Акустическая система «Реактивный поток»

В начале 70-х годов среди радиолюбителей стали распространяться акустические системы для стереофонических установок, которые носили громкое название «реактивный поток». При относительно небольших габаритах (лицевая панель 170х430 мм, глубина 270 мм) и использовании в каждой акустической системе всего одной динамической головки мощностью 15 Вт удалось получить полосу пропускания от 40 Гц до 18 кГц. Масса установки составляла только 4 кг. Эту систему можно легко повторить.

Akai SW-30 ldsound.info

Akai SW-30 JET ROAD SYSTEM

Система разработана японской фирмой Akai. Резонансная частота лабиринта:

f0=0,16/l, (кГц)

где l – общая длинна лабиринта, м.

На рисунке l=1,3 м, что соответствует f0≈120 Гц. Если учитывать относительно большое расстояние между передним отверстием громкоговорителя и выходом лабиринта, влияние обратного излучения будет способствовать повышению отдачи на частотах ниже резонансной.

Акустическая система «Реактивный поток»

При самостоятельном изготовлении подобной акустической системы рекомендуется использовать среднечастотные динамические головки, обладающие небольшими размерами и высокой отдачей. К ним относятся 4ГД-8Е, 4ГД-36. При изготовлении системы следует обратить внимание на жесткость всех соединений корпуса и лабиринта, а также принять меры, устраняющие появление резонансов внутри лабиринта, для чего выложить его стенки звукопоглощающим материалом (поролоном или войлоком).

У нас подобные АС выпускали под названием 6АСЛ-1 «Лабиринт».

Как явствует из кратного описания системы, опубликованного в Японии, ее «секрет» заключается в многоколенном акустическом лабиринте, идущем от задней стороны диффузора головки зигзагами в сторону задней стенки установки. Выход лабиринта сделан не внизу или сбоку корпуса, как обычно, а назад, подобно тому, как направлено сопло реактивного самолета. Отсюда, видимо, и название установки.
Автор: Васильев В.А.
1977

31 комментарий: Акустическая система «Реактивный поток»

  1. Дмитрий пишет:

    Динамик 4ГД-36 высокая отдача- да,но небольшой размер? что то непонятно

  2. Евгений пишет:

    5АС-508 или 5АСЛ-1 – отечественный двухполосный вариант таких АС, даже выпускался относительно большой серией.

  3. Георгий пишет:

    Попробовал повторить на автомобильных Pioneer TS-G1331I. Материал – хвойный мебельный щит 18 мм. Без звуко- и вибропоглотителей. Результатом доволен.

  4. Георгий пишет:

    Послал на почту.

  5. Алексей пишет:

    Здравствуйте. В описании указана лицевая панель 170х430 – а динамик 4гд-36 имеет размеры: Ø 200 х 75,6 мм и как его можно пихнуть в 170мм?

  6. сергей пишет:

    Fostex 103й.лучший вариант для этой схемы

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      103й Фостекс чисто ящичный динамик, кинотеатральная серия. Всякие извраты с рупорами и дымоходами к нему -лишнее. Обычный ящичек размером с коробку для ботинок дадут вам сотню герц по низу , скромные размеры и ровную ачх. Ещё лучше будет 127-й или 126й. Они побольше , срез будет пониже.

      • сергей пишет:

        Fostex 103 в акаевском варианте от 40 гц басят не плохо…сам удивился..когда на akai sw-30 переклеил засохшие подвесы.

      • гость пишет:

        Имею 126е стояли и в родном корпусе ФИ 10.5 литров были корпуса Akai sw 35 поставил отверстие и крепление стали как для родных динамиков . Нч больше стало чем в ФИ родном оформлении.

  7. ZLOIVOVAN пишет:

    Субъективные воспоминания из далекого прошлого: сравнивал звучание 6АСЛ-1 (шли в комплекте с усилителем “Ростов” и 6АС-2 шедших с “Мелодиями” и несмотря на меньшие размеры звучание последних нравилось больше.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Помню, в те 70-е годы ходила байка, что колонки эти не шли изначально, что с ними ни делали, и вот нашелся один вундер, который что-то там внутри лишнее выламывал и добывал звук. И вроде как сам директор завода Электроаппарат распорядился найти того вундера и купить у него его идею, чтобы спасти тонущий проект .
      Чего только не придумают пустые умы.
      Эти ящики хоть золотом покрой- останутся дровами.
      Аж интересно, если попадутся такие не убитые – гляну ачх , для личного мнения.

