По материалам из сайта: kmworkline.blogspot.com
Всем привет!
Мне понадобился ламповый предварительный усилитель. Самый простой. От него не требуется высокий коэффициент усиления (а лучше что бы он был пониже), нет необходимости и в низком выходном сопротивлении. Все что нужно: что бы в нем было две лампы (из соображений дизайна) и контролируемый, определенный спектр искажений (это самое важное – оно для звука). Об этом ниже.
Итак для чего мне лампа в усилителе:
- Она частично (или полностью) берет на себя усиление сигнал по напряжению. При этом усиление (по напряжению) в полупроводниковой части можно уменьшить (или отказаться от него вовсе) выиграв в линейности.
- Лампа задает звучание усилителя, внося в него свои искажения.
- Да, именно так. Я не согласен с утверждениями что лампы звучат чище, точнее и вносят меньше искажений. Любые, даже самые простые измерения покажут: лампы вносят искажения… очень много искажений. Но уверен: они – не беда, так как именно эти искажения – одна из составляющих “лампового” звука. Лично я против них ни чего не имею 🙂
Малые искажения и точность воспроизведения не равны приятному звуку. Искажения могут “окрашивать” звук и добавлять ощущения более высокой “детальности” звучания. Утрированно: они работают как подпевка у певцов.
Кроме того, меняя спектр искажений можно менять и характер звучания усилителя. Это хорошо заметно на примере однотактных ламповых усилителей. Большинство из них имеют свое собственное, уникальное, звучание… и очень высокий, характерный именно для них уровень искажений.
Вообще вопрос “должна ли техника вносить в музыку “красивую отсебятину” или только лишь строго и точно воспроизводить входной сигнал?” – вечный повод для споров. Я уверен что оба подхода имеют право на жизнь, в зависимости от целей применения усилителя, воспроизводимых музыкальных жанров и, конечно же, предпочтений слушателя.
Но я отвлекся 🙂 Пора вернуться к основной теме.
Ламповый предварительный усилитель
Хотелось применить что-нибудь совсем простое. Вариант с источником тока в аноде отбросил сразу. Параметры у схемы классные, но избыточен коэф. усиления. Его просто некуда будет девать.
Второй кандидат: схема проще некуда… обычная с ОК. Для лампы 6Н1П я предпочитаю такой ее вариант:
Схема специально для гибрида.
АЧХ
Она широкая. Нижняя граница может быть хоть на постоянном токе: она определяется лишь входными (C1R2) и выходными (C4R10) цепями. Верхняя граница АЧХ простирается до отметок в сотни килогерц, Зависит от образца лампы, от входных цепей (R1С2), сопротивления источника сигнала и свойств нагрузки.
Коэффициент усиления по напряжению
Он равен примерно 10-ти (если снимать выходной сигнал непосредственно с анода лампы). В некоторых случаях нужно меньше. Поэтому анодная нагрузка лампы разделена на две части (R6 и R7), а выходной сигнал снимается с их средней точки. Таким образом можно уменьшить выходной сигнал без каких либо негативных последствий.
Соотношение R6 и R7 (оно определяет ослабление выходного сигнала) может быть любым. Главное что бы сумма сопротивлений оставалась равной 6.8-7.0 кОм. Иначе уплывет режим лампы.
Спектр искажений
Подробными измерениями я занимался давно, когда выбирал оптимальный режим для лампы. Много всего было намеряно. Сейчас же покажу только один график. У лампы 6Н1П отличный короткий спектр гармоник:
Он показывает спектр и уровень гармоник при амплитуде выходного сигнала 10В (на аноде лампы). На мой взгляд получился красивый, характерный ламповый спектр (только ниже по уровню). Я надеюсь получить легкий окрас звука (это одна из целей), но без потери жанровой “всеядности” усилителя (чем страдают многие чисто ламповые конструкции)…. Посмотрим что получится.
Количество ламп
Дизайн – тоже важный параметр:) Их две. По лампе на каждый канал. Это и для схемы не плохо и для дизайна идеально :). Но если кому-то две – много, то можно обойтись одной:
АЧХ, спектры искажений и коэф усиления практически не изменятся. Кстати, если нужно усиление побольше, то лампа 6Н1П может и это. Нужно лишь немного изменить режим:
Коэффициент усиления по напряжению вырастет до 20-ти. А вот АЧХ измениться незначительно. Да и спектры искажений останутся все такими же красивыми ламповыми):
Итог
Я остановился на схеме с двумя лампами. Она мне подходит. О том как собирал расскажу в инстаграме (ссылка на профиль в конце статьи). Тут лишь покажу результат:
Вот и все на сегодня.
Приглашаю в гости в мой инстаграм: @KMWorkLine
Все самое свежее и интересное именно там 🙂
Большое спасибо за ваше внимание и хорошего дня!
С уважением, Константин.
Схема, где лампы в параллель, никогда. Лучше сделайте СРПП, она всех обставит…
6н14п хороша, мю=25, применял Ra=9,1ком, Rк=220ом, без Ск
или 6н24п, мю=35. Эти лампы работают спокойно от 150в.
6н1п-ев, половинка, Еа~420-450в, Ra=20ком, Rк=300ом, без Ск
Есть замеры спектров разных триодов, включая и 6н1п. Подбирал лампы для гибрида на полевиках-латералах. В финал вышли не все. И 6н1п тоже. Баланс у неё смещен вверх, срединка красивая, но ярковата. Поинтереснее других оказалась E180F в триоде, она же 6Ж9П, ЕСС81 , 6Н23П-ЕВ , 6Н6П и королева звука-5687. Сейчас поищем спектры. Там на разных уровнях, скажем, 1 в, 10 в и 20 в смотрел картину. Питание по памяти- вольт 250.
Навскидку первые встречные
У спараллеленной 6н1п внутреннее около 4. 5- 5 ком. Та же 6ж9п в триоде имеет внутреннее 3 ком с усилением 40 и прекрасным сбалансированным звуком. Ещё краше звучит 6Ж38П -ЕВ в триоде. Но только с индексом ЕВ. Ширпотребовский вариант жутко звенит, его в звук ставить аморально.
Еще вариант- 6С3П или 6С4П, вместо баллона спараллеленной 6н1П. Звук у них хотя и светлый, но очень красивый. И они совершенно бесшумные. И внутреннее около 3 ком.
ещё
При заданных исходных данных, минимальное усиление и хорошее выходное сопротивление, на мой взгляд идеальна 6н6п. усиление у неё не будет более 15 в обычном включении, что позволит избежать необходимости такого вот решения с делителем напряжения. а выходное сопротивление, да ещё пары в параллель, раскачает самую глухую ёмкость Миллера. В плане вносимых искажений, она так же поинтереснее и линейнее “копейки”.