50 АС-106 «Вега». Расчет универсального фильтра

Концепция фильтров предыдущей статьи – обрезать жестко частоты на разделах фильтра. При этом образуются провалы в месте раздела, а так же резонансные явления отмечающиеся выбросами.

Новая концепция – мягкая обрезка частот на границах разделяющих фильтров с перекрытием соседних диапазонов (динамики при этом должны излучать синфазно на границах разделительных фильтров).

50 АС-106 «Вега». Расчет универсального фильтра

50 АС-106 Вега имеет стандартный набор динамиков позволяющий создать превосходную акустику не хуже  35 АС-021 или 130 АС-002.

Перед тем как перейти к фильтру нужно выполнить несколько условий

  1. Открутить фазоинверторы, (можно заново проклеить их стыки, или змейкой паяльником по стыку утопить медную проволоку). Я проложил полоски герлена (для веса) только сверху, а снизу по фазоинверторам (по бокам очень маленькое расстояние) и в 2 слоя по всей длине обмотал изолентой (половинки  стянулись и закрылись неплотности по всей длине), затем посадил их на герлен и прикрутил (борьба с призвуками от фазоинверторов — у всех с завода они плохо проклеены).
  2. Понятно, что дыр в стенках и под динамиками быть не должно.
  3. Открутить ВЧ динамик, вырезать из гофрированного ящика прямоугольник по внутреннему размеру колонки, согнуть его гармошкой, просунуть в отверстие ВЧ динамика расправить и уложить на фазоинверторы. Сверху уложить вату из мешка находящегося внутри колонок. По дну колонок уложить оставшуюся вату до НЧ динамика (увеличение отдачи по НЧ).
  4. ВЧ динамик прикрутил сразу к колонке убрав фанерную прокладку (выравнивание фаз сигнала на частоте разделения фильтра). Выкусывание направляющей линзы у ВЧ динамика не увеличивает звуковой поток, но избавляет его от узконаправленности (можно не делать).
  5. Прослушивать результат нужно со снятой облицовкой, чтобы ее дребезжание и переотражения не влияли на результат!
  6. Борьба с дребезжанием решеток показана на фото.

50 АС-106 «Вега». Расчет универсального фильтра

50 АС-106 «Вега». Расчет универсального фильтра

Но можно ничего этого не делать, если Вас не интересует конечный результат.

50 АС-106 «Вега». Расчет универсального фильтра

Так как динамики уже врезаны в колонки, то остается только 2 частоты раздела СЧ-ВЧ на которых динамики этих колонок будут удовлетворительно работать. Это 4080 Гц в противофазе и 5440 Гц в фазе. Ни одна из частот не является оптимальной для этих динамиков, но 4080 хуже. По этому выбрана 5440 Гц. На самом деле выбрал 5300 Гц, т.к. на 5440 Гц совсем не работает СЧ динамик.

Для СЧ-НЧ такой частотой является 850 Гц с включением динамиков в противофизе (не зря в 150 АС-001 СЧ и НЧ динамики разнесены так далеко). К слову это ответ на вопрос когда включать динамики в фазе, а когда в противофазе. Мне дали околонаучный ответ «от многих факторов» и «хто его знаить – нуна пробовать». Я эту задачу представил как работу 2-х диполей в фазированной антенной решетке и сразу получил решение и ответ интерполировав решение на динамики колонок.

Дроссель с сердечником, домотанный до 2 мГн имел, сопротивление по постоянному току 0,5 Ом, а на частоте 1 кГц = 8,5 Ом. Поэтому катушка была домотана без сердечника до 2 мГн (каркас это позволяет, хотя провод после этого немного выступает). Вообще низкое сопротивление должны иметь только 2 катушки — в НЧ фильтре и СЧ (проходная к динамику), соответственно 2 мГн и 0,327 мГн. Их и нужно мотать толстым проводим, остальные не обязательно (все равно для сглаживания переходов установлены резисторы).

