Акустическая система с щелевым фазоинвертором (8 ГД-1 + 3 ГДШ-8 + 2 ГД-36)

В описываемой конструкции трёхполосной АС автор отдал предпочтение щелевому фазоинвертору, менее склонному к органным резонансам, нежели АС с круглыми трубами. Для громкоговорителей этой АС достаточно небольшой мощности усилителя — 2×10-20 Вт. Акустические системы с фазоинвертором (ФИ) в настоящее время стали самыми распространёнными в классе Hi-Fi.

Это объясняется повышенным КПД в области низких звуковых частот и меньшими нелинейными искажениями в области основного резонанса НЧ головки в сравнении с другими видами акустического оформления. АС с ФИ представляет собой закрытый корпус с динамической НЧ головкой и дополнительным отверстием, в котором закреплён отрезок трубы круглой или прямоугольной формы определённых размеров для инвертирования и излучения звуковой волны от тыльной части диффузора динамической головки. АС с ФИ часто называют просто фазоинвертором, так как в инвертировании фазы звуковой волны участвуют внутренний объём корпуса и трубы. Форма сечения трубы на работу ФИ существенно не влияет.

Резонансная частота ФИ зависит от внутреннего объёма корпуса, площади сечения и длины трубы (массы воздуха, колеблющегося в трубе), в традиционном варианте она должна быть близка к резонансной частоте динамической головки в открытом пространстве. Отверстие ФИ является дополнительным излучателем инвертированных звуковых волн от тыльной части диффузора динамической головки в области резонанса ФИ, и колебания воздуха в трубе почти синфазны с колебаниями прямого излучения диффузора и значительно больше по амплитуде, чем колебания диффузора головки из-за большого акустического сопротивления ФИ на резонансной частоте.

В других типах АС в области основного резонанса динамической головки амплитуда колебаний звуковой катушки и диффузора существенно возрастает, и начинают сказываться асимметрия магнитного поля относительно катушки и нелинейность подвеса подвижной системы, искажающие форму звукового сигнала. В фазоинверторе на этих частотах звуковое давление создаётся в основном выходным отверстием трубы. Выше частоты основного резонанса увеличивается излучение динамической головки, а излучение отверстия ФИ уменьшается, но так как они почти синфазны, то их звуковое давление складывается. На более высоких частотах вследствие роста реактивного сопротивления трубы ФИ эта АС действует как закрытый корпус.

Рис. 1

Частотная характеристика модуля полного сопротивления обычной динамической головки в открытом пространстве имеет один максимум на частоте основного резонанса. Фазоинвертор как АС имеет два максимума, расположенных по обе стороны от частоты основного резонанса головки (кривые 1 и 2 на рис. 1), и чем меньше объём корпуса, тем больше расстояние между максимумами и провал между ними. С целью получения более гладкой АЧХ на НЧ в некоторых высококачественных АС устанавливают три трубы, настроенные на частоту основного резонанса и частоты боковых максимумов. Если в АС применена НЧ головка с очень низкой частотой основного резонанса и нижний максимум находится в области инфранизких частот, то будет достаточно две трубы, настроенные на частоту основного резонанса и верхнего максимума. Эти решения дают положительные результаты в части сглаживания АЧХ, но усложняют конструкцию, а дополнительные отверстия на лицевой панели ухудшают внешний вид АС.

Рис. 2

АС с щелевым ФИ, которые стали широко применяться радиолюбителями, а также в промышленных АС и сабвуферах, менее склонны к органным резонансам, нежели АС с круглыми трубами. АC с щелевым фазоинвертором, учитывая отсутствие локализации излучения низших звуковых частот, ФИ всех типов можно размещать на любых стенках корпусов АС или сабвуферов. Примером может служить АС с щелевым ФИ на задней стенке, показанной на рис. 2. Если ФИ размещён не на лицевой панели, то между его выходным отверстием и стенами помещения или мебели должны быть зазоры не менее 100 мм. В любительских и промышленных АС, в сабвуферах нередко используют стенку корпуса для образования щелевого ФИ. Это решение не только более технологично, но и уменьшает его длину на 15% по сравнению с расчётным значением, что немаловажно для малогабаритных АС.

Рис. 3

Учитывая вышеизложенное, автором была разработана конструкция и затем изготовлена в двух экземплярах АС с щелевым ФИ. В авторском варианте применён щелевой канал, выход которого почти не заметен на лицевой панели (рис. 3). Кроме того, для сглаживания АЧХ в области основного резонанса НЧ головки канал ФИ имеет переменную длину (рис. 4). Принцип работы такого ФИ описан ниже.

