25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Доброго времени суток мои дорогие читатели. Наверно не найдется того человека кто ездит без музыки в машине. Вот и я, любитель послушать музыку в более качественном исполнении приложил свои уши, вернее руки к одной из очень удачных конструкций сабвуферов. Речь пойдет об акустическом оформлении лабиринт (четвертьволновой резонатор) или лабиринт Рогожина.

Лабиринт Рогожина, в простонародье ЧВ (четверть волновой короб), одна из достаточно сложных и интересных конструкций. Представляет из себя волновод длинною равною (скорость звука/на частоту резонанса дина)/4.

В моей машине нет чего то особенного из аудио компонентов, обычная магнитола алпайн, в дверях и полке 13-е коаксиальные динамики. Отсутствие усилителя и силового кабеля (пока). Именно по этому меня заинтересовало данное акустическое оформление. Даже при малой подводимой мощности, головка динамика находится в пиках (превышает максимальный ход), что позволит запитать мой саб от обычного тылового канала магнитолы.

Расчёты:

Не стал принудительно загонять дин в низа, а выбрал для расчета короба частоту резонанса самой головки (из технических характеристик) 53 Гц. Высчитал плошать диффузора дина 78,5375 см2. Так же высчитал площадь сечения порта 117,80625 см2 и его длину = 1,617 м. Прикинул размеры стенок ширину и высоту порта 15 и 7,85 см.

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Ну и собственно сам пациент, вернее пациентка 25АС-101 “Вега”, пережившая все мои летние дискотеки на природе, ну и извлеченная из нее динамическая головка 25 ГДН-3-4.

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Замерил диффузор динамической головки и толщину стенок будущего корпуса:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Поездки с супругой в IKEA за новой мебелью не заставили себя долго ждать, и высвободили шкаф, который я раскрутил до винтика и привёз в гараж. Разметил ДСП полотно, для простоты последующей сборки скрутил два листа саморезами по диагонали.

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Пилим, режем, чистим:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Сборка корпуса:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Выпиливаем отверстие под динамик:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Далее вставки в углы корпуса:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Расставил всё по своим местам, собрался с мыслями, разогрел герметик и пошло дело. Примерно так это будет выглядеть внутри короба:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Поочерёдно снимал каждую из стенок и герметизировал швы:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Излишки герметика после соединения двух половин тщательно удалял тряпкой:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Предварительно рассверленные отверстия были раззенкованны “под потай” для головки шурупа:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Окончательно подгоняем поверхности, соединяем боковую стенку предварительно разметив отверстия. Герметим сопрягающиеся поверхности стенок:

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

ЧВ готов, Ура!

25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

Салон нивы ожил, ожило зеркало заднего вида, весь пластик, даже поплавок воткнутый в торпедо стал содрагаться в такт звука. Низов стало слишком много, пришлось уменьшить уровень фронт-тыл.

Автор работы: Евгений, Пермь, 2013.

14 комментариев: 25 ГДН-3-4 – лабиринт Рогожина

  1. Andreez пишет:

    Это не “Рогожинский” лабиринт. Нет “апендикса” для гашения 3 гармоники

  2. Аудиостроитель пишет:

    Нивовский салон низ подтянул и запел.

  3. Семён пишет:

    Для любителей строить “дымоходы)) Из собственного, не очень богатого опыта (пока что его стараюсь умножить)), могу сказать , что для лабиринта, он же ЧВР, оптимальным (чаще всего) получается объём равный Vas, который указан в паспорте на динамик.
    Что касается автора статьи Евгения, который сварганил Лабиринт для 25 ГДН-3-4, то он его сделал “от балды”, хотя и приложил фотки с якобы расчётами.
    В инете много чертежей ЧВР для 10ГД-34. Принципиально эти динамики мало чем отличаются, не смотря на огромнейший магнит у 25 ГДН-3-4

    • Синьор Распони из Турина пишет:

      Добрый вечер Семёну и всем форумчанам!

      Было немного свободного времени, поэтому решил прикинуть длину лабиринта, исходя их соотношения (по фото) размеров корпуса сабвуфера и размера применённого динамика (max 125 мм по паспорту). Получилось “примерно-приблизительно” 1350 мм. Не будем забывать и про краевой эффект – прибавка к длине лабиринта около 0,3x”Корень из площади сечения лабиринта”, то есть 3 см (хоть что-то, но в плюс). Итого получается 1 метр и 38 сантиметров (чуть было не напечатал “попугаев”).
      У динамика резонасная частота (55 плюс-минус 10) Герц – в допуски (по длине лабиринта) автор Евгений попадает.
      Можно попробовать “запереть” нижнее колено холлофайбером, чтобы как-то придавить первый обертон (не гармонику! ибо лабиринт не порождает никаких гармоник – труба линейна при таких давлениях звука) частотой примерно 186 Гц, хотя это вряд-ли сильно поможет.