  8. сергей пишет:

    Повторял акаевскую схему https://youtu.be/wIzhWbhWrsw

  9. сергей пишет:

    Советский вариант тоже был но это дровишки)) середины никакой…вч лажа…и не поверите выкинул от туда оба дина и поставил 3гдш овал ..не мощно но звуккк душевный и с басом .лучше чем в щите,.жаль слабоват))

  10. сергей пишет:

    И еще.не знаю откуда фотография схемы.Но размеры частично не правильные…расстояние между прегородками лабиринта не 30 а 50, сегодня перепроверял. Кто захочет повторить обратите внимание!!! Жаль 103й.дороговат теперь.

    • сергей пишет:

      В статье почему то написана частота настройки 120 гц!!! При такой длинне лабиринта по другой формуле около 70гц, что более похоже на правду).

  11. шел мимо пишет:

    а стоит ли так заморачиваться с этими лабиринтами? Или тут главное- процесс?) по мне, так уж лучше потратиться на ЗЯ, ФИ, ПИ, чем с этим воевать. Как ни крути, а лабиринт идеально не подгонишь, два одинаковых, как бы ни изгалялся, не сделаешь. Миллиметр туда-сюда и у вас иная частота резонанса, разное звучание.. и не поправишь же! а до сборки никак не проверить, ни подрегулировать) Идея с котом в мешке в далекой перспективе, годится только для околонаучных изысканий и не более.
    Не верю я в эти лабиринты кустарного производства и, тем более, не верю, что в промышленных можно что то там выломать и звук попрет!)) бред

    • Евгений пишет:

      Ага, напишите в компанию PMC о своих предположениях и сомнениях и в профессиональные звукостудии мира. Когда получите ответ, то опубликуйте его. Вместе посмеёмся.

  12. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    лень сидеть считать длину дымохода с его коленами, но 70 герцами не пахнет здесь. Не было интереса к этим коленвалам, хотя участвовал однажды в настройке одной колонки по чертежам Александра Рогожина, там 30-40 герц басовых по микрофону , честных, но и сундук огроменный, не чета этим пердулькам реактивным.
    http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695

  13. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Неправда. По картинке прикидочно длина дымохода не более метра. Резонанс трубы, при котором порт играет синфазно с динамиком, равен 170 делить на L (длину дымохода в метрах) Получаем 170 Герц, ну. 150, если в чудо поверить. А ниже- извините, физика не пускает.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Вторая беда этого оформления- резонансы на кратных длине трубы-колена частотах, которые нужно гасить размещённым в нужных точках поглотителем, а это ещё та задачка.
      В общем, подводя итог , можно сказать, что из всех вариантов применения динамиков типа 6гд-6 и 10ГД-34 наилучший это кубики Олега Салтыкова из Радио за 1977 год.Самая продуманная в мелочах конструкция, проверенная годами.

  14. Vip Kit пишет:

    Есть у лабиринта ещё недостаток – не корректное ГВЗ. Для квартиры, самый оптимальный выбор – ЗЯ.

  15. Василий Иванович пишет:

    Собирал по этой схеме колонки на 4ГД-36 ещё в пионэскую юность. Звучали очень хорошо по сравнению со штатными колонками 6ГД2 от “Мелодии 105с”. Правда я промазывал все стыки оконной замазкой, а изнутри все панели проклеивал толстым линолеумом, чтобы демпфировать посторонние колебания от корпуса на НЧ. В то время много было рекомендаций по улучшению колонок, печатавшиеся в ВРЛ, Радио и других журналах.

  16. Сергей пишет:

    Не читал но осуждаю. Точнее лабиринтов слышать не приходилось, но теория говорит что любой нормальный лабиринт обязан иметь смещение динамика на треть.
    Хотел собрать в прошлом году лабиринт на 8″ басовике, но испугался размеров.

  17. Андрей Кравцов пишет:

    если такое делать под 10 гдш, то какой должна быть резонансная частота лабиринта?

    • Окадемик пишет:

      Можно измерить резонанс конкретного динамика Fрез и, опираясь на эту частоту, прикинуть длину лабиринта в метрах: 340/(4*Fрез), 340 м/сек – скорость звука

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *