JBL4312B – изменение фильтра

JBL4312B - изменение фильтра JBL4312B - изменение фильтра

Получил колонки для настройки фильтра – JBL 4312B. Предварительное измерение показало странный результат, такое впечатление, что хорошие динамики включены просто тупо в параллель без фильтров, наезд полос чудовищный, хотя каждый динамик очень ровный. Динамики все 4 Ома.

JBL4312B - изменение фильтра

Стык СЧ и ВЧ по горизонтали на уровне ВЧ динамика

Не обошлось и без разочарований. Пищалка отнесена от средника далеко и в сторону. Ровная АЧХ получается в узком луче между трех динамиков, в стороне начинаются неприятности. Хотя, можно зайти и за колонку, звук не деградирует с уходом от главной оси. И за счет большой площади басовика и его чуткой мембраны отклик просто диву даешься, удар барабана – сбивает с ног)))

JBL4312B - изменение фильтра

НЧ динамик с родным фильтром

JBL4312B - изменение фильтра

ВЧ динамик с родным фильтром

JBL4312B - изменение фильтра

СЧ динамик с родным фильтром

Пищалка купольная титановая, с выдавленными ребрами жесткости по куполу, звук приятный, но есть могучий резонансный выброс на 2 кГц, его убрал фильтром 2-го порядка, шип ушёл, остался чистый звук и ровная АЧХ.

JBL4312B - изменение фильтра

Забавно, что поиски родной платы фильтров, следуя вдоль длинных проводов к динамикам, привели в самый верх колонки, изнутри на передней стенке приделана крохотная платка с мизером деталек. А если судить по поведению АЧХ каждого динамика, то впечатление, что фильтров нет вообще. Молодцы, в общем, американцы. Заводские фильтры просто позор нации, басовик летит без завала почти до 5-6 кГц, туда же добегает средник, стык с пищалой аж на 7 кГц, свалка такая, что найти точку более-менее ровной АЧХ не удалось. Пришлось зарисовать это невиданное явление. Там жуть. Неприятно то, что колонки на СЧ/ВЧ все же разные, нужно разбираться, что причина тому, то ли пищала паленая, то ли средник перемотан, полярность не та.

JBL4312B - изменение фильтра

Проведя почти неделю за микрофоном, могу выдохнуть и сказать честно самому себе, что звук сложился. Самое печальное, что все попытки получить правильную и ровную АЧХ разбились о дрянной звук. Хотя, с точки зрения микрофона АЧХ была иногда просто наикрасивейшая. Но вслушиваясь в звучание привычных треков, всегда получал неожиданный щелбан по ушам в каком-либо месте. То рояль стрельнет, то голос вскрикнет, то гитара наждаком резанёт. И только когда добился АЧХ средника в виде пологого купола (симметричного слева и справа, с подгонкой уровня), получил совершенно слитный, неразличимый звук басовика и средника, мягкий и комфортный. И пищалку настроил на звук без шкварок, что было жутко непросто, с титановым куполом. Только после этого любая музыка стала звучать словно передо мной не трёхполоска, а шикарная двушка. Уходил в другую комнату, слушал оттуда, звук не страдал, сохранил красоту и наполненность.

Схема фильтра финального варианта:

JBL4312B - изменение фильтра

Звук и АЧХ – как у приличной двухполоски, все попытки выделить средину отдельной полосой ведут к её навязчивому пролезанию в звук. Только слитное нераздельное звучание средника и басовика позволили корректно подстыковать пищалу и получить достойное звучание. Хочется отметить один момент от фирмы JBL, с которым столкнулся. Басовик от батарейки “плюсом на клемму плюс” втягивается диффузором внутрь. Другие динамики работают наружу, как принято. В итоге пришлось полярность СЧ и ВЧ динамиков крутить вверх ногами.

JBL4312B - изменение фильтра

Финальная АЧХ

JBL4312B - изменение фильтра

Стык НЧ и СЧ

JBL4312B - изменение фильтра

СЧ динамик

JBL4312B - изменение фильтра

ВЧ динамик

Внутри АС оставлен заводской фильтр, к которому можно вернулся в любой момент.

Тема на форуме

Автор работы: Александр Бокарёв

53 комментария: JBL4312B – изменение фильтра

  1. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Дмитрию огромная благодарность за качественное оформление моих сумбурных измерений и фотографий. Получилось подробно и наглядно. АБ.

  2. Марков Николай пишет:

    Супер статья и работа!

  3. Константин пишет:

    Как я понял из прочитанного смена фильтра для достижения “ровной АЧХ”.
    Так как до внесения изменений она была в “три горба”.
    Фазировка нч с завода настораживает и хочется “ляпнуть” что предыдущий реставратор нахимичил с катушкой.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      До внесения изменений ачх была ровная, как те часы у капитана Врунгеля, которые показывали два раза в сутки совершенно точное время, нужно было лишь вовремя взглянуть. То есть, в одной какой-то точке что-то было похожее на ровность, но стоило сместить микрофон, как ачх сжималась в гармошку.

