Элла Фицджеральд, которую прозвали “первой леди песни”, была самой популярной джазовой певицей в США на протяжении более полувека. За свою жизнь она получила 13 премий “Грэмми” и продала более 40 миллионов альбомов. Ее голос был гибким, широким, точным и нестареющим. Она могла петь знойные баллады, сладкий джаз и имитировать каждый инструмент в оркестре. Она работала со всеми великими джазменами и выступала на лучших концертных площадках по всему миру и заполняла их до отказа. Ее аудитория была такой же разнообразной, как и ее вокальный диапазон. Они были богатыми и бедными, представляли все расы, религии и национальности. На самом деле, многих из них объединял только один фактор – они все любили ее.
Элла Джейн Фицджеральд родилась в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, 25 апреля 1917 года. Ее отец Уильям, и мать Темперанс (Темпи) расстались вскоре после ее рождения. Вместе Темпи и Элла отправились в Йонкерс, штат Нью-Йорк, где в конце концов переехали к давнему бойфренду Темпи – Джозефу Да Сильве. Чтобы содержать семью, Джо копал канавы и подрабатывал шофером, а Темпи работала в прачечной и занималась кейтерингом. Время от времени Элла бралась за мелкую работу, чтобы тоже внести свой вклад. Возможно, по наивности обстоятельств, Элла работала бегунком у местных азартных игроков, забирая их ставки и передавая деньги.
Их квартира находилась в смешанном районе, где Элла легко завела друзей. Она считала себя скорее сорванцом и часто принимала участие в бейсбольных играх соседей. Помимо спорта, она любила танцевать и петь со своими друзьями, а иногда по вечерам они ездили на поезде в Гарлем и смотрели различные представления в театре “Аполло”.
В 1932 году мать Эллы умерла от серьезных травм, полученных в автомобильной аварии. Элла очень тяжело переживала эту потерю. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии. Вскоре после этого у Джо случился сердечный приступ, и он умер.
Элла становилась все более несчастной и вступила в трудный период своей жизни. Ее успеваемость резко снизилась, и она часто прогуливала школу. После неприятностей с полицией она была взята под стражу и отправлена в исправительную школу. Жизнь там была еще более невыносимой, поскольку она терпела побои от рук своих воспитателей. В конце концов Элла сбежала из школы. Во время Великой депрессии 15-летняя девочка оказалась без средств к существованию, в одиночестве, и она старалась выжить. Никогда не жалуясь, Элла позже вспоминала свои самые трудные годы с благодарностью за то, что они помогли ей повзрослеть.
В 1934 году имя Эллы было выбрано в еженедельном розыгрыше в “Аполло”, и она выиграла возможность участвовать в “Вечере любителей”. В тот вечер Элла отправилась в театр, планируя танцевать, но когда неистовые сестры Эдвардс закрыли основное шоу, Элла передумала. “Они были самыми танцующими сестрами на свете”, – сказала Элла, и она почувствовала, что ее выступление не сравнится с ними.
Оказавшись на сцене и столкнувшись с освистыванием и ропотом “Что она собирается делать?” со стороны шумной толпы, испуганная и растрепанная Элла в последнюю минуту приняла решение петь. Она попросила оркестр исполнить песню Хоаги Кармайкла “Джуди”, которую она хорошо знала, потому что ее исполнение Конни Босвеллом было одним из любимых у Темпи. Элла быстро успокоила публику, и к концу песни они уже требовали исполнения на бис.
Вне сцены, вдали от людей, которых она хорошо знала, Элла была застенчивой и замкнутой. Она стеснялась своей внешности и некоторое время даже сомневалась в своих способностях. Однако на сцене Элла с удивлением обнаружила, что у нее нет страха. Она чувствовала себя как дома в центре внимания.
Оказавшись на сцене, я почувствовала, как меня принимают и любят зрители, я поняла, что хочу петь перед людьми до конца своих дней.