Частоты среза в фильтрах и их номиналы:

ВЧ: 5244 Гц, 0,143 мГн, 3,22 мкФ, 6,6 Ом

СЧ (нч): 5321 Гц, 0,327 мГн, 5,47 мкФ, 7,6 Ом

СЧ (вч): 858 Гц, 0,86 мГн, 20 мкФ, 6,5 Ом

НЧ: 863 Гц, 2 мГн, 34 мкФ, 7,67 Ом

Родные Веговские ВЧ динамики задубели и перестали работать, поэтому были использованы 6ГДВ-6-16 от Орбита 35АС-016.

Звучать колонки будут хуже если отклониться от выбранных мной частот на 250 Гц и более.

В схеме указаны не расчетные, а уточненные номиналы элементов. Выравнивание уровней проводилось по некорелированному розовому шуму. Кто желает получить картинку от измерительного микрофона – пусть купит веги, повторит схему и измерит с помощью микрофона, выставив измерения «в студию!» как многие этого требуют. Ведь стоимость Веги 6 тыс., а измерительного микрофона 100 тыс. Называется почувствуйте разницу. Кстати, я не агитирую за повторение моей схемы. Слушайте свой ужас и далее пугаясь вносить изменения в схему и превознося завод. Про завод — так врезать динамики, да и фозоинверторы не на месте (могут душить звук СЧ динамика противофазой от НЧ на границе частот, особенно на громком звуке, так что возможно их было бы лучше заткнуть и сделать «закрытый ящик»! Пробуйте.

Результат: Сторонний человек при прослушивании концерта  Within Temptation задал вопрос – Почему звук идет от монитора?.

Можно ходить по комнате и стерео эффект не исчезает (пишу эту статью и слушаю музыку с Арктур 006 через модернизированный фонокорректор, а не стоковый, как выражается молодежь, Брига У-001 3-я ревизия, расположившись правее правой колонки, а стерео эффект никуда не делся. Музыка звучит чисто на любой громкости и практически на любом расстоянии. Хоть в ближнем поле, хоть в дальнем. И справа от колонок и слева. Благодаря правильно выбранным частотам раздела нет мест  в комнате с провалами звука.

P.S. В лобовом сравнении от одного источника сигнала ненамного проигрывают колонкам 35АС-021 с фильтрами, которые выложу попозже. Про прослушивании Эстонии другой человек не смог определить какие колонки играют (подумал что Веги, но они стоят на Эстонии). Да и атмосферу концерта и вокал Эстонии воспроизводят лучше. Видимо все же динамики (особенно среднечастотник) дают о себе знать. Как еще улучшить звук Веги пока не знаю. Но по музыке (не по громкости) они легко поколотят любую модификацию S-90 (показывал это любителю у которого их 3 пары разных моделей для кинотеатра).

Заключительный вариант схемы

Заключительный вариант схемы

В окончательном варианте фазоинверторы плотно закрыты кусками ваты! (через них приходит СЧ частота от НЧ динамика в противофазе к СЧ динамику). Низкая частота начинается с 50 Гц. И не нужно рассказывать о чуде иностранного производства с сопоставимыми размерами. При прямом сравнении они слегка превзошли NS-8900 Yamaha. Прослушивание производилось со снятыми решетками у веги.

59 комментариев: 50 АС-106 «Вега». Расчет универсального фильтра

  1. Марков Николай пишет:

    Основываясь на чём, извиняюсь, Вы считали фазовые сдвиги между динамиками? Учитывали ли Вы отставание тока в звуковой катушке динамиков от напряжения, то есть, собственную ФЧХ динамиков? Если нет, не пишите о фазах, пожалуйста. Точные значения можно было бы писать, приведя реально измеренные ФЧХ динамиков в связке с Вашими фильтрами, иначе – сие есть фазовый развод. По фазе-противофазе уже можно достаточно точно ответить при помощи расчётов или симулятора, нужны более-менее точные схемы замещения динамиков, получаемые обработкой реальных характеристик сопротивления.
    Выкусывание линзы меняет и направленность, и АЧХ одновременно, и чувствительность тоже, без запасной головки и измерений до и после я бы не советовал.
    По поводу удушения СЧ противофазой от НЧ через фазоинверторы – просто такого не пишите, no comments :-(
    Я измеряю микрофоном от Сименса С45, была такая мобилка, от 30 до 9000 результат достоверный. Не за 100 тыс., информации – море. АЧХ динамиков, комнаты, стыки… Вам просто необходимо начать измерять проделки своих детищ. Тогда Вы поймёте, что разница между 0,143мГн и 0,15, и даже 0,16мГн – на пределе точности и слуха, и измерительного комплекса, и не будете выписывать номиналы с тремя значащими цифрами.
    О прослушивании в комнате. У каждой комнаты – своя характеристика затухания на разных частотах. Характеристика неизвестна. Настраиваете на слух баланс у себя, человек приносит домой, а у него, например, – толстый ковёр на полу и два на стенах, в результате – капец балансу. А кричащая у Вас – у него звучит просто ярко. Без измерений тут также не разобраться.

  2. Марков Николай пишет:

    По фильтру.
    Не понял, что значит строчка:
    ВЧ: 5244 Гц, 0,143 мГн, 3,22 мкФ, 6,6 Ом,
    конкретно – сопротивление в конце. Нагрузочное сопротивление фильтра = 30 Ом+головка=45 Ом+100мкГн, каким концом в расчёте 6,6 Ом?
    Аналогичный вопрос к
    СЧ (вч): 858 Гц, 0,86 мГн, 20 мкФ, 6,5 Ом.
    Тут нагрузка приблизительно 26 Ом+1мГн.
    Сидением чувствую, что ЧХ сопротивления хуже предыдущей версии.

    • Инженер пишет:

      ВЧ: 5244 Гц, 0,143 мГн, 3,22 мкФ, 6,6 Ом,
      соответственно частота ,индуктивность и емкоть в контуре ,сопротивление фильтра на этой частоте.

      на досуге почитайте:

      https://vpayaem.ru/information6.html

      Ваш симулятор никак не учитывает расположение динамиков,после этого говорить о отставаниях сигнала в катушках динамиков становится безсмыслено. И если бы результат стойко не повторился на второй акустике(это и была Вега) то первый результат бил бы отнесен к удачному совпадению звезд на небе.

      • Марков Николай пишет:

        Согласен с Вами по поводу неучтённого расположения динамиков, но только на СЧ/ВЧ разделе, на НЧ/СЧ достаточно адекватно всё считается. Вопрос об учёте Вами собственных ФЧХ динамиков остался ОТКРЫТЫМ. Соответственно, разговоры о ФАЗЕ – пока ни о чём.
        По поводу 6,6 Ом. То есть, у фильтра 7 Ом, а нагрузка – 45 Ом. Это как Вы считаете? Вон горбик на 8кГц вылез, пальцем делает “но-но, нехорошо!”

        • Инженер пишет:

          Считаю что прекрасно укладывается в условие:
          R усилителя<< R фильтра <<R нагрузка

          А добротность контуров уменьшена дополнительными резисторами(так что пальцы подогнулись, видимо программа этого не учитывает). Так же вопрос к программе по уровням — Вы серьезно подозреваете что провал в 8 Дб не слышен? И почему он на 800 а не 850 Гц? Это же низ голоса-этот момент не один час прослушивался… с ВЧ-СЧ тоже самое вообще на 6500 а не на 5300 ? 1200 Гц это очень много,там средник вообще провалится. Вы случаем не электрик по высшему образованию—заглядывал как то к ним в курсовые с любовно нарисованными эпюрами отставания напряжения от токов.
          Вы путаете скорость распространения электрических сигналов со скоростью распространения звуковой волны,мгновенную мощность сигнала проходящего через резистор с максимальной мощностью рассеяния резистора.

          • Марков Николай пишет:

            Молодой человек, лучше бы я путал сии понятия, или вообще не знал, не болело бы сердце, взирая на серьёзные промахи в Ваших творениях.
            Откуда Вы взяли вот это:
            R усилителя<< R фильтра <<R нагрузка? Разве можно принимать R фильтра как хочется? Меня учили, что R фильтра должно быть вполне определённым…
            Провал на АЧХ фильтра не означает провала на АЧХ АС, поскольку накладывается АЧХ динамика. Посмотрите сюда, НЧ и СЧ звенья: https://ldsound.club/index.php?threads/20-gds-1-8-15-gd-11.309/post-5436. Результат отменный, с микрофоном за не100тыс:-)

      • Александр пишет:

        В клеточку, это конечно романтично, смоделировал, пока без данных головок, совсем грустно.

        • А.Б. пишет:

          Не вижу грусти. Вполне себе фильтры.

        • Александр пишет:

          Поставил на СЧ и ВЧ делители, подвигал номиналы и в +-1 дб стала.

          • Сергей Гудков пишет:

            Александр, а как называется используемая вами программа?

          • Инженер пишет:

            Александр, при “”подключении “” в схеме динамиков в последней схеме НЧ-СЧ в противофазе,СЧ-ВЧ в фазе (это важно!!!(для этого все и писалось),хотя не знаю как на это смотрит программа) , …При чем Реальная чувствительность 20ГДС-8 около 92дБ , и лучший показатель звука в переходе(стыке) СЧ-НЧ при фильтре НЧ 40мк и 1,75мГн +8,2Ом

            • А.Б. пишет:

              Куда смотрят плюсики – не особо важно, если придется повторять, микрофон всегда укажет на неверную фазировку.

            • А.Б. пишет:

              Номиналы деталей фильтра вполне удачные, возражений не возникает. остальное уточнится в процессе. Но из вредности никогда не смотрю в чужую схему, далаю сразу свою.
              А потом можно и сравнить.

              • Инженер пишет:

                Смысл ВСЕЙ работы был — узнать точно полярность включения динамиков без микрофона,мало того — еще и точно попасть при включении в ФАЗЕ, а не со смещением сигнала на 30-90 градусов,когда хать в фазе включай,хать в противофазе— эффекта не будет!Для этого и примитивный расчет при нескольких ограничительных условиях. И несколько наложенных ограничений.

                • А.Б. пишет:

                  Узнать полярность динамиков без микрофона, как говорил Кот, который умел петь песни- “это пара пустяков!” Нужен розовый шум и пара своих ушей. По очереди включаем на шуме динамики от баса через средник к пищалке. И прислушиваемся, меняя полярность следующего. Оставляем полярность. дающую слитный звук. В финале идем ухом снизу вверх в упор к колонке, слушая плавное изменение тональности шума от низкой к высокой, без провалов и выбросов. Делов на пять минут . Ну, на 10.

                  • А.Б. пишет:

                    Но есть один нюанс, как в известном анекдоте. С идиотскими фильтрами, сочиненными по умным программам без контроля по микрофону можно нарваться на ситуацию, при которой как ни крути полярность динамика, звук в итоге либо кривой либо горбатый.
                    Так что , все пути ведут к измерилке.

                  • Инженер пишет:

                    Это хорошо если звук попал в фазе (0 или 360 градусов) ,а если 90 или 270 градусов между динамиками???? Тут хоть круть-верть ,хоть верть -круть, а не выйдет ни фига и за 10 лет.

            • Александр пишет:

              Рижский средник и вч с лавсановым куполом в Бердской акустике, это совсем другое дело.

  3. Аудиостроитель пишет:

    “Благодаря правильно выбранным частотам раздела нет мест в комнате с провалами звука.” (с)
    А это ничего, что одно к другому никакого отношения не имеет?

    • Марков Николай пишет:

      Отношение имеет, и большое. Чем ниже СЧ/ВЧ раздел, тем менее направленно излучение в диапазоне 2…5кГц, при условии, что сам ВЧ с широкой диаграммой на сих частотах, для купольника с небольшим рупором справедливо. Прикол в том, что в статье – с точностью до наоборот,- запредельно высокая для данного СЧ частота раздела…

      • Аудиостроитель пишет:

        Николай, 6гдв от 2000 Гц играть не может. Да и в остальном, это вопрос не фильтров, а того самого динамика. И какие распрекрасные фильтры ни втыкай, если диаграмма направленности как кинжал, ничего не выйдет.
        А для того, чтобы фильтрами комнату ровнять, нужно знать её (комнаты) АЧХ.
        Ну не с “Вегой” такие эксперименты ставить – однозначно. Дешевле пару комнат прикупить. Разных.