Рис. 4

На рис. 1 показаны частотные характеристики модуля полного сопротивления динамической головки: кривая 1 — в открытом пространстве; 2 — в корпусе фазоинвертора объёмом 54 л с трубой; 3 — в корпусе фазоинвертора меньшего объёма; 4 — в корпусе фазоинвертора объёмом 54 л с щелевым каналом переменной длины. Конструкция громкоговорителя АС с основными узлами приведена на рис. 5.

Рис. 5

В АС применена низкочастотная динамическая головка 8ГД-1-25 с диаметром диффузора 200 мм (частота основного резонанса 30 Гц, полная добротность Qts = 0,33), использовавшаяся в АС “Виктория-001“.

Оптимальный внутренний объём корпуса фазоинвертора для такой головки равен 54 л. Внешние размеры корпуса авторского варианта АС — 260x600x360 мм. Боковые стенки изготовлены из ламинированной ДСП толщиной 20 мм, а лицевая панель — из фанеры толщиной 12 мм, которая вблизи НЧ головки упрочнена накладкой из такой же фанеры, облицованной шпоном. Задняя стенка корпуса изготовлена из фанеры толщиной 12 мм. Боковые стенки скреплены между собой шурупами, вкрученными в боковые торцы верхней и нижней стенок с интервалом 20 мм. Головки шурупов выступают на 10 мм и входят в соответствующие отверстия, просверленные в вертикальных стенках на глубину 12 мм и заполненные эпоксидной смолой.

Соединение боковых стенок нужно выполнять на ровной поверхности, положив их на неё задними торцами и вставив внутрь заднюю стенку, торцы которой по периметру обмотаны несколькими слоями киперной или изоляционной ленты (ПВХ), обеспечивающей правильную форму, технологический зазор и препятствующей приклеиванию её к стенкам. Верх и низ стенок следует плотно скрепить жгутами с применением закруток на время полимеризации смолы. Выступившую наружу смолу сразу убрать тампоном, смоченным ацетоном или растворителем для нитрокрасок.

После полимеризации смолы переднюю и заднюю части стенок корпуса на расстоянии 12 мм от торцов обшить внутри рейками сечением 20×20 мм с помощью коротких гвоздей и клея ПВА или эпоксидной смолы, которые будут нужны для крепления лицевой панели и задней стенки. После выполнения всех необходимых операций лицевую панель вклеивают наглухо, а заднюю закрепляют шурупами.

Рис. 6

На лицевой панели должны быть закреплены блок ВЧ головок, СЧ головка с экранирующим коробом, НЧ головка и короб ФИ. Перед вклеиванием лицевой панели для удобства работы НЧ головку необходимо снять. Такая технология сборки применена автором в порядке эксперимента, но вполне возможен и вариант крепления стенок с помощью реек.

Рис. 7а и рис. 7б

Размещение ВЧ головок для расширения диаграммы направленности в полосе ВЧ головки 2ГД-36 блока размещены по дуге с радиусом 200 мм (рис. 6). Для этого их устанавливают на четырёх крайних и четырёх средних кронштейнах из листовой стали толщиной 2 мм (рис. 7а, 7б), которые закреплены на алюминиевом обрамлении винтами М3 с потайными головками. Обрамление ВЧ блока состоит из четырёх стенок из мягкого алюминия толщиной 5 мм, которые плотно подогнаны друг к другу и прикреплены шурупами к внутренней деревянной панели прямоугольной формы (рис. 8). Между головками вклеены перегородки из электрокартона толщиной 1,5 мм, окрашенные в чёрный цвет. ВЧ блок прикрепляют шурупами к лицевой панели изнури к закреплённым на ней трём рейкам вверху, а также по сторонам отверстия.

Рис. 8

Принцип работы щелевого ФИ с переменной длиной заключается в снижении амплитуды колебаний подвижной системы НЧ головки не только на частоте основного резонанса, но и на частотах боковых максимумов. Средняя длина щелевого канала эквивалентна длине трубы, настроенной на частоту основного резонанса динамической головки. Уменьшение модуля полного сопротивления динамической головки в более широкой полосе дополнительно уменьшит амплитуду колебания звуковой катушки и диффузора в этой полосе, снижая нелинейные искажения динамической головки и, тем самым, повышая качество звучания АС.

