3-х полосная полочная АС с фазоинвертором
Характеристики:
Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 50–18000 Гц: ± 4 дБ
Чувствительность: 86 дБ
Номинальная мощность: 15 Вт
Паспортная мощность: 35 Вт
Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
Суммарный коэффициент гармоник при звуковом давлении 94 дБ в диапазоне:
1000 – 2000 Гц: 1,5 %
2000 – 6300 Гц: 1 %
Применяемые громкоговорители:
СЧ: 20ГД-1
Размер (ВхШхГ): 500х260х265 мм
Масса: 14 кг
Описание
Объем АС выбран 17 л исходя из технических характеристик НЧ головки и является оптимальным с точки зрения получения плоской АЧХ при достаточно высоком КПД. Применение купольной СЧ головки, для которой не требуется защитный бокс, позволило сохранить полезный объем АС, не увеличивая ее габариты, а также получить более широкую диаграмму направленности, чем при использовании обычной конусной СЧ головки.
В конструкции установлено два симметрично расположенных фазоинверторных тоннеля, что дало возможность при сохранении неизменной площади их сечения и частоты настройки, значительно уменьшить их длину, что немаловажно для малогабаритных АС.
Частоты раздела фильтров 1000 Гц и 6000 Гц. В качестве НЧ звена выбран фильтр второго порядка с крутизной спада 12 дБ/октаву, а СЧ и ВЧ – фильтры верхних частот третьего порядка с крутизной спада 18 дБ/октаву. Работа купольной СЧ головки с полосовым фильтром второго порядка не рекомендуется, поскольку приводит к плохому согласованию ее излучения с излучением ВЧ головки. Использование такого фильтра потребовало синфазного включения головок, обеспечивающего хорошие фазовые и частотные характеристики АС.
Корпус выполнен в виде жесткой конструкции, что позволило исключить призвуки от вторичного излучения стенок. Они изготовлены из двух склеенных (ПВА) листов фанеры толщиной 10 мм. Вся внутренняя поверхность корпуса (за исключением передней панели) обклеена звукопоглощающим материалом – войлоком. Головки размещены на передней панели по оси симметрии. Все они закрыты декоративными накладками, а НЧ и ВЧ еще и сетками. НЧ головка закреплена на передней панели через прокладку из пористой резины. Такая же прокладка положена под ее декоративную накладку. Такая же прокладка положена под ее декоративную накладку. СЧ головка также установлена под такую прокладку. Герметизация ВЧ головки достигнута применением кожуха, заполненного звукопоглощающим материалом – ватой. На задней стенке установлен разъем для подключения Ас к усилителю и закреплена плата с фильтром.
Катушки фильтров намотаны на каркасах из изоляционного материала диаметром 50 (L1) и 24 мм (L2, L3), намотка рядовая, длина ее соответственно 25 и 12 мм, диаметр щечек 80 и 54 м. Катушка L1 содержит 132, L2 – 146, а L3 – 68 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,84, 0,83 и 1,2 мм соответственно. В фильтрах использованы конденсаторы К76П-1 (С1, С2, С3) и МБГО (С4, С5), резисторы ПЭВ (можно ПЭВР и С5-16).
Субъективные экспертизы путем «парного сравнения» звучания данной АС и промышленных образцов 15АС-208, 15АС-109, 25АС-109, 25АС-027 показали некоторые преимущества самодельной системы по таким параметрам, как естественность, чистота и прозрачность звучания.
Следует отметить, что конструкция ящика АС позволяет вместо ВЧ головки 3ГД-47 установить в нем головку 6ГДВ-4, не требующую защитного кожуха и имеющую более широкий динамический диапазон, меньший коэффициент гармоник и больший КПД.
Зачем здесь среднечастотник ? 25ГДН-4-4 сам среднечастотник. Его АЧХ на СЧ лучше чем у 20ГД-1. Просто он и НЧ воспроизводит неплохо. 25ГДН-4-4 для двухполосных АС.
ни разу он не для СЧ. отвратительней-ше звучит. а на басах – он лучший!
Затем что на практике (не идущей в противоречие с теорией) динамик по настоящему хорошо может воспроизводить или низкие (работать как нч) или средние (работать как сч) частоты.Обобщая эти диапозоны ухудшается результат (АЧХ ,прозрачность,натуральность ,естественность звучания, растут нелинейные, интермодуляционные искажения, гармоники)Но увеличивая количество полос на одну вы в геометрической прогрессии увеличиваете сложность расчета изготовления,настройки и стомость самого изделия требуется все более высокая квалификация кадров напрямую связанных с этим процессом.В связи с чем этот техничесий подход к решению задачи улучшения качества звучания АС не столь уж популярен у проиводителей и не всегда дает желаемый результат потому как нарушается перечень условий изложенных выше…
25ГДН-4-4 Это не среднечастотник ну хотя бы потому что у него на звуковой катушке стоит специально предусмотренный весьма приличный утяжелитель диффузора (по заводу)в виде наклеенного резинового кольца сверху катушки под пылезащитным колпаком…Так что не вводите людей в заблуждения своей некомпетентностью
А зачем его утяжелили?25ГД-26Б хают за тяжелые диффузоры,а тут специально утяжеляют.
Дмитрий писал :”…наклеенного резинового кольца сверху катушки под пылезащитным колпаком” Ого! я не знал, никогда не смотрел что и них под колпаком. А что если убрать эту резину? Будет полноценный СЧ и повышенной отдачей? кто-нибудь отклеивал?
Вес кольца – 1,6 г. Вес всей подвижки около 18 г. При выбрасывании кольца получим -9% массы, +5% резонансной частоты, -5% добротности, +0,7дБ чуйки. Всё приблизительно. Для чего оно там – загадка.
Оно колпачка не касается? Не демпфирует его?
Нет. Колпачок прогибается свободно. https://ldsound.info/15-gd-17-2-ispolnenie/ – вообще не было резинок.
Вообще то 25ГДН-4-4 был сконструирован не для бытовой акустики а для военки. В металлических корпусах. В кораблях , вагонах , самолётах. Где нужен только голос , а это СЧ. И понижать резонанс никто не планировал.
У военной техники должна быть крайне высокая надёжность, чтоб выдерживала ядерный взрыв и взаимоотношения с личным составом, а это не про 25ГДН-4, так как (ИМХО) одна из детских болезней данной головки – слабое приклеивание магнитной системы к раме. Очень часто встречаются головки с зажатой смещённой магнитной системой катушкой. Обычно вследствие падения либо самой головки, либо АС с ней внутри.