      • Синьор Распони из Турина пишет:

        Рыбяты, “их” (во второй строке сверху) следует читать как “из” — тачпад глючит, не заметил опечатки.

      • семён пишет:

        Из своей небольшой практики – всякие синтетические наполнители (синтепон, холофайбер и прочие) как звукопоглотители просто никакие, я бы даже употребил матерные слова))
        А вот сендвичи из того же синтепона и традиционного ватина работают просто замечательно!
        Что касается прибавки в длине, то тут всё не так однозначно.
        Одно могу сказать, расчёт в Хорнреспе и практическая реализация в реальности с учётом применяемого наполнения (типа тот же синтепон) дают снижение частоты настройки Герц так на 5-8.
        Строить лабиринт с настройкой пониже может привести к появлению “седла”. Т.е. от 30 Гц он будет играть , но появление “седла”(ямы) на 50-60 Герцах очень портит звук.
        Сейчас в задумках сделать двухтрубный вариант. В реальности таких проектов крайне мало, но они есть. Задумка в перекрытии ямочек и пиков одной трубы я ямочками и пиками другой трубы. Для этого настройки труб должны быть разными.
        Что касается звука,.. после лабиринтов другие оформления слушать просто не хочется. Единственный конкурент лабиринтам это ЗЯ, но и то с большими оговорками.
        Суть лабиринта в том, что он полноценно использует отдачу тыльной стороны динамика.

        • А.Б. пишет:

          Потому что 50-60 Гц это реальная нижняя граница ощутимого баса , не создающего в комнате гула. А для частот 40-30 Гц комната нужна высокая и просторная, динамики – побольше .Тогда сложится.

        • Синьор Распони из Турина пишет:

          Добрый вечер форумчанам!
          Как и говорил выше, холлофайбер на 186 Гц мало поможет, да и ватин (настоятельно рекомендуемый “Инженером-акустиком “КБ Орбита”) — тоже, из-за малости его объёма в том колене. Тем не менее, в своих АС (по совету Инженера) применяю только ватин.
          По вопросу двухканального лабиринта скажу так: я бы сам этого не делал — попасть в точку сложновато, а попробовал бы сделать лабиринтную АС, но с широкой лицевой панелью, причем выход порта организовать либо сбоку либо сзади. Другими словами, динамик разместить не на узкой части АС, а на широкой стенке, там, где лабиринт будет свернут наподобие улитки.
          А про тандем ватин плюс синтепон мне пока не ясно. Если синтепон (холлофайбер) ничего не поглощают, то зачем их добавлять к ватину? Может подскажет Инженер-акустик из КБ Орбита?

  4. AndyMikh пишет:

    Есть готовый проект самого Рогожина для акустики S-30 и им подобных, Название: “Лабиринт S-32”. Там все размеры с учетом проверки с разными экземплярами динамиков 25ГДН-3-4 (10ГД-34). И не надо снова “изобретать велосипед”. Человек всё уже сделал и предлагает к повторению.

  5. Алексей пишет:

    А мне все нравится,человек заморочился,результат есть,он доволен.Не ошибается тот ,кто ничего не делает.Рогожина лабиринт или Сидорова,разницы нет.Важно ,что человек что то делает сам и получает от результата удовольствие.

  6. А.Б. пишет:

    20 фотографий и отзывы зеркала заднего вида – не впечатляют .
    Что-то важное упущено, а что- не помню. Но что-то главное, за что битва.
    Может эти. как их…..ачх, кажется…Или фчх…..Нет, все-таки ачх. Да, точно. АЧХ.
    Где они, искал- не нашел. Голову в кепке нашел, ачх не обнаружил. Значит и не было.
    Ну и ладно. Чай, не Страдивари какое-нибудь. Пацаны слушали, сказали зашибись. Значит, зашибись. Мамой клянусь, звукваще.

    • Andy_P пишет:

      А у Страдивари былО АЧХ?

      • А.Б. пишет:

        Будете смеяццо. БылО. Он его по звуку угадывал. И в учебнике по акустике видел сравнительные ачх скрипок кремонских мастеров, в виде ровной трапеции, в сравнении с нашими изделиями третьей балалаечной фабрики, с ачх в виде собачьей будки, рубленной топором. Отсюда и результат в виде звука.
        С колонками примерно то же самое. Баланс промазал- можно что угодно менять, от усилителя до шнурков, звука не добыть. Останется уговаривать себя и окружающих, что колонки не прогрелись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *