Меня зовут Александр Федорович Ракитский, работаю инженером-конструктором в ОКБ, АО «ИЭМЗ «КУПОЛ», г. Ижевск, Республика Удмуртия, Россия. В данной статье я излагаю результаты (некоторые) своих исследований, связанных с улучшением звучания акустических систем (АС), в частности, АС с низкочастотными динамиками и сабвуферами.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация – за счёт цифровых методов обработки информации, достижений в производстве электронных приборов, операционных усилителей, транзисторов и т.д. и т.п. достигнуты просто фантастические показатели качества акустического тракта от источника сигнала до выхода усилителя мощности звуковой частоты (УМЗЧ). А вот последний элемент – громкоговоритель – самое слабое звено, сводящее на нет все предыдущие усилия и достижения, является основным источником искажений – нелинейных, интермодуляционных, инерционных и т.д. и т.п.
На мой взгляд, есть два пути решения данной проблемы:
1 путь – создание сверхвысококачественных громкоговорителей:
- создание очень жёсткой, работающей в поршневом режиме, безинерционной подвижной части громкоговорителя на основе суперновейших материалов таких как кевлар, графен, вспененный титан и подобное;
- сверхвысококачественные материалы для подвеса подвижной части;
- сложные магнитные системы и материалы для их реализации;
- провода для намотки на катушку;
- технологии всё это осуществляющее и т.д. и т.п.
Всё это ведёт к очень резкому удорожанию АС, но не решает задачу по качественному воспроизведению звука до конца, так как всё равно остаются масса и инерционность воздуха внутри АС, стоячие волны внутри АС, внутренние резонансы и многое другое.
2 путь – охват УМЗЧ и АС единой обратной отрицательной связью (ООС).
Для этого снимается физический сигнал о каком-либо параметре движения подвижной части громкоговорителя – смещении (ℓ), скорости (v) или ускорении (a) – обрабатывается и суммируется соответствующим образом с входным сигналом, поступающим на УМЗЧ.
Имелись попытки создания таких АС вплоть до малосерийного производства, где сигналом для ООС была скорость смещения подвижной части громкоговорителя или ускорение. Однако, широкого распространения данные АС не получили, массовое производство их так и не было реализовано.
Мной, в настоящее время, разработан и реализован 2 путь улучшения звучания громкоговорителя путём снятия физического сигнала о смещении подвижной части громкоговорителя от положения равновесия, его обработки и суммирования с сигналом, подаваемым на вход УМЗЧ.
Для этого мною был разработан датчик, на выходе которого имеется напряжение, пропорциональное расстоянию от датчика до подвижной части громкоговорителя. Если из этого напряжения вычесть постоянную составляющею, то получим переменный сигнал, пропорциональный реальному колебанию подвижной части громкоговорителя. Схема и конструкция датчика описана в [1], а его внешний вид показан на рис. 3:
Сигнал с выхода датчика поступает на блок формирования сигнала обратной связи и с его выхода, после соответствующей обработки, он подаётся на сумматор-вычитатель (рис. 2) и, в сумме с сигналом на выходе темброблока, поступает на вход УМЗЧ, а с выхода УМЗЧ – на вход громкоговорителя, замыкая обратную связь.
Можно сто раз говорить об улучшении качества сигнала, но лучше пару раз показать это конкретно.
На рис. 2 показаны точки А и Б, в которых снимались соответствующие эпюры напряжений с помощью цифрового осциллографа ATTEN ADS 1022CL+.
Первым тестовым сигналом была известная мелодия группы OTTOWAN с названием «HANDS UP», в современной обработке. Сигнал на выходе темброблока в точке А показан на рис. 4.
Сигнал колебания подвижной части громкоговорителя без применения обратной связи (точка Б) показан на рис. 5.
На рис. 6 показан сигнал колебания подвижной части громкоговорителя в случае применения обратной связи (точка Б).
Сравнительный анализ форм колебаний подвижной части громкоговорителя без применения и с применением обратной связи по сравнению с формой колебаний на выходе темброблока однозначно показывает положительный эффект применения обратной связи по смещению, выражающийся в весьма точном повторении формы сигнала на выходе темброблока.
Другим тестовым сигналом стала французская шансонная песенка с неизвестным названием, которую удалось записать с какого-то FM-радио. Форма сигнала колебания подвижной части громкоговорителя также очень близка при применении ООС к форме сигнала на выходе темброблока.
Датчик прост и недорог – суммарная стоимость его деталей составляет около 300 рублей. Схемы предусилителя, темброблока, блока формирования сигнала обратной связи, сумматора-вычитателя собраны на популярной м/сх TL072, просты, повторяемы. УМЗЧ собран по широко известной схеме Сырицо на м/сх ТDA7294.