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    С завода колонку никто не дорабатывал.
    Фазировка басовиков самого вогнала в ступор, оказалось, что все динамики от плюса батарейки летят вперед, а басовики- назад.
    Чтобы не запутаться, басовику дал входной сигнал через катушку на красную клемму, остальные динамики сфазированы по микрофону.
    Смена фильтра не только для достижения ровной ачх. Там звук был плоский и размытый настолько, что стерео не пойми где и какое.
    Сейчас звук собранный, голос висит в воздухе, не привязан к ящикам и динамикам, неутомительный и комфортный. Чего и добивались.

    • LDS пишет:

      Наверное необходимо добавить, что в любое время можно вернутся к заводскому фильтру?

  5. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    да, можно. Это решение усложнило жизнь мне, но упростило владельцу колонок.

  6. Боря пишет:

    А ничего, что это контрольные мониторы ближнего боя и предназначены лежать на боку ? Именно тогда пищалка и среднечастотник будут расположены друг над другом, как у “простых” колонок и диаграмма направленности станет привычной. По поводу полярности басовика добавлю свои 3 коп : из схемы фильтра https://ldsound.info/wp-content/uploads/2020/04/4312-4312BMkII-ts-ldsound.ru_.pdf проводники, помеченные черной маркировкой, должны подключаться к минусу пищалки и среднечастотника, что интуитивно понятно, да там на + и – клеммы разные – не перепутаешь. А вот у басовика по той же схеме – все наоборот – черный к + (красный). В итоге – может проще было на бок положить ?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Беда этих колонок не в расположении динамиков, а в том, что сведение полос с родными фильтрами просто никакое, свалка дикая вместо ачх. Хоть на бок их, хоть на голову. Бездарная свалка .
      Сейчас колонки звучат достойно, редкий случай, когда немного завидую их владельцу , при всей своей несимпатии к трехполоскам.
      Динамики там очень удачные, поэтому схема фильтров несложная, а звук удался. Обычно все резко хуже, из трех динамиков- два уродца, из которых нужно звук добыть.
      Басовик на красную клемму плюсом батарейки- летит ….назад. Остальные- как положено. В итоге непонятка полная, но сделал как надо , по микрофону . А от того, лежа колонки или стоя, фазировка динамиков не поменяется.

  7. Боря пишет:

    Динамики расположены как положено у контрольных мониторов. Дело, на мой взгляд, в другом. Вы ведь АЧХ снимали микрофоном ? а колонки у вас стояли неправильно, и, возможно, микрофон был не там, где в нормальном акустическом поле д б ухо . Поправьте меня, если я не прав. Теперь о полярности: странная получается ерунда, если следовать схеме, то черная маркировка должна подходить у басовика к “+”, но он, как мы выяснили с помощью батарейки (я тоже прямо сейчас это сделал) обозначен почему-то черной клеммой. Да, это странно. Но я следую схеме производителя, а полярность определяю батарейкой не глядя на цвет. Получается, что соединения проводов с пищалкой и среднечастотником безальтернативны по конструкции клемм, а у басовика к черной клемме подводится провод с черной маркировкой. Допер – цвет клеммы выбрали для удобства бездумной сборки !
    Александр Ростов-на-Дону
    Смотрите. Если колонки лежат на боку, то ось колонки уходит вверх, где излучение вообще в кучку не складывается. Оно складывается лишь в одной точке, в треугольнике между динамиками, колонки, стоящей вертикально, причем, слева и справа от этой оси ачх разная, но благодаря отзеркаленному расположению динамиков можно расположить колонки по наилучшей форме ачх и звука.
    Это слышно даже без микрофона, достаточно сместиться самому в стороны относительно главной оси колонки. Владелец колонки понял все правильно, сделал как надо и весьма доволен звуком.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Схемы производителя я не знаю, фильтры недоступны без полного разбора колонок. Что не было задумано.
      Динамики оставили весьма приятное впечатление, а что там натворили на родных фильтрах- не моё дело. Мне их фильтры с коробок спичек размером не интересны.

  8. Боря пишет:

    Доволен и хорошо. А вот пищалки и средневики должны быть на одной вертикальной линии. Вы, по сути переделали колонки так, чтобы они тонально нравились тому, кто использует их не по назначению. Ему бы лучше подошли стоячие JBL L-100.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Вы совершенно правы, Г-образное расположение СЧ и ВЧ динамиков заметно снижает габариты по высоте, но вместе с тем уродует направленность . Такая точно проблема была у наших Амфитонов 50АС-022. Но там колонки не зеркальные. Что ещё хуже.
      Кстати, хорошо сведенные колонки позволяют слушать музыку даже в стороне, без потери общего доброго впечатления . Я называю это- Звук с тобой.
      Знаете, даже не то, что тонально не нравились, там стереокартины в принципе не было, был дикий винегрет из звуков. Пришлось все с нуля и до результата.