Утяжелили диффузор для того чтобы снизить частоту собственного резонанса до приемлемого значения для качественного воспроизведения низкой частоты небольшим диффузором в небольшом объеме По поводу “большой”массы НЧ диффузора там не все так просто как может показаться на первый взгляд и приходится жертвовать чувствительностью динамика в пользу улучшения воспроизведения более низких звуковых частот им.Акустика это вообще один сплошной набор компромиссов (одно улучшаем другое ухудшаем) и чем меньше ее габаритные размеры тем этих компромиссов больше тем они одиозней и противоречивей… Даже если убрать утяжеляющее демпферное резиновое кольцо с катушки этого динамика там все равно останется тяжелый толстый цельно резиновый подвес тонкий звонкий пылезащитный колпак и много ище всякой гадости т.е. в этом нет никакого особенного смысла этот динамик очень хорош проработан и продуман в качестве нч звена в малых рабочих обьемах среди таких габаритных размеров
Уточню, что 25ГДН-4-4 – единственная советская НЧ-головка типоразмера 6”. И да, она очень интересная и неплохая не считая часто встречающихся случаев некачественной сборки и проклейки, но это поправимо.
“В конструкции установлено два симметрично расположенных фазоинверторных тоннеля, что дало возможность при сохранении неизменной площади их сечения и частоты настройки, значительно уменьшить их длину, что немаловажно для малогабаритных АС.”
Вот этого я не понял. Может,кто объяснит ?
Кстати да. Площадь двоих больше, значит длинна должна так же быть больше. Абсурд.
Либо рисунок с АЧХ не родной, либо в 40…18000 имеем +/-7дБ.
совершенно верно. Два порта потребуют существенного увеличения длины . Очередное доказательство того, что в те годы сочинение акустических колонок делалось от балды и по понятиям.
Вторым доказательством отбалдинского подхода является приведенная ачх колонки. Разница по чувствительности между низкочастотной и сч-вч полками 10 дБ. Это -“ни в какие ворота рамок”
По геометрическим размерам отверстий фазиков на чертеже видно, что они представляют собой по площади половину площади сечения одного фазоинвертора. И что же, автор утверждает, что это позволит их сделать короче ? (при неизменной частоте резонанса)
Поправка : “половину площади сечения одного фазоинвертора”(если бы делали один, а не два)
“Амфитон”-027: 55мм диаметр, 165мм длина дают настройку 27 Гц.
“Орбита”-016, у неё 2 ФИ, 50мм диаметр. Для ОДНОГО ФИ , 50 литров, 180мм резонансная будет 23 Гц. Та же частота при диаметре 70мм потребует 377мм, получите сапог 35АС-012!
(Для расчёта – https://ldsound.club/index.php?threads/vsjo-o-fazoinvertorax.215/post-6210)
Если я не ошибаюсь, два одинаковых ФИ эквивалентны одному с той же частотой и удвоенной площадью. Физический смысл – каждый из ФИ резонирует на своей частоте, а потом действия двух ФИ складываются. Тогда длина реально уменьшается. У кого есть “Орбита”, проверить по ЧХ сопротивления просто, заткнув один ФИ.
Может Орбита настроена на частоту выше 23 Гц?
Вполне может быть. Как и вариант: вообще не настраивали или: настроим так низко, чтобы не влиял и т.д. Я предлагаю померить.
Так откуда АЧХ на картинке?
Для меня это новость. Перейдем на форум: https://ldsound.club/index.php?threads/vsjo-o-fazoinvertorax.215/page-2#post-6258
Физический смысл тут в том, что масса вибрирующего газа внутри одной трубы определяется умножением плотности оного газа на объем этого резонатора(именно масса газа в резонаторе имеет смысл в данном случае). Если следовать тупо этой логике, то утверждение о снижении длины трубы ФИ за счет увеличения количества труб, при неизменной их площади поперечного сечения приводит к одному и тому же математическому числу массы газа.
И второй момент, при обсуждении данного вопроса почему то полезли в движение газа в трубе (проще говоря, в гидравлику, обсуждая ламинарность и турбулентность ПОТОКОВ газа), а не в вопросы волнового движения в резонаторе. Свисты в резонаторе и прочие призвуки есть не что иное, как результат движения газа, ведь НЧ динамик работает в поршневом режиме и, желаем мы того или нет, но движение газа в трубе будет присутствовать.. Но! Этот свист(шум) будет присутствовать в том случае, если площадь сечения резонатора выбрана слишком малой и в трубе резонатора имеет место турбулентное движение газа. Оно имеет значение, но оно второстепенно и отношения к длине резонатора не относится никак в данном контексте. Скажу крамолу, при увеличении длины трубы поток на выходе приобретает большую ламинарность, но это не имеет существенного значения для нашего случая.
Посему, удвоив количество труб авторы этой акустики убили два зайца- снизили турбулентность в портах и укоротили длину труб.
Уважаемый, шел мимо, пока вы далеко не ушли, уточните как такое может быть, что площадь эквивалентного сечения и частота настройки ФИ осталась прежней но длина вдруг изменилась?
Премного уважаемый Сергей Гудков, вы, вероятно, пробежались по верху, не вникнув в сказанное мною. А я специально указал на массу колеблющегося газа в резонаторе! именно масса колеблющегося газа в резонаторе определяет частоту настройки резонатора. А отсюда мы можем выйти на геометрию самого резонатора. Естественно, конфигурация канала вносит свою лепту в работу резонатора, но я про это пока не говорю. Все формулы, коими пользуются практики, основаны на геометрии канала с применением тех или иных поправок дабы упростить расчет, но изначально важнейшим показателем является масса газа в резонаторе. Это основы волнового движения! Можете спорить с пеной у рта, но законы волнового движения от этого не изменятся.
И я утверждаю, что если исходить из постулатов волнового движения, авторы сделали правильные выводы.
Пишите правильно, но где хоть какое-то упоминание, что длина двух маленьких ФИ будет короче чем одного большого? Масса воздуха будет равна объёму ФИ на плотность воздуха, объём же каждого цилиндра равен произведению площади поперечного сечения на длину трубы, если авторы пишут, что экв. площадь порта ФИ и частота настройки (масса газа на упругость) ФИ не изменилась, то длины обеих вариантов должны быть равны. Ну представьте два стакана один 200 г и два узких по 100, высота одинаковая
Внимательно читаем: В конструкции установлено два симметрично расположенных фазоинверторных тоннеля, что дало возможность при сохранении неизменной площади их сечения и частоты настройки, значительно уменьшить их длину, что немаловажно для малогабаритных АС. При “неизменной площади их сечения”, то бишь, вариант или поставить одну трубу такой площади, или две, но половинной, либо две такой же, но короче наполовину. По факту уже имеем три варианта.