Для практического определения минимальной и максимальной длин короба необходимо с помощью звукового генератора определить частоту основного резонанса реальной низкочастотной динамической головки в открытом пространстве визуально по максимальной амплитуде колебаний диффузора или более точно — с помощью амперметра по минимуму тока в цепи звуковой катушки. Для определения практических размеров щелевого ФИ можно установить эту головку в корпус АС, а отверстие для СЧ или ВЧ головки (обычно оно бывает диаметром не менее 70 мм) предлагается использовать для установки настраиваемой трубы. Её можно изготовить из двух картонных или пластиковых вставленных одна в другую (подобранных по диаметру) трубок длиной по 70-100 мм. Трубку большего диаметра нужно закрепить через уплотнительное кольцо в отверстии для СЧ или ВЧ головки с наружной стороны корпуса. Подавая от звукового генератора сигнал с частотой основного резонанса через усилитель на НЧ головку и изменяя длину телескопической трубы, нужно добиться максимума акустических колебаний на её выходе. Это можно определить по максимальному отклонению пламени свечи возле выходного отверстия трубы или более точно — с помощью микрофона, подключённого к усилителю, и вольтметра переменного тока. В результате полученная длина трубы будет равна длине средней части короба. По этим данным можно изготовить короб с поперечным внутренним сечением в два раза больше сечения настроечной трубы, так как длина щелевого ФИ — величина переменная. Эти рекомендации даны для применения других типов НЧ головок, если их частота основного резонанса неизвестна или они доработаны по методикам, понижающим эту частоту.

Стенки щелевого ФИ можно изготовить из фанеры толщиной 5-6 мм согласно рис. 4 и реек. В лицевой панели под блоком ВЧ головок вырезают отверстие для ФИ, где и закрепляют его клеем.

В авторском варианте внутреннее сечение короба 20×200 мм, что равно удвоенному сечению трубы диаметром 50 мм. Размеры lmin = 55 мм, lср = 70 мм, Imax= 120 мм (см. рис. 4) определены по рекомендациям М. М. Эфрусси и также путём экспериментов. Добиться ровной АЧХ в области основного резонанса довольно трудно (влияние резонансов помещения также cледует иметь в виду), но даже частичное снижение боковых максимумов в импедансе АС повышает качество воспроизведения низших звуковых частот в сравнении с обычным ФИ; очевидно, что сглаживание импеданса нагрузки полезно для усилителя мощности.

В среднечастотном звене применена широкополосная головка 3ГДШ-8-8 (8 Ом), закрытая экраном из деревянных реек и фанеры толщиной 6 мм с внутренними размерами 105x105x35 мм. Полость, закрываемая экраном, заполнена распушённой ватой и крепится к передней панели изнутри четырьмя шурупами по углам. При окончательной сборке все соприкасающиеся поверхности деталей, закреплённых с помощью шурупов, покрывают тонким слоем пластилина. Внутри основного корпуса АС звукопоглощающего материала нет: по моему мнению, энергия, излучаемая тыльной стороной диффузора НЧ головки, должна не поглощаться и превращаться в тепло, а излучаться через ФИ. Он эффективно излучает колебания только в полосе частот, на которую настроен, поэтому влияние отражённых сигналов других частот на качество воспроизведения было поставлено под сомнение. Просто не возникло претензий к качеству звучания этой АС. Это не значит, что звукопоглощение для средних или высоких частот противопоказано.

Рис. 9

В описываемой здесь АС применён трёхполосный разделительный фильтр с частотами раздела 500 Гц и 5000 Гц, схема которого показана на рис. 9. Катушка L1 — бескаркасная многослойная с внутренним диаметром 35 мм, длиной намотки 20 мм; она содержит 120 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,6 мм. Намотку производят на деревянной оправке диаметром 35 мм со съёмными щёчками. Перед намоткой между щёчками необходимо вложить 3—4 прочные нитки, которыми после намотки нужно связать витки катушки, пропитать лаком и высушить. Катушка L2 содержит 200 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,2 мм, её наматывают на той же оправке. Расчёт элементов разделительного фильтра.

Расчёт катушки индуктивности под динамик. В кроссовере можно использовать бумажные и металлобумажные конденсаторы БГТ, МБГП, МБГО, а также К42-4 на напряжение 160—250 В.

Детали фильтра приклеивают к дну корпуса АС быстросохнущим клеем и соединяют монтажными проводами с динамическими головками и разъёмом на задней стенке для подключения соединительного кабеля между АС и усилителем. Провода, идущие к разъёму, должны позволять, при необходимости, свободно снимать заднюю стенку корпуса.

В такой АС можно применить сдвоенные НЧ головки, но основной задачей была проверка эффективности работы АС с щелевым ФИ переменной длины.

В заключение следует отметить, что несмотря на применение устаревших динамических головок качество звучания этих АС, подключаемых к усилителю с низким выходным сопротивлением и мощностью 10-20 Вт (при номинальной нагрузке 8 Ом), оценивается как весьма высокое.

Автор работы: Журенков А., г. Запорожье, Украина.

Из журнала “Радио” №8, 2013 г.

Используемая литература:

  1. Алдошина И. А., Войшвилло А. Г. Высококачественные акустические системы и излучатели. — М.: Радио и связь, 1985, с. 49,83, 124.
  2. Эфрусси М. М. Громкоговорители и их применение. — М.: Энергия, 1976, с. 70—82, 106—109.
  3. Жан-Пьеро Матараццо. Теория и практика фазоинвертора. www.akycmuka.narod.ru
  4. Музей динамиков. http://devicemusic.ucoz.ru/forum/22
  5. Журенков А. Соединение деталей из ДСП. – Радио, 1980, № 1, с. 26.
  6. Справочная книга радиолюбителя-конструктора. Под редакцией Н. И. Чистякова. — М. Радио и связь, 1990, с. 195, 196.

57 комментариев: Акустическая система с щелевым фазоинвертором (8 ГД-1 + 3 ГДШ-8 + 2 ГД-36)

  1. Коля пишет:

    Хоть щелевой фи..хочь что…нет звука в отечественных разработках

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Не довелось встретить 8ГД-1 с добротностью 0,33. То же самое, что и 30ГД-2. Полная добротность 0,55-0,6, какой с ней инвертор- не знаю. Может, автору свезло .

    • Сергей пишет:

      Видать, очень сильно повезло!
      Отобрал пару 0,56 и 0,57, ниже не встречал.
      Подметил такую штуку, а не многовато-ли 40 мкФ для этого малыша?

    • Константин пишет:

      Чтоб была ента(0,33) добротность, вес подвижной должен быть на треть меньше таковой и подвес ткань или ппу. уменьшить вес подвижной в домашних условиях можно например поставив колпак меньшего диаметра. Но так делают не только знающие или отчаянные.

  3. Сергей пишет:

    Повторял я эту конструкцию..Что могу сказать?..разочарован.НЧ толком нет,подбирал динамики,но картинка ненамного менялась в лучшую сторону..короче..ерундовые колонки..жаль было потраченного на них так много времени..Потом..повторил Кубики Салтыкова..вот тогда хоть получил удовлетворение что время силы и средства потрачены были не зря..Не стоят эти колонки внимания..Но если хочется повозиться,невзирая на отрицательный результат-то собирайте..

    • LDS пишет:

      Не поделитесь фото, если остались?

    • Марков Николай пишет:

      Так задача получить ЗВУК и не стояла, автор же написал – “основной задачей была проверка эффективности работы АС с щелевым ФИ переменной длины”. Задача не выполнена: АЧХ и К гармоник в НЧ диапазоне с обычным и с этим хитромудровыделаным ФИ не снимались.
      По проекту: оптимальный объём 54 литра(почему?), но реальный внутренний с учётом стенок, корзины НЧ дина, боксов, щели и т.д. – около 38 литров. По настройке ФИ – по-моему, просто торба. Настроили трубу снаружи, потом забыли о влиянии ВЧ бокса (он выступает и с одной стороны удлиняет ФИ), а потом взяли и … увеличили площадь сечения в 2 раза. Мне кажется, увеличение сечения ФИ требует почти пропорционального увеличения длины при неизменной частоте(-краевой эффект) при стабильной длине ФИ, конечно. Откуда вывод, что здесь частота не изменится??? А САМА ТЕМА – ОНА ПРАВИЛЬНАЯ! Можно длину изменить косым срезом, или, например, сегментом круга, – непочатый край работы. Вообще непочатый…

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    В подписи к картинкам дата 2013 год. Но такое впечатление, что вернулся в те давние годы и читаю статью в Радио, написанную с пафосом и основательно, хотя нет ни единого замера, кроме важных слов и красивых чертежей.
    Заранее жаль несчастных, кинувшихся повторять эту странную конструкцию. Слишком много вопросов.

    • шел мимо пишет:

      не прошло и тридцати лет!))
      радио за 83г №10 Громкоговоритель с повышенным КПД
      С некоторыми нюансами

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        а! понятно, откуда дежавю. Слова повышенный кпд все объясняют. Конец 80-х, что-то там…..