        • Марков Николай пишет:

          Эксперименты с резонансами комнаты при наличии микрофона, практически любого электретного, – просто сахар. Проверил, пользуюсь, наслаждаюсь, хочу задокументировать и выставить на форум. Должно работать с любой АС, “Вега” чем плоха?
          6ГДВ не работает с 2кГц, а есть пищи, что работают, о них и речь.

    • Инженер пишет:

      Надо было написать “нет мест с отсутствием стерео эффекта” Хотя он и снижается.но даже правее или левее на 0,5метра от правой или же левой колонки (при расстоянии между колонками 2,5 м и расстоянии до слушателя 2,5 м) стереоэфект практически такой же. И даже с тем что комната захламлена ,а сзади ковра нет.

      И именно благодаря подгонке частоты раздела к взаимному расположению динамиков.

  4. Марков Николай пишет:

    Вот просимулированная АЧХ фильтров и приблизительная суммарная АЧХ фильтров. Баланс более-менее, НЧ – близко к истине, нижний скат СЧ звена крутой, хотя в шапке заявлено противоположное. АЧХ ВЧ фильтра не оптимальная от слова сильно: у 6ГДВ-6 выше 10кГц ступенька вниз, и у фильтра – тоже. Частота СЧ/ВЧ раздела около 5кГц, по резкому спаду отдачи СЧ динамика. Будет два максимальных пика: на 2,2 и 4,5кГц, оба пропускаются фильтром, они и дадут основное впечатление об АС.

  5. Марков Николай пишет:

    А вот и ЧХ сопротивления. Объясните пожалуйста, исходя из чего Вы используете связку типа сильно заниженное сопротивление фильтра плюс резистор в цепи на землю, уменьшающий выброс из-за рассогласования вместо нормального фильтра, рассчитанного на реальное сопротивление нагрузки, и, к тому же, во всех схемах? До меня реально не доходит смысл этого издевательства над УМ. На 8кГц сопротивление АС 3,5 Ома, а активное ВЧ звена – 45. Значит, всего 10% тока идёт в цепи динамика, а 90% протекает через катушку 0,143мГн и резистор 3 Ома. Зачем греть фильтр???

    • Инженер пишет:

      Еще раз почитайте условия согласования
      https://vpayaem.ru/information6.html

      А 3Ом для сглаживания АЧХ (борьба с резонансом ) и одновременно расширение полосы пропускания фильтра в нижнюю сторону за счет расстройки добротности контура. Электричество на усилитель не жалко- его задача —ровный звук, а того что проходит через фильтр и то очень много (резистор в 30 ом гасит сигнал на 10Дб !!!).

      • Марков Николай пишет:

        Почитал. У меня на фильтры на лекциях ушло, по памяти, страниц 5 или 10 мелким почерком, а тут – две строчки. Не ссылайтесь на такую литературу, плиз. Возьмите и серьёзно почитайте институтский курс. Электричества, конечно, не жалко. Жалко, что УМ убьёт запас мощности в странный фильтр вместо того, чтобы держать его на борьбу с реактивным сопротивлением АС.
        И ещё. Если считаете по калькулятору с приведённого сайта, то имейте в виду следующее: без правильно посчитанного Цобеля Ваш расчёт, простите, на смарку:
        https://ldsound.info/boucher-zobel-compensating-chain-for-speaker/.