Главное условие настройки акустического резонатора- масса!!! , заключенного в резонаторе газа., определяющаяся, как произведение плотности газа в определенных условиях, на объем.
Кстати, если вам это непонятно, то попытайтесь объяснить такое явление, как изменение голоса после вдоха гелия изменением длины голосовых связок, гортани и тп
шел мимо, вы когда нибудь акустикой занимались вообще? шли мимо и идите, хватит ахинею повторять. Вам любой кто делал колонки с фазоинвертором скажет, если увелилить диаметр трубы или что равносильно поставить вторую, третью и.т.д трубу ФИ то частота настройки итоговая повысится и для её сохранения придётся длину увеличивать! Хотя бы в программе посмотрели
Может я не совсем корректно выражаюсь, но давайте пройдемся по пути расчета порта ФИ.
Учитывая, что у нас динамик уже известен, его показатели для изготовления ФИ тоже есть, что мы первым делом делаем? Считаем необходимую площадь сечения ФИ. Этот показатель ограничен двумя вещами: уменьшение площади ведет к появлению ненужных призвуков в трубе ФИ, а увеличение свыше допустимого-появлению стоячих волн.(про эстетику я молчу) Спорить будем? Да, в некоторых пределах от расчетного, это сечение можно корректировать. Но условно, с определенным приближением, можно считать, что это величина известная и постоянная для конкретного динамика. Я не прав? чтобы настроить порт остается только его длина,не так ли? Это проще и технологически.
Авторы решили убить двух зайцев. (Я не знаю, может у них других труб не было или просто завалялись некие остатки, время то какое было- повального дефицита!) Они умышленно занизили площадь порта, что дало возможность укоротить трубу ФИ. Вторым портом они убрали те шумы от движения воздуха, которые должны были бы появиться в виду малого сечения первого порта. И еще, момент. Каждый порт это отдельный резонатор и не надо рассматривать их, как нечто единое.
у меня все, пошел дальше))
ПЫСЫ. Любая программа есть некий алгоритм расчета приближенных значений с определенными допусками, а не панацея. Так что не надо хвастать своим умением пользоваться ими, иногда полезно подумать дабы настроить фазоинвертор подручными средствами.
Любой акустик или программа по расчёту акустики подтвердит вам мои слова. Вот в приложении пример, надеюсь вы разберётесь в графиках импедансов без дополнительных пояснений.
в оригинале есть другой график АЧХ, на счёт фазоинверторов ошибка в тексте
“на счёт фазоинверторов ошибка в тексте”..
Не похоже. А похоже, что авторы заблуждались.
Вот, взял справочник по бытовой электроакустике, СССР.
Две АС одинакового объема 41 литр. Это Электроника 25АС-027 (с одним фазоинвертором) и Электроника 25 АС-033 (с двумя фазоинверторами) . Частотами настройки фазоинверторов колонки не отличаются.
Длина фазоинверторов в обоих случаях одна – 165 мм.
Диаметр фазоинвертора в первом случае 55 мм, во втором у каждого из двух фазоинверторов диаметр 40 мм. Простой подсчет указывает , что отверстие диаметром 40 мм по площади это половина площади отверстия диаметром 56 мм.
Авторы статьи, получается, просто заблуждались.
А поставить эксперимент (подтвердить простой проверкой) не удосужились.
Как и не удосужились сообщить в статье частоту настройки фазоинвертора. По чертежам видно( размерам фазоинверторов и корпуса),что примерно в области 40-42 Гц
Сейчас подумал про настройку инвертора.Как бы все не так сложно.Забиваем порты, измеряем резонанс,чем угодно,хоть зрением по движению диффузора. Эту частоту делим пополам.Получается октава.Треть от нее это настройка инвертора.Ее можно увидеть как провал между пиками по милливольтметру.Способов много. И будет понятно,сколько нужно дудок и какой длины.
Про настройку ФИ. Коля утверждал, что из “мастеров” изложение В. К. Иофе наиболее понятное. Он рассказывал, что даже купил у Иофе программу расчета настройки ФИ. Для помощи любителям (и профессионалам тоже) он выложил графики для нескольких вариантов добротностей и объемов ящика. Если внимательно их рассмотреть, то видна зависимость размеров ящика от измеренной добротности. Например, для добротностей 0,3-0,5 более менее оптимальная настройка на 1/3 октавы ниже резонансной частоты динамика. Например, резонанс 50 Гц на воздухе. Берем октаву ниже. Это 25 Гц. делим на 3 получаем около 8 Гц. Следовательно, частота настройки 50-8=42 Гц.
Опять склероз, это расчет для объема ящика равному эквивалентному объему. Возможно имеющаяся программа тоже даст такой же результат.
Федор,вы ж понимаете,что в зависимости от исходной добротности динамика настройка инвертора может совпадать с резонансом динамика,может быть выше резонанса и может быть ниже .То есть,соответственно,аппроксимация по Баттерворту,Бесселю или Чебышеву.Нам же милее и ближе Баттерворт,только где найти динамики с кутээсом 0,383…(я нашел!)
Да, традиционно считается, что настройка на резонанс – это “правильная” настройка. Но мы же говорим об общем подходе. Советские динамики и колонки (не люблю этого слова) имеют самые разные добротности и эквивалентные объемы. Привожу пример двух правильных настроек. Это 35АС и 15АС109. В первом случае настройка на резонанс в половинном объеме ящика (1/2 Vэкв) при среднем Q = 0,35 и настройка ниже 1/3 октавы в эквивалентном объеме ящика при средней добротности 0,5.
В первом случае получаем гладкую хар-ку внизу без выбросов, но с граничной частотой 40Гц (-6 дБ) и во втором случае те же 40 Гц (-6 дБ).
В первом случае fрез. 25 Гц, а во втором 50 Гц.
И не надо говорить, что советские АС были “неправильные”. По крайней мере в НЧ области. Только это для идеальных случаев. У этих АС есть другие заморочки, но о них можно позже и не в этой теме.
Понравился расчет обьема и настройки.Половинный для 0,35 и целый для 0.5.В первом случае добротность и резонанс уезжает вверх на корень из трех, во втором в корень из двух.Полная в ящике в первом случае 0.6.Во втором 0.7.Первый случай идеально,второй уже ближе к Чебышеву.