Схема блока обработки сигнала, все нюансы изготовления и работы с датчиком – know-how автора статьи, если у нас с Вами сложится работа – то, пожалуйста, секретов нет. В АС применён громкоговоритель 8 ГД-1 РРЗ, внешний вид показан на рис. 10, а на рис. 11 показано, как устанавливается датчик:
На рис. 12 показан новый датчик (с чувствительностью на порядок больше предыдущей модели, к сожалению, пока не могу показать его содержимое полностью):
Расстояние до подвижной части громкоговорителя 100 ГДН-3-8 равно 62-64 мм (на этом громкоговорителе я планирую проводить дальнейшие исследования).
На рис. 14 показан УМЗЧ с темброблоком и сумматором-вычитателем, а на рис. 15 – блок формирования сигнала обратной связи (старый вариант):
Главное – даже самые лучшие сабвуферы в мире не обеспечивают такое повторение формы сигнала, не смотря на их фантастические стоимости. Кроме этого они вносят соответствующие фазовые искажения, обусловленные их схемотехническими решениями.
Чуть не забыл основного, для чего писалась статья – как изменился звук! Он перестал быть бухающим, затянутым, а стал динамически упругим, реальным, действительно зазвучали разные барабаны, а не бьёт по ушам какое-то неопределённое автомобильное «бухало»! Это надо, всё-таки, Вам хотя бы один раз услышать, милости просим Вас прослушать.
Предполагаемый вывод – средний по характеристикам НЧ динамик с помощью ООС по смещению, предлагаемою мной, по качеству выходит на уровень HI-END или весьма близким к этому.
Применение датчика по смещению позволяет осуществить большое количество других объективных и полезных измерений, таких как АЧХ и ФЧХ низкочастотных громкоговорителей в «голом» виде без акустического оформления, АЧХ и ФЧХ акустического оформления, провести анализ колебательности громкоговорителей, их добротности, нюансы переходных процессов, становится возможным их документирование, обработка и прочее. И ещё один важный момент – появилась реальная возможность сделать акустические исследования наукой даже для малых и средних акустических фирм, которые не могут часто бывать в дорогих специализированных акустических камерах.
И, наконец-то, должно резко уменьшиться количество отзывов о звучании той или иной АС типа: «Тёплое и чистое …», «Прозрачное…», «Бархатное…» и тому подобное, словно речь идёт о пиве или того хуже…
Дмитрий Менделеев сказал следующее: «Наука начинается там, где начинают измерять». И тут больше прибавить нечего.
С уважением, Александр Фёдорович Ракитский, инженер, Ижевск, [email protected]
Литература: «Радиолюбитель», Минск, №6, стр. 8 – 12, 2008 г.; № 7, стр. 8 – 11, 2008 г.
Интересная идея, но сколько нужно таких датчиков чтобы точно определить смещение диффузора выше критической частоты, после которой разные части его изгибаются в разные стороны?
Об этом говорилось ещё с первых публикаций систем с эмос – нужны фнч.
Грамотная , качественная работа, документально подтвержденная. Уважение к автору за свежее и красивое решение.
ЭМОС – принципиально правильный подход к увеличению верности воспроизведения НЧ сигнала. АС – единственное звено тракта, не охваченное ООС. Не знаю, пробовал ли кто такие варианты обратной связи как ЭМОС с выделением противоЭДС мостового или немостового типа с токовым датчиком и решение в лоб на базе микрофона перед диффузором НЧ динамика? Даже при глубине обратной связи 2 раза и ограниченной полосе рабочих частот эффект должен быть заметен.
В далекой юности пробовал с микрофоном МД от магнитофона – не получилось, все время сваливался в возбуждение. Остановился на катушке приклееной к диффузору не расстоянии несколько см от пылезащитного колпака. 10 ГД30 в корпусе 10МАС. Какой то эффект был,звук нравился, но нагрузка на динамик выросла и родная звуковая катушка сползла. На этом эксперимент закончился
Поподробнее о приклеенной катушке, пожалуйста!
Примерно 30 витков ПЭЛ 0.1. в навал, получается тор или бублик, эта катушка приклеивалась с “лицевой” стороны динамика. Диаметр тора немножко больше диаметра пылезащитного колпачка. Магнитного поля рассеивания постоянного магнита динамика, вне зазора магнитной системы, достаточно для наведения эдс в движущейся вместе с диффузором катушке.
В юности читал статьи про ЭМОС как детектив, но ничего не понимал. Сегодня есть и знания и опыт и приборы, но…..нет желания .Потому что в принципе устраивает тот звук, который есть, тем более, на тех жалких уровнях, к которым привык .
Сам принцип верен и обеспечивает уверенный результат, без сомнения.
Тем более, с современной схемотехникой и приборами, а также с возможностью поучиться у великих. Их много.
Уважаемые маэстро!Подскажите пожалуйста!Это что-то наподобие 35ас 013? Или в S-70 не совсем такая идея?
Принцип тот же, датчик положения диффузора другой.
сейчас подумал: а динамик сабовый с двумя катушками, вполне применим для использования одной из них – датчиком ЭМОС. Другое дело- нет таких динамиков среди высококачественных , в основном – утюги.
Датчиком может служить резистор 0,1 Ом последовательно с НЧ, на нем будет прямое напряжение в фазе и противоЭДС динамика. Обнимаем прямое и получаем информацию о движении динамика, фильтрует и заводим в УМ. Это и есть ЭМОС с токовым датчиком мостового типа.
А не проще купить нормальную НЧ голову и вставить её в нормальный корпус? Примеров замечательной акустики хоть пруд пруди.
И что за удивительные “достижения”, приведшие к фантастическому качеству?
P.S. Сдуру можно и сабвуфер сломать.
ой, а игде они, нормальные-то головы, ась? сколь живу, видел немного , да и те по такой цене, что расхочется и музыки . Пара димамиков по цене квартиры. ” И это- сущщественная правда!” , как поётся в песне Кострома группы Иван Купала. Так что – пользуемся тем, что рядом , согласно возможностям.
Александр! Бесплатный сыр бывает только в мышеловке и на благотворительных вечеринках. Вы и сами это прекрасно знаете.
Я отнюдь не против изобретательства и рационализаторства, но какова цель?
Цель прямо в статье и читается. Сделать так чтобы хорошо звучало и не по конскому ценнику. К тому же не каждый может отдать 20к за “нормальный” динамик, который ещё может оказаться, прямо скажем, не ахти. Я конечно понимаю, хороший звук-состоятельным господам, онли. Дада.
А чем этот плох: https://ldsound.info/scanspeak-30w4558t00/?
И по цене вполне доступно. Не дешево, но оно того стоит.
LSD а чем он хорош? вес подвижки 135грамм bl 10.5, этот динамик для сабвуфера в дом кино и то атака слабая будет.. Поддержу пост выше Александра Ростов-на-Дону
“ой, а игде они, нормальные-то головы, ась? “
Ещё одно замечание к воспроизведению НЧ (и не только).
Все хай-эндные решение в один момент разбиваются о стены типовой комнаты в типовом жилье. Строить специальную студию могут единицы, а оценить результат и того меньшее количество любителей звука.
А для бесед с ближними вы тоже строите специальные храмы , акустически обработанные , либо как обычно, беседуете, не особо вслушиваясь в комнатные отклики?
Студию строить, чтобы слушать любимую коллекцию…..даже в ум такое не приходило ни разА.
Вырос в пятиэтажке, из неё и вынесут, и что , замок себе требовать для барских забав? скажете тоже…..
Я написал примерно то же самое, только с другой стороны. И слушаю я бОльшую часть времени скворечники за компьютером. Разве что для беседы могу выйти на лужайку.
Почему и считаю, что ЭМОС, это не то, с чего начинать нужно.
P.S. А Вам не знакома такая продукция, как “Medan”?
Медан на веге обитает, в теме усилителей. Читаю его сообщения.
Собирался участвовать в Рос Хайэнде.
Он там постоянно присутствует (на выставке). И производит. У него и посмотрел, и послушал. Жаль времени на общение не нашлось.
Не он ли пару лет назад выставлял огромную колонку с огромным числом динамиков в паре с лампачом на ГУ48 ?
не знаю, на скажу
В том и дело, это только кажется, что “АС – единственный элемент не охваченный ООС” – там ещё десяток элементов найдётся. Только это не ЭМОС (ЭлектроМеханическая ОбратнаяСвязь, а ЭООС – ЭлектроОптическаяОС) если ставить ФНЧ, то ООС будет работать только на НЧ, где в принципе и максимальные искажения, но во всём диапазоне частот как быть? Датчики на каждую головку ставить? По центру диффузора над (вместо) пылезащитного колпачка. В идеале, датчики нужно ставить в уши слушателю, но по сути уши датчиками и являются
Хоть и сумбур у Вас, Сергей, получился, но Вы правильно подошли к выводу: без внедрения новых принципов преобразования электрических сигналов в акустические, лучшего звука, чем сейчас имеем уже не получить.
на Вегалабе почитайте тему про ЭМОС ЭБОС и прочие ЭОСы. там все давно проехали и слушают. правда, не все, а кто сделал.
А что такое вообще хай-енд? Это класс устройств, приятно звучащих лишь еденицам, тогда как хай-фай делится на классы по количеству слушателей, не заметивших искажений. Хай-енд является не чем иным, как маркетинговым ходом для завышения цены на обычные устройства воспроизведения звука с бессмысленно и неоправданно установленными компонентами, цена которых также бессмысленна и непонятна.
Что касается нормальной нч головы. А что такое НЕнормальная? Чем отличаются нормальные головы от ненормальных? Исключим дешёвый хлам в виде китайских и не только поделок. Любая головка работает согласно законам физики. Изменяя один параметр, меняется другой.
ЭМОС решает сразу несколько проблем при проектировке АС. Это габариты, нижняя граничная частота, Кгр, Ки, фазовые искажения, переходные. Для головок с ЭМОС существуют требования: большой ход подвижной системы, жесткий диффузор. Акустическое оформление – только закрытый ящик. Обязательно использование ФНЧ с частотой среза 200-300 герц. То есть частота сигнала, подаваемого на голову, не должна превышать частоты электромеханического резонанса – зоны перехода от поршневого режима к зональному.
И ведь будут утверждать что это нафиг не нужно, купите дорогие динамики, да это сложно, да это не надежно… Это круто! 10 дюймовый дин играющий в 20 литрах от 25 Герц по -3 ДБ с очень низкими линейными и нелинейными искажениями – найдите мне такой дин.
хай -энд всего лишь термин, рожденный проворными маркетологами в ответ на некое движение против навязанных обществу понятий об искажениях и стремлении к их снижению.
Со временем произошла подмена понятий и термином хайэнд стали называть технику для особой секты посвященных , очень красивую и дико дорогую. А как она звучит на самом деле- про это вам важно поведают глянцевые журналы. Которые тоже хорошо проплачены за сочинение красивых сказок.
Поневоле задумаешься о движении антихайэнд. )))) А что,придумали же антисмартфон, без всего, только позвонить. И тут же нашпиговали его навигатором, погодой, картами и прочей требухой.
Что такое вообще хай-енд? – Это ЭМОС + желание купить на грош пятаков. Как-то так.
Или Вы думаете, что кто-то будет бесплатно разрабатывать, тестировать, запускать в серию и т.д.?
ЭМОС грамотное обоснованное техническое решение. другое дело, требующее возни с конкретным динамиком в оформлении. И знаний.
К хайенду оно мало каким боком, разве что разрекламировать его выше крыши. чтобы профинансировал кто.
Океюшки. Никто ведь и не спорит по поводу грамотности и обосновании технического решения в виде ЭМОС.
Только вот КТО будет финансировать такой проект из чистого альтруизма?
А любой штучный товар, пусть и изготовленный задарма по дружбе, и есть тот самый многими ненавидимый hi-end.
P.S. И сколько человек действительно услышит ЭМОСовское великолепие, а не просто впадёт в благоговейный ступор, перед именем создателя?
Да пожалуйста, сабвуфер MJ Acoustics MK-50Ill.
ЗЯ, играет от 13 Гц, размер корпуса 280×280 мм.
28 на 28 см кубик – дрыгается от 13 Гц, это да, но чтобы давление на этой частоте произвести- дрыгалка не выросла. Не будет звука.
Когда нужно было снять Т-С параметры динамика Фостекс FW-800N диаметром 800мм, снял дверь в кладовке в лаборатории, закрыл щитом, превратив комнату в ящик, измерил Т-С. А для интереса включал разные частоты ниже 20гц. И ходил по этажам здания. слушая результат. В разных местах начинали ходуном х
ходить двери, хлопать окна, возникало ощущение шевеления воздуха, но не более того. Мощность не та, чтобы здоровью повредить. И это- Фостекс 800, а не эта пукалка с важным видом.
Ещё как, звучит !
На АЧХ 20 ГЦ(-3Дб).Музыку играет исключительно, быстро и без окраса. У меня этот суб уже три года и я ни разу не пожалел,что его приобрёл. Конструкция удивительно бюджетная и грамотная. Усиление субвуфера – на двух сильноточных Мосфетах, в классе АВ.
Я знаю тоже один удачный саб, недешёвый REL , там 20Гц воспроизводится достойно. Есть запас хода, видимо.
Но все другое с названием саб звучит на одной ноте, причем, в полосе пропускания колонок, в помощь которым и придуманы эти пукалки.
_________
КПД излучателя пропорционально квадрату частоты. Поэтому 20гц могут звучать без вылезания глаз у саба, а насчет 13гц сильно усомнюсь
_________
Самому себе щелбан по лбу. дядя Саша! КПД излучателя пропорционален КУБУ частоты, а не квадрату.
Съехали на октаву вниз- извольте увеличить подводимую мощность в 8 раз.Тогда отдача останется на прежнем уровне.
Вот, АЧХ MJ ,,Acoustics pro 50 mk lll”
обычный шулерский приём. Был ящик с пиком на 70-80 и спадом левее. Отрезали электрически всё выше 30гц, остатки важно обозвали 13 герцами. Хотя что там творится с превышением по Xmax и искажениями- одному Аллаху известно. Зато сказка красивая, для ушастых, этих самых.
Такая же фишка применена в колонках Браун CL309 , басовик низкодобротный в просторном ящике обрезали сверху, получив приличную полосу вниз, средник и пищалу удавили по отдаче до уровня этого огрызка. Вроде все ровно, но чутьё никакое, жизни нет в музыке.
Верхняя и нижняя АЧХ – минимальная (200Hz) и максимальная (20 Hz) частота среза фильтра. Этот субвуфер можно согласовать с любой АС, от настольных сателлитов до напольников в полный рост.
Искажения слух не режут и звук не дешёвка.