      • Андрей С пишет:

        Не, громкоговоритель с повышенным КПД Голунчикова 83года совсем другая конструкция на 2х10гд-36 2х4гд-8е и 4х2гд-36, весьма адекватно описана. Здесь да, букв слишком много. Разве у 8гд-1-25 Qts=0,33 бывает?

  5. Александр пишет:

    Где-то в тех же журналах Радио,только гораздо раньше уже мелькала эта самоделка..вот только сейчас номер не скажу,не помню.И уже тогда были большие сомнения в ее характеристиках расхваленных автором.Немного позднее мой братец (радио-инженер по образованию) собирал ее,и ругал автора за просчеты и безграмотность в конструировании.Я,пока не увидел здесь эту статью у вас,так и не вспомнил бы об этом.обычно хорошие и удачные конструкции запоминаются как правило,а эта нет.абсолютно..

  6. Николай пишет:

    Мне кажется, что автор напутал динамики…
    Вместо трёх динамиков 2 ГД-36 отлично пошёл бы один 3 ГДШ-8; он обладает высокой чувствительностью и очень хорошо идёт как ВЧ. Для средних частот явно нужен динамик серии ГДС.

    • шел мимо пишет:

      Где то читал, то ли слова Алдошиной, то ли еще чьи то из корифеев от акустики, что применять нечетное количество динов(кроме единственного) не есть хорошо.
      Да и сомневаюсь в оправданности опускать нижнюю границу вч, тем более, что ширик вполне тянет за 10 кил. Уж лучше бы парочку 3гдш в серединку, а верх подпереть 2гд-36

  7. Куприянов Александр пишет:

    Я не знаю кто автор этой статьи. Но когда учился в Ленинградском институте связи, в советские времена, в моей группе был увлечённый звукоман.Иностранец. И сделал дипломную работу именно эту. Я единственно говорил ему, что я бы сделал ящик поуже (300мм), но глубже (300-360мм). и может быть выше (высота ведь никому не мешает). И фазоинвертор внизу. А учились мы по учебникам Эфрусси и Иоффе. Как и сама Алдошина(все её справочники и статьи содраны с них). Так вот этот студент получил диплом МАГИСТРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ НАУК. И вся ваша критика просто называется ГОРДЫНЯ и амбиции. Критиковать ума много не надо.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Александр, а кто тут гордыню надувает? Вроде не вижу таких, а вот решения явно странные, если хуже не сказать. Про это и речь, нормальная критика, можно было и крепче выразиться в адрес этой колонки.
      Не припомню ни одного динамика – басовика советских времен с Qts 0,33. Может, вы знакомы с такими?

      • Куприянов Александр пишет:

        По вашему в советские времена вообще звука не было ? И все слушали лажу ? И в наших КБ работали олухи ? Нет. И образование было на уровне, учили честно (не продавали ни курсовые, ни дипломные). И лаборатории были оснащены всем что надо. И меряли, и изобретали, и дорабатывали. И уже знали пределы возможностей этой техники. И думали , что нужен другой принцип. Даже экспериментировали с записью цифровой музыки на старые катушечные магнитофоны. И развивались бы и дальше , но перестройка остановила. Сказали НИЧЕГО НЕ НАДО. Денег нет. Японцы пусть изобретают. И с 90х годов у нас всё сдохло. А до того всё было на мировом уровне.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Не припомню, как ни пытаюсь, звука советской техники, который заставил бы замереть от восторга.
          Везде одно и то же . И чем круче система и громче обещания, тем позорнее результат. Не спорю, были гении , конструкторы, энтузиасты нашего дела, были, видимо, отдельные удачные разработки. Но с конвейера сходили уродливые карлики, не способные звучать в принципе. И это считалось нормальным.
          И никогда ничего у нас не было на мировом уровне в теме аудио, в лучшем случае- передер удачной конструкции, услышанной чиновником на западной выставке и выданный за своё открытие.

          • Александр Р. пишет:

            Откуда же чиновники передрали АС Симфонии, Виктории? Люди и сегодня их предпочитают разным сонькам, ямахам и т.п.

            • Александр Бокарёв пишет:

              Вся прелесть колонок от Симфонии и Виктории – до первого пристального измерения. После чего ясно, что там очередной набор кривых решений , а звук- так себе, есть и лучше.
              Просто в сравнении с остальными дровами эти изделия на порядок лучше.