  9. Марков Николай пишет:

    Жаль, что 40 Гц они реально не тянут. Минус 12дБ = их нет

  10. Боря пишет:

    ИМХО. Убежденность в убогости обсуждаемого изделия JBL, зиждется, как мне кажется, на святой уверенности, что до фирмы JBL за всю ее славную историю, так и не дошло, что колонки их звучат как “винегрет”, поскольку ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что американцы дебилы, не так ли ? Видимо и я дебил – поэтому я для начала ознакомился с фирменной инструкцией и, вообще, юзал мониторы в соответствии с их функциональным назначением. Кстати, может кому пригодится: не надо ломать корпус, чтобы извлечь фильтр. Он крепится двумя винтами, головки которых находятся под самоклеящимся шильдиком, там где ручки настройки. Шильдик отдирается и восстанавливается легко – решение по-американски грубоватое, но все же пилить и колотить нет необходимости. И еще : такое же горизонтальное расположение колонок и такую же компоновку динамиков, как у обсуждаемых JBL, применяют множество производителей контрольных мониторов. Известным исключением являются Yamaha 1000, возможно, поэтому у нас к ним относятся как к классному Hi-Fi, а не как к мониторам. Весьма сомнительно утверждение, что “правильные” колонки с любой стороны должны звучать отлично – это противоречит законам физики. Есть, правда, специальные решения для получения равномерного окружающего звука , но это больше фокусы для танцулек.

    • Инженер пишет:

      попробовать положить на бок 25АС-027 ??? Может действительно лучше будут играть… хотя не выйдет– пространственную картинку (большое пространство) озвучивают СЧ и НЧ на стыке частот в районе 600-1000 Гц.

      • Боря пишет:

        25-ас не стоит класть на бок – там пищалка не сферическая – ее надо всегда располагать по вертикали. Было бы лучше в каждой колонке по две таких пищалки друг над другом. А если бы еще все излучатели расположить строго по вертикали, а не сбоку, то просто блеск. В общем, только опыт – плод ошибок трудных.

    • А.Б. пишет:

      То, что винты фильтров под шильдом на клею, я в курсе. Кабы свои колонки- не вопрос отклеить и приклеить. А чужие дорогущие кромсать – увольте. Потому и сделано так, чтобы вернуть все обратно , не изуродовав оригинал.
      Колонки от рождения были настроены так, что стереоэффект вообще отсутствовал, свалка вместо стерео, каша и ахинея на ачх. После доработки одна колонка создавала объёмное звучание. Все сильно поменялось в лучшую сторону. И владелец после долгого отслушивания поблагодарил за успешную работу, а он очень привередливый товарищ, есть с чем сравнивать этот звук.
      Главная сложность была не в сведении трехполоски, а в том, как не вмешаться в конструкцию, улучшив изначально неважное звучание.
      И про дебилов инженеров не мои слова, ваши. Они как в том анекдоте, дура-дура, а тридцатку в день имею. Знают , что творят. Это мы тут репсель чешем, за что такие гроши.

      • Боря пишет:

        Я вас не за что , помилуй бог, не осуждаю – отличная, наверное, работа. Извините, если вы меня так поняли. Я бы сам кой-чего переделал в означенных колонках, но вот чего в них не было и нет, так это той “каши” о которой вы упоминаете, сцену строят они вполне четко, хотя никакой яркости и остроты, действительно не дают, и спасибо им за это. Мне эту вашу оценку очень чуднО читать – не может быть от “них каши” – это же контрольные мониторы ! То ли у нас с вами абсолютно разные понятия о прекрасном, то ли, когда они попали в ваши руки там было что-то очень простое, типа полярности при подключении динамиков попутаны, но изготовитель этого не допустил бы. Вы пишите, что до вас туда никто не лазал ? А я вот сомневаюсь, чтобы снять динамики и отсоединить провода от зажимов не надо никаких навыков, а из инструментов хватит одной отвертки – и никаких следов … кроме, например, ошибок при обратном подключении басовика ( подключение ВЧ и СЧ конструктивно не дает вариантов). Меня еще сильно напрягает, что в вашем обследовании не нашлось места для простой настройки с помощью ручек, выведенных на переднюю панель.
        Может они вообще были грубо сломаны – вы же пишите, что было похоже что фильтра вообще нет – так крутанули бы ручки для начала, чтобы убедиться. И наконец, вы же сами пишите, что ровная АЧХ была только по линии от точки между 3-я излучателями, вот это то самое, что должно было подсказать, что колонки просто неправильно установлены.
        Положив их на бок оказалось бы, что линия, точнее плоскость, как раз на уровне головы слушателя. Поработать на улучшение звучания под свой вкус вполне можно , но я бы для начала АС расположил как положено. Но это уже не ваш случай, это для последующих исследователей.