В тот вечер в группе был саксофонист и аранжировщик Бенни Картер. Впечатленный ее природным талантом, он начал знакомить Эллу с людьми, которые могли бы помочь начать ее карьеру. В процессе они с Эллой стали друзьями на всю жизнь и часто работали вместе.
Окрыленная энтузиазмом сторонников, Элла начала участвовать и побеждать во всех шоу талантов, которые только могла найти. В январе 1935 года она выиграла шанс выступить в течение недели с группой Тайни Брэдшоу в Гарлемском оперном театре. Именно там Элла впервые встретила барабанщика и руководителя группы Чика Уэбба. Хотя ее голос произвел на него впечатление, Чик уже нанял в группу певца Чарли Линтона. Он предложил Элле возможность попробовать себя в его группе, когда они выступали на танцах в Йельском университете. Несмотря на суровую публику, Элла имела большой успех, и Чик нанял ее для поездок с группой за 12,50 долларов в неделю.
В середине 1936 года Элла сделала свою первую запись. Альбом “Love and Kisses” был выпущен под лейблом Decca и имел умеренный успех. К этому времени она выступала с группой Чика в престижном гарлемском зале Savoy Ballroom, который часто называют “самым известным бальным залом в мире”. Вскоре после этого Элла начала исполнять песню “If You Can’t Sing It”. В это время эпоха больших свинговых групп менялась, и акцент все больше делался на бибоп. Элла играла в новом стиле, часто используя свой голос, чтобы взять на себя роль еще одного рожка в группе. В песне “You Have to Swing It” она впервые начала экспериментировать со скат-пением, и ее импровизация и вокал привели поклонников в восторг. На протяжении всей своей карьеры Элла осваивала пение скат, превратив его в форму искусства.
В 1938 году, в возрасте 21 года, Элла записала игривую версию детского стишка “A-Tisket, A-Tasket”. Альбом был продан тиражом 1 миллион экземпляров, занял первое место и продержался в поп-чарте 17 недель. Внезапно Элла Фицджеральд стала знаменитой.
16 июня 1939 года Элла оплакивала потерю своего наставника Чика Уэбба. В его отсутствие группа была переименована в “Ella Fitzgerald and Her Famous Band”, и она взяла на себя непосильную задачу руководителя группы.
Во время гастролей с группой Диззи Гиллеспи в 1946 году Элла влюбилась в басиста Рэя Брауна. Они поженились и со временем усыновили сына, которого назвали Рэй-младший. В то время Рэй работал на продюсера и менеджера Нормана Гранца во время тура “Jazz at the Philharmonic”. Норман увидел, что у Эллы есть все необходимое, чтобы стать международной звездой, и убедил Эллу подписать с ним контракт. Это было началом деловых и дружеских отношений, которые длились всю жизнь.
Под руководством Нормана Элла присоединилась к гастролям Филармонии, работала с Луи Армстронгом над несколькими альбомами и начала выпускать свою печально известную серию сборников песен. В 1956-1964 годах она записывала кавер-версии альбомов других музыкантов, включая Коула Портера, Дюка Эллингтона, Гершвинов, Джонни Мерсера, Ирвинга Берлина и Роджерса и Харта. Эта серия пользовалась бешеной популярностью как у поклонников Эллы, так и у исполнителей, песни которых она исполняла. Элла также начала появляться в телевизионных эстрадных шоу. Она быстро стала любимой и частой гостьей многих программ, включая “Шоу Бинга Кросби”, “Шоу Дайны Шор”, “Шоу Фрэнка Синатры”, “Шоу Эда Салливана”, “Сегодня вечером”, “Шоу Нэта Кинга Коула”, “Шоу Энди Уильямса” и “Шоу Дина Мартина”.
Из-за напряженного гастрольного графика Элла и Рэй часто отсутствовали дома, что подрывало их связь с сыном. В конце концов, Рэй-младший и Элла воссоединились и наладили свои отношения. К сожалению, напряженный рабочий график также повредил браку Рэя и Эллы. Они развелись в 1952 году, но до конца жизни оставались хорошими друзьями.
