Усилитель в моем варианте двухканальный. Собрано все на куске листа из оргстекла. Схема выполнена навесным монтажом. Блок питания простой, банки 15000 мкФ/25 В поставлены до и после дросселя + диодный мост. Дроссель в разрыв плюса. В настройке проблем не возникло. Пара выходных транзисторов крепится на отдельных радиаторах. Звук приятный.
Автор работы: MACSYS
И? Неужели работает?
Конечно.
а вы его собрали и пробовали???????????????? ну не верю эту схумку!!!
Почему нет. VT1 усилитель напряжения. Остальное эмитерный повторитель с квазикомплементарной парой. Очень даже рабочая схема. Искажений конечно многовато будет, но это плата за простую схему.
Еще для примера. В детские германиевые годы для институтского ВИА делал колонки на 5гд1РРЗ и к ним усилители для гитаристов на п210а и германиевой мелочи, ничего другого не было. Потом эту технику обслуживал и тоже на чем то играл. Лет пятнадцать работала безотказно озвучивала вечера и свадьбы, забивала кем то принесенный Регент. Удивленная публика подходила разглядывать, откуда такой чудный звук, оказавшийся нам самым обычным, потому что был естественным.
Когда появились мощные кремниевые, сделал на них компактный ум на 50вт. Параметры от генератора были хорошие, на дорогую импортные колонку звучал неплохо. Приехал знакомый гитарист,подключился,взял аккорд и его лицо перекосилось,как от боли. Сплошная каша непотребных звуков. Торопливо переключился на свой сундучок с ламповым шестиватником и открытым динамиком, все чисто и нормально. Тогда я понял, что для музыки ваты не главное, а проверять электроакустику лучше всего гитарой.
А усилитель с большой благодарностью за мощность забрал артист, выступавший с рассказами о Ленине, на голосе искажения не проявлялись.
3ватта?????!!!! нуну, а может 10!?
Схема типовая , из 70-х годов, сам делал её в школьные годы . С питанием непонятно: то ли просто 9 вольт то ли два по 9 вольт. считаем мощность: треть от питания это чистый синус на выходе, значит, вольта 3 на 8 Омах это 1 ватт примерно, на 4 омах- ватта полтора-два. Но не более. Так что насчёт 3 ватт господин автор чуток ошибся.
Однаполярка. Нет средней точки, иначе нафига кондёр на выходе?
дык, нарисовано плюс и минус 9в, откуль крестьянину догадаться, что это у автора обычные 18 вольт, прибитых к земле .
Как раз у автора 9 В и нет средней точки (она виртуальна), т.е. схему можно питать хоть кроны. R3 для установки половины напряжения перед С2 и служит, на что автор указывает в схеме.
да со схемой-то мне всё понятно без слов. Подобную сам собирал ещё в школе, когда купили мне магнитофонную приставку Нота-М за 90 рублей.
Спаял на куске белого пластика, пайки закрасил маминым лаком для ногтей,- красиво! И звучало хорошо.
у меня он от 20 вольт 20 ватные колонки раскачивает с легкостью,а на счет искажений то это да,многовато, но если усилитель не перегружать,то играет прилично
при случае найдите П215, военка, я их применял вместо бытовых 214, они лучше во всём. Ещё полезнее ГТ806, но там корпус покрупнее чуток.
П601 – П605 тоже хороши,позволяют получить хорошую частотную характеристику выше 10КГц, но ток и мощность поменьше – требуют очень аккуратного обращения,Боятся КЗ в нагрузке.
С П605-х начинал своё транзисторное творчество, статейка была в Радио про них, год примерно 67й. звучали прекрасно, но вылетали от косого взгяда. А найти их тогда было ой непросто. Позже появились любительские наборы по 3руб, там был 605-й и какая-то рассыпуха.
Позже в Радио был напечатан усилитель Колосова на ГТ804, аж 10 ватт!))))) Красивый, компактный, но найти эти чудо-транзисторы было просто невозможно.
ГТ804 единственное где попадались это переносной телевизор Юность2 в строчной развертке. Транзистор внешне как П214. В телемастерской меняли на ГТ906 ввиду невозможности найти 804.