Примечание. Это я пишу для АБ.
Собственно 35АС, по словам Николая Михайловича, были настроены почти идеально, небольшие косяки были, но несущественные. Про 15АС109 он не в курсе, такие на переделке не были.
Самыми проблемными были АС на 35ГДН1-8 или по-другому 25ГД26. Корпусы были откровенно маловаты – примерно 1/3 Vэкв. Средняя добротность порядка от 0,5 (лучшие образцы) до 0,8. Понятно, что в таком корпусе никакой ФИ не может быть представлен.
Да, и эквивалентный объем НОВЫХ динамиков был около 60 -70 л. Понятно, что при такой добротности и эквивалентном объеме даже серийный ЗЯ (закрытый ящик) в чистом виде (без наполнителя) не подходит.
Простым доступным видом оформления может быть ПАС. Эксперименты на 10МАС показали, что за счет снижения добротности в корпусе можно расширить полосу пропускания примерно на 15-20%. Т.е., убирается пик, и полоса пропускания “размазывается”. Нижняя граничная частота (-6 дБ) понижается. Условно, если резонанс 10 ГД30 был 63-70 Гц , то после ПАС вот эти (-6 дБ) “уходят” до 45-50 Гц. При общей лучшей отчетливости звучания.
Я полагаю, что АБ понимает о чем идет речь.
Прекрасно понимаю ,о чем речь.К сожалению,темой ПАС не занимался пристально, были летучие опыты,обнадеживающие. Практически,имеем дело с неким резистором,акустическим, гасящим резонансные явления в системе динамик-ящик в раионе нижнего среза.Без микрофонного контроля эти вещи настроить..ну,я не знаю,как.А мужики делали,говорят))))
Николай делал измерения, условия были! Косвенным способом проверки настройки может быть модуль полного электрического сопротивления. Но только косвенным! Ну и ухо, конечно. Вообще, ПАС был для советских систем некоей палочкой-выручалочкой. Поскольку много АС было, особенно с ШП динамиками, откровенно были наследниками старинного течения “отбалдизма”.
Так но не совсем. Акустическое или аэродинамическое сопротивление нагружает динамик. На резонансе это легко. В связи с чем снижается общая добротность динамика и происходит “расползание” резонансной кривой. Понятно, что fрез. динамика в ящике при этом не меняется. Чтобы она понизилась необходимо дополнительно добавить поглотитель – мешочек с ватой внутрь корпуса. Причем при настройке надо сначала с этим мешочком провести эксперимент, чтобы определить необходимое количество этого материала, а потом уже делать ПАС. Поскольку этот материал помимо изменения термодинамики воздуха вносит еще и акустическое сопротивление.
Шоров предлагает наоборот, но это “отбулдизм”
В. Демидов, Е. Земсков пишут о предлагаемой конструкции АС как о доработке, модернизации , но непонятно какой исходной конструкции. Вот текст “… что дало возможность при сохранении неизменной площади их сечения” – что они пытаются сохранять? Если бы написали установка труб меньшего диаметра с сохранением частот настройки уменьшает необходимую длину ФИ, тогда было бы логично
А не нужно вообще переживать по поводу чьих-то сочинений,тем более, давних и непроверенных.Важнее точно знать главные параметры ваших динамиков,чтобы посчитать ящик и порт инвертора.Делов на полчаса ,если не меньше.
“…..что дало возможность при сохранении неизменной площади их сечения значительно уменьшить их длину” )) Этот свой “постулат” они не проверили простым экспериментом : “вместо одного фазоинвертора-два при неизменной суммарной площади сечения и V- const.”
Если это не опечатка в тексте и авторы действительно так считают, то и остальной текст статьи всерьёз рассматривать уже нельзя. Странно как редакция Радио такое пропустила, там обычно придираются к каждой запятой
Не уверен,что все так арифметически просто в замене одной трубы порта на две поменьше.Потому как вмешиваются так наз.краевые эффекты воздушного потока,прилегающего к стенкам порта.И разная форма отверстия порта может дать разный результат.
Поэтому расчет расчетом, а измерения делай.
Пользу от размена одного большого порта на пару меньших либо щелевых портов вижу в меньшем пролезании средины из порта на улицу при работе.
А.Б. конечно, 100 мелких “фазоинверторов” по кв.миллиметру каждый по эффекту не будут равны одному 100 миллиметровому, хотя по площади всё правильно получится. В формулах обычно только масса воздуха учитывается, а сопротивление протеканию воздуха константа. Такие случаи почему-то в теории да и практике никем , на сколько я помню, не рассматривались.
Рассматривались и недавно, когда я озадачил грамотных причиной эффективности щелевого порта супротив трубы. Сказали- дело ещё и в периметре порта. Площади круга и щели равные, но у щели периметр больше, больше молекул воздуха за него цепляются, имитируя большую длину трубы .
Если была бы формула качества звука… В трубе меньшего диаметра скорость воздуха выше и соотв. сопротивление ему выше, пропорционально квадрату скорости. Если “больше молекул воздуха за него цепляются” значит происходит увеличение сопротивления или демпфирование, соотв. эффективность падает , но возможно это благоприятно для звука
Вы забываете про мизерную длину щелевого порта по сравнению с дудкой,поэтому отклик у щелевого инвертора иной.(загадочно улыбается)
А.Б., Длина щелевого ФИ не всегда мизерная, нет картинки обсуждения и мы представляем разные конструкции. Я предполагаю, оптимальный вариант где-то посередине т.е. ФИ не слишком длинный и труба не слишком малого диаметра
Согласен.
При сплющивании трубы в щель, уменьшается столб потока в сечении, а в трубе его скорость в сечении неравномерна. Пограничные слои газа в щели легче срываются в турбулентные завихрения (наверное потому что стенки в щели близки др к другу и основной массе газа остается только сдувать пограничный слой), на этих завихрениях столб газа катится как на роликах единой тушкой, без потерь, без неравномерности скорости по сечению. Если щель узкая, то газ выйдет в виде вихрей, получим свист. Для снижения потерь движения газа, поверхность специальным образом обрабатывалась для создания этих полезных завихрений, в акустике не встречал. Как всегда есть проблемы, профилирование поверхности принесет пользу при узких параметрах скорости потока, да и затраты на возникновение этих вихрей требуются, в том числе и по времени. Не претендую на точность изложения, это что то по памяти из давнего обучения, сам неуверен, господа газодинамики уточнят надеюсь.
Щелевой порт не обязательно узкий до свиста.Делать без фанатизма, по интуиции, результат сложится.
На самом деле все наоборот. Чем меньше сечение, тем большая скорость ламинарного движения (потока) жидкости/газа. Почитайте. То есть, при одной и той же площади сечения применение, как в данном случае, двух труб вместо одной гипотетически более верно.
Поэтому и делают щелевые отверстия. Другое дело, что не нужно доводить до маразма, чтобы вязкое сопротивление снижало скорость потока.
Почему автор считает, что длина трубы уменьшится, то это мне непонятно. Физически я это не ощущаю. А две трубы вместо одной позволяет разместить отверстие ФИ на передней панели.
Но к акустике это не имеет отношения.
А на самом деле мы сечение не уменьшаем, а сплющивая трубу, это умозрительный эксперимент, мы оставляем сечение прежним, но меняем режим прохождения газа в этом фазоинверторе. Если считать поток газа ламинарным в круглой трубе, то распределение скорости по сечению будет параболической, пограничные слои практически не движутся и мы как бы недоиспользуем сечение трубы для расхода газа. Ну и совсем по другому движется газ в щели, сдувая пограничный слой, который мешает движению, получаем легкодышащий фазоинвертор, если можно его так обозвать.
Поклон вам за интересную мысль.При этом физически обоснованную.
В данном случае речь идет об образовании вихрей при турбулентном движении газа в канале ФИ и, как следствие, высокочастотных призвуков на выходе трубы. Соответственно, при меньшем сечении канала граничная скорость ламинарного движения газа выше, чем в большем сечении, и риск образования призвуков меньше.
А в целом, мне концепция автора понравилась. Я даже повторил эту конструкцию, только вместо редкого динамика 20ГД-1 поставил 3ГДШ7-4. И слегка изменил частоту раздела вместо 1000 Гц как у автора поставил 500 Гц. Ну и, соответственно, изменил схему фильтров (2-й порядок “всепропускающие” фильтры – по Алдошиной).
К сожалению, АЧХ АС не сохранилась. Измерения проводились в акустической студии ВНИИполиграфМаш в Москве. Размеры заглушенной (громко сказано) камеры в студии 15х8х5 м. Расположение АС около стены на табуретке. Давно это было в 1991 году. В качестве задающего сигнала использовался “розовый” шум, 1/4″ микрофоном RFT.
Жалко, что АЧХ не сохранилась. Прослужила лет 20, затем продал (за символические деньги) соседу по даче.
“Я даже повторил эту конструкцию, только вместо редкого динамика 20ГД-1 поставил 3ГДШ7-4.”
А пищалку поставили 6ГД-13 ?
Он поставил также, вместо 4ГД-53 потом как раз 5ГДШ-9-8
Показалось..жаль.
“Так вот эта величина принимается в расчетах как равная Qф =10. Специально не мерил, взял значение у В.К.Иофе.”
Очень похоже..Еще немного, и я поверю, что это пишет упомянутый Вами “Коля”, которого я ищу…
Фёдор & fishrob, это конечно интересно, но вот я сейчас в программе сравнил АЧХ АС с круглым и щелевым ФИ одинакового сечения и длины, так JBL Speakershop показала идентичные графики. Параметры добротности порта программа не высчитывает, а предлагает ввести. В справке написано, для большинства ФИ подходит Q=100. В литературе таблицу коэффициентов для ФИ различной формы, я не встречал
Я не знаю понятия “добротность порта”. Я знаю понятие “добротность ящика-фазоинвертора”. Так вот эта величина принимается в расчетах как равная Qф =10. Специально не мерил, взял значение у В.К.Иофе.
Что касается формы канала, то в дозвуковом диапазоне скоростей газа при правильном выборе сечения канала (а скорость газа намного меньше скорости звука в воздухе) форма не должна влиять на добротность ящика. Я писал ранее, что скорее всего два порта выбраны не из “акустических соображений”, а из удобства размещения их на неширокой передней панели и эстетики ящика.
Касательно ВЧ динамика. Да 6ГД13. Лучший из доступных советских ВЧ-шек. Сразу, разделы частот 0,5-5 кГц. 3ГДШ7-4 был выбран из-за ограниченного спроса на круглые ШП. Тут некий “Коля” поставил 4ГД53 на СЧ. Что тоже имеет быть реализованным.
В догонку. Согласитесь, что сверлить круглые отверстия удобнее, чем делать разного рода щели, да еще без видимого результата. Размер трубы не подстраивал, сразу посчитал и нормальненько так прошло. Ящик ничем не набивал, настройка ФИ была на fрез. Нижняя граничная частота была около 55 Гц, примерно как у 35АС.
АЧХ была похожа на ту, что в статье. Резонанс НЧ динамика (был) около 40 Гц (38 и 41 Гц) 5ГДШ-9 тоже вполне подойдет. Он даже помощнее будет. Но тогда таких не было.
В.И. Павликов бывший сотрудник ВНИИРПА делает акустику НЧ 16 см 2 шт, ВЧ 30 мм , динамики собственного изготовления, внутри ящика сложная система “воздуховодов”.
Москвич Сергей Еремеев тоже делает авторские динамики с нуля и колонки на них, довелось услышать его изделия на выставке РХЭ года 4 назад, впечатлен.
А есть и другая фишка ,присущая инвертору,а именно,влияние порта на звучание динамика в среднечастотном диапазоне. Это когда расчет и настройка сложились удачно,бас правильный,а сам звук с заткнутым хлебалом лучше.Либо из двух портов один заглушен.
Ох,непросто все…
А бывают случаи, когда ФИ не работает. Пример – 50АС-022.
Работает,но низенько-низенько.Такое решение часто применяется, этакий недоинверченный фазоинвертор,гибрид ФИ и ЗЯ.
Широкополосники вместо штатных средников это всегда неудобство и проблемы.Они просят отдельного просторного обьема, попытка протянуть стык с пищалкой повыше,в силу протяженной полосы вверх приводит к отвратной внеосевой на средине, стык проваливается ямой,звук получается через матрас,направленность страдает дико.
Оно конечно приятно получить ровную ачх от ширика,но потерь больше,да и качество верхушек у нормальной пищалы всегда выше,чем у средника на верхнем крае.Поэтому битва за высокую частоту стыка редко дает удачный результат.Даже наоборот,кондовый средник ,низко и плавно обваленный,звучит совершенно замечательно и ненаправленно.
Битва с инвертором в основном крутится вокруг формы трубы и переживаний по поводу возможных свистов.Которых скорее всего никто не слышал,хотя напуганных ими большинство. Есть проблема куда более грустная,чем форма трубы.
Погоня за низким срезом без учета,как сложится звук в комнате , только из соображений “хачубаса” ,скорее всего закончится дикой лажей вместо музыки. Но сместить сознание в эту сторону нет желания ни у кого.Проще и приятнее мусолить тему длины трубы и доказывать,что бас от 30 круче,чем от 40.
А кто бьется? И зачем? Расчет ФИ настолько прост и “обсосан” (пардон), что слово “гоняться” как-то не звучит. Какой надо по расчету, такой и ставят.
Чуть в сторону. Пик самодеятельности по постройке (или доработке) своих АС пришелся на конец 80-х годов. Публикации в журнале Радио пестрели от проектов “людей великих, средних и песиков Фафиков”. Из наиболее “великих” ( в кавычках) отмечу доработку 6АС-2 с ПИ (???). Или бесконечные разработки ФИ на базе 10ГД30 и 10ГД36. Динамики мало подходящие к этому оформлению. Настроить их в предложенных корпусах практически невозможно. Вот тогда и родился среди любителей миф о том, что ФИ “бубнят”.
Поэтому появление этого проекта на базе 15ГД17 было как луч света.
Согласен с каждым вашим словом.Сам в ужасе от идеи ПИ к 6АС2 или ФИ на базе 10МАС-1. И обидно,что никто из редакционной команды журнала не усомнился в бредовости таких проектов, которые народ кидался повторять с верой в печатное слово. Вот недавний рабочий вариант ящика от 25АС109 на 27 литров с басовиком 10ГД30 и пищалой Визатон TW70.60герц вполне хватает, ачх на нижнем срезе ровная, средина качественная,направленность широкая.Получилось быстро и звучно.
Брак по расчету может быть удачный,если расчет верный. Только чаще расчеты с жизнью сильно не сходятся.
Помню одну колонку, красивейшую,капитальную.Ее до моего приезда сами посчитали на нужную частоту и врезали капитальный порт из дуба, с балками для крепости.Правда,герц на 20 ниже получилось.Зато красиво,надежно,крепко.
Вы сами и ответили. Если безграмотно считать или делать на глазок, то будет плохо. С другой стороны, проверить звук в домашних условиях на НЧ сложно, если вообще невозможно. Тут же выступают резонансы помещения, и отличить бубнение АС от бубнения помещения очень сложно.
Расчет ФИ с учетом параметров динамика дает 100% результат. Надо учитывать, что настройка на резонансную частоту – это частный случай. И объем надо правильный подбирать.
Был запущен любителями слушок, что ФИ можно сделать из любого динамика. Ладно из 10ГД30, а ведь и из 4ГД35 пытаются сделать ФИ.
А резонатор Гельмгольца, а ему больше 120 лет, считать научились.
Да, было дело, в свои первые монструозные колонки ПИ делал на 4гд35, хотелось делать, ну а думать это попозже. Школьные годы.. движуха без мыслей, глаза видят, руки делают.
Похоже,когда прочел статью в Радиве про пассивный излучатель,вдохновился идеей,но энергии хватило раскурочить 4гд7 на пассивник.Дальше тема иссякла.
.
Про динамик 15ГД17 сам узнал недавно и то,по случаю обнаружив запасы этих динов у знакомого .Померил- порадовался, параметры идеальные под ФИ Баттерворт.жаль только.что 4 ома они.А в те годы кто про них вообще слышал?
Не надо Баттерворт использовать для разделительных фильтров. Я использовал только ВПФ фильтры (много литературы по этому вопросу есть в интернете). Исследования во ВНИИРПА показали преимущество этих фильтров перед остальными. Особенно с точки зрения направленности излучения.
А 15ГД17 – отличный НЧ динамик. Если бы его еще и собирали нормально… Такая маленькая 3-х полоска на его базе – это реальный шедевр.
ФИ по Баттерворту имеется в виду, смотрим в книжке Виноградовой.полная добротность 0.383, срез,настройка фи и резонанс совпадают .И 15Гд17 как раз имеет такие параметры добротности.В отличие от привычных 0,56 ,которые впихивают в невпихуемые инверторы.
У меня были динамики с Qtc = 0, 31 и 0,34, что вполне укладывается в нормы настройки. Это близко к настройке на fрез. Надо бы чуток ниже, но и так для этого объема сошло.
Сейчас, наверное, Q повыше. Мне два раза за 20 лет приходилось размачивать подвесы в керосине. Замечал, что ФИ переставал работать.
Федор, наверно А.Б. писал о АС фазоинверторе с характеристикой квази Баттерворта, а не о фильтрах. 15ГД-17 имеет магнитную систему и катушку от 6ГД-6 только на алюминиевом каркасе.
пока писал он Сам ответил. Как дела Александр Сергеевич? Чем занимаетесь? С утра сразу за компьютер? я тоже с утра, захожу почитать новые комментарии
Комп погас,тычу в клаву телефона.Страшно неудобно,лишился многих ресурсов.Дали монитор,позже с него зайду,комп включу.
У меня ремонт в квартире,звуки шлифмашины вместо хаенда.
Ну ни разу 6гд-6
Глеб, посмотри данные катушки, диаметр провода
Катушки у всех 25 мм, это не значит что магнитная цепь от 6гд-6, катушка у них собственного производства.
Глеб, я имел ввиду не полную идентичность, а аналогию. Намекая на то, что мощность 15ГД-17 небольшая т.к. катушка как у 6ГД-6 в котором провод даже толще. Выше автор пишет “Паспортная мощность: 35 Вт” – ну это перебор
В те годы про них многие слышали, они в магазинах продавались, ну и акустика на их базе, также делали коаксиальный динамик.
https://ldsound.info/15-as-303a-elektronika/
https://ldsound.info/akusticheskie-sistemy-protej-iz-vniirpa/
Сейчас эти динамики тоже непросто добыть, остатки добирать по барахолкам и у случайных владельцев.
Вот 20 ГД-1 никто не видел.
1
2
Игорь здравствуйте.
20ГД-1 это институтские или Вега?
В Эстонии немного другие стоят.
Кто тогда первопроходец из них?)
Я думаю, Пунане. По крайней мере стоит штамп предприятия и номер модели (ТУ или номер серии), на Веговской просто “бамажка” приклеена. Новодел, видимо 90-х годов. Для СССР несолидно.
Акустика “Эстония” была разработана в институте и передана на Пунане-рэт.
20 ГД-1 на фото это ПО “Вега”, разработки конца 80х, институт делал первые купольные в Эстонии с бумажным куполом, потом перешли на ткань, “Вега” так же делала бумажные купола, разработчики с “Веги” постоянно болтались по институту, что посмотрели и решили своё делать, институт был первым ещё в 1979 когда делал “Орбиту”. На фото 20 ГД-1
1
Что это за громкоговоритель 30ГД-8С? Впервые вижу такой. У Вас еще не будет фотографий?
Можно вопрос, купол на ощупь мягкий или жесткий?
У 30 ГДС-8С купол жесткий, у 20 ГД-1 мягкий, пропиткой не пропитывали для получения нужного коэффициента затухания.
Добавлю,что динамик 15ГД17 приятно вписывается в размер 10МАС вместо рвущегося на волю 10ГД30.
Да, корпус подходит, только переднюю панель надо менять. Но 10МАС могут и с 10ГД30 нормально работать, только ПАС поставить надо. Делал так, помогает.
Мне корпуса делали наши народные умельцы из модельного цеха в ПолиграфМаше за литр спирта (помните, антиалкогольную кампанию?). Тогда спирт был твердой валютой. Мы его получали регулярно (на промывку ЖКТ – шутка).
Вместо замены фронтпанели в 10мас я бы ограничился шайбой из фанеры,переходником.А взамен уродливой 3ГД31 применил бы рязанские ширики новые.Отменно звучат и ачх красивая.
Можно и так. Просто корпус у 10МАС мне не нравится – неэстетичен
Возвращаясь к 3-х полоске. По своим габаритам, внешнему виду и качеству звука она похожа на 35АС021.
Да, мне очень понравился корпус от предложенной к обсуждению колонки. Пожалуй даже лучше, чем “оригинал”. Серьезная работа, низкий поклон, я так не смог бы.
Оказывается этот образец был на форуме
Глядя на эту картинку, вопрос об использовании двух труб вместо одной сразу отпадает. Либо трубу надо переносить на заднюю или боковую стенки.
Только здесь СЧ от Эстонии, 20 ГД-1 это производство ПО “Вега”.
Автор утверждает, что писал письмо на “Пунане” и ему прислали. В свободной продаже их не было, по крайней мере в конце 80-х.
Посмотрите где ФИ у оригинала и где у образца на фото, СЧ не тот.
Вот фото динамиков с тыльной стороны. На том фото, которое я переслал, колонки “спиленные” с оригинала. С эстонскими динамиками. Слава Богу – это не Веговские.
Забыл фото
А давайте вспомним,какие динамики и где были тогда в вольной продаже? Память не отзывается, разве что какие-то овальные из телека , что валялись на витрине.
а ведь на фото колонка сделана не по чертежам из статьи выше, намного проще
Да это понятно,схема фильтров тоже нормальная,грамотно сделано.Расхождения и странности лишь на картинках с АЧХ,там много вопросов к автору.
Вы эту акустику собирали что бы утверждать про качество звука, с Эстонией она и рядом не лежала.
Собирал и более 20 лет эксплуатировал и могу засвидетельствовать, что играет не хуже, а благодаря большей чувствительности и лучше. Сравнивал с Эстонией 3АС021. Эстония звучит “тяжеловато” хуже прописывает фрагменты. И это не моя реакция – это мнение эксперта. Неужели Вы думаете, что я не сравнивал с Эстонией? Это первое, что я сделал, причем сравнивал прямо в “Орбите” на Смоленке. Продавец очень заинтересовался, а в “Орбиту” тогда абы кого в отдел продажи высококачественной аппаратуры не назначали.
Чтобы не быть голословным привожу АЧХ Эстонии.
АЧХ Эстонии можно назвать трагической.Но лукавыми приемами стандартизации можно доказать,что неравномерность укладывается в ворота рамок ГОСТа и ваши претензии необоснованы,гражданин без аттестации.
Все нормально. Это АЧХ, снятая в заглушенной камере на синусе. Обычное дело. Я думаю, если бы снимали на шуме и с 1/3 октавными фильтрами было бы не так страшно.
Неверно. Ачх,снятые свип- тоном и шумом
с разным усреднением,идентичны.
Я писал про оригинальные динамики. Это всё субъективно и спорить можно до посинения.
А на фото, что не оригинальные Пунане?
Еще
20 ГД-1 ПО “Вега”
Проблема колонок Эстония и Союз- резкое несоответствие размеру хлебала басовика и купольного двухдюймового средника.Нет меж ними слитности, а есть яма ,в которой низы уже не могут, а верха еще не могут.И звуку капец.
Одна из причин, почему я не стал ехать в Таллин. Слишком высокая частота раздела, где уже и НЧ захлебывается и СЧ не раскачался. Но, в основном, это результат “точных” измерений, при которой каждая бяка на синусе подчеркивается. На шуме все более менее сглаживается.
И вообще, лучше мерить АС в октавном диапазоне. Ухо не очень чувствительно к АЧХ. Но хорошо чувствует октавную неравномерность. То есть энергетику процесса. Это Вам, АБ на будущее. Если все в октавах ровненько, то и звук будет приличный. Тем более, что плавание полос по амплитуде не такое активное, как в 1/3 октавы, где изменение амплитуды может достигать 6 и более дБ.
В более узкой полосе правильность измерений вызывает вопросы как раз из-за плавания полос.
Еще лучше на свип-сигнале. Но это не Гостовские измерения.
Что такое измерения в одной трети октавы,куда вы меня вежливо посылаете,я в курсе.Этим приемом давно пользуются все честные жулики,выкладывая ачх своего дерьма,выдаваемого за повидло. Спасибо,что просветили мою серость. Федор, в измерительной программе есть октавные полосы,начиная с октавы и заканчивая одной двадцать четвертой.На одной двадцать четвертой ачх не отличается от снятой свиптоном в лог.масштабе.И эта мохнатость конечно же лишняя,мало что дает и не совпадает с тем,что доносит слух.Тогда как одна шестая- одна девятая хороший компромисс между видим и слышим
За хороший звук можно все простить
В эстонии никогда не было двухдюймовых куполов. Те среднечастотники собраны на магнитных системах, выполненных по образу и подобию 35гдн, илиь25гд-26. Катушки 39мм в диаметре, а купола по убогой совковской традиции выполнены неподвижными.
Я на эстонии филипсовские динамики заготовил. Вот в них действительно и купола, и катушки двухдюймовые, и подвесы на мембране отформованы.
Михаил Чуйковский, как называется модель этой головки от Philips?
Верно .Наши средники были на 38мм .Спутал Бисмарка с насморком. То есть ситуация в плане стыка с огромным басовиком еще более трагическая.
Philips ad 02111 sq4, такой же в сущности, как на четырехтысячных беовоксах, но с другой мордой.
Уважаемый АБ, не вижу трагичности в плане стыка, если басовик обладает достаточно мощным мотором. В эстонии на штатных низкочастотниках катушку хоть и двухдюймовую поставили, но что-то упустили, низы отсутствуют… В своих АС я буду устанавливать восьмидюймовые динамики с трехдюймовыми звуковыми катушками одного датского производителя.
Михаил, есть соответствие размера динамика его поведению и возможностям.При желании можно похерить любые правила, кто запретит.Если не интересует результат,конечно. Размер звуковой катушки к верхней полосе динамика соотносится вяло,так думаю.Куда важнее соотношение диаметров басовика и средника или басовика и пищалы.И в колонке Эстония это соотношение нарушено .Очень важный участок ,средина от 500 до 1500 будет изуродован.
Уважаемый Игорь, поведайте, откуда сведения про разработки? Будьте добры, дайте ссылки на документы, где указано, что очередная разработка перед попаданием на конвейер не экспроприирована у поверженного в Великой Отечественной врага, или другого капиталистического отродья, а разработано совершенно фантастически умеющими испоганить любое отличное изделие в угоду возможности присвоить себе чужие идеи? Про оптонику 7100 вспомнилось даже… Сам лихницкий придумывал, наверное…
Эстония разработана в ВНИИРПА , оформление ЗЯ 40 литров, катушка НЧ на бумажном каркасе, ЦШ мостиковой формы синусоидальной гофрировки, низ от 40 гц, на высший класс не тянет и на заводе решили сделать низ от 31,5 гц, ФИ до задней стенки, вот и высшая группа сложности и продажная стоимость выше, тут и проблема с низом.
Информация из первоисточника, если это Вас утешит. Варианты на тему как передать звук от катушки на сотовою мембрану.
Это фирма “Звук”.
Это в институте экспериментировали.
1
Что касается упомянутых авторов, то это весьма достойные электроакустики. Как звук добыть они знали, тут Вы не правы. Просто Вы видимо не читали их труды.
А я не читал Ваших трудов по акустике, поэтому мне трудно составить мнение о Вашей квалификации.
А ГОСТ – это совокупность сведений, которых по возможности нужно придерживаться. ГОСТ соответствует международным стандартам (стандарт МЭК). В некоторой степени – это Библия для электроакустиков, тут Вы правы.
Как говорили раньше, несоответствие ГОСТ преследуется по закону. Но это для профессиональных организаций, которые предлагают продукцию на продажу.
Вы же любитель, насколько я понял по Вашим постам, на продажу продукцию не выставляете, поэтому на Вас требования ГОСТа не распространяются.
Ну, обращение “сынок” – это как бы… “папаша”. Почему же отечественные колонки паскудно звучали? 90% пользователей были довольны. Но предела совершенству нет.
Вы поминали Колю. Это не Николай Михайлович Молоков, часом? Я с ним был знаком, в одном Министерстве тусовались. Только он по текстильной части, а я по полиграфической. Если это он, то у него был кооператив по исправлению 35АС. У него “база” была – закачаешься! Где они B&K столько нарыли! Только он быстро закончил этим заниматься, приезжал к нам с докладами по снижению шума кулачков.
Дружбан Шорова, с Иофе работал, серьезный товарищ. Надо будет найти его. Лет 30 не виделись.
Странно, что он на форуме был. Может быть это и не он.
Да, именно так. Коля , он же Толя. И точно работал по тескстильной промышленности. Профи и спец, настоящий ученый. Но поначалу мне от него досталось за неследование ГОСТу ., также ему не нравились мои частотки, снятые в октавных полосах и вне безэховой камеры. Позже переписывались с ним в личку. Очень грамотный человек. А книга Иофе-Лизункова у меня на полке среди прочих по акустике, знаком с ней давно и прочно.
Мои труды по акустике это реально звучащие колонки, корректоры и усилители. Издавать книги – не в этой жизни. Чукча не писатель, чукча читатель. Точнее, слушатель.
Ну значит он. Мы один институт по одной специальности заканчивали, только он на пять лет раньше.
Игорь, а как назывался динамик с серым крашенным сотовым диффузором на базе корзины с МС от 75ГДН? Сотовый диск как у Technics
Названия я не знаю, может быть мембрану от Technics приклеили на нашу корзину.
ИгорЬ, а Technics сотовые диски собирает также на эпоксидной смоле?
Раньше у них был клей с малым сухим остатком, и мембрана были легче наших.
Простите, это не динамик от АС “Русь”?
Нет, в Руси стоят 12″ 200гдн-1-8: https://ldsound.info/200-gdn-firma-zvuk/.
Этот похож на 35гд-2: https://ldsound.info/35-gd-2/
этот динамик я купил в институте СПб опытный образец
Поделитесь информацией по нем пожалуйста.
Добрый день, г. Администратор. Обсуждение динамиков типа 20гд-1 видимо актуально для некоторых участников.
Однако, я просмотрел “темник” Вашего сайта, составленный, как мне кажется, “по уму”. В нем есть соответствующий раздел “20гд-1”. Этот раздел практически не заполнен. Может быть обсуждение этого динамика имеет смысл перенести на соответствующую страницу Вашего сайта?
Чтобы другие посетители могли по каталогу найти сведения по интересующему их направлению в бытовой акустике.
Возможно у Вас другое мнение.
Добрый. Что за темник? Дайте ссылку.
20ГД-1 есть от Эстонии, от Веги сейчас добавлю – https://ldsound.info/20-gd-1-vega/
“Любой акустик или программа по расчёту акустики подтвердит вам мои слова. Вот в приложении пример, надеюсь вы разберётесь в графиках импедансов без дополнительных пояснений.”
Не разберется акустик, отец Сергий. Только приближенный к Богу сможет объяснить, что параметры трубы одинаковые, а графики разные (1 черный и 2 красный) очень сложно (хи-хи).
Похожая конструкция http://radio-uchebnik.ru/shem/47-audiotekhnika/akustika/2139-malogabaritnaya-trekhpolosnaya-as