в СССР акустическую систему класса Hi-Fi. Первый работал в Риге еще на Телефункене, а в советское время разработал акустическую часть лучшего приемника «Фестиваль», АС «Симфонии» и т.д.
Разумеется, эти АС предназначались для наших квартир и не могли быть размером со шкаф. Чтобы формально вписаться в категорию Hi-Fi, авторы применили в 35АС-1 фазоинвертор, который в реальности представляет собой довольно большую изогнутую пластиковую трубу, она недостаточно жесткая и создает основные проблемы этой АС.
То, что здесь предлагается – тот же ФИ с камерой 50 л (над НЧ-динамиком) и большой жесткой трубой (под ним). Такой шкафчик действительно будет звучать громче и с меньшими призвуками, однако в высококлассной акустике ФИ в любой форме не применяют.
В общем, пилите, Шура, пилите…(©)
Если же хочется улучшить имеющиеся АС, а не строить новые, достаточно удалить из 35АС-1 (S-90) трубы ФИ, сделать ящик закрытым и усилить его несколькими распорками. Поле дальнейших опытов – заполнение НЧ и СЧ секций. Дополнительно можно заменить бумажные емкости фильтра (особенно ВЧ секции) на пленочные с высоким напряжением.
Александр, соглашусь с вами во многом, особенно про вариант закрытого ящика для 30ГД-2 или 75ГДН-1, этот вариант измерен мною лично , там все достойно. Разве что чуть добавить объема, литров на 10 – будет идеально.
Вариант Рогожина (не для 30ГД-2) – я слушал лично, есть и замеры, звучание впечатлило, ачх тоже необычно ровная.
другое дело-габариты этого излучателя мало кому понравятся. Мне- вряд ли ))
Приходилось дорабатывать 35АС и S90 , их главная проблема- выброс на нижнем срезе из-за превышения по добротности и выброс на 400гц из-за неудачного нч фильтра. Выровняв ачх басовика на микрофоне, получаем без преувеличения, королевский звук, такой плотный, низкий и красивый бас -ещё поискать, что бы мне в ответ ни говорили сторонники “правильных” басовых динамиков. Средина и вч-слабое звено этих ко-лонок, пришлось заметить их на Альфард ETP1300S2 и Визатон SC10N , результат превосходен. Тема доработки колонок быа выложена на форуме Сергея Сергеева, но со временем все фото , схемы фильтров и ачх исчезли, к сожалению.
Согласен, СЧ и ВЧ головы в 35АС – не шедевры (но и не хлам), но главный недостаток – оформление: металлическая панель и пластиковый корпус. Технологично, но звук точно не украшает – сюда просится фанера. Что до фильтров, то я не понимаю фазировки головок: при втором порядке СЧ должна быть в противофазе. Может быть, отсюда и выброс на 400 гц, о котором Вы пишете? А забугорные головы – неплохо, конечно, но в новом корпусе это будет уже совсем другая АС.
нет, нет. Выброс на 400гц- из-за резонанса кучи банок на 90мк с индуктивностью басовика. Стоит врезать в емкостную ветку нч фильтра резистор и превратить фильтр в 1-го порядка с цобелем, как выброс уходит напрочь, сменяется плавным спадом и спокойным звучанием. Полярность средника при этом нужно сменить на обратную, иначе на стыке нч и сч получим провал и нарушение слитности. Само собой, полярность вч динамика нужно тоже поменять . Третий порядок вч фильтра нужно заменить на второй, если пищалка приличная, а не родной ужас.
С полярностью динамиков вроде не напутано, грубых нестыковок я не увидел на измерении заводской пломбированной колонки, но вид ачх -как бы так помягче-то… Пугать народ:)
У 75ГДН-1 один серьёзный недостаток: из-за большого колпака на его АЧХ наблюдается сильный выброс в районе 1500-1700 Герц, поэтому второй порядок фильтра ему просто необходим.
Я обошелся в итоге первым порядком с цобелем 90 мк родные банки плюс резистор 5,6 ома из аттенюатора на вч . Выброс не 1700 гц присел ниже ватерлинии, затем суммировался со средником аккурат на полезной частоте презенса, звук получился что надо. Попытка обвалить басовик круто и низко дала обратный результат, звук развалился, бас отстал, средина стала торчать и резать слух.