ГТ804 существуют. Есть с буквами А,Б и В и их даже можно купить!)) Ни разу в жизни живьём не видел. Были обнаружены в процессе поиска в инете германиевых транзисторов, на сайте одной компании в Красноярске. Ссылку прилагаю http://proektsr.ru/catalog/tranzistory-bipolyarnye/gt804a-tranzistor-bipolyarnyy/
Игорь, обратите внимание на корпус у 804-х, это конец 70-х, я в таком же корпусе видел кремниевые КТ818 и 819, видимо переходный вариант, перед стандартным ТО-3 . А в журнале Радио на фото усилителя Колосова эти транзисторы были в мелком корпусе черном, по типу п605.
Ещё один сюрприз Александр. Там же, ГТ810! Легенда! Я думал они только в справочниках есть))
http://proektsr.ru/catalog/tranzistory-bipolyarnye/gt810a-tranzistor-bipolyarnyy/
ДА, УЖ, 806-е были доступны и в 70-е, а вот про 810 -е не слыхал вообще.Память не держит экзотику.
Одна вещь смущает в схеме: диод VD1 обеспечивает смещение на два перехода база-эмиттер VT2- VT3 плюс падение на резистореR6 . Не сможет падение на диоде приоткрыть предвыходные транзисторы, ступенька будет.
Либо ещё диод ставить либо резистор к нему последовательно.
Я с подобной засадой совсем недавно столкнулся, принесли поправить Вегу-300, там мощник именно так сделан, дикие искажения. Добавил резючок к диоду- задышала схемка.
Вега 300 выполнена на кремниевых транзисторах имеющих порог открывания перехода база – эмиттер 0.6 – 0.7 В. Германиевые имеют порог меньше 0.2 – 0.3 и этот порог не выражен так резко,так что падения напряжения на Д9 может и хватит для работы без “ступеньки”. В случае наличия ступеньки можно уменьшить R5 до 10 Ом или вообще исключить и уменьшить R4 до 1.5 кОм.и ввести вольтодобавку для увеличения выходной мощности.
Я как-раз вольт-добавку и делал,ток покоя подбирал чисто одними диодами ( уже не помню что стоит, да и вскрывать неохота) на выходе в каждом плече стоят по два п213 через эмиттерные резисторы
ребят, вольтдобавка -она ступеньку не выравнивает, это способ повышения кпд выходного каскада.
Ступень устраняется смещением промежду базами предвыходных транзисторов. Смещение это термозависимое, с нагревом кристаллов выходных транзисторов его нужно уменьшать во избежание лавинного разогрева .
Способов термостабилизации несколько, там и диоды и терморезисторы и транзисторы, но возиться нужно с каждым, лично. И все способы совершенно рабочие, дело опыта.
а то.что приведенная схемка стопудово рабочая и грамотно считана, так это как меня Сашей зовут.
А тут никто и не говорит что вольтдобавка ступеньку выравнивает,я просто писал что ток покоя подбирал чисто диодами.У меня стоят по два диода в параллель, а вот какие уже не помню.
Признаю, невнимательно читал ваше сообщение, торопился.
Много сделал на германии, профессионально с 1980г.
Нравился, например этот http://www.radiolamp.ru/library/books.php?id=v_pomohja_radioljubitelju_nomer33, на выходе П215ВП
Шесть транзисторов, все непосредственно связаны…
лучше на выход ставить П217Г, два диода Д18 (на каждый радиатор по одному) а на входе в эмиттерной цепи ОС как-то по другому было см. Справочник типовых схем БРЭА 70хх гг (+ и – в схеме путают, там только + и общ.) Главное не перегружать при увеличении мощности радиаторы сильнее греются – при увеличении температуры увеличивается прямой ток коллектора – от этого они ещё больше греются и перегорают. Мощность той схемы, что я делал была 20 Вт – самая большая в той книге для таких схем. Звук на 4А18 в то время мне казался нормальный. После кремния к германию уже не возвращался
Схема на германии от Ивана Тимофеевича Акулиничева.
Вход КТ315, некошерно.
Это в 2020 г некошерно. А в 1970-м году обладателю 315х завидовали.
Александр, я не с той точки зрения пошутил. А дескать, все на германии, а тут влепили кремний. Ну это камень в огород любителей чисто германиевых схем.
Некошерно смысле кремний в германиевой схеме. Это шутка такая.
Прикиньте токи утечки у германия и кремния, все встанет на место.
Знаем за ток утечки, Александр. Это ж шуточный камень в огород чисто германиевых схем.
