Акустическая система изготовлена на запчастях от 15АС-213 (на фото справа). На фото слева аналогичный ФИ на запчастях от 25АС-101. Обе АС со своим специфическим звуком, первая – “бубнелка обыкновенная” по причине хилости корпуса и сверхмалого внутреннего объема, вторая с мутной верхней серединой (понятно почему – НЧ не дотягивает до ВЧ). Форма корпуса и схема электрического фильтра ссылается на вариант Кубиков Салтыкова. Изготавливалась АС для использования в кабинете площадью 11 м2, на подоконнике. В будущем весь небрежный ужас скроется под драпировкой тканью. Поскольку я не гонщик за низами (да и 5″ НЧ динамик для этого не совсем подходит), был выбран спад приблизительно на 50 Гц.
Корпус
Корпус изготовлен из строительной фанеры толщиной 12 мм (толщина гуляет до 13 мм). Внешний размер: 280х264х136 мм, с верхней и нижней декоративными накладками будет квадратный – 280х280х136 мм. Внутренний объем 6,5 литров – симулятор WinISD показал способность динамика адекватно работать в таком объеме как ФИ, так и ПИ. По краям передней и задней панели сделана выборка стенок в половину их толщины под боковые панели. Ящик собран на клей ПВА. Изнутри место под установку НЧ динамика 25ГДН-3-4 усилено березовой фанерой толщиной 8 мм. На фото с вырезанным местом под ПИ хорошо видна внутренность.
Применение пассивного излучателя (ПИ)
В качестве оформления низкочастотного звена применен корпус с пассивным излучателем (ПИ), который обошел фазоинвертор (ФИ) по восприятию низких частот. Изготовление разных акустических оформлений (АО) одинаковых по формфактору и итоговым модельным характеристикам позволило произвести сравнительное прослушивание итоговых АС на предмет выявления особенностей звучания. ПИ звучит мощнее и чище (нет говорящего и фыркающего отверстия в корпусе). Чувствуется, что частоты вниз сильнее обрезаны (это по факту применения ПИ не избежать при той же полосе), но сами НЧ “тактильные”. Никакой “резиновости”, приписываемой ПИ, я не заметил. Играет красиво.
Пассивные излучатели были заказаны в Китае. Диаметр излучателей 67 мм, 75 мм, 85 мм, 95 мм и 160 мм. Я выбрал 160 мм, по центру подвеса – 123 см. Вес излучателя 73 г. У него как мне показалось самый широкий подвес и, по факту, очень качественная резина (говорю только за 160 мм). Это важно – размах смещения у ПИ при подводимой мощности 4 Вт составляет приблизительно 8-10 мм.
Излучатель вклеен в заднюю стенку, место вырезалось фрезером:
Вес оказался большим, резонанс ушел на 36 Гц (по памяти), низкие частоты завалились. Пришлось оторвать металлическую диафрагму и вклеить диафрагму из фомекса толщиной 3 мм и весом 16 г:
ПИ был черный из металла, теперь белый:
Резонанс ушел вверх, добавил пластилина весом 11 грамм:
Теперь резонанс, как предписал WinISD – 50 Гц. Небольшая калькуляция:
- вес половины подвеса ( 73 – 46 ) / 2 = 13,5 грамм
- вес диафрагмы из фомекса 16 грамм + пластилин 11 грамм = 27 грамм
- итого: 40,5 грамм – вес подвижной части ПИ, площадь 112 см2
В симуляторе выглядит так:
фабричный ПИ 59,5 г (розовая линия)
облегченный ПИ из фомекса 40,5 г (зеленая линия)
Из симулятора WinISD. Импеданс и АЧХ двух ПИ, один 5″ (розовый), второй – 8″ (желтый):
ВЧ динамики
6ГДВ-2 от 15АС-213 оказались совсем плохими, а 3ГДВ-1 в очередной раз подтвердили свою годноту. Над отверстием ФИ видны старые врезки под 10ГД-35, не срослось). Но в качестве ВЧ были взяты динамики Ghxamp с Али, якобы Technics (упоминались у нас на форуме), пришлось помучаться и с разделом, и с наклоном АЧХ, но в итоге состыковались. Однако, резкий всплеск АЧХ +10 дБ на 12 кГц резал слух и пришлось понизить уровень ВЧ, заодно диапазон прибился к ВВС на 4 дБ. Стало чуть “темнее”, но уже не “свербит” в ушах – теперь понимаю, почему АБ нравится ВВС смайл.
Фильтр
Электрический фильтр от кубиков Салтыкова. АС в варианте ФИ (ВЧ динамик 3ГДВ-1) свелась просто и сразу – претензий к звуку никаких. А вот с китайским ВЧ или с TW-70 все очень плохо. Пик на 10-11 кГц порядка +10 дБ и исправить его очень тяжело. Поэтому применение этих динамиков не вариант, 3ГДВ-1 намного лучше, они просты в стыковке и дают на мой вкус прекрасное звучание. Окончательная АЧХ для ПИ получилась с ВВС провалом. Все из-за злосчастного пупыря на 10-12 кГц. Звук несколько мягковат, в некоторых фрагментах с высоким содержанием высоких частот сплошного спектра прорывается высокая “с-с” (в основном касается голосов солистов). А вот разные инструменты вроде щеточек и тарелочек не подчеркиваются, вопреки ожиданиям.
Номиналы моего фильтра следующие:
НЧ – 0,66 мГн, 27 Ом, 11 мкФ
ВЧ – 4,7 мкФ, 0,25 мГн, 4,7 мкФ и 15 Ом.
Готовый вид АС
Драпировка фактурной тканью. Очень эффективный и практичный прием доведения до более менее потребного вида. Отлично прописались в интерьер, постоянно в работе – нисколько до сих пор не надоели, даже наоборот. Правда, произошла смена непотребной головки ВЧ на более способный 3ГДВ-1 с небольшими поправками в фильтре ВЧ. Также поднята частота ПИ для повышения нижнего среза (удален дополнительный груз с мембраны ПИ).
Для представление о размерах АС можно взглянуть на фото вместе с другой моей работы виде ЗЯ на 25ГД-26Б . За исключением высоты, все остальные размеры одинаковые.
Автор работы: Сергей
Абсолютно согласен с автором. Я такой опыт проводил лет 10 назад. И считаю ПИ самым лучшим оформлением. Нет шума из трубы ФИ. Повышается отдача в диапазоне 30 – 100Гц. И никаких искажений не прибавляется. Вот только я против установки ПИ на задней стенке. Там появятся отражённые от стены волны. И как они ссуммируются в пространстве это вопрос. Лучше на передней или на нижней , но с ножками. Это тоже проверено.
Пугаете сами себя и других надуманной “отраженной от стены ” волной. Она и без вашего испуга отразится откуда надо. Потому как круговая и ей фиолетово, откуда начинаться, спереду чи сзаду.
Приветствую Александра!
А как же быть с нелинейностью подвеса ПИ? Или она там роли не играет? А то к нелинейности подвеса динамика добавили нелинейность подвеса ПИ.
Нет уж –лучше пассивный ящик (ПЯ)! Нет шума трубы ПИ (а на каких уровнях громкости и в каком положении тембра НЧ), зато есть хлюпанье (дырявого) ПИ, о котором народ уже говорил 🙂 .
Пассивный Ящик. Новый шедевр из Турина. Блеск!
Остается добавить, что самый важный секрет пассивного ящика- внутри него находится вакуум, накачанный туда под отрицательным давлением. Иначе идея теряет смысл.
Искажения прибавляются – https://ldsound.club/index.php?threads/garmonizator.939/#post-83783
Подскажите, а если к корпусу 25 АС-101 пргородить пищалку Ghxamp с вашим фильтром, толк будет?
Однозначно, будет.
25гдн3-4 выше 3кГц пускать нельзя, а 10гдв2-16 ниже 5кГц. Советские разработчики раздел сделали на 5кГц. По этой причине 25ас101 имеет “мутный” звук. Китайские пищалки имеют низкую резонансную частоту, что позволяет сделать раздел на 3-4кГц. Насчёт направленности конусных бумажных ВЧ не стоит беспокоится, у купольных она не намного лучше, если вообще лучше.
Единственно, караоке не стоит через них пускать, да не наваливать сильно. Хотя, GHXAMP отрезана третьим порядком и в итоге адекватна по мощности НЧ динамику 25гдн3-4.
добавлю интересное применение акустики с пасс
25 АС-128 (328) Электроника и 35ас 013 , по 013 когда стоят просто на полу не в углах и не на подставках звук был интереснее любых S90 хотя те тоже стояли на полу всегда, а 25 ас 128(328), попались измерения любителем проверок, и оказалось на полу 25ас128 ачх ровнее , за счет экрана пол . он сравнивал и на подставках , полках и в углах подвешеные. именно с пасс. ради интереса поставил просто на пол 25ас128 .понятно стерео не ловишь , но бас стал ровнее