Изготовитель: Казанский завод радиокомпонентов, с 1975 года.
Назначение: акустическая система предназначена для высококачественного воспроизведения звуковых программ в сочетании с различными видами бытовой радиоаппаратуры. Входили в комплект электрофона “Электроника Б1-01” (25АС-421).
Технические характеристики:
Описание:
Данные системы являются копией акустических систем производства Германии «Grundig Box 740» или «Grundig Box 741» .Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из фанеры со съемной задней стенкой. Внутри корпуса для уменьшения внутренних резонансов применены ватные маты. Передняя панель состоит из комбинированных листов 12 мм фанеры и 18 мм ДСП и имеет общую толщину в 30 мм. Переднюю панель закрывает деревянная рамка с натянутой тканью. Вверху наклеен шильдик с названием АС.
В акустической системы применяются пара низкочастотных динамиков 20ГДН-1-8 (10ГД-30Е-32) и четыре 5ГДВ-1-8 (3ГД-31) в качестве высокочастотных. Громкоговорители НЧ установлены с внутренней стороны передней панели, а ВЧ снаружи.
Низкочастотный динамик 10ГД-30Е, имеет магнит альнико. Это сплав железа (53%), алюминия (10%), никеля (19%) и кобальта (18%). Сплав обладает высокой остаточной намагниченностью. Альнико получают литьем, из порошков и горячей деформацией слитка. Он обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением силы магнитного поля и стабильностью при высоких температурах (до 550°C).
Так же внутри на задней стенке акустической системы расположен электрические фильтры первого порядка. Катушка на воздушном сердечнике, конденсатор МБГО. Сзади прикручен шильдик с названием АС и основными техническими характеристиками.
Были ещё чуть другие 20АС, пищалки крепились изнутри передней панели, которая была изготовлена просто из одного листа фанеры толщиной 10 или 12 мм, а спереди была натянута на клею радиоткань, как у 10МАС. Даже без срезающей СЧ катушки явно недоставало серединки, верха были размытые, видимо из-за большого разноса пищалок по вертикали. Низа вопреки ожиданиям (всё-таки синфазная пара низовиков должна поднять НЧ на 3 дб, да и объём немалый) чрезвычайно слабые. В общем, при сравнении с обычными 10МАС явно проигрывают во всём, кроме разве что мощи. Пробовал включать 10ГД-30 не последовательно, а в параллель. Улучшений не наступило, разве что стало громче играть, так как вместо 16 Ом стало 4 Ом. А вот после замены одного (верхнего) 10ГД-30 на 4ГД-4 впараллель, отключения нижней пары пищалок с заменой штатного кондёра на одномикрофарадный и удаления катушки колонки зазвучали! Появилась чистая мощная середина, низа стали прослушиваться не с 70 Гц, а с 40-45 Гц, появился красивый мидбас и нижняя середина. Высокие локализовались и “посеребрели” (а если б ещё заменить 3ГД-31!). Но сильно грузить мощой колонки стало нельзя, чтоб не вывернуть 4ГД-4. Не более 8-10 Вт.
Тоесть, даный обьем корпуса больше подходит под один 10 гд 30? Судя из ваших наблюдений об изменениях в басе.
Хотел фотки добавить, но не знаю как это сделать!
К комментариям никак. Если есть хорошие фото по статье, то можете мне прислать на почту или в ВК, я прикреплю к статье.
Послушал их около года, потом разобрал, вырезал новую переднюю панель и всунул туда по одному 4А-28 ЛОМО. Всю внутренность плотно забил ватой (для виртуального увеличения объёма в 1,4 раза). И получил ЗВУК!!!
В “Радио” была статья по модернизации – оставляли только две верхние пищалки, одну нижнюю убирали, заглушив отверстие,а вместо другой нижней вставляли фазоинвертор.
Здравствуйте. Может, есть смыл добавить, что эти АС и https://ldsound.info/25-as-421-elektronika-b1-01/ являются одним и тем же? Только, как понимаю, 25 АС-421 шли в составе «Электроника Б1-01», а 20 АС-2 – в составе “Феникс-001-стерео”?
Если мне не изменяет память в паспорте этой акустики было указано что тип нч динамиков “компрессионный”, и так же была изображена схема правильной установки в комнате, с учетом направленности колонок их нужно было довернуть в центр помещения, было еще написано что эту акустику нельзя ставить к стене ближе чем на пол метра.
“Компрессионный” динамик – это маркетинговый бред. Есть “компрессионные” колонки – это когда упругость воздуха в корпусе значительно больше упругости подвеса, и резонанс определяется, в основном, именно упругостью воздуха.
Наоборот, акустические системы обычно стараются поставить поближе к стене, чтобы увеличить отдачу на низких частотах.
«“Компрессионный” динамик – это маркетинговый бред… »
А я не считаю это бредом.
Чтобы воспроизвести определённый уровень низких частот динамик должен привести в движение вполне определённый объём воздуха (который равен произведению площади диффузора на его максимальное осевое смещение).
Так вот, сравните два динамика с одинаковым приводимым в движение объёмом воздуха, но имеющие разные диаметры: один имеет ме’ньший диаметр, но при этом большое смещение Xmax, а второй – бо’льший диаметр, но небольшое Xmax.
В оформлении типа ЗЯ замкнутый объём будет препятствовать колебаниям диффузора; так вот, динамику с ме’ньшим диаметром будет легче играть в ЗЯ, потому что у него площадь диффузора меньше, и сила от давления (в ЗЯ) на него тоже меньше.
Разумеется, это зависит от соотношения Vas и V …
Есть также косвенные признаки – у компрессионных динамиков (с большим Xмax), как правило относительно невысокая чувствительность.
Вот случайно увидел в Интернете высказывания одного товарища (и полностью с ним согласен):
«Вообще, многие вкладывают свои понятия, в определение “компрессора”. Если же взять точно по определению, то компрессоры это в основном купольные ВЧ-СЧ головы имеющие компрессионную камеру.
Если говорить о АО (акустическом оформлении), то, скажем, ЗЯ может быть компрессионного типа, когда жёсткость подвеса сравнима с упругостью воздуха в ЗЯ. Ещё иногда говорят компрессионный подвес. Т.е. я там точно не помню соотношения гибкостей, но порядка 3-4 при котором ЗЯ типа “бесконечный экран” становится “компрессионным подвесом”. Т.е. отсюда, чем более гибкий и менее упругий подвес динамика по отношению к упругости воздуха внутри АС, тем явнее такой тип оформления выражается как “компрессионный подвес”.
Потому в народе динамики с мягкими “резиновыми” подвесами называют компрессионниками…»
Источник: https://www.hi-fi.ru/forum/forum177/topic88968/
Слово “компрессионник” употребляется только “в узком кругу ограниченных людей”. Ни в популярной, ни в специальной литературе такого термина не встречал. Этот термин не несет в себе никакого физического смысла, а был придуман в конце 50-х начале 60-х годов американскими журналистами именно с “пропагандистской” (популяризаторской) целью.
Использование этого термина указывает на непрофессионализм автора.
Как-то так.
“Этот термин не несет в себе никакого физического смысла, а был придуман в конце 50-х начале 60-х годов американскими журналистами именно с “пропагандистской” (популяризаторской) целью.” (с)
Типичный антиамериканский бред.
Термин “компрессионный” ( а не компрессорный, как частенько пытаются написать) означает лишь то, что динамик пригоден для использования в ЗЯ или ФИ. До появления таких голов, динамики работали в акустическом экране. На что собственно и рассчитывались.
P.S. Ограниченность, она в другом очень хорошо видна.
“Наоборот, акустические системы обычно стараются поставить поближе к стене, чтобы увеличить отдачу на низких частотах.” (с)
А при чём тут компрессионный динамик? Тут используется другой физический принцип.
В западной документации компрессионный подвес писали как “Pneumatic Suspension Speaker” и речь шла именно о подвесе, а не о динамике. Кто-то уже позднее стал говорить “компрессионник”
Это был ответ на заявление, что якобы АС надо ставить, причем даже указывалось расстояние 30 см (кстати, а почему не 40 или 20).
К динамику это, понятное дело, отношения не имеет.
“Типичный антиамериканский бред.”
Первичным было понятие “компрессионный” подвес. А потом журналюги все это расцветили и пустили термин “компрессионные” динамики. Кстати, ни один профессионал не использует этот термин. Поскольку, как я писал ранее, он ничего не обозначает – просто слова (бла, бла).
По поводу ящиков. Современные колонки своим происхождением обязаны американскому изобретателю Эдгару Вильчуру, который первым додумался посадить динамик в деревянный ящичек. Свое изобретение он запатентовал в 1954.
Но, самое смешное, что “фазоинвертор” был запатентован на 20 лет раньше.
“Компрессионные” сначала появились для рупорного оформления.
Эти динамики рассчитаны на подпор воздухом в нижнем спектре диапазона своего звучания который могли обеспечить “рупора”. Пищалка же без рупора пойдет в разнос вроде как?
А вот потом появились “закрытые ящики”.
Ящик малого обьема тоже подпирает динамик давлением.
Самые первые 10 гд 30 по своей концепции схожи с “компрессионными” поэтому их так и называли.
Их не желательно ставить в открытый ящик или в ящик большого обьема. С такими динамиками нежелательно применять фазоинвертор – появится гул
Главное не путать это с более поздними 25ГД-26 и 35 гдн, у которых жесткость подвеса значительно увеличили, там другой подвес, который еще покрыт слоем клея изнутри. Они стали более универсальными, пригодными как для ЗЯ большого обьема, так и для фазоинвертора.
У них повысилась собственная резонансная частота и фазик настроенный на две трети от этой частоты с ними работает более мягко без гула.
Кстати поэтому можно подпортить звучание всяких более современных колонок типа 75ас-102 если удалить с резинового подвеса слой клея, который там нанесен с завода.
ldsound У Фениксов -001 и 002 Акустика была 4 Омная поэтому данная акустика не могла входить в их комплект…
Феникс-003 мог.
Или были разные версии этой акустики 4 и 16 Ом или были разные версии Фениксов
но в Украинском Сервис Мануале описаны только 4 омные…
Электроника Б1-01 комплектовалась 16 Омной Акустикой 20 МАС-1