Недавно попался усилитель старинный, германий на выходе, 2N 2406 что ли, не помню, а раскачка вся на кремнии, причем, редком, ну и в чем смысл , спрашивается? Бился хозяин усилителя, чинил его, латал, всадил гору денег в редкие транзисторы, плюнул , продал унч и слушает самодел на латералах, доволен.
“Бился хозяин усилителя, чинил его, латал, всадил гору денег в редкие транзисторы, плюнул…”
Вот-вот. Так в каждом деле. Не получается – выкинул. А потом все такие важные и гордые.
П215ВП хорошо работали на ВЧ, до 18-20кгц. Я делал почти по этой схеме, питание +22-24в.
П217 всех букв все хуже, ставил только в гитарники, если надо, по два в параллель.
почему стало так модно изобретать старые схемы с новыми ошибками? ну взяли бы и сфотографировали схему из сборника Б.С.Иванова (ред. ж.Радио) или заводскую 70х годов. Или купили готовый. Если это как уроки радиодела в кружке то конечно всё правильно парень изучает и развивается
А в чем ошибки? Вот почитал эту тему и достал из закромов свой еще школьный вариант исполнения – сделан по схемам из самоделок Борисова – один в один как в топике. Заменил только некоторые детали на более современные. Играет. Искажения есть конечно, звук на уровне аппаратуры 3-4 класса сложности.
“Искажения есть конечно, звук на уровне аппаратуры 3-4 класса сложности.”
Чтож вы так припечатали Гэ-легенду?! Ведь молодёжь в неё верит. Я хорошо помню, и сам делал усилители из Гэ, других транзисторов тогда почти не было, а мощных не было вообще.
И отлично помню когда появились мощные кремниевые транзисторы, которые прихлопнули все эти П4, П213-П217, как тараканов тапком.
Это был качественный скачок вперёд после которого возвращаться назад уже не было никакого желания.
Появились усилители С.Бать, В.Шушурина и других авторов на кремниевых транзисторах, в них ещё стояли ГТ321 и подобные – номенклатура кремниевых транзисторов была скудной, но не эти добавки были определяющими.
Так что пускай кто другой верит в германиевое чудо.
Справедливости ради могу добавить, что были ещё AD161, AD162. Вот они действительно обеспечивали качество несоизмеримое с П213, но этот импорт был практически недоступен. Мне приходилось с ними сталкиваться в импортной технике и, в качестве исключения, у друга, который умудрился их достать. В то время звук его самодельного усилителя на них оставил очень сильное впечатление.
Конечно, вольному воля, большинство читателей только по чужим словам будет верить в гэ-феномен, легенда продолжится.
А чего ж не припечатать то, ежели потом были и параллельник Агеева и ВВ Сухова? А теперь и Заратустра прямо в стойке играет. В сравнении с этими мастодонтами все печально. Но это был первый усилитель мой, потому сохранил, школьные годы все таки. А германофилия не что иное как фетишизм, постебать то их святое дело ))
Истина как обычно где-то посредине. В те давние годы негде было достать хороших импортных германиевых транзисторов, ваяли из того, что было и по тем схемам, которые были . Сейчас тех самых хороших транзисторов не достать уже по причине древности , да и время к сожалению ушло, сочинить или повторить что-то можно скорее из любопытства, а уж перебить уровень нынешних схем и полупроводников – мало надежды. Но чуда все равно хочется, а вдруг….
Чудо может случиться!)) Старинная “аккордовская” схема, она же Лина на 5-ти транзисторах, только заменяем транзистор в УН на кремний, можно даже импортный, а в качестве выходных используем транзисторы типа – ГТ905, ГТ906, 1Т901.
Настраиваем по отсутствию ступеньки, но не 1 кГц-е, а на 20 кГц и получаем волшебный звук!
3-4 Ватта это вообще ни о чём. 12-15 Ватт (как минимум) и вот вам усилитель который “переиграет” любой лампач и почти все на кремнии.
Осталось всего лишь найти динамики или акустику, которая бы смогла передать всю прелесть звука на германии.
И это тоже решаемо, но не на совдепии))
Сейчас как раз такой момент времени, что можно любую старинную схему перевести на достойные германиевые транзисторы , взамен кирзовых п213. И послушать, есть ли та самая тайна в звучании схем на германии, либо это просто ностальгический настрой , не более . Сам вспоминаю появление кремниевых мощных транзисторов, с которыми почему-то не появилось ощущения волшебного звука и прорыва . Хотя, до этого хиленькие и выгорающие от косого взгляда П605 звучали весьма привлекательно.