        • А.Б. пишет:

          Боря, отлегло, когда прочел ваш ответ:)
          Там была странность такая: красная и черная клеммы басовика, то есть плюс и минус. Верно? Так вот, плюс батарейки на красную клемму ВТЯГИВАЕТ диффузор.
          У пищалы и средника с полярностью порядок. А как нужно потом на схеме обозначить полярность динамика, при таком раскладе? Что считать плюсом?
          Хотя, сейчас решил, что вернее было пометить басовик не + – , а Red -Black 🙂
          При всех странностях настройки снимаю шляпу перед создателями этих колонок за превосходные по звучанию динамики, особенно басовик и отменный средник.
          Кстати , пищалка из титана при всей проблемности этого металла удачно вписалась в ансамбль,хотя достаточно низко отрезана.
          Главное, что сразу смутило и вызвало критику- безалаберная настройка фильтров, словно оттуда выкинули детали, а динамики включили в параллель.
          Добравшись до фильтров, можно было бы нарисовать их схему, но конструкция не позволила сделать это без ущерба для внешнего вида.
          Колонки, что и говорить, красавы. Оставили теплые воспоминания и легкую зависть к их владельцу . Звук получился породистый и красивый.

          • Боря пишет:

            Ну и хорошо, что отлегло. Про разметку проводов я уже писал выше – она взята мною из описания этой схемы от изготовителя. А схему фильтра я могу прислать, если еще нужно. Я может соберусь переделать кое-что в этих АС, в том числе уберу ручки с лицевой панели и перенесу их на заднюю и сделаю “под отвертку”, ведь для дома для семьи регулировка делается один раз, заодно раза в 2 уменьшится длина внутренних проводов, их тоже я бы заменил. А схему фильтра оставил бы, только сделал бы из новых и лучших компонент. На финише я бы и корпус поменял на новый такого же размера и формы, но из фанеры 30 мм – но это уже высший пилотаж.

            • А.Б. пишет:

              Боря, схему родных фильтров мне было бы интересно увидеть. Схема моих фильтров перед вами. Картинки до и после-тоже. Успеха вам!
              ПС. Слабо верю в улучшение звучания заменой деталей одних на другие , но лучшего уровня. На звук сильнее влияет не тип детали, а её номинал. Цепи у нас резонансные и частотнозависимые. Единственное. что присоветую, резисторы ищите манганиновые С5-16МВ, а емкости поликарбонат к77-1. Зеленка. Они лучшие но ясности звучания.
              Кстати о корпусе. Через какое-то время владелец пожаловался на дребезг в одной колонке, который он пытался вычислить. В итоге оказалось, что задняя стенка начала елозить, клей рассохся. Но чтобы это выловить. ему пришлось генератор доставать, гонять на приличной мощности. Нашел, исправил.
              Боря, поправьте меня, если неправ. На расположение колонок указывает наличие ножек , по памяти, они там были, внизу. На них и ставлено было . Ежели бы задумано класть их на бок, то и там должны быть ножки , ну, чтобы не подрать стол и сами изделия. Либо я ниччо не понимаю в мониторах)))

  11. Боря пишет:

    Привет ! Ссылку на схему я уже давал выше и забыл, так что ничего присылать не надо . Что касается ножек, то это, наверное у вас не совсем ножки, а наклейки. У меня они тоже были от предыдущего владельца, но я их сразу безжалостно содрал. Контрольные мониторы предназначены лежать на столе, получается они полочные, уж никак не напольные. Вот JBL L-100, те напольные. Они то же самое, что 4312, но вертикального расположения, при котором пищалка сверху и все динамики по одной вертикальной линии. Для них фирма JBL рекомендует свои напольные подставки металлические, они не высокие и небольшой наклон назад обеспечивают, чтобы стрелять в ухо слушателю. У меня 4312 лежат на обычных засыпных стойках для полочных АС и отделены от них шипами. А корпус и правда, сделан небрежно. Система в целом несет следы архаики – ее, надо думать, еще Дж.Б.Лансинг придумал в 1946, придумал и повесился, бедолага. Но вот – звучат же !
    PS. Слегка приврал я – в L-100 пищалка и среднечастотник на одной верт линии, но она слегка сдвинута относительно центра басовика. Слегка пожертвовали классикой ради компактности.
    В общем кратко: ссылку на схему я уже выше приводил. Ножки те не ножки, а наклейки от предыдущего владельца, надо полагать. Есть вариант таких же колонок, но вертикальных – это JBl L-100.

    • А.Б. пишет:

      Боря, спасибо, по ссылке скачал фильтр. Мдя. Не назвал бы его навороченным .
      Аж три детали, не считая крутилок. ))) Зато есть полет для апгрейда )))

  12. Александр пишет:

    Заинтересовала Ваша схема ! Являюсь пользователем JBL4312B. Купил на аукционене Japex. После получения поменял кондёры на Jantzen silver. Как звучат..думаю хорошо! Кроссовер открутил просверлив дырки под шурупы не снимая панели( боялся помять). Хочу собрать Ваш.. чтобы сравнить. Вот так звучат мои на ютубе.

    Схемы у меня нет, а фото кроссоверов

  13. Боря пишет:

    Привет всем ! Ну вот прошло 1.5 года, много чего изменилось в окружающем пространстве, но неизменной осталась страсть к хорошему звуку ! Настало время доложить обществу о модернизации своих JBL 4312B mk2. Выше я намечал заменить всю внутренность, оставив ТУ ЖЕ СХЕМУ ФИЛЬТРОВ. Заменено следующее: 1) входные клеммы на Cardas 2) вся внутренняя разводка на кабель Tasker C-102 (сечение 1.5 и 2.5 кв мм) 3) снят родной фильтр, установлен такой же, но на других элементах (об этом чуть ниже). 4)подсоединение динамиков пайкой. Собственно, это все !!! Теперь о фильтре: теперь он представляет собой отдельные элементы на задней стенке рядом с отверстием для клемм. Если честно, то родные емкости и катушки были вполне на уровне. После долгих проб и ошибок встала снова в строй старая катушка. А дело тут было в следующем: в приведенной мною схеме ее индуктивность указана 0.2 mHn. Купил пару таких и поставил. Долго мучился с дискомфортом в верхних частотах. Смущал так же размер новой катушки, превосходящий в разы размеры родной (разницу в сечении проволоки я учитывал). В отчаянии прикинул какой должна быть индуктивность при той же емкости в фильтре пищалки. Оказалось что для фильтра Линквица должна быть L=0.15 mHn . Все другие варианты и близко не лежали с емкостью 3 мкФ. Только тут я понял откуда разница в размерах катушек. Старая катушка встала на свое законное по праву место и дело пошло лучше. ОТМЕТИМ: в фирменной схеме L=0.2 mHn указана ошибочно, ДОЛЖНО БЫТЬ 0.15. Но, как ни странно, главное влияние на звучание оказали потенциометры. Исследовав “родной”, так и не понял как он работает, тк показывал все что угодно, но никак не хотел в средней точке делить сопротивление в пропорции, чтоб в сумме давала 8 ом как по схеме. Купил на Али такие же. Но и тут был такой же облом. Плюнул, взял из ящика с электрохламом отечественные ППБ-15Г 15 Ом, которые работали вполне предсказуемо – четко делили в установленной пропорции сопротивление в 15 Ом.
    Поставил – теперь ручки регулировки торчат из задней стенки на одной линии с клеммами. Кстати, провод на басовик теперь идет сразу от клемм, а у фирмы сначала к плате фильтра, которая была в противоположном от басовика краю – длина внутренней разводки уменьшилась в 2 раза ! . Ну и все, дальнейшая настройка была сделана легко и приятно ! Фазировку динамиков устанавливал на слух. В общем, теперь наслаждаюсь сочной и отлично проработанной серединой, густым басом и отсутствием истерического визга на высоких и великолепной четкой стереокартиной. Но колонки у меня лежат на боку, как им положено ! Позволю себе одно, на мой взгляд, существенное замечание: избегайте навороченных фильтров 3-4 порядков, дайте ХОРОШИМ динамикам свободу ! Конкретно здесь басовик – не басовик, а широкополосник, а среднечастотник и пищалка только чуть помогают ему. Простые фильтры с пологим подъемом и падением АЧХ для них лучшее решение. Ну, правда, ученики Джэймс Б Лэнсинга не дураки. И последнее: все, чем я тут хвастался на самом деле хорошо работает только в моих конкретных условиях: деревянное помещение, частично заглушенное, высокостабилизированное электропитание, усилитель MOON i3, акустический кабель Inakustic LS-1002. Все долговременные соединения паяны припоем Oyada S47, никаких лишних винтов и зажимов.

    • АБ пишет:

      Напрасно вы заменили родной аттенюатор на обычный переменник ППБ-15. Он далеко не эквивалент родному устройству. И устроен совсем иначе, там внутри два переменника с двумя бегунками, по схеме Г-аттенюатора, где меняется затухание, но не меняется входное сопротивление устройства. А это залог нормальной работы фильтра. У вас же с вашим ППБ нагрузка фильтра будет меняться в разных положениях крутилки, звук тоже . А это неправильно. ( по мнению разных набранных по объявлению специалистов типа меня)
      Впечатлен вашим острым слухом. способным различить поведение катушек в 0,15 и 0,2 мГн. Мне до вас далеко, буду учиться. И провода паял какие были, ужас просто.
      Разделю ваши восторги про звучание JBL4312 , его не удалось испортить даже мне, как ни старался. АБ.

      • АБ пишет:

        Добавлю лишь, что доработанные в 20 году колонки у владельца их забрали сразу после прослушки, так и не тронув родных забавных куриных фильтров со смотанными внутри проводами . Звук устроил сразу и без придирок. Жаль, не довелось новым владельцам прочесть ваши строки. Вышли бы на новый космический уровень. Ну да все к лучшему.

        • Влад Ростов пишет:

          Я вот недавно на винтажной немецкой эстраде кем то всунутые туда кондеры мгбо шунтировал пленочным в доли микрофарад и звук кардинально менялся. Именно на окраске генератора шума заметно было. Хотя простое изменение номинала мгбо на 50 процентов практически не давало разницы. Акустику не назову так как ее еще продать нужно.

          • АБ пишет:

            С вами искренне согласен, на шуме такие вещи слышны, на музыке бесполезно прислушиваться.
            Электролит , шунтированный пленкой, на шуме выслушивается мгновенно и уверенно. На звуке можно себя уговаривать, но разница нулевая. Другое дело, найдите того, кто на шуме работает и вслушивается. И всматривается в экран с кривульками АЧХ. Нет таких.
            Зато поумничать -очередь, как в мавзолей.

      • Боря пишет:

        Спасибо . Согласен, что прием, который я использовал, был груб. 15 Ом совсем не 8 Ом. Но мне надо было быстро проверить как будет меняться звучание при регулировке потенциометром. Оказалось, что меняется самым предсказуемым образом, чего я не достигал штатными средствами. Это все не очень корректно, я понимаю. О моделях потенцциометров. Меряю тестером сопротивление WX-200 ( т е родной) между контактом 1 и 3, по моему разумению входное, получаем: меняется в пределах от 0 до примерно 40. Меряем то же у ППБ – не меняется, т е равно 15 Ом. В то время как сопротивление 1-2 + 2+3 в сумме всегда 15. Предсказуемо. Вот поэтому и взял его. Если не трудно, укажите в чем ошибка.

        • АБ пишет:

          У родного аттенюатора( не потенциометра) сопротивление меняется по другому закону, нежели у потенциометра, что ввело вас в смущение. И у аттенюатора задача , погасив сигнал на динамике , сохранить входное сопротивление независимо от положения ручки . Там две подковки внутри, с разным сопротивлением, одна включена последовательно с динамиком, вторая параллельно.
          Не так просто , как кажется. Хотя с упрощением подхода и ППБ -15 прокатит.
          Нагрузите выход вашего потенциометра на 8 ом и вновь измерьте входное сопротивление. И будете удивлены.

  14. Борис пишет:

    Я так понял, что потенциометр, конечно, на громкость влияет, и даже заметно в какую сторону, но только точно не равномерно и, вообще, не очевидным образом из-за изменения нагрузки в виде сопр динамика (4ом)+делитель, т е усилитель будет нагружен не постоянными 15 Ом, как хотелось бы, а примерно в пределах 3-15 ом. А так же, поскольку сопр динамика сравнимо с сопр делителя, то уровень сигнала на нем не будет пропорционален отведенной на него части делителя. Аттенюатор даст усилителю постоянное значение нагрузки. Вот только непонятно почему именно 8 ом, если нагрузки (динамики) м б разные ? Или, если сопр динамика в пределах единиц ом, то это 8+- , но постоянное ?

    • АБ пишет:

      ну, там по правде не 8 а примерно 5 -6 ом, и видимо, аттенюаторы подобраны под это значение.
      Для бытовых целей предостаточно точности регулировки. На фирменных аттенюаторах шкала в дБ точная, я проверял микрофонам, совпадает до децибелы. И выправив отдачу по крутилке, по шкале смотрел затухание и потом паял аттенюатор двумя резисторами по таблице.

      • Борис Сычугов пишет:

        На самом деле я хотел сделать то же самое, но с помощью потенциометра: найти оптимальную точку, и снять показания и впаять пару резисторов вместо потенциометра. Как выяснилось, потенциометр – это не очень. Вы были очень добры, когда ободрили меня, что “может прокатит”. Не очень катит, так что ставлю аттенюатор-крутилку, нахожу затухание, рассчитываю по затуханию параметры резисторов уже постоянного аттенюатора и … за паяло.
        А может покручу-покручу, послушаю-послушаю, плюну и скопирую ваш фильтр, если не возражаете, конечно ?

        • АБ пишет:

          За неимением заводского аттенюатора так и делаю, настраиваю ачх с переменником Ом на 15-22, потом меряю половинки переменника и заменяю их постоянными резисторами. Потому как результат вижу на экране измерилки. Ну и разумеется, проверка на слух .
          Как особая опция, делается такая крутилка и в готовой колонке, для точной настройки баланса средины и вч, там доли децибела играют роль, да и под настроение можно либо оживить срединку или верхушки, либо присадить их для пущего комфорта.

          • Борис пишет:

            А я так и сделал: взял переменник на 15 Ом и крутил до посинения дня 3. Приборов нет – только на слух. Добился того, что отличия одного и того же альбома с разных носителей разных производителей и разных релизов теперь слышны очень явно – контрольные мониторы, однако ! А еще под большим впечатлением нахожусь от прослушивания старых винилов: американских, японских – свой восторг я здесь уже выражал. Так что послушаю еще недельку другую, может так и оставлю – от добра добра не ищут. И ручки пусть торчат )))

            • АБ пишет:

              Борис, не знаю, зачем нужно было вытаскивать наружу новые регуляторы, эрзац- замена родным крутилкам, сделанным по правилам. Когда можно было и там накрутить с тем же результатом. А второе- за эти дни ваш слух прислушался к новой реальности и адаптировался под звучание колонок, теперь вы слышите все нюансы и уверенно можете называть колонки мониторными. Это я такой привереда, подай мне ровный баланс и корректные стыки, а так в принципе можно слушать и без этих хлопот.

              • Боря пишет:

                Мне самому непонятно, почему штатными крутилками у меня не получилось установить нужный баланс. Можно повторить (о таком намерении я выше писал), но скорее всего не буду – много другой работы. Вы сами писали, что конечным критерием и для вас является слух. И это очень правильно. Ведь АС – инструмент для исследования музыкальных записей, а инструмент должен быть “по руке”. В нашем случае “по уху”))). Я думаю, что хорошо бы обследовать АС на предмет линейности уже после настройки на слух, дабы убедиться, что слух не подвел, ну и может еще подкрутить для устранения выбросов АЧХ. Хотя пластинки звучат привлекательно, но по своей природе неровно, это да, прибор нужен для доводки. Я знаю , что делают все, в частности вы, как раз наоборот. Я бы сам так делал, но приборов нет ))).

              • Борис пишет:

                Тут еще один вопрос меня донимает. Я использовал потенциометр в качестве делителя напр и ставил его параллельно динамику. А ведь с таким же успехом можно потенциометр подключить к динамику последовательно, используя только одну половинку потенциометра, как переменное сопротивление. А как по-вашему лучше ?

  15. ZLOIVOVAN пишет:

    Все ваши старания ” для точной настройки баланса средины и вч, там доли децибела играют роль” бесполезны если вспомнить о регуляторах тембра и наличии тонкомпенсации практически во всех усилителях (от 6 до 12 дБ). Не стоит забывать об акустических свойствах комнаты и расположении слушателя (его ушей) относительно колонок.

    • АБ пишет:

      Вы будете смеяться. Но ни в одном из моих усилителей нет регуляторов тембра и тонкомпенсации, уже примерно лет так 30. За полной ненадобностью.Да и о свойствах комнаты не забываю, при случае могу привести ачх в точке прослушивании , в режиме стерео. Там полный порядок.
      Из ваших строчек следует, что можно делать колонки с любым поведением , сэкономив на ненужной ерунде, каких-то там фильтрах , а все косяки этого решения выправлять криволайзерами на слух.
      Сражен таким подходом. Придется переосмыслить весь опыт прошлых лет. Просветили мою серость, поклон вам.

      • Федор пишет:

        Буду смеяться! Не делали темброблок и тонкомпенсацию – Ваше право – это значительно удешевляет продукт.
        В конце 80-х Коля открыл еще одну часть своего бизнеса – настройка звукового тракта. Предполагалось, что с помощью имеющихся генератора белого (розового) шума фирмы RFT и брюлевского шумомера при наличии эквалайзера можно настроить АС с учетом их неравномерности ЧХ и помещения. У многих тогда уже были эквалайзеры разного производства.
        Так вот, каждый канал отдельно настраивался эквалайзером с учетом конкретного размещения конкретной АС в помещении.
        Заказчики были вполне довольны. За мизерные, по сравнению со стоимостью усилителя и колонок цене удавалось получить вполне себе приличное звучание в квартире. Стоила эта услуга всего 25 рублей. Я этим у него занимался, его эти копейки не привлекали. Сначала он брал 20% за заказ (пятерку), потом перестал.

        • Борис пишет:

          Тембры были на всех советских и несоветских радиолах 1950-60х. Они работали – баланс менялся. Звук был, но очень некачественный, далекий от натурального очень и очень. Хотя некоторые и ностальгируют по этому уе…щу. Повсеместное увлечение эквалайзерами в 1970-х и массовый их выпуск отечественной промышленностью был связан с некоторыми успехами в этом деле в профессиональной сфере – тогда начали строить микшерские пульты с сотней ручек регуляторов. Каждый хотел почувствовать себя саундменом. Увлечение прошло быстро – на вторичном рынке бытовой эквалайзер стал самой распространенной и самой невостребованной позицией. Все дело было в том, что бытовой эквалайзер отличался от профессионального за сотни тысяч долларов , как небо от земли и, конечно же, он не мог исправить плохую согласованность уся и колонок, от которой большинство меломанов и страдало, поэтому они к этим бытовым приборам охладели быстро. А самое главное – внесение еще одного звена в звуковой тракт ВСЕГДА имеет отрицательный побочный звуковой эффект. Так что флаг вам в руки, а мы это все уже проходили.