Да не может бас отставать. Там же не миллисекундные задержки. Цепь Цобеля кроме уравнения импеданса, ведет себя как фильтр. И тоже влияет на фазу. Не проще сделать фнч полноценным 2-го порядка с индуктивностью 3 мГн и ёмкостью 90 мкФ? И никакой совместной работы на частотах аж за 1500 герц со средником, повышающей Кг.
Бас может отставать и ещё как, вплоть до момента, когда скажем, удар барабана и гитарный аккорд начинают играть в противотакт.
Для забавы прислушайтесь к музыке из проезжающих автосабов. Может, поймете, об чем я тут ворчу. А ещё забавно читать советы по улучшению колонки, которые и были откинуты как убивающие и разваливающие музыку. Тот же самый нч филтр от 35ас с его чудовищной ачх .
Вы не путайте эффект Доплера – изменение частоты колебаний звуковых волн, воспринимаемой наблюдателем, вследствие взаимного движения наблюдателя и источника волн и фазовые сдвиги. В первом случае длина волны низкой частоты соизмерима с расстоянием между вами и автомобилем, во втором – это задержка в полпериода на частотах 500-600 герц.
вы сюда и допплер приплели. ой….худо все как и запущено. Ходу отседова. Воюйте с другими, мне своих баламутов хватает.
А конкретней, в чём я не прав?
Зарапортовался, батенька, надо сказать!
Это куда у Вас акустика бежит?
Мне предложили послушать как запаздывает бас у проезжающих автомобилей. Этот эффект носит название Доплера. Когда автомобиль приближается к вам, он догоняет излученные волны (длинные волны, НЧ). Когда уезжает – как бы обгоняет. Это и создает иллюзию замедленного или ускоренного баса.
АЧХ с колпаком и без: https://ldsound.club/index.php?threads/75-gdn-1-4-30-gd-2.121/post-7421
Для нормального второго порядка нужна ещё плюс цепочка Цобеля, иначе выброс гарантирован. Слишком много деталей. Полторашник с резистором 1…2 Ома абсолютный чемпион по простоте и показателям. При разделе 600 Гц полторашник успевает сработать на первом пике, а без купола прекрасно работает раздел 800 Гц первым порядком, ибо пика 1400 нет, а следующий 2500 Гц.
Эффект Допплера, конечно, имеет место, Вахитов подтверждает: https://ldsound.info/nonlinear-distortion-of-electrodynamic-speakers/
Но, кажется, под “бас отстал” имелось в виду что-то другое.
Основной недостаток S-90 это отстойный СЧ динамик (хоть и громкий). Он работает до 5000 герц. Соответственно на эту частоту настроен фильтр. От 5000 Гц и выше средние частоты отыгрывает купольные динамик. Но 5000 герц-это не его частота!!! Он захлебывается, песочит. Часто сгорает на больших громкостях. Эти колонки доделываются просто: меняется СЧ динамик на динамик с большей чуйкой, с бумажным подвесом. Который до 8000-10000 сможет играть. И перенастроить фильтр на 8000 герц. Ну и нормальные провода 2.5-3 мм2. И всё!!!! И не надо пилить коробки по 300 литров размером со шкаф.
Александр Р. Данное аккустическое оформление НЕ является фазоинвертором. У аккустиского лабиринта другой принцип работы, который Вы, как видно из Вашего поста, не понимаете. Отсюда и советы Ваши… Как бы помягче сказать, чтоб не обидеть? Не в тему – скажем так. Следуйте совету товарища Ленина: “Учиться, учиться и еще раз учиться”. (Хотя он говорил совсем про другое, но тут это как раз подойдёт)
Александр! Возможно приобрести модернизированные колонки S-90 в корпусе лабиринт?
Из имеющихся S 90, купленных в 1986 году(я единственный хозяин) сделал лабиринт Рогожина… Даже в тестовом режиме не сопоставить с бывшими корпусами. Размер для меня не имеет значения, живу в частном доме. Детали:кроссовер разделён под бивайринг, в ВЧ контуре конденсаторы поменяны местами. СЧ динамик доработан:ПАС, перевернут пылезащитный колпачок..
Спасибо Александру Рогожину.
Сергей, а не составит ли у вас труда опубликовать схему или фото вашего кроссовера?
Спасибо.
вопрос таков. фильтра остаются стандартными или нужно что-то переделывать?
Стандарт.
Мне для рогожинские лабиринтов “тюнинговал” фильтры Хоаанов Александр из Питера. Разница в звучании с родными от 35ас012 ощутима не вооруженным ухом.я месяц родные слушал, потом от новые – небо и земля.
Кстати, если интересно, могу подсказать как ещё звучание улучшить с минимальными вложениями.
мне бы улучшить s90b, а эти потом)
Вам к Nivaga
верно пишете. Проделать такой великий труд – корпус, оставив нетронутыми родные фильтры- даже не треть успеха, а гораздо меньше.
ПС. Не прошу у вас схему фильтров, потому что умею это сам.:) Удачи вам!
“Кстати, если интересно, могу подсказать как ещё звучание улучшить с минимальными вложениями.”
Очень даже интересно, если не затруднит, расскажите
Здравствуйте! Приложенные чертежи подойдут для колонок “Орбита” 35 АС-016? По всем параметрам смотрю вроде одинаково, что динамики одинаковые, что сопротивление колонок, мощность.
Здравствуйте очумельцы. Дак а где статья про фильтры под эти корпуса??
а то действительно, как писали выше, корпуса сделать это полдела, даже меньше.
если можно (и если это тайна коммерческого плата) можно на почту мне [email protected]
Максим советую использовать трехполосной усилитель и фильтры не будут нужны….
Да-да уважаемые! Я тоже никому не скажу : ) можно и мне схему кроссовера от лабиринта. Нормальных парней нужно продвигать,а то иш все разбегаются из России , Европу им подавай [email protected] .
Родной фильтр остается.
Без доработок?
Подскажите,а дополнительная секция в СЧ забивается ватином как твитерная или ?
В статье о фильтре ничего не сказано. Да и вся работа выполняется только для оформления НЧ динамика.
Под СЧ просто вату положить или ватин тот же, как и в родном стакане.
Посмотрите https://ldsound.info/35-ac-012-s-90-part-1-filter-analysis/ .
Одну АС оставляете опорной, другую переиначиваете. Сравниваете, делаете выводы, движетесь дальше. Вопросы и измерения приветствуются.
Такой вопрос. Тут нужны s90 любые. А что если я использую s70? Просто они без усилителей родных и корпуса убитые( плюс их переделали под фазик).
Если все отключено и не работает (ЭМОС), то можно.
Эмос работает только со встроенным усилителем? Если да, то тогда нужно просто использовать другой усилитель, чтобы эмос не был задействован? И что ещё нужно отключать?
На НЧ динамике 2 пары контактов.
1 пара – включение динамика к усилителю, стандартно.
2 пара – датчик ЭМОС.
Не понимаю из-за чего сыр бор. Г-н Рогожин делает свой коммерческий проект. По простому, по деревенски бабала хочет срубить на разводе публики. На кой хрен городить этого монстра. Процитируем его претензии к родной АС с комментами:
“Привожу список основных проблем родных корпусов 35АС-012:
– не правильный объем НЧ оформления не дает достаточного уровня низких частот. – Объем правильный. При заданной добротности и Vas самый рациональный.
– не правильная частота настройки фазоинвертора не дает достаточного качества баса. – Раз правильный объем, то и настройка правильная.
– не правильный объем СЧ оформления приводит к призвукам на середине.
-Тут аффтор прибил себя сам. Средник надо менять на подходящий ШП. Кстати, объем вполне нормальный, только ПАС надо сделать на средник как говорил Великий Шоров, как учит Ирина Алдошина.
– не правильная обработка СЧ оформления дает зажатость динамики средних частот. -Суперзагадочная фраза. По моему аффтор для галочки писал пункт, ну чтоб больше было.
– слабые стенки корпуса дают призвуки и потерю КПД на НЧ. – Стенки надо смотреть конкретно. Все-таки изделию около 40. Что-то ослабло, можно подклеить или стяжку поставить (не корпус же менять, тоже мне проблема).
– плохая герметичность не дает работать даже тому НЧ резонатору который есть. – После этих слов аффтор окончательно потерял уважение. Резонатор – АУ, ты где?
– плохая работа фазоинверторного типа оформления как такового приводит к однообразному гудению, высокой неравномерности баса в комнате, требованию больших мощностей от усилителя. – ФИ известен с 30-х годов, работает во многих конструкциях. И очень удачно. На 35АС он рассчитан превосходно, ну подстроить, тоже мне бином Ньютона. Загадочная фраза – однообразное гудение.
– не удобный размер и форма корпуса требует установки его на подставки или мебель, в противном случае получаем недостаток высоких частот и не правильную сцену. – Размер тот, который получился при расчете. Расчет -верный. А установка на стойку – это правильно. Но к корпусу отношения не имеет.
Короче, друзья – эта статья есть развод. Часом аффтор не с ОдЭссы будет?
Пардон, Господа. Последний удар в область паха. Про к.п.д. У ФИ оформления этот параметр выше, чем у закрытых систем. “Мордой об стол (или фэйсом об тэйбл) кому как удобнее.
Коля, позволю себе снизить градус вашего возмущения. Причина есть.
Я однажды лично поучаствовал в измерении и настройке колонки, выполненной по расчетам и с помощью Александра Рогожина, точнее- ящик считан и собран по Рогожину, а настройка полос моя. Результат выложен на Вегалабе, а сам скажу, что такой ровнейшей басовой ачх в обычной комнате, правда, большой, я не видел давно.
Единственное, что я не стал бы делать, так сооружать для 75ГДН именно такое оформление, как лабиринт, габариты раздуваются, хотя и ценой высокой отдачи внизу. Всё-таки закрытый ящик литров 60 для него оптимальнее , 45 герц реальных, что ещё нужно для счастья от звука.
тема на Веге:http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695
Хочу колонки собрать на динамиках 25гд-18/22 .
Поможете корпуса рассчитать ?
Что посоветуете ??
Готов заплатить
30ГД2 был оптимизирован для работы в ФИ 1/2 Vas. В этом случае он в таком корпусе имеет оптимальные частоту среза (спада, как угодно) и К.П.Д. Расширение полосы пропускания в сторону нижних частот ведет к НЕОПРАВДАННОМУ увеличению амплитуды колебаний катушки и, как следствие, росту искажений, в том числе, и нелинейных.
Хорошо, точнее правильно отрегулированный ФИ не дает подъемов и всплесков на граничной частоте, которые страшны только одним. Увеличением времени переходного процесса.
Когда-то, давным давно, было принято считать, что ЗЯ дает более “слитное” звучание “басовых” составляющих спектра. В основном, это было мнение “музыкантов”, при этом ЧТО они слушали было неясно. И эта сказка переходила из издания в издание.
30ГД2 имеет верхнюю частоту в пределах 1000 Гц. Это означает, что при правильном оформлении у него хорошая переходная характеристика или как раньше говорили “хорошая атака”.
Можно долго спорить какое оформление лучше. Типа что лучше BMV или Мерседес.
Суть не этом. В ораторском искусстве не принято “топить” своего визави. Придумывать небылицы про 35АС, да еще так безграмотно… Появляются сомнения не только в профессионализме аффтора, но и его порядочности.
Это я и хотел сказать в своем посте, не более.
Мир, дружба, жвачка.
Ваши тонкие дополнения – лишь доказывают сложность и неоднозначность бытия. Хочется ЗЯ- жертвуй нижним срезом, хочешь ФИ- забудь про короткий незатянутый отклик. Куда же бедному крестьянину податься…..
Есть другое мнение.
Хочешь ЗЯ – используй НЧ голову с параметрами ТС для ЗЯ.
Хочешь ФИ – испльзуй голову под ФИ.
Хочешь бандпасс 6-го порядка – заплати хитрозадому индусу Боузу за патент.
Как все у вас просто. Этот- туда, этот-сюда. Так и дурак сможет.
А ты внедри совершенно негодный автодин -да в фазоинвертор, потом то, что получилось, громко назови фазаинвестарам, в устрашение остальным неучам, пущай завидуют.
Я лишь имею ввиду то, что не нужно изначально загонять себя в тупик. Выруливать потом сложно и дорого. И долго.
Не надо забывать о “коротком отклике”. Отклик ФИ такой же как у непередемфированного динамика. Правда, если набивать ящик ватой, то время реакции резонатора Гельмгольца действительно будет затянуто. А если нет, то нет.
Меня манит особый вариант ФИ, по Бесселю. У Алдошиной он изложен, как лучший в мире фазоинвертор. И как услышавший его однажды лично, желаю построить его снова. АБ.
Ещё раз отмечу (вроде уже писал), что “дёшево” такой шкаф делается только украв материалы с мебельной фабрики и не учитывая собственное время.
P.S. Собственный труд многие вообще почему-то не ценят. А почему?
В статье указано, что толщина материала 16 мм, а фанера только 15 мм. Ее можно использовать или лучше мдф?
Разница в миллиметр, не сыграет значительной роли.
ну а вы бы выбрали МДФ или фанеру? Что лучше?
Фанеру или ДСП. Но я не весть какой авторитет.
В порядке улучшения акустических свойств: фанера, дсп, двп, мдф. Такой вот расклад.
Я только фанеру использую.
Однозначно музыкальный МДФ. То есть не слишком спрессованный и, как говорят, не проверял, содержащий резиновую (?) крошку. Якобы для увеличения потерь при колебаниях. Идея не нова. Но от фанеры я бы воздержался. Уж слишком звонкий материал.
Сейчас напомню про колонки из бетона. Армированные углеволокном.
А я делал 🙂 Жесть жесткая… Никогда не делайте бетонных колонок! Никакая вата внутри них не спсёт звук.
А чем плоха фанера на 18мм ?
Нашел на сайте
“У каждого, кто занимался акустикой, есть свой опыт борьбы с вибрацией стенок корпуса.
Едва ли кому надо пояснять, что эффект это нежелательный.
Редкие исключения – скорее повод для создания иных систем АС, чем повод терпеть призвук.
Используется много способов. Начиная от усиливающих перегородок и распорок, заканчивая экзотическими мраморными АС (“а ваши мраморные колонки клееные или долбаные?Smile”). Засыпка двойных стенок песком, обклейка битумными мастиками – можно продолжать долго.
Мы использовали с большим успехом криволинейные (полуцилиндрические) стенки.
Весьма технологично и удобно для производства. Легкие и жесткие.
Прочные. Будет интересно – выложу технологию.”
Знакомый, занимающийся мебелью, говорил, что нет проще сделать криволинейную форму ящика из склееного 5-мм гнутого на оправке МДФ, он принимает любую форму, толщину можно нагнать какую хошь, прочность не хуже остальных вариантов.
Только 16 мм для такого ящика маловато будет, хотя там перегородки какие-то есть.
Да зачем все утолщать? Расстояния между панелями небольшие. Ну перестраховаться, сделать переднюю панель – двойной. Да этого за глаза и с запасом.
Так если переднюю панель увеличить в толщине, то длина “отверстия” снизу увеличится. Это как-то повлияет на звук?
На НЧ нет. На средине и вч да.
на сч и вч в худшую сторону или в лучшую?
На НЧ приращение длины тоннеля на 1,5-2 см.(0,7%) не отразится. На СЧ и ВЧ другое акустическое оформление. Тоннель не задействован.
Интересно,как на 16 мм дсп/фанере/ ЗАКРЕПИТЬ 75 ГДН……
Есть проблемы? Например, винтами с гровером.
Такой вопрос. Стоит ли переднюю панель брать более толстую? К примеру, взять не 16 мм, а 32? Эти 16 мм как-то повлияют на звук ? И есть ли смысл? Углублять место под динамики я не собираюсь. P.S. планирую переделать 50 ас 022.
Родной ящик от 50Ас 022 ничем не выказал слабости стенок при басовой нагрузке. Я бы не заморачивался.
А еще вопрос, но уже по поводу амфитонов. Передняя панель вылезла немного из корпуса. Её можно как-то обратно вдавить?
А вообще 50 ас-022 подходят для такую переделку? Просто здесь используется 75 гдн 1-4, а в Амфитонах 75 гдн 3-4.
Я б не советовал такую переделку и для 75гдн-1. Ящик в 100 литров делает его бас неадекватным, а тут открытый…
родной ящик от Амфитона совершенно оптимален по объему для его динамика , кидаться в повторение незнакомой конструкции- смысла ноль.
Для 75ГДН-3 нужен ящик 40-45 литров, не 60 , как для 75ГДн-1.
У 75ГДН-3 добротность меньше.
Какой нужен объём для дымохода я не в курсе.
ну а если есть желание собрать такие “столбы” , то амфитоны подойдут или все-же ящик рассчитан под 75 гдн1 ?
Если цель – собрать такие столбы – собирайте. Вы же это хотели услышать?
Я хочу услышать, что ящик рассчитан не только на75гдн 1, но и на 75гдн3.
Да ответь человеку проще)
Да подойдет. Корпус рассчитан на резонансную частоту.
Спасибо за ответ) Если звучание будет хуже чем в родных ящиках, то я просто верну динамики обратно. А так , если они подходят, значит звук мне понравится)
Да, т.е. с меня спросу нет) Такого корпуса я не пробовал, но люди хвалят. Соберете, отпишитесь пожалуйста что вышло.
Третий раз . Амфитоновы 75ГДН-3 это ДРУГИЕ динамики под ДРУГОЙ расчет оформления. Какой- вопросы к Рогожину, он считал.
Значит все-же не подойдут? Люди вроде бы такие корпуса и на 35 ас 018 делают. Раз мнения разошлись, то я все-же рискну. Вдруг звук понравится.
Вот здесь можно почитать какие динамики можно применять: https://ldsound.info/labirint-rogozhina/ 75 ГДН-3 подходят.
А для корпусов все-же лучше фанеру или мдф?
МДФ! Она поглощает вибрацию, а не передает наружу из корпуса, издавая призвуки.
Еще MDF обрабатывается легко. Но себе взял бы фанеру высшего сорта с порезкой.
Я так понял МДФ – это топ? И я бы тоже взял фанеру, но она 15 мм, поэтому я выбрал пока что МДФ)
Топ – это мдф переменной плотности. С одной стороны плотнее, с дугой рыхлее. Бывает по краям плотная, внутри рыхлая. Делайте из того, что есть или дешевле в Вашем районе купить. Сделайте пробный вариант – понравится, делайте чистовые корпуса из хорошего материала.
По мне- так чрезмерно раздутая и надуманная проблема. Не имея понятия о звуке колонки в целом, истерически начинают метаться, хватаясь за подслушанные у гурей секреты. Ах! Фанера! Ах! МДф ! Ах! HDF Только в них счастье и успех. А ни фига. Хоть из стали сделай ящик, умеючи – будет звучать. Маленькая поправка. Умеючи.
Мой вопрос относился к общим качествам: обработка, цена и т.д. По звуку , как мне кажется, разницы мдф и фанеры не замечу, хотя отличия между всеми своими парами АС чувствую, вижу. Амфитоны приятнее всех играют. S90F мне как-то по басам не нравятся(гудят такое ощущение и все), S90B по басам были лучшими ( до 50АС-022), но были как-то глуховаты на высоких. S50B по ВЧ, лично мне, показалось, что играют лучше S90 (B и F), ну а с амфитонами пока не сравнивал.
Меня всякие доски устраивают, а фанера впереди всех. МДФ тяжелый и при распилке создает огромную тучу очень мелкой пыли.
Шпонированный дубом МДФ вообще сказка. Но найти его непросто.
А если после сборки отдать эти ящики в мебельную мастерскую, чтобы они отшпонировали? P.S. я так и планировал)
Цену сначала шпонирования узнайте. Сделайте пробный вариант. Черновой, из любого материала. Понравится, ищите уже из чего делать и как оформить.
Я планировал сначала собрать голые ящики из мдф, послушать, снять динамики и затем отвезти корпуса в мастерскую.
Шпонирование – это очень дорого. Тем более ящики такого размера. Попробуйте сделать одну колонку, из любого г… материала. Как раз опыт изготовления появится. А затем, если результат устроет, делайте окончательный, чистовой вариант из двух одинаковых ящиков.
Спасибо за совет, попробую)
Раньше любая схема в журнале начиналась и описания (жирным курсивом) ,в котором говорилось что это, для чего нужно, а далее (самая замануха!) какие у неё технические характкристики. Мощность……………Вт, Частотный диапазон…………………….Гц,
КНИ……………………%, Неравномерность………………..дБ, Габариты…………….мм, Масса………………кг. Почему бы тут так не оформить?
Не совсем понимаю подхода в этом проекте – одна из основных причин это не правильно спроектированный корпус девяностых. Поэтому автор решает сделать новый корпус-лабиринт оставив комплектацию и схемотехнику прежней. В итоге получаем новый корпус в современном формфакторе. Ну, так себе результат. Не знаю как они играют но выглядят они страшновато. Как ни крути а динамики девяностых угадываемы за версту. Изюминка девяностых, про звук пока не говорим, это винтажный вид и натуральные материалы в отделке. Сейчас это в тренде. Многие современные производители включают в свою линейку именно винтажного вида акустику. Например JBL 4319, JBL L100, Wharfedale Denton, Linton. Так может быть есть смысл рассчитать новый, правильный корпус и не отходить от изначальной идеи!?
Всех приветствую.
Только не кидайтесь сразу камнями)
Есть у меня две Веги 15 ас 109. Звук с них мне понравился, и Вч и Сч но баса не хватает. И вообще их хвалят, как лучшие полочники.
Еще есть пара динов 75 гдн.
Так вот к сути: а можно поставить в этот корпус дины от веги 15 ас 109 вместе с фильтрами? А на бас естественно 75гдн…
Конечно объем сч корпуса маловат для 25 гдн 3-4, и ЗЯ получается, но если ему срезать низ…
Вот хвалят же Вегу многие, почему нельзя начинку с этой акустики перенести в с90 и вч и сч? И чуйки подобранны.
Кстати еще вопрос не из этой темы. есть широкополосники ителма 25 гдш 1а. Смогут ли они заменить 20 гдс? Или 25 это шутка))
В какой корпус собрались ставить динамики от веги?
Друзья , у помогите чертежами на тоннеля рогожина на динамики 25гд-18/22 буду благодарен
“Кроссовер. Особых требований по месту установки нет. Удобнее всего разместить на перегородке за динамиком.” За каким именно динамиком и на какой именно перегородке? Кроссовер – достаточно объемная конструкция, не повлияет ли его расположение внутри на работу лабиринта?
Здравствуйте друзья. В строительстве АС я впервые. Прочитав статью Рогожина решил построить “лабиринт” . использовал фанеру 18мм соблюдая внутренние размеры. Начинка S90. 75ГДН 3-4.
Как в сравнении с заводской S-90?
под кроссовер хватило места за соседним динамиком.
На Авито есть объявление об изготовлении и продаже корпусов-конструктора для таких АС. “Набор-конструктор для сборки корпусов S90 35АС” называется.
https://www.avito.ru/novouralsk/audio_i_video/nabor-konstruktor_dlya_sborki_korpusov_s90_35ac
да действительно такое объявление есть – оно моё, ваша ссылка правда нерабочая почему-то. вот актуальная https://www.avito.ru/novouralsk/audio_i_video/korpusa_dlya_s-90_i_35ac_3075750452. если у кого-то какие-то вопросы есть пишите прямо в avito за несколько лет наработано уже кое-что…. фоток несколько сотен только куда вот их выложить только непонятно. хотелось бы уже как-то грамотно это пересчитать всё мне кажется ошибки есть и в этих расчётах. но однозначно могу сказать что звук кардинально в лучшую сторону, а точнее совершенно другой уровень уже звучания!!! где все 35 АС рядом не валялись)
Без всяких “претензиев” замечу, что для НЧ лабиринта скругление углов делать совсем не обязательно. Высших типов волн при изгибе колен лабиринта можно не “бояться”, но сократятся затраты на производство.
Сейчас в процессе сборки данного корпуса, но под кастомную акустику, похожую на 35ас. Вч медно-бериллиевый сплав, сч полностью кастом по хайэнд технологии на бумажной катушке с 1граммовым диффузором на шелковом двухволновом специально отпрессованном для этого динамика подвесе в каркасе от 20гдс, с шумоизоляцией керна. Басс будет тюнингованный 75гдн3 на кевларовом подвесе и с профессиональной облегченной вентилируемой катушкой с каптоновым каркасом dynamic state (мощностью около 200 ватт на перегрев).
Вот меня тоже заинтересовал вопрос как будет играть 75гдн 3, у которого добротность почти в 2 раза ниже от 75гдн1.
Ну я не постеснялся господину Рогожину лично написать.
Ответ прилагаю на скрине.
Хочу отдать чертеж в распил. Из чего предпочтительней? Фанера 18 мм, или ЛДСП 16 мм?
По чертежу 16 мм, но фанера лучше.