10 АС-412 «Романтика»

Изготовитель: Харьковский ПСЗ им. Шевченко, выпуск с с 1979 года.

Технические характеристики:

Рабочий диапазон частот: 63 – 18000 Гц

Номинальное сопротивление: 8 Ом

Габаритные размеры (ВхШхГ): 424x274x240 мм

Описание:

На первый взгляд довольно простая АС, но в ней заложена очень интересная конструкция – установка динамиков по принципу “тяни-толкай”. Акустическая система 10 АС-412 использовалась в составе стерео радиолы “Романтика-112-стерео”. Корпус АС выполнен из фанеры, фанерован шпоном и покрыт лаком. Лицевая панель закрыта декоративной пластиковой накладкой. Применена пара динамиков 10 ГД-36Е, установленных друг за другом и включенных последовательно.

Лицевой динамик огражден от заднего объема и играет в своем, закрытом фанерой боксе, сзади которой установлен второй динамик. Второй динамик играет на передний (общий) и задний объем.

28 комментариев: 10 АС-412 «Романтика»

  1. Алексей Климов пишет:

    Глядя на эти АС возникает только один вопрос – зачем такие сложности?

    • Марков Николай пишет:

      Обалденно… Не видел такого чюда. Там какое-то подобие фильтра? Ведь задний должен работать только на НЧ. Хотели уменьшить эквивалентный объём, а прибили чутьё…

      • Алексей Климов пишет:

        Скорее всего, задний динамик работает в ШП режиме, а передний воспроизводит только СЧ/ВЧ посредством фильтра первого порядка (два электролита) и через резистор, гасящий чувствительность головки.

        • Марков Николай пишет:

          И какая тогда будет эквивалентная модель сего чуда на НЧ? И зачем ВЧ и СЧ заднему… Нескладушки, однако.

          • Алексей Климов пишет:

            Да… Глянуть бы схемку этих АС, тогда все вопросы бы отпали, а то на фото мало что видно.

            • Вадим пишет:

              Вот накопал, смотрите http://radiostorage.net/4212-raschety-i-konstrukciya-samodelnoj-akustiki-so-sdvoennymi-dinamikami.html Только у меня теперь появились и другие вопросы

              • LDS пишет:

                Эту имеете в виду?

                • Вадим пишет:

                  Ну да.(Да и вообще интересная статья) Схема рис.2-г походит , так же включены дины и в нашей АС, но….. зачем резистор 8 Ом? Был ещё вопрос по щелям в боксе АС в палец толщиной- реально по 1 см где то- думал, может так надо(ну не могли же до ТАКОЙ степени похабно делать)- оказывается могли :)

                  • LDS пишет:

                    Возможно уменьшить давление переднего динамика, чтобы задний хоть както было слышно, с его низкими частотами.

                  • Сергей Анатольевич пишет:

                    4 года назад общался на эту тему с Владимиром Кольным – начальником цеха производства Романтики на Заводе им. Шевченко и её главным конструктором. Да всё некогда было здесь написать.

                    Причины, почему была изначально добавлена вторая ГДШ в колонку 10Ас-412 с последовательным подключением головок громкоговорителей для поднятия сопротивления до 8 Ом, а так же почему был добавлен резистор в схему, – в усилителе самой Романтики 112.
                    Как сказал Владимир – он “получился” слишком мощным. 4х омная акустика попросту горела даже на минимально-средних громкостях…
                    )))
                    У нас была 112я. И я снова прикупил полтора года назад на память. И аж 2 комплекта этой акустики смог найти. Хочу сателитами поставить для домашнего кино 7+1.
                    Отец купил и привёз в 1983м пару Орбита 35Ас216 и Романтика 112 прекрасно и спокойно её “раскачивала” фактически до её практического предела.
                    Усилитель, получается, по тем временам был очень мощный.

    • LDS пишет:

      Система похожа на применяемой в техниксе: https://ldsound.info/technics-sb-m10000/ Но думаю здесь были другие цели) А вообще очень интересно, ничего подобного до сих пор в акустике СССР не встречал.

