Применение ПИ несколько улучшает показатели промышленного громкоговорителя 6АС-2, которым комплектуются выпускаемые серийно электрофоны «Мелодия-103», радиолы «Мелодия-104» и магни-торадиолы «Мелодия-105». К его недостаткам относятся низкий уровень звукового давления на НЧ и значительная неравномерность АЧХ по звуковому давлению в диапазоне 4-6 кГц, вызванные малым объемом ящика: всего 5 л вместо оптимального — 9 л.
Для уменьшения неравномерности АЧХ громкоговорителя 6АС-2 во всем диапазоне частот примерно до 12 дБ и снижения нижней границы этого диапазона до 50 Гц (вместо 63 Гц) в нем монтируется самодельный ПИ, который изготавливается из вышедшей из строя динамической головки типа 6ГД-6 либо 10ГД-34. Для этого с головки снимается магнитная система и срезается звуковая катушка, вместо которой эпоксидной смолой вклеивается металлический диск «3» массой около 4 г с резьбовым отверстием МЗ в центре. Конструкция ПИ показана на рис. 1. Он устанавливается в отверстии диаметром 110 мм, которое вырезается в центре задней стенки громкоговорителя 6АС-2. Для обеспечения герметичности закрытого ящика между излучателем и стенкой необходимо проложить резиновый уплотнитель, а с целью увеличения эквивалентного объема ящика корпуса — частично заполнить его ватой. Во избежание попадания ваты на диффузор и металлический диск ПИ на расстоянии 20 мм от него устанавливаются перегородки (приклеивают к корпусу любым клеем) из специального поролона, применяемого в воздушных фильтрах отечественных мотоциклов. Перегородка обладает дополнительными звукопоглощающими свойствами, уменьшающими неравномерность АЧХ громкоговорителя в диапазоне частот ниже 500 Гц. Разрез переделанного громкоговорителя показан на рис. 2.
Для уменьшения неравномерности АЧХ громкоговорителя в диапазоне частот 4-6 кГц вместо имеющегося в нем разделительного конденсатора устанавливается разделительный фильтр третьего порядка (рис. 3), частота раздела которого 4 кГц, крутизна спада АЧХ НЧ звена 12 дБ, ВЧ — 18 дБ на октаву. Катушки фильтра изготавливаются намоткой провода на круглые каркасы (рис. 4) диаметрами 65 (L1) и 44 мм (L2). Первая катушка должна содержать 156 витков провода ПЭЛ 1,3, а вторая — 107 витков провода ПЭЛ 0,72.
Переделанный громкоговоритель рекомендуется налаживать с помощью генератора резонансных частот. Для изменения резонансной, частоты ПИ в резьбовое отверстие металлического диска с наружной стороны ввинчиваются металлические винты различной длины, имеющие соответственно различную массу. При необходимости использования большой массы можно применить отрезок пруткового припоя соответствующего диаметра, нарезав на его конце резьбу МЗ. По окончании настройки винт фиксируется каплей нитроэмали и закрывается пластмассовым колпачком, изготовленным из половины шарика для настольного тенниса. Колпачок приклеивается к диффузору ПИ с наружной стороны. Об улучшении параметров громкоговорителя можно судить по рис. 5, на котором приведены АЧХ и частотные характеристики модуля полного входного сопротивления до (штриховые линии) и после (сплошные линии) переделки, измеренные по известным методикам. Одним из путей значительного улучшения звучания громкоговорителей 6АС-2 в области НЧ является замена головок 10ГД-34 новыми головками 15ГД-13 и 25ГД-32 с утяжеленными подвижными системами и более НЧ основного резонанса.
А не подскажете индуктивность катушек?
Данные для намотки указаны, а сколько мГн тайна. Можно узнать после сборки катушки. Хотя это немного не верно.
Было интересно. Данных индуктивности,действительно.не хватает.
Невелика тайна. Фильтры похоже взяты от малогабаритных колонок Салтыкова. навскидку -НЧ катушка в районе 0,8- 1 мГн, ВЧ- в районе 0,33мгн.
Тут, наверное, имелась в виду не головка 15ГД-13, а 15ГД-18 (она же 20ГДН-2), так как у 15ГД-13 другой типоразмер (100 мм), а 15ГД-18 имеет тот же типоразмер, что и 10ГД-34 и вроде как предназначена для работы в крайне тесных условиях вроде 15АС-315.
Кроме явных недостатков этой конструкции- высокая частота среза, выброс на низу, я добавлю отсутствие фронтальной панели. А к чему это приводит , мне довелось увидеть на микрофоне, на одной подобной колоночке. Там практически отсутствовали низкие частоты , от слова совсем. То есть, в упор к динамику – они как бы были и полочка такая ровная. А на метре от колонки- бас испарялся. И звучало всё , разумеется, убого.
Поэтому , смотрю на все эти попытки выжать 120 граммов сока из 100-граммового лимона – и ….
Во-первыХ, никакого ” выброса на низу” нет и в помине. По крайней мере, в исправных нерассохшихся ящиках со щелями, неслежавшегося наполнителя или “дырявого” уплотнителя.
Во-вторых, на низких частотах размер экрана не слишком важен. Когда длина волны много больше размера экрана, он не имеет принципиального значения. В “ближней” зоне Вы намеряете только реактивную составляющую, которая вблизи излучателя значительно превосходит активную по величине.
В-третьих, Вы видимо не знаете настоящей характеристики 10ГД34.
В-четвертых, после ПРАВИЛЬНОЙ доработке эти колонки играют очень неплохо. Только без пассивного излучателя или фазоинвертора (полный бред).
В-пятых, они предназначены при установке на столе вблизи стены или мебельной нише (это лучшее расположение, при котором ЧХ легко корректируется регуляторами тембров).
Пардон в 6АС-2 стоит 6ГД6 – прототип 10ГД34 – со всеми недостатками этих динамиков. Правда с меньшей предельной “потребляемой” мощностью. Намеренно написал так.
Эту АС можно переделать на омниполярную конструкцию. Достаточно, между динамиками разместить, цельнометаллический двухсторонний конус и перевернуть ВЧ динамик диффузором вниз.
Такой конструкцией, можно удачно выровнять корявую АЧХ акустики.
Вообще, как изделие 6ас-2 – позор дипломированным специалистам – разработчикам.
Почему позор? Для середины и конца 70-х “Мелодия 104” был самым продаваемым электрофоном.
А чтобы сделать “омниполярным” достаточно поставить их вертикально и разместить на расстоянии около 6 -10 см плоскую поверхность, например, поставить в нишу. А что касается переделки, то отсылаю в теме “6АС-2”.
Покупали, да, так ведь не было в свободной продаже приличной аудио аппаратуры.
Если, просто поставить вертикально, да ещё и в нишу, получим, паразитные, отражения и ущербный звук.
А позор разработчикам – зачем было учится, если АС, с таким звуком ,,сбацает” любой.
На АЧХ, завал начинается с 400Гц, при двух ,,горбылях”, на 1 КГц и 4 КГц (+9Дб и +12Дб).
Хуже АЧХ, я в жизни не видел.
У 6гд6 и 10гд34 очень неважные характеристики в области средних частот, поэтому “тянуть” их до 4-5 кГц – только себя обманывать. Также как пытаться сделать оформление ФИ или ПИ. Только ПАС или закрытый ящик могут спасти. Плюс фильтры с 500 Гц. Причем не менее 2-го порядка.
Я вот приятелю повезу конденсатор микрофарад на 20 (частями по 4 мкФ). Подберем. Ну, и День учителя… Заодно…
Никакого завала “с 400 Гц нет. Есть под ем около 500 Гц, потом небольшой плоский участок до 750 Гц, а потом под ем на 6 дБ до 1 кГц, потом более менее ровно, а после 2 кГц начинается “каша” со спадом около 3,5-4 кГц.
Посмотрите график ЧХ этих колонок на этом сайте. Он был снят в заглушенной камере
А что касается паразитных призвуков в нише… А где их слушают? В комнате, вблизи стенок. Не нравится в нише, просто можно поставить плоский отражатель сверху и достаточно.
Можно, конечно, но, конический рассеиватель, обеспечивает равномерную дисперсию на 360°, что очень важно.
Собственно, причина такой убогой АЧХ, в акустическом оформлении.
Маленький корпус и переотражение звуковых волн от корпуса ВЧ динамика на диффузор мидвуфера.
Да, все так . Переотражения от тесно стоящей на оси басовика пищалки породили дикую пляску от килогерца до самого верха. Басовик достаточно ровный.
Такое в автозвуковых коаксиалах сплошь и рядом. Но что интересно, при установке в дверь (кикпанели) картина может и улучшиться (угол к ушам большой выходит), хотя не факт. А на оси как правило мрачно.
Вы неправильно трактуете график. График был сделан при установке АС около стены. При расположении АС в заглушенной камере было бы равномерное увеличение звукового давления дБ/окт вплоть до примерно 1000 Гц, затем подъем ЧХ уменьшается до частоты 1600 Гц. Эту границу можно назвать переходной зоной Френеля, когда по диаметру диффузора укладывается примерно 1/2 длина волны. Это дает спад ЧХ и подъемы пики до 4 – 6 дБ вплоть до верхней границы работы динамика. Спад ЧХ НЧ начинается где-то на частоте 3,5 – 4 кГц. Поэтому на графике явно проявляется резонанс ВЧ головки, который конденсатор фильтра не может устранить.
А вовсе никакие не переотражения внутри корпуса. Корпус, кстати, плотно забит ватой.
Вылетела цифра подъема: 6 дБ/окт
Хотелось бы услышать шаманскую мантру или другое физическое объяснение увеличения звукового давления в безэховой камере. Заодно и про то, как спад АЧХ даёт пики и подъёмы.
А что в месте установки больше ничего нет? Никаких стенок, отражателей, поглотителей… И потом, у нас не синус, а многочастотный сигнал. Дальше продолжать? Или уже понятно?
В любом случае АС адаптируется в помещение : ковёр на пол, шторы, звукорассеивающие панели на стены, если это конечно требуется.
Речь о другом, конусный рассеиватель обеспечивает более качественный звук.
не знаю у меня мелодия 104 была то играла неважно а вот у друга мелодия 103м то играла очень даже не плохо!!