Если верхняя линия – АЧХ со срезом 200 Гц, то это практически и есть настоящая АЧХ, и А.Б. полностью прав. Не будет запаса по мощности на нижнем крае ну никакого. Законы природы соблюдены.
Мощность динамика измеряется в W, и от частоты среза фильтра не зависит. В данном случае верхний график АЧХ, грамотное инженерное решение – согласовать сабвуфер с маломощными сателлитами, играющими от 100 – 150 Hz., и продлить их диапазон звучания до 45 – 50 Hz.
Марков Николай, вверху АЧХ после среза НЧ фильтром.
Раз электрический сигнал обрезан, можно вести речь только, о АЧХ на данной частоте среза. А вот ,,полная настоящая” АЧХ должна быть без фильтра.
Сабвуфер – не трехполоска, СЧ и ВЧ динамиков в нем нет. Сабвуфер самодостаточный НЧ модуль с регулировками частоты среза, фазы,громкости(W).
Другое дело сумеет ли владелец правильно использовать его возможности.
Для полноты картины и понимания того, что сделано, нужна исходная ачх динамика в оформлении. Трудно понять , какой именно тип оформления применен, то ли ФИ то ли БП.
Оформление ЗЯ.
Судя по картинке, применили басовый динамик небольшой массы с гибким подвесом, отсюда высокая частота резонанса в ящике. АЧХ скорректирована электрически. Такой прием может дать неплохой результат при наличии запаса по смещению , а также достаточно музыкальную подачу, а не бубнилку на одной ноте.
Отрезали всё, что слева, а нам осталось гадать. ))))
Подвес у динамика действительно из мягкой резины, с большим X mas, а вот диффузор тяжёлый. Fs – низкая, Чувств. 80 Дб, Qts – выше средней. Видимо в очень маленьком объёме ЗЯ, где нет звукопоглотителя, подвижка демпфируется изнутри плотной воздушной пружиной, а снаружи, динамик пыльником в пол, тоже испытывает сопротивление воздуха, но в меньшей степени. Видимо поэтому Fs значительно повысилась.
Частота среза на верхней АЧХ оказывается не 200 Hz, а 120Hz.)) Фильтр активный 3 го порядка.
Если верхняя АЧХ – со срезом на 120 Гц, то резонансная частота без фильтра будет ещё выше, 80…90 Гц. И КПД на 20 Гц ещё хуже…
Марков Николай, не может быть там Fs:80 – 90 Hz !!!
Если бы так было, то до 20 Hz(-3 ДБ) он бы не играл ))
P.S. посмотрите нижнюю АЧХ.
Да, пожалуй, я перегнул… Прошу прощения.
Марков Николай, у нас у всех одна цель – сделать звук живым и натуральным. Так, что в каком-то смысле мы все единомышленники, и обмен разными мнениями только приветствуется ))
Может этот сабвуфер и неплохо играет. Я лично не верю, это рисованная ачх, либо замер производился в помещении где резонанас помещения в районе 20гц, либо в очень близком поле менее 1 метра и в углу, но резонанс такой в комнате ничего хорошего не сулит от него долгие затухания в помещении он очень инертным звук делает, ребята чудес не бывает, сабвуфер без эмос и 10″ в помещении где нет резонанса ниже 30гц, не даст такую ачх и близко, такую ачх если бы стояли 2 колонки с 12″ нч в ЗЯ типа infinity Kappa 8 или 9 то я бы поверил.
Какое-то это дело сильно сабвуферное. Вроде и привлекательно, но обдумав не вижу смысла. Хороший низкочастотник даст с минимальными искажениями честные 45 Гц, а ниже и ни к чему в обычной жилой комнате.
И потом замучаешься стыковать эти активные НЧ с ЭМОС и середину с ВЧ.
Воистину. Честные 45 гц-золотая цифра. И в пир и в мир и в добрые люди.
ПС. Сергей, сейчас прочел строки ваши на Аудиопротале .уа в теме про щиты на 6ГД-2 по Бокарёву, где вы мне шпилечку в зад изволили воткнуть, типа, Александр строит себе ВТОРУЮ акустику- на сканах с чутьём 87 . Так вот, при всем безумном желании я не могу себе позволить ВТОРУЮ акустику, равно как и первую, но щитовую.
Размер жилья не позволит . Щиты делаю друзьям и знакомым, а сам слушаю скворечники. Такая моя боярская доля)))))
Был такой грех))
Ну на тот момент я басовиков толком кроме 6гд-2 и не слышал. Тогда я ещё поддавался на эпитеты в пользу крупных динамиков и хитрых оформлений. И подумать не мог что перейду на банальный ЗЯ с небольшими НЧ. Так совпало что за гроши достались 30ГД-2 и переделал их, а то бы слушал 10ГД-30. При удачной добротности они до килогерца очень душевно поют.
И места много не просят.
П.С. Александр, а за что Вы так не любите фильтра второго порядка? Как-то статистически у меня вышло что именно про них Вы отрицательно отзываетесь.
Второй порядок дает крутой излом на ачх сам этот угол уже звучит как пик , слышен мгновенно, вдобавок емкость фильтра в паре с индуктивностью динамика порождает резонансный выброс, который складывается с прежним призвуком, стык начинает орать.
Иногда такой прием весьма полезен в плане оживить проваленную срединку, в том же Визатоне BG20 , намеренно применил второй порядок, за счет чего ушла лишняя дальняя средина и прояснился звук в районе стыка. Но этот фильтр не второй порядок согласно расчету от индуктивности катушки , а вообще не пойми что. зато работает.
Всё идеально описали. И после этого боитесь второй порядок с Цобелем поставить, экономите детали:) Спасибо за “дрыгалка не выросла”!
Николай, не знаю второго порядка с цобелем. Первый знаю. Второй – он чисто конкретно: катушка+кондёр. Цобель может присутствовать параллельно кондеру, как элемент линеаризирующий нагрузку фильтра, сам так делаю в особо тяжких случаях , динамик типа утюг чугунный.
Всё Вы знаете, ибо постом выше пишете: вообще не пойми что. Вот так второй порядок без Цобеля себя и ведёт. А что ему делать, если в полосе пропускания сопротивление меняется, скажем, от 4 до 10 Ом? На какое сопротивление рассчитывать? В результате Чебышёв отдыхает! Либо “полторашник”, либо 1-й или 2-й плюс Цобель.
Всё, что делаю, оцениваю по картинке и на слух, поэтому после настройки фильтр может получиться совершенно собачий, зато всё звучит как мне нужно. А вы делайте как вам велит ваш опыт и понятия о звуке, при этом я умолкаю и не вмешиваюсь ваши советы. Угу?
УГУ.
Понятное дело реальные динамики далеки от теории, я просто хочу узнать какие основные подводные камни у фильтров выше первого. Представим что и НЧ и СЧ делятся в достаточно линейной области, не как часто бывает басовик только вышел в полку, а его уже режут, СЧ только вышел из области резонанса, а его уже играть заставляют.
Не подумайте что прошу лечить АС по фотографии, меня скорее интересует оптимальный вариант фильтра для усредненного купольного СЧ. Ход у купольников обычно довольно скромный, миллиметр-полтора и на Веге чуть ли не в один голос повторяют что резать надо порезче. А с другой стороны мы же не дискотеки озвучиваем и у ШП 10ГДШ ход 1 мм на сторону, а его в полную полосу гоняют.
Что-то я совсем в оффтоп скатился….
Сергей, а не нужно здесь помощи просить, когда вы сам дядька с орытом и ушами. Соберите дощечку- макетку, дайте шум от усилителя, и слушайте ваш купольный средник в разных вариантах фильтра, особо упирая на крутые порядки. После чего соберите полосовой первого порядка на двух деталях, третья- регулятор уровня средника и послушайте снова. И решите, что из услышанного достойно назваться срединой, без желания сбежать или заткнуть ухи.
Александр, это уже навязыванием называется. Да и сами уже верите в свою религию фильтров первого порядка. Вы сами попробуйте свести двухполоску с фильтрами 6 порядка, возможно, откроете что-то новое для себя. Только не надо сразу отбрехиваться, Вы попробуйте сначала.
Фильтр первого порядка, потому и первый, что не искажает меандр звукового сигнала и минимально крутит фазу, в отличии от фильтра 6 го порядка.То-есть, его негативное влияние на звук минимально.
А вот, какие ,,добродетели” у фильтра 6 го порядка ?))
Второй порядок по теории достаточен для избавления диффузора от ухода в разнос на частоте ниже резонансной, фильтры удобные, стык получается быстро и точно. другое дело, как это все звучит потом.
То есть, как-то оно звучит, но длительное выслушивание разных вариантов фильтра ведет к …..дальше сами, не имею права навязывать.
купольник навскидку будет стыковаться с басовичком, имеющим такой же примерно размер пыльника. И получается, что выше 10 дюймов басовику уже сложно работать в паре с 50-мм куполом сч.
Не смею более навязывать свои методы и взгляды , мой марсианский видимо мало понятен. Особенно в части рассуждений о звучании, бесполезных для теоретиков . Перехожу в читатели. Всех благ. АБ.
Перепаял сегодня СЧ купольник с третьего на первый порядок 950 Гц. НЧ пока вторым порядком по Бесселю на той же частоте. Просто нечем катушку померить-отмотать под первый.
По крайней мере не стало не хуже на СЧ. Послушаю выходные, пойму что изменилось.
Понимаю, выглядит странно, без микрофона так самоуверенно меняю фильтра. В оправдание скажу что басовик имеет довольно высокую индуктивность звуковой катушки и глухой диффузор. При включении напрямую звучит очень глухо то есть не имеет выброса на середине. А купольник мягкий с резонансом 230 Гц.
По поводу “нет микрофона”. Пару дней назад поставил Audizr, спектрограф на Андроид, и попробовал с генератором VB generator с сайта в режиме непрерывный свип. Думал, будет чухня. Оказалось, что вполне приличная, очень быстрая, без вложений оценка АЧХ. Смотрел диапазон 500…14000 Гц. АЧХ 20ГДС-1 узнаваема за километр и обалденно совпадает с интернетовской, пики все слышны и на месте, подписывает частоту пика. Вопросы к точности, особенно на концах диапазона. А так – проверить средину и свести полосы – отлично! Попробуйте!
На второй день впечатление не такое радужное… Убедился, что микрофон работает от 50 Гц как минимум.
Через две недели: программа более-менее пригодна для работы от 50 до 1500 Гц, не выше. Только свести НЧ и СЧ. Выше начинается скат 3дБ/окт, ещё выше -6дБ/окт, и т. д. С наружным микрофоном – то же самое. На 6 кГц вообще пик +12дБ, хотя в другой программе (Noise capture) его нет, полоса до 15 кГц. Короче, бесплатный игрушечный сыр. Беру свои лестные слова назад.
Где тот волшебный датчик , отрабатывающий именно смещение динамика, линейное и частотнонезависимое, чтобы не корячиться с линеаризацией самого датчика. И почему-то видится мне именно что-то световое, типа фоторезистора с засветкой от длины хода динамика. А все эти пьезо -электромагнито- магнитоэлектро……как-то ” не внушають”.
скажем, фокусируем отраженный от динамика свет на пятаке фоторезистора линзой. Точка- макс яркость- макс сигнал. Динамик отъехал- точка расфокусировалась- яркость упала- сигнал линейно рухнул. Крути, Митька, кино, как хошь.
В моем эксперименте вполне себе работало. И без линзы даже. Снимал сигнал фотодиодами и фоторезисторами.
Но дальше уперся в электронику – хотел по простому сделать на DSP, но уперся в задержку сигнала. На том и бросил.
Ой, вот не надо этого. Взрослые люди всё таки. Я не теоретик. Вы же прекрасно понимаете, что такое фильтр и что у него нет фактически четкой частоты среза. Искажения фазы фильтров высоких порядков имеет смысл обсуждать, рассматривая только одну полосовую головку, а не всю ас в целом. Фильтр для хорошей ас нужно проектировать совместно с формой ас, расколожением голов, их типом, фчх, ачх на своих местах ас, ну тд.
Полностью согласен с душевностью пения до 1 кГц. Только с большим колпаком реализовать раздел 1 кГц первым/полторашным порядком стрёмно, пик на 1,3 кГц рядом. Без большого колпака пик 1,3 кГц умирает, следующий на 2,5 кГц, первого достаточно.
Таким бы боярам зал акустики над гаражом,что я порой встречаю у,как бы простых, колхозников \они сами умеют строить хоромы\ или у предпринимателей-торгашей. А господин Бокарёв в хрущёвке мучается и динамики мучает,да и жена у него терпеливая. Не многие женщины терпят такое творчество…. Вот и получается всё \как обычно\ криво. Кто проживает в хоромах слушает разную западную гадость,а творческие люди ютятся в кубиках Хрущёва \не путать с кубиками Салтыкова \!!!!!
в новом оформлении сайта первые сообщения оказываются ниже последующих, это как же читать? снизу вверх что-ли? Такая сортировка используется для не связанных друг с другом отзывов, а у нас дискуссия
Посмотрите, что у вас стоит в поле Сортировка (справа перед началом комментов).
Плохо другое: слетело автозаполнение полей при отправке коммента, и исчезло постредактирование.
а зачем вам сабы с частотой 13 и ниже гц для прослушивания МУЗЫКИ? (если , конечно, не слушаете речетатив под °лютый° пердёж, извиняюсь за выражение) в музыке обрезается все, что ниже 30. все, что ниже 20ти, вообще не слышно. получается такие сабы нужны только в качестве вентилятора, чтоб воздух шевелило. не проще ли купить вентилятор? будет эффективнее, но пострадает тщеславие – МОЯ АКУСТИКА ИГРАЕТ ОТ 3 ГЦ! но к звуку это уже не имеет отношения
Олег Old, и кто придумал эти Орга’ны, которые звучат ниже 20 Hz, и эту,, Ужасную Субконтроктаву” фортепьяно, которая начинается от 27 Hz !!!
А творчество группы ,,Howkwind”…))
1. я в студии работаю. при сведений трека, все что ниже 30 обрезается фильтром. не я это придумал.
2. орган может звучать как угодно низко, но какая разница, если ухо этого не услышит?
Да много где есть очень низкие нч составляющие, я люблю например техно 90х годов там есть очень много
низких частот и ниже 20 и чуть выше, только что бы их услышать акустика нужна с хорошими 12″нч динамиками в ЗЯ, повторюсь например infinity Kappa 8-9 может показать такие частоты при хорошем усилителе другой акустики столь низкоиграющей просто не слышал.
ну, скажем струна фортепиано, самая низкозвучащая, там нет звучания основного тона, только гармоники, рычалки . Снял ачх пианино- там спектр практически речевой. Ни низа ни верха.
У скрипки чуть выше, но тоже не шибко полоса.
Без основного тона обертонов быть не может, в принципе, т.к. ОН источник обертонов, которые ВЫ воспринимаете, как рык.
Речевой спектр от 80 до 1300 Hz. Обертоны, до примерно 12500 Hz.
Что то у Вас, с измерениями не лады в этот раз, Александр ))
Измерьте спектр динамика работающего с перегрузом. Там обертоны гораздо выше основного тона. Струна рояля не исключение. Оттого и тонет основной тон в искажениях .А на малой амплитуде, когда основной тон выше остальных, эта частота просто не слышна по причине ничтожного кпд этого излучателя на низкой частоте.
Дайте на динамик от карманного приёмника 27 герц и попытайтесь их услышать. А я покритикую вас за неправильные измерения.
Это не искажения, а дополнительные тона, которые обеспечивают звуку протяжённость во времени – послезвучия. А на перегруженном динамике – нелинейные искажения.
Динамик от карманного приемника 27 Hz не воспроизведет, но 2-3 гармонику уже слышно будет.
Слишком низкий бас в музыке как бы добавляет гулкости, гудения. Я не о том бубнении тесных ящиков. Просто чем ниже частота, тем дольше она звучит. У толстой струны ведь медленнее затухание. Может в больших залах всё по-другому, но наших квартирках за низким басом теряется разборчивость. Низа по аналогии с воздухом становятся густым туманом, за которым тяжелее разобрать середину.
Это лишь мои ощущения.
Однажды довелось помочь в настройке домашки в виде пары колонок -полочников с дорогим сабом, там подстройка частоты срезов, полосы, фазы и прочих вещей , причем, с пульта. По измерилке выставил стык, подогнал уровни, после чего звука стало не узнать: появился могучий фундамент, масштаб, даже в небольшой комнате. До этого все было от балды на слух и бездарно, гуделка и мычалка.
Потом какому-то знакомому музыканту свел колонки-комбики с сабом, там тоже безобразие было сплошное . И так же после настройки звук преобразился, приобрёл фундамент и мощь.
В общем, ничего нового, сводить надо- как надо.Тогда будет.
Меня ждёт похожая работа. Будет система типа “Тройка”, один НЧ на два полочника, частота раздела под 200 Гц, три канала УМ.
1.У меня хватает записей, где звук ниже 30 Hz. Я и подумать не мог, что они не из Вашей студии (record’s). Куда мы без Вас, Олег Old ))
2. Как ни странно, мои уши слышат 20Hz.
Это педальный СУББАСОВЫЙ РЕГИСТР !!!
20 герцовые ноты отчетливо видны на спектрограмме песни EXPO 2000 группы Крафтверк. На диске Тур де Франс тоже много подобных треков с очень низкими частотами.
я не спорю, что есть записи с такой частотой, я говорил лишь о Современных тенденциях сведения. Кстати название группы Хоквинд переводится как Кашле-пердёж . Ладно, спорить больше не буду. каждый волен получать удовольствие от того, в чем он убеждён
,,HOWKWIND” – дословно ,,СоколВетер”.
Олег Old, а с английским Вы, не дружите !
А вот, современное сведение звука во всевозможных левых студиях, действительно Кашле – Пердеж ))
Прежде чем утверждать что либо, потрудитесь хоть поинтересоваться материалом. я английский знаю и тоже так думал, но вот Вам цитата из википедии:
“Коллектив взял себе новое название — Hawkwind Zoo, которое сократилось затем до Hawkwind. В основу было положено прозвище Тёрнера: оно имело отношение к двум его привычкам: оглушительно прокашливаться (hawking) и испускать газы (wind)”.
если ПроТулс, Лоджик, СтудиоУан левые студии, в которых ниже 30ти срезано по умолчанию, то я конечно буду верить Вам, куда ж нам без Вас )))
Олег Old, ,,Википедия”давно уже не является достоверным источником информации. Кто угодно может делать правки и слить любую,, дезу” на этом ресурсе. Wiki скорее мусорка, большая мусорка.
Сама идея резать звуковой диапазон выбрасывая часть музыки из фонограммы – шизофренична !!!
И не надо прикрываться ,,иконами” современной звукозаписи, там чистая коммерция.))
И где тут про ЭМОС ???
Дак вот (для возврата к теме 🙂 ):
По-разному можно. Вариант с микрофоном будет болеть дублированием НЧ звуком из-за окна. В точке расположения микрофона схема попытается скомпенсировать внешний шум, а в точке прослушивания он удвоится. Но на сегодня – один из простейших вариантов на попробовать. Только сигнал с микрофонного усилителя я бы завёл ДО ИнфраНЧ фильтра. Современный электретник с Герца работает, услышит закрываемую дверь, и система выплюнет диффузор в попытке скомпенсировать ветер, а динамик такого не излучает, вот и до беды недалеко.