Изготовитель: ООО “Фирма Звук”, г. Санкт-Петербург, (разработка ВНИИРПА). Акустическая система категории Hi-End на электродинамических сотовых громкоговорителях с плоскими сотовыми диафрагмами.
Технические характеристики АС «Русь»:
Номинальный диапазон частот: 25 – 31500 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 63-20000 Гц: ±1,5 дБ
Уровень характеристической чувствительности: 92 дБ/Вт/м
Паспортная мощность: 200 Вт
Долговременная мощность: 300 Вт
Кратковременная мощность: 400 Вт
Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
Используемые динамические головки:
НЧ: 2 х 200ГДН-1-8 или 300ГДН-1-8 (сотовый, алюминий, 300 мм)
СЧ: 1 х 50ГДС-1-8 (сотовый, алюминий, 100 мм)
ВЧ: 2 х 10ГДВ-5-8 (сотовый, алюминий, 30 мм)
Размер (ВхШхГ): 1500х400х370 мм
Вес без основания: 70 кг (110 кг с основанием)
Описание «Русь»:
Топовая акустическая система «Русь». Техническим параметрам позавидуют даже выдающиеся японские АС! В акустической системе применены динамические головки с плоскими дуффузорами. Данных акустических систем было выпущено не более 20-25 пар, практически все системы поставлялись в студии звукозаписи и дворцы Санкт-Петербурга (например, Таврический Дворец, Мариинский дворец, Юсуповский дворец и тд.), так же несколько пар были проданы на выставке High-END проходившей в Ирис отеле в середине 1990-х годов.
Дизайн системы подчеркивает конструктивные особенности сотовых излучающих элементов. Элементами украшения АС является его название “Русь”, написанное старорусской бязью, символизирующее стремление к естественному и верному звучанию.
Единственные отечественные акустические системы класса TOP High END – «Русь». Разрабатывались на протяжении 10 лет на базе ВНИИРПА, главной задачей было создать акустику способную передать в полной мере звук большого симфонического оркестра. На динамиках, установленных в акустические системы «Русь» была собрана система озвучивания Мариинского театра.
Фото акустической системы из института, сканы прислал Даниил:
Данные колонки «Русь» покупались за 15000$ (цена трех автомобилей ВАЗ!) в конце 1990-х годов на выставке в Ирис отеле, сравнивались с лучшими, самыми дорогими зарубежными колонками, B&W Nautilus, JM Lab Utopia, WILSON AUDIO SASHA и другими, которые, как говорится – «рядом не стояли»! В первый же день выставки единственные две пары «Руси» которые экспонировались, были куплены.
Отделка – рояльный лак:
Акустика создавалась как некоммерческий проект, над которым работали энтузиасты ВНИИРПА и ведущие военные предприятия страны. Себестоимость была так велика, что даже при достаточном финансировании, было возможно выпускать всего лишь несколько пар колонок в год.
В акустике «Русь» применены технологии аэрокосмической отрасли – сотпакеты из которых выполнены все диффузоры громкоговорителей. Данные диффузоры имеют самую высокую жесткость, приемлемую массу, высокую скорость распространения звука в материале и при этом низкую плотность, что абсолютно устраняет собственную окраску, которую дает любой диффузор. Для таких диффузоров, в «Руси» были применены соответствующие моторы – огромные магниты и термостойкие ленточные звуковые катушки, которые выдают рекордный BL.
Благодаря плоским излучающим диафрагмам, у которых акустическим центром является вся поверхность, обеспечивается абсолютно правильная фазовая характеристика. Жесткий корпус выполнен, не из, как сейчас модно – МДФ, или ДСП, а из отечественной авиационной березовой фанеры (такая шла для АН-2).
Описание звучания владельца АС:
Не умею я описывать звук красивыми аудиофильскими терминами. Попробую без них и по порядку.
Комната 20 квадратов, нормально поставить АС пока не представляется возможным, одна из них стоит в углу между 2-мя шкафами. Слушаю mp3, вся коллекция музыки подвергнута нормализации для избежания клиппинга и, как следствие, бубнежа. Музыка самая разная. Звуковуха ESI UGM96, дальше микшер Numark DM1002X, потом эквалайзер Tapco T-231 и оконечник Yorkville AP-6040. То есть два микросхемных чудища и мегаусилитель по 24 транзистора на канал и весом более 30 кг.
До Руси стояли 35АС-015, которые с пасиками. В целом они меня устраивали. Но была мечта – купить самые лучшие отечественные АС. На Русь наткнулся совершенно случайно, прошел по ссылке и загорелся…
Честно говоря, думал что в этой комнате звук будет хуже чем от 35АС-015. Думал что звук будет вообще ужасным, но обладать этими колонками хотелось, наверное даже больше чем получать удовольствие от прослушивания музыки 🙂 Но когда мы их подключили… это было что-то, очень вкусный звук, Электроники и рядом не стоят. Вкусные верха, вкусные средние, которые я не очень-то раньше любил, вкусные низы. Низы чувствуются даже на маленькой громкости, даже с двумя микросхемными чудищами без тонокомпенсации. Прислонялся ухом к пищалке, никаких неприятных эмоций, даже прикольно 🙂 не могу представить себе такое с 35АС/75АС Корветами и т.п.
Рад за вас, но обольщяться по поводу “лучшей отечественной акустики” не стоит. Как не надувалась Татьяна Павловна с т. Шубиным, лучше Орбиты 003 им ничего сделать не удалось.
А А. Шубин разве участвовал в их разработке?
Восторги насчёт непревзойденного звучания сотовых диффузоров не разделю. Не знаю, как там сч-вч, а вот басовики проблемные, кричат , и удавить эти резонансные вопли можно тоько навороченными фильтрами, при этом звук убивается до среднепакостного.
Кабы это решение оказалось революционным, про бумагу забыли бы навсегда. А поди ж ты, жив курилка. Не сдаёт позиции всяким сотам из люминя.
Полскажите, где в АН-2 фанера?
Умели же делать! Порадовала частотная характеристика, вес и цена, впрочем эти вещи взаимосвязаны. Интересно в современной России что либо аналогичное или более массовое производят?
В России, насколько я знаю (поправьте, если что-то забыл), что-то серийно делают только НОЭМА, АСАЛаб и Диффузор. И ещё EVM, если не загнулись.
Боря Карцев.ты ли это?!
А вообще сотовые динамики-тупиковые пути развития звука.их делали японцы в 70-е годы.сейчас никто не делает.а вот Шубин Александр какое у ним отношение имеет?!
Владимир, а не Вы работали в отделе Татьяны Павловны, в ИРПА?
Динамики внутри всё-таки не 300ГДН, а 200ГДН 30см 8 Ом
Я так и подумал, что возможно 300 ГДН и не было, а вместо 300 ГДН это 200 ГДН. Но если присмотрется, то можно заметить, что у 300 ГДН (https://ldsound.info/300-gdn-1-8/) магнит кольцевой большего диаметра чем у 200 ГДН (https://ldsound.info/200-gdn-firma-zvuk/).
Я как то писал тут, на этих динамиках бумажная маркировка от балды, на практике никто не знает, как должно звучать название конкретного динамика. Вот пример 50 гдс на авито известного продавца этих динамиков, внимательно смотрим фото в его обьяве, есть один магнит, а есть два и разные диаметры магнитов и разные фланцы и все это 50 гдс. Такое впечатление, что серии не было, а делали поштучно. И также с 200 и 300 гдн. .
Все динамики делались серийно, хотя и относительно небольшим тиражом.
“300ГДН” не существовало, это ошибочное название, фигурирует в одной из таблиц в сети, оттуда и разошлось. Там же 50ГДС названы “75ГДС”.
200ГДН-1 ранние делались с 184мм. магнитами, поздние – со 150мм.
Диаметр отверстия в керне также разный у ранних и поздних.
50ГДС встречаются либо со сдвоенными 134мм. магнитами, либо с одним но толщиной почти как эти два, минус потеря от склейки пары – получается практически равноценно.
Вот та самая таблица, с которой пошла путаница про 200ГДН-300ГДН.
Хорошо видно, что диаметры не соответствуют, для 200ГДН указан 10″, для 300ГДН – 12″.
Тут одно из двух, либо составитель таблицы умудрился перепутать названия сразу нескольких НЧ и СЧ динамиков, либо (что вероятнее) в “Звуке” были планы изменить названия динамиков по какому-то другому стандарту более кратковременной мощности, и в таблице указали именно эти будущие названия “на перспективу”.
Если исправить эту таблицу в соответствии с реальными названиями динамиков, то получается –
“300ГДН” = 200ГДН, размер 12″, Русь.
“200ГДН” = 100ГДН, размер 10″, Нева.
“100ГДН” = 50ГДН, размер 8″ (причём, судя по резонансной частоте 40Гц и чувствительности 87дБ – подразумевается не 50ГДН-1 из Эстонии 35АС-021, а 50ГДН-8 из Онеги).
“75ГДС” = 50ГДС, размер 6,5″, Русь.
“50ГДС” = 25ГДС, размер 5″, Нева.
От куда у Вас такие данные?
Если имеется ввиду таблица, то по ней самой всё очевидно – кроме названий все остальные данные указаны верно, достаточно сопоставить диаметры, резонансные частоты и пр., чтобы убедиться, что индексы мощности в названиях почти всех динамиков сдвинуты вверх относительно тех, что реально на них указывались.
При разработке колонок Русь НЧ динамик изначально назывался 200ГДН-1 и имел магнит 184мм.
Точно также этикетки с названием “200ГДН” наклеены на динамиках с уже уменьшенными магнитами, которые стоят в колонках выпуска конца 90-х.
Единственный источник где упоминается сотовый “300ГДН” – эта таблица.
Ну и конечно Степан с Авито, который руководствовался этой же таблицей, увидев, что часть попавших к нему динамиков имеет более крупные магниты, решил, что “Наверное это те самые 300ГДН, ведь раз больше магнит, то мощнее”.