Было хорошо известно, что менеджер Эллы очень сильно переживал за гражданские права и требовал равного отношения к своим музыкантам, независимо от их цвета кожи. Норман отказывался мириться с любым видом дискриминации в отелях, ресторанах или концертных залах, даже когда они ездили на глубокий Юг. Однажды, во время гастролей филармонического оркестра в Далласе, полицейский отряд, раздраженный принципами Нормана, ворвался за кулисы, чтобы побеспокоить исполнителей. Они зашли в гримерку Эллы, где участники группы Диззи Гиллеспи и Иллинойс Жаке играли в кости, и арестовали всех.
Они забрали нас, а потом, когда мы пришли, у них хватило наглости попросить автограф
Норман был не единственным, кто готов был заступиться за Эллу. Она получила поддержку от многочисленных знаменитых поклонников, включая ревностную Мэрилин Монро. “Я в большом долгу перед Мэрилин Монро”, – позже сказала Элла. Именно благодаря ей я выступала в “Мокамбо”, очень популярном ночном клубе в 50-е годы.
Элла продолжала работать так же упорно, как и в начале своей карьеры, несмотря на плохое влияние на ее здоровье. Она гастролировала по всему миру, иногда давая по два концерта в день в городах, отстоящих друг от друга на сотни миль. В 1974 году Элла провела легендарные две недели, выступая в Нью-Йорке с Фрэнком Синатрой и Каунтом Бейси. Спустя пять лет она была введена в Зал славы журнала Down Beat и получила награду Центра Кеннеди за постоянный вклад в искусство.
За пределами искусства Элла глубоко заботилась о благополучии детей. Хотя этот аспект ее жизни редко предавался огласке, она часто делала щедрые пожертвования организациям для обездоленных подростков, и продолжение этих пожертвований было частью движущей силы, которая не позволяла ей сбавить обороты. Кроме того, после смерти Фрэнсис Элла почувствовала, что у нее появились дополнительные обязанности по уходу за семьей сестры.
В 1987 году президент США Рональд Рейган наградил Эллу Национальной медалью искусств. Это был один из самых дорогих для нее моментов. Франция последовала его примеру несколько лет спустя, вручив ей награду Командора искусств и литературы, а Йель, Дартмут и некоторые другие университеты присвоили Элле звание почетного доктора.
В сентябре 1986 года Элла перенесла пятикратную операцию по коронарному шунтированию. Врачи также заменили клапан в ее сердце и диагностировали у нее диабет, который они винили в ухудшении зрения. В прессе ходили слухи, что она никогда больше не сможет петь, но Элла доказала, что они ошибаются. Несмотря на протесты семьи и друзей, в том числе Нормана, Элла вернулась на сцену и продолжила изнурительный график.
К 1990-м годам Элла записала более 200 альбомов. В 1991 году она дала свой последний концерт в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле. Это было 26-е ее выступление.
Когда последствия диабета усугубились, у 76-летней Эллы возникли серьезные проблемы с кровообращением, и ей пришлось ампутировать обе ноги ниже колен. Она так и не смогла полностью восстановиться после операции, и после этого редко могла выступать. В это время Элла любила сидеть на улице во дворе и проводить время с Рэем-младшим и своей внучкой Алисой.
Я просто хочу чувствовать запах воздуха, слушать птиц и слышать смех Элис
15 июня 1996 года Элла Фицджеральд умерла в своем доме в Беверли-Хиллз. Спустя несколько часов по всему миру стали появляться памятные знаки. Венок из белых цветов стоял рядом с ее звездой на Голливудской аллее славы, а на шатре у театра Hollywood Bowl было написано: “Элла, нам будет тебя не хватать”. После частной поминальной службы движение на шоссе было остановлено, чтобы пропустить похоронную процессию. Она была похоронена в секции “Святилище колоколов” мавзолея Сансет Мишн на кладбище Инглвуд Парк в Инглвуде, Калифорния.
Спасибо, познавательно!