  2. Alik пишет:

    Чудо чудное,диво дивное…Один динамик там явно лишний…

  3. Фёдор пишет:

    Никакого фильтра м/у передним и задним ГД, нет.
    Стандартная сборка на сдвоенной головке. Устанавливать можно и диффузорами друг к другу, но с параллельным подключением в противофазу(обычно делалось, на 8-ми омных динах), либо как в данной конструкции один перед другим.
    О плюсах такого построения было даже как то в журнале Радио написано, толи в середине-конце 80-х,толи в начале 90-х. На динах 6ГД-2(НЧ), 15ГД-11(СЧ) и 6ГД-13(ВЧ)

    • LDS пишет:

      В том и дело, что для НЧ это хорошо, а зачем для ШП делать?) Или из того что было сделали.

  4. Вадим пишет:

    Сегодня вместе со 102 Илетью зацепил и АС от 112 Романтики- отворачивал заднюю стенку с лёгким трепетом, и вот… такая же(почти) система, за исключением того, что задний динамик установлен на своеобразном пьедестале паралельно переднему, вечером изучу внимательно и сфоткаю. Буду заказывать подвесы и посмотрю потом- чем же всё таки они отличаются от стандартных- 10ас-207 (в наличии).
    Вот такая как бы схема

  5. Вадим пишет:

    Что то не едут лыжи. Когда разбирал и зарисовывал схему было недосуг и не вникал, а вот собрал назад с переклеенными подвесами и озадачен. Ошибиться не мог- рисовал с одной и затем второй колонки, что бы не напутать. Никак они не получаются 8-и Ом-ными в таком включении странном. МОжет модернизаторы что то напутали- поскольку АС явно разбирались и подводящие провода не родные. Может у кого есть на данный момент такие и есть возможность срисовать схему вкл.динамиков. Сопротивление получилось ессно 16 Ом- повесил на один канал(на втором 10ас-207) которая заметно лучше звучит.

  6. Andy_P пишет:

    Да, схема, как минимум странная.

    • Вадим пишет:

      Посмотрите, чуть выше в обсуждении- я давал ссылку на статью по подобному включению динов- кажется странно, если(как в моём случае) непонятна физика процесса, а так всё верно получается, единственно не пойму назначение сопротивления 8 Ом, и надпись на АС (8-Ом)- не сходится.

      • Andy_P пишет:

        Так и я о том-же, резистор в таком включении лишний.

      • Andy_P пишет:

        Может, резистор последовательно с конденсаторами? Другого применения я ему не вижу

        • Вадим пишет:

          Наверное мы не узнаем уже, что же нам хотел сказать автор. У меня уже мысли, что оно там находилось с прицелом на какуую то особенность в включения в будущем- ну не нужно оно там. И тем более последовательно с конденсаторами, поскольку- <> (c) Пойду собирать вторую- уберу R и посмотрю, что получится со звуком.

          • Вадим пишет:

            Цитата спряталась. Вот она- По этой же причине при сдваивании широкополосных головок для воспроизведения всего диапазона частот сдвоенной головкой необходимо звуковую катушку внутренней головки зашунтировать конденсатором соответствующей емкости, сопротивление которого на частоте 1000 Гц примерно в десять раз меньше модуля электрического сопротивления головки

            • Сергей Анатольевич пишет:

              Это откуда цитата?
              Журнал радио? Та самая статья начала 80х с описанием схемы акустики с внутренними громкоговорителями?

      • Сергей Анатольевич пишет:

        Я выше описал причины того, зачем её сделали 8ми омной.

  7. Сергей Анатольевич пишет:

    Я прикупил аж 2 комплекта такой акустики. С достаточно отличающейся датой выпуска. Один комплект, к сожалению, открывался радиолюбителем для смены подвесов.
    Не исключаю, что он мог вмешаться в схему.
    Как дойдут руки до реставрации, постараюсь сфотографировать схемы в обеих парах и выложить здесь.

  8. Распони из Турина пишет:

    Добрый день!
    Посмотрел на фото колонок и прикинул схему. Левый вывод динамика это “плюс”.
    Если с цветом проводов или с подключением не напутали, то эскиз должен быть правильным. Номиналы резисторов мне не известны.
    При добротности динамиков под единицу ставить последовательно резистор — ещё сильнее раздемпфировать динамики в закрытом ящике.
    А RC – цепь уподобим “очень мощному” Цобелю, чтобы звучало громчее.
    Вдогонку. Не заметил (даже с электронным микроскопом) внутри какого-либо количества звукопоглотителя. Видимо, акустическую энергию поглощают мощные резисторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.