  6. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    давно пришел к варианту вч фильтра 2го порядка, но не Баттерворт, а Бессель или ещё лучше, Гаусс. Польза двойная. И плавный без резких углов выход на полку и присаженный катушкой контура резонанс пищалы, а гасилка к пишалке взамен привычного аттенюатора выравнивает полку на ачх и успокаивает звук. Повышенное сопротивление нагрузки (пищала плюс гасилка) убирает провал импеданса на стыке, снижает избыток чутья(оно у пищалы обычно больше чем у мида) и сам звук совершенно иной, по звуку первый порядок, а по схеме-второй. И все пляшут))))

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Не годится этот мой вариант для случая далеко протянутого отдачей мида или средника, потом круто обваленного . Стыковать с плавно растущей пищалой не получится, что по направленности что по фазе будет свалка. Все нужно вежливо зеркалить, отказавшись от навороченных крутых фильтров в угоду собственно звучанию.

    • Инженер пишет:

      Извините пожалуйста– Вашего высказывания не понял .Перефразируйте пожалуйста по русски или по научному с пояснением специфических терминов как “полка” или “вежливо зазеркалить”.

  8. Коля пишет:

    Публикация интересная, особенно фраза “Можно ходить по комнате и стерео эффект не исчезает”

  9. Инженер пишет:

    Заключительный вариант схемы
    Заключительный вариант схемы
    В окончательном варианте фазоинверторы плотно закрыты кусками ваты! (через них приходит СЧ частота от НЧ динамика в противофазе к СЧ динамику). Низкая частота начинается с 50Гц… И не нужно рассказывать о чуде иностранного производства с сопоставимыми(!!!) размерами . При прямом сравнении они слегка превзошли ns 8900 yamaha. (Прослушивание производилось со снятыми решетками у веги).

  10. Сергей Гудков пишет:

    “остается только 2 частоты раздела СЧ-ВЧ на которых динамики этих колонок будут удовлетворительно работать. Это 4080 Гц в противофазе и 5440 Гц в фазе.” – Автор, на каком основании сделан такой вывод?

    • Инженер пишет:

      Идея фильтра состояла в возможности согласовать в ФАЗЕ динамики использовав :
      1. фильтры 1-го порядка,полученные из расстроенных фильтров(уменьшается добротность введением резистора в контур,ну или другими словами в фильтр) 2-го порядка.
      2. Расстояние между динамиками должно соответствовать длине волны на частоте раздела фильтра(или половине длины для СЧ и НЧ) (или 2 длины волны,между СЧ и ВЧ, А так же возможно использовать другое количество длин волн )– т.к. происходит ограничение по размерам. При этом если динамики находятся в одной вертикальной плоскости, то и образуется частный абсолютно предсказуемый случай для согласования в фазе… Точно можно сказать– динамик ставить в фазе или в противофазе,при чем без микрофона, Другие случаи фильтров (2-й 3-й порядок) при таком же размещении динамиков не обеспечивают синфозность сигнала от соседних динамиков образуя паразитные боковые лепестки сигнала вверх и вниз от оси(плоскости) между СРЕДИНАМИ динамиков(придется двигать динамики вперед-назад с микрофоном ища синфазность(слитность)сигнала. Это отступление заметил МАРКОВ НИКОЛАЙ, и на мои 12 страниц пояснения идеологии построения фильтров рукописного текста с рисунками получил более 50 страниц машинописного ((((до сих пор осознать их полностью не получается–сильно уровень образования разный — заочник и очник отличник(Марков Николайс))) тем что это делать необязательно.(одно из возражений–если динамики расположить ближе чем длина волны на частоте раздела,то источник будет казаться точечным…. Ну и т.д. Поэтому полные пояснения Я и не стал давать ШИРОКОЙ МНОГОУВАЖАЕМОЙ.

      • А.Б. пишет:

        осмелюсь спросить, чем уважаемый автор проверяет фазировку динамиков, в какой точке , а также -что происходит с фазовой картиной вне оси, скажем, привычные 30 градусов. И уже втянув голову в плечи, испуганно спрошу насчет какой-нибудь картинки с ачх сведенной по всем правилам колонки . Нужно же у кого-то учиться мастерству, а то все по наитию да методом тыка…. Кстати, фильтры достаточно удачные, не вызывают протеста.
        У меня подобная колонка в макете получилась так

        • А.Б. пишет:

          АЧХ виднеется

        • Инженер пишет:

          Было несколько пар колонок и все играли хреново(при динамиках на алюминиевых каркасах,а не жестянках) Множество экспериментов((и таки да-на слух и без микрофона)) .. И да ,кажется это ВАМ большое спасибо за науку о согласовании динамиков по уровню на слух по розовому шуму.

          Так что именно ВАМ может и нечему учиться (ОДИН ИЗ ВЫВОДОВ ИЗ ЗАКОНА МЕРФИ– если ВЫ изобретете прибор,которым может пользоваться любой дурак, то только дурак им и будет пользоваться).. .. И далее немного не по теме но в приложении к электричеству(или еще — прибор,защищенный предохранителем, сгорит раньше , защитив предохранитель) … ( отвертка,упав во включенный прибор ,сделает это таким образом,что выжжет максимальное количество деталей в приборе!) и.т.д. А графики снимать лень (когда ужу получен результат). Уже и программы скачал, и сын микрофон себе купил…,а все же лень. Про ВНЕ ОСИ__ Если вверх и вниз, то как и всегда– затухание,при чем быстрое, но все же меньше процентов на 25 против случая когда фазы не совпали на 90 градусов(хоть верти полярность -хоть не верти,все равно 25 процентов уйдет на боковые лепестки,,, а вот по горизонтали … Ну ради этого все и писалось,хотя проводя сравнительный анализ различных динамиков ВЕЛИКИЙ Марков Николай указал,что у конусных динамиков диаграмма излучения довольно узкая, и поэтому слитность ВЧ и СЧ будет сильно ограничена(но БОЛЬШЕ чем если не делать…. не могу оценить в процентах… ))

          • А.Б. пишет:

            Поскольку я не Марков Николай, скажу от себя. Направленность задана не типом диффузора, а отношением D на Лямбду. Слитность- точностью сшивки . Созвучность – применением подходящих динамиков. Но народ упрямо женит 10″ лопухи с ленточниками, удивляясь позорному звуку.

  11. Аудиостроитель пишет:

    “Результат: Сторонний человек при прослушивании концерта Within Temptation задал вопрос – Почему звук идет от монитора?.” (с)

    Проделывать работу, чтобы слушать Within Temptation, и на основе этого делать выводы?

    • Инженер пишет:

      Аудиостроитель Это частный случай. ЛЮБОЙ концерт со стерео звуком дает ощущение живого концерта с расстояния равного расстоянию между колонками, при чем на этом расстоянии можно перемещаться вдоль колонок и стерео эфект НЕ ТЕРЯЕТСЯ. (конечно наиболее выражен будет по середине.) КАЖЕТСЯ что звук идет от изображения сцены на мониторе. И да,повторять не обязательно–это не интересно,всегда интереснее САМОМУ что-то открыть– Здесь таких более половины.

      • А.Б. пишет:

        “Вот что я вам скажу….Нет! Я скажу вам даже больше!”
        Нормально сведенная колонка даже одна в комнате уже дает полное ощущение окружающего звука, который завораживает в любой точке комнаты. Про стерео уже молчу.

      • аудиостроитель пишет:

        Ощущение живого концерта бывает только на живом концерте. И больше НИГДЕ. Всё остальное, что выдаётся за некую мифическую сцену и т.п. – результат работы звукорежиссёра.
        Да, есть записи, которые не подвергались обработке, но их не так много. И не в том кайф, чтобы отслеживать пробежки вокалиста по сцене.

        P.S. Вот АБ очень точно подметил ощущения от звучания хорошо сведённой акустики. Как-то слушал дорогую хай-энд систему. Стереоэффект, ощущение присутствия были обалденные!
        Вот только запись была МОНОФОНИЧЕСКАЯ!!!

        • А.Б. пишет:

          Именно!!! Но неистребимо желание удифилов искать в домашке глубину той самой “сцены”, на которой никто из искателей ея – никогда не был .
          Хотя, доля правды в этом есть. Помнится, сравнивали звучание штабеля сидюков черед достойный усилитель с колонками. И некоторые аппараты создавали эффект присутствия исполнителя перед тобой, а у других звук словно отодвигался за стену к соседям и оттуда доносился. Уровень не менялся. Часто бывает эффект выдвигания оркестра либо его отдельных инструментов на передний план. Может , на этом и строится сказка про глубину и ширшину этой самой сцены?

    • Инженер пишет:

      Это относится даже к 25АС-027 с их корявым расположением динамиков и изодинамического 10ГИ !!!

  12. Аудиостроитель пишет:

    Ещё одно наблюдение за “сценой”.
    На данный момент, у меня играют те самые “Веги” (25АС-109-2) с разным набором динамиков. Фильтры соответственно разные. Настроены ли они хорошо? – Нет. И недостатки их я примерно знаю, но сейчас не до них. Ну, совсем.
    Интересно другое. Эффект присутствия, сцены, объёма (называйте как хотите) проявляется по-разному на разных композициях (тут дело только в фонограммах), а слушаю (и смотрю) я именно на колонки. Умом я понимаю, что играют именно они и смотреть (слушать) хочется именно их. Искать в комнате сцену или оркестровую яму совершенно не хочется. Вот такая психологическая загогулина.

    P.S. Инженер, а чего не может быть? ИМХО, возможно всё.

    • А.Б. пишет:

      Ничего удивительного. Разные диски одного исполнителя, но разных звукорежей – звучат совершенно по-разному. От воздушного, прозрачного и объёмного до обычного и невыразительного.

  13. fishrob пишет:

    С дребезгом на моих 25ас-109-2 хватило тонкого черного синтетического войлока, обернув всю панель, вырезал с небольшим допуском отверстие под СЧ и ВЧ динамики, Решетка на СЧ прижимает материал, неровность отверстия на ВЧ скрывает широкий шильдик, кромки от вырезов под фазоинверторы подклеил моментом спереди. Натяжку войлока с обратной стороны делал на шпильки крепления. Фазоинверторы снимал, в каждой колонке один дребезжал, проверяется ударом прорезиненной ручки отвертки по пластику. Внутрь корпуса фазоинвертора вдоль шва клеил изоленту и заливал щель эпоксидным клеем, армирование не делал.

    • Инженер пишет:

      Начало положено,а теперь сравните звучание наушников и Ваших колонок? Минимально приличные наушники HD215 sennheiser ,по лучше HD280 . И источник хотя бы CD (ЮТУБ не подходит). Если колонки играют в точности как наушники,то ВЫ уже достигли совершенства.Если нет,то еще вернетесь к этой теме через пол годика.

      • fishrob пишет:

        Пока не освою измерение микрофоном в какой то мере и не осознаю картину звука и что глазами вижу на экране, не буду трогать, до этих колонок есть еще кое какой хлам причесать. До ушного качества не дотягивает, у меня простые HD180. В слепую делать, опытные товарищи не одобряют, их правда.

        • Инженер пишет:

          HD180 намного лучше моих HD215, попробуйте и сразу поймете к чему нужно стремиться и за чем ЭТА статья была написана. Используя эту статью не нужно использовать микрофон. Хотя измерилка конденсаторов и катушек понадобится.RLC-meter 2.16

        • А.Б. пишет:

          Пугать не хочу, но пару лет процесс отнимет, пока понималка сложится. У меня так было, потому что спросить было некого.
          Вам проще, спросил-ответили.

          • fishrob пишет:

            Да, Александр, “экспу рубить” даже в компьютерных игрушках тяжело. Надеюсь, что достаточный уровень освоения для хобби не столь высокий, денег на этом не заработаю, важность своей величины тоже, пока есть стремление буду заниматься по возможности, звук увлекает с детства, с книги Свореня “Усилители и радиоузлы” и попытками паять и пилить по жизни ради своего увлечения. Хорошо, что есть помощь сообщества в трудных моментах.

            • А.Б. пишет:

              Ежели подсказать чего, то я здесь пока. И почта есть, для вменяемых. Обращайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.