              • Александр Р. пишет:

                То, что нравится, в измерениях не нуждается. Понравилась вам женщина, ведете ее в ЗАГС, по дороге измеряете и сообщаете: нет, милая, стоп – в ГОСТ не укладываешься…

                • Александр Бокарёв пишет:

                  Вы смешиваете понятия , электроакустические приборы подлежат расчетами настройке по приборам, а на слух их проверяют эксперты , и представить себе колонку, созданную на слух, в принципе, можно, но это обычная неграмотность.
                  Фразу ” Да чо там мерить- слушать надо” слышу уже лет 15, со времен посещения форумов .Ничего не меняется.

        • Vip Kit пишет:

          Куприянов Александр, в Вашем комментарий не хватает заключительной фразы: ,,прошу считать меня коммунистом”!!))
          И потом, зачем все эти сказки рассказывать, когда в советское время, ВСЁ было абсолютно наоборот.

      • Сергей пишет:

        Напомню, исправные 30гд-1 из 35ас-1, добротность около 0,25
        +/- конечно
        Или речь о более раннем периоде?

    • Марков Николай пишет:

      Простите, задело… Закончил Винницу в 1998м, имею диплом, точно как у того иностранца.) НО … хотя акустику у нас не излагали( соответственно, по акустике я – любитель ), но такое “чюдо” на диплом мне было бы стыдно брать. А как получали дипломы “иностранцы”, это вообще отдельная тема… Р.S. Критиковать ПО ДЕЛУ ума надо, и немало.

  8. Ля Панасович пишет:

    При такой частоте раздела фильтра НЧ, баса не будет…В статье написано 500 Гц, хотя с такими номиналами выходит 1028 Гц.В фильтре 8АС-2 при частоте раздела 420 Гц катушка 3,7 мГн ,конденсаторы 120 мкФ

    • Vip Kit пишет:

      Я, тоже насчитал раздел НЧ, в районе 1 КГц. Тогда, как СЧ, прорезан на 500 Гц. Не стыковочка, однако, на целую октаву.
      Но 120 Мкф, тоже много. На разделе в 420 Гц, с индуктивностью в 3,7 мГн, емкость нужна на 40 Мкф.(8 Ом).

      • Виталий пишет:

        Что- то подобное конструирую. Катушку сделал на 4мГн ( спец..мотавший мне посоветовал на 4, так мол лучше, а то сильно дублирует средние, ну и 120мкФ. тоже якобы лучш чем 90. Хотя я слушал отдельно 120 и 90, 120 более глуховато. На большой громкости это может и лучше, а вот на малой и средней как- то не очень . Смотрел разные примеры как народ на этих бассовиках конструирует(примеров мало) – вижу что да, около 30-40 мкФ, расчитывая на калькуляторе. Тогда почему же заводские схемы сильно так отличаются? Мне этот же консультант сксзал- “…а он мол ошибся в написании, там надо было 120, а он 20мкФ. Если не так то стало быть не соображает этот автор в радиоэлектронике.И 40мкФ на СЧ-подозрительно как- то, это много”.

        • Николай Марков пишет:

          В схеме НЧ звена полнейший бардак с номиналами, не смотрите туда. Какие конкретно у Вас динамики?

          • Виталий пишет:

            На НЧ именно эти 8гд1, на СЧ 5гдш5-8 ,92.5дб, мощность и рез.частота почти те же что и у оригинальных от Виктории. ВЧ Fountek Neo CD-1(90дб, 5ом). Фильтр на ВЧ Т- образный с инд.0.12мгН. и ёмкостями 4.2 и 11мкФ. В целом звучание очень радует, по сравнению с моими старыми Вега50АС-104. Середина чуток выделяется только, надо ка- то приглушить. Если как посоветовали здесь частоту разде поднять повыше (600-700гц), то надо будет и катушки на сч немножко размотать. Те что 0.25 и так надо меньше делать чтобы поднять счастоту к твитеру.

            • Марков Николай пишет:

              Могу рекомендовать следующее. Взаимную фазировку проверьте. Дальше – слушайте, измеряйте. СЧ бокс требует хорошего заполнения звукопоглотителем.