Тем более, что на ранних динамках не было этикеток с полным названием, только бумажки с номерами.
Всего 200ГДН-1 со 184мм. магнитами было сделано около 100шт. (самые первые) далее пошли со 150мм. магнитами.
Кстати, полное название колонок – Русь 300АС-001.
Вот такие этикетки клеили на самые ранние, выпуска начала 90-х –
Спасибо за шильдик. Вот здесь таблица https://ldsound.info/speakers-at-the-cellular-loudspeakers-vniirpa/, там ссылки на громкоговорители. 100ГДН это же не 8″ а 10″.
Да, 100ГДН – это 10″, НЧ из Невы, именно под этим названием он стоял в колонках.
А в таблице он назван “200ГДН”.
(в моём позапрошлом посте по каждому динамику сначала в кавычках идёт название из таблицы, а после него, без кавычек – правильное название)
У моего приятеля было много чего от фирмы “Звук” и я точно помню, что видел 12 дюймовый динамик с двумя магнитами и 6.5 ” (50 ГДС) несколько разных магнитных систем, возможно это были некие экспериментальные , не серийные. Нева у меня есть и от её звучания не в восторге, а вот Руст мне понравилась, как звучит. Помню еще, что 6,5″ ( 50ГДС) все были проблемные с центровкой.
Да, Степану в числе прочего достались и штучные опытные образцы динамиков, магнитных систем и пр., на которых конструкции отрабатывались при разработке.
Так что там всякое могло быть.
По 50ГДС, как уже писал, они и в серийных колонках встречаются как с магнитом склеенным из двух колец, так и с одним кольцом, но увеличенной толщины, это нормально.
200 гдн – https://ldsound.info/200-gdn-firma-zvuk/
300 гдн – https://ldsound.info/300-gdn-1-8/
Это один и тот же динамик? Наклейки разные.
Да, оба динамика 200ГДН-1.
По второй ссылке – ранний, выпуска начала 90-х. На них не было наклеек с названием, “72” – это номер динамика.
По первой ссылке (с уменьшенным магнитом) – поздний, выпуска конца 90-х.
Понял.
300ГДН и правда нет такой наклейки, это я напутал. Поправим.
Заодно, из тех графиков АЧХ, которые сейчас опубликованы на данной странице – к Руси относится только чёрно-белый график, взятый из рекламного проспекта.
А остальные четыре цветных графика (которые Даниил прислал) – к Руси отношения не имеют, они от Невы, на них измерения 25ГДС и одиночного 10ГДВ-5.
В Руси на СЧ 50ГДС, это совершенно другой динамик, буквально ни одной одинаковой детали с 25ГДС. И размер больше – 6,5″, а не 5″.
Спарка из двух 10ГДВ-5 имеет совсем другую АЧХ по сравнению с одиночным, она в целом намного ровнее, и без пика после 20кГц.
К технике не относится).
С начала 2000-х, смотря сериал “Тайны следствия”, всё пытался понять что за колонки мелькают в кадре (“Странности Алисы”, 1-я часть, примерно с 4:00 минуты). Искал по “логотип/ товарный знак/ фирма “Скрипичный ключ”, белые, огромные, и чёрте как!
Через двадцать лет нашёл)
Русь)))
С Новым Годом, всех радиолюбителей, акустиков и строителей!
Внешний вид жуткий !
По дизайну не интерестная АС.
Точнее – это у Вас представления о прекрасном “нестандартные”.
По общему мнению – это одна из самых красивых отечественных АС, особенно в бело-золотом исполнении и со скруглёнными краями корпуса, на уровне лучших мировых образцов по дизайну.
Прекрасно сочетаются с дизайном дворцовых залов Санкт-Петербурга, где и устанавливались в числе прочего.
Дешёвый популизм, как всегда ))
Какие здесь могут быть стандарты?
Непонятно. Внешний вид АС Русь – глаз не радует. Убогий вид((
Вот АС Русь в зале Екатерининского дворца:
Кроме спорного внешнего вида эта АС весьма сомнительна, с инженерной точки зрения.
А вот фото Руси рядом с некоторыми из тех самых мировых образцов, одними из лучших по дизайну среди японцев – Sony, Fostex, Technics, Onkyo.
2
3
Внешний вид – обыкновенный, тип Tower. А вот как она звучала (или звучит???)
https://yandex.ru/video/preview/4383672046062259519
Удивили композиции. Хотелось бы более разноплановых.
Динамик 200гдн. 8Ом. Диаметр катушки 70мм. Высота намотки 17мм проводом 0,28. Магнит 155мм.
https://ldsound.info/200-gdn-firma-zvuk/
Не подскажете высоту магнита и размеры верхнего и нижнего фланца? Так же будет интересно узнать их высоту и вес. Параметры ТС может получится снять. Не пойму в чем отличие от 300 ГДН https://ldsound.info/300-gdn-1-8/
Главное, что корпус из фанеры, как у АН-2! Это сразу говорит о высочайшей инженерной подготовке творцов.
В ВНИИРПА все корпуса делали из фанеры.