Приветствую всех читающих. В данной работе посте хочу рассказать как я отреставрировал старые акустические системы Амфитон 35 АС-018, произведенные еще во времена СССР. Я решил, что, возможно, мой опыт будет кому-то полезен или будет просто интересно почитать на досуге. Делалось все это мной два года назад, и вот только недавно наткнувшись в архиве на фотографии данного процесса я решил поделиться с вами своим опытом. Ранее данные фотографии нигде не публиковались. Заранее прошу прощения, что к сожалению не все нужные снимки тогда были сделаны (не сразу спохватился) и сейчас приходится использовать некоторые фото добытые в интернете.
Немного истории и технических заморочек
Изготавливались данные акустические системы, по разным источникам начиная с 1981 года на двух предприятиях: Прикарпатском радиозаводе в г. Ивано-Франковск и в г. Волжск Марийской АССР. В колонках использовались динамики: низкочастотный 75 ГДН-3, среднечастотный 20 ГДС-3 и высокочастотный (пищалка) 6 ГДВ-7. Кстати, нынешнее поколение любителей автомузыки весьма успешно применяет вышеуказанные низкочастотные динамики в самодельных сабвуферах. Разделение частот происходило на кроссовере собранном на металлической плате с использованием катушек индуктивности, бумажных конденсаторов и мощных керамических резисторов. Провода для монтажа схем использовались тонкие, обычные (имеется в виду — не акустические (в те времена о таких наверное и не слышали)). Корпуса колонок сделаны из ДСП толщиной 18 мм, передняя стенка толщиной 38 мм. Внутреннее пространство колонок было заполнено технической ватой обвернутой в мягкую материю и приклеенную к внутренним стенкам столярным клеем (кстати, намертво приклеенную, еле-еле отодрал). Также у АС имеются фазоинверторы, выполненные в виде пластиковой трубы диаметром 70 мм и длиной 180 мм.
Колонки достались мне в подарок, они просто лежали в кладовке и никак не использовались. Ну может быть иногда как подставки для чего-либо. Оказалось, что прежний хозяин, спасибо ему большое, в свое время уже ремонтировал низкочастотные динамики, заменив на них подвесы. Подвесы были использованы резиновые. Я решил их не менять, подумал, что сойдет и так. Если честно, побоялся испортить диффузоры, т.к. они были уже очень старые. На фото наиболее сохранившееся колонка, на другой высокочастотный динамик вообще отсутствовал. Среднечастотные динамики на обеих колонках были просто сгнившие. Достались они мне вот в таком состоянии:
Для реставрации решил использовать проверенную схему от Ниваги (рис. 4. схема фильтра, этап 2.2) с использованием немецких динамиков фирмы Visaton, SC13/8 — среднечастотные и SC10N8 — высокочастотные.
Для реализации данной схемы были заказаны и куплены вышеназванные динамики, а также некоторые конденсаторы (бумажные заменились на пленочные в фильтрах средних и высоких частот) в интернет-магазине Аудиомании. Стоимость заказа на 16.02.16 — 11485 рублей.
В качестве новой платы использовал 6 мм фанеру. Вообще странно, что фильтры с использованием индукционных катушек собирались на металлических платах. Для проводки использовал акустические провода из “бескислородной меди”. Почему в кавычках — да потому, что, как выяснилось мною впоследствии, никаких “кислородных” медных проводов не бывает, это просто маркетинговые выверты. Фильтры низких остались без изменений (с родными бумажными конденсаторами), фильтры средних и высоких частот переделаны
После изготовления фильтров и проверки ее работоспособности с динамиками, подошло время заняться корпусами. Передняя стенка колонок была аккуратно спилена электролобзиком. Со спиленной передней крышкой и без внутренностей:
Для снижения резонансных наводок от корпуса, я его усилил с помощью распорок, изготовленных (хе-хе) из черенка для лопаты (сбегал купил на ближайшем рынке):
Далее с помощью изолона и строительного степлера сделал шумопоглощение стенок:
Следующий слой менее плотный — из 20 мм поролона:
Забыл в начале упомянуть, что среднечастотные динамики установлены в пластиковые стаканы, дабы избежать наводок от более мощного низкочастотного. Вот этот стакан я также проклеил материалом, в который была завернута техническая вата для шумопоглощения на заводе.
После прикрепил фанерки с фильтрами к задним стенкам акустических систем с помощью обычных саморезов для дерева. Оставив снаружи достаточны запас проводов для подключения динамиков. Все внутренне пространство колонок для лучшего шумопоглощения я заполнил синтепоном. Передние стенки прикрутил на место саморезами, предварительно просверлив и прозенковав отверстия. Чтобы шляпки саморезов не торчали. После временной установки динамиков и проверки работоспособности колонок пришло время заняться их внешним видом.