            • Марков Николай пишет:

              Результат в Мультисиме:

              • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

                Неважный результат. Яма на самой важной частоте- килогерц- кило триста, зато торчок на 2 кгц, самый крик.
                Провалены 4 кило, а это разборчивость речи и серебро в голосе. Двойка вам за симуляцию. На пересдачу))))))

              • Виталий пишет:

                Спасибо очень признателен. Попробую и так и этак. Дело в том что сделал пока одну колонку еще в сентябре. Опыт строительный и столярный у меня есть, думал трах-бах и готово будет. Ан нет же работа оказалась трудоемкая и долгая. Два дня ушло потом с фильтрами повозился и решил сделать паузу-заодно растянуть удовольствие(ведь это какое творчество захватывающее!). На днях постараюсь соорудить второй ящик и буду делать эксперементальные фильтры.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Виталий! Сразу, даже не задумываясь, делаете макетку-доску из куска фанерки , режете квадратиками 15 на 15 мм стеклотекстолит, с отверстием 4мм, кучку острозубых коротких шурупов Кнауф и мощную отвертку к ним.
                  От каждого динамика тянете пару проводов, к басовику потолще, можно сетевой ШВВП, среднику МГШВ 0,5, к пищалке МГТФ 0,15 , узелок на конце- плюс.
                  На доске собираете макет фильтра , распаиваете концы деталей на квадратиках. Передвинуть что-то куда-то вопрос пары секунд.
                  кОЛОНКА от вас в полутора -двух метрах, макетка на столе, хвост к макетке от усилителя, подается розовый шум или музыка, на них неспешно отслушиваются все тонкости подгонки деталей . Методика за 20 лет возни с колонками не изменилась, макетка тоже моя и лучше ничего не придумал. Успеха вам!

                • Чалов Денис пишет:

                  Пару дней на фильтры? 🙂 Делайте строго, как Александр подсказал. Музыку выбирайте инструментальную, живую, чтоб инструменты знакомы были.

                  • Александр Бокарёв пишет:

                    Денис, очень верно сказал один форумчанин с вегалаба, что двухполоска сводится за день, а доводится за год .Я оказался именно в такой ситуации, ровно год ушёл на попадание в звук казалось бы пары идеальных динамиков от Сканспика.(и это с моим опытом ) Слава всевышнему, сейчас звук безупречен, более того, этими колонками выслушиваю недостатки усилителей, слышно мгновенно и точно.

                    • Чалов Денис пишет:

                      Так вот и я о том же. Просто Виталий удивлён таким срокам, вот я и усмехнулся.

                    • Александр Бокарёв пишет:

                      А теперь представим, сколько времени может уйти на достройку трёхполоски.Хотя, по сути, она та же двухполоска, просто средник помогает басовику дотянуться до стыка с пищалкой, требования к частоте раздела сч-вч те же, что и в двухполоске. Другое дело, басовик и средник уже другой мощности, выше, отсюда и стык сч-вч оттянут повыше, пищалу не спалить. А высокая частота раздела сч и вч сразу тянет за собой проблему направленности. Но есть выход, средник небольшого размера, есть такое чудо нашего времени, Итон , бумажный конус с магниевым куполочком, ачх и звук просто не придраться, завтра скину Дмитрию его ачх и название.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Ленточник Нео СД1 конечно хорош, но требует круто режущего фильтра, не допускающего болтанки ленты на нижнем крае а также высокой частоты среза, скажем, 5 кил.
                На этой частоте наш средник который 5ГДШ , схлопнется направленностью в острую дудку и в стороне от колонки, на направлении реальной прослушки , на ачх будет яма на стыке с пищалой, а звук стухнет.
                Вот по этой причине не применяю высокой частоты раздела сч-вч, максимум это 2.5 кгц. Тогда с направленностью, слитностью и балансом все просто шикарно. Но в данной ситуации – маэмо то що маэмо.И с этим жить.

            • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

              Фильтр средника грузите на мощный переменник ом на 15-20, на слух накручиваете уровень, потом меняете переменник на делитель из пары резючков либо, если регулятор выкручен на полную, просто паяете такой же резистор.

  9. Ля Панасович пишет:

    Пересматривал ещё раз фильтра в АС*Виктория*(в статье),есть ещё один вариант схемы под НЧ динамик,вероятно более точный,где конденсаторы после катухи 3,7 мГн имеют номинал 90 мкФ.

    • LDS пишет:

      Поделитесь, я добавлю?

    • Александр Бокарёв пишет:

      Из своего опыта, к тяжелым динамикам типа этого более всего подходит фильтр с катушкой в районе 3.3-4 мГн с цобелем Ом 10 резистором и микрофарад 68 конденсатором. При этом бас качественный и незатянутый, средина валится плавно без выброса, стык реально делать на 500-700гц, результат достойный. А чисто второй порядок фильтра с низким срезом уродует звук до неузнаваемости.