Специалисту по ловле тараканов не оценить достоинства германиевых транзисторов,он может и их характеристик не видел .А задавили их кремниевые исключительно благодаря своей дубовости по климатике и устойчивости к радиации ,что требовалось военке , к тому же кремния на земле как грязи . Дубовость для войны самое то , возможно кто-то находит в ней что-то родственные, но из дуба скрипку или рояль не сделать .
На всякий случай, вот как выглядят пары транзисторов Тошиба , усиление 100 у обоих проводимостей.
Вдогонку . Собрал установочку. Измерил коэф передачи по току в схеме с оэ, на токе эмиттера 2А.
Транзисторы N дали усиление 105-107, транзисторы P дали усиление ровно 100, ток базы= 20 ма. Шикарный результат. Пока они есть, надо брать.
Александр, а чем более новые 5200 1943 хуже? Да и по цене приемлемые.
Угу. Эти новые – ещё лет 15 тому назад продавались на выбор: либо “настоящие” по 60р, либо левые по 40. Разброс конский, усиление низкое, не говоря. что сегодня – это сплошной левак.
1941 и 5289 в Чипе по 140 р. На рынке по 60.
То есть вопрос сводится только к месту покупки и честности продавца. Делюсь лайфхаком, которые Вы? Александр? наверняка знаете по вегалабу. On Semi делится семплами – по 5 шт. каждой позиции. Стоимость доставки 20 долл, потому есть смысл в посылку положить еще кучу всего по 5 шт. В Заратустру термалтраки NJL1302/3281 я покупал именно так, и 5200/1943 заказал в том числе. Транзисторы оригинальнее некуда. ))
Ой, я к сожалению, тупой юзер, закупками не занимаюсь, иду на рынок и там беру, что дают. Вот, сегодня свезло, нашел старинные запасы. А так- в основном лампы и динамики- это мое, а транзисторы- чисто любопытство радиолюбительское потешить.
ПС. Данные транзисторы закупались с прицелом именно на Заратустру, альтернативу латералам. Которых скоро будет не найти.
И есть мыслишка сочинить мощный и сверхнадежный унч для измерений динамиков, безопасный для динамиков и не боящийся кз. И вариант Агеевского выходного каскада сюда как нельзя лучше.
Зыков- тут тоже параллельная оос в базу входного транзистора, отчего входное сопротивление-ниже плинтуса. Верхняя схема- там буферный каскад на входе, учтено . Видимо, нижний вариант как продолжение верхнего.
Это та самая схема на п605, с которой начал свои опыты полупроводниковых УНЧ.
У меня для измерительных целей 3886 – подходит как нельзя лучше. Надежность на высоте, кз держит до 11А. Главное приличные радиаторы ей обеспечить.
Моя измерилка на 7294 гигнулась случайно. Новых нормальных микросхем не нашел, пришлось сочинять. Там особой мощности не нужно, ватт 20 за глаза. Главное-чистый сигнал и нулевое выходное.
Господа, меня от Вашей продвинутости оторопь берет. Какая LM, какая TDA? Вы что не в состоянии УНЧ с хорошей защитой создать?
ТДАшка работала в измерилке лет 20 честно и ещё бы проработала, не попади ей на выход дурная напруга . Пришлось спаять мощник, справляется, звучит.Никакой оторопи и близко.
Все вас, барин, в обморок так и бросат, так и бросат. Такой вы прям впечатлительный.
3886 действительно хороша и есть в изолированной варианте , можно прикрутить без прокладки хоть на корпус . Какая то фирма поставляет на ней усилители , мне подарили пару штук, сделаны очень качественно .
Комментарии к “Двухтактник на германиевых транзисторах (3 Вт/4 Ом)”, плиз:
Макс. мощность Рмах=(1/2Uпит-Uнасыщ) в квадрате/ 2Rнагр=(4,5 – 1)*(4,5-1)/(2*4)=1,6 вт
Вх. сопротивление ~3-5 ком
Я даже в школе(7 класс) таких не паял…
Зыков, радио 1968г, номер 7, сделал на П601И в 1982г, поменялся в 1999г
Саша, у меня в схеме Зыкова первым был каскад на полевике 2П103Б.
Семён, вместо Аккорда, гораздо лучше от кассетного мага Вильма, Тоника
Специалисту по ловле тараканов не оценить достоинства германиевых транзисторов,он может и их характеристик не видел .А задавили их кремниевые исключительно благодаря своей дубовости по климатике и устойчивости к радиации ,что требовалось военке , к тому же кремния на земле как грязи . Дубовость для войны самое то , возможно кто-то находит в ней что-то родственные, но из дуба скрипку или рояль не сделать .
Схемы у,м на германии имеют отдельные неточности, это первые шаги полупроводниковой схемотехники. Позже применяли более надёжные решения, по производственным причинам уже на новой элементной базе. С их учётом схемы Батя и подобные можно подкорректировать. Есть умельцы, успешно это делающие на старой технике.
Навороченные транзисторные УМ это история борьбы с отсечкой в выходных транзисторах и ее последствиями, потуги сделать стройным горбатого от рождения, заведомо зная, что больной неизлечим. Нагромождением каскадов кое чего удается достичь. Но известно, что гениальность в простоте. В ламповой технике пики достижений однолампычи Бокарева, Карпова,Пронина, Сергеева, Шалина. Просто, экономно и качественно.
На транзисторах самые честные и не мелочные аматоры в итоге тоже приходят к однот акту в классе А с Ро 50 вт и более и теми же 3 вт на выходе. Просто, но не рационально. Поющий утюг на радиаторах больше тысячи см.кв.непросто пристроить. Нужны другие элементы , возможно, типа латералов, но лучше и много, для отбора. Или лёгкие и изящные , с током 15 А и частотой 75 МГц 1Т906А, в алюминиевом корпусе. Драгов не содержат, в личных схронах должны ещё быть. Лучшая песня 80 х.
Справедливости ради надо отметить, что во многих случаях : для дискотек, бытового ширпотреба, схем электропривода, систем управления ракетами, в метрологии и т.п. двухтакт на кремнии достаточен и необходим.
Я тут надысь обзавелся германиевыми транзисторами , импорт крепкий , на солидных радиаторах, родилась идейка в плане сочинить что-то в А классе, того же Линси Худа. И получилось ,сходу , неплохо, главное- с ростом тока покоя одновременно не повышать напряжение питания, тогда схема стабильная. Макет “хвоста” выглядит примерно так. Проба сил, не более, позже нарастим мяса на скелет.
Знакомый почерк,свойственный всем гениальным людям, знаю его наизусть. Сразу видно, что схема оригинал.
Александр, спасибо что поделились со мной моими мыслями, значит они не совсем тупеньки и ежедневный перерасход припоя не напрасен. Пользуясь бездельем , паяю примерно то же, простой надежный У М для проверки прекрасных древних динамиков 5гд1 и 6гд2, от долгого лежания на антресолях немного скособочившихся , надо подлечить. УМ на трёх транзисторах ,но Худ пока подождет ,склад радиаторов на балконе,туда сейчас не добраться. С детства есть идея пары верхний германиевый, нижний кремниевый, дающий стабильность . Когда то пробовал, с ходу получилось коряво, времени не было. Сейчас есть.
С праздниками, дающими возможность спокойно поработать.
Николай, схема Линси Худа на полевиках-латералах сложилась мгновенно и удачно, за пару ударов паяльником , разве что чуть уточнил позже номиналы обвески драйверного транзистора, там сейчас 430 Ом +120 Ом в коллекторе. И 100 Ом в эмиттере. Звук божественный, 8Ватт красивого синуса на 8 Омах. Ток покоя 1 А. Лежит мой “Черный кирпич Бокаревича” , ждет вдохновения собрать стерео усилитель.
Худ на германии-впереди, забыл уточнить. Латеральный вариант- дело прошлое, проверенное. А это его схемка
А ещё на германии можно такое чудо собрать. Не прогадаете. Автор Акулиничев.
Много думал про одну цепочку хитрую, которую автор назвал ПОС. Когда смакетил, понял, зачем она и что делает. Без неё никак.
Вы имеете в виду R6, R7, C2? Судя по ёмкости С2, цепь не по переменному, а постоянному току. Стабилизация 0?
Нет, не так. Эта цепь исправляет переходную характеристику усилителя в области низких частот. Без неё ПХ и форма меандра внизу совершенно уродская.
“Эта цепь исправляет переходную характеристику усилителя в области низких частот.”
Ну если обратить внимание на постоянную времени входной RC цепи, то там почти секунда. За счет обратной связи снижается деление на входе и возрастает уровень входного сигнала на самых низких частотах. А зачем? Зачем меандр на частотах ниже 50-ти Гц? Какой такой инструмент может выдать что-то похожее? И к какой еще ерунде стремится схемотворчество?
Да, это динамическая стабилизация 0 на выходе, поэтому автор называет её пос-ом. Встречал такие цепи в других усилителях.
Стабилизировать “ноль” на выходе эта цепь не может, т.к. отделена от входа усилителя конденсатором С1.
без этой цепи меандр на сотне Герц вырождается в пузырь. Стоит подсоединить её- идеальная полка.
Да да, именно так она себя ведёт. Ешкин Кот: это динамическая стабилизация. Я не могу объяснить, эта цепь как бы отслеживает привязку к 0.
“без этой цепи меандр на сотне Герц вырождается в пузырь. Стоит подсоединить её- идеальная полка.”
Ну это логично. Цепь начинает действовать на нижнем крае полосы. Нарастание фронта приводит к изменению на выходе и за счет положительной обратной связи происходит подхват этого изменения. Степень этого подхвата регулируется переменным резистором. Только что это дает в итоге? Импульс на этих частотах не нужен. Входную емкость можно увеличить. Я не пойму – что это дает.
“Много думал про одну цепочку хитрую, которую автор назвал ПОС. Когда смакетил, понял, зачем она и что делает.”
И шош она, Александр, там делает? Фон устраняет, али входное увеличивает, али еще шо? Любите Вы Сударь чуда всякие.
Александр, спасибо за информацию, она экономит время, а попробовать хочется все. А последняя схемка на германиевых наверно восьмиомная ? Для 4 ом понадобится ток до 2 А , а это другие номиналы и совсем другие радиаторы.
Это точно, схемка задумана под 8 Ом. А под 4Ома ЛХ слабоват и неэкономичен ни раза. Хотя с латералами получил 10 ватт, с ощущением натужности в схемке.
Николай, забыл сказать, что в схеме ЛХ на германии важно не допустить разогрева драйверного транзистора, для чего крутим его на просторный радиатор.
Баловство это с германиевыми транзисторами. Ни линейности ,ни мощи, ни термостабильности.
Это правда. Все 3 пункта в точку.
По такой логике – велосипед по сравнению с Майбахом- издевательство над человеком ? А поди ж ты, ездят, счастья своего не понимая…
Для справки о подделках. Недавно на киевском радио рынке обнаружил оригиналы тда 2050,забрал последние,а с ними у той же фирмы прихватил из интереса китайские копии,дешевле в несколько раз,поиграться. Оригиналы, которых вроде бы уже давно нет, оказались вполне приличными даже на 4 омах,а китайские потешили. Во-первых, чистый класс Б, заложен в технологии, потому что все один в один, и искажения на малом сигнале процентов 30. На мощности более 5 вт начинается возбуждение минусовой половины синусоиды, которое ничем не убирается, да ивыводов для коррекции нет. Но в дешёвые китайские приемники наверно можно ставить.
Все эти странные споры о германиевых транзисторах сродни беседами у шкуры давно убитого медведя о его характере . Топтать ее просто неприлично. А справедливости ради : характеристики кремниевых более кривые, мощности у германиевых для человека с нормальным слухом вполне достаточно, температурную стабильность при небольшой грамотности несложно обеспечить . Для примера. Первые аппараты для космоса, в частности, знаменитый магнитофон Звезда для Гагарина сделан целиком на германии . Обычные схемы, усилители записи с А Р У, воспроизведения, автоматика. Проходили испытания по отдельности и в составе аппарата на плюс минус шестьдесят. На спор я поместил У З в термошкаф на плюс восемьдесят, часа на два. Сигнал не изменился.
Воистину так. По причине такой “экономии” звук многих современных устройств, включая навороченные телевизоры, совершенно мерзкий, даже если слушать что-то любимое и знакомое. Недавно в гостях перекинули звук телека с его встроенных усилителей на внешний старинный ресивер ITT и пару колоночек моей настройки, зависли все, слушая обычные ролики с ютуба, настолько все стало волшебно и впечатляюще.
Современные транзисторы сравнимой мощности дешевле,доступнее ,надежнее и качественнее. так что сравнение майбаха и запорожца не катит вообще.
