Началось всё на всемирной выставке в Осаке (Япония), где в 1976 году были представлены «супер идеальные» колонки, работающие в поршневом режиме, во всём диапазоне частот. Это был технический прорыв. В поршневом режиме скорость распространения радиальных изгибных волн так велика, что диффузор движется как единое целое во всем диапазоне частот. Эти АС обладали ровной АЧХ (35Гц -35кГц ±1,5 дБ) и нелинейными искажениями ниже в 1000 раз психофизиологических порогов заметности.
Как и над форматом VHS, над этой разработкой трудились специалисты лидеров HI-FI рынка того времени: Это японские компании – Sanyo, и её акустическое подразделение OTTO, – Sony, их АС SS-G5, SS-G7, SS-G9 на тот момент считались эталоном качества, – Yamaha, имеющая наибольший опыт в изготовлении купольных СЧ динамиков. А так же ряд американских производителей и молодая (на тот момент) английская компания Wilson, чья концепция и была выбрана за основу этих АС.
На выставке данная акустика была представлена под маркой Fisher. Угасающая компания была куплена концерном Sanyo, выпуск таких АС должен был возродить легендарный бренд. Для Европы и США они назывались Fisher 1200 Studio Standard (STE 1200), для внутреннего рынка Японии – OTTO SX-P1.
История отечественных «супер идеальных» колонок началась на международной конференции в 1977 году в Западной Германии. Одним из участников был высокопоставленный член ЦК КПСС, меломан и поклонник качественной музыки. На фуршете в заключение конференции, его внимание привлекла необычайно завораживающая и «живая» музыка. Наш делегат заинтересовался источником звука – это были Fisher 1200 Studio Standard. Представитель Англии отпустил шутку, вроде того, что в СССР – кроме ракет и подводных лодок – больше делать ничего не умеют… После возвращения советской делегации в Москву пришёл груз – Fisher 1200 Studio Standard. Это был подарок от немецких друзей.
На очередном докладе ЦК партии о развитии товаров народного потребления, было заявлено что к предстоящему съезду ЦК КПСС будут представлены и запущены в производство новые АС высшего класса сложности, работающие в поршневом режиме. Тем временем Fisher 1200 Studio Standard были разобраны по винтику и изучены.
Задание было дано ведущим КБ и радиотехническим предприятиям Министерства электронной промышленности СССР. Но, несмотря на затраченные усилия и средства, никому не удалось изготовить даже опытного образца. Руководители, несмотря на страх потерять свои места, в один голос заявляли, что советская промышленность не располагает такими технологиями и отстает на двадцать лет от зарубежных разработок. Военная же промышленность в СССР, как известно, наоборот, опережала мировую. Шутка английского делегата оправдывалась.
Тогда проект был отдан на НПО «Торий» в г. Москва, выпускавший в то время комплектующие для атомных подводных лодок. Где уже к концу 1980г создают опытные образцы. А через два года запускается серийное производство АС под названием Электроника 100АС 060. Экономии не было не в чём, с затратами не считались. Например, звуковые катушки и магнитные системы динамических головок проектировались с учётом сопротивления соответствующих звеньев фильтров и их влияния на параметры Тиля-Смолла. НЧ диффузоры изготавливались на прецизионном оборудовании – никелевый сплав напылялся на специальные поролоновые формы, которые помещались в высокотемпературную печь, где никель вспенивался до строго определённой структуры. Затем вручную шла наклейка на никелевое основание алюминиевой фольги. Купол СЧ – головки наращивался внешними слоями сапфира на алюминиевой подложке в специальной камере. ВЧ излучатель имел кольцевую диафрагму с тончайшими прорезями, полученными с помощью лазера и бескаркасную алюминиевую катушку. Корзины всех динамиков выливались под высоким давлением из алюминиевого сплава и имели массивные основания. Многозвенные фильтры с линейной фазой не только фильтровали сигнал, но и компенсировали реактивное сопротивление головок и их частотно-временные отклонения. Для вибродемпфирования пятислойных стенок корпуса в опытных образцах использовались те же материалы, что и в атомных подводных лодках.
Далее было налажено производство ещё 7 моделей АС, наиболее популярными из которых были 75АС-065. Главным минусом новых моделей было использование таких же НЧ и СЧ-головок в малогабаритных корпусах, что сказывалось на звучании в основном в басовой и мидбасовой области звукового сигнала.
Из-за сложного процесса производства и высокого процента брака, данные АС выпускались небольшими партиями около 1000 пар в год. Стоимость в розничной сети одной 100АС была 540 рублей, а затраты на изготовление были в два с половиной раза больше, разницу в цене предприятию, естественно, доплачивало государство.
После выпуска первых серийных образцов проводились сравнительные субъективные экспертизы, выполненные совместно с Ленинградским Домом радио и фирмой “Мелодия”, где принимали участие помимо конструкторов, профессиональные звукорежиссеры и музыканты. Для прослушивания были выбраны лучшие зарубежные АС того времени (Wilson, Onkyo, JBL, Yamaha, Diatone, Sony, Kef, Tannoy, Technics и др.), но оригинальных АС Fisher на прослушивании не было. В ходе прослушивания Электроника показала не плохие результаты, разработчики праздновали победу. Их звучание характеризовалось как чёткое, детальное, в меру аналитичное с хорошей артикуляцией и динамикой. Также отмечалась хорошо прорисованная сцена и натуральная подача звуковых образов. Используемый тракт состоял из ламповой усилительной аппаратуры, а в качестве источников выступали катушечные деки и виниловые проигрыватели. Позже после появления цифровых форматов некоторые аудиофилы отмечали звучание этих АС как жёсткое, с небольшим металлическим призвуком. Другие же и по сей день считают данные АС эталоном качества и источником натурального звука. Такие довольно противоположенные мнения, скорее всего, обусловлены сложным импедансом и сравнительно высоким ЭДС самоиндукции этих колонок, исходя из чего могут возникнуть трудности при подборе транзисторного усилителя.
АС Fisher на прослушивании не было не случайно: к концу 70х годов было полностью прекращено их производство и идея не получила продолжения. Рыночные отношения не могли потерпеть убытков от изготовления столь сложного и высокотехнологичного изделия. Розничная цена акустики не оправдывала затраты и производство было свёрнуто.
Немного информации с рунета:
Кое-что немногое, чего не смогли достичь наши разработчики (в сравнении с Otto SX-P1/Fisher STE 1200):
1. Толщина стенок корпуса 20мм против 30мм; материал обычный ДСП против композитного спец. ДСП.
2. Магниты не соответствовали параметрам, на НЧ и СЧ даже пришлось склеивать два магнита, что ухудшает концентрацию магнитного поля в зазоре.
3. НЧ диффузор у Otto имеет большую жесткость и меньшую массу, благодаря более мелкой текстуре никеля и особенностям оригинального сплава. Нет даже картонных ребер жесткости по краю диффузора в месте крепления подвеса.
4. Большая жесткость дала возможность установить жёсткий тканевый подвес с пропиткой, уменьшить добротность, что дало более высокую чувствительность, при той же резонансной частоте.
5. Катушки всех динамиков 2-х слойные, намотаны плоским проводом, включая бескаркасную катушку ВЧ, намотанную плоским алюминиевым проводом. Каркасы же СЧ и НЧ динамиков изготовлены из алюминия и приклеены металлическим диффузорам жаростойким теплопроводящим клеем. В результате чего диффузоры служат теплоотводом, радиатором, что позволяет получить линейный импеданс в очень широком диапазоне мощностей. В наших 100АС применяются обычные катушки, намотанные проводом круглого сечения и каркас из бумаги, покрытый только алюминиевой фольгой.
6. Диффузор СЧ у SX-P1 выполнен из 3х-слойного оксидированного алюминия, каждый слой с разными параметрами жесткость/вес/затухание. 100АС – 1 слой оксида алюминия, при этом такой же толщины.
7. ВЧ у 100АС выполнен вообще не из оксида алюминия, а из обычного пищевого алюминия, только высокотемпературного прессования. Кольцо (диффузор не купольный, а кольцевой у обоих АС) получилось хоть и жесткое но хрупкое, что не позволило сделать прорези в гофре мембраны. В Оtto кольцо так же как и ВЧ из оксида алюминия, с прорезями и специальным демпфирующим покрытием гофра диафрагмы, что даёт возможность расширить диапазон частот в сторону радио частоты, снизить резонансную частоту, повысить динамику, и убрать присущие 100АС металлические призвуки.
8. Фильтры выполнены из аудиофильских компонентов, разводка кабелем большого сечения, позолоченные клеммы.
9. Более “дорогая” внешняя отделка (шпон дерева эбони).
Очень много неточностей и мифов.
1) НПО Торий изготавливал (и изготавливает ) мощные приборы СВЧ для РЛС, теле- и радиостанций.