Теперь займемся внешним видом акустических систем. Для обтяжки колонок я использовал карпет, цвет «графит» и «специальный» клей «для карпета», который по всем признакам – цвету, запаху и другим похож на обычный «88-й клей».
Карпет очень тянущийся материал и при растяжке он естественно утончается и поэтому клеить его надо осторожно, следя за тем, чтобы клей не просочился наружу, иначе можно все испортить. Клей необходимо наносить ровным тонким слоем, лучше шпателем и до приложения к нему карпета дать ему немного подсохнуть, минут 10. Наложенный карпет прикатываем мягким резиновым роликом, без фанатизма. Необходимые отверстия под динамики и фазоинвертор после высыхания аккуратно вырезаем острым канцелярским ножом. Также обрезаем лишние края на стыках кусков карпета.
Затем на внешние боковые грани колонок приклеиваем пластиковые уголки:
Родные ножки были пластиковые. Чтобы уменьшить отдачу в пол, заменил их на резиновые. Удалось найти в магазине только белого цвета. Пришлось их боковые стороны покрасить в черный:
Углы колонок защитил латунными уголками (такие используют для чемоданов, шкатулок и прочих целей). Цвет латуни не совсем подходил, их тоже дунул из балончика и потом просушил феном — торопился доделать:
Задние контакты для проводов (их еще почему-то называют “терминалы”) заменил на более современные:
Поскольку низкочастотные динамики выглядели выцветшими и некрасивыми прокрасил их обычной черной тушью:
Грили и недостающие рамки для них нашел на Авито и выкупил за копейки:
В итоге получаем:
Вот теперь стоят уже два года у человека и радуют. Всем добра!
Автор работы: Avtovod69 (2018)
Буквально сегодня довелось измерить ачх присланной доски с фильтрами последовательного типа. Не от Ниваги, но типа от Грундига. Принцип тот же. Некая универсальная схема. На деле: чудовищная , невиданная лажа. Впечатление, что фильтры отсутствуют напрочь, каждый динамик дует во всю полосу, стыки отсутствуют, дикая интерференция в любой точке ачх .
Попытка исправить эту дичь сменой полярности средника приводит лишь к увеличению числа дырок на ачх и смене их частот.
Давно не доводилось видеть такую порнографию последовательного типа, видимо, есть у неё и последователи, знающие толк в извращениях. Ну-ну.
Александер Добрый День .
Помоги мне собрать фильтр х2 полосы для моего проекта с selestion G15z-200 есть фильтра от АС25 -327электроника могли бы дельную схему составить ,
У 15″ то что знаю что он от 40/5000 средняя чувствительность (дб/ 1вт / 1м ) 99дб катушка 7.5 мм а ВЧ компрессионный от 1000/20000 рек срез не ниже 1600 12окт 108дб
Спасибо.
А к чему это я? А к тому. Что впереди восторгов по поводу звука и горы фотографий с оклеенным ящиком – неплохо выложить хотя бы одну картинку с реальной ачх . О чем нудно твержу все годы, занимаясь этим безнадёжным делом. Только зря всё, в пустоту вопли. В ответ новая гора фоток с красивой схемой и процессом обивки внутренностей ящика. Мая твая- панимай нетт.
Мне вот что-то подсказывает, что идея 2-х, а то и 3-х полосного усилителя не так уж и плоха…
Печаль моя велика (С).
На таком комплекте динамиков такую лялю собрать можно… Но не на Нмваге же, люди!…
воистину так
Здравствуйте!
Просьба к специалистам!
На моих с90д, повредился подводящий поводок на катушку ВЧ.
Купил ремкомплект, заменил на обоих ВЧ.
Теперь, из-за регулировочных винтов на линзе (нет возможности отрегулировать степень затяжки винтов), поэтому они играют противно и так, а теперь ещё и с разной степенью громкости…
Хочу таки заказать Visatone 10n8.
Помогите, что в ВЧ фильтре поменять, чтоб они (с90) хоть как-то звучали….
Работают колонки от Yamaha AX-596.
За ранее благодарю!
Так обозвали знакомый динамик SC-10n . Добавили 8 и убрали буквы. И сразу все понятно 🙂 🙂
дело в том, что накосячить можно и на фильтрах колонки и в трёх полосах активного усилителя, было бы желание. Динамик это не резистор, у него своё поведение и свои закидоны, а почему-то принято считать ачх динамика ровной линией, дело лишь за красивой схемкой. А это не так.
Я бы полярность СЧ и ВЧ динамиков, на всякий случай бы, крутанул на “нормальную” и, послушал. Могу ошибаться, но фильтр ближе ко второму порядку (да и динамик не резистор, а комплексная нелинейная нагрузка, меняющая свои параметры, в зависимости от подводимой мощности).
Я бы вообще на энтот фильтр не глядел. По делу: СЧ просто необходимо перевернуть. А вот ВЧ – как карта ляжет.
между СЧ и НЧ правильно, А между СЧ и ВЧ как ни крути — все равно будет мимо.(противоположенная полярность ближе.)
…надо было стык между СЧ и ВЧ развести по Бать…так, динамики сами не плохие…особенно SC 10 N…хоть стоит 20 евро, играет не плохо… по крайней мере не хуже наших ВЧ…да и частоту среза надо ставить выше 5000…
а почему именно выше 5000 , – “какие ваши доказательства?”
…полуэмпирические методы…я двигал частоту среза с 3000 до 8000 …
а зачем доказывать…срез 5000 в комбинации с висатон w 130 дает хорошее звучание, проверено…всех благ…
добежать выше 5000 и не схлопнуться направленностью , не испортиться спектром либо не рассыпаться на боковые лепестки -такое сложно не то что миду, а и среднику. Поэтому у колонок с высоким разделом внеосевые ачх… не шибко красивые. Такое моё полуэмпирическое мнение)))
…если сильно не гулять по комнате с пивом, то лепестки позволяют слушать не плохие звуки…да, этим динамикам конечно нужен хороший НЧ, хотя бы 75 гдн…всех благ…
Всем привет! Хотелось бы услышать продолжение темы. У меня S-300. Есть желание сменить СЧ и ВЧ, главное как подобрать фильтр. Есть, кто доволен результатом?
У ,,Visaton”, для СЧ, есть очень приличный динамик – Visaton B-80.
Идеально стыкуется, по чувствительности, с 75ГД-3-4.
Динамик, очень ровный, по звучанию, корзина литая, диффузор из бумаги, с фазовыравнивающим телом.
Не стыкуется он по чувствительности. У него 85дБ/Вт при 8 Омах, с низом 4 Ом будет 82дБ/Вт… Он для других целей, полнодиапазонная дюймовочка (по диффузору 3″ хорошо если будет), в микросистему 2 литра.
В данном случае, большей чувствительности не треба.
Остальное добавит 75ГД -3-4.
Попробовал сшить СЧ с отдачей 85дБ/Вт и сопротивлением 8 Ом с Амфитоном. Если расширить полосы НЧ и СЧ вверх, получается вот такое. Баффл дотянет зону ниже 1кГц до нормы. Но выше будет ямка. Для 2 кГц оно типа и хорошо, но достаточно туда же попасть ямке АЧХ динамика (не смотрите, что она ровная в даташите), как некоторым живым инструментам станет мало воздуха… Нет запаса.
АЧХ, у него соответствует даташиту, +/-1,5 ДБ, по всей полосе. На частотах, где работает Visaton B-80, чувствительность нашего слуха, примерно в 8 раз выше, чем на НЧ диапазоне. Так, что не только баффл- степ, здесь влияет на АЧХ.
Если прогнать, на свип тоне, наслух, никакой ямы не будет, что бы там не считал стимулятор и не фиксировал микрофон.
Соотношение чувствительности слуха на НЧ/участке 2…3 кГц очень сильно зависит от уровня громкости. Соответственно, и от расстояния до АС и заглушенности комнаты на СЧ/ВЧ. Вполне возможно, что “ямка” будет комфортной.
Точности приведенной ачх от Визатона можно верить. Увиденное впечатляет. Цена тоже. Зато можно надеяться, что затраты вернутся звучанием.
и охота обогащать буржуев?
Ну, ежели на поток колонки ставить, то дорого. А если себе в супер-проект, то почему нет?
Да, простите!))
Обозвал ( немцев!
Хочу их заказать завтра, а вот с фильтром нужно колдовать будет….
На родных, почему-то сели в ёмкости конденсаторы, пришлось их поменять но плёночные (спасибо китайцам)…
Но ВЧ родные, так и не заработали после смены ремкомплектов….
Поэтому, принял решение поменять на Буржуйские!
Прошу помощи, в фильтре ВЧ, каких параметров и что заменить?!?!
Много версий, по поводу полярности динамиков….и т.д….
Колонки были под пломбами, НЧ были в обратной полярности а вот СЧ и ВЧ были в прямой полярности….
Как-то так!
Август, 90 но года – динамики в ужасном исполнении, собраны абы как бы….железо, и то кривое(((
Но то ладно!
Для дачи пойдут! Даже лак обновил, чтоб не рассохлись!
Жалко выкинуть!
Так еще FRS 8M/8 существует, и в “горшке” ему сидеть удобней (по добротности)
У последнего всего 6см диффузор, зато масса подвижки 1,7 грамма. И магнит красивый, большой… Можно пробовать.
“Далее с помощью изолона и строительного степлера сделал шумопоглощение стенок” , чем испортил басовую секцию АС. Не хило сожрал объем корпуса, да еще и умягчил стенки… Зачем ставить распорки для увеличения жесткости и потом ставить мягкую резину на стенки. Она сожрет весь импульс. Барабан-бочка стухнет.
Нет никакого импульса у акустики. Это не мячик резиновый. Но изолон в АС от этого бредом быть не перестал. Да и скобы после рукосуев выковыривать утомляет.
“Нет никакого импульса у акустики. Это не мячик резиновый…”
Странное утверждение. БОльшая часть физики звука – акустический импульс. В речи и пении та же картина. Как не видя этого возможно предлагать себя аудиостроителем?
Каждому импульсу: гитары предшествует принудительное ассиметричное смещением струны, пианино или роялю – ассиметричный удар молоточка, трубе или саксофону аналогичное ассиметричное принудительное движение воздуха и т. д. После каждой порции заданной начальной энергии следует определенный формат гармоничных колебаний. Для каждого дальнейшего звукового временного интервала требуется следующий энергетический импульс. И акустике необходимо как можно точней повторять подводимые импульсные интервалы. Лишь некоторые плавные звуки той же скрипки и других схожих по звуковым свойствам имеют менее выраженные импульсные факторы. Так как колебания в них создаются трением. То есть импульс более частый. Их амплитуда меньше, но рывки более чувствительны слухом. Потому и их искажения более заметны.
Есть у акустики импульс и в 3ех полоске их даже 3. Их даже можно измерить. Не знаете не пишите такие утверждения. не нужно доколупываться до слов. У кого есть мозг тот правильно поймет что имелось ввиду под словом импульс. Басовику нужны жесткие твёрдые стенки в боксе. А такой материал как изолон поглощает , съедает, демпфирует, забирает энергию на себя и тд и тп. В общем ударные потеряют атаку. Да и нч звуки типа бас гитары тоже потеряют рельеф. потому что часть энергии басового динамика будет поглощаться мягкими стенками. Я не знаю как это можно не понять. Ударьте головой боксерский мешок, запомните ощущения. Затем с той же силой ударьте головой бетонную стену… Сделайте вывод при каком ударе лоб получил бОльший импульс. Теперь берем ваш резиновый мячик, кидаем его в кирпичную стену, наблюдаем на какое расстояние он отлетел. Затем кидаем этот мяч в какую нибудь резиновую стену с той же силой… Теперь понятно или ещё проще нужно объяснять? Аудиостроитель)))
Так эта “поглощённая энергия” (в закрытой АС или ФИ) – исходит от тыльной стороны диффузора – мы её уже никуда не денем. Она для нас как бы пропала – пошла на нагрев (охлаждение) воздуха в объеме АС.
Проверить легко – снять импульсную характеристику НЧ секции с/без изолона.
“…эта “поглощённая энергия” (в закрытой АС или ФИ) – исходит от тыльной стороны диффузора – мы её уже никуда не денем…”
С чего исходит, что в ФИ – энергия исключительно поглощенная? Наличие отверстия в виде ФИ при работающем широкополоснике разблокирует движение его диффузора. Да, заднюю сторону мы слышать все равно не сможем. Но движению диффузора ничего не препятствует. Напряженность внутреннего воздуха возникает по мере увеличения длины волны. Но и поглощающие элементы становятся менее значимыми. И лишь резонанс непосредственно отверстия создает дополнительный влияющий эффект. А вот в многополосных системах маленький диффузор плотно закрыт с внутренней стороны. И его движение по любому должно преодолевать сопротивления воздуха. Так как в любом исполнении для среднечастотника акустическая система всегда закрытого типа. Поэтому импульс в любом случае будет интегрирован. Но большинству нравится задавленная средина. Потому и качества таким способом не получить. Потому и 4А32 дает особый правильный звук.
Речь шла про энергию тыльной стороны диффузора. В ФИ с повышением частоты (относительно частоты настройки) происходит “замыкание” этой трубы и АС превращается в ЗЯ. Энергия верхнего баса опять к нам в уши не попала. Отклеивание изолоном не повлияет на качество баса (в смысле “быстроты”) – а объем изолон съест и расстроит ФИ.
“Речь шла про энергию тыльной стороны диффузора…”
Дык а я о чем?
“…с повышением частоты (относительно частоты настройки) происходит “замыкание” этой трубы и АС превращается в ЗЯ…”
С чего вдруг? А дырка куда делась?
“…Отклеивание изолоном не повлияет на качество баса…”
Скорее всего – да. Воздух на низких частотах внутри должен быть упругим.
“…объем изолон съест и расстроит ФИ.”
Вряд ли. Он что обладает плотностью резины? Воздух внутрь структуры не проникает?