Будете смеяться, недавно притащили починить проигрывательАккорд Стерео, на П213. Смех и слезы, если с точки зрения. А наладил, включил, – а там жизнь и радость, удивительно.
Так что велосипеду- свои поклонники, Майбаху-свои.
Хотя, вы алмазно правы, сейчас есть из чего сделать суперскую схему, не сравнить с теми нищими годами. Но в звуке тогдашние тоже что-то понимали, чтобы из такой дряни – делать нормальные устройства.
зато море подделок современных транзисторов и микросхем обрушивает саму возможность собрать серьёзную схему без разорения и разочарования. Пойди пойми, отчего фейерверк, то ли я дурак, то ли такие детали.
То ли оба варианта, хе-хе))))
Китайцы экономят даже на кристаллах микросхем. Есть сообщения о вскрытии реплик тда2050, вышедших из строя от перегрева, с кристаллами, уменьшенными в 2-3раза.
Все эти странные споры о германиевых транзисторах сродни беседами у шкуры давно убитого медведя о его характере . Топтать ее просто неприлично. А справедливости ради : характеристики кремниевых более кривые, мощно сти у германиевых для человека с нормальным слухом вполне достаточно, температурную стабильность при небольшой грамотности несложно обеспечить . Для примера. Первые аппараты для космоса, в частности, знаменитый магнитофон Звезда для Гагарина сделан целиком на германии . Обычные схемы, усилители записи с А Р У, воспроизведения, автоматика. Проходили испытания по отдельности и в составе аппарата на плюс минус шестьдесят. На спор я поместил У З в термошкаф на плюс восемьдесят, часа на два. Сигнал не изменился.
———-
Александру. Я тут надысь заглянул под стол и обнаружил некое количество комплементарных пар гт 402 404, отобранных с усилением примерно 100. Чтобы еще поискать для найденных там же для 1т906а, не посоветуете ?.
Германиевые транзисторы так же можно вогнать в термостабильный режим, другое дело, что токи обратные там другого порядка,нежели у кремния, отсюда невысокое входное сопротивление схемы, из-за низкоомной обвески. И перегрев им опасен , как болгарская книга пишет,” следствие ниска температура топене на индия ”
————–
Николай, а еще есть 1Т321В, в драйверок , суперские триоды. А дальше- уже ваши волшебные 402-404.
Германий вечен, потому
1. Не задирать мощу как кремнию, а 2,5вт от +20в, и учитывать температуру, с ростом ее она падает
2. Обр. ток на порядки больше чем у кремния, не забывать, удваивается на каждые 10 градусов
3. Вх. сопротивление, но есть свои правила
Ну и т.д.
А звучит – сравнивать БЕСПОЛЕЗНО.
Добавлю, что как ни странно, сейчас добыть роскошные германиевые триоды, недоступные в 70-80-х просто запросто, было бы желание и немного денег. Другое дело, пары ГТ402-404, их и раньше фигнайдешь, а сегодня знающие вымели остатки.
Но при желании можно забить болт на комплементарные пары, обойтись без них, как это сделано в Линси Худе. На выход 1Т806 или 1Т906, в драйвер взять П609 , на входе – кремний суперовый, чтобы входное не обрушить и схема сложилась
Еще для примера. В детские германиевые годы для институтского ВИА делал колонки на 5гд1РРЗ и к ним усилители для гитаристов на п210а и германиевой мелочи, ничего другого не было. Потом эту технику обслуживал и тоже на чем то играл. Лет пятнадцать работала безотказно озвучивала вечера и свадьбы, забивала кем то принесенный Регент. Удивленная публика подходила разглядывать, откуда такой чудный звук, оказавшийся нам самым обычным, потому что был естественным.
Когда появились мощные кремниевые, сделал на них компактный ум на 50вт. Параметры от генератора были хорошие, на дорогую импортные колонку звучал неплохо. Приехал знакомый гитарист,подключился,взял аккорд и его лицо перекосилось,как от боли. Сплошная каша непотребных звуков. Торопливо переключился на свой сундучок с ламповым шестиватником и открытым динамиком, все чисто и нормально. Тогда я понял, что для музыки ваты не главное, а проверять электроакустику лучше всего гитарой.
А усилитель с большой благодарностью за мощность забрал артист, выступавший с рассказами о Ленине, на голосе искажения не проявлялись.