2) Никелевые диффузоры не напылялись и не вспенивались, а получали гальванопластикой, путем осаждения никеля на подложку из открытоячеистого пенополиуретана.
3) Подвесы диффузоров ВЧ не прорезались лазером, а просто прожигались элктроэрозией.
4) Про диффузоры ВЧ и СЧ каша какая-то. ВЧ не изготавливались из оксида, как у прототипа , так и у Электроник изготавливался из алюминиевого сплава, оксидированного электрохимическим путем.
4) Катушки СЧ и НЧ точно так же на металлическом каркасе, а не на фольгированной бумаге.
5) Прорези в подвесах ВЧ были и в Электронике, потом от них отказались, за счет изменения технологии изготовления мембраны.
Металлический призвук появлялся из-за нарушения технологии и вызван совсем другими факторами.
__________________
Зам гл. конструктора по изделию 75АС065 и более поздних моделей
очень бы хотелось услышать мнение зам.главного конструктора: а какие он рекомендует АС ?
Fisher 1200 Studio Standard (STE 1200)
вот что он рекомендует) то, что доктор прописал)
Эти колонки быди у меня дома месяц, за это время послушал их внимательно . При всей так называемой детальности звук оказался тягостным на слух, едким и утомительным, не помог даже ламповый пушпулл на 6с4с.
Потом приехал их счастливый покупатель и увёз к себе, слушать Queen и Металлику.
Позже в лабораторию привозили средники и пищалки иэ этих колонок, динамики оказались проблемными, с нехорошими трудно устранимыми резонансами, звук их был неприятный. Так и валяются где-то, неприкаянные.
На выставке в 2006 году удалось пообщаться с Александром Гайдаровым, гениальным акустиком и автором этой разработки. Но беседа касалась в основном моих ящиков, которые мы туда привезли. И Александр много чего полезного подсказал по фильтрам.
Ну, если технически грязная работа лампового усилителя вам милее всего на свете,то понятно почему звучание колонок вам не понравилось.
Усилитель не при чём, когда колонки с людоедским звуком.
Сделаны они явно не для людей, а для роботов, слизаны с фирменных из непонятных соображений.
А со слухом и с усилителями у меня все нормально, будьте уверены.
Надо было резистор последовательно поставить, однозначно помог бы.
Опоздали вы, барин, с советом-то. Эх….
Неужели эти АС настолько плохи?
Они просто крайне редкие. Сейчас то. Как узнать плохи или нет? Кроме того это вот наглядная иллюстрация поговорки “на вкус и цвет все фломастеры разные” Всё как обычно зависит ещё и от усилителя и помещения и так далее.
Мне эти колонки довелось послушать в виде изделия, а позже в виде отдельных динамиков, с измерениями в лаборатории и было, с чем их сравнить. Динамики особенные, проблемные, требуют навороченных фильтров.
Или может быть отсутствия фильтров, по крайней мере в обычном понимании. Схемотехника и промышленность давно шагнули вперёд, и экономить на числе каналов усилителя уже нет нужды.
NEULO.
Вы имеете в виду трёхполосные стерео усилители? Да, идеальный вариант!
пОНИМАЕТЕ, В ЧЕМ ЗАСАДА. Если динамик ровный и звучный, заставить его звучать всегда проще и результат достойный. А с проблемным динамиком все силы брошены на битву с косяками и уже не до звука. И к сожалению, исправить фильтрами недостатки динамика сложно как в пассиве так и в активе , потому что фильтры высокого порядка сами вносят в звук много неприятностей.
Здравствуйте.Решил оставить свой отзыв о электронике,сам-себе их не держал и не держу,ибо нет смысла.Слушал их на рабте,на одном усилителе,сталкивал 075 и s-9 0 /012/.Звук на 075 получше,но не более,много переплачивать за эту разницу не стоит,а уж если учитывать сколько за них сейчас просят,то надо просто забыть о факте их существования.Весьма средние по звуку.Сам держу себе sony g-5 /в одной связке/ и diatone -97 /в другой.Про эталон на момент 76 года sony g-5,скажу так,что бы удивлен когда поставил рядом с орбитой 216/первого выпуска/,те звучали не многим хуже,разве проигрывали в мягкости.А вот электроника по разнице с диатоном просто фантик.Ну и ,не по теме…по поводу подвесов на на диатон,только замена на новый,пропитывать всякой жижей только лонгировать свои мучения,жижа даст временные улучшения,потом появляются поперечные трещены,проверено.Поставил на свои полеуритановые ,остался доволен,зук не испортил.
Динамики от Sony SS-G7