          • Федор пишет:

            Где Вы все это проходили? И какие КОНКРЕТНЫЕ претензии к регулятором тембра и эквалайзерам? Кроме эмоциональных взбрыков никаких претензий! Начитались, панимаашь, интернетовских “любителей”, якобы аудиофилов.
            Я, например, настраивал звуковой комплекс у Шварца (композитор был такой и большой почитатель аудиотехники), Зацепин приглашал в свою студию для исследования его аппаратуры, да и другие были музыканты и режиссеры. В том числе и в Останкино.
            Ну и простые советские граждане не брезговали…
            Стало быть, был результат.

            • Борис пишет:

              Уважаемый Федор ! Может быть у вас прекрасные работы в области эквалайзинга, не знаю, не имел возможности ознакомиться. Но здесь обсуждается вопрос об апгрейде пассивного фильтра АС JBL 4312B mk II. Судя по вашей реплике, вы придерживаетесь мнения, что это пустое, а всего можно достичь с помощью эквалайзинга на этапе прохождения сигнала до входа в акустику. Наверное можно. Если АЧХ динамиков АС не пересекаются. А вот это уже невозможно. Вот тут и встает вопрос о пассивных фильтрах, которые сделают результирующую АЧХ АС более или менее ровной. А вот уж после этого можно приступать к работе вам и с помощью эквалайзера или тембров, или тонкомпенсации приводить звучание данной системы в данном помещении к частотному балансу, приятному слуху вашего клиента. И я думаю, что вам обязательно будет сопутствовать успех, если настраиваемая вами система будет содержать АС, отрегулированные примерно в том ключе, как описано в обсуждаемой статье. А когда ЭТО я проходил ? Ну, лет так 65 назад, когда начал крутить ручки басов и высоких нашей семейной радиолы и мог убедиться, что изменение баланса никак не влияет, например, на детальность звука. То есть широкополосный динамик радиолы сам по себе был фильтром, в данном случае механическим и , в данном случае, не совсем удачным. Вы изволили заметить, что отсутствие тембров и пр на руку производителям HiFi т к уменьшает себестоимость ? Вот как раз наоборот – гораздо выгоднее поставить копеечный и бесполезный регулятор и повысить розничную цену на десятки процентов без практического увеличения себестоимости.

              • Федор пишет:

                Чтооо? Где я писал, что разделительные фильтры динамиков заменяет эквалайзер? К барьеру за дезу!
                Слова “эквалайзинг” не существует. Это не технический термин.
                Раз Вы не поняли, то повторю: настройка звукового тракта с помощью многополосного фильтра – эквалайзера – служит, в основном, для компенсации “вредных” частотных свойств помещений для прослушивания самого разного назначения. От комнаты в квартире до профессиональных помещений для записи звука.
                А настройка тракта в “сквозном режиме” дает, это очевидно, настройку всего того, что относится к звуковому тракту, в том числе, и неравномерность ЧХ акустических систем. Разделить: АС отдельно, помещение отдельно данный способ настройки не позволяет. Да это не нужно!
                Уважаемый, Вы читаете наоборот! Речь идет об “аудиофилах”, которые отрицают установку частотных регуляторов (тембров). Наоборот, я считаю, что тембровая окраска звука необходима в усилителях. Как простая: НЧ,ВЧ, так и многополосная. Потому как бороться с помещениями трудно, если вообще возможно.
                Подобные заявления о том, что у меня все так хорошо, что тембры не нужны, мною не приветствуются. Кому-то везет с помещениями, кому-то нет.
                По поводу фильтра для JBL. Я бы сделал другой фильтр. Но не отрицаю и полученного. В конце концов все решает результат. Если звук улучшился, то и слава Богу. Работа была сделана на заказ. А как бывший коммерсант, считаю, что неважно как, неважно чем произведено улучшение звука. Если не гонят палкой, и клиент доволен, значит работа выполнена.

      • ZLOIVOVAN пишет:

        Кланяюсь вам в ответ и хочу напомнить про кривые равной громкости слуха человеческого. Как с этим быть? Или в ваших конструкциях вместе с регуляторами тембра отсутствуют и регуляторы громкости?

        • Федор пишет:

          Уважаемый Влад, Вы, видимо, н когда не пытались работать с многополосными бытовыми фильтрами, поэтому просто не представляете себе те возможности, которые они дают в плане корректировки частотной характеристики АС в помещении.
          Октавного фильтра вполне хватает, чтобы на 90% подстроить характеристики комнаты.

      • Влад Ростов пишет:

        А разве пассивный фильтр нагруженный нелинейной нагрузкой в виде динамика не хуже фильтра на основе линейного быстродействующего операционного усилителя с обратной связью?

        Конечно хуже.

Добавить комментарий для АБ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *