Гуру стращают – мозги думают, а руки делают! А не замахнуться ли нам на лофтин 6С5С + 4П1Л… и всё в триоде?
Можно, конечно, сваять двухкаскадник СЕ 6С5С (12Ж1Л Пентод) + ГУ50 триодом или даже РР 6С5 + ФИ6Н8 + 6П36 и слушать всего на 7-8 часов громкости. Есть фанатики и ГУ18 (с двухступенчатым включением анодного через аэроконтакты), но это на про нас!
В таких случаях прежде всего надо не забывать, что 1000 В прошибает 1-2 мм воздуха и 102 дБ давления могут повредить «молоточки с наковаленками», безвозвратно! Наша задача: получать удовольствие от музыки.
Инструменты: однотакт лампа УМ + хорошая чувствительная акустика (ШП в рупоре) и еще желательно всё это разместить в нашей хрущевке.
Лампа УМ: это малоконденсаторный триодный на прямонакале и лучшей драйверной, а значит лофтин 6С5 + 4П1Л Триодом. Предвижу вопросы о 300Б, 6С4 или даже 2А3, а Вы их пробовали нагреть, правильно?
Определились – 6С5 (6Ж7 триод) + лофтин 4П1Л Триод! Выходной трансформатор уже отработан. Проектируем. Рисуем схему (стандартную) и начинаем заполнять цифрами.
Ответы на вопросы «Почему?» традиционно ищем в первоисточниках.
Кладём на стол вахи 4П1Л Триод. Не забываем линейку, карандаш и конечно мозги с калькулятором. Из даташита берем максимальную мощность на аноде, она равна 7,5 Вт, на второй сетке – 1,5 Вт, итого – 9 Вт! Мы её триодом. Есть конечно энтузиасты на 15 Вт, да можно и все 20 Вт.
Высчитываем – рисуем максимальную нагрузочную кривую для 9 Вт, по точкам, красная кривая – чтобы не спалить лампу.
Пока на глаз выбираем диапазон сеточных напряжений, без фанатизма и сеточных токов, получается от 0 В до -28 В. Середина получается -14 В – рисуем недостающую эквипотенциальную сеточную кривую -14 В фиолетовым.
Вот её пересечение с кривой максимальной мощности и есть рабочая точка, звезда на бумаге.
Её координаты показаны зеленым – 46 мА и 194 В, проверяем = 194 х 0,046 = 8,92 Вт – не спалим! Координаты на краях можно тоже проверить, чтоб не спалить лампу.
А теперь самое главное – дать на сетку от края до края ВСЕ 28 В переменки-сигнала, на аноде получить неискаженный в крайних (±14 В) точках сигнал равноудаленный от кривой максимальной мощности, то есть построить прямую, проходящую через нашу РТ. Получилась синяя.
Пересечение этой прямой с вертикальной токовой около 97 мА, соответственно пересечение с горизонтальной напряжения около 361 В. Мы имеем напряжение и ток, от деления которых получаем сопротивление, это и есть правильная нагрузка, в нашем случае – приведенное анодное сопротивление для расчета нагрузки = Ктр выходного трансформатора. Получилось 361 : 0,097 = 3,73 кОм. Для приведенного сопротивления триода 4П1Л инетгуру рекомендуют 5 кОм?! Давайте построим прямую через нашу правильную РТ с таким наклоном в 5 кОм.
Получилось криво, при отрицательной полуволне (-28 В) лампа отдает почти макс мощность, а при положительной (0 В) намного меньше, чем максимальная. Значит лампа «дергается» каждый период входной звуковой волны, это называется искажения и каша в звуке.
Вывод – в этой РТ для получения максимальной мощности с минимальными искажениями анодное приведенное = 3,73 кОм. Соответственно Ктр выходного трансформатора для 4 Ом = √(3730:4) = 30,5 для 8 Ом, соответственно √(3730:8) = 21,6. Теперь будет звук.
Теперь на схеме для 4П1Л можно подписать напряжения и токи. Получилось:
Сеточное смещение – 14 и анодное 194 В и анодный ток 46 мА взято из нашего рисунка, 200 В анодное питание примерно с учетом падения на первичке выходного, 203 В общего питания с учетом падения на дросселях. Сначала непринципиально, но потом единицы вольт складываются в десятки и не дай боже для смещения лампы.
Теперь ту же процедуру с поиском РТ проделаем для драйвера 6С5С с учетом, что анодное напряжение для правильного смещения выходной должно быть на 14 В «ниже» с учетом «подставки» между 0 В (общего провода схемы и катода 4П1Л). Даташит 6С5С для максимальной мощности:
ВАХи с построенными кривыми и прямыми для 6С5С:
Так же строим красную кривую максимальной мощности (только чтоб не сжечь), выбираем стабильное смещение драйвера (это очень важно для лофтина) -1,5 В, дорисовываем голубую кривую, затем несколькими умозаключениями в разумных пределах выбираем анодное напряжение, чтобы в сумме (по модулю = без знака) нижняя подставичка была «выше» анода на смещение -14 В. Анодное выбрано 120 В, на пересечении с -1,5 В находим ток РТ 8 мА. Получаем 120+14=134 В. Вот и нижняя «подставочка» по питанию.
На пересечении анодного 120 В и -1,5 В смещения рисуем РТ и находим ток покоя драйвера – 8 мА. Зная из долгой практики с 6С5С выбираю ей анодную нагрузку 24 кОм и строю на ВАХах нагрузочную прямую через РТ с наклоном 24 кОм (320 В : 13 мА – пересечения с осями).
Анодное питание драйвера получается 320 В.
И так наносим на схему цифры в порядке расчетов = 120 В анодное, 134 В подставочка, ток драйвера 8 мА, анодное питание драйвера 320 В. Забыл посчитать обще питание 134 + 203 = 337 В.
И осталось посчитать подстроечное сопротивление в питании драйвера, именно оно изменяет анодное напряжение драйвера, а значит и смещение выходной 4П1Л, а значит режим ток выходной лампы, чтоб не спалить.
Подсчет простой, разница анодного питания на ток потребителя = драйвера = (337-320):0,008 = 2,125 кОм. Выбираем постоянное 2 кОм с последовательным довеском 500 Ом, для точности из практики.
С мощностями сопротивлений вопросов нет, ток мизерный, что поставим, то и пойдет.
Теперь настройка – запуск
Вначале запускаем драйвер (выходная лежит рядом), выставляем напряжение на аноде заведомо меньшее расчетного на 5 В (чтобы сразу «не улетела» выходная). Снимаем питание.
Устанавливаем выходную лампу в панельку, ставим на контроль милливольтметр (напряжение на катодном резисторе 1 Ом в милливольтах, ток лампы в мА).
Только теперь подаем питание (после прогрева). Не хлопнуло? Хорошо, ждем полчаса на «прогрев-устаканивание» всего что можно и потом регулировочным 500 Ом начинаем «жечь» выходную, перемножая ток лампы на напряжение анода, доводя мощность рассеивания до неприличия.
Ну а если хлопнуло, нужно хлопать себя и проверять монтаж.
Несколько слов из жизни
Разброс цифр будет приличный, если Вы предварительно не измеряли и не подобрали лампы, если Вы не озадачились стабилизацией питания.
Накалы прямонакалов заказываю у китайцев по 4,2 В на каждую лампу отдельно. Через месяц напряженной работы полярность накалов желательно менять, для этого запитывать с разной полярностью, а потом перетык.
Да и анодное питание тоже у них этажерка из 48 В и 24 В.
Удачи и спасибо, что дочитали!
Фото для внимательных:
Cамое главное, на последнем фото не видно блока питания, то бишь – трансформатора, ответ прост – для анода – этажерка из китайских AC-DC 48 В/1А и одного “сверху” 24 В/1 А оттуда же.
Предвижу гнилые помидоры скептиков, отвечаю плагиат: “спорим о вкусе устриц с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки” М.М. Жванецкий.
При слепом прослушивании я не заметил разницы в звуке, а вот массогабаритная и “фоноборотельная” ощутимая, если не сказать ОГРОМНАЯ. Да и ВСЕ накалы тоже из поднебесной: 4 В/1 А и 12 В/2 А с доработкой до 12,6 В (для октальных последовательно, готовлюсь к локтальной серии вроде 12Ж1Л).
Китайцы эти импульсники выковыривают откуда-то и пускают в продажу (ничего не пропадает – молодцы!). Очень дешево и очень сурово.
На схеме стоят два дросселя, это входная “противоимпульсная” цепь обычного АТХ компьютерного блока питания. Да и вообще, после каждого импульсного питания ставлю такие цепи (благо радиорынок кишит дешевыми палеными платами от них).
Мой друг проводил маркетинговое исследование, сравнивая затраты на аналоговое торообразное диодовыпрямительное фильтростабилизированное времязатратное и т.д. питание, и импульсно-китайское Алиэкспресс питание, так вот последнее выиграло аж в 1,7 раза. Теперь пользуюсь только китайскими импульсниками.
О статье: смысл помочь желающим собрать свой лофтин, к примеру на 12Ж1Л пентодом и 6П36С триодом (чем сейчас и занимаюсь) по-мощнее, но не так прекрасно.
О мощности. Источником сигнала у меня 3Q 225 плеер с жестким внутри – рекомендую (ест все файлы лослесс), так вот его выхода на максимальной громкости хватает, чтобы “раскачать” этим 6С5 + 4П1Л усилителем озвучить зал на 40 м2, больше не надо.
О лампах. 6С5С – вымирающий мамонт, поэтому и дорогой, его электродная система взята от старой доступной 6Ж7, только вторая сетка в 6С5С заварена на анод, а от третьей осталась одна стойка, поэтому если у 6Ж7 всё, что выше первой сетки зацепить на анод, то получится 6С5С в чистом виде, не многие это знают, нужно срочно скупать 6Ж7. Только вот “шляпа” у нее не всем эстетична, на фото у меня как раз 6Ж7 и 6С5С, разницы перекидыванием как входа так и выхода никто не нашел – слушателей было 5 человек.
Об акустике. Использую в рупоре тоже китайский ШП – Melo David 6,5″ – это пока лучший звук из моей практики.
Автор: Юрий Е.
Мой полностью прямонакальный усилитель, лампы 2п1п (триод) – 4п1л (триод), схема лофтин, т.е. с непосредственной связью, и кенотрон тоже прямонакальный локтальный AZ21. Вых. трансформаторы на железе ШЛ19*33, от ТС-26, использовался в магнитофонах Маяк -201, -202, Снежеть-202. Режим 4п1л 230в 30мА, Рвых мах=1Вт, в катоде 30мкф 450в К78-17, включен “ULTRAPATH”-конденсатором, идею еще давно подсказал victorvvo из Владивостока, катод – к земле через три МЛТ-2 по 1ком, итого 3ком.
Нагрузка 7ком/8 ом. Чувствительность 1,2в RMS.
… не всегда хорошо однотипы ставить паровозом… надо посмотреть на сопротивления, практика звука подсказывает разнотипы, смысла в высоком внутреннем кенотрона не вижу, лучший звук показывает пластинажелезо не менее 10 квадратов, зачем смещение -20 ? вахи после -28 кривые, по теории этот режим даст не более 0,93 Вт, а она ооочень далека от практики, ну а ТРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ резистора в катоде…, откуда приведенное 7Ком ?
Не сомневаюсь, что звук удался но 1 ватт как-то….При всем давнем обожании Лофтинов , эту схему собирать не стану. Давно тому назад настрогал Буратин-Лофтинов в разных вариантах, и с 6п14п-6с51н , и с 6н6п параллель- 6с4п, и с 6Ж43п и с 6Э5п, а потом успокоился надолго обычной схемой на 2а3 и двухкаскадным драйвером на 6SN7GT .
7 килоом анодной приведенки обеспечивают низкое выходное сопротивление без потери мощности. Разумеется, это требует повышенного питания.
Лофтин , если выделить главное его достоинство, не залетает в режим запертой сетки выходной лампы при перегрузе и детектировании сионала сеткой.
Но если обычно достаточно 400 в анодного для 6с4с или 2А3 с автосмещением, то для Лофтина уже нужно не менее 600в.
Тогда с 5 к в аноде можно получить 4 ватта и выходным 2 ома с трансом среднего качества и 1, 5 Ома с выходником высшего качества.
Высокоомная первичка и вторичка отожрут у него ватт-полтора выходной мощности.
последняя версия = 4п1л+4п1л = ну и это можно услышать только на правильной акустике – рупоре. пишите eun7758яндекс
сейчас уже = 12ж1лтриод + гу15триод – замечательно, ну а 4птриод+гу15триод – … давайте поспорим = что бывает лучше… на рупорный ширик…. хоть и китайский
= ну а моему другу “зашла” кривонакальный аналог 12п17л = триодом, на входе 12ж1л = и вообще вся локтальная серия ооочень хороша = ну а СашеБоку земляку посоветую Дшник… как любит ВасильКарта… = шоб парик в форточку выносило… 😉 – и хрен бы с ним, с качеством…
… удивляет комментарий о мощности(малой) почему-то не связанной со звуковым давлением… нАуши = я о нормальной акустике, без нее никуда