  10. Виталий Углов пишет:

    Для этого твитера рекомендуют повыше частоту среза, т.е 3500-5000гц. Потому широкополосник и взял чтоб можно было его как- то состыковать. А то что направленность будет узкая, я как- не переживаю, отход довольно- таки большой. И варианты фильтров ВЧ тоже разные. От колонок до места прослушивания 5,4 -5м, потолки тоже высокие, будет расходится по большому пространству. Может и другой вариант с ВЧ выбрать.
    А то что времени много уйдёт на прослушку это я понял уже. Жаль фото не получается отправить с телефона. Схемки

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Виталий, шум я вам отправил, на шуме слушаете басовик, с фильтром, потом на ходу подкидываете средник-тоже с фильтром- и он не должен выпирать по уровню, а должен звучать как продолжение звука басовика, подхватывать звук с расширением вверх, звучать единым облаком , нераздельно. Потом пищалку включаете и снова она не должна лезть впереди всех , слитность должна быть. пусть лучше завал будет по верху, чем она вам мозги высверлит.

      Ох, непростая у вас задача, стрелять в темноте, из-за угла и на слух)))))При этом никогда раньше не тренируясь в стрельбе)))))

  11. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Вспомнил, как в Воронеже делал трехполоску с изодинамиком на вч и шириком Фостекс 207 в роли средника, получилось неплохо, стык по памяти был на 5 килах , ниже у пищалы резонанс имелся.

  12. Дмитрий пишет:

    Какие-нибудь производители так вообще заморачиваются, чтобы сделать в своих колонках качественно звучащий ФИ (если это вообще возможно) ? Имею ввиду трубы с разной настройкой или щелевой ФИ переменной длины для снижения добротности пиков импеданса и тд ? – “С целью получения более гладкой АЧХ на НЧ в некоторых высококачественных АС устанавливают три трубы, настроенные на частоту основного резонанса и частоты боковых максимумов. Если в АС применена НЧ головка с очень низкой частотой основного резонанса и нижний максимум находится в области инфранизких частот, то будет достаточно две трубы, настроенные на частоту основного резонанса и верхнего максимума. “

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Если прочесть статью Ирины Аркадьевны Алдошиной “Там, где живут басы”, то легко можно понять идею инвертора. Получить отдачу на низких частотах -ценой разумного компромисса, когда и отдача получена и отклик особо не изгажен. Другие решения дают перекос в сторону отдачи, но цена этой отдачи выше полученной прибыли по звуку. Скорее- потери.
      А читаю здесь про какие-то инфранизкие частоты- и впадаю в КД.
      Инфразвук – он-то , ваще, каким боком здесь?

      • Марков Николай пишет:

        Имелось в виду максимум частотной характеристики сопротивления, находящийся ниже 20 Гц, наверное.

  13. Дмитрий пишет:

    Да, тут без бутылки не разберешься, поэтому я и выделил эту цитату. Три трубы ФИ, настроенные на три разные частоты – это сильно.
    Цикл статей “Там, где живут басы” действительно отличный, стоит перечитать заново, чтобы освежить склероз. Мне там нравился Константин Никитин – грамотный дядя с чувством юмора. Я и журнал этот в бумажном виде раньше собирал.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      три разной длины трубы размажут резонанс инвертора, убавив добротность контура , всех делов. Кажущаяся полезность, на мой взгляд.

    • Сергей пишет:

      «… Три трубы ФИ, настроенные на три разные частоты – это сильно …»

      Мне кажется, что это заблуждение.
      И нашёл тут же, в самой статье “про три трубы с разной длиной”:
      «С целью получения более гладкой АЧХ на НЧ в некоторых высококачественных АС устанавливают три трубы, настроенные на частоту основного резонанса и частоты боковых максимумов…»

      Так вот, ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПОКАЗЫВАЮТ, что если установить в ящик несколько труб разного размера – то не будет несколько разных резонансов(!), а будет только ОДИН РЕЗОНАНС.
      А вот тут: https://ldsound.info/how-calculate-bass-reflex/ – показано, как именно рассчитывать ФИ с несколькими трубами разного размера или туннели переменного сечения.
      Но, по-моему, удобнее читать этот же материал “в версии для печати”:
      https://disk.yandex.ru/i/1JjS9cLiE0vZtA

      • Аудиостроитель пишет:

        Конечно, страдать расчётами труб можно. Но я бы это сантехникам оставил. Это в системе отопления значительную роль играет, а в акустической системе никакой.

  14. Atz пишет:

    Клячин делает так: двойная задняя стенка внахлёст (из листов неполной высоты) образует между слоями щелевой ФИ. Затыкая края которого тряпками, можно настроить его частоту.

    Зы: интересно — овальные ФИ имеют ли какой-нибудь смысл?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *